Отец Наш небесный можно выразить так: «Господи, помоги нам призывать Святое Имя Твое всегда со страхом, не произносить Его всуе, не хулить Его своею порочною жизнию, а прославлять и в делах и в словах своих». Царствие Твое, т.е. царство Христово. Произнося слова: Да приидет царствие Твое, христиане молятся: 1) чтобы царство Христово, т. е. христианская вера распространялась и утверждалась во вселенной, – чтобы неверные принимали христианскую веру; 2) чтобы Сам Христос царствовал в душах Своих последователей, т. е. направлял ко благу их жизнь и дела, а не царствовал бы в них грех ( Рим.6:12 ); и 3) чтобы после сей временной жизни принял их в Свое небесное царство: ( Мф.25:34 . Мих.) Да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли (и на земле, как на небе). Христианин должен всецело покориться воле Божией, подобно тому, как всецело подчиняются ей и исполняют ее на небесах Ангелы и Святые; покориться, потому что наша человеческая воля часто бывает несогласна с волею Божиею, и потому, что часто мы желаем себе, собственной душе своей, вредного. Пример послушания воле Божией – Сам Христос Спаситель, свв. Авраам, и Иов и все святые угодники Божии. Лк.11:3 . хлеб нáш насýщный подавáй нáм на всяк дéнь: (хлеб наш насущный подавай нам на каждый день;) Хлеб означает собою пищу и вообще все необходимое для того, чтобы нам существовать или жить, напр., и пищу, и одежду, и жилище. Слово насущный значит необходимый для существования, т. е. для поддержания жизни. Словами хлеб насущный Господь учит просить только необходимое для жизни, а что сверх того и служит не столько для нужды, сколько для удовольствия, то предать воле Божией, и если будет дано, благодарить Бога, а не будет дано, не заботиться (Кат. Филар.) и быть довольными тем, что имеем. Так как человек состоит из тела и души, то под хлебом здесь должно разуметь пищу и для души, как-то: Слово Божие ( Ин.5:24 ), святые таинства и в особенности таинство причащения тела и крови Христовой ( Ин.6:55 ). Прося сей духовной пищи, мы просим, чтобы Господь дал нам усердие к чтению и слушанию слова Божия и причащению Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

28 августа 2014 г. за Литургией в Успенском соборе Московского Кремля Святейшим Патриархом Кириллом возведен в сан митрополита. Решением Священного Синода от 26 февраля 2019 г. ( журнал 10 ) почислен на покой с выражением благодарности «за многолетнее архипастырское служение в епархиях Русской Православной Церкви, которое отмечено многократным увеличением приходов и духовенства, строительством храмов, заботой о приходах и монастырях, плодотворным взаимодействием с региональными властями и общественными объединениями, а также за труды в качестве главы Орловской митрополии». Местом пребывания на покое определен г. Орел. Образование: 1968 г. — Московская духовная семинария. 1972 г. — Московская духовная академия. Кандидат богословия. 1975 г. — Экуменический институт Боссе (Швейцария). Научные труды, публикации: Архиепископ Антоний. Выбор судьбы : юбилейное изд. [Сб. статей и материалов]. Красноярск: Изд. центр «Красноярское Воскресение», 2004. Возрожденная епархия: Ист.-публ. и лит.-худож. альманах. Вып. 1/Гл. ред. Архиепископ Красноярский и Енисейский Антоний. Красноярск: Медиа-центр «Православное слово Сибири», 2005. Высота духа должна служить людям//Дни культуры и духовности Сербии и Черногории в Красноярске: Программа. — Красноярск: Культурн. центр «Красноярское Воскресение», 2005. С.4. Главное в жизни — служение Церкви Христовой: Интервью/Православное слово Сибири. Красноярск: 2004. 10-11. С.14-15. Глобализация. Тезисы Джорджа Сороса и неадекватность их восприятия для мировых сообществ: Выступление на Международном научно-экономическом симп. по теме «Экономическая уния (союз) стран Восточной и Юго-Западной Европы в условиях глобализации», состоявшемся 26-27 мая 2005 г. в Белграде//Православное слово Сибири. Красноярск, 2005. 11. С.10-11. 12. С.10-11. За живой водой. Отдание праздника Богоявления: Слово архипастыря, произнесенное 14/27 января с.г. в Свято-Покровском кафедральном соборе г. Красноярска//Православное слово Сибири. 2002. 2-3. С. 24-25. «…и увидим правду Его» (Мих. 7:9): Слово при освящении храма св. Матроны Московской в Канской детской воспитательной колонии 5/23 сент. 2005 г.//Православное слово Сибири. 2005. 9. С.6

http://patriarchia.ru/en/db/text/5197687...

2. Вторая кампания Ирода (38–37 гг. до Р.Х.), коричневые стрелки и номера 10–12 Успешно завершив войну с парфянами, Марк Антоний отдал два римских легиона под командование Ирода для поддержания порядка в Иудее и Иерусалиме Ирод завоевал Иерихон и северные подступы к Иерусалиму а затем осадил и взял Иерусалим Он убедил Марка Антония казнить Хасмонея Антигона. Так «владычество Хасмонеев прекратилось после ста двадцати шести лет» (Древн. XIV. 16.4; Иосиф Флавий считал от времени очищения Хасмонеями храма в 163 году до завоеваний Ирода в 37 году до Р.Х.). 3. Границы и строительные проекты Ирода За исключением Давида и Соломона Ирод контролировал больше территорий в регионе, чем кто-либо другой до или после него (чёрные пунктирные линии границ). У него было много земель восточнее моря Галилейского: Голан, Трахонитида, Авранитида и Ватанея (Вифания за Иорданом). Ирод также правил Переей в Заиорданье, контролировал Галилею на севере, Самарию и Иудею в центре, и части Негева. В 25–14 годах до Р.Х. Ирод осуществил несколько больших строительных проектов, остатки которых можно увидеть в Израиле и сегодня. Он построил крепости Александрией, Гирканию, Махерус, Иродион и Масаду в пустыне и города Паниас (в Голане), Кесарию у моря, Антипатриду, Себастию, Иерихон и Иерусалим. После 20 года прошла большая реконструкция Иерусалимского храма (ср. Иоан. 2:20 ). То, что сегодня называют Западной стеной или Стеной плача, было частью Иродовой стены вокруг храмовой площади в Иерусалиме. Матфея 2:1–20 и Луки 1:5–13, 39 Ирод стал параноиком, страдающим манией величия. Он, не задумываясь, уничтожал соперников. Он женился на красивой хасмонейской принцессе Мариамне, но как только его власть упрочилась, велел её убить. Он убил двух взрослых сыновей, родившихся от Мариамны. За пять дней до своей смерти он убил сына, наследника престола. Однако именно в этой сгустившейся тьме Бог начал лично действовать среди людей ( Матф. 1:23 ). В конце правления Ирода ангел Гавриил явился сначала в Иерусалимском храме, объявив о рождении обещанного предтечи ( Мал. 3:1 ), а затем в Назарете, галилейском селении, – объявив о рождении Мессии. Иоанн Креститель родился в неизвестной деревушке в Нагорной местности Иудеи ( Лук. 1:39 ). Традиционно считается, что это был Эйн Керем юго-западнее Иерусалима. Всемирная перепись Кесаря Августа в Риме была спланирована Богом с тем, чтобы Мессия родился в Вифлееме Иудейском. Иосиф, потомок царя Давида, пришёл со своей женой из Назарета Галилейского в Вифлеем, находившийся в Иудее, чтобы записаться ( Лук. 2:1 ). Когда они были там, родился Мессия. Так исполнилось пророчество Михея о месте рождения Мессии ( Мих. 5:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Автор книги, живущий во времена царя Иосафата (872–848) признает канонический статус Торы. Книга Иеремии 26 В книге Иеремии (глава 26) рассказывается, как некоторые священники и пророки предложили приговорить пророка Иеремию к смертной казни за то, что он «пророчествует против [Иерусалима]» (ст. 11). Но старейшины иудейские защитили Иеремию, указывая на аналогичную ситуацию в пророческом служении Михея, который двумя веками раньше также пророчествовал против столицы, Иерусалима ( Мих.3:12 ). Михея тогда не казнили. Наоборот, царь Езекия стал искать Господнего расположения, и опасность миновала. По мнению старейшин, приговорив к смерти этого «Михея нашего времени», царь навлечет на страну страшное горе! (ст. 19). Для защиты Иеремии старейшины воспользовались непререкаемым авторитетом книги пророка Михея. Книга Даниила 9 В книге Даниила 9:2 читаем: «Я, Даниил, сообразил по книгам число лет, о котором было слово Господне к Иеремии пророку, что семьдесят лет исполнятся над опустошением Иерусалима». На промежуток в «семьдесят лет» указывают отрывки из Иеремии 25:11 и 29:10. Обратите внимание, что Иеремия называет эту книгу «книгами» – эквивалентом слова «Писания». Книга Захарии 1 Пророк Захария, живший в VI веке до н.э., сказал: «Не будьте такими, как отцы ваши, к которым взывали прежде бывшие пророки, говоря: «так говорит Господь Саваоф: обратитесь от злых путей ваших и от злых дел ваших»; но они не слушались и не внимали Мне, говорит Господь» (1:4). Призыв к покаянию однозначно характеризует пророческое слово от Господа. Обратите внимание, что в данном случае Захария цитирует конкретные отрывки из Иеремии (18:1112, 25:5 и 35:15), то есть признает книгу Иеремии богодухновенной. Книга Неемии 8 Прочитав закон, вернувшиеся из плена иудеи стали плакать и не преминули немедленно исполнить услышанные заповеди: «И нашли написанное в законе, который Господь дал чрез Моисея, чтобы сыны Израилевы в седьмом месяце, в праздник, жили в кущах. И потому объявили и провозгласили по всем городам своим и в Иерусалиме, говоря: пойдите на гору и несите ветви маслины садовой и ветви маслины дикой, и ветви миртовые и ветви пальмовые, и ветви (других) широколиственных дерев, чтобы сделать кущи по написанному» (8:1415). Другие иудейские писания

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Общий православно-богословский взгляд на термин «канон» может быть указан в следующих знаменательных словах св. Иоанна Златоуста : «как обыкновенную меру (длины ли, вместимости ли, тяжести ли) нельзя по произволу увеличивать или убавлять, чтобы она не потеряла своего измерительного значения, так и собрание канонических богодухновенных писаний нельзя произвольно изменять прибавлением или отнятием из них чего-либо» (Толк, на посл, к Флп.3:16 ). Подобный же взгляд высказывают св. Василий Великий (Против Евномия. 1, 5), Григорий Нисский (Против Евномия. 4), Иоанн Дамаскин (О прав. вере. IV, 17); его разделяли и древние иудейские богословы (Иосиф Флавий и Филон). Он послужит нам руководственной нитью в дальнейшей истории канона ветхозаветных писаний. Итак, с вышеизложенным понятием о каноне, прежде всего, соединяется понятие о богодухновенности ветхозаветных канонических книг. Богодухновенность ветхозаветных канонических книг имеет основания для христианского верования в свидетельствах Священного Писания и христианской Церкви. Сами священные ветхозаветные писатели не редко говорили о том, что они «записывали в книгу» или известные выдающиеся исторические события, или пророчества, получив на подобную запись ясное повеление Божие. Так, Моисей получал повеление от Господа записать в книгу историю войны евреев с амаликитянами ( Исх.17:14 ), перечисление станов еврейских во время 40-летнего странствования ( Числ.33 гл.). Пророки: Аввакум (2:2), Исайя (8:1), Иеремия (36 гл.) и Даниил (12, 4, 9) получали от Господа повеление записать в книгу, а иногда и в присутствии особых «свидетелей» ( Ис.8:1 ), пророчества о будущих событиях. Согласно подобным повелениям, вероятно и всегда дававшимся священным писателям, писания последних носят и особые наименования. Так, писания Моисея называются книгой завета Господня, или книгой словес Господних ( Исх.24:4, 7 ), – закона Господня ( Нав.24:26 ), или прямо книгой Господней ( Ис.34:16 ). Пророческие писания оглавляются, надписываются и называются обычно «словом Господним» ( Ис.2:1; 8:1 ; Иер.1:1–2 ; Мих.1:2 ; Ам.1:1–2 и все другие пророческие книги) или «видением Господним» ( Ис.6:1; 13:1 ; Иер.46:1 ; Иез.1:1 ...). Начинаются пророческие книги обычно словами: тако глаголет Господь ( Ис.1:2 ; Иер.2:2 ; Ам.1:2 ...). В связи с перечисленными наименованиями и свидетельствами, в христианском богословии понимается и изречение о себе псалмопевца, что язык его, как богодухновенного писателя, есть трость книжника-скорописца ( Пс.44:2 ); он изрекает Господни слова и вдохновенные песни ( 2Цар.23:2 ). Все приведенные ветхозаветные свидетельства, без сомнения, объяснимы лишь из признания ветхозаветных Священных книг канонически-богодухновенными писаниями.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

«Помилуй меня, Боже». Милость Твоя неизреченна, превосходит всякое слово, не может быть изъяснена: утешение для грешника, она и для праведника великое утверждение. Не грешники только спасаются ми­лостью, но и праведники ограждаются милостью. А чтобы узнать тебе, что праведники укрепляются милостью, слушай, что сказано Петру, этому столпу (Церкви), основание (веры) именно потому названному Петром, что вера его была тверда как камень: «Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя» ( Лк.22:31–32 ). Видишь, что и праведники нуж­даются в милости, как для того, чтобы из грешников сделаться праведниками, так и для того, чтобы, будучи праведниками, сохра­нить праведность. Ведь и апостол сделался таковым по милости Божией: «благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса, Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение, меня, который прежде был хулитель и гонитель и обидчик». Как же он в таком случае спасся? «Но для того я и помилован» ( 1Тим.1:12–13, 16 ). Видишь, что и он спасается мило­стью. Он гнал и преследовал Церковь , расхищал виноградник, был волком. Читал пророков – и попирал пророчества. Знал пророков, как ревнитель отеческого закона, но не знал Того, о Ком они пророчествовали. А как он был помилован? «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» ( Деян.9:4 ) О, человеколюбие Владыки! О, снисхождение! Бог говорит человеку: «что ты гонишь Меня?» Он подражает Своему Отцу. Тот говорит народу еврейскому: «народ Мой! что сделал Я тебе и чем отягощал тебя? отвечай Мне» ( Мих.6:3 ). Так и Сын Его говорит Савлу: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» Что же Савл? «Кто Ты, Господи?» Тотчас признал Его Владыкой: таково его благоразумие. «Кто Ты, Господи?» «Я Иисус, Которого ты гонишь» ( Деян.9:5 ). О, мудрость Владыки! По­чему не сказал: Я – Сын Божий, Я – Изначальное Слово, Я – Седящий одесную Бога Отца, Я – Сущий во образе Божием, Я – Простерший небо, Я – Творец земли, Я – Указавший пределы морю, Я – Создатель анге­лов, Я – везде Сущий и все Наполняющий, Я – предвечно Рожденный от Отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Пророк Михей в Иудейском царстве проходил свое служение. Он очень часто упоминает о Сионе и Иерусалиме ( Мих.3:10–12; 4:13 ), о Вифлееме ( Мих.5:2 ) и других Иудейских городах ( Мих.1:10–15 ). Он высказывает обетования, имевшие значение для Иудейского царства и народа ( Мих.4:2–10 ). В надписании книги время служения его определяется царствованиями Иудейских царей: Иоафама, Ахаза и Езекии ( Мих.1:1 ). Современники Иеремии свидетельствуют, что пророк Михей произносил свои речи в царстве Иудейском ( Иер.26:18–19 ). Как ветхозаветные книги, так и Иудейское предание почти не сохранили сведений об обстоятельствах жизни пророка Михея. Современники пророка Иеремии упоминают, что он произнес свое пророчество о разрушении Иерусалима и храма пред царем Езекией и вызвал в нем покаяние ( Иер.26:18–19 ). У Созомена сохранилось предание, что мощи пророков Аввакума и Михея найдены были елевферопольским епископом близ Елевферополя, в царствование Феодосия великого (Церк. Истор. VII кн. 29 гл.). Но, подобно другим древним христианским писателям, Созомен не различает двух пророков, носивших имя Михея: сына Иемвлая ( 3Цар.22 гл.) и писателя книги. А потому, может быть, это были мощи первого пророка Михея. Время служения пророка Михея точно определяется в надписании его книги. Он пророчествовал во дни Иудейских царей: Иоафама, Ахаза и Езекии ( Мих.1:1 ). Свидетельство надписания о служении пророка Михея при Езекии подтверждается вышеуказанным признанием современников Иеремии ( Иер.16:18 . Мих.3:12 ). Речи пророка Михея, вошедшие в его книгу, произнесены, вероятно, большей частью в царствование Езекии. Но их содержание стоит в связи с настроением еврейского народа, развившимся в царствование Иоафама и Ахаза. Пророк Михей, например, предсказывает разрушение Офела и других Иудейских башен и крепостей, истребление военных коней и колесниц, и всякого военного оружия, наступление всеобщего мира ( Мих.4:8; 5:5,10–11 ). Это пророчество можно считать косвенным порицанием воинственного настроения Иудейского народа, которое развилось при воинственном царе Иоафаме, и продолжалось, вероятно, при Езекии (ср. Ис.2:7–15 . 2Пар.27:1–7 ). Пророк Михей порицает поклонение своих современников на Иерусалимских высотах ( Мих.1:5 ) и возвещает истребление в Иудее волшебства и идолопоклонства ( Мих.5:12–14 ). Идолопоклонство было распространено в Иудее при нечестивом царе Ахазе и, может быть, продолжалось при Езекии (ср. 2Пар.28:1–5 ). Таким образом, в книге пророка Михея заключается богопросвещенный пророческий суд на царствования Иоафама, Ахаза и Езекии, выраженный в речах, произнесенных преимущественно при Езекии. В ней заключено слово Божие, изреченное чрез пророка Михея, о всех трех современных ему царствованиях. В надписании книги точно не обозначены начало и конец жизни и служения пророка Михея. Принимая во внимание его современность царствованиям Иоафама, Ахаза и Езекии, можно относить время его жизни к 757–699 гг. до РХ.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Таким образом пророчества Осии, занимающиеся по преимуществу судьбою десятиколенного Израиля, предрекающие ему погибель и затем возвращение оставшихся целыми от погибели к дому Давида, царя иудина, и пророчества Михея, исходящие из предстоящего для начала деятельности этого пророка акта разрушения Самарии, занимающиеся подробно судьбою царства иудейского и возвещающие ему такую же погибель и такое же спасение, какие возвещал Осия, его современник, для царства израильского, составляют как бы две, восполняющие одна другую половины одного обширного и цельного пророчества того времени, в которое пророчествовали Осия и Михей, пророчества о предстоящей судьбе народа Божия в его всецелости и всеобщности. Надпись книги «слово Иеговы, бывшее к Михею морасфитянину, во дни Иофама, Ахаза, Езекии, царей иудейских, которое он пророчески изрек о Самарии и Иерусалиме» (1:1), – показывает, что пророк Михей, призванный к своему служению Богом, проходил это служение по крайней мере в продолжении 40 л., а именно в период царствования Иофама, Ахаза и Езекии, царей иудейских. Верность этого показания подтверждается содержанием книги. Как в изображении господствующей в царстве иудейском нравственной порчи, так и в своих мессианских обетованиях пророк Михей сходится многократно с Исайею, что указывает на одновременную деятельность обоих пророков (ср. Мих.2:11 и Ис.28:7 ; Мих.3:5 – 7 с Ис.29:9 – 12 ; Мих.3:12 с Ис.32:13 ; Мих.4:1 – 5 с Ис.2:2 – 5 , Мих.5:2 – 4 с Ис.7:14; 9:6 ). В подтверждение верности надписи служит еще сказание, содержащееся в книге Иер. (26:18), где говорится, что некоторые из старейшин иудейских в защиту Иеремии, которому грозила смерть от народа и князей за его пророчества о погибели Иерусалима, доказательно указывали, буквально при этом цитируя место из Мих.3:12 . «Сион будут орать как поле, и Иерусалим будет грудою камней и гора дома Божия будет пригорком в лесу», что хотя Михей во дни Езекии царя иудейского и предсказывал разрушение Иерусалима, однако же царь Езекия и весь Иуда его за это не умертвили.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

Образно пророк выражает в ст. 3 мысль об угнетении народа. Образы ст. 3-го представляют развитие употребленного в Мих 2.12 в отношении к народу образа стада. Мих.3:4 .  И будут они взы­вать к Го­с­по­ду, но Он не услы­шит их и сокроет лице Свое от них на то время, как они злодей­с­т­ву­ют. Наказанием для притеснителей народа будет то, что Господь не услышит их во время нужды, т. е. в день суда. Мих.3:5 .  Так говорит Го­с­по­дь на про­роков, вводящих в заблужде­ние народ Мой, которые грызут зубами сво­ими – и про­поведуют мир, а кто ничего не кладет им в рот, про­тив того объявляют войну. В ст. 5–7 пророк обличает ложных пророков, причем его обличения сходны с обличениями Иеремии ( Иер 6.14, 19 ) и Иезекииля ( Иез 13.10–19 ). Михей обращается к тем ложным пророкам, которые руководились в своей деятельности не какими-либо отличными от воззрений истинных пророков убеждениями ( Иер 7.4 ), а исключительно корыстью. Пользуясь доверием народа, они утешали одних, проповедуя о вине и сикере, т. е. о полном благополучии, и враждовали против других. «Грызут зубами своими», т. е. получают хлеб (ср. Ам 6.14 ) за свои предсказания (Юнгеров: «дерзки на язык»). Против того объявляют войну, с евр. «освещают (kidschu) войну», т. е. придают ей богоугодный характер. Пророк хочет сказать, что ложные пророки свою личную вражду к тем, кто « не клал им в рот», прикрывали маской служения Богу. Мих.3:6 .  Посему ночь будет вам вместо виде­ния, и тьма – вместо пред­вещаний; зайдет солнце над про­роками и по­темнеет день над ними. Образы « ночи» и « тьмы» в Библии употребляются для выражения мысли о бедствиях ( Ис 5.20 ). Михей возвещает, что ложных пророков за их корыстные предвещания постигнут бедствия. Мих.3:7 .  И устыдят­ся про­зорливцы, и по­срамлены будут гадатели, и закроют уста свои все они, по­тому что не будет ответа от Бога. Наступление бедствий будет служить доказательством ложности предсказаний лжепророков, усыплявших народ своими предвещаниями благополучия. Лжепророкам перестанут верить и потому, что вообще « не будет ответа от Господа», т. е. прекратится откровение через пророков (ср. Ам 8.12 ; Плач 2.4 ; Пс 73.9 ). «Закроют уста свои» (ol – sapham): с евр. закроют бороды свои (ср. Лев.13:45 ; Иез 24.17–22 ), т. е. закроют в знак траура по поводу постигшего бедствия. LXX последнюю мысль выразили иначе: по греч. -слав. тексту ввиду обнаружения ложности предсказаний лжепророков, «возглаголют на них вси», т. е. все будут порицать их. Вместо слов потому что не будет ответа от Бога в слав. «зане не будет послушаяй их»: maaneh elogim (ответа Бога) LXX читали maaneh elejhem.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Мих.7:4 .  Лучший из них – как терн, и справедливый – хуже колючей изгороди, день про­воз­вест­ников Тво­их, по­сеще­ние Твое наступает; ныне по­стигнет их смяте­ние. В начале ст. 4-го общая характеристика народа. Сравнением с терном, делающим землю негодною, приносящим вред, пророк желает указать на негодность народа в нравственном отношении. За это народ постигает суд – «день провозвестников Твоих», т. е. день, предвозвещенный пророками, день посещения или наказания. LXX и слав. в ст. 4-м уклоняются от подлинника. По-видимому, cherek (терн) LXX понят как причастие от снагак (обрубать) или от charaz (резать), причем причастие они дополнили сущ. σς. моль; стоящее далее слово jaschar (справедливый) LXX поняли, как причастие от jaschar (прямо ходить); евр. jom mezappecha (день стражей твоих) они прочитали как jom mizpeh (день стражи) и отнесли как обстоят. врем. к предыдущему предложению, а не к последующему; отсюда вместо чтения рус. т. «лучший из них – как терн, и справедливый – хуже колючей изгороди; день провозвестников Твоих» в слав. читается: «яко моль поядаяй и ходяй по правилам ( π καννος, по ткацкому станку) в день стражбы». По слав. т. ст. 4 дополняет мысль, выраженную в конце ст. 3, и изображает отношение Бога к народу в день суда ( «стражбы» – дозора, надсмотра): Господь будет для народа, как моль, поедающая нити (ср. Ос 5.12 ; Ис 50.9 ). Вместо чтения рус. тек. ныне постигнет их смятение (mevuchatham) в слав. «ныне будут плачы их»: LXX, очевидно, mevuehatham производили от bachah плавать. Мих.7:5 .  Не верьте другу, не по­лагайтесь на при­ятеля; от лежащей на лоне твоем стереги двери уст тво­их. Мих.7:6 .  Ибо сын по­зорит отца, дочь восстает про­тив матери, невестка – против свекрови своей; враги человеку – домашние его. Пророк говорит не о будущем только, как полагают некоторые комментаторы (Кейль, Кнабенб), но и о настоящем. Такими же словами Господь Иисус Христос изображает состояние человечества пред вторым пришествием ( Мф 24.10–12 ; Мк 13.12 ). Вместо слов «не полагайтесь на приятеля» (bealuph) в слав. «не надейтеся на старейшины», так как aluph иногда имеет и значение начальника ( Быm XXXVI ). «Стереги двери уст твоих»: у LXX и в слав. яснее: «хранися, еже сказати ей что». «Враги человеку – домашние его»: у LXX добавлено πντες, «врази вси мужу домашнии его».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010