Благодаря таким людям, как автор книги Премудрости сына Сирахова, в Израиле во время гонений Антиоха Епифана незадолго до пришествия Христова еще сохранились островки истинной веры, где Спаситель был принят как свой. Пророческие книги В еврейской Библии следом за книгами ранних пророков (от книги Иисуса Навина до книг Царств), следуют книги поздних пророков. В греческой Библии, порядку которой следует и наша славянская, книги пророков следуют после учительных книг. Условно книги эти разделяются на книги “великих пророков” – Исайи, Иеремии, Иезекииля и Даниила – и книги двенадцати “малых пророков” – Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии, Малахии. К этим книгам присоединены также Плач Иеремии, Послание Иеремии, книга Пророка Варуха, не написанные или не сохранившиеся на еврейском языке, а также добавления к книге пророка Даниила, которых также нет в еврейской Библии. Во всех великих религиях древности были люди, утверждающие, что они говорят от имени Бога. Но только в уста библейских пророков Господь вкладывал Свои слова. Пророк – это вестник или истолкователь божественного слова. Бог избирает его Сам и посылает к народу для вразумления и научения. Иногда Господь является Своему избраннику в видении, иногда во сне, бывает, что в ушах пророка звучит голос Божий. Каждый пророк знает, что слова, которые он произносит, принадлежат не ему, хотя он их и выговаривает. Он уверен, что обязан передать народу то, что говорит ему Бог. Пророки говорят о настоящем и предсказывают будущее. Вразумляя народ, они подтверждают истинность своих речей предсказаниями, иногда указывают на предсказанное ими и свершившееся событие как на знак того, что слова их истинны. Но предсказания пророков часто относятся к временам будущим, и даже к последним временам. Тогда предсказания остаются таинственными даже для самого пророка, а не только для людей, которые его слушали или читали. Итак, пророки – это люди, которым Бог открывался непосредственно, лично, которых посылал к народу, чтобы напомнить о Его требованиях и возвратить к Нему заблудших с любовью и послушанием Его святой воли.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Третий ряд. Возле среднего окна: 1) Св. жены у гроба Иисуса Христа; 2) Явление Иисуса Христа по воскресении св. женам (χαρετε; 3) По сторонам крайних окон апостолы: Иоанн и Варфоломей, Фома и Иаков Алфеев, Симон Зилот и Иуда Иаковлев, Павел и Варнава; 4) В промежутках – орнамент. XIV. Западная стена. Первый и второй ряд совместно (два больших места над боковыми входами): 1) Успение Богоматери; 2) Покров Пресв. Богородицы. XV. Четыре места по сторонам хоров: 1) Рождество Пресвятой Богородицы; 2) Введение во храм Пресвятой Богородицы; 3) Одно из чудес Св. Николая (против придела св. Николая); 4) Проповедь христианства славянам (против придала Славянских Первоучителей). XVI. Четыре места вверху возле окна: 1) Константин и Елена; 2) Владимир и Ольга; 3) Борис и Глеб; 4) Александр Невский и Андрей Боголюбский. XVII. 1) Над арками хоров «Недреманное Око»; 2) Над арками среднего входа – Херувимы. XVIII. Верхний 4-й ряд: Изображений на стенах – южной, северной, западной и восточной. Южная сторона: 1) В средний над окном – «Жертва Авеля и Мельхиседека»; 2) На лбах малых подпружных арок медальонные изображения пророков: Аввакума, Софонии, Малахии, Езекииля, Михея, Аггея. XIX. Северная сторона: 1) В средний над окном: Моисей и Аарон приносят жертву в скинии; 2) На лбах малых подпружных арок медальонные изображения пророков: Илии, Елисея, Амоса, Ионы, Иеремии, Захарии. XX. Западная сторона: 1) На лбах малых подпружных арок медальонные изображения пророков: Осии, Авдия, Варуха, Наума, Нафана и Захарии (отца Иоанна Предтечи). XXI Восточная сторона: на стене над аркой среднего алтаря: 1) Тайная вечеря (по историческому переводу); 2) На лбах малых подпружных арок медальонные изображения пророков, именно: Соломон, Даниил, Иоиль, Моисей, Давид, Исаиа. XXII. Два места под парусами малых глав с восточной стороны: 1) Распятие Иисуса Христа; 2) Положение Иисуса Христа во гроб. XXIII. С северной стороны под парусами: 1) Медный змей; 2) Св. Троица (ветхозаветная). XXIV. С южной стороны: 1) Купина Моисея; 2) Лествица Иакова. XXV.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

52 ]. Хотя канон книг Ветхого Завета окончательно был утвержден на Лаодикийском Соборе 364 г. и Карфагенском Соборе 397 г., фактически Церковь пользовалась ветхозаветным каноном в его настоящем виде с древнейших времен. Так, свт. Мелитон Сардийский в Письме к Анесимию, датируемом примерно 170 г., уже приводит список книг Ветхого Завета, почти полностью совпадающий с утвержденным в IV столетии [ 53 ]. Книги Ветхого Завета «можно разделить на четыре следующие разряда»: а) «Книги законоположительные, которые составляют главное основание Ветхого Завета». К ним относятся книги: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. «Сам Иисус Христос дает сим книгам общее наименование Закона Моисеева» (Лк. 24, 44). б) Книги исторические, «которые содержат преимущественно историю благочестия»: Иисуса Навина, Судей, Руфь, Царств, Паралипоменон, Ездры, Неемии и Есфирь. в) Книги учительные, «которые содержат учение благочестия»: книга Иова, Псалтирь, Притчи Соломона, Екклесиаст, Песнь песней. г) Книги пророческие, «которые содержат пророчества или предсказания о будущем, и наипаче о Иисусе Христе»: книги великих пророков Исайи, Иеремии, Иезикииля и Даниила, а также книги двенадцати малых пророков Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии, Малахии [ 54 ]. Православная Церковь в изданиях Библии помещает в составе Ветхого Завета несколько неканонических книг: 1-я, 2-я и 3-я Маккавейские, 2-я и 3-я Ездры, Товита, Баруха, Юдифь, книга Премудрости Соломона, книга Премудрости Иисуса, Сына Сирахова. Неканонические книги рекомендуются Церковью для назидательного чтения и пользуются большим веро- и нравоучительным авторитетом. По словам свт. Афанасия Великого, эти книги «назначены Отцами для чтения вступающим в Церковь» [ 55 ]. Формальным признаком, отличающим неканонические книги от канонических, является язык, на котором эти книги дошли до нас. Все канонические книги Ветхого Завета сохранились на древнееврейском языке, тогда как книги неканонические дошли до нас на языке греческом, за исключением 3-й книги Ездры, сохранившейся в латинском переводе.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2444...

На Воздвижение Креста Господня. Евангелие Иоанна гл. 19 от 6 до 35 ст. Зач. 60. Апостол 1Кор. гл. 1 от 18 до 24 ст. Зач. 65. На праздники Пресвятыя Богородицы. Евангелие Луки гл. 10 от 38 до 42 и гл. 11 от 27 до 28 ст. Зач. 54. Апостол Филиппис. гл. 2 от 5 до 11 ст. Зач. 24. 4 Здесь между прочим небесполезно припомнить и то, что сколь ни сильно действовали на испровержение Св. Писания Деисты, Натуралисты и другие вольнодумцы, но Писание будучи запечатлено Духом Святым и измовено кровию мученников, само себя защитило от всех их ухищрений; толпы врагов его разорялись, их книги потеряли доверенность и у самых малоопытных, и Слово Божие остается цело и неприкосновенно к утешению человечества. 5 Места же менее ясные, каковы на пр. Пророческие видения, давно уже изъяснены Св. Отцами, которые при содействии Духа Святаго раскрыли истинный смысл оных верно и достаточно. 8 Завет называется союз Бога с человеками, В. Завет состоял в том, что Бог обещал человекам Божественнаго учителя благочестия и Спасителя и приготовлял их к принятию Его; Н. Завет состоит в том, что сего Спасителя Бог даровал человекам действительно. см. Христ. Кат. стр. 10. 9 Порядок, в котором священные книги положены в нашей Библии , есть следующий: в Ветхом Завете: Книга Бытия, книга Исхода, книга Левит, книга Числа, книга Второзакония, книга Иисуса Навина, книга Судей Израилевых, книга Руфь, четыре книги Царств, две книги Паралипоменон, первая книга Эздры, книга Неемии, вторая книга Эздры, книга Товита, книга Иудифь, книга Эсфирь, книга Иова, Псалтирь, книга Притчей Соломоновых, книга Экклезиаста, книга Песнь песней, книга Премудрости Соломони, книга Премудрости Иисуса сына Сирахова, книга Исаии, книга Иеремии, плачь Иеремеев, книга Варуха, книга Иезекииля, книга Даниила, книга Осии, книга Иоиля, книга Амоса, книга Авдия, книга Ионы, книга Михея, книга Наума, книга Аввакума, книга Софонии, книга Аггея, книга Захарии, книга Малахии, три книги Маккавейские, и третья книга Эздры, в Новом Завете Евангелие от Матфея, (написано прежде других и по свидетельству Афанасия, именно чрез восемь лет по вознесении Господа) Евангелие от Марка, (написано вскоре после Евангелия от Матфея) Евангелие от Луки (написано, как догадывается Иероним около 55 года по Рождестве Христове). Евангелие от Иоанна (написано после всех, и по мнению Афанасия, в конце второй половины первого Христианскаго столетия); Апостольские деяния, Послания Ап. Иакова, два Послания Ап. Петра, три Послания Ап. Иоанна, Послания Ап. Иуды, Послание к Римлянам, два Послания к Коринфянам, Послание к Галатом, Послание ко Ефесеем, Послания к Филипписеем, Послание к Колоссаем, два Послания к Солуняном, два Послания к Тимофею, Послание к Титу, Послание к Филимону, Послание ко Евреем и Апокалипсис Св. Иоанна Богослова.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-v...

2. Свиток 4QXIIg (4Q82). Текст издан в 1997 г. ( Fuller. 1997. P. 271-318. Pl. XLIX-LXIV). Сохранился в виде 249 небольших фрагментов, к-рые содержат отрывки книг малых пророков: Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, М. (1. 7, 12-15; 2. 3-4; 3. 12; 4. 1-2; 5. 7-8(6-7); 7. 2-3, 20), Наума, Аввакума, Софонии и Захарии. Датируется посл. третью I в. до Р. Х. Текст свитка содержит большее количество matres lectionis, чем МТ. 3. Свиток MurXII (Mur88). Издан в 1961 г. ( Milik. 1961. P. 181-205. Pl. LVI-LXXIII). Сохранился в виде фрагментов, к-рые содержат отрывки книг малых пророков: Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, М. (1. 1 - 6. 7; 6. 11 - 7. 18), Наума, Аввакума, Софонии, Аггея и Захарии. Датируется нач. II в. по Р. Х. Орфография и текст близки к МТ. Свиток является важнейшим свидетельством протомасоретского текста (см. в ст. Масоретский текст ). В Мих 1. 10 содержится тот же вариант   («валяйся (во прахе)»), что и в МТ   (МТ  :   - «я валялся» или «ты валялась»). 4. Рукопись 4QpMi? (4Q168). Текст издан в 1968 г. ( Allegro. 1968. P. 36. Pl. XII). Сохранилась в виде 5 небольших фрагментов, к-рые содержат отрывок Мих 4. 8-12. Датируется между 30 г. до Р. Х. и 20 г. по Р. Х. Изначально рукопись могла являться списком либо библейского текста, либо экзегетического сочинения (пешер). 5. Рукопись 1QpMi (1Q14). Издана в 1955 г. ( Milik. 1955. P. 77-80. Pl. XV; рус. перевод: Амусин. 1971. С. 246-251). Содержит текст кумран. комментария (пешер) на Книгу прор. Михея. Сохранились (фрагментарно) следующие отрывки библейского текста: Мих 1. 2-6, 8-9; 6. 15-16; 7. 6(?). Из текста комментария можно понять, что текст М. рассматривался как эсхатологическое пророчество (фрагменты 17-18:       - «о последнем поколении»), в к-ром упоминаются и Учитель праведности (фрагм. 8-9:    ), и кумран. община (фрагменты 8-9:  ). Имя Яхве в тексте передается палеоевр. письмом. Рукопись может быть датирована 2-й пол. II - 1-й пол. I в. до Р. Х. Цитаты из Книги прор. Михея зафиксированы также в различных кумранских текстах, написанных на древнееврейском и арамейском языках: в «Благодарственных гимнах» (Мих 1. 4 в 1QHa XII 34-35 (IV 33-34); XVI 33-34 (VIII 32-33); Мих 2. 10 в 1QHa XI 9, 12-13 (III 8, 11-12)); в Книге Еноха (Мих 1. 3-4 в 4Q201); в «Уставе общины» (Мих 6. 8 в 1QS V (3-4) и параллельных текстах из 4-й пещеры; в 1QS VIII 2); в «Уставе благословений» (Мих 4. 13 в 1QSb V 26; Мих 7. 10 в 1QSb V 27); в «Дамасском документе» (Мих 2. 6 в CD A 4. 20; Мих 2. 11 в CD A 8. 13=CD B 19. 25; Мих 7. 2 в CD A 16. 15=4Q271 4 ii 14-15; Мих 7. 11 в CD A 4. 12); в «Свитке войны» (Мих 6. 5 в 1QM IV 6; Мих 7. 18 в 1QM X 8), 4QMidrEschatb (Мих 2. 10-11 в 4Q177 VIII (5-6, 8) 10), 4QNarrative and Poetic Compositiona-b (Мих 3. 12 в 4Q371 1a-b 5=4Q372 1 8), 4QBarkhi Nafshid-e (Мих 6. 8 в 4Q437 4 4-5=4Q438 4 ii 4-5).

http://pravenc.ru/text/2563828.html

24 св. Григория, еп. акрагант. 905 св. Амфилохия иконийского). 25 св. священномуч. Петра александрийского и св. священномуч. Климента рижкого (Тип. еще Меркурия и Екатерины). 26 муч. Меркурия и пр. Алипия столпника. (Тип. Меркурия втор. Преп. Алипия и св. великомуч. Георгия). 27 св. Иакова персянина. 28 во св. о.н. Стефана нового и иже с ним. 29 св. о. н. Иоанна Дамаскина и муч. Парамона (905 одного Парамона). 30 св. ап. Андрея. Декабрь     1 св. прор. Наума. 2 св. прор. Аввакума. 3 св. пр. Софонии. 4 св. великие муч. Варвары. 5 пр. о. н. Саввы. 6 пр. о. Николы. 7 пр. о. н. Амвросия и память в море усопших братий наших, в день пр. отца в службу посланных и по бездне суда Божия утопших (Тип. тоже и попразднство св. Николаю. В У. 1398 пр. о. н. Амвросия и попразднство св. Николаю). 8 пр. Патапия. 9 Зачатие св. Анны. 10 свв. мучч. Мины, Евграфа и Ермогена. 11 пр. о. н. Даниила столпника. 12 пр. о. н. Спиридона еп. 13 память свв. и добрых мучч. Евстратия и дружины. 14 свв. мучч. Фирса, Левкия и Калдиника. 15 св. священномуч. Елевферия. 16 св. прор. Аггея. 17 св. прор. Даниила и св. трех отроков. 18 св. муч. Севастиана и дружины его. 19 св. муч. Бонифатия, св. муч. Афинодора 905 одного Бонифатия и в Петр.) 20 препразднство Р. X. и св. муч. Игнатия богоносца и св. Филогония (сего нет в 1398 и Тип. и 905). 21 св. муч. Иулиании. 22 Препразднство. Св. великомуч. Анастасии. 23 свв. 10 мучч. в Крите. Препразднство. 24 Препразднство. 25 по плоти Спасительное Рождество Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. 26 собор Богородицы. 27 св. первомуч. Стефана. 28 свв. мучч. дву тму в Никомидии и св. Феодора написанного. 29 свв. младенец и св. Маркелла (1398 св. Маркелла нет). 30 св. ап. Тимона и св. муч. Анисии. 31 отдание праздника (Тип. и 1398 и пр. Мелании). Январь     1 По плоти Обрезание Господа нашего Иисуса Христа и иже во св. о. н. Василия, архиеп. Кесарии каппадокийские. 2 препразднство и св. Силвестра, папы римского. 3 св. муч. Гордия и 905 (1398 еще прор. Малахии, Мст., но Тип. не верно Михея).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

V в. до Р. Х.: добавление Книги прор. Авдия; 6) позднеперсид. редакция: присоединение Книг пророков Ионы и Малахии; 7) редакция времени Александра Македонского. По мнению Боссхарда-Непустиля, корпус М. п. подвергался редактированию и в эллинистическую эпоху. Мч. Осия. Миниатюра из Киевской Псалтири. 1397 г. (РНБ. ОЛДП. F. 6. Л. 120) Мч. Осия. Миниатюра из Киевской Псалтири. 1397 г. (РНБ. ОЛДП. F. 6. Л. 120) Основываясь в значительной степени на трудах Ногалски, А. Шарт ( Schart. 1998) изучил различные редакционные формулы в текстах М. п. Он выделил 6 основных этапов формирования корпуса М. п.: 1) объединение текстов пророков Северного (Израильского) царства Осии и Амоса в один свиток (Ос 1. 2 - 14. 1; Ам 1. 1; 1. 3 - 9. 4) - после 722 г.; 2) девтерономическая редакция - присоединение к текстам пророков Осии и Амоса сочинений пророков Южного (Иудейского) царства Михея и Софонии (Ос; Ам; Мих 1. 1 - 3. 12; 6. 1-16; Соф 1. 1 - 3. 8 и, возможно, 3. 11-13); 3) добавление к последним 4 книгам Книг пророков Наума и Аввакума (Ос; Ам; Мих 1-3; 6. 1 - 7. 6; Наум; Авв; Соф 1. 1 - 3. 13); 4) присоединение к корпусу М. п. Книг пророков Аггея и Захарии (Ос; Ам; Мих 1-7; Наум; Авв; Соф; Агг; Зах 1-8 и, возможно, Зах 9-13); 5) эсхатологическая редакция и добавление к корпусу М. п. Книг пророков Иоиля и Авдия - формирование Книги десяти пророков (Ос; Иоиль; Ам; Авд; Мих; Наум; Авв; Соф; Агг; Зах 1-14); 6) присоединение к корпусу Книг пророков Ионы и Малахии и превращение его в Книгу Двенадцати. На каждом этапе, кроме того, происходило редактирование текстов отдельных книг корпуса. Последние слова Книги прор. Малахии (Мал 4. 4-6) являются заключением ко всему разделу пророческих книг. В наст. время подавляющее большинство библеистов считают, что корпус М. п. окончательно сформировался не позднее нач. II в. до Р. Х., наиболее вероятно, в III в. до Р. Х. М. п. в Кумране Самое большое число цитат из М. п. в кумран. лит-ре содержат толкования (пешарим) на книги М. п. (рус. перевод: Амусин.

http://pravenc.ru/text/2561750.html

А. Значение веры в области научного знания (там же, 1905 г. 8 кн.). Левитова И. Природа религиозной веры и отношение её к знанию (Вера и Раз. 1902 г. 20 кн.). Кожевникова Ф. Вера как психологический факт с научной точки зрения и как добродетель по уч. св. Писания (там же, 1908 г. 7 кн.). Невзорова И. Вера и знание (там же, 1900 г. 21 кн.). Ромашкова Д. свящ. К вопросу о связи веры с разумом (там же, 1906 г. 21 кн.). Е. А. Л. Вера и знание (Странник, 1904 г. февр.). Е. П-на. Вера как основа умственной и нравственной жизни (Тр. Киев. Ак. 1907 г. 4 кн.). Каленова П. А. Вера и знание. Спор рассудка с верою (Вопр. фил. и псих. 1893 г. 3). Введенского А.О видах веры в отношении её к знанию (там же, 1904 г.). Глаголева С. С. Вера и знание (Вера и Раз. 1909 г. 21 кн.). Соколова П. П. Вера. Серг. пос. 1903 г. Проблема веры с точки зрения психологии и теории познания (Бог. Вестн. 1906 г. 6 кн.). Цертелева. Границы религии, философии и естествознания (Пр. Об. 1879 г. II т.). Остроумова М. А. проф. Истории философии в отношении к откровению (Вера и Раз. 1885–1886 г). Страхова И. О. пределах научного познания (Бог. Вестн. 1909 г). Книги ветхого завета следующие: пять Моисеевых: Бытия, Исход, Левит, Числ, Второзаконие, кн. Иисуса Навина, Судей и как бы её прибавление – кн. Руфь, 1 и 2 кн. Царств как две части одной книги, 3 и 4 кн. Царств, 1 и 2 кн. Паралипоменон, кн. Ездры 1-я, и вторая его же, или, по греч. надписанию, кн. Неемии, Есфирь, Иова, Псалтирь, Притчи Соломона, Екклезиаст, Песнь Песней, книги пророков великих: Исаии, Иеремии с Плачем его и книгою Варуха, Иезекииля, Даниила и книга 12 меньших пророков: Осии, Амоса, Михея, Иоиля, Авдия, Ионы, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии. Книги нового завета: четыре евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, Деяния апостолов, семь соборных посланий – одно Иакова, два Петра, три Иоанна и одно Иуды, четырнадцать посланий ап. Павла: к Римлянам, два Коринфянам, Галатам, Ефесеям, Филиппийцам, Колоссянам, два Солунянам, два Тимофею, Титу, Филимону и к Евреям, Апокалипсис Иоанна Богослова.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Главная мысль книги пророка Михея та, что Господь по Своей верности завету с избранным народом, очистив его бедствиями и покаянием, введет его (а через него и язычников) в царство Мессии. Книга Михея содержит предсказание о разрушении Самарии и опустошении Иерусалима; обетование о спасении Израиля через Старейшину из Вифлеема; указания пути к спасению. Михей выступает со словом защиты бедных и обездоленных в своем народе и обличениями бессердечия и заносчивости богатых. «Не стало милосердных на земле, нет правдивых между людьми; все строят козни, чтобы проливать кровь, каждый ставит брату своему сеть. Руки их обращены к тому, чтоб уметь делать зло; начальник требует подарков, и судья судит за взятки, а вельможи высказывают злые хотения души своей и извращают дело. Лучший из них – как терние, и справедливый – хуже колючей изгороди» ( Мих. 7:2–4 ). Вот, что Господь ждет от человека: «О, человек! сказано тебе, что – добро, и чего требует от тебя Господь; действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренно ходить перед Богом твоим» ( Мих. 6:8 ). Пророк заканчивает свою книгу следующим обращением к Богу: «Кто Бог , как Ты, прощающий беззаконие и не вменяющий преступления остатку наследия Твоего? Не вечно гневается Он, потому что любит миловать. Он опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши. Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши» ( Мих. 7:18–19 ). Содержание книги пророка Михея: разрушение Иерусалима и Самарии (1–2), грехи жителей Иудеи (3), о Царстве Мессии (4), о рождении Христа в Вифлееме (5), суд над народами (6), о милости к верным (7). Главными событиями второго пророческого периода, начавшегося после царя Манассии (6-е по 4-е столетия до Р. Х.), были: религиозная реформа царя Иосии (639–608 гг. до Р. Х.), усиление вавилонского царства, разрушение Иерусалима (586 г. до Р. Х.) и увод пленных иудеев в Вавилон; покаяние иудеев и возвращение их на родину (536 г. до Р. Х.), восстановление Иерусалимского храма (475 г. до Р. Х.). После этого ожидание пришествия Мессии делается все более напряженным вплоть до времени Рождества Христова. Книга пророка Софонии

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

   Так, например, находят у Софонии выдержки из Иоиля (Иоил.1:15; 3­­ Соф.1:7; Иоил.2:1—2 ­­ Соф.1:14—15); из Исайи (Ис.34:16; 13­­ Соф.1:7; Ис.10:23; 28­­ Соф.1:18; Ис.16­­ Соф.2:8, 10; Ис.47:8, 10 ­­ Соф.2:15; Ис.18:1, 7 ­­ Соф.3:10); Михея (4:6, 7 ­­ Соф.3:19) и других книг. Эти «выдержки,» или точнее некоторое сходство, могут наводить на мысль, что Софония, как и его современник Иеремия, знал и читал пророческие писания, а их прекрасный «классический» язык отразился на его книге и в этих случаях породил «чистоту» языка Софонии. Сам же пророк Софония жил в период унижений и страданий Израиля и подобно тому, как и «соловей не поет зимою,» и ему, подобно Иеремии, было не до крас-нопения, а лишь бы выразить сильнее скорбь настоящего и будущего, а потому его собственный язык не мог отличаться красотою и чистотою, а халдаизмами эпохи Иеремии.    В Новом Завете ясных цитат из этой книги толковники не указывают.    Новые экзегетические монографии о книге Софонии: Strauss. Vatic. Sophoniae comment. illustravit. Berol. 1843. Reinke. Der Prophet. Zephanja. 1868 г.    В русской литературе существует библиологическая и экзегетическая монография: Тюрнин. Книга пророка Софонии. Сергиев Посад, 1897 г. Книга пророка Аггея    Пророк Аггей, по свидетельству его книги (Агг.1:1; 2:1) и 1 книги Ездры (1Езд.5:1—2; 6:14—16), проходил свое служение во втором году царствования Дария Гистаспа (ок. 520 г. до Р.Х.) и поддерживал руки строителей второго храма. По иудейскому преданию, он был членом Великой Синагоги (Berach. 2, 4; Chagigah. 3, 8; Meg. 1, 7). Подробных сведений о его жизни не сохранилось.    Книга пророка Аггея по содержанию обычно делится на четыре небольших отдела хронологическими датами, указываемыми самим пророком. В первом отделе (Агг. 1 гл.), произнесенном в первый день шестого месяца (2-го года Дария Гистаспа), пророк убеждает иудеев приняться за прерванное построение храма; во втором отделе (Агг.2:1—9), произнесенном в 21 день седьмого месяца вероятно того же года, пророк утешает строителей славою второго храма; в третьем отделе (Агг.2:10—19), произнесенном в 24 день девятого месяца, пророк утешает строителей Господними милостями в плодородии земли, и в четвертом отделе (Агг.2:20—23), произнесенном в тот же день, пророк утешает Зоровавеля и весь народ надеждою на исполнение Господних обетовании дому Давида в лице Зоровавеля, современного его потомка.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010