Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Святые Русской Православной Церкви МИХАИЛ († 5.05.1642), Христа ради юродивый, Сольвычегодский, блж. (пам. 3 июля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) МИХАИЛА (Иванова Марфа Ивановна; 1867-1937), схим., прмц. (пам. 28 сент., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1333-399), вел. кн. Тверской (1365-1399, с перерывами), блгв. кн. (пам. 26 авг.; в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) МИХАИЛ ВСЕВОЛОДОВИЧ (не ранее 1180 - 124), мч. (пам. 14 февр., 20 сент.- отдельная память и в Соборе святых Брянской митрополии, 22 сент.- в Соборе Тульских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), кн. Черниговский (1223-1235, 1245-1246) МИХАИЛ КОНСТАНТИНОВИЧ блгв. кн. Муромский (пам. 21 мая, 10 июня - в Соборе Рязанских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых) - см. Константин, Михаил и Феодор, благоверные князья Муромские МИХАИЛ МАЛЕИН (894-961), прп. (пам. 12 июля), визант. подвижник, основатель лавры на горе Кимин, наставник св., Афанасия Афонского МИХАИЛ (МИХАЛКО) ЮРЬЕВИЧ (сер. XII в.- 1176), блгв. кн. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), вел. кн. Киевский (1171), Владимиро-Суздальский (1175-1176) МИХАИЛ УЛУМБОЙСКИЙ [Микаел, Микел Улумбели, Улумбули], прп. (пам. 7 мая - в Соборе прп. Иоанна Зедазнийского (Зедазнели) и 12 сир. отцов), один из 12 сир. отцов, основателей груз. монашества и учеников прп. Иоанна Зедазнийского (VI в.) МИХАИЛ ЯРОСЛАВИЧ (1271/72 - 1318), св. блгв. кн. Тверской, вел. кн. Владимирский (пам. 22 нояб., в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) МИХЕЙ ветхозаветный пророк, согласно иудейской и христ. традициям, автор одноименной книги, входящей в собрание книг Малых пророков МИХЕЙ († кон. XIV - нач. XV в. (?), Троице-Сергиев мон-рь), Радонежский, мон. Троице-Сергиева мон-ря, ученик, келейник и собеседник прп. Сергия Радонежского, прп. (пам. 6 мая, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/122336_66.html

Перед глазами проплывают картины русских художников, иллюстрировавших эпизоды из жития преподобного. Вот хрупкий мальчик Варфоломей (имя, данное святому Сергию при крещении), молитвенно сложивший руки, просит Бога дать ему способность к усвоению грамоты. Вот смиренный монах воскрешает умершего отрока. И наконец, игумен Земли Русской благословляет князя Дмитрия Донского накануне Куликовской битвы. Не единожды прочитанное житие преподобного в его присутствии наполняется красками и звуками. Еще одна святыня, связанная с именем аввы Сергия - деревянный гроб, в котором его святое тело находилось в земле с 1392 по 1422 год до момента обретения, хранится в соборе Успения Пресвятой Богородицы. Именно по его голубым в звездочках куполам на фотографиях можно безошибочно угадать Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. В соборе кроме главного престола в честь Успения Божией Матери еще три придела. Один из них - в честь Святителя Николая Чудотворца - был устроен в мае 1609 года. Тогда в осажденном войсками Лжедмитрия II монастыре (осада длилась шестнадцать месяцев) свирепствовала цинга, уносившая множество жизней. Иноки усердно просили помощи святителя Николая, освятили придел в его честь в Успенском соборе. После этого болезнь пошла на убыль. Невозможно в одной статье рассказать обо всех храмах и святынях, о каждой написаны книги, сняты документальные фильмы. Скажу еще только о небольшой и с виду неприметной церквушечке, которая была построена в честь явления Божией Матери преподобному Сергию. Свидетелем этого удивительного события был келейник преподобного Сергия - преподобный Михей Радонежский. «Бодрствуй, чадо, мы будем в сей час иметь чудесное посещение», - такие слова услышал однажды святой Михей от своего игумена. И тотчас Сама Пречистая Владычица Богородица в сопровождении апостолов Петра и Иоанна Богослова явилась в великой славе Своему избраннику. «Нескорби об обители твоей,- сказала Она преподобному, - отныне она будет иметь изобилие во всем, и не только при жизни твоей, но и по отшествии твоем к Богу, Я неотступна буду от места сего и всегда буду покрывать его...»

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

64 Прп. Михей Радонежский († 1385); память совершается 6/19 мая. Прп. Михей, ученик и келейник прп. Сергия Радонежского, удостоился присутствовать при явлении Божией Матери своему наставнику. 69 Первомученица, равноапостольная Фекла Иконийская, Селевкийская († I); память совершается 24 сентября/7 октября.  78 Мц. Анисия Солунская (Фессалоникийская) († 285–305); память – 30 декабря/12 января. (См. о двенадцати избранных святых девах: Стефан Ляшевский, прот. Дивеев в миру//В гости к батюшке Серафиму. М., 1997. С. 358.) 79 Схимонах Марк Молчальник, игумен Саровский († 1818); память совершается 4/17 ноября и 28 июля/10 августа (в Соборе Тамбовских святых). 80 Назарий Саровский, игумен, чудотворец († 1809); память – 23 февраля/7 марта и 28 июля/10 августа (в Соборе Тамбовских святых). 81 Игумен Пахомий – седьмой настоятель Свято-Успенского Саровского монастыря (1777–1794). Именно при нем, в 1778 г., в обитель пришел на жительство Прохор Машнин, будущий всемирный светильник преподобный Серафим Саровский . Во время настоятельства Пахомия Прохор Машнин был пострижен в монахи с именем Серафим, рукоположен во иеродиакона и затем во иеромонаха. 83 Рассказ мне сообщен был лицом, которое принимало потом непосредственное участие во всем деле. – Авт. (Имеется в виду монахиня Анна (в миру – Ольга Владимировна Обухова); см. о ней прим. 27.) 84 Речь идет о популярной в то время книге «На горах Кавказа». Её автором является русский подвижник схимонах Иларион Кавказский (1846–1916), который запечатлел в своей работе опыт многих отцов-исихастов. Впервые книга была издана в 1907 г. Догматическая неточность отдельных богословских построений автора явилась причиной возникновения учения имяславия, осужденного Священным Синодом как ересь имябожничества. Но в синодальных документах и материалах Собора (1917–1918) никогда не содержалось никакой критики аскетического аспекта и описаний молитвенной практики в кн. о. Илариона. (См. соврем. изд.: Иларион, схим. На горах Кавказа. СПб., 1998.) 85 Имеется в виду епископ Уфимский и Мензелинский Нафанаил (в миру – Николай Захарьевич Троицкий; 1864–1933). Управлял епархией в 1908–1912 гг. Впоследствии епископ Архангельский и Холмогорский, архиепископ Харьковский и Ахтырский (1920–1922, формально был во главе епархии до 1927 г.). В 1924 г. возведен в сан митрополита. Подвергался арестам. В 1927 г. непродолжительный срок временно управлял Воронежской епархией, затем ушел на покой. В соответствии с завещанием, отпет как мирянин.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Венцем добродетельной и подвижнической жизни Пр. Сергия на земле было благодатное посещение его в молитвенной келии Пресвятою Богородицею, сопровождаемою Ап. Петром и Иоанном Богословом. Сие Божественное посещение было ранее 1388 года, в котором преставился Исаакий Молчальник, по сему предполагают, что оное было в 1387 году «в четыредесятницу Рождества Христова, в пяток в вечеру». В эту таинственную и незабвенную для Троицкой обители ночь, Пр. Сергий, прочитав акафист Богоматери, и взирая на Ее Образ, так Ей молился: «О Пречистая Мати Христа моего, заступница и крепкая помощница роду христианскому, присно молящаяся о нас недостойных Сыну Своему и Богу нашему; – умоли Его, да призрит на обитель сию, созданную в похвалу и честь святому имени Его во веки. Тебя Матерь сладкого мне Христа, молитвенницу призываю, многое дерзновение к Нему имущую, как общее всем упование и пристанище». Итак, совершив обычное свое правило, сел он немного отдохнуть, но воспрянул скоро и сказал своему келейнику Михею: «бодрствуй чадо, ибо мы будем иметь ныне чудное посещение». Едва произнес преподобный сии слова, как раздался близ дверей келий голос: «Пречистая грядет». Святой Сергий поспешил отворить дверь, и внезапно осенил его необычайный свет: он узрел телесными очами Преблагославенную Деву, блиставшую неизреченною славою; за нею следовали Верховные Апостолы: Петр и Иоанн. Не в силах будучи вынести чудного света, преподобный пал на землю, но благословенная Матерь прикоснулась к нему рукою, и восставив его, произнесла следующие слова: «Не бойся избранник Мой, Я пришла посетить тебя; ибо услышала молитву твою: не скорби более о учениках твоих, о коих молишься; отныне всем будет изобиловать твое жительство, и не только во дни твоей жизни, но и после твоего отшествия к Боту, неотступна буду от обители твоей, неоскудно подавая ей все потребное и покрывая ее в нуждах». Сказав сие, Пречистая стала невидима; Сергий же оставался как бы в некоем исступлении, одержимый трепетом. Мало по малу придя в себя, обрел он ученика своего, как бы мертвого, и поднял его. Михей вопросил его: «скажи мне, Отче, что было чудное видение сие? – ибо душа моя от ужаса едва не разрешилась от тела». Но Сергий не мог еще и сам говорить от сильного движения духа. По кратком времени повелел он призвать двоих благоговейных иноков – Исаакия и Симона, и тогда возвестил им подробно о вышнем посещении. После радостных излияний сердечных чувств, все они вместе совершили благодарственное молебствие Богоматери; святой же всю ночь пребыл без сна, внимая умом божественному видению. В 1388 году преподобный похоронил любимого ученика своего Исаакию Молчальника 52 , а в 1392 году мая 5 дня преставился ко Господу и пр. Михей, живший в одной келии со своим наставником, свидетель многих чудес, совершенных Сергием и удостоенный наконец видения небесной зари и необычайного света, истекшего от посетившей их Царицы Небесной.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Многофигурный извод, включающий сонм ближайших учеников и собеседников прп. Сергия, представлен 2 иконами из интерьера Успенского собора ТСЛ, расположенными на вост. грани сев.-вост. столба и на зап. грани юго-зап. столба. Вероятно, оба произведения выполнены иконописцем М. А. Рогожкиным во время обновления интерьера собора в 1881-1882 гг., хотя образ из зап. части храма восходит по иконографии к большой иконе «Обитель живоначалные Троицы в лицах» (судя по сюжету «Коронование Богородицы», создана не ранее посл. трети XVII в.), стоявшей в кон. XIX в. в сев. притворе Троицкого собора (опубл.: Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия игум. Радонежского и всея России чудотворца/Сост.: архим. Никон (Рождественский). [Серг. П.], 19045. Ил. к с. 215; Голубинский Е. Е. Прп. Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра: Жизнеописание прп. Сергия; Путев. по лавре. Серг. П., 2012. С. 169). М.- старец с покрытой схимническим куколем головой, с более узкой на конце бородой, руки скрещены на груди, стоит в центре слева в 1-м ряду, сразу за прп. Сергием. В 70-х гг. XIX в. в зап. части храма Христа Спасителя появились монументальные композиции «Построение Свято-Троицкой лавры», «Явление Божией Матери прп. Сергию Радонежскому» и поясной образ М. ( Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. ч.: Б. Споров]. М., 1996п. С. 83-84). В 1891 г. в московской хромолитографии М. Т. Соловьёва «в память 500-летия блаженной кончины» прп. Сергия был отпечатан лист с клеймами его жития, видом лавры и Собором Радонежских святых в среднике, включающим 52 сподвижника и ученика (ГИМ, РГБ - 1894 г.; М. в центре, по правую руку от прп. Сергия). В XX в. была написана надвратная монументальная композиция с Радонежскими святыми при выходе из Троице-Сергиевой лавры (раскрыта и отреставрирована в 2014, многие изображения и надписи с именами святых реконструированы). Преподобные Максим Грек, Михей и Сергий Радонежские. Фрагмент иконы «Вид Троице-Сергиевой лавры с Радонежскими святыми и клеймами праздников». 3-я четв. XVIII в. (частное собрание)

http://pravenc.ru/text/2563830.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МИХЕЙ († кон. XIV - нач. XV в. (?), Троице-Сергиев мон-рь), прп. (пам. 6 мая, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Радонежский, мон. Троице-Сергиева мон-ря, ученик, келейник и собеседник прп. Сергия Радонежского . Основными источниками сведений его жизни являются Житие прп. Сергия и службы ему, к-рые известны в нескольких редакциях. В этих источниках сообщается, что младшие современники считали М. одним из близких учеников прп. Сергия. Происхождение М., обстоятельства и время его прихода в обитель неизвестны. В число первых 12 насельников Троице-Сергиева монастыря (см. Троице-Сергиева лавра ) агиограф Пахомий Логофет М. не включал. Поэтому можно предполагать, что святой появился в обители уже после 1354 г., когда прп. Сергий стал игуменом мон-ря. Учитывая близость М. к прп. Сергию, можно полагать, что преподобный относился к той части троицкой монашеской братии, к-рая поддерживала реформы игумена, а впосл. активно добивалась возвращения прп. Сергия в обитель из киржачского в честь Благовещения Пресвятой Богородицы мужского монастыря . Почти сразу по возвращении прп. Сергия, М. вместе с Исаакием Молчальником и Симоном , преподобными Радонежскими, вечером в пятницу, во время Рождественского поста, были собеседниками прп. Сергия после явления ему Пресв. Богородицы. Согласно Житию, написанному Пахомием Логофетом, после прочтения канона «Пречистеи Владычице нашеи Богородици» игумен решил отдохнуть и уснул. В келье во время сна он услышал голос, сообщивший, что сейчас к нему явятся Пречистая Богородица и 2 апостола, в к-рых игумен узнал «Иоанна Богослова и Петра връхвнаго». Келейник прп. Сергия стал невольным свидетелем этой встречи и был объят страхом. Игумен, радуясь душой явлению в его обитель Пресв. Богородицы и желая успокоить ученика, приказал М., чтобы он позвал в келью преподобных Исаакия и Симона. Прибывшим ученикам прп. Сергий рассказал (неск. раз обращаясь к М. и называя его «чадо») о своем видении, к-рое «яко услышашя, абие радости духовныа исплънишяся» ( Клосс. 1998. С. 408-409).

http://pravenc.ru/text/2563830.html

† 1367, 20 марта Свт. Феодор Добрый, еп. Тверской (1-я неделя после 29 июня – Собор Тверских святых). † 1367, 8 декабря Прп. Кирилл Челмогорский. † ок. 1367 г. Прп. Вассиан Строкинский, Каргопольский (8 декабря). † 1373. 15 октября Свт. Иоанн, еп. Суздальский. † 1375, 20 июля Прп. Авраамий Галичский. † 1377, 5 мая Прп. Варлаам Серпуховской. † 1377, 26 мая Прп. Гедеон Серпуховской (5 мая). † 1378, 12 февраля Свт. Алексий, митр. Киевский и всея Руси, Московский (20 мая; 5 октября). Прп. Феодора Нижегородская (в миру блгв. кнг. суздальская Василисса–Анастасия) (2 июня; 28 марта; 23 июня – Собор Владимирских святых). † 1379, 25 апреля Прп. Сильвестр Обнорский. † 1380, 8 сентября Прп. Александр (Пересвет), схимонах-воин. Радонежский (7 сентября; 6 июля – Собор Радонежских святых). Прп. Андрей (Родион Ослябя), схимонах-воин. Радонежский (7 сентября; 6 июля – Собор Радонежских святых). † ок.1380 г. Прп. Леонтий Стромынский (20 июля; 6 июля – Собор Радонежских святых). † 1384, 23 марта Прп. Пахомий Нерехтский (15 мая). † 1384, 29 мая Прп. Илия келарь. Радонежский (6 июля – Собор Радонежских святых). Св. прав. Иулиания Новгородская (21 декабря; 3-я неделя по Пятидесятнице – Собор Новгородских святых). † 1385, 6 мая Прп. Михей Радонежский. † 1385, 15 октября Свт. Дионисий, архиеп. Суздальский (26 июня). † 1388, зима Прп. Исаакий молчальник. Радонежский (30 мая; 6 июля – Собор Радонежских святых). † ок. 1388 г. Прп. Афанасий «Железный посох», Череповецкий (26 ноября; 25 сентября; 6 июля – Собор Радонежских святых). † ок. 1388 г. Прп. Феодосии Череповецкий (26 ноября; 25 сентября; 6 июля – Собор Радонежских святых). † 1389, 19 мая Св. блгв. вел. кн. московский Димитрий Донской. † после 1389 г., 17 нюня Прп. Исаакий Алфанов, Новгородский (4 мая). † после 1389 г., 17 нюня Прп. Кирилл Алфанов, Новгородский (4 мая). † после 1389 г., 17 июня Прп. Климент Алфанов, Новгородский (4 мая). † после 1389 г., 17 июня Прп. Никита Алфанов, Новгородский (4 мая). † после 1389 г., 17 июня Прп. Никифор Алфанов, Новгородский (4 мая).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Кривель. Церковь Сергия Радонежского. Скит Преподобного Сергия Радонежского - Подворье Данилова монастыря Карта и ближайшие объекты Село Кривель упоминается в писцовых книгах за 1676 год. В 1686 году там была построена деревянная церковь во имя св. Дмитрия Солунского. В приходе значилось 2 двора помещиков, 2 драгунских двора, 24 крестьянских дворов и 2 двора бобыльских. Простояв почти сто лет, эта церковь пришла в негодность, и была сломана за ветхостью. В 1762 году была выстроена новая деревянная церковь с тем же названием. К сожалению, до наших дней этот храм не дошел. Вероятно, он пришел в негодное состояние,и был разрушен или, возможно, просто сгорел, что не редко случалось в те годы. В 1992 году наместник московского Данилова монастыря архимандрит Алексий и сопровождавшие его лица приехали в Рязанскую область, чтобы выбрать место для создания скита московского Данилова монастыря. В районе села Кривель они нашли подходящее местечко для организации подворья. Местные жители называют это место Горкой или Бугром. Когда монахи приехали сюда, то к ним стали подходить сельчане и расспрашивать об их планах. По словам старожилов, место это считается намоленным и по-своему известным. Рассказывают, что в 60-е годы прошлого века жители села Красный угол, что в 4 километрах от скита, в сумерках видели лестницу, которая спускалась с неба на землю, и по этой лестнице кто-то спускался и восходил. Длилось это чудесное явление около получаса. И верующие люди тогда поняли, что так, вероятно, это место было обозначено Ангелами. А местная старица Екатерина Михайловна Хлуденева, к которой многие приходили за духовным советом и утешением, ещё в 40-е годы прошлого века говорила, что придёт время, храмы восстановятся, и указывала на горку за Парой: «А здесь монастырь будет». Было решено взять эту землю в собственность Данилова монастыря. Сюда были направлены два монаха - Евсевий и Михей, которые положили начало устроению монастырского подворья и скита. На месте, куда, по свидетельству очевидцев, спускалась небесная лестница, решили построить деревянный храм во имя преподобного Сергия Радонежского. Новый храм, сейчас покрытый медью, до этого был покрыт тесом, а его маковки — лемехом, и он напоминал первый храм, который Преподобный Сергий построил на Маковце. Приезжавшие люди не раз спрашивали у братий: «А тут Преподобный жил?». Но преподобный тут не жил, хотя известно, что до Рязани он доходил и мирил князей.

http://sobory.ru/article/?object=08491

Перевод с иконы «Русские святые», написанной в 1814 г. иконописцем- старообрядцем Петром Тимофеевым, интересен тем, что в этой композиции представлено одновременно 189 святых Древней Руси. 67 В середине иконы изображены (сверху вниз): Святая Троица, крест и престол с орудиями страданий Иисуса Христа, пророк Самуил, София Премудрость Божия. 68 Вправо и влево от середины расположено по 11 рядов святых и подвижников, обращенных к центру иконы. Весь перевод разделен на 8 таблиц (Атлас,   224 – 231 ), каждая из которых публикуется в Атласе под собственным номером. Мы даем перечень всех персонажей иконы, начиная с нижнего ряда от центра вправо и влево. Атлас,   224 . Изображены справа налево: Антоний Печерский, Феодосий Печерский , Антоний Римлянин, Кирилл Белозерский, Зосима Соловецкий, Савватий Соловецкий, Евфросин Псковский, Иосиф Волоцкий . Атлас, 225 . Изображены слева направо: Сергий Радонежский, Варлаам Хутынский, Никон Радонежский, Кирилл Новоезерский, Димитрий Прилуцкий, Александр Свирский , Антоний Сийский, Максим Грек . Атлас,   226 . Изображены справа налево. 1-й ряд снизу: Моисей Угрин, Алимпий Печерский, Иоанн Многострадальный, Марк Гробокопатель, Прохор Печерский, Исаия Печерский, Феодор Печерский, Василий Печерский, Агапит Печерский. 2-й ряд снизу: Авраамий Ростовский, Авраамий Смоленский, Макарий Желтоводский, Пафнутий Боровский, Александр Ошевенский, Пахомий Кенский, Никодим Кожеозерский, Кирилл Челмский (Челмогорский), Диодор Юрьегорский. 3-й ряд снизу: Даниил Переяславский, Амфилохий Глушицкий, Иринарх Ростовский, Герман Соловецкий, Трифон Печенгский, Варлаам Керецкий, Евфимий Архангелогородский, Мартирий Зеленецкий, Антоний Дымский. Верхний ряд: Александр Вологодский (Куштский), Корнилий Палеостровский, Паисий Галичский, Иринарх Соловецкий, Савва Сторожевский, Ферапонт Белозерский, Мартиниан Белозерский, Филипп Белозерский, Варлаам Важский. Атлас, 227 . Изображены слева направо. 1-й ряд снизу: Никита Столпник Переяславский, Макарий Калязинский, Михаил Клопский, Ефрем Перекомский, Савва Вишерский, Ефрем Новгородский (Новоторжский), Нил Столобенский, Савва Крыпецкий (Псковский), Никандр Псковский. 2-й ряд снизу: Дионисий Глушицкий, Корнилий Комельский, Павел Комельский, Александр Куштский, Григорий Пельшемский, Сергий Обнорский, Стефан Махрищский, Галактион Вологодский, Иоасаф Каменский. 3-й ряд снизу: Феоктист Новгородский, Козьма Яхромский (Владимирский), Евфимий Суздальский, Андроник Московский, Михей Радонежский, Кирилл Астраханский, Авраамий Вологодский (Печенгский), Тихон Калужский, Стефан Вологодский (Комельский). Верхний ряд: Нил Сорский , Тихон Луховский, Арсений Новгородский, Сергий Валаамский, Герман Валаамский, Иаков Костромской (Любимоградский), Геннадий Костромской, Арсений Коневский, Савва Московский.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/svjatye-...

Источники: Каталог " Памятники архитектуры Московской области " , т.2. М., Стройиздат, 1999 г., официальный сайт Троице-Сергиевой лавры " Дом Живоначальной Троицы " Кирилл Аминов. 08 апреля 2015 г. Церковь в честь Явления Пресвятой Богородицы со святыми Апостолами Преподобному Сергию Радонежскому (Михеевская церковь, 1734 г.) 25 июня 1732 года (12 июня ст.ст.) архимандрит Лавры Варлаам (Высоцкий) в доношении Святейшему Синоду сообщил, что «святому Михею поются молебны и всегда читаются ему тропарь и кондак» и есть необходимость в построении храма в его честь, чему и было положено начало летом 1732 года по распоряжению императрицы Анны Иоанновны во время ее последнего визита в обитель. Два года спустя Михеевская церковь была освящена. Самый маленький по размерам храм Свято-Троицкой Сергиевой Лавры – церковь Явления Божией Матери Преподобному Сергию Радонежскому. В житии Преподобного Сергия повествуется о явлении ему Божией Матери, и свидетелем этого чудесного события стал преподобный Михей. Этим объясняется посвящение храма явлению Божией Матери. Он имеет также второе название – Михеевская церковь. Мощи преподобного Михея почивают в ней под спудом в земле. В храме для поклонения установлена рака с ростовым изображением святого. Миниатюрный резной иконостас XVIII века происходит из домовой церкви митрополита Московского Платона (Левшина). Стены церкви внутри украшены масляной росписью XIX века. Церковь построена у северо-западного угла Трапезной. Она имеет в плане вытянутую восьмигранную форму. Ее фасады покрыты свободным живописным орнаментом и разделены на равные доли слегка выступающими пилястрами, четко выделенными окраской. Арочные окна обрамлены белой профилированной лентой. Кровля двухъярусная, фигурная, голландского типа — «колпаком». Она была устроена после пожара 1746 года взамен сгоревшего тесового покрытия. Своими размерами и скромным оформлением фасадов Михеевская церковь подчеркивает внушительные размеры и праздничную декоративность Трапезной. В храме установлен миниатюрный резной иконостас XVIII века из домовой церкви митрополита Платона (Левшина). Стены церкви внутри украшены масляной росписью XIX века...

http://sobory.ru/article/?object=06567

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010