Фото: Nikola63, photosight.ru В свое время, читая ветхозаветную «Книгу Иова», я никак не мог понять, почему Бог, испытывая праведника, попустил смерть его детей и многочисленных слуг. Кто-то скажет – это еще ветхозаветное время. А как же чудо вызволения из уз апостола Петра? Ангел чудесным образом выводит первоапостола из темницы, а стороживших его воинов за это приговаривают к смерти. Значит ли это, что в замыслах Божиих земная человеческая жизнь не является абсолютной ценностью? Но в сегодняшней системе координат жизнь — безусловная ценность, даже не для христиан. Я часто вспоминаю историю одной страдающей женщины. Её обманул и бросил беременной самый близкий любимый человек. Известие о предательстве вызвало преждевременные схватки, и долгожданное дитя погибло. И в тот самый момент, когда ее срочно укладывали на хирургический стол, а она, как побитая собачонка, скулила по своему неродившемуся ребенку, на другом конце земли тот самый человек попадает в тяжелую автомобильную аварию. И наверняка тогда кто-то точно так же задавался вопросом: «За что»? Возможно, где-то в этой плоскости лежит объяснение случающимся с нами бедам и несчастьям. Может, и с тем человеком, что погиб в вагоне-ресторане, произошло что-то похожее, и такая кончина дана ему во искупление грехов? Только все эти доводы не могли меня успокоить, я вновь и вновь возвращался к случившейся трагедии. Возможно, говорил я себе, этот баллон так и так бы взорвался. В этой самой поездке бы и взорвался, может не в тот конкретный день, а на следующий. Все равно бы туда пришлось вылетать комиссии, только Ивана бы уже успели снять. А так — небольшая корректировка по времени, и хороший человек продолжает работать. До сих пор эта тема для меня не закрыта, и до сих пор я чувствую вину за то, что произошло тогда в вагоне-ресторане. Да и сам Николай не даёт мне о ней забыть. Спустя год он снова позвонил: — Батюшка! Я всё думал, как же мне вас отблагодарить за друга моего Ивана. А на днях попал в Михайло-Клопский мужской монастырь, и от вашего имени приобрёл именной кирпич. За тысячу рублей кирпичик! Так что, имейте в виду, в его стенах вмурован кирпич с вашим именем! Вам и свидетельство выдали, за номером 2461.

http://pravmir.ru/gonorar/

СЛУШАЛИ: 3. Прошение Преосвященного Архиепископа Новгородского и Старорусского Льва о благословении на открытие Свято-Троицкого Михайло-Клопского мужского монастыря в д. Сельцо Новгородского района Новгородской области и о назначении иеромонаха Иакова (Ефимова) наместником обители. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить открытие Свято-Троицкого Михайло-Клопского мужского монастыря в д. Сельцо Новгородского района Новгородской области. 2. Назначить иеромонаха Иакова (Ефимова) наместником Свято-Троицкого Михайло-Клопского мужского монастыря д. Сельцо Новгородского района Новгородской области. СЛУШАЛИ: 4. Прошение Преосвященного Архиепископа Новгородского и Старорусского Льва о благословении на открытие Николо-Косинского женского монастыря в д. Косино Старорусского района Новгородской области и о назначении монахини Надежды (Чановой) настоятельницей обители. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить открытие Николо-Косинского женского монастыря в д. Косино Старорусского района Новгородской области. 2. Назначить монахиню Надежду (Чанову) настоятельницей Николо-Косинского женского монастыря д. Косино Старорусского района Новгородской области с возложением наперсного креста по должности. СЛУШАЛИ: 5. Прошение Преосвященного Архиепископа Рязанского и Касимовского Павла о благословении на открытие Николо-Бавыкинского мужского монастыря в поселке Заря Свободы Сараевского района Рязанской области и о назначении игумена Гурия (Покровского) наместником обители. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить открытие Николо-Бавыкинского мужского монастыря в поселке Заря Свободы Сараевского района Рязанской области. 2. Назначить игумена Гурия (Покровского) наместником Николо-Бавыкинского мужского монастыря поселка Заря Свободы Сараевского района Рязанской области.   +АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Члены Священного Синода: Митрополит Киевский и всея Украины Владимир Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир Митрополит Минский и Слуцкий Филарет , Патриарший Экзарх всея Беларуси Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий

http://patriarchia.ru/db/text/343769.htm...

Прихал посадникъ Иванъ Васильевич Немиръ 344 на манастыръ, а Михайла по манастырю ходит. И Михайло спросил посадника: «Что здши?» И посадникь отвща ему: «Быль есмь у пратещи своей, у Ефросеньи, да прихалъ есмъ у тебя благословится». И Михайло рече ему: «Что твоя, чадо, за дума – здишь думаешь ж жонъками?» 345 И посадникъ рече ему: «Будет у насъ князь велики на лто да хочет воевать землю, а у нас есть князь – Михайло Литовъской». 346 И отвща ему Михайло: «То у вас не князь – грязь! Разошлите послы к великому князю, добивайте челом. И не уймете князя, будеть с силами к Новугороду, и не будеть вамъ Божия пособия. Станет князь великий в Бурегах и роспустить силу свою на Шолон, 347 и попленить новгородцевъ многых: иных на Москву сведеть, а иных присчет, а иных на окупъ даст. И Михайло князь о вас не станет, помочи от него не буде. И послати вамъ преподобнаго отца владыку да посадникы, 348 да добивать челом ему, челобитье примать да и куны изъемлеть. Да по мал времени князь великый опять будетъ, да город возметь, да всю свою волю учинитъ, да Богъ дасть ему». И събысся тако. Богу нашему слава и нын, и присно, и въ вкы. Аминь. 307 ...на Клопско, на Веряжи... къ святй Троиц...Клопский Троицкий монастырь основан в конце XIV – самом начале XV в., в двадцати км южнее Новгорода, на правом берегу реки Веряжи. 308 ...при Феодосии, нареченнмъ на владычество. – Игумен монастыря Феодосий, при котором Михаил пришел в монастырь, в 1421 г. был избран новгородским архиепископом, через два года отстранен от архиепископства новгородскими боярами, после чего снова вернулся в монастырь. 309 ...канунъ дни честнаго Рожества Иоанна... – Рождество Иоанна Предтечи, Иванов день, день Ивана Купалы праздновался 24 июня. По народным поверьям в ночь накануне Ивана Купалы цветет папоротник и совершаются всевозможные чудеса. 310 ...Даниа, сеятаго апостола Павла и плавание. – Имеется в виду 27-я и 28-я главы Деяний святых апостолов. Β них рассказывается ο плавании Павла из Кесарии в Италию на суд в Рим к кесарю.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сельцо. Троицкий Михаило-Клопский монастырь. Собор Троицы Живоначальной. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Дошедший до нас ансамбль Клопского монастыря в основном сложился в 60-70-е гг. XVI в. Троицкий собор и трапезная с Никольской церковью своими архитектурными особенностями вторят многочисленным более ранним постройкам Новгорода и его окрестностей, в которых отчетливо сказались московские веяния. О возведении Троицкого собора Новгородская третья летопись под 1562 г. сообщает: " ... майа в 31 день, в Клопском монастыре старую церковь каменную святыя Троицы разобраша, где положены быша мощи преподобного отца нашего Михаила Клопского Чудотворца, и вновь церковь сотвориша и гроб чудотворцов в той церкви устроиша, повелением благочестиваго государя царя и великого князя Иоанна Васильевича всея Руси, а на строение из своей царской казны подал пятьдесят рублев... " В новгородской второй летописи о том же событии повествуется под 1569 г. Существенно добавление: " зарушиша старую церковь каменную с подцерковьем, где положен чудотворец Михайло Клопский " . За год до этого события " в монастырь Живоначальныя Троицы принесли образ новой написан Живоначальная Троица с деяньем, а писал иконник Никифор дьякон Грабленой " . Возможно, постройку храма следует связать с посещением монастыря Иваном Грозным в 1568 г. О постройке трапезной летописных данных не имеется, но она упоминается в писцовых книгах под 1581 г.: " Да тутож в монастыре церковь с трапезою камена Никола Чудотворец " . До или после возведения собора построена трапезная - вопрос в полной мере не проясненный. Логично предположить, что обновление монастырских строений началось с собора и продолжилось возведением новой трапезной. Бесстолпный храм и, решенный как одностолпная палата, трапезный зал на едином подклете - характерный образ такого типа сооружения XVI в. Не менее показателен для 50-60 гг. XVI в. и Троицкий собор. Его четырехстолпный с тремя апсидами основной объем был завершен время главами, являя тем самым краткую редакцию того типа храма, который был представлен еще в начале века Спасо-Преображенским собором Хутынского монастыря. Многоглавие, исчезнувшее из практики новгородского храмового строительства в XII в., возобновляется в XVI в., но уже на общерусской типологической и стилистической основе.

http://sobory.ru/article/?object=05334

В пятнадцати верстах от Новгорода, в Клопском Троицком монастыре подвизался св. Михаил († 1453), именуемый юродивым (или Салос), хотя в его житиях (известно три редакции) не видим юродства в собственном смысле слова. Св. Михаил является провидцем, а его жития собранием " пророчеств " , вероятно, записывавшихся в монастыре. Лишь причудливость формы, символическая театральность жестов, с которыми связаны некоторые из его пророчеств, могли быть истолкованы как юродство. Самое большое о юродстве говорит начало жития, рисующее его необычайное появление в Клопском монастыре. В ночь под Иванов день (1409), во время всенощной, в келье одного из монахов оказался неведомо откуда пришедший старец. " Пред ним свеща горит, а пише седя Деяния апостольска " . На все вопросы игумена неизвестный отвечает буквальным повторением его слов. Его было приняли за беса, начали кадить " темьяном " , но старец, хотя " от темьяна закрывается " , но молитвы повторяет и крест творит. В церкви и трапезной он ведет себя " по чину " и обнаруживает особенное искусство сладкогласного чтения. Он не желает только открывать своего имени. Игумен полюбил его и оставил жить в монастыре. Не говорится, был ли он пострижен и где. Монах он был образцовый, во всем послушлив игумену, пребывая в посте и молитве. Но житие его было " вельми жестоко " . Не имел он в келье ни постели, ни изголовья, но лежал " на песку " , а келью топил " наземом да коневым калом " и питался хлебом да водой. Его имя и знатное происхождение обнаружилось во время посещения монастыря князем Константином Дмитриевичем, сыном Донского. В трапезной князь пригляделся к старцу, который читал книгу Иова, и сказал: " А се Михайло Максимов сын рода княжеска " . Святой не отрицал, но и не подтверждал, и князь, уезжая, просил игумена: " Поберегите, отцы, сего старца, нам человек той своитин " . С тех пор Михаил жил в монастыре, окруженный всеобщим уважением. При игумене Феодосии он изображается рядом с ним как бы правителем монастыря... Молчание свое он прерывает для загадочных пророчеств, которые составляют все содержание его жития. То он указывает место, где рыть колодезь, то предсказывает голод и учит кормить голодных монастырской рожью. Суровый к сильным мира сего, он предсказывает болезнь посаднику, обижавшему монастырь, и смерть князю Шемяке и архиепископу Евфимию I. В этих пророчествах Михаила много политики, и притом демократической и московской, которая ставит его и игумена в оппозицию к новгородскому боярству. Позднейшие предания приписывают ему провидение о рождении Ивана III и предсказание о гибели новгородской свободы.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

И князь воспроси: «Михайлушко, моли Бога, чтобы мне досягнути своей отчине – великого княжения». И Михайла рече ему: «Княже, досягнеши 3-лакотнаго гроба!» И князь, того не рядячи, да поехал досягать великого княжения. И Михайла рече: «Всуе тружаешися, княже, чего Бог не даст». И не бысть божиа пособиа князю. И в то время спросили у Михайла: «Пособил Бог князю Дмитрею?» И Михайла рече: «Заблудили наши!» И они записали тот день. Аж так ся и было. Опять прибег в Великый Новъгород. И приехал князь на Клопьско манастыря кормить, на Троецькой недели в пяток, и у Михайла благословится. И накормил и напоил старцов. И Михайлу дал шубу, с себе снем. И почали князя проводить с манастыря, и Михайла князя за голову погладить, да молвит: «Княже, земля вопиет ти!» И трижды молвить. И молвит князь: «Михайлушко, хочю во Ржову ехати Костянтинову на свою вотчину». И рече ему Михайло: «Княже, не исполниши желания своего». Аже князь канун Ильина дни преставися. Приехал в ту пору в Новгород князь Дмитрий Юрьевич и пришел в Клопский монастырь у Михаила благословиться. Говорит он: «Михайлушка, скитаюсь вдали от своей вотчины – согнали меня с великого княжения!» Михайла ему в ответ: «Всякая власть дается от Бога». Попросил князь: «Михайлушка, моли Бога, чтобы мне добиться своей вотчины – великого княжения». И Михаил ответил ему: «Князь, добьешься трехлокотного гроба!» Но князь, не вняв этому, поехал добиваться великого княжения. Тогда Михайла сказал: «Всуе стараешься, князь, – не получишь, чего Бог не даст». И не было божьей помощи князю. Спросили в то время у Михаила: «Пособил Бог князю Дмитрию?» И Михаил сказал: «Впустую проплутали наши!» Записали день тот. И так оно и оказалось. Опять прибежал князь в Великий Новгород. На Троицкой неделе в пятницу приехал он в Клопский монастырь братию кормить и у Михаила благословиться. Накормил и напоил старцев, а Михаилу пожаловал шубу со своего плеча. Когда стали князя провожать из монастыря, то Михаил погладил князя по голове, приговаривая: «Княже, земля по тебе стонет!» Да трижды так молвил.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/izborn...

Имя Немира – Иван Афанасьевич. Он был избран на посадничество до 1459 г., в 1476 г. схвачен и увезен в Москву (см.: Янин В. Л. Новгородские посадники. М., 1962). Таким образом, именно Немир должен был принимать участие в событиях, которым посвящен данный эпизод «Жития», но Михаила Клопского в это время уже не было в живых. Здесь имеются в виду события 70-х гг. XV в., когда происходили походы на Новгород 1471, 1476 и 1478 гг. великого князя московского Ивана III Васильевича. После этих походов оппозиция новгородских бояр властями Москвы была разгромлена и Новгород был окончательно подчинен Москве. Данный эпизод «Жития» имеет важное значение для датировки памятника. Β нем ничего не говорится ο том, что новгородский владыка схвачен и отослан в заточение в Москву, что произошло в 1480 г. Вместе с тем завершающая фраза этого эпизода «Да по мал времени князь великый опять будетъ, да город возметь, да всю свою волю учинитъ» имеет в виду события 1478 г. Таким образом, «Житие» было написано между 1478–1480 гг. 345 «Что твоя, чадо, за дума – здишь думаешь ж жонъками?» – Хотя в эпизоде названа «пратеща» Немира, в виду, вероятнее всего, имелась Марфа Борецкая – вдова новгородского посадника Исаака Андреевича Борецкого, возглавлявшая вместе с сыновьями враждебную Москве партию новгородских бояр. 346 ...Михайло Литовъской. – Имеется в виду Михаил Олелькович, правнук великого князя литовского Ольгерда; он с конца 1470 г. находился в Новгороде. Согласно московской летописи, боярская группировка Марфы Борецкой вела переговоры с литовским великим князем Казимиром IV ο подданстве Новгорода Литве и рассчитывала, что Михаил Олелькович возглавит борьбу Новгорода с Москвой. 347 Станет князь великий в Бурегах и роспустить силу свою на Шолон... – На реке Шелоне (Шелонь расположена на юг от Новгорода, течет с юго-запада на северо-восток и впадает в озеро Ильмень) произошло решительное столкновение сил великого князя московского с новгородцами во время похода 1471 г. 348 И послати вамъ преподобнаго отца владыку да посадникы... – Имеется в виду посольство из Новгорода в Москву в марте 1476 г., когда новгородский архиепископ Феофил и посадники ездили в Москву с челобитьем об освобождении бояр, схваченных великим князем московским во время его похода «миром» в Новгород в 1475/76 г. Читать далее Источник: Библиотека литературы Древней Руси/РАН. Ин-т рус. лит. (Пушкинский дом) ; под. ред. Д.С. Лихачева и др. - Санкт-Петербург : Наука, 1997-./Т. 7: Вторая половина XV века. - 1999. - 581 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Преподобные Феодосий Великий и Михаил Клопский. Рисунок в Строгановском лицевом иконописном подлиннике. Кон. XVIII в. (?) Преподобные Феодосий Великий и Михаил Клопский. Рисунок в Строгановском лицевом иконописном подлиннике. Кон. XVIII в. (?) Э. П. Р. М.- один из самых загадочных средневековых рус. святых. Основная причина скудости биографических сведений о нем (в особенности ранних, до прихода в Вел. Новгород) состоит в том, что в Троицком Клопском мон-ре в течение десятилетий записывали пророчества блаженного, а рассказ о его появлении в обители был написан спустя более 50 лет после его прихода, когда мн. сведения о жизни святого уже стерлись из памяти людей. В раннем возрасте (до ухода в Вел. Новгород) М., очевидно, жил и воспитывался при Московском великокняжеском дворе (а в детстве и отрочестве, возможно, также при дворе вдовы св. блгв. вел. кн. Московского и Владимирского Димитрия Иоанновича Донского, вел. кнг. прп. Евдокии Димитриевны (в монашестве Евфросиния)). Единственным и весьма неопределенным источником сведений о его происхождении является свидетельство кн. Константина Димитриевича (в монашестве Кассиан; † 1434), младшего сына Димитрия Донского, узнавшего М. на монастырской трапезе по голосу: «А се Михайло, Максимов сын» (БЛДР. Т. 7. С. 220). Обратившись к игум. Феодосию, князь сказал: «Поберегите его - нам человек той своитин» (Там же). Первый раз князь приезжал в обитель с женой кнг. Анастасией на праздник Преображения не позднее 1419 г. (известно, что супруга умерла в окт. 1419). На протяжении более чем 150 лет изучения житийных текстов, посвященных М., выдвигалось (в особенности в последние десятилетия) несколько гипотез о происхождении святого. В. Л. Янин , основываясь на принципе хронологии, вполне справедливо отверг отождествление М., умершего, по его мнению, в 1456 г., с младшим сыном вел. кн. Владимирского и Московского Симеона Иоанновича Гордого Михаилом (род. в 1348) ( Янин. 1978. С. 53-54; он же. 2004. С. 287-289). Исследователь изучил запись рода М.

http://pravenc.ru/text/2563470.html

62 . Новгород и Новгородская земля. История и археология. « Материалы научной конференции. Новгород, 27–29 января 1998. Новгородский Государственный объединенный музей-заповедник. Выпуск 12. 63 . Краткая летопись о монастыре- Преподобного отца Саввы, иже над Вишерою рекою жившего, Новгородского Чудотворца с присовокуплением Древних Граммат Царских и прочих данных сему монастырю. Издание третье в Санкт-Петербурге. При Святейшем Синоде. 1849 г. 64 . Жизнеописания достопамятных людей Земли Русской. X – XX вв. М., Московский рабочий, 1992. 65 . Календарь Древлеправославной Поморской Церкви на 1999 год. Великому Новгороду 1140 лет. Издание Российского Совета Древлеправославной Поморской Церкви. Издатель Розанов Олег Иванович. М., 1999. 66 . История государства Российского, сочинение Н. М. Карамзина . Издание 5-е. В трех книгах, заключающих в себе 12 томов, с полными примечаниями, украшенное портретом автора, гравированным на стали в Лондоне. Издание И. Эйдерлинга. Книга 3. т. 9, 10, 11, 12. СПб., 1843 г. – Т. 9, Гл. 3 67 . Белков Евг. Преподобный Михаил Клопский и Троицкий Михайло-Клопский монастырь. Исторический очерк. Петроград, 1917. 68 . Автор-составитель Березина Л. Д. Возвращение святыни. Повествование о Тихвинской иконе Божией Матери с акафистом. СПб., Царское дело, 2004. 69 . Досифей Архимандрит. Топографическое и историческое описание ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря. Москва, 1834 г. 70 . Преподобный Антонин Леохновский (Новгородский чудотворец). Житие и описание Леохнова монастыря. По заказу Спасо-Преображенской церкви села Леохнова. СПб., Сатис 1994. 71 . История Российской Иерархии, собранная Амвросием. М., 1813 г. тт. 1–6. 72 . А. Томилин. Энциклопедия «Полководцы и завоеватели». СПб, Издательский дом Нева, 2004. 73 . Насонов А. Н. «Русская земля» и образование территории древнерусского государства. Историко-географическое исследование. СПб., Наука. 2002. 74 . Порфиридов Н. Г. Древний Новгород. М., АН СССР, 1947. 75 . Новгородский исторический сборник 8 (18). Российская Академия Наук СПб., Издательство Дмитрий Буланин, 2000.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В описи Клопского м-ря 1811 г. приводится описание раки М.: «Бронзовая хорошей работы, вызолоченная и местами посеребренная. Наверху отлитый образ преподобнаго Михаила и на нем подпись». В описи сказано, что устроителем раки в 1806 г. был игум. Герасим (Гайдуков), однако сам игум. Герасим сообщает, что рака была действительно создана в тот год, но «тщанием игумена Паисия» (Герасим (Гайдуков). 1815. С. 4). Упоминаемый в описи 1811 г. отлитый (скорее всего из бронзы) образ М. не сохранился. На раке преподобного, согласно описи мон-ря 1695 г., находился «покровъ, шитъ образ Михаила Клопскаго разными шелки, а поля и венецъ шиты золотомъ и серебромъ в ломъ, а около покрова по опушке шито золотъ тропарь и кондак Михаилу Клопскому, подложенъ тотъ покровъ дорогами двоеличными. Дача тотъ покровъ бояринъ Ильи Даниловича Милославского» (Опись имущества Троицкого Клопского м-ря 1695 г. 2013. С. 155). В описи также упоминаются поручи святого, у к-рых «отласъ зеленой опушены отласомъ черленымъ, а на нихъ нашито Спасовъ образъ, да Пречистые Богородицы, да Иоаннъ Предтеча, Никола Чюдотворец, Михайло Клопский… шиты золотомъ и серебромъ, около венцов низано жемчюгомъ среднимъ въ одну нить» (Там же). Шитый образ М. вошел в программу изображений на саккосе патриарха Никона, выполненного в 1655 г. мастерицами Царицыной мастерской палаты (Оружейная палата, ГММК),- помещен на подольнике (кайме) саккоса, фронтально (чуть ниже пояса), в монашеских одеждах. Образ М. в молении на фоне мон-ря представлен в гравюрах, напр. в изд. «Житие прп. отца нашего Михаила Клопскаго…» (М., 1900; Новг., 2014п). В XVIII в. появился иной тип гравюр с видами монастырей и их святых заступников и молитвенников. Основную часть композиции занимает изображение мон-ря, а фигуры святых - небольшие. Молящийся в облаках Св. Троице М. с изображением Клопского мон-ря представлен на литографии 1807-1808 гг.; он стоит на коленях в 3/4-ном развороте влево, правая ладонь прижата к груди, левая опущена и обращена к Св. Троице (НГОМЗ; датировку см.: Кукарцева. 2013. С. 188. Прим. 29; опубл.: Секретарь. 2007. Ил. 4). Гравюра на металле с подобным изображением вшита в виде фронтисписа в кн. «Служба преподобному Михаилу Клопскому» (1816, НГОМЗ; см.: Кукарцева. 2013. С. 188. Примеч. 29) - М. также в коленопреклоненном молении (вправо) Св. Троице, руки протянуты вперед, расчесанные на прямой пробор длинные вьющиеся волосы лежат на плечах, короткая борода разделена на 2 пряди.

http://pravenc.ru/text/2563470.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010