—Призвание Иоанна и его старшего брата Иакова — сыновей Зеведеевых, Воанергес, сынов грома, как прозвал их Спаситель (см.: Мк. 3, 17; есть мнение, что за взрывной темперамент) — на служение Слову отражено в Евангелии от Матфея (4, 21–22), от Марка (1, 19–20) и от Луки (5, 10–11). Причем, если у Матфея и Марка сыновья Зеведеевы оставляют лодку, сети и отца, лишь услышав зов Спасителя, то Лука вносит подробности: они стали свидетелями чудесного улова рыбы, вместе со всеми испытали благоговейный ужас от этого чуда, и лишь затем, ободренные Учителем, пошли за Ним. Но в любом случае это очень быстрый, решительный и бесповоротный выбор, а о чем он говорит? —Это действительно момент духовного выбора. Пойти за Хрис­том означает оставить сразу всё. Что значит — оставить? Это не всегда нужно буквально понимать, от нас с вами сегодня не требуется такого — оставить наши дома, семьи, работу; но мы должны видеть самое важное в нашей жизни, самое главное для нас, то, ради чего все остальное, если нужно, должно быть оставлено. Иоанн пошел за позвавшим его Учителем, потому что почувствовал: то, чему учит этот Человек, и есть главное в жизни. И это яркий урок для нас, потому что в нашей жизни главное — жизнь с Богом — затмевается массой житейских забот, проблем и привязанностей. Это все нужно, бесспорно, это создание необходимых условий для нашей жизни, но это вторично по отношению к главному. И очень печально, если мы уделяем этому главному время по остаточному принципу — «Зайду в церковь, если время будет». —В синоптических Евангелиях несколько раз сообщается о тех уроках, которые Иоанн получал от Учителя. Давайте остановимся на них. —Не только эти эпизоды, связанные с Иоанном, а каждое слово Спасителя и любое чудо, совершенное Им, есть урок для нас. Но в данном случае ученик, которого впоследствии назовут апостолом любви, получает именно уроки любви. Например, эпизод с несостоявшимся низведением огня на самарянское селение, в котором не приняли Иисуса: Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! Хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им, и сказал: не знаете, какого вы духа, ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать (Лк. 9, 54–56). Или — эпизод с человеком, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами (Мк. 9, 38). Иоанн сообщает Учителю, что они, ученики, запретили этому человеку изгонять бесов, то есть, по сути, отнеслись к нему как к чужому; но в ответ слышит: не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня (Мк. 9, 39). Эти слова Спасителя нам нужно помнить, дабы не впадать в фарисейское высокомерие, не осуждать других за неправильность или «примитивность» веры, к чему мы так часто бываем склонны.

http://pravoslavie.ru/86626.html

15. Ин. 6:15 . Иисус же, узнав, что хотят прийти, нечаянно взять его и сделать царём, опять удалился на гору один. Ин. 18:36 ; Деян. 1:6 . Видевшие чудо и пр.: люди видели чудо и поражены были им, но, как видно из дальнейшего (ст. 26), они не поняли внутреннего значения чуда, а остановились на одной его внешней чувственной стороне. Чудо так их поразило, что они подумали, что чудотворец есть Мессия, и хотели насильно поставить Его царём, черта, которою Иоанн опять восполняет сказания первых трёх евангелистов. – Пророк, Которому, на основании Втор. 18:18 , должно было прийти в мир: т. е. Мессия (ср. прим. к Мф 11:3 ). – Узнав: или чрез учеников Своих, или непосредственно, духом Своим, как 2:23–25 и 5:6. – Нечаянно взять: похитить, взять против Его воли (ср. Деян. 8:39 ; 2Кор. 12:2 ; 1Сол. 4:17 ) и сделать царём, конечно, в Иерусалиме, как столице теократического царства, куда скоро должны были отправиться на праздник многие из бывших теперь около Господа (ст. 4). – Опять (ср. ст. 3) удалился на гору: для молитвы ( Мф. 14:23 ; Мк. 6:46 ). 16. Ин. 6:16 . Когда же настал вечер, то ученики Его сошли к морю Мф. 14:13 д. п.; Ин. 6:1 . 17. Ин. 6:17 . и, войдя в лодку, отправились на ту сторону моря, в Капернаум. Становилось темно, а Иисус не приходил к ним. Настал вечер: поздний вечер, как видно из сравнения с Мф. 14:15 ; Мк. 6:35 ; Лк. 9:12 . (ср. прим. к сим местам). – Ученики сошли к морю и, войдя в лодку и пр.: Господь Сам побудил учеников войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону ( Мф. 14:22 ; Мк. 6:45 ). Первые два евангелиста не говорят, почему Господь немедленно побудил их уйти оттуда, где происходило чудесное питание народа, Иоанн восполняет их указанием, что народ в неразумном увлечении хотел насильно поставить Господа царём. Положение Господа при этой вспышке народной было затруднительно. Если бы Он с учениками в это время поплыл или пошёл в Галилею, народ следовал бы за Ним шаг за шагом, и волнение могло распространиться по Галилее и далее и грозить опасностью делу Христову.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Различие дающих приказание нисколько не позволяет принимающим приказание нарушать послушание, ибо Моисей не преслушал Иофора, который посоветовал ему доброе. Но так как есть немалая разница в том, что приказывается (потому что иное противно заповеди Господней, или нарушает ее, или каким бы то ни было образом искажает примесью запрещенного, а другое согласно с заповедью; иное же хотя представляется и несогласным, но содействует ей и служит ей некоторым пособием), то необходимо помнить слова апостола, сказавшего: «Пророчества не уничижайте, все испытывайте, хорошего держитесь, удерживайтесь от всякого рода зла» ( 1Фес.5:20–22 ). И еще: «Ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу» ( 2Кор.10:4–5 ). Итак, если мы получаем приказание о чем-нибудь согласном с заповедью или содействующем ей, то надлежит принимать его со всем усердием и старанием, как волю Божию, по слову Писания – «снисходя друг другу любовью» ( Еф.4:2 ) Христовой. Когда же кто-нибудь приказывает нам что-нибудь противное Господней заповеди, нарушающее ее или искажающее, тогда следует ему сказать: «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» ( Деян.5:29 ), помня слова Господни: «За чужим не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса» ( Ин.10:5 ), и слова апостола, который ради нашего обережения решился коснуться и самих Ангелов, сказав: «Если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» ( Гал.1:8 ). Из этого научаемся, что если бы даже и весьма был близок или необычайно известен противодействующий заповеданному Господом или советующий делать запрещенное Им, то всякий из любящих Господа должен избегать такого человека и гнушаться им. Оказывать послушание друг другу мы должны, как рабы владыкам, по заповеданному Господом: «Кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою» ( Мк.10:43 ) и «из всех последним» ( Мк.9:35 ). К этому Господь прибавляет еще более убедительное: «Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить» ( Мк.10:45 ). И апостол говорит: " Любовью духа служите друг другу» ( Гал.5:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Исцеление расслабленного Уже в речи после исцеления хромого Петр подчеркивал, что апостолы совершили это исцеление не своей силой, а именем Иисуса Христа. В эпизоде, связанном с посещением города Лидды, Петр в самый момент исцеления объявляет имя Того, Кто совершает чудеса его руками: Случилось, что Петр, обходя всех, пришел и к святым, живущим в Лидде. Там нашел он одного человека, именем Энея, который восемь уже лет лежал в постели в расслаблении. Петр сказал ему: Эней! исцеляет тебя Иисус Христос ; встань с постели твоей (νστηθι κα στρσον σεαυτ). И он тотчас встал. И видели его все, живущие в Лидде и в Сароне, которые и обратились к Господу ( Деян. 9:32–5 ). Петр уверен, что не он, а Иисус Христос через него совершает исцеление: он лишь инструмент в руках Иисуса. Лука обозначает Энея термином παραλελυμνος – расслабленный, парализованный. Этим же термином в его Евангелии обозначен расслабленный, которого исцелил Иисус ( Лк. 5:18 ); Матфей и Марк в параллельных повествованиях используют термин παραλιτικς – паралитик ( Мф. 9:2 ; Мк. 2:3 ). Речь идет о полностью парализованном человеке, лежащем на носилках. В эпизоде из синоптических Евангелий Иисус говорит расслабленному: «Встань, возьми постель твою, и иди в дом твой» ( Мф. 9:6 ; Мк. 2:11 ; Лк. 5:24 ). Петр в рассматриваемом эпизоде произносит похожую фразу: νστηθι κα στρσον σεαυτ. Буквально она означает: «Встань и застели себе». Вероятно, эти слова содержат призыв собрать (застелить) постель, на которой расслабленный лежал и которая больше ему не нужна. Способность человека не только встать, но еще и собрать постель, свидетельствует о полном исцелении от паралича: приведены в движение и ноги, и руки. В евангельских рассказах об исцелениях нередко упоминается, сколько лет человек провел в том или ином состоянии: слепой из Евангелия от Иоанна не видел с рождения ( Ин. 9:1 ), расслабленный из того же Евангелия находился в болезни тридцать восемь лет ( Ин. 5:5 ), скорченная женщина из Евангелия от Луки имела «духа немощи» восемнадцать лет ( Лк. 13:11 ), кровоточивая женщина из трех синоптических Евангелий страдала от болезни двенадцать лет ( Мф. 9:20 ; Мк. 5:25 ; Лк. 8:43 ). Говоря в Деяниях о хромом от чрева матери, Лука не забыл отметить, что «лет более сорока было тому человеку, над которым сделалось сие чудо исцеления» ( Деян. 4:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Иисус Христос часто бывал в храме, а перед страданиями – каждый день ( Мф.26:55 ; Лк.22:53 ); жертвовал на благоукрашение храма и ученикам повелел делать то же ( Мф.17:27 ); похвалил вдову, пожертвовавшую последние две лепты, причем сказал, что ее жертва на храм есть «дар Богу» ( Лк.21:4 ). Он признал за храмом (рукотворенным) высокое достоинство и святость, назвав его «Домом Отца», – «домом Своим», и ревностным охранением его от осквернения, засвидетельствовал его чистоту и священное значение ( Ин.2:15–17 ; Мф.21:12–13 ; Мк.11:11, 15–17 ; Лк.19:45–46 ). Он учил, что храм есть место особого благодатного присутствия Божия ( Мф.23:21 ). Так как жертвы, для принесения которых предназначен был храм ветхозаветный, подлежали упразднению, то Господь, хотя и говорил ( Мф.24:2 ) о разрушении его (как ветхозаветного учреждения), но предуказал, что у христиан будут свои храмы: «не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов?» ( Мк.11:17 ). Следовательно, Он утвердил святость и ревновал о высоком значении не одного только ветхозаветного храма, но и храмов новозаветных, которые будут не для одного народа (подобно храму иерусалимскому – для евреев), а для всех народов, вступивших в Церковь Христову, «домами молитвы» и местами принесения бескровной евхаристической жертвы («чистой жертвы» – Мал.1:11 ): «если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником и пойди, прежде помирись с братом твоим и тогда приди и принеси дар твой» ( Мф.5:23–24 ). Эта заповедь Спасителя имела обязательную силу не для одних современников Его, а и для всех последующих времен. «Господь», – замечает святой Иоанн Златоуст , – «каждому слову придает особенную выразительность, устрашая и побуждая приносящего. В самом деле, сказал Он не только: «оставь дар твой», – но присовокупил: «пред жертвенником», чтобы напоминанием о священном месте привести его в страх; сказал не только: «пойди», – но присовокупил: «прежде примирись... и тогда приди и принеси дар твой». Этим Он показывает, что трапеза Господня не допускает к себе враждующих друг против друга. Да слышат это посвященные в таинства, но со враждою приступающие к алтарю; да слышат и непосвященные, потому что и к ним относится это слово». 313 Самим делом Господь засвидетельствовал Свое учение о христианских храмах, как местах совершения бескровной жертвы, важнейшего священнодействия христианского богослужения. Для установления и совершения таинства причащения Он избрал «горницу большую, устланную » ( Мк.14:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Мк.2:22 . Никто не вливает вина молодого в мехи ветхие: иначе молодое вино прорвет мехи, и вино вытечет, и мехи пропадут; но вино молодое надобно вливать в мехи новые. На востоке, особенно во время путешествия, для сохранения вина, употребляют мехи из кожи животных, так называемые бурдюки, и, конечно, для молодого, как более крепкого, вина употребляются мехи новые, крепкие. Новое вино означает пост, а ветхие мехи – еще слабость учеников Христовых, которую не следует обременять постом (Феоф. и Злат.) Под словами: новая одежда, новые мехи и новое вино можно разуметь и весь новый завет Господа нашего Иисуса Христа ( 2Кор.5:17 ). Новый Завет имеет и новые свящ. книги, и обновляющие нас благодатные таинства, и новое богослужение, и новые посты (Тр. л.). Зач. 10. Защищение Иисусом Христом Своих учеников, срывавших колосья в субботу, и учение о субботе. Читается в субботу первой недели великого поста. История защищения Иисусом Христом Своих учеников, срывавших колосья в субботу, изложена у еванг. Марка совершенно согласно с Матфеем, только короче ( Мф.12:1–8 ). Мк.2:23 . И случилось Ему в субботу проходить засеянными полями, и ученики Его дорогою начали срывать колосья. Срывать колосья, это – обычай на востоке для утоления голода во время пути. Сорвав спелые колосья, растирают их руками, и вытертые зерна едят. Моисей в своем законе дозволил срывать колосья и на чужом поле для утоления голода ( Втор.23:24 ). Мк.2:24 . И фарисеи сказали Ему: смотри, что они делают в субботу, чего не должно делать? Четвертая заповедь закона Божия и Моисей в своих постановлениях запретили заниматься в субботу житейскими делами ( Исх.20:10 и др.), конечно, кроме самых необходимых. Предания же старцев так усилили строгость субботнего покоя, что даже дела добрые, например, лечение больных, запрещали в субботу. Поэтому срывание колосьев учениками Иисуса Христа для удовлетворения голода фарисеи почли за нарушение закона о субботе, обратили Его внимание на это дело и упрекнули Его в том, что Он дозволяет ученикам Своим явно и к соблазну других нарушать субботу (Мих.). Что же сказал Господь фарисеям в защиту Своих учеников? Во-первых, Он указал на пример царя Давида (25 и 26 ст.) и, во-вторых, на неправильное учение самих фарисеев о субботе (27 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Итак, что же происходило на вечери у Симона Прокаженного, что окончательно склонило Иуду вступить на путь предательства? То, что здесь он услышал от Господа снова слова, которые окончательно убили в нем ожившую было после царского входа надежду. Это была воскресшая в нем надежда, что Иисус явит Себя мессианским царем и откроет мессианское царство, в котором уже не будет ни нищеты, ни порабощения. Вместо этого Иуда слышит: «нищих всегда имеете с собою, Меня же не всегда, она приготовила Меня к погребению». ( Мф. 26:11–12 ) Эти слова прозвучали для него, как решительный отказ от мессианского воцарения и непонятное для него упорство в мысли о неизбежности страдания и смерти. Этого Иуда не может больше выносить, он призван к действию. Каково же это действие? Видимо, это есть тайный пока переход во враждебный лагерь, туда, где Иисуса считали врагом народа, навлекающим на него новые опасности от римлян ( Ин. 11:48 ), и поэтому положили убить Его ( Ин. 11:53 ) уже после воскрешения Лазаря, особенно же после входа Господня в Иерусалим ( Мк. 14:1 , Мф. 26:4 , Лк. 22:2 ). Убийство Иисуса было решено и должно было совершиться, как это было указано и самим Господом: «Сын Человеческий идет, как писано о Нем» ( Мк. 14:21 , Мф. 26:24 , Лк. 22:22 : «по предназначению»). Но оно предполагалось «не в праздник, чтобы не произошло возмущения в народе» ( Мк. 14:2 , Мф. 26:5 ), и предложение Иуды позволяло совершить это в первый день Пасхи. Судя по указанию ( Лк. 22:6 ), Иуда выразил свое идейное согласие с ними: исповедал (ξωμοδιογησεν слав. исповедал), изложил какое-то credo, которое выразило, конечно, лишь одну сторону его души, его недоумений и сомнений. В чем же состояло это искушение Иуды, жертвою которого он пал? В Евангелии от Луки, в виде общего заключения о существе предательства Иуды, которое описывается у других синоптиков лишь исторически, сказано, что «вошел в него сатана» ( Лк. 22:3 ), а в Евангелии Иоанна: «диавол вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его» ( Ин. 13:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

– Так, начат будет этот вопрос положительными доказательствами, успокоивающими дух православного читателя, и закончен ими же. 1.Положительные доказательства подлинности Пятокнижия Вопрос о происхождении Пятокнижия от Моисея положительно решался издавна и имеет для такого решения следующие библейские основания. Издавна утвердившееся в христианской и еврейской литературе названия: Пятокнижие Моисея указывает на общепринятое мнение о происхождении его от Моисея. Для христианского верующего сознания это мнение имеет основание в словах Иисуса Христа: не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцем, есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете. Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне. Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам? ( Ин.5:45–47 ). Здесь, очевидно, разумеется, Пятокнижие Моисея с его пророчески – прообразовательным характером, признававшимся всеми иудеями. Других писаний Моисея иудеи во время Христа, равно как и прежде, и после Него, не знали. В связи с этим изречением Иисуса Христа находятся и другие Его слова, в нем получающие свое объяснение. Так, в опровержение саддукеев Иисус Христос говорил: а о мертвых, что они воскреснут, разве не читали вы в книге Моисея, как Бог при купине сказал ему: Я Бог Авраама, Исаака и Иакова, Бог не мертвых, а живых? ( Мк.12:26 ). Еще: надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом, и в пророках, и в псалмах ( Лк.24:44 ). Очевидно, здесь разумеется Пятокнижие Моисея. Еще: Моисей написал заповедь о разводном письме ( Мк.10:5 ). Моисей сказал: чти отца твоего и матерь твою ( Мк.7:10 ). Моисей дал закон обрезания ( Ин.7:22 ) и мн. др. Все эти выражения ясно указывают на происхождение Пятокнижия от Моисея, и Моисею в них усвояются заповеди данные и «сказанные» Господом, очевидно, как записавшему эти заповеди в Пятокнижие (срав. Исх.20:12 ; Быт.17:10 ). Той же терминологией и в том же, конечно, смысле пользовались и апостолы, наученные Иисусом Христом. Так, св. апостол Иаков на соборе Иерусалимском говорил, что «Моисей читается» от древних родов по всем иудейским городам во все субботы ( Деян.15:21 ; ср. 2Кор.3:13 ). По свидетельству апостола Павла, Моисей книгу закона, вероятно своего письма, кропил жертвенною кровью ( Евр.9:19 = Исх.24:5–8 ). Апостолы неоднократно упоминают о Моисеевой книге закона ( 1Кор.9,9 ; 2Кор.3:15 ; Рим.9:15 ; Евр.9:19 ). В связи с вышерассмотренными изречениями Иисуса Христа апостольские изречения можно понимать как единогласное предание о происхождении Пятокнижия от Моисея.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Читается в 4-ю неделю великого поста на литургии. Мк.9:17 . Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым; Мк.9:18 . где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли. И отвещав един от (из) народа, рече (сказал в ответ). В ответ на вопрос Иисуса Христа: о чем спорите с ними? предложенный книжникам, когда Он сошел с горы Фавора после преображения и увидел их, спорящих с учениками (16 ст.) Я привел (приведох) к Тебе сына моего, одержимого духом немым (имуща духа нема) и пр. Отец бесноватого привел сына своего, надеясь найти Самого Господа с учениками; но оказалось, что Господь был в это время на горе, и отец просил посему учеников Господа изгнать беса: они пытались сделать это, но не могли. Одержимого духом немым, т. е. бесноватого. О бесноватых чит. в объясн. 32 ст. 1 гл. Бесноватый этот был немой, – дух нечистый лишил его употребления языка и голоса, – и он жестоко страдал припадками падучей болезни, особенно в новолуние, как повествуется у еванг. Матфея ( Мф.17:15 ). Следовательно, дух нечистый навел на отрока болезнь так называемого лунатизма, и он страдал припадками лунатизма, и вместе припадками беснования: где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену (и идеже колиждо иметь его, разбивает его, и пены тещит) и скрежещет зубами своими, и цепенеет. И многократно дух бросал (вверже) его и в огонь и в воду, чтобы погубить (да погубит) его (ст. 22). Так описывает болезнь бесноватого сам отец. Мк.9:19 . Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверны! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко мне. О, роде неверен, доколе в вас буду и пр. Это – выражение укоризны и вместе скорби по причине неверия, несмотря на то, что так много чудес было совершено Иисусом Христом. Из этих слов видно, что сам отец бесноватого имел слабую веру, и что находившиеся тут книжники, которые спорили с апостолами, совершенно не верили во Христа и притом еще возбуждали народ против Него, да и сами Апостолы имели слабую веру, как это видно далее.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010