Исх.23:6 .  Не суди превратно тяжбы бедного твоего. Судя по еврейскому «шафат», употребляемому для обозначения деятельности судьи, требование данного стиха предъявляется уже не свидетелям, а судьям. Они извращают дело нищего в том случае, когда принимают во внимание ложные показания свидетелей и произносят несправедливые приговоры ( Втор. 27:19 , Ис. 10:1–2 , Иер. 5:28 ). Хотя права каждого, и богатого, и бедного, не должны быть нарушаемы на суде, но о бедном говорится потому, что бедному легче пострадать на суде, чем богатому. Исх.23:7 .  Удаляйся от неправды и не умерщвляй невинного и правого, ибо Я не оправдаю беззаконника. По связи речи ясно, что под неправдой нужно разуметь намеренно неправильное постановление приговора. Избегать сознательно несправедливых приговоров тем большая обязанность судьи, что они приводят невинных к смерти, которая не остается ненаказанной ( Втор. 27:25 , Притч. 17:26 , Иер. 7:6–7 ). Исх.23:8 .  Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых. Принятый от тяжущегося подарок невольно вызовет к подсудимому такое расположение, при котором судья утратит способность правильно рассмотреть дело. Взятки заставляют не видеть неправды там, где она есть ( Ис. 33:15 ), и правды там, где она несомненна. Они ослепляют глаза даже мудрых ( Втор. 16:19 , Сир. 20:29 ) и в результате прекращают дело правых, – у правого отнимают законное ( Мих.7:3 ). Исх.23:9 .  Пришельца не обижай [и не притесняй его]: вы знаете душу пришельца, потому что сами были пришельцами в земле Египетской. Повеление: «пришельца не обижай» не составляет повторения Исх. 22:21 . Там речь шла об отношениях между собой частных лиц, здесь о судебном разбирательстве. Пришельцы, как подчинившиеся в известном отношении законам народа еврейского, и должны быть рассматриваемы с точки зрения этих законов: «один суд должен быть для еврея и для пришельца» ( Втор. 1:16, 24:17, 27:19 ). Исх.23:10 .  Шесть лет засевай землю твою и собирай произведения ее, Исх.23:11 .  а в седьмой оставляй ее в покое, чтобы питались убогие из твоего народа, а остатками после них питались звери полевые; так же поступай с виноградником твоим и с маслиною твоею.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

181 Во всяком случае колена Иудино и Симеоново не участвуют в деле большинства колен израилевых. Мадианитяне и амаликитяне ходят со своими стадами по всей стране израильской даже до Газы ( Суд.6:3,4 ). Естественно предположение, что это указание крайнего предела вражеских опустошений обнимает и колена Иудино и Симеоново; но в свержении ига Гедеоном колена эти опять не принимают участия ( Суд.6:35; 7:24 ). Аммонитине притесняют израильтян по ту сторону Иордана в земле аморрейской, которая в Галааде, наконец, переходят Иордан, чтобы вести войну с Иудою и Вениамином и с домом Ефремовым, – и весьма тесно было сынам Израиля ( Суд.10:8,9 ). Колено Иудино упоминается здесь (в первый раз после Гофониила) в числе тех, которые терпят притеснения от врагов, но и опять не видно, чтобы оно принимало какое-либо участие в освобождении от этого ига ( Суд.11:5; 12 ). Иосиф Флавий думает, что следующий за Иеффаем судья Есевон из Вифлеема происходил именно из Вифлеема иудейского (12:8); 182 таким образом предполагаемая предшествующею историею замкнутость прерывалась бы здесь. Но большинство исследователей священного текста видят здесь в Вифлееме не город колена Иудина, который обыкновенно ближе определяется прибавкою ( Суд.17:7,9 ; Руфь.1:2 ; 1Цар.17:12 ) и Ephrata ( Мих.5:2 ), но Вифлеем в колене Завулоновом ( Нав.19:15 ). 183 Во всех вышеприведенных случаях колено Иудино затрагивается врагами не ближайшим образом; враги распространяют свое влияние сначала на ближайшие к ним колена и только в конце достигают и Иудина; так поступают, быть может, моавитяне, так мадианитяне и амаликитяне, так и аммонитяне. Больший гнет этих народов обрушивается на колена, непосредственно с ними соприкасающиеся, среди этих колен сильнее чувствуется его давление сильнее потому сознаётся потребность в освобождении от него, и всего естественнее здесь же являются и освободители Израиля от вражеского гнета; так было во все известные порабощения израильского народа. 184 Во всех этих случаях колено Иудино стоит далее от врагов, менее, конечно, страдает от них и потому менее чувствует нужду и в свержении их ига.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1Пар.4:19 .  Сыновья жены его Годии, сестры Нахама, отца Кеилы: Гарми и Ешфемоа – Маахатянин. Русское чтение: «сыновья жены его Годии», Годию считают за женщину. Но, как имя многих левитов послепленного периода ( Неем.8:7,10:10 ), Годия – имя мужское, а не женское. Личность его, его жены, имена Гарми и Ешфемоа Моахотянин совершенно неизвестны. Равным образом точно не определено и положение Кеила, находящегося в иудейской низменности. 1Пар.4:20 .  Сыновья Симеона: Амнон, Ринна, Бенханан и Филон. Сыновья Ишия: Зохеф и Бензохеф. Личность Симеона и его детей совершенно неизвестна; нельзя также ничего сказать об их положении в родословии колена Иудина. Вельсгаузен без достаточных оснований предполагает, что они принадлежат к линии Есрома. Иший упоминается выше, в ( 1Пар.2:31 ), в качестве потомка Иерахмеила и ниже, ( 1Пар.4:42 ), как потомок Симеона; но ни у того, ни у другого нет сына Зохева. По-видимому, это – совершенно различные лица. 1Пар.4:21 .  Сыновья Силома, сына Иудина: Ир, отец Лехи, и Лаеда, отец Мареши, и семейства выделывавших виссон, из дома Ашбеи, 1Пар.4:22 .  и Иоким, и жители Хозевы, и Иоаш и Сараф, которые имели владение в Моаве, и Иашувилехем; но это события древние. 1Пар.4:23 .  Они были горшечники, и жили при садах и в огородах; у царя для работ его жили они там. Потомки Шелы, третьего сына Иуды от хананеянки, дочери Шуевой ( 1Пар.2:3 ; Быт.33:5 ), почему-то пропущенные в ( 1Пар.2 ). Ира, отца Лехи, нельзя смешивать с Ирою, братом Шелы, первенцем Иуды, дядею Ира настоящего стиха. Одинаковые имена у дяди и племянника – обычное явление в поколении Иуды ( 1Пар.2:9,25 ). Мареша – город колена Иудина, лежавший в Софельской долине ( Нав.15:44 ; 2Пар.11:8 ; 2Пар.14:8,9 ; Мих.1:15 ). Что такое за «дом Ашбеа» («дом Есова» по чтению LXX и «дом клятвы» по Вульгате, заменяющей собственное имя нарицательным) сказать невозможно. 1Пар.4:22 .  и Иоким, и жители Хозевы, и Иоаш и Сараф, которые имели владение в Моаве, и Иашувилехем; но это события древние. Имена «Иоким, жители Хозевы» не поддаются объяснению. Предполагают, что Хозева – то же самое, что Кезив ( Быт.38:5 ) – место родины самого Изелы. Равным образом неизвестно, когда потомки Шелы владычествовали над Моавом. Судя по замечанию: «это дела древние», сам автор не знал времени и обстоятельств отмеченного им события.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

2 . С этим согласуются и слова Апостола о том, что ветви неверия срублены этой секирой, чтобы отделить от дерева не корень, а побеги, растущие от корня, и можно было привить ветви дикой маслины к корню старого дерева (ср. Рим.11:17 ). «Всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь». Таков его конец – сгореть в огне. Затем говорится о трех группах людей, вопрошающих Иоанна о своем спасении: первая группа названа в Писании «приходивший креститься от него народ», вторая – «мытари», и третья – «воины». «И спрашивал его народ: что же нам делать? Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же» ( Лк.3:10–11 ). 3 . Я не знаю, нужно ли было давать такое наставление простому народу, ибо говорить, чтобы тот, у кого есть две одежды, одну дал тому, у кого ее нет, следовало апостолам, а не народу. А чтобы убедиться, что такое наставление более подходит апостолам, чем простому народу, послушайте, что Спаситель говорит им: «Не имейте по две одежды» ( Лк.9:3 , ср. 10:10). Итак, мы облачены в две одежды, и каждому из нас велено отдать одну одежду «неимущему»; однако это имеет и другой смысл. И так же, как мы не можем «служить двум господам» ( Лк. 16:13 ; Мф. 6:24 ), Спаситель не хочет, чтобы у нас было две одежды или чтобы мы были одеты в двойное облачение, дабы одна одежда была ветхого человека, а другая – нового. Он, напротив, желает, чтобы мы совлеклись «ветхого человека с делами его» и облеклись «в нового» ( Кол.3:9–10 ). До этого места все объясняется достаточно просто. 4 . Далее посмотрим, как, согласно этому толкованию, отдать одну одежду тому, у кого ее нет. Кто есть тот, кому нечем прикрыть свое тело, кто обнажен, у кого нет никакой одежды? Этим я вовсе не хочу сказать, что щедрость, милосердие к нищим и даже непомерное мягкосердечие не заповеданы нам и мы не должны одеть нагого в свою лишнюю одежду. Я говорю это скорее к тому, что сказанное здесь, что должно нам отдать одну одежду тому, у кого ее нет, имеет более глубокий смысл. Кто есть тот, у кого нет одежды? Очевидно, тот, в ком нет Бога. Поэтому мы должны раздеться и отдать одежду тому, кто обнажен. У одного есть Бог , другой всецело лишен Его; очевидно, это – противная сила. И как сказано: «Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши» ( Мих.7:19 ), так и мы должны совлечь с себя наши грехи и пороки и бросить их в того, кто стал для нас их причиной. Иоанн продолжает: «У кого есть пища, делай то же». У кого есть пища, должен дать ее тому, у кого ее нет, ему следует великодушно дать ему не только одежду, но и что-нибудь поесть.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

34:28; Зах. 9:10 ), единственного Князя и Пастыря ( Иез. 34:23–24 ; Ис. 40:10–11 ), но представляли Его Владыкою народов, Владыкою вечным, с властью и действиями царскими ( Дан. 2:44; 7:13–14 ; Мих. 5:2. 6 ). Согласно таким предсказаниям, ангел Господень, возвещая Деве Марии о зачатии Иисуса, говорит: и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его: и воцарится в дому Иаковли во веки, и царствию Его не будет конца ( Лук. 1:32–33 ). И Сам Иисус Христос усвоял Себе имя Царя, когда, напр., принял и одобрил исповедание Нафанаила: равви, Ты еси Сын Божий, Ты еси Царь Израилев ( Иоан. 1:49 ), и народные восклицания при торжественном входе Его в Иерусалим: осанна Сыну Давидову, благословен грядый во имя Господне, Царь Израилев ( Мф. 21:9 ; Иоан. 12:13 )! На вопрос Пилата: царь ли еси Ты? – Он ответил утвердительно: ты глаголеши, яко царь Аз есмь (18:37); Он же учил: Аз завещеваю вам, якоже завеща Мне Отец Мой, царство ( Лук. 22:29 ). Дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли ( Мф. 28:18 ; сн. Иоан. 17:1–2 ). Ап. Павел учит: подобает бо Ему царствовати, дóндеже положит вся враги под ногама Своима ( 1Кор. 15:25 ), что Он получил не только имя, которое выше всякого имени ( Фил. 2:9 ; Евр. 1:4 ), но и всю власть на небе и на земле ( Еф. 1:22; 5:23 ; Кол. 1:18 и др.). В откровении И. Богослова Иисус Христос неоднократно назывался Царем над царями и Господом над господами ( Апок. 1:5; 17:14; 19:16 ), – говорится, что Он имел ключ Давидов ( Апок. 3:7 ), – знак власти царской ( Ис. 22:20. 22 ), такой, который отворяет дверь, и ее никто уже не затворит (ст. 8), т. е. подает помощь никем несокрушимую. II. Царство Иисуса Христа есть царство не земное, но духовное. Оно состоит не во внешнем обладании странами и народами и не во внешнем величии, подобно обыкновенным царствам, но в духовном владычестве Его на земле и на небе над всеми искренно и благоговейно прославляющими Его, как Спасителя, Владыку и Бога всяческих. Царство Мое несть от мира сего, говорил он Пилату: аще от мира сего было бы царство Мое, слуги Мои убо подвизались быша, да не предан бых был иудеом; ныне же царство Мое несть отсюду ( Иоан. 18:36 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

3 . Когда в тихое молчание погружена была вселенная, и нощь в своем течении преполовлялась, всемогущее Слово Твое (Господи), с небес от престолов царских как жестокий ратник, в средину погибельные земли низошло. ( Прем.18:14–15 ) И ты Вифлеем Ефрафа, хотя мал чтобы быть в числе тысяч Иудиных, но из тебя Мне изыдет Тот, Который будет Владыкою в Израиле; и исходы его из начала, от дней вечности ( Мих.5:2 ). 4 . В сию самую ночь Ангелы возвещают пастырям, стерегшим стада свои, о рождении Божественном Младенца, и оглашают воздух благодарственными песнями. Пастыри с поспешностью приходят поклониться ему; и, не смотря на состояние уничижения, в котором видят Его, признают Его за Мессию; делаются первыми Его Апостолами, разглашая по всей стране счастливую сию весть. Божественный Младенец чрез восемь дней по рождении подвергается обрезанию, и получает имя Иисус, которое значит Спаситель. Младенец родился нам, Сын дан нам; и возложено начальство на раме Его, и наречено имя Ему чудный Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Чтобы распространению начальства Его, и миру Его не было конца на престоле Давидове, и на царстве Его; чтоб утвердить его и поддержать его в суде и правде, отныне и до века ( Ис.9:6–7 ). 5 . Новая звезда, прообразование света, который долженствовал Он разлить по земле, является на востоке, и привлекает к Избавителю, еще младенцу, начатки обращенного язычества. Волхвы, то есть, мудрецы, которых по их богатству и по доверию к ним именовали Царями, следуют за сею звездою, и приходят в то место, над которым она останавливается. Они видят там Богочеловека, повергаются пред Ним; покланяются Ему приносят Ему в дар злато, ладан и смирну. Чрез злато, они признают Его Царем, чрез ладан, они воздают честь Его Божеству, чрез смирну они почитают Его человечество. 5 . Люди, ходящие во теме, увидели свет великий; сидящих в стране тени смертной свет осиял ( Ис.9:2 ). Явил Господ спасение Свое, пред очами народов открыл правду Свою. Вспомнил Он милость Свою и верность Свою к дому Израилеву ( Пс.97:2–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

д) Апостол Павел поясняет, что эта вторая заповедь обобщает остальную часть Декалога, V-X заповеди: «Ибо заповеди: «не прелюбодействуй», «не убивай», «не кради», «не лжесвидетельствуй», «не пожелай чужого» и все другие заключаются в одном слове: «люби ближнего твоего, как самого себя» (Рим 13,9). Таким образом, говоря, что Он пришел не разрушить Закон, а его восполнить, Господь имел в виду прежде всего этический монотеизм — Декалог . Это «восполнение» заключалось в том, что к осуждению греховных поступков Он добавил осуждение греховных движений души и увенчал все новой заповедью о любви самоотверженной (Мф 5,17-28; Ин 13,34). Христос, по слову бл. Феофилакта, «в полном совершенстве начертал то, чего закон представлял одну тень. Подобно как и живописец не заглаживает начального очертания, но проявляет и дополняет его» (Благовестник. Казань, 1855, ч. 1, с.99). Суть второй половины Декалога не столько в конкретных заповедях, которые нуждались в дополнении и раскрытии, сколько в самой мысли, что милосердие угоднее Богу, чем жертва (ср. Ос 6,6; Мф 9,13). Декалог был условием Синайского Завета. «Итак, Израиль, чего требует от тебя Господь, Бог твой? Того только, чтобы ты боялся Господа, Бога твоего, ходил всеми путями Его, и любил Его, и служил Господу, Богу твоему, от всего сердца твоего и от всей души твоей, чтобы соблюдал заповеди Господа и постановления Его» (Втор 10,12-13). Когда позднее пример язычников увлекал израильтян на путь обрядоверия, пророки напоминали им об основах Моисеева Завета: О, человек! Сказано тебе, добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим. (Мих 6,8) 5. Книга Завета (Исх 21-23). Сборник гражданских и церковных законов, именуемый Книгой Завета (24,7) есть расширение и конкретизация Моисеева Декалога применительно к условиям раннего периода оседлой жизни Израиля. Раздел, относящийся к юридической области, содержит отголоски древневосточного права. Отсюда параллели между Кн. Завета и судебниками Хаммурапи, хурритов, хеттов и ассирийцев (см. приложение # 2). Как уже было отмечено, хотя эти правила утратили актуальность, сама идея законности в общественных отношениях сохраняет свое значение.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

Действительно, это слово от диавола: нет тебе спасения; Бог тебя не спасет. Рассуди же, кто или что тебя спасет? Или думаешь, что спасают человека добрые его дела? Но ведь сказано уже: несть творяй благостыню, несть даже до единого; вси уклонишася от Бога, вкупе непотребни быша ( Пс.13:3 ). Все мы, зачатые в беззаконии и во грехах рожденные, богопротивно живем и делаем все; даже и мысли наши, как небо от земли, далеки, несообразны с помышлениями Божиими (Ср. Ис.55:9 ). Мы сами собою и думать того не можем, что угодно Богу; значит и спастись делами своими никто не может. И справедливо говорит Писание: затвори Бог всех в противление, да всех помилует ( Рим.11:32 ). Если же Бог хочет спасти всех и помиловать, то неужели только для тебя одного не достает у Него такой безмерной ко всем милости? Сказано: от дел закона не оправдится никакая плоть ( Рим.3:20 ); значит, кто же будет оправдан?! Кто будет спасен?! Ныне, независимо от дел закона, – говорит апостол, – явилась правда Божия через веру в Иисуса Христа, во всех верующих в Него. Все получают оправдание даром по благодати Его, будучи оправданы кровью Его ( Рим.3:21, 24; 5:9 ). О сем предвещали все пророки, будучи просвещаемы в разуме Духом Божиим. Так, один из них, указывая на страждуюшего Спасителя мира, взывал: Сей грехи наши носит, и о нас болезнует; раною Его мы исцелехом ( Ис.53:4, 5 ). Другой, как бы находясь пред лицем Его, говорил: се познах, яко Бог мой еси Ты, и благих моих не требуеши ( Пс.15:2 ). Третий вопиял: кто Бог, как Ты, прощающий беззаконие и не вменяющий преступления? Он умилосердится над нами, изгладит беззакония наши, потому что любит миловать ( Мих.7:18, 19 ). И вот, когда это исполнилось, апостол пишет: Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступление их... ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом ( 2Кор.5:19, 21 ). Человек оправдывается верою, независимо от дел закона... ибо верующему в Того, кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность ( Рим.3:28; 4:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Для такого возрождения человечества к новой жизни должен был явиться Божий Посол. Моисей сознавал это, и потому, в предсмертном прощании своем с народом, предсказывая пришествие такого Посла, сказал: Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь, Бог твой, – Его слушайте! ( Втор.18:15 ). После смерти Моисея, евреи заняли обетованную землю, вошли в близкие сношения с оттесненными ими народами и стали увлекаться веселым разгулом их идольского служения. Этому потворствовали и даже содействовали некоторые из царей еврейских. Перенимая от соседей-идолопоклонников их нравы и обычаи, находившиеся в явном противоречии с синайскими заповедями, евреи в несколько столетий забыли и заповеди эти, и законы Моисея. И когда в храме случайно найдены были книги Моисея, то даже первосвященник, впервые прочитав их, пришел в изумление, а народ, узнав о такой находке, обнаружил полное забвение своего прошлого ( 4Цар.22 ). Тщетно вдохновенные пророки призывали их к Богу, желая объединить их под главенством Верховного Царя! Нравственное падение человечества было так ужасно, что спасти его мог только Сам Бог . И пророки верили, что Бог спасет людей, что Он восстановит Свое Царство и возвратит потерянный рай. В пророческом вдохновении они предсказывали, что настанет счастливое время, когда все народы перекуют мечи свои на плуги и копья на серпы, когда не поднимет народ на народ меча, и не будет больше учиться воевать, когда каждый будет сидеть под своею виноградною лозою и под своею смоковницею, и никто не будет устрашать их ( Мих.4:1–4 ). Они верили, что для такого воссоздания Царства Божия придет Божий Посол, и предсказывали скорое пришествие Его. Утешая евреев предстоящим пришествием Избавителя, Исаия, в пророческом вдохновении, восклицал: Придет Искупитель Сиона! ( Ис.59:20 ). Придет Желанный!, – говорил Пророк Аггей ( Агг.2:4–7 ). Ликуй от радости, дщерь Сиона! Царь твой грядет к тебе! ( Зах.9:9 ). Этого Желанного Искупителя пророки называли также Примирителем, Избавителем, Помазанником Божиим, Христом-Мессией.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

Здесь от видения первосвященника Иисуса, сына Иоседекова, переходит пророк к видению Самого Иисуса Христа, Который изображается Отраслью (нам это наименование уже знакомо по прежде бывшим пророкам): «Выслушай же, Иисус, иерей великий, ты и собратия твои, сидящие перед тобою, мужи знаменательные: вот, Я привожу раба Моего, Отрасль. Ибо вот тот камень, который Я полагаю перед Иисусом; на этом одном камне семь очей; вот, Я вырежу на нем начертания его, говорит Господь Саваоф, и изглажу грех земли сей в один день. В тот день, говорит Господь Саваоф, будете друг друга приглашать под виноград и под смоковницу» (Зах. 3:8-9). Сразу обратим внимание на последнюю фразу – так описывал мессианское время и пророк Михей (Мих. 4:4). Когда будет явлен камень, имеющий семь очей, тогда изглажен будет грех земли сей за один день. Под этим днем, конечно, следует понимать день принесения жертвы Христовой на Голгофе. Следующее видение открывает собой как бы второй ряд, в чем-то симметричный первому. Пророку является видение золотого светильника и двух масличных деревьев, с которых течет елей и наполняет эти светильники, так что священнику не нужно уже самому наполнять и поправлять эти светильники. Под этими двумя маслинами изображаются здесь Зоровавель и Иисус, которые несут на себе великое служение и главный труд по возрождению народа Израильского, по насаждению в нем духа веры и благочестия. Согласные их действия по обеспечению горения светильника изображают первосвященническое и царское служение, которые исполнит Господь Иисус Христос. Здесь говорится: «руки Зоровавеля положили основание дому сему; его руки и окончат его, и узнаешь, что Господь Саваоф послал Меня к вам» (Зах. 4:9). По слову святителя Кирилла Александрийского, если «Бог говорит о Зоровавеле, то рассматривая исторически, ты можешь относить эти слова к нему, а в духовном смысле ты можешь разуметь их о Христе; ибо Он сделался нашим основанием, и все мы духовно построены для Него в храм святый» т. 7, c. 398]. Преподобный Максим Исповедник, комментируя эти слова Писания, говорит, что если Зоровавель прообразует здесь Сына Божия, то храм – человека, сотворенного Богом и восставленного после грехопадения кн. 2, с. 160].

http://sedmitza.ru/lib/text/431594/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010