Пришел Он в Капернаум — букв. ‘спустился’, так как Капернаум (современный Тель-Хум) располагается ниже Каны. О жиз­ни Христа в Капернауме говорят синоптики (Мф 4:13; Лк 4:31). Сам и Матерь Его, и братья Его — о Матери Иоанн не говорит больше до рассказа о Распятии; братья упоминаются в 7:1–10, где сказано, что они не верили в Иисуса. Иисус, таким образом, еще несколько последних дней проводит в безвестности, которая как бы озаряется неожиданным и ведомым лишь немногим знамением в Кане. 5. Очищение храма (2:13–25) На Пасху Иисус совершает обычное паломничество в Иерусалим, предписанное ветхозаветным законом (Исх 12:14–20,43–49; Лев 23:4–8; Втор 16:1–8; Иосиф Флавий. Война II:10). Он насильственно прерывает установившийся обычай храмовой торговли, изгоняя из дворов храма продавцов и менял. Иудеи требуют, чтобы Он подтвердил Свою власть и право поступать таким образом. Иисус отвечает словами, смысл которых скрыт от Его противников, а ученикам становится понятен лишь после Воскресения. В ст. 23 говорится о том, что благодаря чудесам многие паломники уверовали в Него, но Иисус, зная цену поверхностной вере такого рода, не вверял Себя им. Рассказ об очищении храма — часть синоптического предания (Мк 11:15–18; Мф 21:12–17; Лк 19:45–46), которое относит это событие ко времени последней Пасхи, а не к первой, как в Ин. Весьма вероятно, что стих 18 образует параллель с Мк 11:28 и Мк 8:11, и тем поразительнее, что Иоанн, скорее всего зная текст Марка, отнес это событие к другому времени. Крайне маловероятно, чтобы имели место два очищения храма — одно в начале, а другое в конце служения. Чтобы понять, что означает такое расположение отрывка, надо вспомнить, что композиция в Ин имеет не столько хронологическое, сколько богословское значение. Исторически служение Иисуса Христа происходит на фоне иудейства, и прежде всего показано, что в Нем совершается исполнение чаяний ВЗ. Иисус являет Себя со властью во храме, и сказанные Им при этом слова в большей степени раскрывают природу Его власти, чем изгнание торгующих. Его Тело, лишенное жизни, а затем восставшее из мертвых, станет истинным новым храмом, домом молитвы для всех народов, нового народа Божиего, который будет составлен из язычников, а не только из иудеев (10:16; 11:52). Рассказ об очищении храма у Иоанна, таким образом, утверждает, что Иисус есть окончательное исполнение тех обетований, образом которых был иерусалимский храм. Затем Евангелист излагает события как бы в виде расширяющихся концентрических кругов, в исторической перспективе Церкви, которая рассматривала Иерусалим как начальную точку своей миссии. Вначале говорится о том, что в Иисусе Христе исполнились ожидания апокалиптического и фарисейского иудейства (3:1–21) и предсказания Крестителя (3:22–36). Затем рассказано об отношении Иисуса к еретическому ответвлению иудейства — самарянам (4:1–42) и к языческому миру (4:43–54).

http://pravmir.ru/referat-barret-ch-k-ev...

Из чего и следует, что Крещение это, как приуготовительное , было только временное и преходящее, а не пребывающее вовек и непреложное, т. е. что с того времени, как Спаситель торжественно был явлен и указан миру Иоанном, — то и Крещение сего последнего, должно уже было постепенно прекращаться и уступать место другому, высшему, благодатному м непреложному Крещению, которое одно лишь пребывает и пребудет в Церкви Христовой до скончания века . ( Мф.28:20 ). Так смотрел на него и сам Св. Предтеча, говоря ученикам своим, указывавшим ему на усиливающееся Крещение Иисуса: Ему подобает расти, — мне же малитися. ( Ин.3:30 ). С Крещением Иоанновым, — говорит Св. Феофилакт, — не было соединено отпущение грехов, потому что Иоанн проповедовал одно покаяние , и лишь приводил к отпущению грехов, т. е. к Крещению во имя Христа, от Которого одного и зависит отпущение всяких грехов. (Толк. на 3 гл. Мф.)  См. 8й член.  Слово: Аминь значит: так, истинно, справедливо, и да будет!  Доказательством этого служат мощи Св. Угодников и Чудотворцев, почивающих в пещерах Первопрестольного града Киева, — вершины которого, как матери всех русских городов, — освящены пребыванием и благодатным пророчеством Св. Апостола Андрея. Там, среди других святынь, находятся мощи Св. Чудотворца Спиридона, преставившегося в XII веке, который до настоящего времени имеют персты правой руки сложенными упомянутым образом. Святые персты, эти, хранящие настоящее, а не измышлённое сложение, держатся в таком виде, по свидетельству церкви, в продолжение более 600 лет, и до такой степени уже окрепли, что нет никакой возможности дать им другое направление, не повредив их.  По переводу значит: подобный .  Все эти священные песни различаются между собой не столько по содержанию, сколько по различию времени, когда они употребляются в Церковном Богослужении. Так, например: Тропарь на утрени поётся после стиха Бог, Господь, и явися нам ; а Кондак — после 6й песни канона и проч.  Тропарь, Кондак и Величание на большие и особо чествуемые праздники, см. в конце книги.  Из этих последних особенно замечательны так называемые «Догматики», которые поются за вечерней и утреней воскресных и праздничных дней, и содержат в себе учение о двух естествах Спасителя. Сочинены они Иоанном Дамаскиным .  Светилен также поётся и после 9й песни Канона.  Песни эти разделяются одна от другой различными припевами, например: Слава Тебе, Боже наш, Слава Тебе или Пресвятая Богородица спаси нас , или Св . (имя Святого) моли Бога о нас и проч. По переводу же слово « Ирмос » значит: Связь ).  Спаситель, прозрев, что Лазарь, друг его, умер, сказал ученикам Своим: Лазарь, друг наш, уснул: но Я иду разбудить его ( Ин.11:11 ).   Мк.10:46–52 .   Ин.9:38 .   Мк.7:32–35 .   Лк.18:13 .  Четьи Минеи 15 августа.   Сокровищница — Хранительница сокровищ; место скопления сокровищ.   2Кор.6:16 .   Евр.12:29 .   Мф.8:14–16 ; Мк.5:33–35 ; Ин.4:49–54 .

http://azbyka.ru/molitvoslov/pravoslavny...

44–46. Спаситель Христос на земле и на небе (Слав. на селе Мф.13:44 ) есть наше сокровище и драгоценный бисер; кто нашел его на земле, тот должен беречь его, чтобы перейти с ним в вечность ( Кол.3:1–2 ). Молитвы и милостыни ( Деян.10:4 ) – хорошие жемчужины ( Мф.7:6 ); благодать спасения ( Деян.10:4 ·) – жемчужина драгоценная, выброшенная из дна моря (с неба) на сушу; нищий духом ( Мф.5:3 ) – богатый купец ( Мф.19:20–21 ). Нет драгоценнее мудрости спасения – сокрытой в Св. Писании Ветхого и Нового Завета ( 2Тим.3:16 ); кто обретает ее, тот жертвует для неё всем, что имеет. Аще взыщеши мудрости яко сребра, и якоже сокровища испытаеши ю: тогда уразумееши страх Господень, и познание Божие обрящеши. Притч.2:4–5 . 47–49. Кончина мира ( Мф.13:49 ) есть начало царства славы ( Мф.13:47 ), в котором живут Ангелы ( Мф.13:49 ). Мир при противоположности и сильном борении страстей человеческих подобен бурному морю с хорошими и худыми (тухлыми, мертвыми) рыбами. В Царстве Благодати есть добрые и злые ( Мф.13:47 ), но Святая Церковь (берег Мф.13:48 ) извергает развращенных из среды себя ( 1Кор.5:13 ): так будет и при кончине мира ( Мф.13:49 ). 52. Для Христианина полезно знать не одни только писания Нового Завета, но и писания Ветхого Завета ( 2Тим.3:16 ). Гл. 14. Ст. 1–3. Злодейская душа спокойна быть не может. Боязливая бо злоба своим свидетельством осуждаема, выну приемлет во ум лютая содержима совестию ( Прем.17:10 ). 5. 9. Кто стыдится только народа, а Бога не боится, тот при всяком случае ко греху ( Мк.6:21 ) отпадает от добродетели ( Мк.6:20 ), и близок даже к великому злодеянию. Убоявшеся и постыдевшеся преткнутся, надеявыйся же на Господа возвеселится. Притч.29:25 . 9. Ни в каком случае не исполняй ни обещания (ст. 7), ни самой клятвы, данной тобою по необдуманности против закона Божия, на пагубу себе или другому; в сем случае должно смотреть не на клятву, но на собственную совесть. Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает ( Рим.14:23 ), и не печалится от угрызений совести.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

В четырех местах II части книги пророчества о «Рабе Господнем» изложены в форме гимнов: 42, 1–9; 49, 1–6; 50, 4–9; 52, 13–53, 12. Эти места называются «Посланиями Раба Господня», а пророчества, содержащиеся в них, в Новом Завете отнесены к Иисусу Христу ( Лк. 22, 19–20; 37 ; Мк. 10, 25 и др.). Общий фон 40–55 глл. книги – Вавилон, а не Палестина. Пленение изображается как исторический факт. Иерусалим и храм лежат в развалинах и должны быть восстановлены через освободителя Кира (44, 26–28; ср. 45,13). Пленники ограблены вавилонянами (42, 22–26; 47, 6), на земле которых они находятся (48, 20); приближается их скорое возвращение (40, 1–11; 46, 13; 51, 3, 14), Вавилон же будет наказан и уничтожен (43, 14) (об Ассирии в этой части книги не говорится кроме 52, 4 – неопределенное прошлое). При чтении II части (40–55 глл.) создается впечатление, что они отражают время между приходом к власти Кира персидского и завоеванием им Вавилона (т.е. между 556–539 гг. до Р.Х.) и что они написаны автором-пророком, знакомым с Вавилонией, ее богатствами (45, 3), судоходными каналами и пересыхающими реками; наблюдавшим процессии ношения идолов напрасно молившихся им язычников (45, 20); видевшим вавилонских чародеев–обманщиков (47–9–15), а также хорошо знавшим духовное состояние вавилонских пленников: их страх (41, 10–13; 44, 2, 51, 7, 12; 54, 4), отступничество (46, 8, 48, 1), духовную слепоту и равнодушие (42, 18), склонность к идолопоклонству (48, 3–11). В связи с этим большинство современных экзегетов полагают, что 40–65 главы написаны в Вавилоне в VI веке неизвестным по имени пророком, которого условно называют Исаией II (Девтеро-Исаией) или Исаией Вавилонским, – учеником и последователем школы Исаии Иерусалимского, хорошо знакомым с его богословием. III ч. Исаия 56–66. Основная тема 3-й части книги мессианское духовное царство и распространение его при содействии Святаго Духа среди языческих народов. Общий фон 56–66 гл. – Палестина, а не Вавилон. Увязать речи (пророчества) в хронологическую последовательность довольно трудно.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ponjati...

46. Господь в Иерусалиме на второй Пасхе 46.1. Исцеление при купальне Вифезда 46.2. Учение Господа о Своем равенстве Богу Отцу 47. Срывание колосьев и спор о субботе 48. Исцеление сухорукого в субботу; заговор против Господа 49 Исцеление многих при море (кроме Лк – см. п. 50) (кроме Лк) (кроме Лк) Шествие по Галилее и всенощная молитва 50. Избрание Двенадцати (Лк до 19) (Мк до 21, Лк до 19) 51. Нагорная Проповедь (по Ев. Матфею и по Ев. Луки) Исцеление прокаженного Исцеление прокаженного 52. Исцеление слуги сотника Путешествие по Галилее Μф.11:1 53. Воскрешение сына наинской вдовы 54. Вопрос Иоанна Предтечи о Христе; ответ Господа; похвала Иоанну Предтече Обличение некоторых городов за неверие Обличение неверующих городов Призывание к Себе Призыв труждающихся и обремененных 55. Кающаяся грешница в доме фарисея Симона 56. Продолжение хождения по Галилее с учениками и некоторыми женами 57 Исцеление бесноватого слепого и немого. Обличение хулы на Духа Святого (кроме Лк) 58. Ответ просившим знамения (кроме Лк) О внутреннем свете 59. Матерь и братья Господа; духовное родство с Ним Изобличение внешней праведности Иисус осуждает фарисеев и законников Иисус о страхе человеческом и о уповании на Бога и т.д. О убитых галилеянах 60. Учение притчами о Царствии Божием 60.1. О сеятеле 60.2. Почему к народу говорится в притчах 60.3. Объяснение притчи о сеятеле 60.4. Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным 60.5. О плевелах 60.6. О посеве и всходах 60.7. О горчичном зерне (Лк стоит после п. 106) (кроме Лк) 60.8. О закваске (Лк стоит после п. 106) (кроме Лк) 60.9. Объяснение притчи о плевелах 60.10. О сокровище 60.11. О жемчужине 60.12. О неводе Заключение слова о притчах Почему в притчах говорится к народу? Изъяснение притчи о сеятеле Изъяснение притчи о плевелах Внушение внимать слову Божию 60.13. Заключение; приточное слово о книжнике 61. Новые ученики и слова Христа о следовании за Ним 62. Усмирение бури 63. Исцеление бесноватых в Гадаринской стране Вопросы учеников Иоанна Крестителя и фарисейских о посте

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/evangel...

21 Иаков называется обычно прежде Иоанна. Предание называет его " старшим " . Из этого можно заключить, что Иоанн был его младшим братом. 22 Согласно Ин.1:45 ; 21:2 Нафанаил был товарищем Петра и других ближайших учеников. Он упоминается только вместе с Филиппом, который вошел в число Двенадцати. Некоторые комментаторы отождествляют Нафанаила с Матфеем (поскольку первое имя означает Богоданный, а второе - дар Господень). С IXb. окончательно закрепилась традиция, согласно которой Нафанаил есть одно лицо с Варфоломеем, который в списках апостолов тоже помещен рядом с Филиппом. 23 Так апостол именуется в древнем гностическом Евангелии от Фомы и у Евсевия (Церк.ист., I, 13, 11). 24 См.: Ин.11:16 . 25 Мк.2:14 ; Лк.5: 27 говорят о призвании мытаря Левия, а у Мф.9: 9 аналогичный рассказ отнесен к призванию Матфея. Ориген считал, что Левий не был одним из Двенадцати, как Матфей (Ориген. Против Цельса, 1, 62), но тоже - мытарем. Однако традиционная гипотеза, согласно которой Левий и Матфей - одно лицо, более приемлема. 26 Этого Иакова предание иногда отождествляет с Иаковом Братом Господним, что противоречит Ин.7: 5 , где сказано, что до Воскресения братья Иисуса " не верили в Него " . 27 В некоторых манускриптах Иуда назван Скариотом. Отсюда мнение, которое причисляло его к " сикариям " , террористам - радикальному крылу зелотов. Однако большинство толкователей согласно в том, что Искариот означает " человек из Кериота " (Иш-Кериот). 28 Уже в IVbeke Евсевий отмечает, что списка их имен " нигде нет " (Церк.ист., I, 12, 14). Только предположительно он относит к их числу Варнаву, Стефана и Фаддея. 29 Деян.1: 21-26 ; Мк.10: 46-52 ; Лк.24: 18 ; Ин.11: 1-3 ; Евсевий. Церковная история, III, 39. 30 Санхедрин 43а. 31 Из текста Ин.19: 25 неясно, имеется ли в виду четыре женщины или три. Если последнее предположение верно, то сестра Девы Марии - Мария Клеопова (т.е. жена Клеопы). Но не исключено, что сестра Девы Марии не названа по имени и о ней сказано просто как о " сестре Матери Его " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2099...

Этот новый раздел, в котором Спаситель постепенно готовит учеников к Своим страданиям, начинается с исповедания Петра: «Ты – Христос» (8, 27–30). В ответ на это исповедание Господь впервые прямо говорит о предстоящих Ему Страстях (8, 31–33), говорит о пути страдания, по которому пойдут и Его истинные ученики (8, 34 и след.), о несравненной ценности души (8, 35 и след.) и о пришествии Царствия Божия в силе (9, 1). За этим следует рассказ о Преображении (9, 2–13), об исцелении бесноватого отрока (9, 14–29), второе предсказание о Страстях (9, 30–32), собрание наставлений Спасителя ученикам (9, 33–50), беседа с фарисеями о разводе (10, 1–12), благословение детей (10, 13–16), беседа с одним богатым иудеем о стяжании жизни вечной (10, 17–31), третье предсказание о Страстях (10, 32–34), просьба апостолов Иоанна и Иакова (10, 35–45). И заканчивается раздел исцелением слепого Вартимея в Иерихоне (10, 46–52). VI. Вход в Иерусалим и последние поучения перед Страстями (Мк. 11:1–13, 37). После Входа в Иерусалим (11, 1–11) Господь словом иссушает бесплодную смоковницу (11, 12–14), очищает Храм (11, 15–19), поучает о силе веры (11, 20–25), о Своей мессианской власти (11, 27–33), произносит притчу о злых виноградарях (12, 1–12), даёт ответ вопрошавшим о подати кесарю (12, 13–17), беседует с саддукеями о воскресении (12, 18–27), с одним из книжников о наибольшей заповеди (12, 28–34) и с народом о Мессии, как сыне Давидовом (12, 35–37). Далее Христос обличает книжников в лицемерии (12, 38–40), даёт наставление о двух лептах вдовицы (12, 41–44) и говорит о последних временах, в преддверии которых призывает постоянно бодрствовать (13, 1–37). VII. Страсти и Воскресение (Мк. 14, 1–16, 8). 62 См.: Гомер. Одиссея. 60, 152 и след.; 166 и след; Аристофан. Гиппий. 656; Плутарх. Димитрий. 17 и др. 63 См.; Иосиф Флавий. Иудейская война. 4. X, 6: «…и каждый город праздновал добрые вести (ρταξεν ευαγγλια) и приносил за него т.с. за Веспасиана] жертвы»; 4. XI. 5: «…а когда Веспасиан прибыл в Александрию, из Рима пришли добрые вести (τ εαγγλια)…».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vvedeni...

Что произошло потом, никто из учеников отчетливо не помнил. Это была сама Слава Предвечного, светлое облако Богоприсутствия, и над всем звучали слова: “Это – Сын Мой возлюбленный; слушайте Его”. А в следующее мгновение сияние померкло; апостолы увидели Учителя прежним. Он стоял один на вершине горы. Петр, Иаков и Иоанн едва могли опомниться. Иисус же, подойдя к ним, сказал: “Встаньте, не бойтесь” – и начал спускаться вниз. Как во сне, они последовали за Ним. По дороге Иисус нарушил молчание и велел хранить виденное в тайне, “доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых”. Не решаясь обратиться к Нему, ученики шепотом спрашивали друг у друга: “Что значит воскреснуть из мертвых?” 180 Chesterton G.K. Everlasting Man. London, 1927, p.238. 181 Ин. 12:31 . 182 Лк 12,51-52 ; мф 10,34–36. 183 Лк 12,49-50 . 184 Флавий И. Арх. XVIII, 8–9; Иудейская война, II,9,2; Филон. Legatio ad Caium, 38; Лк. 13:1 . 185 Ин 2,13-22 . Говоря о 46 годах, священники имели в виду работы по реконструкции Храма, начатые Иродом Великим за 20 лет до н.э. Синоптические Евангелия относят очищение Храма от торговцев к Страстной неделе, а Ин – к началу служения Христа. Некоторые историки считают, что первые три евангелиста более точны, другие же отдают предпочтение Иоанновой традиции. Однако вполне вероятно, что Христос, защищая святыню, изгонял торгующих два раза. 186 Талмуд, Авот, I,12; Хагига, 1; Шаббат, 10; Бава Камма, 8,7; Сота, 14; Иома, 72. См.: Соловьев Вл. Талмуд и новейшая полемическая литература о нем. – В кн.: Соловьев Вл. Соч. Т. VI, с.11 сл. 187 Мф 23,3 . 188 Мф 13,52 . 189 Мк 12,34 . 190 Талмуд, Сота, III, 2; V, 7; Берахот, 9. 191 Грец Т. История еврейского народа. Т.4, с.197; Авот, III, 7(8). По словам Иосифа Флавия, фарисеи “отказывались от наслаждений жизни и ни во что ставили удобства” (Арх. XVIII, 1,3). 192 Мф 27,18 . 193 Мф 11,16-19 ; Лк. 7:31-34 . 194 В самом Талмуде, который в значительной степени есть продукт творчества “таннаев”, наследников фарисейских школ, встречаются резкие выпады против ханжества фарисеев, напр., Сота, III,4.

http://azbyka.ru/syn-chelovecheskij/4

Чудеса Иисуса Христа были чрезвычайно велики и многочисленны и вообще такие, «ихже ин никтоже сотвори» ( Ин. 15:24 ). Здесь Он явит Себя – а) владыкою внешней природы, когда претворил воду в вино ( Ин. 2:1–11 ), повелевал ветрам и морю, и они повиновались Ему ( Лк. 8:24 ; Мф. 8:23–27 ); шествовал по водам ( Мф. 14:26 ); немногими хлебами и рыбами напитал однажды пять, в другой раз четыре тысячи мужей, кроме жен и детей ( Мф. 14 ; Мф. 15 ); б) владыкою природы человеческой, когда одним словом, одним прикосновением своей руки или одежды исцелял всякие болезни ( Мф. 9:20–23, 14:35, 36 ; Лк. 4:40 ); давал зрение слепым ( Мф. 20:29–34 ; Мк. 10:46–52 ); слух глухим, язык немым ( Мф. 9:32–35, 12:22 ; Лк. 11:14 ), исцеление прокаженным ( Мф. 8:1–5 ); в) владыкою самой преисподней, когда одним приближением своим к людям, одержимым духами нечистыми, заставлял трепетать последних и одним словом изгонял их из людей вон ( Мф. 8:28–34 ; Лк. 8:26–40 ); г) владыкою жизни и смерти, когда воскресил сына бедной вдовы Наинской ( Лк. 7:11–15 ), дщерь Иаира, начальника синагоги ( Мф. 9:18, 19 ; Лк. 8:49 ), и воскресил Лазаря, находившегося во гробе уже четыре дня ( Ин. 11 ). Ко всему этому надобно присовокупить еще необыкновенные знамения, которые совершены не Самим Спасителем, а ради Спасителя, в разных обстоятельствах Его земной жизни, как-то: а) вдруг после Его Крещения, когда, при выходе Его из воды, над Ним разверзлись небеса, явился Дух Святой в виде голубя сходящим на Него, и слышан был с высоты глас: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих» ( Мф. 3:16, 17 ; Мк. 1:10, 11 ; Лк. 3:21, 22 ); б) во время Его преображение на Фаворе пред тремя апостолами, когда «просветися лице Его яко солнце, ризы... Его быша белы яко свет», когда явились к Нему Моисей и Илия для собеседование, и опять последовал из облака глас: «Сей есть Сын Мой возюбленный, о Немже благоволих: Того послушайте» ( Мф. 17:1–5 ); в) однажды в Иерусалиме, в присутствии многочисленного народа, когда, по молитве Господа к Отцу небесному; да прославить Он имя Свое, «прииде же с небесе глас: и прославих, и паки прославлю» ( Ин. 12:28–31 ); г) наконец, во время крестных страданий Искупителя, когда «от шестого часа тма бысть по всей земли до часа девятого», и как только предал Он дух Свой в руки Отца Небесного, «завеса церковная раздрася на двое с вышняго края до нижнего: и земля потрясеся: и камение распадеся: и гроби отверзошася: и многа телеса усопших святых воссташа» ( Мф. 28:45, 51, 52 ). Словом: жизнь нашего Спасителя, которая сама есть чудо в нравственном отношении, исполнена и окружена чудесами со всех сторон.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   Алфавитный Патерик    Алфавитный Патерик    Преподобный Исайя Отшельник. Слово 27-е    Преподобный авва Дорофей. Поучение 7-е    Ответ 130-й    Слово 37-е    «Благовестник». На (Мк. 8:11—12)    Святой Исаак Сирский. Слово 25, 26, 27 и 28-е    Лествица. Слово 26-е, гл. 52.    Святой Исаак Сирский. Слово 28-е    Слово 89-е    Преподобный Ефрем Сирский. Слово 106-е    Святой Исаак Сирский. Слово 38-е    Мысль эта принадлежит святому мученику Иакову Персянину. Четьи-Минеи, 26 ноября 46. Поучение в тридцатую неделю. О спасении и совершенстве...     «Аще ли хощеши внити в живот, соблюди заповеди» (Мф. 19:17), сказал Господь наш Иисус Христос некоторому юноше, который, как мы слышали в сегодня чтенном Евангелии, вопросил Господа: «Учителю благий, что сотворив, живот вечный наследствую?» (Лк. 18:18) — то есть что мне делать доброе, чтоб спастись? Когда вопросивший снова вопросил: какие бы то были заповеди? — Господь указал ему как иудею, веровавшему в истинного Бога, на заповеди Божий по отношению к ближнему. Юноша отвечал, что он сохранил все эти заповеди, и затем снова вопрошает: «что есмь еще не докончал?» — чего еще недостает мне? Господь сказал: «аще хощеши совершен быти, иди, продажд имение твое, и даждь нищим: и имети имаши сокровище на небеси: и гряди в след Мене, взем крест» (Мф. 19:20—21; Мк. 10:21; Лк. 18:22).    Из ответов Господа юноше мы научаемся, что два блаженных состояния уготованы Господом для верующих в Него: состояние спасения и состояние христианскаго совершенства. Из этих же ответов Господа со всею ясностью усматривается, что блаженное состояние спасения доступно для всех вообще христиан; но совершенство могут получить только те христиане, которые единовременно раздадут имение свое нищим и, отрешившись от всех связей с миром, последуют Христу, взявши крест, т.е. подвергшись с усердием и любовью всем лишениям, всем бесчестиям и бедствиям, которые им будут попущены, как подобает истинным удам Христовым, отвергши все оправдания, представляемые плотским мудрованием, враждебным Христу, враждебным крестоношению.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3167...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010