Мария же, пришедшая вместе с ними, осталась одна при пещере гроба, плача от неизвестности, – куда давалось тело Господа; в слезах она приникла во гроб и увидела внутри его двоих небесных вестников в белых ризах, – одного в головах, другого в ногах, где лежало тело Иисусово. Что ты плачешь? спрашивают ее явившиеся. Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его, – отвечает им слезящая Мария. Затем, обратившись назад, увидела она самого Иисуса, только от слез и сильной скорби не узнала Его, а приняла за вертоградаря. Что ты плачешь? Кого ты ищешь? – спрашивает ее Явившийся. Господин, отвечает Мария, – если ты взял Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его. Иисус называет ее по имени; тогда она узнает Его и с словом Раввуни стремится объять Его. Но Иисус запрещает ей прикасаться, а повелевает скорее идти возвестить ученикам о воскресении Его и имеющем за тем последовать вознесении ( Ин.20:3–17 ). Так воскресши Иисус в первую субботу заутра явился прежде Марии Магдалине, из которой изгнал Он семь бесов ( Мк.16:9 ). Получив повеление немедленно идти к ученикам, Магдалина поспешно оставляет гроб и идет возвестить ученикам, что видела. Между тем на пути встречает она другую Марию и, вероятно, сообщив ей новую весть о явлении, со страхом и радостью бежит с нею от гроба, и се Иисус сретает их, и говорит: – радуйтеся! Жены с благоговейным страхом веры преклоняются пред Ним и обнимают ноги Его. Иисус говорит им: не бойтесь; подите возвестите братьям Моим, чтобы они шли в Галилею; там они увидят Меня ( Мф.28:8–10 ). Возвратившись домой, Магдалина возвещает ученикам, что она видела Господа, и что Он сказала ей ( Ин.20:18 ; Мк.16:10 ). Но они, услышав, что Он жив, и что Мария видела Его, опять не поверили ( Мк.16:11 ). После уже, – вечером того дня, одиннадцать апостолов и бывшие с ними говорили, что Господь действительно воскрес и явился Симону ( Лк.24:33–34 ). Так удобно примиряются между собою самые, по-видимому, разногласные сказания евангелистов, которые выставляют как самые непримиримые противоречия их в доказательство неподлинности (мнимой) Евангелий, по крайней мере в их настоящем виде.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/o...

Марк В Евангелии от Марка вокруг Христа постоянно плетутся замыслы, Его постоянно хотят убить. Что мы сказали о Евангелии от Матфея, то применимо и к Евангелию от Марка: Голгофский Крест здесь бросает свою тень на все служение Иисуса. Обращают на себя внимание два момента, на которых Марк акцентирует внимание: 1 Марк все время отмечает, что Крест Христов есть исполнение Божьего Замысла. Выражение «Сын Человеческий идет» (на Крестную Смерть. – прот. К.П. ), «как писано о Нем» ( Мк. 14, 21 ), – встречается только у Марка, и оно означает не какие-то конкретные пророчества , а то, что путь Иисуса на Голгофу совершается по предначертанному Богом пути. 2 Крест Христа является примером для всех учеников Христовых, жизнь которых, к сожалению, также является скорее не шествием на Фавор (гора Преображения и Славы), но путем на Голгофу. Когда Ап. Петр, однажды, начал отговаривать Иисуса от Креста, Тот воспретил Петру, сказав: отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое. И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее ( Мк. 8, 33-35 ). В этой речи Христос говорит о том, что Его Страдания должны быть примером для Его учеников. Или другой пример: В 10-й главе Евангелия от Марка мы читаем, как Иисус с учениками начинает путь в Иерусалим (на Страсти). На пути Он говорит ученикам о грядущих страданиях. Ученики ужаснулись, но, тем не менее, просят почетных мест в Царствии Божием, когда Христос, как земной владыка, воцарится. Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься… ( Мк. 10, 38-39 ). В этом фрагменте мы видим предведение Иисуса о том, что ученики разделят Его скорбную судьбу.

http://azbyka.ru/parkhomenko/iskuplenie-...

3. Кто может выразить это словом? Если пророк, описывая творения, утомился и отступил, сказав: « как величественны дела Твои, Господи! » (Пс. 91:6), и если Павел, рассматривая один вид промышления Божия, воскликнул: « о, бездна богатства » (Рим. 11:33), то что скажет тот, кто станет описывать этот день? Все это предвидел пророк и сказал: « Господь Вышний страшен, Царь великий на всей земле », указывая на спасение вселенной. Он и прежде был великим Царем, но не был познан: « в мире был, и мир Его не познал » (Ин. 1:10); а теперь Он сделал и это, стал великим Царем и для нас, которых усвоил Себе. В самом деле, не велик ли тот, Кто, послав по всей вселенной рыбарей бедных, неученых, простых, числом одиннадцать, незнатных, оставивших отечество, безгласных, как рыбы, с одною одеждой, без обуви, почти нагих, уловил всех как бы по повелению? Истинно Он — великий Царь, очистивший вселенную от заблуждения, распространивший истину в короткое время и уничтоживший владычество диавола; Он и без подчиненных — великий Царь, имеющий силу и власть не от рабов, не по внешнему виду и одежде, но по самому своему естеству. « Я на то родился » (Ин. 18:37). Он — великий Царь, имеющий честь не отвне откуда–нибудь, не нуждающийся ни в чем для того, чтобы быть Царем, делающий все, что хочет. « Идите по всему миру и проповедуйте », сказал Он (Мк. 16:15), — и слово стало делом. « Хочу, очистись » (Мф. 8:3); « Иисус запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него » (Мк. 9:24); « умолкни, перестань » (Мк. 4:39); « идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его » (Мф. 25:41); « приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира » (Мф. 25:34). Видишь ли везде Его власть? Видишь ли Его силу? Он так привлек к Себе покорившихся Ему, что они готовы скорее положить душу свою, нежели нарушить Его заповеди. Обыкновенный царь принимает честь от своих подданных; а Он сам дарует честь Своим подчиненным.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Впрочем, для требующих большего уверения мы приведем еще одно слово Христа, когда Господь высказался по тому же вопросу о значимости исполнения заповедей для наследования спасения. Это было, когда один законник, выслушав ответ Христа о любви к Богу и ближнему, как двух основных заповедях, на которых утверждается весь закон и пророки (Мф. 22,35-40), с горячностью свидетельствовал, как хорош этот ответ Христа, и повторил, что " любить Его (Бога) всем сердцем, и всем умом, и всею душою, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв " (Мк. 12,32-33). Господь, видя эту стремительность и искренность души законника и даже, может быть, провидя его праведную жизнь по этим заповедям закона, не сказал ему однако: " Поступай так - и ты спасешься " , а говорит другое: " Недалеко ты от Царствия Божия " (Мк. 12,34), т.е. исполнением закона ты подошел к Божию Царству, и все же ты - вне его. Значит, для входа в Царство надо пройти второй этап пути. Его указывает Господь в сегодняшней беседе с юношей. Второй этап: " Пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною " (Мф. 19,21), " взяв крест " (Мк. 10,21). Чтобы понять весь глубокий, исключительно значительный смысл этих слов, надо разобраться: в чем же сущность этого второго этапа пути ко Христу? Какую задачу ставит теперь Христос человеку, идущему к Нему? В чем должен быть центр всех устремлений человека? Конечно, центральными в ответе Христа являются слова: " Будешь иметь сокровище на небесах " . Ради этого и указывается: " Пойди, продай... раздай " , дабы только через это иметь " сокровище на небесах " . Вот новая задача, которая ставится юноше и всякому последователю Господа - переместить свою устремленность, бросить заинтересованность одним, - бросить одни ценности и отдаться новым ценностям. Такими ценностями указывается Небо, Бог. Господь требует, чтобы человеком была оставлена земная устремленность, связывающая человека, и чтобы центром всех стремлений человека стал Бог, Небо. Пусть будут брошены и будут забыты все сокровища, все привязанности земли, и лишь одно сокровище пусть теперь притягивает человека - Небо, Бог!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1834...

Глава 4 1–9. Введение в раздел притчей и притча о сеятеле. – 10–20. Причина, по которой Господь сообщал Свое учение в притчах, и объяснение притчи о сеятеле. – 21–23. Ученики должны светить своими познаниями как светильники. – 24–25. Чем больше человек стремится к познанию, тем больше он возрастает в нем. – 26–29. Само собою произрастающее и созревающее семя. – 30–32. Царство Небесное с точки зрения его незначительности в начале и величия в конце. – 33–34. Заключительные замечания к притчам. – 35–41. Утишение бури на море. Мк.4:1 .  И опять начал учить при море; и собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сидел на море, а весь народ был на земле, у моря. «И опять». Это уже третий случай, когда Христос предлагает Свое учение на берегу моря (ср. Мк.2:13, 3:7 ). Множество народа. Толпа очень возросла в числе, как показывает стоящее при слове «толпа» прилагательное в превосходной степени πλεστος (так по Тишендорфу; в нашем тексте только πολς – положительная степень), так что Христос был вынужден для удобства при произнесении проповеди сесть в лодку, которая стояла у самого берега. «А весь народ был на земле, у моря». Толпа, по-видимому, ищет не чудес, а поучения и относится очень благосклонно к Великому Учителю. Толпа эта собиралась с чрезвычайной быстротой (у Тишендорфа поставлено συνχθη – аорист, как в Textus Receptus, очевидно, для обозначения именно этого быстрого устремления толпы за Христом). Следовательно, согласно Евангелию Марка, Христос сначала учил при море только Своих учеников, а потом уже сюда собралась целая толпа слушателей, тогда как по Евангелию Матфея ( Мф.13:1 ), Господь начал учить уже после того, как на берег собралась толпа народа. Мк.4:2 .  И учил их притчами много, и в учении Своем говорил им: «И учил их притчами много». Евангелист Марк, однако, приводит далее только три притчи, сказанные Христом при море (евангелист Матфей – семь: Мф.13 ). Сами притчи он рассматривает как особый род учения. «И в учении Своем говорил им». Слово «учение» ( διδαχ) означает, несомненно, не сам акт учения, не процесс (тогда бы стояло выражение ν τ διδσκειν), а само учение Спасителя как известную систему.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

(другие, что Илия явился, а иные, что один из древних пророков воскрес.) Пророк Малахия предсказал, что пред лицем Мессии послан будет Илия, чтобы приготовить Ему путь ( Мал.4:5, 6 ). Это, конечно, не значило того, чтобы сам, взятый на небо, прор. Илия явился оттуда, а то, что явится пророк, подобный Илие, т. е. с духом и силою Ильиной ( Лк.1:17 ). Но иудеи понимали пророчество Малахиино так, что ожидали самого Илию, или Иеремию, или другого из пророков ( Мф.16:14 ; Ин.1:21 ), которые будто бы явятся с неба и приготовят их к принятию Мессии. Лк.9:9 . И речé Ирод: Иоáнна áз усекнух: ктó же éсть сéй, о нéмже áз слышу таковáя? И искáше видети егó. Лк.9:10 . И возврáщшеся апóстоли поведаша емý, елика сотвориша: и поим их, отъиде един на место пýсто грáда, нарицáемаго Вифсаида. Лк.9:11 . Нарóди же разумевше, по нéм идóша: и приéм их, глагóлаше им о цáрствии Бóжии и трéбующыя исцелéния целяше. (И сказал Ирод: Иоанна я обезглавил; кто же Этот, о Котором я слышу такое? И искал увидеть Его. Апостолы, возвратившись, рассказали Ему, чтó они сделали; и Он, взяв их с Собою, удалился особо в пустое место, близ города, называемого Вифсаидою. Но народ, узнав, пошел за Ним; и Он, приняв их, беседовал с ними о Царствии Божием и требовавших исцеления исцелял.) Отъиде (удалился) на место пусто града (близ города). Удалился, во-первых, для того, чтобы избегнуть опасности со стороны Ирода, так как еще не пришло время Его смерти; а во-вторых, чтобы дать отдых возвратившимся с дела проповеди Апостолам, так как, по словам еванг. Марка ( Мк.16:31 ), много было приходящих и отходящих, так что и ест им было некогда. – На место пусто. Пустынными местами в Свящ. писании называются местности и не совершенно дикие, а только мало обитаемые ( Мф.3:1 ). Вифсаида. Этот город именовался Вифсаидою – Юлиею и находился на северо-востоке от Геннисаретского озера, недалеко от впадения Иордана в это озеро, в области правителя Филиппа (3:1), – единственного сына Ирода Великого, о котором сохранились в народе добрые воспоминания. Народ, узнав (народ разумевше), куда удалился Господь, с учениками, поспешил, по Еванг. Марка ( Мк.4:33 ), бежал за Ним (по Нем идоша). Скажем кстати, это усердие народа слушать слово Христово не обличает ли тех из нас, которые скучают слушанием церковных проповедей? – Тут, еванг. Марк ( Мк.4:34 ) прибавляет: Иисус, увидев множество народа, сжалился над ними, потому что они были, как овцы, не имеющие пастыря; так как во времена Христовы не было у евреев хороших пастырей – руководителей, начал учить их много, значит, забыл и об отдыхе. Беседовал (глаголаше) о Царствии Божием. (Читай о сем царстве в объясн. 2 ст. 9 главы). Зач. 42-е. О чудесном насыщении народа пятью хлебами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

И было у них немного рыбок; и благословив их, Он велел разносить и их. И ели и насытились, и собрали оставшихся кусков семь корзин. А было их около четырех тысяч. И Он отпустил их. И тотчас войдя в лодку с учениками Своими, прибыл в пределы Далмануфские. Мк 8:1–10 . Пятница 16 седмицы. Евангелие от Марка, зачало 33 В то время, вышли фарисеи и начали спорить с Иисусом, требуя от Него знамения с неба, искушая Его. И восстав в духе Своем, Он говорит: почему род этот требует знамения? Истинно говорю вам, не будет дано роду этому знамения. И оставив их, Он снова сел в лодку и отбыл на другую сторону. И забыли они взять хлебы, и только один хлеб был у них с собой в лодке. И Он наказывал им: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и закваски Иродовой. И рассуждали между собой, что хлебов у них нет. И узнав это, Он говорит им: что рассуждаете о том, что нет у вас хлебов? Все еще не понимаете и не разумеете? Огрубело ваше сердце? Глаза имея, не видите? И уши имея, не слышите? И разве не помните; когда Я те пять хлебов преломил для пяти тысяч, сколько коробов, полных кусками, вы собрали? Говорят Ему: двенадцать. А когда те семь для четырех тысяч, в скольких корзинах вы собрали оставшиеся куски? Говорят: в семи. И Он сказал им: вы все еще не разумеете? Мк 8:11–21 . Понедельник 30 седмицы. Евангелие от Марка, зачало 34 В то время пришел Иисус в Вифсаиду и приводят к Нему слепого и просят Его прикоснуться к нему. И взяв слепого за руку, Он вывел его из селения и, плюнув на глаза его, возложил на него руки и спрашивал: видишь ли ты что-нибудь? И посмотрев, тот говорит: вижу людей, потому что различаю как бы деревья, но они ходят. Потом Он снова возложил руки на глаза его, и тот посмотрел пристально и исцелился и стал видеть ясно все. И Он отправил его в дом его, говоря: даже и в селение не входи. Мк 8:22–26 . Вторник 30 седмицы. Евангелие от Марка, зачало 35 В то время пошел Иисус и ученики Его в селения Кесарии Филипповой. И дорогою Он спрашивал учеников Своих: за кого Меня почитают люди? Они сказали Ему: за Иоанна Крестителя, а другие – за Илию, другие же говорят: это один из пророков.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/evangelie...

И в то же время издревле христиане, исполненные веры и упования, с радостью ожидали второго пришествия своего Господа и Спасителя, чая «жизни будущего века». О грядущем втором пришествии Спасителя в Священном Писании говорится таинственно и прикровенно. И говорит об этом не только апостол и евангелист Иоанн Богослов в своей книге Откровения, но и Сам Господь в Евангелии, в так называемом «малом апокалипсисе» (Мк 13). Этот последний текст не оставляет никаких сомнений относительно исторических сроков наступления Конца мира: О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец (Мк 13. 32). А потому и главная заповедь, которую нам дает Спаситель в связи с пророчеством о Конце, такова: Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время (Мк 13. 33). Как нам следует относиться к так называемым эсхатологическим ожиданиям, которые время от времени усиливаются в народе Божием? Как таковые они являются просто проявлением христианской веры, в том числе веры в то, что Господь грядет со славою и потому непременно наступит конец мира и истории. Се, Жених грядет в полунощи, и блажен раб, Егоже обрящет бдяща. И нередко в истории Церкви о приближении Конца этого мира и Суда Божия возвещали умудренные благодатью Духа Святого подвижники — так же, как это делали древние пророки и апостолы Христовы. Но почему святые напоминали и напоминают нам об этом? Не потому ли, что, пройдя длительный искус, они научились пребыванию в постоянном трезвении и бдении, то есть — всевременному предстоянию Господу Иисусу Христу? Именно опыт единения с Богом в непрестанной молитве позволяет святым с особой остротой видеть зло этого мира и его апостасию. Однако видеть обреченность этого мира и зло, которое в нем действует, – это не то же самое, что предаваться «апокалиптическим настроениям». Тем более, бодрственно ожидать второго пришествия Спасителя, Который придет «как тать в нощи» (2 Пет 3. 10), — не то же самое, что напряженно ожидать пришествия Антихриста.

http://patriarchia.ru/db/text/57599.html

Мк.9:32 . Но они не разумели сих слов, а спросить Его боялись. Но они не разумели сих слов (не разумеваху глагола). Т. е. и теперь, когда Господь так прямо и не один раз говорил Апостолам о Своих страданиях, смерти и воскресении, они все-таки не понимали слов Господа; потому что это предсказание прямо противоречило принятому тогда представлению о Мессии (чит. объясн. 10 ст.). Зач. 41. Учение Христово о том, больше в царстве небесном, и об изгонявшем бесов именем Христовым. Читается в пяток 30-й недели по Пятидесятнице и в день св. Игнатия Богоносца , 20 декабря. Учение Иисуса Христа о том, кто больше в царстве небесном, у еванг. Матфея передается подробнее, чем у Марка ( Мф.18:1–5 ); но св. Марк некоторыми чертами пополняет сказание Матфея. Рассказ об изгнании бесов именем Христовым передается только св. Марком. Мк.9:33 . Пришел в Капернаум; и когда был в доме, спросил их: о чем дорогою вы рассуждали между собою? Мк.9:34 . Они молчали; потому что дорогою рассуждали между собой, кто больше. В Капернаум. О Капернауме чит. в объясн. 21 ст. 1 гл. Спросил Апостолов: о чем дорогою вы рассуждали между собою (что на пути в себе помышляете)? По сказанию евангел. Матфея, ученики сами спросили Иисуса Христа о том, кто больше в царстве небесном. Вопрос этот возник у Апостолов по случаю некоторого предпочтения Петра, сделанного Господом, когда Он сказал Петру следующие слова: ты Петр (камень), и на сем камне Я создам Церковь Мою. И дам тебе ключи царства небеснаго и пр. ( Мф.16:18–19 ). По сему поводу, ученики Христовы, идя по Капернауму к дому, в котором остановился Господь, рассуждали, кто больше в царстве их Учителя. Когда же пришли в дом, то Господь, зная помышления учеников, спросил их, о чем они рассуждали. Апостолам же было стыдно признаться, и они сначала молчали, но потом, уже видя, что нельзя укрыться, сами спросили Господа, но спросили в общих чертах, а не лично относительно самих себя. Кто больше в царстве небесном или Христовом? Апостолы понимали царство небесное в смысле земного, которое будто бы учредит на земле их Учитель, как Мессия, какого царства неправильно ждали от Мессии все иудеи. Это царство, по их мнению, будет могущественнейшим, и в нем будут высшие и низшие места и должности, а с этим высшие и низшие почести. Такое неправильное понятие о царстве Мессии иудеи имели оттого, что неправильно понимали описание сего царства пророками. Пророки описывали царство по подобию земных царств, а иудеи вместо того, чтобы понимать это в духовном смысле, понимали в чувственном, земном. Кто больше? Апостолы считали уже наступившим это царство небесное или Мессии ( Мф.20:21 ), поэтому и спрашивали; так как известно, что и они не чужды были человеческих заблуждений до времени сошествия Св. Духа на них, – до обновления чрез Него.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Мф.16:21 .  С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. (Ср. Мк.8:31 ; Лк.9:22 ). Галилейское служение Христа простому народу теперь окончилось. Слово «старейшины» или «пресвитеры» первоначально прилагалось к таким старым людям, которые могли быть в совете пригодными представителями остального народонаселения, но задолго до времени Христа это название перестало означать возраст и сделалось названием должности. Оно означало лиц, которые считались пригодными по своему высокому или влиятельному положению в обществе войти в состав сената. Старейшины Синедриона были, без сомнения, главными лицами в государстве. Они были как бы шейхами народа. Слово «шейх» значит «старик». Мф.16:22 .  И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою! Марк ( Мк.8:32 ) только один прибавляет слова «и говорил о сем открыто». Слов, которые произнес Петр, Марк не помещает, и они встречаются только у Матфея. Возражение Петра основывалось на том, что его исповедание было совершенно противоположно настоящей речи Христа о Его страданиях. Мф.16:23 .  Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое. (Ср. Мк.8:33 ). Возражение Петра свидетельствует о том, что ни он, ни другие ученики не понимали достаточно речь Христа о Его истинном мессианском величии. «Петр, заключая о деле по человеческому и плотскому рассуждению, думал, что страдание Христа позорно и Ему несвойственно» (свт. Иоанн Златоуст ). Согласно Златоусту, Христос, отвечая Петру, сказал, что препятствовать Ему и сокрушаться о Его страдании не только вредно и пагубно для Петра, но что он и сам не может спастись, если не будет всегда готов умереть. Некоторые толкователи думали, что не Петр был теперь порицаем, а злой дух, который внушил апостолу такие речи. Здесь употреблено такое же выражение, какое Спаситель употребил в Мф.4:10 , и, без сомнения, Он высказал его относительно того же самого искусителя. Он взглянул на мгновение через Петра и увидел за ним прежнего Своего врага, искусно воспользовавшегося предрассудками, вспыльчивостью и честностью простодушного апостола. В действительности же это было прежнее искушение, которое теперь было сделано через Петра, – избежать страданий, гонения, злобной ненависти, презрения и смерти и вместо этого воздвигнуть земное владычество с полной властью над земными престолами.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010