§ 31. Вход Господень в Иерусалим (Мк. 11:1–11; Мф.21:1–17; Лк. 19:29–46; Ин. 12:12–18) За шесть дней до праздника Пасхи Иисус Христос отправился из Вифании в Иерусалим. Подходя к Иерусалиму, Он приказал ученикам привести из ближайшего селения ослицу с осленком. Когда они привели и возложили на них одежды, то Иисус Христос воссел на молодого осла и продолжал Свой путь в Иерусалим. Ученики, а за ними и множество народа, постилали по дороге одежды, а другие резали пальмовые ветви и бросали их, восклицая: «Осанна (спаси), Сыну Давидову! Благословен грядый во имя Господне! Осанна в вышних!». Прибыв в Иерусалим, Иисус Христос вошел в храм, выгнал оттуда продающих и покупающих и стал учить народ. Приступили к Нему хромые, слепые, и Он исцелял их. Дети, подражая старшим, также прославляли Господа и взывали: «Осанна, Сыну Давидову». Торжественный вход Иисуса Христа в Иерусалим Православная Церковь празднует в воскресенье за неделю до Пасхи. На всенощном бдении, после чтения Евангелия, освящаются вербы и раздаются верующим, поэтому и праздник называется Вербным Воскресеньем. Тропарь праздника. Общее воскресение прежде Твоея страсти (прежде Твоих страданий) уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы победы знамения носящее (нося распускающиеся вербы, как знамения победы над смертью ), Тебе, Победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне. § 32. Учение Иисуса Христа о двух главных заповедях (Мф. 22:35–40) После торжественного входа в Иерусалим, Иисус Христос учил народ в храме. Один законник спросил Его: «Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?». Иисус Христос отвечал: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всей душой твоей и всем разумением твоим. Это есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего как самого себя». На этих двух заповедях утверждается весь закон Божий 10 . § 33. Изображение Страшного Суда (Мф. 22:35–40) О Своем втором пришествии на землю и о Страшном Суде Иисус Христос учил следующим образом: «Сын Человеческий придет во славе и все святые Ангелы с Ним, и сядет на престол славы Своей. Тогда соберутся пред Ним все народы, и Он отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов. Праведных Он поставит по правую сторону, а грешников по левую. И скажет Царь там, которые стоят по правую сторону: придите, благословенные Отца Моего, и наследуйте Царство Небесное, потому что, когда Я был голодным, вы накормили Меня; жаждал, вы напоили Меня; был странником, вы одели Меня; был болен, вы посетили Меня. Когда праведники скажут Ему в ответ: Господи, когда мы видели Тебя алчущим и накормили, или жаждущим и напоили, странником и приняли… Царь скажет им в ответ: «истинно говорю вам, что вы сделали одному из меньших братий Моих, то сделали Мне». |
Последующее записано со слов Умара, который говорил: «Собственность, брошенная племенем Надиров, была дарована Аллахом Его Посланнику, и ради нее не снаряжалось никакой экспедиции ни на конях, ни на верблюдах. Вся эта собственность была предназначена Пророку, и за вычетом годовых расходов семьи, он потратил все деньги на закупку лошадей и оружия, в качестве подготовки к джихаду». Мухаммед не терпел критики со стороны иудеев, и он позволил бы им жить мирно, если бы не было угрозы, что они могут объединиться с врагами Мухаммеда, чтобы воевать с ним. Встречи Иисуса с иудейскими священниками За шестьсот лет до Мухаммеда евреи времен Иисуса тоже критически отнеслись к новому посланию. «Когда Он говорил им это, книжники и фарисеи начали сильно приступать к Нему, вынуждая у Него ответы на многое» ( Лк.11:53 ; Инж., Лк.11:53 ). Так же, как и Мухаммеда, иудеи просили Иисуса явить им какое-нибудь знамение. «Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение. Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» ( Мф.12:38-40 ; Инж., Мф.12:38-40 ). Иисус использовал пример с Ионой, чтобы сказать о том, что Он пробудет в могиле в течение трех дней перед тем, как вновь вернуться к жизни. Доказательством божественной силы Иисуса была также Его возможность исцелять и творить чудеса. Когда Иисус учил Своих апостолов, Он сказал им: «Верьте Мне, что я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам» ( Ин.14:11 ; см. также Мф.9:2-7 ; Инж., Юхан 14:11; Мф.9:2-7 ). Религиозные лидеры подчас вызывали у Иисуса гнев. В Евангелиях несколько раз встречаются эпизоды, когда Иисус высказывается против них достаточно жестко (см. Мф.23 ; Мк.7:1-23 ; Ин.8:42-59 ; Инж., Мф.23 ; Мар.7:1-23 ; Юхан 8:42–59). Он также использовал притчи, изобличая этих людей и показывая, что они неправильно действуют (см. Мф.21:28-46; 22:1-14 ; Инж., Мф.). Однако Он никогда не призывал к тому, чтобы причинить им какой-либо вред. |
Воздерживаются христиане постом от мяса, молока и, вообще, от скоромной пищи не потому, что она не хороша, как думают хлысты, но для обуздания тела. Мясо признают творением диавола только еретики: «Дух ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам, обольстителям и учениям, бесовским, чрез лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением, ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением» ( 1Тим.4:1–4 ). Пост положен людям еще в Раю: «Сказал Бог; вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя: вам сие будет в пищу» ( Быт.1:29 ). «От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла, не ешь от него»... ( Быт.2:16, 17 ). Значит, хоть и все плоды можно было есть, а на одни пост наложен. В Ветхом Завете все великие праведники постились: Постился Моисей ( Исх.24:18 ; Исх.34:28 ; Втор.9:9 ). Постился царь Давид ( 2Цар.3:35 ; Пс.34:13 ; Пс.108:24 ). Постился пророк Илия ( 3Цар.19:8 ). Постился пророк Даниил ( Дан.10:2–3 ). Посты общие Постились израильтяне ( Суд.20:26 ; 1Цар.7:6 ; 1Цар.31:13 ). Постились ниневитяне ( Ион.3:5 ). Они – пример нам: «Все это происходило с ними, как образы, а описано в наставление нам, достигшим последних веков» ( 1Кор.10:11 ). Если не будешь подражать посту древних, то Господь осудит: «Ниневитяне восстанут на суд с родом сим, и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы» ( Мф.12:41 ). А сектанты ни каяться не желают, говоря, что они безгрешные, ни поститься не хотят, считая себя лучше Христа и Апостолов Его. Новозаветный пост Первым Спаситель постился и нам этим дал пример поста: «Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола... постившись 40 дней и 40 ночей, напоследок взалкал» ( Мф.4:1–2 ). Спаситель указал, что пост полезен для победы над диаволом: «Сей род (бесовский) не может выйти иначе, как от молитвы и поста» ( Мк.9:29 ). |
Лк.20:39 . Отвещáвше же нецый от книжник рекóша: учителю, дóбре рéкл еси. (На это некоторые из книжников сказали: Учитель! Ты хорошо сказал.) Нецыи (некоторые) от книжник и пр. Это значит, что, несмотря на то, что вместе с саддукеями, Господь посрамил и самих фарисеев, некоторые из сих последних, по своей ненависти к первым, вслух высказали свое удовольствие, что противная им секта потерпела посрамление (Сл. Мф.22:34 ). У еванг. Матфея тут прибавлено: народ, слышав, как Господь посрамил фарисеев и саддукеев, дивился учению Его. А саддукеи, верно, как и фарисеи, оставили Христа и ушли, не уверовав в Него и не убедившись Его учением. Такова, скажем опять, злоба и упорство! Вопрос Господа фарисеям о Мессии, чей Он Сын. Этот вопрос, поставивший книжников в большое затруднение, находится и в Евангелиях Матфея ( Мф.22:41, 46 ) и Марка ( Мк.12:35, 37 ), и ев. Лука излагает его почти в одних и тех же словах, что и у них. Он дан был Господом фариееям и саддукеям после их вопросов Ему о дани Кесарю и воскресении мертвых и после того, как они, услышав поразительные ответы Господа, как замечает еванг. Лука, умолкли, – не смели спрашивать Его ни о чем (ст. 40). Св. Златоуст так говорит о причине, по которой Господь предложил фариееям вопрос о том, чей Мессия сын. Он, как сердцеведец, знал, что фарисеи предлагали ему вопросы с затаенною мыслию: не назовет ли Он Себя Сыном Божиим и Богом; тогда они обвинили бы Его в богохульстве. Как бы отвечая на эту тайную их мысль, Господь предложил им с Своей стороны вопрос, неприметным для них образом приводя их к тому, чтобы они не только Отца, но и Его признали Богом. Лк.20:40 . Ктомý же не смеяху егó вопросити ничесóже. Речé же к ним: Лк.20:41 . кáко глагóлют Христá Сына Давидова быти? Лк.20:42 . Сáм бо Давид глагóлет в книзе псалóмстей: речé Госпóдь Гóсподеви моемý: седи одеснýю менé, Лк.20:43 . дóндеже положý враги твоя поднóжие ногáма твоима. Лк.20:44 . Давид ýбо Гóспода егó нарицáет, и кáко Сын емý éсть? (И уже не смели спрашивать Его ни о чем. Он же сказал им: кáк говорят, что Христос есть Сын Давидов, а сам Давид говорит в книге псалмов: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Итак, Давид Господом называет Его; как же Он Сын ему?) |
Не о всех вас говорю — речь о значении умывания ног прерывается мыслью о предателе, который исключил себя из общины, объединённой любовью к Иисусу. Я знаю, которых избрал — эти слова могут значить или “Я знаю, кого Я воистину избрал, и среди этих избранных нет Иуды”, или “Я знаю тех, кого Я избрал, и поэтому знаю, что Иуда, несмотря на то, что был избран Мной, предаст Меня”. Ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою — цитата из Пс 40:10, причём перевод с еврейского у Иоанна не совпадает с Септуагинтой. Глагол со значением ‘есть’ — то же самое mrugein, которое используется в отрывке о Хлебе Жизни (6:54–57), то есть может подразумеваться евхаристический хлеб, недостойным причастником которого при таком понимании стал Иуда. Поднял на Меня пяту — по-видимому, здесь идиоматическое выражение, которое означает ‘презирать, отвергать, насмехаться’. Теперь сказываю вам, прежде нежели то сбылось — ср. 14:29. Слова Иисуса непонятны в тот момент, когда Он их произносит (см. ст. 7), но их вспомнят потом, и их смысл будет понят учениками благодаря действию Духа (14:26). Дабы, когда сбудется, вы поверили, что это Я — ср. 14:29; о выражении ™gu e„mi ‘это Я’, букв. ‘Я есмь’, одном из центральных в Евангелии от Иоанна, см. комментарий к 6:35 7 ; здесь оно без именной части сказуемого, как в 8:24, и отсылает к Ис 43:10 (чтобы вы знали и верили Мне, и разумели, что это Я). К ст. 20 ср. Мф 10:40 и параллельные места. Принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает; а принимающий Меня принимает Пославшего Меня — и в миссии Иисуса, и в миссии Церкви миру открывается Сам Бог. Иисус совершает дела Отца (5:19), видеть Его — значит видеть Отца (1:18; 14:9), ученикам предстоит совершить дела ещё более великие (14:12), и их любовь друг к другу — откровение единства Сына и Отца (13:35; 15:9–10). Иисус возмутился духом — ср. 11:33 (восскорбел духом и возмутился); Додд усматривает тут отсылку к Пс 41:6. Засвидетельствовал — ср. употребление этого слова в 1:32 и 4:44. Предсказание о предательстве в Ин буквально совпадает с Мк 14:18. |
Но иудеи настаивали, говоря, что Он возмущает народ, уча по всей Иудее, начиная от Галилеи до сего места... Пилат, услышал про Галилею, спросил: «Разве Он Галилеянин?» И узнав, что Он из области Иродовой, послал Его к Ироду, который в эти дни был также в Иерусалиме ( Лк. 23:5–7 ). Прокуратор был рад отделаться от этого неприятного для него дела ( Мф. 27:11–30 ; Мк. 15:1–19 ; Лк. 23:1–6,13–25 ; Ин. 18:29–40,19:1–16 ). Иисус Христос у царя Ирода Антипы Ирод давно уже слышал о Нем и собирался убить Его еще в Галилее, о чем фарисеи сами когда-то предупреждали Христа. Обвинители могли надеяться, что Ирод скорее, чем Пилат приговорит к смерти их врага. Однако, в данное время царь был настроен по-праздничному и мирно. Он даже обрадовался, что к нему привели Христа, «ибо давно желал видеть Его, потому что много слышал о Нем и надеялся увидеть от Него какое-нибудь чудо и предлагал Ему многие вопросы». Если бы Христос хотя бы в самой малой мере отозвался на благодушие царя и удовлетворил его любопытство, то Он вероятно немедленно был бы освобожден и отправлен в Галилею. Ирод с удовольствием сделал бы это на зло фарисеям и Синедриону, с которыми у него всегда были свои счеты. Но Христос ничего не отвечал царю. Тогда Ирод, разочаровавшись и рассердившись, но не теряя своего праздничного благодушия, решил так же, как и Пилат, уклониться от суда. Признал Христа мечтателем, но совершенно безопасным для государства. Однако позволил себе поиздеваться над Ним: приказав воинам уничижить Его, т. е. избить и насмеяться, велел одеть Господа в светлую шутовскую одежду и отослал обратно к Пилату ( Лк. 23:8–12 ). Этот случай послужил поводом для восстановления дружбы Пилата и Ирода, ибо раньше они были во вражде. Так что дружба с миром оказалась враждой к Богу. Иисус Христос вновь перед Пилатом Между тем, перед Преторией 40 Пилата собиралось все больше народа ( Лк. 23:13 ). Одни шли, чтобы видеть суд над Пророком Галилейским, другие, чтобы подавать голос за освобождение какого-нибудь узника, как это обыкновенно делалось перед праздником Пасхи. Враги Христа были обеспокоены затяжкой дела и возможностью того, что, может быть, народ, всего несколько дней назад торжественно встречавший Иисуса с пальмами в руках в Иерусалиме, потребует Его освобождения. Они старались возбудить против Него чернь и подонки населения. |
Скачать epub pdf Глава 10 Иносказательные изречения Господа о двери во двор овчий и о добром пастыре (10–18), и распря о сем между иудеями (19–21). Речь Господа о Себе как Мессии в праздник обновления (22–39) и удаление Его на Иордан (40–42). 1. Ин. 10:1 . Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник; Иез. 34 ; Пс. 22 д.; Пс. 79 д.; Иер. 23 д.; Мих. 2:12 . 2. Ин. 10:2 . а входящий дверью есть пастырь овцам. 3. Ин. 10:3 . Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовёт своих овец по имени и выводит их. Мк. 13:34 ; Деян. 14:27 ; Ис. 43:1, 45:3 . 4. Ин. 10:4 . И когда выведет своих овец, идёт перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его. 5. Ин. 10:5 . За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса. Истинно, истинно говорю вам и пр.: продолжается речь к фарисеям, начатая в конце предшествующей главы в ответ вопрос – И они не слепы ли (40–41). После грозного ответа на насмешливый вопрос их, Господь иносказательно раскрывает им, что они не истинные, как они мечтали, руководители религиозной жизни народа, и гибельные руководители, если бы только слушался их народ, – что они только развращают народ, ясным выражением чего служит их злобное противодействие истинному руководителю народа – Мессии. Эта речь Господа идёт не прерываемая, как обыкновенно, спорливыми фарисеями, потому что они не понимали сначала иносказательной речи Его (ст. 6), и это дало Ему удобство беспрепятственно, не прерывая, за один раз представить прекрасное иносказание во всех его чертах. Когда уже Он окончил изображение, тогда только поняли Его враги Его, и произошла между ними, как нередко, распря (ст. 19–21). – Кто не дверью входит во двор овчий и пр.: образ выражения заимствован от пастушеской жизни в Палестине. Для ночлега стад, когда почему-либо неудобно было оставлять их на ночь на пастбище, пользовались иногда природными пещерами, по местам довольно обширными, иногда делали особенные более или менее обширные искусственные загороди, иногда открытые, иногда крытые; сюда на ночь загонялись стада, закрывались двери, и кто-нибудь из пастухов, большею частью не главных, оставались при дверях на страже (ср. прим. к Лк. 2:7–8 ). – Кто не входит во двор овчий прямым законным путём – чрез дверь, тот этим самым показывает, что он не собственник стада и не законный пастух, а хищник – вор и разбойник, ибо собственнику и пастуху нет нужды входить не чрез дверь. – Перелазит инуде: через изгородь, которая большею частью была не очень высока, или проломав дыру, или чрез подкоп и пр. – Вор – тот, кто похищает собственность другого без шуму, тайком; разбойник – тот, кто отнимает силою. |
40. Тайная Вечеря ( Мф.26:17–35 ; Мк.14:12–25 ; Лк.22:7–38 ; Ин.13:1–38 ) Пасхальная вечеря Приближалась Пасха. Это был самый великий иудейский праздник, в котором принимало участие все население. Иисус с двенадцатилетнего возраста каждый год приходил на эти дни в Иерусалим. В первый день опресноков, когда нужно было заколоть пасхального агнца, ученики Христовы спросили своего Учителя: «Где хочешь есть пасху? мы пойдем и приготовим» ( Мк.14:12 ). Тогда Господь послал Петра и Иоанна, сказав им: «…При входе вашем в город, встретится с вами человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним в дом, в который войдет он, и скажите хозяину дома: Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? И он покажет вам горницу большую устланную; там приготовьте» ( Лк.22:10–12 ). Враги Христа внимательно следили за Ним, чтобы схватить Его без народа, когда Он будет наедине с учениками. Пасхальная ночь была для этого очень удобным моментом, так как в это время все были заняты приготовлением к празднику. Поэтому Господь и сокрыл от Иуды место, где будет есть пасху. По Его велению апостолы Петр и Иоанн нашли комнату и там приготовили все, что требовалось по закону. Еврейская Пасха праздновалась в четырнадцатый день нисана (марта). К вечеру этого дня каждый израильтянин обязан был совершить пасхальный обряд. «Пасхой» назывался агнец – ягненок, которого после предписанного законом приготовления, не ломая костей, съедали с горькими травами в память исхода евреев из Египта и освобождения их от рабства фараона (см. Исх.12:17–27 ). Пасхальный агнец, служа напоминанием бывшего благодеяния Божия израильскому народу, в то же время являлся пророческим прообразом Агнца Божия, то есть Христа, Который добровольно пошел на заклание ради освобождения рода человеческого от рабства греха, смерти и диавола. И теперь, когда настало время заменить кровь пасхального агнца Собственною Кровью, Христос пришел в Сионскую горницу, чтобы наедине с апостолами в предсмертный Свой час, положить конец Ветхому Завету и утвердить Новый . «Очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания, – сказал Он, – ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием» ( Лк.22:15–16 ). |
5) О ниспослании Святого Духа Ин.14:16–17:20 . «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет... В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моём, и вы во Мне, и Я в вас...». Объясн. Под «миром», который не может принять Духа истины, разумеются неверующие во Христа: Ин.12:31:14:30 , таковы представители этого мира – иудеи, говорившие о Христе, что в Нём бес: Мф.12:24 ; знающими Духа истины названы ближайшие ученики Господа и другие уверовавшие в Него и испытавшие на себе действие Святого Духа через слово Господа: Ин.15:3 . Действие Святого Духа было ещё предуготовительно: Ин.7:39 , и только в день Пятидесятницы выполнилось обетование Господа о ниспослании Святого Духа: Деян.2:1–4 . 6) О жизни по духу Гал.5:25 . «Если мы живём духом, то по духу и поступать должны». Объясн. Ходить духом – значит обнаруживать в жизни своей те качества, кои суть плод духа: ст.22–23. Жизнь духовная – неистощимый источник утешений; но утешения эти не даром достаются: Лк.21:19 ; Евр.12:1 . Флп.4:5 . «Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко». Объясн. Возбуждая в филиппийцах радость о Господе, апостол просит быть кроткими, не заботиться ни о чём, но всё испрашивать молитвой у Бога и для пребывания в мире с Богом соблюдать всё, чему они научились у апостола: ст.4–9. Для страдальцев за Христа близость к Господу была признаком скорого окончания их страданий: Флп.1:23 . 7) О жизни вечной Мф.19:16 . «И вот некто подошед сказал Ему: Учитель Благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?». Объясн. «Чтобы иметь жизнь вечную», необходимо соблюдать заповеди, слушать слово Иисуса Христа и веровать в Пославшего Его: Ин.5:24 ; кто будет веровать и креститься, спасён будет: Мк.16:16 , и при правой вере необходимо провождать добродетельную жизнь: 1Пет.2:12 . Мк.10:40 . «А дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано». |
Из многочисленных случаев употребления в Ветхом Завете слова “чудеса” ( ), большая часть употреблена в прямой связке с “знамениями” ( ъъКаКдИ ), что заставляет предположить доминирующее (но все же не единственное!) понимание смысла чудес как особого вида знамений 15 . Однако в Новом Завете все кардинально меняется. При обилии чудес ( t¦ ), знамения ( t¦ shme‹a ) не просто отходят на второй план, их не просто становится меньше, — можно сказать, что они принципиально отвергаются. Христос отвергает предложение сатаны совершить знамение, бросившись со стены храма и оставшись невредимым (Мф 4:5–7; Лк 4:9–12). Христос неоднократно отвергает прямые требования фарисеев явить им знамение (Мф 12:39; 16:4; Мк 8:12; Лк 11:29; Ин 2:18–19), говоря: для чего род сей требует знамения? Истинно говорю вам, не дастся роду сему знамение (Мк 8:12). Более того — даже когда Иоанн Креститель посылает своих учеников, которые не вполне понимали, Кто есть Иисус (Ин 3:25–26), спросить: ожидать ли нам другого? (а не “ожидать ли мне другого”), желая, чтобы Христос как-то лично, по-особенному убедил бы их 16 , то Господь отвечает им таким образом, что и общеизвестных совершенных Им чудес достаточно для того, чтобы уверовать тому, кто желает верить Богу (Мф 11:2–5; Лк 7:19–22). Даже для них Он отказывается совершать специальные знамения. Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи (Мф 12:39–40); Род сей лукав, он ищет знамения, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был знамением для Ниневитян, так будет и Сын Человеческий для рода сего (Лк 11:29–30). Каково значение этих слов? Очевидно, что в том, что Господь и так делает, уже заключено знамение. Ведь Иона — едва ли не единственный пророк Ветхого Завета такого масштаба, который не творил вообще никаких чудес (на что указывал еще преподобный Ефрем Сирин 17 )! И смысл ответа Иоанновым ученикам именно таков. |
| |