Скачать epub pdf Пятая книга Псалтири. Псалмы 106–150 «Камень, который отвергли строители, что сделался главою угла, это от Господа и есть дивно в очах наших.» ( Мк.12:10–11 ) Псалом 106. Призыв к благодарению Господа за освобождение из вавилонского плена Теперь почти всеми признается, что этот псалом содержит приглашение к благодарению Господа за освобождение из вавилонского плена 801 . Возвратившиеся из плена могли петь его во время жертвоприношения (ст.22) в первый праздник кущей ( Ездр.3:4 ), или, что еще вероятнее, при основании второго храма (3:11) 802 . – Четырехкратно повторяется как припев: воззваша ко Господу и проч. и да исповедятся Господеви милости и проч., и под четырьмя различными образами (в четырех строфах) самыми яркими красками изображается бедствие вавилонского плена. Сначала народ, снова собранный Богом со всех языческих стран в св. землю (ст.2–3), призывается к прославлению Господа за великие Его милости. Чтобы Израиль ясно видел, как много имеет он причин к благодарению Господа, псалмопевец изображает бедствия вавилонского плена; он сравнивает его с безводною пустынею, где он блуждал в голоде и жажде, если бы Бог не указал ему пути в город и не приготовил насыщения (ст.4–9) 803 ; II. с мрачной темницею, в которой узники крепко оберегаемы были, и в тяжелом положении были близки к смерти (ст.10–16) 804 ; III. с посланною в наказание смертельною болезнью, от которой немедленно получено чудесное выздоровление (ст.17–22) 805 ; IV. с бушующим морем, каждую минуту угрожающим потопить кораблеплавателей (ст.23–32) 806 . С ст.33 прославление Господа сначала принимает общий характер, а затем снова переходит к прославлению того, что Бог недавно сделал над Своим народом. Он имеет силу – богатую водою землю, потому и плодородную, обратить в пустыню, в сланость (намек на судьбу Содома) (ст.33–34), но Он также имеет силу и пустыню преобразит в страну обильную водою (ст.35); так Он теперь снова благословил совершенно было опустевшую Палестину, возвратил несчастных (алчущия) жителей ее, поселил и устроил их в отечестве, благословляет их плодородием (ст.37) и чадородием (ст.38), хотя прежде они сильно уменьшились от страданий (ст.39).

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

Скачать epub pdf Философия любви и познания Как только человек направит свои мысли на евангельские пути, он тотчас почувствует себя как бы незавершенным еще существом. Все в нем устремляется к чему-то бескрайнему и бесконечному. Подвигом веры, молитвы, смирения он как бы продлевает себя в бесконечность. Нет границ для его развития, нет преград для его самосовершенствования. Он постоянно переносит себя из временного в вечное, из смертного в бессмертие, из земного в потустороннее, из конечного в бесконечность. Вера как раз и есть не что иное, как решительное salto mortale, бросок из смерти в бессмертие. Человек храбро и решительно отрекается от самого себя, от своего эгоистичного закона: я-я и предает себя Божественной бесконечности, где Вечный царствует и властвует. В подвиге веры человек засевает зерно своей личности в незнакомые глубины Вечного и Невидимого. В подвиге молитвы это зерно расщепляется, умирает и прорастает в сердце Невидимого. В подвиге смирения человек приходит к ясному сознанию и ощущению, что зерно его личности не имеет в себе самом ценности, и что непреходящую ценность оно получает только в соединении с Богочеловеком Христом, Который в нашем земном мире представляет естественно абсолютную ценность. В этом сложном подвиге, в котором человек переносит себя в богочеловеческие бесконечности и соединяется с Богом Логосом, есть осознание и реализация первой и самой главной заповеди: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею» ( Мк.12:30 ; Мф.22:37–38 ; Лк.10:27 ). Верой, молитвой, смирением человек предает себя Богу, предает Богу все сердце свое, всю душу свою, весь ум свой и всю силу свою. Всей боголюбивой природой своего существа человек обитает в Боге, молитвенно и необыкновенно близко соприкасается с Ним. Ведомый верой, воспитанный молитвой, облагороженный смирением, он постепенно все более и более обогащается богочеловеческим опытом, стяжает святые добродетели и так далее до тех пор, пока не приобретет самую большую и самую святую добродетель – любовь.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Толкование Евангелия на каждый день года. 13 февраля Мк, 56 зач., 12, 28—37 Тогда приступил к Иисусу один из книжников, слыша прения саддукеев с Ним, и видя, что Иисус хорошо им отвечал, подошел и спросил Его: какая первая из всех заповедей? Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, — вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет. Книжник сказал Ему: хорошо, Учитель! истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его; и любить Его всем сердцем и всем умом, и всею душею, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв. Иисус, видя, что он разумно отвечал, сказал ему: недалеко ты от Царствия Божия. После того никто уже не смел спрашивать Его. Продолжая учить в храме, Иисус говорил: как говорят книжники, что Христос есть Сын Давидов? Ибо сам Давид сказал Духом Святым: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. Итак, сам Давид называет Его Господом: как же Он Сын ему? И множество народа слушало Его с услаждением. Один из книжников спрашивает Господа: «Какая первая из всех заповедей?» Он не имеет в виду, какая первая по порядку, но первая по значению. Не то, что какая-то заповедь Божия может быть умалена, но есть наиболее важные среди них, а о некоторых можно сказать: «Они больше всех». Господь дает прямой ответ на его вопрошание. Тех, кто искренне хочет научиться духовной жизни, Христос вразумляет и наставляет на Свой путь. Господь говорит ему, что самая главная заповедь, включающая в себя все остальные, — заповедь о любви к Богу. Там, где она действительно занимает первое место в душе, — расположение ко всякому добру. Любовь к Богу — благодать, которая может открыться всякой без исключения душе. Где нет этой любви, не может быть ничего подлинно доброго. И где она есть, никакая иная заповедь не будет тяжелой.

http://pravoslavie.ru/3999.html

Гостеприимство Гостеприимство заповедано: Если брат твой обеднеет и придет в упадок у тебя: то поддержи его, пришлец ли он, или поселенец, чтобы он жил с тобою ( Лев.25:35 ). Ревнуйте о странноприимстве ( Рим.12:13 ). Представляю вам Фиву. Примите ее для Господа и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас: ибо и она была помощницею многим и мне самому ( Рим.16:1,2 ). Страннолюбия не забывайте; ибо чрез него некоторые, не зная, оказали странноприимство ангелам ( Евр.13:2 ). Будьте страннолюбивы друг ко другу без ропота ( 1Петр.4:9 ). Гостеприимство составляет долг верующих: Один ли я съедал кусок мой, и не ел ли от него, и сирота? ( Иов.31:17 ). Мы должны принимать братьев и странников, чтобы сделаться споспешниками истине ( 3Ин.1:8 ). Гостеприимство должно быть оказываемо: а) особенно бедным: Раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся ( Ис.58:7 ); б) и даже врагам: Сказал царь израильский Елисею: не избить ли воинов сирийских, отец мой? И сказал он: не убивай, но предложи им хлеба и воды, пусть едят и пьют, и пойдут к государю своему. И приготовил им большой обед, и они ели и пили, и отпустил их. И не ходили более полчища сирийские в землю Израилеву ( 4Цар.6:21–23 ). Если голоден враг твой, накорми его хлебом, и если он жаждет, напой его водою ( Притч.25:21 ; Рим.12:20 ). Господь принимает гостеприимство, оказанное Его ученикам, за гостеприимство, оказанное Ему Самому: Кто принимает вас, принимает Меня ( Мф.10:40 ). Призвав дитя, Он сказал: кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает ( Мф.18:2,5 ; Мк.9:37 ; Лк.9:48 ). Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня, был странником, и вы приняли Меня… Истинно говорю вам: поскольку вы сделали сие одному из братьев Моих меньших, то сделали Мне ( Мф.25:35,40 ). Истинно, истинно говорю вам: принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает ( Ин.13:20 ). Обещания оказывающим гостеприимство: Благотворительная душа будет насыщена, и кто напояет других, тот и сам напоен будет ( Притч.11:25 ). Скитающихся бедных введи в дом; когда ты отдашь голодному душу твою, и напитаешь душу страдальца, тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень, и исцеление твое скоро возрастет. Тогда ты воззовешь, и Господь услышишь, возопиешь, и Он скажет: вот Я! И будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою, и ты будешь, как напоенный водою сад ( Пс.58:7–11 ). Когда делаешь обед или ужин, зови нищих, увечных, хромых, слепых: и блажен будешь, что они не могут воздать тебе; ибо воздастся тебе в воскресение праведных ( Лк.14:12–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

§ 59. Царское служение И. Христа. Власть, над природою. Сошествие во ад. Воскресение из мертвых. Вознесение на небо. Значение Его воскресения и вознесения в деле нашего искупления Как пророк, Господь И. Христос возвестивший нам тайну спасения; как первосвященник, совершил наше спасение, заслужив для нас царство небесное и вечное блаженство. Но при том и другом служении необходимо еще было Ему иметь могущество царя, чтобы совершить ряд знамений и чудес, – без чего люди не могли бы уверовать в Него, чтобы действительно разрушить область диавола – ад, действительно победил смерть и отверз нам вход в царство небесное. Потому-то нашему Искупителю предопределено было, вместе с служениями пророческим и первосвященническим, еще третье служение – царское. Истина царского служения нашего Спасителя весьма ясно засвидетельствована в слове Божием. Царю Давиду было обещано, что потомок Его – Мессия – посажен будет на престоле его, и царство Его будет продолжаться во веки ( 2Цар.7:12:19 ). То же самое утверждается в новом завете. Ангел говорит пресвятой Деве, что Сын Её «воцарится в дому Иаковли во веки и царствию Его не будет конца» ( Лк.1:33 ). Христос был царем и имел царскую власть во дни Своего уничижения. Он Сам усвоял Себе имя царя, как видно из обвинения, возведенного на Него иудеями ( Мф. 27:11–37 ; Мк.15:1:31 ), и как, действительно, Он подтвердил то пред Пилатом ( Ин.18:37 ). Свою царскую власть Господь Иисус проявлял над природою. Так, Он претворил воду в вино ( Ин.2:1:11 ), ходил по водам ( Мф. 14:26 ), одним словом укротил бурю морскую ( Лк.8:24 ), одним словом или одним прикосновением Своим исцелял всякие болезни ( Мф.9: 20 –23;14:35:36 ), давал зрение слепым ( Мк.10:46–52 ), слух глухим, язык немым ( Мф.9:32–35; 12:22 . Лк.11:14 ) и проч. Проявлял власть над силами ада, это во всех тех многочисленных случаях, когда одним повелением Своим изгонял духов нечистых из людей ( Мк.1:25; 5:8; 9:25 ), и когда сами бесы, узнавая в Нем Сына Божия, трепетали Его могущества и власти над ними.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

XXXVI. О таинстве Елеосвящения Православное учение об елеосвящении как святом таинстве имеет для себя твёрдые основания и в Священном Писании и в данных истории. Предзнаменование этого таинства можно видеть в той власти, получив которую, апостолы, посланные Иисусом Христом на проповедь, «изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» ( Мк.6:13 ). Косвенно на это таинство указывает притча о милосердном самарянине ( Лк.10:30–37 ). Установление сего таинства, сделанное, конечно, по Божию повелению, видим в словах святого апостола Иакова: «болен ли кто из вас, пусть призовёт пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне, и молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему ( Иак.5:14–15 ). Слова «во имя Господне» указывают на особое повеление и власть, данную апостолам и их преемникам, к совершению таинства. Впрочем, связь этого стиха с последующими, прямой смысл и тон речи свидетельствуют, что апостол только напоминает исполнять то, что было уже всем известно, что он не устанавливает нового таинства, на что он, как служитель только и строитель тайн Христовых, и не имеет права; но напоминает христианам долг пользоваться спасительным источником благодати Христовой, который был им известен. Да апостолы и не проповедовали сами от себя ( Гал.1:11–12 ), а учили только тому, что заповедал им Христос ( Мф.28:20 ) и что внушал Дух Божий ( Ин.16:13 ); значит, и елеосвящение установлено Самим Господом. В таинстве елеосвящения, при помазании тела освящённым елеем, призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные. Напоминая христианам об этом таинстве в вышеприведённых словах, апостол Иаков ( Иак.5:14–15 ) ясно говорит: 1) что елеосвящение есть действие не только врачебное для тела, но и тайнодейственное для души, потому что посредством этого действия не только даруется восстановление от болезни, но и отпущение грехов, и 2) что совершать это таинство могут только пастыри-пресвитеры Церкви, чрез таинственное рукоположение уполномоченные на совершение таинства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Призвание апостолов, Нагорная проповедь и время Распятия: о некоторых «противоречиях» в Евангелии Иеромонах Роман (Кропотов) Евангелие, как прочная основа человеческого бытия, бесспорно, должно занимать приоритетное место в жизни каждого христианина. Евангельские истины, в силу своего небесного происхождения, принимаются безоговорочно и служат регулятором всей духовной жизни христиан. Но если так, то может возникнуть вопрос: отчего у евангелистов, излагающих, казалось бы, одну и ту же историю, повествования иногда разнятся, порой самым очевидным образом? На самом деле подобное недоумение может возникнуть лишь при поверхностном ознакомлении с текстом, но при детальном его изучении становится понятно, что эти разногласия не только не являются противоречиями, которых в принципе чуждо Евангелие, но, напротив, лишь подтверждают его истинность. Можно начать с призвания на апостольское служение Петра, Иакова и Иоанна . Первые три евангелиста говорят, что оно произошло уже после второго возвращения Спасителя в Галилею при озере Геннисаретском, в то время, когда апостолы ловили рыбу (Мф.4,18–22; Мк.1,16–20; Лк.5,1–11). Но Иоанн Богослов говорит, что оно совершилось в первое посещение Спасителем Галилеи, и при этом не было никакой ловли (Ин.1, 37–51). На самом деле это повествования о двух разных событиях. Апостол Иоанн, как писавший свое Евангелие последним, задавался целью изложить события, о которых умолчали первые три евангелиста. Поэтому в своем Евангелии он описал первую встречу апостолов с Господом, во время которой Спаситель еще не призывал их следовать за собой. Призвание же в собственном смысле совершилось во время рыбной ловли, и именно тогда Христос указал апостолам на род их будущего занятия – быть ловцами человеков. Но оба эти события нужно отличать от еще одного, особого призвания избранных учеников в число 12 апостолов, которое совершил Спаситель после всенощной молитвы и о котором повествуют только два евангелиста – Марк и Лука (ср. Мк. 3; Лк. 6) Что касается призвания апостола Матфея , то в своем Евангелии он называет себя именно этим именем (Мф. 9, 9). Но евангелисты Марк и Лука повествуют о призвании некоего мытаря именем Левия, которого евангелист Марк называет сыном Алфея (Мк.2,14; Лк.5, 27). Эта разность имен говорит не о двух отдельных личностях, но о иудейской традиции иметь по нескольку имен, так, что человека могли называть либо сразу двумя именами, либо по отдельности. Как, например, сам апостол Марк носил два имени: Иоанн-Марк (Деян.12, 12, 25; 15, 37). Именно поэтому апостол Матфей зовется также Левием. О том, что речь здесь идет об одном человеке, свидетельствует и удивительное сходство деталей этого события у всех трех евангелистов.

http://pravoslavie.ru/154438.html

В день памяти прп. Марии Египетской Патриарший наместник Московской епархии совершил Литургию в Новодевичьем монастыре 27 марта 2018 г. 12:33 25 марта 2018 года, в Неделю 5-ю Великого поста, преподобной Марии Египетской, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий возглавил Божественную литургию в Успенском храме Новодевичьего монастыря г. Москвы. Его Высокопреосвященству сослужили клирики обители. За богослужением Патриарший наместник Московской епархии рукоположил студента Коломенской духовной семинарии иподиакона Мефодия Сердюка во диакона, а диакона Димитрия Шубу — во пресвитера. На малом входе митрополит Ювеналий наградил своего личного секретаря священника Илию Саукова правом ношения камилавки. По окончании богослужения архиерей обратился к собравшимся со словом: «Дорогие и возлюбленные братья и сестры! Я очень рад, что вижу сегодня в нашем храме большее число прихожан по сравнению с предыдущими днями. Время поста подходит к концу. В предстоящую пятницу на богослужении будет воспеваться, что мы совершили спасительную Четыредесятницу, а на следующей Неделе перед нами предстанут воспоминания о спасительных страданиях Господа нашего Иисуса Христа. Я очень рад приветствовать сегодня всех вас. Причастников и причастниц поздравляю с принятием Святых Христовых Таин. Мне хочется поделиться с вами мыслями о прочитанных сегодня за Божественной литургией Евангельских зачалах (см.: Мк. 10:32-45; Лк. 7:36-50), которые готовят нас к Страстной седмице. Христос беседовал со Своими учениками по пути в Иерусалим, куда Он направлялся, чтобы принять на Себя вольные страдания. Как напоминает этот разговор то, что бывает между нами! Два апостола обращаются ко Христу и говорят: Дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей (Мк. 10:37). А Господь отвечает: Дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит, но кому уготовано (Мк. 10:40). Затем Он начинает поучать апостолов и каждого из нас, говоря о том, что самое главное — прощение друг друга. Преподобный Ефрем Сирин оставил нам поучение, в котором говорится, что прощение выше всякой добродетели. Дорогие братья и сестры, мы знаем, как разобщает близких людей вражда, ненависть, обида, и как трудно первым сказать " прости " , примириться. Господь через преподобного напоминает нам о том, что нужно иметь доброе, прощающее сердце.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Разделы портала «Азбука веры» Богослужения Последование богослужений наряду Православный календарь Литургия свт. Иоанна Златоуста. рядовое: Лит.: Ап.- 1Пет.4:1-11 Ев.- Мк.12:28-37 за четверг: Лит.: Ап.- 1Пет.4:12-5:5 Ев.- Мк.12:38-44 Собора 70-ти апостолов: Лит.: Ап.- Рим.8:8-14 Ев.- Лк.10:1-15 Тропари, кондаки, молитвы и величания Тропари и кондаки дня Тропарь, глас 1 Спаси, Господи, люди Твоя/и благослови достояние Твое,/победы на сопротивныя даруя//и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство. Кондак, глас 4 Вознесыйся на Крест волею,/тезоименитому Твоему новому жительству,/щедроты Твоя даруй, Христе Боже,/возвесели нас силою Твоею,/победы дая нам на сопостаты,/пособие имущим Твое оружие мира,//непобедимую победу. Собору семидесяти апостол Тропарь Собору семидесяти апостол, глас 3 Апостоли святии,/молите Милостиваго Бога,/да прегрешений оставление//подаст душам нашим. Кондак Собору семидесяти апостол, глас 2 Христовых учеников лик седмьдесят/Божественно, вернии, в песнех восхвалим,/теми бо вси навыкохом Троицу почитати Нераздельную,//и пребывают светильницы Божественныя веры. Ин кондак Собору семидесяти апостол, глас 1 Звезды светлыя, яко двунадесятем способницы,/Христос вас яви, премудрии,/озаряющия мир светом проповеди/и в веру приведшия множество безчисленно язык, апостоли Божественнии./Сего ради днесь восхваляем верою вашу память,//молите спастися душам нашим. святителю Евстафию I, архиепископу Сербскому Тропарь святителю Евстафию I, архиепископу Сербскому, глас 4 Избран от Бога, возлюблен от людей,/архиереов Божественная красото,/отче Евстафие, Ангелов сослужителю,/таин же Божественных проповедатель был еси,/темже моли Христа Бога со всеми святыми/избавитися от всяких зол/молитвами твоими, блаженне,/и спастися нам,//чтущим любовию святую память твою. Кондак святителю Евстафию I, архиепископу Сербскому, глас 6 Свыше благодать прием от Бога,/во святительское подобие облеклся еси/и от уст твоих благочестно всех научил еси покланятися Троице Единосущней./Темже память твою чтуще,//прославляем Бога, прославльшаго тя. преподобному Ахиле, диакону Печерскому, в Дальних пещерах

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-01-...

Великий Вторник Страстной седмицы Великого Поста Бодрствуйте, потому что не знаете ни дня ни часа, в который приидет Сын Человеческий. Мф.25, 13 Великий Вторник. Притча о десяти девах. Современная греческая фреска      Ночь на вторник Иисус Христос также провел в Вифании, и во вторник утром опять пришел во храм Иерусалимский и много учил во храме и вне храма (Мф. 24, 1). Первосвященники и старейшины, слыша притчи Его и понимая, что Он о них говорит, старались схватить Его и убить. Но напасть на Него открыто боялись народа, который почитал Его за пророка (Мф. 21, 46), был в восхищении от учения Его (Мк. 11, 18), слушал Его с услаждением (Мк. 12, 37). Из Евангельских наставлений, произнесенных Иисусом Христом во вторник, Церковь избрала для назидания верующих в этот день преимущественно притчу о десяти девах, как особенно приличную для времени Великой Седмицы, в которую нам наиболее должно бодрствовать и молиться. Притчею о десяти девах Церковь внушает всегдашнюю готовность к встрече Небесного Жениха целомудрием, милостынею и неотлагательным совершением прочих благих деяний, изображаемых под именем елея, приготовленного мудрыми девами. Протоиерей Г.С. Дебольский, «Дни богослужения Православной Церкви», т.2 Песнопения из службы во вторник Страстной седмицы Великого Поста Душевною леностию воздремався, не стяжах, Женише Христе, горяща светильника, иже от добродетелей, и девам уподобихся буим, во время делания глумляся; утробы щедрот Твоих не затвори мне, Владыко, но оттряс мой омраченный сон, возстави, Милостиве, и с мудрыми введи девами в чертог Твой, идеже глас чистый празднующих, и вопиющих непрестанно: Господи, слава Тебе! «Усыпленный душевною леностию, я не приобрел, Христе-Жених, горящего светильника, который составляют добродетели, и уподобился неразумным девам в своей бессмысленной жизненной деятельности, Владыка! Не закрой для меня любвеобильного сердца Твоего, но, отогнав мой беспросыпный сон, восставь и введи меня с мудрыми девами в Свой чертог, где радостный голос празднующих и взывающих непрестанно: Господи, слава Тебе!»

http://pravoslavie.ru/1692.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010