Глава 6 Зач. 22. Проповедь Иисуса Христа в Назаретской синагоге. Читается во вторник 15-й недели по Пятидесятнице. Событие учения Христова в Назаретской синагоге описано и евангелистом Матфеем ( Мф.13:54–58 ) почти одинаково, как у Марка. Мк.6:1 . Оттуда вышел Он и пришел в Свое отечество; за Ним следовали ученики Его. В отечество Свое, т. е. в город Назарет в Галилее, который был отечеством Иисуса Христа, как место жительства мнимого отца Его Иосифа, с обрученной ему Богоматерью Марией. Назарет, это был небольшой город с бедным населением (чит. еще о Назарете в объясн. 23 ст. 2 гл. Матф.). Из слова оттуда можно заключить, что Иисус Христос прибыл в Назарет из дома Иаира, где воскресил дочь сего начальника синагоги (ст. 38, гл. 5); но из сличения с повествованиями Матфея ( Мф.13 ) и Луки ( Лк.4 ) видно, что тут опущены евангелистом Марком некоторые события, последовавшие за чудом воскрешения Иаировой дочери, уже после которых Господь прибыл в Назарет. Мк.6:2 . Когда наступила суббота, Он начал учить в синагоге; и многие с изумлением говорили: откуда у Него это? что за премудрость дана Ему, и как такие чудеса совершаются руками Его? Начат в сонмищи учити (Он начал учить в синагоге) и пр. О синагоге чит. в объясн. 21 ст. 1 гл. И силы таковы (чудеса) руками Его бывают (совершаются)? Руками, т. е. вообще Им, Иисусом Христом – Его действием или словом и в частности возложением, прикосновением рук. Мк.6:3 . Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры? И соблазнялись о Нем. Не сей ли есть тектон (плотник), сын Мариин, по еванг. Матфею, не плотников ли Он сын? Из этих слов видно, что Иисус Христос не только воспитывался в доме плотника, но и Сам был обучен тому же ремеслу, на что указывает и древнее предание, сохранившееся у мученика Иустина, Феодорита и др. (Мих.). Это было одним из видов уничижения Господа ради нашего спасения. О братьях и сестрах Христовых чит. в объясн. 21 ст. 3 гл. Жители Назарета, где жил Иосиф с Богородицей и Богомладенцем, или не знали, или не верили преестественному воплощению и рождению Иисуса Христа и считали Его просто сыном Иосифа и Марии (Мих.). Они не хотели понять, что Господь Иисус Христос есть воплощенный Сын Божий. Посему и блажняхуся (соблазнялись) о Нем. Объясняя эти слова, св. Златоуст пишет: „Неизвинительно блазнение Назаретян об Иисусе Христе, ибо и в прежние времена много примеров имели тому, что у незнатных родителей бывали знаменитые дети. Таковы: Давид, Амос, Михей. Следовательно, и пред Христом должно было благоговеть и прийти в изумление, потому наиболее, что, имея таковых родителей, говорил необыкновенно. Сие ясно показывало в Нем не человеческое обучение, а божественную благодать... Но зависть лукава и часто противоречит сама себе; что было и странно, и чудно, и достаточно к тому, чтобы привлечь их, то самое их соблазнило“.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

25-е Рождество Христово За 5508 лет до Рождества Христова Сам Бог, за преступление заповеди Его изгоняя наших прародителей из рая, по Своему великому милосердию, обещал им Спасителя ( Быт.3:15 ), и сие обещание неоднократно повторял ( Быт.22:18 ; 2Цар.7:12–13 ), чтобы приготовить людей к принятию Его. Все прообразования и пророчества, относившиеся к воплощению Сына Божия, исполнились. Седмины Данииловы оканчивались. Наступило четвёртое железное царство Рима. Скипетр князя и вождя из колена Иудина, согласно предсказанию патриарха Иакова ( Быт.49:10 ), наконец, отнят был навсегда от дома Иудина со времени покорения Иудеи Римлянами. В мире водворился всеобщий мир, предзнаменовавший, по предречению пророков ( Ис.2:4 ) и Михея ( Мих.4:3,5:5 ), пришествие Ходатая, имевшего примирить небо и землю. Многолетний опыт свидетельствовал о крайней немощи человеков без помощи Божией в познании и почтении Бога, особенно в исполнении Его св. законов и в примирении с Ним. «Мудрый Создатель, говорит Церковь , опять восстановляет человека, который, быв сотворён по образу Божию, растлел от преступления, весь подвергся повреждению и лишился высшей Божественной жизни». Можно сказать, что вся вселенная, на основании Божественного Откровения, и вследствие живого сознания своих немощей, ожидала небесного Искупителя, Который сделался чаянием и утехой языков ( Быт.49:10 ; Лк.2:25,38 ). Перед рождением Мессии, Римский император Август, во власти которого была и покорённая Иудея, дал повеление произвести в своей обширной империи всенародную перепись. Все подданные Римской империи пошли вписываться – каждый в свой отечественный город. Дева Мария и Иосиф жили в Назарете, городе Галилейском. Но как оба они происходили из рода и дома Давидова, обитавшего в земле Иудиной, в Вифлееме, городе Давидовом, то сюда на свою родину пошли в Вифлеем, где стечение народа было многочисленное, св. пришельцы в своей земле, за неимением лучшего помещения остановились в вертепе, и здесь-то исполнились предсказания пророков о рождестве Спасителя; се, дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Емануил: еже есть сказаемо: с нами Бог ( Ис.4:14 ; Мф.1:23 ); и ты, Вифлееме, земле Иудова, ничимже менши еси во владыках Иудовых: из тебе бо изыдет Вождь, Иже упасет люди Моя Израиля ( Мих.5:2 ; Мф.2:6 ; Ин.7:42 ). Господь наш Иисус Христос родился от Пречистой Девы Марии непостижимо и неизреченно, в царствование римского кесаря Августа, в лето 5508-е. «Под единым царством мирским были грады, и во едино владычество Божества уверовали языки: повелением кесаревым была перепись, мы же во имя Тебя, вочеловечившегося Бога нашего; вписались в число верных». «Повинуясь кесареву повелению, Христе, Ты вписался в числе рабов, и нас рабов врага и греха, сделал свободными». «При Августе кесаре написание прият родшийся Богочеловек, да вселенское бесчиние исправит».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Глава 5 1. Предстоящее Сиону унижение. 2–6. Рождение Владыки Израиля, Его свойства и значение для величия народа. 7–9. Значение « остатка Иакова» для других народов. 10–15. Преобразование Израиля. Мих.5:1 .  Теперь ополчись, дщерь по­лчищ; обложили нас осадою, тростью будут бить по ланите судью Израилева.: В евр. библии ст. 1-й отнесен в конец предшествующей главы, как заключение Мих.4:9–13 . Но лучше рассматривать его, как начало новой речи. Смысл ст. 1-го не ясен и определяется комментаторами различно. «Теперь ополчись (thithgoddi) дочь полчищ», в приведенных словах неясно: 1) к кому обращается пророк и 2) в чем сущность приглашения пророка. По смыслу текста греч. – славянского, где вместо «дочь полчищ» читается дщи Ефремова, пророк обращается в ст. 1-м к Израильскому (десятиколенному) царству. В таком именно смысле понимает обращение пророка св. Кирилл Ал. и многие комментаторы (Юнгеров). Но хотя слово Εφραμ имеется в Алекс. код., у Кирилла Ал. в некоторых рукописях Гольмса, в большинстве рукописей, в том числе в код. Ватик., а также у блаж. Феодорита и Иеронима, оно отсутствует. Поэтому оно должно считаться позднейшей вставкой какого-либо толкователя. Контексту речи понимание ст. 1-го в отношении к Израильскому царству не отвечает. Нельзя также вместе с некоторыми комментаторами (Аккерман, Чейн и др.) относить ст. 1 к врагам, осаждающим Иерусалим, напр. вавилонянам, потому что, как видно из ст. 2-го, речь идет об избранном народе. По мнению Гоонакера, вместо bath gedud (« доч ь полчищ») нужно читать beth-gader, – название города, имя которого означает «место ограды». Город назван вместо всей страны иудейской, чтобы получилась игра слов. Но проще обращение ст. 1-го относится Иерусалиму. Смысл наименования Иерусалима bath gedud спорен. Выражение русского перевода дочь полчищ может быть понимаем по аналогии с библейскими выражениями: «муж знания» ( Притч 24.5 ), «муж слов» ( Исх 4.10 ), «сын смерти» ( 1Цар 20.31 ): «доч ь полчищ», т. е. царство, приготовленное к войне, находящееся в боевой готовности.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

[лат. упреки], в богослужении католич. Церкви один из элементов службы Великой пятницы , по содержанию представляющий собой упреки избранному народу, произносимые от лица Иисуса Христа. Происхождение I. связано с развитием чина поклонения Кресту (Adoratio Crucis) в Великую пятницу. Хотя как особый литургический жанр I. оформляются на Западе лишь в XI в., его элементы содержатся в богослужении ранней Церкви. По мнению А. Баумштарка, I. происходят из древней иерусалимской традиции, в к-рой чин поклонения Кресту фиксируется уже в IV в. ( Baumstark. 1922). Л. Бру считал, что I. являются переводом греч. источника ( Brou. 1935). Э. Вернер, сопоставив I. с нек-рыми текстами синагогального богослужения, предложил гипотезу иудейского происхождения жанра I. ( Werner. 1967). Хотя в наст. время прямое сопоставление христ. и синагогального богослужений признается чрезмерным упрощением истории их развития, в ВЗ действительно содержится ряд пророческих текстов, в к-рых Бог упрекает избранный народ за нарушение завета, несмотря на все Его благодеяния (прежде всего изведение из Египта), причем часть этих текстов носит мессианский характер (Ис 5. 1-7; Иер 2. 5-13; Ос 11. 1-7; 13. 4-6; Ам 2. 6-16; Мих 6. 3-5; 3 Езд 1. 5-25; 2 последних отрывка наиболее близки к тексту I.). В раннехрист. лит-ре сопоставление тем исхода и Страстей Христовых наиболее полно представлено в гомилии Мелитона Сардского «О Пасхе» (см. также: Cyr. Hieros. Catech. 13. 10, 15, 29; 15. 22; Ambros. Mediol. In Ps. 35. 3; Zeno Veron. Tract. 1. 9; Aster. Soph. Hom. 28. 5-7). На этом основании В. Шюц сделал вывод о зависимости I. от текста гомилии Мелитона ( Sch ü tz. 1968). Др. исследователи полагают, что I. сформировались в рамках лат. традиции ( Drumbl. 1973), хотя и под влиянием византийского богослужения, особенно кондаков прп. Романа Сладкопевца (напр., респонсорий Vadis propitiator (Идешь Ты, Примиритель), который встречается в чине поклонения Кресту и является переводом 3-го икоса кондака Τν διμς σταυρωθντα ( Roman. Melod. Hymn. 35//SC. 128. P. 162-165); кроме того, весьма близки к I. 7-й и 11-й тропари Царских часов Великой пятницы - Parenti. 1990; Janeras. 1988).

http://pravenc.ru/text/389521.html

Псалом 22 представляет собою поучительное изображение испытанного псалмопевцем во время преследования его врагами милостивого попечения о нём Господа, который тогда являлся для него истинно добрым пастырем, питателем и охранителем, заботливо предупреждая все его нужды и своим покровительством успокаивая и ободряя его. Дух и характер псалма и свойственный Давидовым псалмам язык его не оставляют сомнения в том, что писателем его был именно Давид, которому он приписывается в надписании; а особенное сходство его с псалмами 3, 4 и 62, относящимися ко времени возмущения Авессалома, заставляет предполагать, что он относится к одному с ними времени. Судя по тому, что псалмопевец, по изображению псалма, находится вдали от святилища (ст. 6) и ему грозит смертная опасность (ст. 4) от преследующих его врагов (ст. 5), но он успокаивается при этом видимым покровительством Господа (ст. 1–3:5), – надобно полагать, что псалом воспет был Давидом во время его бегства от Авессалома, по переходе чрез Иордан, в Маханаиме, где псалмопевец успокоен был известием о разрушении совета Ахитофела ( 2Цар.17:21–22:24 ), а вся внешняя обстановка положения его с людьми в пустыне у вод Иордана, напоминая знакомые с детства пастушеские образы, живо возбуждала его к представлению себя и своей свиты под образом пасомого Господом стада, которое добрый Пастырь из знойной пустыни привёл как бы на злачное пастбище в спокойное и безопасное убежище и там в виду войск мятежников ( 2Цар.17:26 ) чрез Верзеллия и других преданных людей приготовил ему в изобилии все необходимое ( – 17:27:29) 125 . Так как образ пастыря, под которым Давид изображает в Пс.покровительствующего ему Господа, в писаниях последующих пророков по преимуществу усвояется обетованному Мессии ( Ис.40:11 ; Иез.34:23–31 ; Мих.7:14 ; Зах.13:7 ) и был любимым образом И. Христа, под которым Он всего чаще представлял Свое отношение к верующим, именуя их овцами, а Себя добрым Пастырем ( Ин.10:11–16, 26–28; 11:16–17 ; Мф.15:24; 25:32–33; 26:31 ; Лк.15:4–6 ); то церковь Христова с древнейших времен, в лице своих оо. и учителей (Евсевия Кес., Афанасия Алекс., Феодорита, Кирилла Алекс., Григория Нисского , Исидора Пелусиота , блаж. Августина, Евф. Зигабена и др.) изъясняла 22 Пс.в смысле пророчества о Христе Спасителе, как Пастыре и руководителе верующих ко спасению, которых Он пасёт в Святой Своей Церкви и, питая и напояя дарами благодати Своей, ведёт к вечному упокоению в обителях Отца Небесного, где они не будут уже ни алкать, ни жаждать и где Бог отрет всякую слезу от очей их (Ап. 7:16–17). Как напоминающий о трапезе и чаше Господней (ст. 5) и располагающий верующих к живейшему общению с Господом, псалом этот в Православной Церкви с древних времён состоит в числе молитв для готовящихся к св. причащению.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Канон на Успение Пресвятыя Богородицы Песнь 1-я. Ирмос. Изукрашенная божественною славою священная и благознаменитая память твоя, Дева, всех верных собрала к веселию, чтобы при начатии Мариамны с ликами и тимпанами воспевать твоему Единородному: ибо он торжественно прославился. Лик безплотных небожителей окружал в Сионе божественное тело твое; и внезапно сонм Апостолов, стекшись от пределов (вселенной), тогда же предстал тебе, Богородица: с ними и мы, Пречистая Дева, прославляем честную память твою (Псал. 111:6). Почести победы над природою стяжала ты, Чистая, родивши Бога; но подражая Творцу своему и Сыну, ты подчиняешься законам природы сверхъестественно; ибо и умерши востаешь как и Сын твой, чтобы жить вечно (Деян. 2:27). Песнь 3-я. Ирмос. Всезиждущая и всесохраняющая Божия премудрость и сила, Христе, утверди Церковь непоколебимо и неподвижно: ибо Ты един свят, во святых почивающий (Ис. 57:15). Славные Апостолы, видя в тебе, Всенепорочная, жену смертную, но сверхъестественно (соделавшуюся) и Материю Божиею, касались (тебя) трепетными руками, и взирали (на тебя), сияюшую славою, как на вместившую Бога скинию (Иез. 43:2). Злодейственныя руки дерзкаго внезапно поразило отсечением правосудие Бога, оградившаго божественною славою честь одушевленнаго кивота, в котором Слово соделалось плотию (2 Цар. 6:7; Иоан. 1:14). Песнь 4-я. Ирмос. Изречения и гадания пророков предъявили воплощение Твое от девы, Христе: свет сияния Твоего (говорили они) приидет для просвещения язычников, и бездна с веселием воскликнет Тебе: слава силе Твоей, человеколюбче (Ис. 7:14; Авв. 3:4, 10). Взирайте, народы, и дивитесь: святая и преславная гора Божия вземлется выше небесных обителей, земное небо вселяется на земле небесной и нетленной (Ис. 2:2; Мих. 4:1). Смерть твоя, Чистая, была переходом к жизни вечной и лучшей; из кратковременной она преселила тебя, Пречистая, к (жизни) истинно-божественной и безконечной, дабы в радости созерцать тебе твоего Сына и Господа (Евр. 10:34). Небесныя врата возвысились, Ангелы воспели, и Христос принял девственное сокровище своей Матери; Херувимы преклонились пред тобою с веселием и Серафимы прославляют тебя с радостию (Псал. 23:7).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3569...

Смирение О смирении Смирение заповедано: Смиритесь пред Господом ( Иак.4:10 ). Облекитесь смиренномудрием, потому что Бог смиренным дает благодать. Смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время ( 1Петр.5:5–6 ). Ничего не делайте по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себе ( Флп.2:3 ). Облекитесь, как избранные Божии, в смиренномудрие, снисходя друг другу ( Кол.3:12–13 ). Смирение необходимо а) для служения Богу: Человек! – сказано тебе, что добро, и чего требует от тебя Господь: … смиренномудренно ходить пред Богом твоим ( Мих.6:8 ). Павел сказал пресвитерам: вы знаете, как я был с вами, работая Господу со всяким смиренномудрием ( Деян.20:18–19 ); б) для вхождения в царство Божие: Иисус сказал: если не будете, как дети, не войдете в царство небесное; кто умалится, как дитя, тот и больше в царстве небесном ( Мф.18:1–4 ). Смирение составляет свойство верующих: Господи! не надмевалось сердце мое и не возносились очи мои. Не смирял ли я души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? ( Пс.130:1–2 ). Верующие должны а) подражать смирению Господа: В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе. Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба… смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной ( Флп.2:5–8 ); б) признавать себя непотребными рабами: Когда вы исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать ( Лк.17:10 ); в) приписывать Богу свои добродетели: Павел написал: я наименьший из апостолов и недостоин называться апостолом. Но благодатью Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я впрочем, а благодать Божия, которая со мною ( 1Кор.15:9–10 ). Сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, дабы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам ( 2Кор.4:7 ). Те, которые имеют смирение а) получают благодать пред Богом: Господь смиренным дает благодать ( Притч.3:34 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

7. О святом Крещении О святом крещении пророчествовалось в Ветхом Завете: «И возьму вас из народов... и окроплю вас чистою водою, – и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас. И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас Дух Мой»... ( Иез.36:24–27 ). «... откроется источник дому Давидову и жителям Иерусалима, для омытия греха и нечистоты» ( Зах.13:1 ). «Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши» ( Мих.7:19 ). Господь обещал крещение и указал его важность: «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие ( Ин.3:5 ). После Своего Воскресения Христос заповедывает крещение: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет ( Мк.16:16 ). «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» ( Мф.28:19 ). Из чего состоит крещение? 1) Покаяние в языческой жизни: «покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов ( Деян.2:38 ). «покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши» ( Деян.3:19 ). Евнуху Филипп сказал: «если веруешь от всего сердца, можно» креститься ( Деян.8:37 ). " веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой» ( Деян.16:31 ). 2) Вера в Спасителя и искупление: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет» ( Мк.16:16 ). 3) Познание Божией истины, научающей новой христианской жизни; посему говорится, о Боге: что «родил Он нас словом истины» ( Иак.1:18 ). Посему христиане называются – «возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающаго во век» ( 1Пет.1:23 ). Крещение посему соединяется с научением, когда говорится, что Христос освятил Церковь (т.е. верующих), «очистив банею водною (крещением – Деян.22:16 ) посредством слова» (научением Христовой истины – Ин.15:3 ). Так и ап. Павел, уверовавший в призвавшаго его Христа, был научен ап. Ананией и крещен ( Деян.9:3–18 ; Деян.22:6–16 ). Так и ныне в Церкви бывает предварительное научение (оглашение), а затем, крещение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

I. О ДВУХ ЕСТЕСТВАХ ВО ИИСУСЕ ХРИСТЕ § 133. Господь Иисус имеет естество Божеское и есть именно Сын Божий В этой истине удостоверяемся: I) из писаний о Мессии ветхозаветных, II) из учения Христа-Спасителя о самом Себе, III) из учения о Нем св. Апостолов, IV) из учения и верования мужей апостольских и всей Церкви. I. В ветхом Завете Мессия называется: 1) Сыном Божиим, рожденным от вечности из существа Отча. В Псалме 2-м, который все св. Апостолы ( Деян. 4, 24–28; 13, 32–34 ; Евр. 1, 5; 5, 5 ) и сами древние Иудеи 97 относят к Мессии, Мессия свидетельствует о Себе: Господь рече ко мне: Сын мой еси ты, аз днесь родих тя (ст. 7), т. е. родил или рождаю вечно. В Псалме 109-м, также относимом и св. Апостолами ( Деян. 2, 34–36 ; Евр. 1, 13; 7, 17. 21. 24. 25 ) и древними Иудеями 98 к Мессии, сам Бог говорит к Нему: из чрева, т. е. из существа Моего, прежде денницы, т. е. прежде всякого времени, родих тя (ст. 3). Пророк Михей, предсказывая, что Мессия имеет произойти из Вифлеема, присовокупил, что Он имеет и другое происхождение – вечное: исходи его из начала от дней века ( Мих. 5, 2 ), – а это пророчество также относимо было к Мессии всею церковию иудейскою ( Матф. 2, 4–6 ; Иоан. 7, 42 ). 2) Господом, Богом (Адонаи, Елогим) и даже Иеговою, именем, исключительно усвояемым одному Богу. Таковы, например: а) слова псалма 44-го: престол твой, Боже, в век века: жезл правости, жезл царствия твоею; возлюбил еси правду, и возненавидел еси беззаконие: сего ради помаза тя, Боже, Бог твой елеем радости паче причастник твоих (ст. 8), – относимые к Мессии и Апостолом ( Евр. 1, 7–9 ) и древними Иудеями 99 ; б) слова 109-го псалма: рече Господь Господеви моему: седи одесную мене (ст. 1), которые относит к Мессии сам Христос-Спаситель (Мат. 22, 41–46); в) пророчество Малахии: се аз посылаю ангела моего, и призрит на путь пред лицем моим: и внезапу приидет в церковь свою Господь, егоже вы ищете, и Ангел завета, егоже вы хощете: се грядет, глаголет Господь Вседержитель ( Мал. 3, 1 ), которое также относит к Мессии сам Спаситель (Мат. 11, 10. 11); г) пророчество, двукратно повторенное Иеремиею: се дние грядут, глаголет Господь, и восставлю Давиду восток праведный, и царствовати будет царь, и премудр будет, и сотворит суд и правду на земли. Во днех ею спасется Иуда, и Израиль пребудет в надежди, и сие имя ему, имже нарекут его, Господь (Иегова) праведен наш ( Иер 23, 5. 6 ; снес. 33, 15. 16), – пророчество, которое единодушно относили к Мессии древние Иудеи 100 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

По сих (после сего). Это слово у евангелистов обыкновенно составляет переход от одного повествования к другому, нередко без хронологической связи, как, напр., здесь. Инех седмъдесят учеников, т. е. Апостолов, кроме избранных Господом ранее, 12-ти (9:1). Число 70, подобно как и числа 40 и 7, были особенными у Евреев. Так Моисей избрал помощниками себе в управлении народом 70 старейшин ( Числ.11:16, 25 ); синедрион, верховное судилище иудеев составляли 70 членов. Вероятно, по этой причине, сверх 12-ти Господь избрал еще именно 70 Апостолов; а быть может и потому, что, как толкуют некоторые, 70 или лучше 72 составляются из 6, взятых 12 раз, следовательно, Господь избрал сначала по одному Апостолу, а затем по шести на всякое колено народа еврейского. Имена 70-ти Апостолов в точности неизвестны. В святцах именуются они, но там перечисляются вообще Апостольские сотрудники, из которых некоторые обращены гораздо позднее времени, указываемого евангелистом Лукою: Иаков, брат Господень, первый епископ Иерусалимский, Марк и Лука евангелисты, Клеопа, брат Иосифа, обручника Пресвятой Богородицы, Симеоне, сродник Господень, Варнава, бывший спутником апост. Павла и называвшийся прежде Иосия, Иосий, или Иосиф, нарицаемый Варсава, и Иуст, Фаддей, Анания, крестивший апост. Павла, Архидиакон Стефан, первомученик, Филипп, Прохор, Никанор, Тимон, Пармен, Тимофей, Тит, Филимон, Онисим, Епафрас, Архипп, Сила, Силуан, Крискент, Крисп, Эпенет, Андроник, Стахий, Амплий, Урван, Наркисс, Апеллий, Аристовуль, Иродион, Агав, Руф, Асинкрит, Флегонт, Ерм , Патров, Ермий . Лин, Гаий, Филолог, Лукий, Иасон, Сосипатр, Олимпан, Тертий, Ераст, Куарт, Евод, Онисифор, Климент, Сосфен, Аполлос, Тихик, Епафродит, Карп, Кодрат, Марк, он же и Иоанн, Зина, Аристарх, Пуд, Трофим, Марк, племянник Варнавы, Артема, Акила, Фортунат, Ахаик, Дионисий Ареопагит и Симеон, называемый Нигер. Посла (послал) по два. Это сделал с одной стороны Господь потому, что двоим идти на проповедь и безопаснее и охотнее (Феоф.), с другой стороны потому, что двое могли помогать друг другу советами, взаимными услугами, утешать друг друга в неудачах и испытаниях и т. п. (Мих.). Кроме того и по закону Моисееву ( Втор.19:15 ) полагалось не менее двух свидетелей для того, чтобы засвидетельствовать истину чего-либо. Пред лицем Своим во всякий град и место и пр. Цель послания 70-ти Апостолов была та, чтобы их проповедию приготовлять иудеев к принятию лично Самого Иисуса Христа и Его учение во время Его путешествия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010