Марк В Евангелии от Марка вокруг Христа постоянно плетутся замыслы, Его постоянно хотят убить. Что мы сказали о Евангелии от Матфея, то применимо и к Евангелию от Марка: Голгофский Крест здесь бросает свою тень на все служение Иисуса. Обращают на себя внимание два момента, на которых Марк акцентирует внимание: 1 Марк все время отмечает, что Крест Христов есть исполнение Божьего Замысла. Выражение «Сын Человеческий идет» (на Крестную Смерть. – прот. К.П. ), «как писано о Нем» ( Мк. 14, 21 ), – встречается только у Марка, и оно означает не какие-то конкретные пророчества , а то, что путь Иисуса на Голгофу совершается по предначертанному Богом пути. 2 Крест Христа является примером для всех учеников Христовых, жизнь которых, к сожалению, также является скорее не шествием на Фавор (гора Преображения и Славы), но путем на Голгофу. Когда Ап. Петр, однажды, начал отговаривать Иисуса от Креста, Тот воспретил Петру, сказав: отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое. И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее ( Мк. 8, 33-35 ). В этой речи Христос говорит о том, что Его Страдания должны быть примером для Его учеников. Или другой пример: В 10-й главе Евангелия от Марка мы читаем, как Иисус с учениками начинает путь в Иерусалим (на Страсти). На пути Он говорит ученикам о грядущих страданиях. Ученики ужаснулись, но, тем не менее, просят почетных мест в Царствии Божием, когда Христос, как земной владыка, воцарится. Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься… ( Мк. 10, 38-39 ). В этом фрагменте мы видим предведение Иисуса о том, что ученики разделят Его скорбную судьбу.

http://azbyka.ru/parkhomenko/iskuplenie-...

Мк.13:11 . Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите: ибо не вы будете говорить, но Дух Святый. Иисус Христос говорил это Своим ученикам и прежде, – еще тогда, когда посылал их на проповедь Своего Евангелия в Иудее, предсказывая вместе и те беды и скорби, которые предстоят им во время проповеди. Теперь Господь повторил сии изречения, и еванг. Матфей, изложивший их прежде ( Мф.10:19–22 ), опускает их в сем случае, а св. Марк, опустивший там, удерживает здесь. Не прежде пецытеся (не заботьтесь наперед), что возглаголете (что вам говорить), ни поучайтеся (и не обдумывайте). Апостолы были из людей бедных и неученых рыбарей, по сему, понятно, они могли беспокоиться, как и что будут говорить, когда предстанут пред правителями и образованными людьми. И Господь успокаивает их, говоря, чтобы они не заботились об этом потому, что дастся (дано будет) вам в той (тот) час, се глаголите (то и говорите). Не вы бо будете глаголющии (не вы будете говорить), но Дух Святой, т.е. Сам Бог, Дух Святой – третье лицо Св. Троицы, у еванг. Матфея прибавлено: глаголяй (будет говорить) в вас ( Мф.10:20 ). Я дам вам уста и премудрость, говорил Господь апостолам, подобно сему, по сказанию еванг. Луки ( Лк.21:15 ). Так Господь предсказал о боговдохновенности свв. Апостолов, т.е. о том, что они будут проповедовать и устно, а также, конечно, и письменно, не сами от себя, но по внутреннему внушению от Св. Духа. Мк.13:12 . Предаст же брат брата на смерть и отец детей; и возстанут дети на родителей, и умертвят их. Мк.13:13 . И будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется. Люди неверующие, привязанные к своей еврейской или языческой вере, будут так ненавидеть проповедников христианской веры, как равно и тех, которые примут ее, что не пощадят самых близких из своих родных – брат неверующий будет предавать на смерть своего родного брата, неверующие родители будут восставать за веру на детей, дети на родителей, и умерщвлять друг друга. Все это в точности и исполнилось сначала на самих Апостолах, а затем на христианах во времена гонений. И вообще Господь предрекает своим последователям: будете ненавидими всеми, т.е. неверующими и нечестивыми, имене Моего ради (за имя Мое), – за веру Мою. Здесь слово все употреблено в смысле многие. Так в греческом языке иногда употребляется это слово. Претерпевый, т.е. оставшийся твердым в вере и претерпевший за то оскорбления и мучения, до конца, – до конца этих оскорблений и мучений или до конца жизни (Феоф. и Злат.), спасен будет, т.е. получит блаженство в царстве небесном. Так и было, как мы знаем, с свв. Апостолами и мучениками. Зач. 60. Беседа Господа Иисуса Христа с учениками о разрушении Иерусалима, втором пришествии Его и кончине мира (продолжение).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Об ней-то и нужно, по учению Христа Спасителя, заботиться более, чем о тех или других благах этого мира. Какая польза человеку, говорит Он, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою ( Мк.8:36–37 )? Что касается в частности существа человека, то оно состоит, по учению Христа Спасителя, из двух частей смертного тела (σμα) и бессмертной души (ψηχη). Не бойтесь, говорит Он, убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне ( Мф.10:28 ) 507 . Хотя обладание разумною и бессмертною душою и ставит человека выше всех земных тварей, тем не менее, без просвещения Духом Божественным, он находится еще в состоянии низшем, таком, которое обозначается у Христа Спасителя словом плоть (σρξ). Рожденное от плоти, говорит Он в беседе с Никодимом, есть плоть ( Ин.3:6–7 ). Это плотское, греховное начало производит то, что человек не способен бывает ни к возвышенному образу мышления, ни к правильному, согласному с высшим назначением, образу действий. Вы судите по плоти, говорит Христос Спаситель иудеям, когда те отвергали Его Божественное достоинство ( Ин.8:15 ). Чтобы выйти человеку из такого состояния и достигнуть другого высшего, обозначаемого словом дух (πνεμα), он должен, по учению Христа Спасителя, возродиться и притом не только по душе, но и по телу. Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух ( Ин.3:5–6 ). Согласно с таким, усвояемым слову „дух“, значением, и каждый из актов своей душевной деятельности Он всегда почти обозначал актом духа: Духом узнает Он помышления врагов Своих ( Мк.2:8 ), духом радуется и благодарит Бога Отца за Его благоволение к ученикам ( Лк.10:21 ), дух же передает Богу Отцу при крестной смерти Своей ( Лк.23:46 . Ин.19:30 . Мк.15:37 . Мф.27:50 ). К той же духовной деятельности призывал Он и учеников Своих. Только духом могли понять они Его учение о хлебе животном ( Ин.6:63 ); только при постоянном бодрствовании духа они могли восторжествовать над немощью плоти при испытаниях в саду Гефсиманском ( Мф.26:41 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

При первом послании апостолов на проповедь Господь Иисус Христос ограничил место их проповеди пределами Палестины: они должны были проповедовать только погибшим овцам дома Израилева (см.: Мф.10:6 ). To же Он говорил в другом случае и о Самом Себе 20 . Но это не означает того, будто до страданий Своих Христос действительно ограничивал всё Своё дело национальными границами Израиля. В других местах совершенно ясно говорится об универсализме Евангелия. Ученикам Своим предсказал Христос, что они будут ненавидимы всеми народами (π πντων τν θνν) ( Мф.24:9 ). В эсхатологической речи говорится: проповедано будет cue Евангелие Царствия no всей вселенной, во свидетельство всем народам (ν λ τ οκουμν, ες μαρτρων πσι τος θνεσι) ( Мф.24:14 ). Прежде конца должно быть проповедано Евангелие во всех народах (ες πντα τ θνη) ( Мк.13:10 ). Когда в Вифании, в доме Симона прокажённого, женщина драгоценным миром помазала главу Его, Господь сказал: где ни будет проповедано Евангелие cue в целом мире (ες λον τν κσμον) сказано будет, в память её... о том, что она сделала ( Мк.14:9 ) 21 . Наконец, являясь ученикам Своим уже после воскресения из мёртвых и посылая их на проповедь , Господь Иисус Христос совершенно ясно и определённо говорил им: идите, научите все народы (πντα τ θνη) ( Мф.28:19 ), идите no всему миру (ες τν κσμον παντα)... проповедуйте Евангелие всей твари (πσ τ κτσει) ( Мк.16:15 ).Вы... будете Мне свидетелями в Иерусалиме и по всей Иудее и Самарии и даже до края земли (ως σχτου τς γς) ( Деян.1:8 ). Таким образом, доходящее до единства особенное единение в любви всего человечества должно осуществиться в Церкви Христовой. Нужно ещё добавить, что единение это, то есть самая Церковь , не представляется чем-то желаемым и лишь ожидаемым. Церковь не есть величина лишь только мыслимая: она есть действительное, исторически осязаемое явление. Христос говорил, что Его последователи в мире, хотя и не от мира. Не молю, – говорил Он Богу Отцу, – чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла ( Ин.17:11, 14–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

С этой промыслительной значимостью числа двенадцать связано и избрание апостола Матфия на место Иуды Искариота ( Деян.1:21–26 ) 167 . Двенадцать апостолов избраны Спасителем для того, чтобы пребывать с Ним, проповедовать ( Мк.3:14 ) и свидетельствовать об исполнении пророчеств: «Тогда отверз им ум к уразумению Писаний. И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему» ( Лк.24:45–48 ). Во время Своей земной жизни Господь запрещал апостолам идти к язычникам, они должны были проповедовать только избранному народу: «Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева» ( Мф.10:5–6 ). А после Воскресения Христова задача апостолов коренным образом изменилась, теперь их проповедь должна была охватить весь мир: «идите, научите все народы» ( Мф.28:19 ), «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» ( Мк.16:15 ) 168 . Двенадцать апостолов – это Симон (Петр) и его брат Андрей, братья Иаков и Иоанн Зеведеевы, Филипп, Варфоломей (Нафанаил), Фома, Матфей (Левий), Иаков Алфеев и его брат Иуда Иаковлев (Фаддей, Леввей), Симон Зилот (Кананит), Иуда Искариотский. По Вознесении Господа, вместо Иуды жребием был избран и причтен к апостолам Матфий ( Деян.1:15–26 ). Первыми к апостольскому служению были призваны Андрей, Иоанн, Иаков, Симон, нареченный Петром, Филипп и Нафанаил ( Ин.1:35–49 ). Андрей и Иоанн прежде были учениками Иоанна Крестителя ( Ин.1:35–40 ). После первой встречи с Христом они еще некоторое время продолжали заниматься рыболовством, видели чудеса Господа в Галилее, слышали Его проповедь ( Лк.4:31–5:1 ). Апостолы оставили все ( Лк.5:11 ) и последовали за Спасителем после чудесного улова рыбы ( Лк.5:2–12 ). Евангелист Лука говорит о Петре, Иакове и Иоанне ( Лк.5:10 ), другие евангелисты указывают и на четвертого – Андрея ( Мф.4:18–22 , Мк.1:16–20 ) 169 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл вам ноги, то и вы должны друг другу умывать ноги. Потому что Я дал вам пример, дабы и вы поступали так же, как Я поступил с вами. Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланный не больше наславшего его. Если вы эго знаете – блаженны вы, когда то исполняете. (Впрочем) не всех вас Я полагаю в числе этих блаженных исполнителей Моих завещаний. Я знаю, кого Я избрал: но, да сбудется Писание, ядый со Мною хлеб, воздвиже на Мя пяту свою ( Пс. 40:10 ). Все это, прежде, чем сбылось, Я сказываю вам для того, дабы в то время, как сбудется, вы не переставали верить, что это Я. (Но вы не смущайтесь: уничижение, которому Я буду подвергнут, не изменит вашего высокого назначения). Истинно, истинно говорю вам: принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает; а принимающий Меня, принимает Пославшего Меня». Ин. 18:21–32 ; Мк. 14:18–21 ; Мф. 26:21–25; Лк. 22:21–23 Сказавши это, Иисус Христос возмутился духом, и открыто засвидетельствовал: – «истинно, истинно говорю вам: один из вас, ядущий со Мною, предаст Меня». – Ученики сильно опечалились; стали озираться друг на друга, недоумевая, о ком Он говорит; потом начали спрашивать Его один за другим: «не я ли, Господи?» Он отвечал им: – «предаст Меня один из двенадцати, обмакивающий со Мною в блюдо руку. Впрочем, Сын человеческий отходит по предназначению, как написано о Нем. Но горе тому человеку, которым Сын человеческий предается! лучше бы не родиться человеку тому». – Тогда ученики начали спрашивать друг у друга, кто бы из них способен был на предательство? Один из учеников, особенно любимый Иисусом Христом, именно, Иоанн, в эту пору возлежал у груди Его. И ему-то Симон Петр сделал знак, чтобы он выведал, о ком это говорит Учитель? Иоанн, припавши к груди Иисусовой, тихо спросил: «Господи! кто это?» Иисус Христос так же тихо отвечал: – «это тот, кому Я, обмакнувши, кусок подам». – И, обмакнувши в соусное блюдо кусок хлеба, подал Иуде Симонову Искариоту. После этого куска, вошел в него сатана. Тогда Иисус Христос сказал несчастному: – «делай же скорее свое дело». – К чему это было сказано, возлежащие не поняли. Некоторые подумали, что, так как у Иуды был ящик, то Учитель повелевает ему или купить, что нужно к празднику, или подать что-нибудь нищим. Но, вот, злосчастный сам изобличает себя. Доселе он молчал. Но, так как всеобщее внимание было обращено на него; то, наконец, решился спросить и он: «Равви, не я ли?» Иисус Христос говорит ему: – «ты!» – После этого открытия, Иуда, тотчас же, принужден был оставить круг Апостолов и своего Учителя. Была уже ночь. Только что вышел предатель, Иисус Христос сказал: – «Ныне прославился Сын человеческий, и Бог прославился в Нем. Если же Бог прославился в Нем, то Бог прославит и Его в Себе, и, вскоре, прославит Его». Мф. 26:26–28 ; Мк. 14:22–24 ; 1Кор. 11:23–25 ; Лк. 22:19, 20 ; Ин. 13:33–35

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Ап. Петр говорит, что Иисус Христос вознес грехи наши на древо «Телом Своим», но ведь Тело Его не осквернилось и не потеряло в святости от соприкосновения с грехами нашими; почему же осквернилось бы древо креста от них? Затем вознесенные на крест грехи были смыты Кровью Иисуса Христа, пролитою на кресте ( Кол.1:20 ); так что рукописание греховное не осталось на кресте после пролития крови. Иначе нужно было бы признать, что человеческий грех сильнее Крови Христовой, что противоречит словам ап. Иоанна: ( 1Ин.1:7 ), – нужно было бы признать, что наши грехи не уничтожены Спасителем; но это противоречить словам ап. Павла: ( Евр.9:26 ). 10. Как примирить с святостью креста слова ап. Павла: «Проклят всяк висящий на древе»? ( Гал.3:13 ). – Проклятие, по Моисееву закону ( Втор.21:23 ), было положено на повешенного преступника, а не на самое древо. Но, по слову ап. Павла, Христос и эту клятву снял: «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою» ( Гал.3:13 ). О самом же древе креста в Слове Божием сказано: «благословенно древо, чрез которое бывает правда». ( Прем.14:7 ; сравни: 1Пет.2:24 ). VI. 11. На чем основывается священный обычай ношения на себе креста Господня? «Выйдем к Нему за стан, нося Его поругание. (Евр. 13: 13). «Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе не достает; пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест». ( Мк.10:21 ). «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». ( Мк.8:24 ). Примеч. Здесь не сказано, какой именно крест нужно взять и носить – внутренний ли (т.е. страдания) или наружный. Но так как внутренний крест Спасителя неотделим от наружного Его креста и так как Он Сам нес на Себе наружный крест на Голгофу; то очевидно, что Спаситель, повелевая своим последователям взять крест, имел в виду тот и другой крест. – Так и ап. Петр говорит: «Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» ( 1Пет.2:21 ). По сему, кто называет себя христианином, но отвергает и не носит наружного креста, тот не вполне следует Его примеру: «кто не берет креста своего, и следует за Мною; тот не достоин Меня» ( Мф.10:38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

3Цар.21:26 .  он поступал весьма гнусно, последуя идолам, как делали Аморреи, которых Господь прогнал от лица сынов Израилевых. Ахав уже по опыту знает, что означает внезапное появление пред ним пророка Илии ( 3Цар. 17:1, 18:17 ). На обличение пророка он выставляет на вид (ст. 20); сн. 3Цар. 18:17 личную вражду к нему пророка, но последний указывает, что виною всему безвольная преданность Ахава греху (евр. гитмаккер: продан (греху), ср. 4Цар. 17:17 ; Puм. 7:14; LXX и слав. добавляют: μτην, «всуе продан»; кара Божия, постигнет Ахава и дом его, как и дом Иеровоама ( 3Цар. 14:10–11 ) и дом Ваасы ( 3Цар. 16:3–4 ) – черты истребления во всех случаях рисуются до буквальности одинаково, (ст. 21, 22); сн. ( 4Цар. 9:8–9 ); постыдная смерть угрожает особенно Иезавели, главной виновнице нечестия в Израиле при Ахаве (ст. 23); сн. ( 4Цар. 9:10, 36 ); нечестия, состоявшего в официальном введении культа Ваала (ст. 25–26), в чем Ахав оказался хуже всех предшественников своих (ср. 3Цар. 16:31–33 ): те поддерживали неугодный Иегове культ тельцов, а Ахав ввел чистое язычество. 3Цар.21:27 .  Выслушав все слова сии, Ахав [умилился пред Господом, ходил и плакал,] разодрал одежды свои, и возложил на тело свое вретище, и постился, и спал во вретище, и ходил печально. 3Цар.21:28 .  И было слово Господне к Илии Фесвитянину [об Ахаве], и сказал Господь: 3Цар.21:29 .  видишь, как смирился предо Мною Ахав? За то, что он смирился предо Мною, Я не наведу бед в его дни; во дни сына его наведу беды на дом его. Обличение пророка Илии и на этот раз, как и после кармильского события ( 3Цар.18:45–46 ) произвело сильное действие на Ахава. Ахав, видимо, был склонен принимать воздействие проповеди пророка, но слабохарактерность и подчинение влиянию язычницы жены парализовали спасительное действие личности и проповеди пророка: (полная аналогия с Иродом, с удовольствием слушавшим Иоанна Крестителя и все же умертвившем его по навету злой Иродиады), ( Мк.6:20–26 ): Ахав (по LXX: слав.: «умилися от лица Господня, и идяше плачася», – добавление, едва ли первоначальное, но вполне выражающее мысль текста) наложил на себя траур, обычный в печали (ср. 3Цар.20:31–32 ) и подверг себя покаянному посту (ср. 2Цар.12:16,21–23 ; Ис.58:3–11 ), почему Господь через пророка Илию смягчил Свой суд над Ахавом (ст. 29): грозное пророчество исполнится во всей силе не на Ахаве, а на сыне его Иораме ( 4Цар.9:24–26 ). Так, «бездна благости – Владыка Бог за убийство угрожал конечною гибелью; и за слезы об убийстве даровал замедление наказания» (блаженный Феодорит, вопр. 62). «Покаяние, конечно, не притворное, но временное; почему и временным сопровождалось помилованием» (Филарет, с. 246).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   Всю земную жизнь Свою Спаситель отдал людям. Одних Он исцелял от болезни (Мф. 4:23), других насыщал хлебом (Ин. 6:12), домы иных исполнял вина и веселия (Ин. 2:9), иных ободрял и утешал словом любви и сострадания (Ин. 11:40), других выводил из мрака тяжелых нравственных и религиозных сомнений на свет истины евангельской (Мф. 19:21-26), а всех вообще призывал к наследию Царствия Небесного.    Начальник жизни с радующимися радовался (в Кане Галилейской — Ин. 2), всегда и ко всем относился с лаской и кротостью. Однако радость Иисуса Христа никогда не заглушала в Нем печали о грехах людских. Его никогда не видели смеющимся, но о слезах Его записано на страницах Евангелия (Ин. 11:35).    Всецело занятый исполнением воли Отца Своего Небесного, всего Себя предавая делу служения человеческому роду, Иисус Христос забывал даже о потребностях Своей человеческой природы, чистой и безгрешной, находя подкрепление в молитвенном общении с Богом во всякое время дня и ночи. Так, после исцеления тёщи Симона, Иисус Христос «утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место и тихо молился» (Мк. 1:35). Далее, когда Он исцелил прокаженных и «народ мног» отовсюду стекался к Нему, Он «бе отходя в пустыню и моляся» (Лк. 5:16; 9, 18; 10, 2; Мф. 9:38 и др.). Чудесно насытивший пять тысяч народу пятью хлебами и двумя рыбами, Иисус Христос «понудил учеников Своих войти в лодку и отправиться вперед на ту сторону, пока Сам отпустит народ. Оставив их, пошел на гору помолиться, где и пробыл до самого вечера» (Мф. 14:23), ибо уже вечером мы видим Его идущим по водам к лодке Своих учеников (Мк. 6:45-48). Пред избранием двенадцати апостолов Иисус Христос удалился на «гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу» (Лк. 6:12). Вся середина последней пред взятием под стражу ночи была проведена Христом в молитве в саду Гефсиманском (Мф. 26:36, 42, 44 и др.). Все это видел и знал народ, а потому все, чему учил Христос и что бы Он ни делал, исполняло всех слушателей благоговейным удивлением, вызывавшим такую оценку Его делам (отзывы народа о Его мудрости мы уже видели выше): «Все хорошо делает: и глухих делает слышащими, и немых говорящими» (Мк. 7:37).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3278...

В будущей жизни, когда будет новое небо и новая земля ( Откр.21:1 ), небесный Иерусалим не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения... – ночи там не будет ( Откр.22:5 ). Там не будет различия дней, следовательно, не будет и субботы, а настанет вечный день радости и блаженного общения с Богом ( Откр.3:4 ). 8) Иисус Христос заповеди (4-й) о субботе не отменил: не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царствии Небесном ( Мф.5:17–19 ). Так как Иисус Христос пришел не нарушить закон или пророков, но исполнить (т.е. исполнить то, к чему стремились закон и пророки, восполнить закон, усовершить его и отменить в нем элемент временный, национально-иудейский), то Он не разрушил как всех прочих заповедей, так, в частности, и четвертой, а уяснил истинный смысл ее. Он указал, как должны праздновать Его последователи и в чем состоит истинное освящение праздничных дней. По слову Господа празднование состоит вовсе не в соблюдении лишь покоя от будничных работ, а именно в освящения дня действиями богослужебными ( Мф.12:5 ; Ин.7:22 ), поэтому Он со Своими учениками имел обыкновение посещать по субботам синагогальное богослужение ( Лк.4:16 ). За это учение о сущности празднования иудеи считали Господа нарушителем субботы ( Ин.5:18; 9:16 ). Из будничных дел дозволяются в праздники, как видно из представленных Им примеров, дела неотложные, вынужденные необходимостью (напр. голодом – Мф.12:1–7 , неотложными заботами по хозяйству, как, напр., водопой скота – Лк.13:15 , делами любви и милосердия – Мф.12:12 ; Мк.3:4 ; Лк.6:9; 13:12, 14:3 ; Ин.5:2–9, 9:7 и т. п. – Лк.14:5 , которые нисколько не мешают празднованию. 673 При этом Иисус Христос учил, что суббота для человека, а не человек для субботы ( Мк.2:27 ), т.е. распределение времени на праздничное и будничное установлено для человека для того, чтобы удобнее мог совершать добрые дела, предназначенные ему ( Еф.2:10 ); и такой распорядок времени не есть нечто неизменное·, потому что Сын Человеческий есть господь и субботы ( Мк.2:28 ), т.е. Он имеет власть вместо ее установить празднование другого дня, изменить, усовершить и самый способ празднования. 674

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010