Иоанн Михайлович Певницкий – священник, 1823 года 7 октября, православной церкви в Ротенберге близ Штудгарта, определен ко Двору 1852 года 11 января. Умер в 1863 году. Иоанн Алексеевич Орлов – из священников, 1832 года июля 5 дня, егерского 52 полка, потом образцового пехотного полка 1844 года 17 июля, переведен к церкви Мраморного дворца 1845 года 4 декабря, оттуда поступил к придворному собору 1850 года 24 октября. Умер в 1866 году. Петр Александрович Сперанский – священник, 1844 года 23 мая, церкви при русской миссии в Неаполе, переведен 1846 года 29 апреля к придворной Петергофской церкви, а оттуда к придворному собору 1849 года 26 августа. Умер в 1867 году. Протодиаконы и диаконы При скудости документов и личных списков духовенства придворного собора, вероятно погибших в пожаре 1837 года, бывший в Зимнем дворце, трудно составить полный список о протодиаконах и диаконах, служивших при дворе. Из прошедшего столетия нам известны немногие, и притом по имени только и фамилии; более определенные сведения о них встречаются уже с нынешнего столетия. Говорят, при освящении собора Зимнего дворца и после, был знаменитый протодиакон Овчинкин – следовательно, с 1762 года. Потом упоминаются: Диакон Федор Федоров – в 1795 году. В последствии посвящен в священника в кабинетскую церковь . · Диакон Павел Пономарев – 1795 года. Иоанн Скородумов – диакон города Павловска определен ко двору 1796 года ноября 18 дня. Возведен в сан протодиакона 1799 года апреля 10 дня. Диакон Козмин – 1797 года. Протодиакон Петр Иванов – 1797 года. Диакон Иван Феоктистов –1800 года. Диакон Семен Петров – 1800 года. Диакон Петр Николаевич Мысловский – 1804 года; впоследствии протоиерей Казанского собора. Протодиакон Иоанн Семенов – 1805 года. Протодиакон Алексей Степанович Воржский – определен из ярославского кафедрального собора ко Двору 1806 года 27 февраля. Протодиакон Кондрат Феодоров – уроженец Боровичекого уезда Мошенского погоста, из Петропавловского собора переведен ко Двору 1808 апреля 9 дня. В последствии определен священником в церкви Мраморного дворца 1831 года августа 20 дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

В нач. XIX в. в слободе Замошье был основан Казанский жен. монастырь. В 1834 г. гр. А. И. Ходкевич подарил обители ок. 2 дес. земли. В 1836 г. в Замошском мон-ре жили 23 чел., в 1842 г.- ок. 50, в 1853 г.- 23, в 1861 г.- 52, в 1890 г.- 63, в 1899 г.- 29 чел. В сент. 1863 г. пожар истребил все монастырские постройки. Вскоре обитель удалось полностью отстроить заново, к 1867 г. в мон-ре были возведены деревянная церковь, ограда, неск. десятков келий, в т. ч. на средства киевских купцов Поповых. В 1881 г. Замошский монастырь посетил старообрядческий Балтский еп. Сильвестр. В 1827 г. в урочище Городище дер. Залешане был основан Городищенский Георгиевский жен. мон-рь, получивший от помещика Липпомана 15 дес. земли. В обители были сооружены деревянный молитвенный дом и неск. келий. В 1839 г. монастырскую часовню опечатали, инокиням было предписано вернуться в места прежнего жительства. Несмотря на это, в 1850 г. в Городищенском мон-ре жили 13 инокинь во главе с игум. Евфросинией (Михайловой) и 6 белиц. В 1852 г. по инициативе игум. Пустынно-Николаевского мон-ря Гурия был основан жен. скит в слободе Красиловка. В скиту имелась часовня, ок. 30 келий. В 1858 г. скит сгорел, но продолжал существовать до 20-х гг. XX в. В 1907 г. была образована Киевская епархия Белокриницкой иерархии, ее возглавил еп. Ермоген (Перфилов), кафедральным стал Успенский храм в Киеве. В 1914 и 1915 гг. в Киеве прошли епархиальные съезды, в 1914 г. съезд причислил к Успенскому храму Пустынно-Николаевский и Замошский мон-ри. В 1915 г., после смерти еп. Ермогена, Киевскую епархию присоединили к Новозыбковской кафедре. В годы первой мировой войны киевская Успенская община содержала лазарет для раненых на 33 места. В первые десятилетия советской власти старообрядцы Киевщины подверглись жестоким гонениям. В 20-х гг. ХХ в. были ликвидированы все старообрядческие мон-ри. В сер. 20-х гг. началось преследование духовенства и прихожан старообрядческих общин, в 1930 г. арестован служивший в Успенской ц. свящ. Феодор Торлин (расстрелян в 1938).

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Наш дед в своей молодости был далек от церкви. Однажды он увидал поразивший его сон. По улице в Москве ехала карета, за которой бежало множество народа. Наш дед бросился за толпой. В карете сидела молодая женщина необычайной красоты с младенцем в руках. Он сразу понял, что это была сама Богородица. Карета въехала в чудесный парк, но когда и он хотел пробраться туда, ворота закрылись перед ним и он услышал голос: «Подожди входить, сперва сотри пыль с моей иконы». Проснувшись он сразу подошел к иконе и нашел ее покрытой паутиной. Как только он начал снимать ее, раздался благовест к ранней обедне. Быстро одевшись, он пошел в церковь и с тех пор стал постоянно посещать службы. 10 Несколько лет спустя, когда в день его именин вся семья была в сборе, он заметил, что кивот иконы снова запылился. Когда он протянул руки, чтобы снять икону, она сама упала на них. Этот случай произвел на всех большое впечатление. Вскоре с ним случился роковой сердечный припадок. Перед смертью он не расставался с любимой иконой. Наша мать сохранила мало воспоминаний о рано умершем отце, зато ее мать и наша бабушка Мария Алексеевна, урожденная Жукова (1823–1902) сыграла решающую роль в ее жизни. И дед и отец Марии Алексеевны были служащие графов Шереметьевых. Мать ее Мария Васильевна, урожденная Шереметьевская (1802–1874), рано овдовевшая, прожила всю свою жизнь со своей единственной дочерью, которую она глубоко любила. Она сочувствовала ее браку с Александром Ивановичем Кеслер и ее надежды оправдались. Они составили исключительно дружную чету. Всего у них было девять человек детей, но трое умерли в младенчестве, остальные делились на две группы (так же как и в семье Степана Ивановича Зернова). Старшая группа состояла из Анны (1850–1907), вышедшей замуж за финансиста Германа Лазарика и скоро овдовевшей, Елизаветы (1857–1937) муж которой был обрусевший армянин врач Григорий Никитич Калустов (1852–1897), и Сергея (1853–1906), доктора и зубного врача. Младшее поколение включало Николая (1861–1892), тоже врача, умершего в молодости, Софии (1865–1942), нашей матери, и Марии (1863–1937).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Вокруг церкви была устроена ограда на каменном фундаменте с деревянным частоколом, окрашенная зеленой краской, с тремя каменными воротами. В ограде был построен трехоконный деревянный дом для караульных. Отопление не предусматривалось. Каменный храм В 1850 году ктитором Михаило-Архангельской церкви был назначен казак Донского торгового общества Семен Николаевич Кошкин, человек деятельный и благочестивый, который положил своей целью строительство каменного храма. В декабре 1851 года, скопив пожертвования для первоначальных работ, прихожане подали ходатайство о постройке новой приходской церкви в камне, ссылаясь на обветшание и недостаточную вместимость старой церкви. 4 января 1852 года Донская духовная консистория выдала три книги для сбора пожертвований доверенным казакам; в последующие 1853 и 1854 годы выдавались еще две подобные книги. В 1863 году последовала торжественная закладка храма на пересечении Платовского проспекта и Михайловской улицы, неподалеку от старой деревянной церкви, которая продолжала действовать во все время строительства. Через шесть лет каменное здание нового храма было окончено вчерне, " главы покрыты белым железом, а прочие части кровли простым металлом, но еще не окрашены, внутри и снаружи здание, оштукатурено, кресты не поставлены " . Все работы производились на доброхотные пожертвования. Работы по возведению нового здания координировал настоятель - протоиерей Андрей Юганов . К началу 1870-х годов богослужения проводились уже в новом здании, старая же деревянная Михаило-Архангельская церковь " по случаю устройства новой " была упразднена в 1872 году. 8 ноября 1873 года, в престольный праздник Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных , главный престол был освящён архиепископом Донским Платоном (Городецким) . 7 января 1874 года благочинным протоиереем Иоанном Диковым был освящён левый придел в честь Собора святого Иоанна Предтечи , а 23 июня того же года местные священники освятили правый придел в честь Владимирской иконы Божией Матери .

http://drevo-info.ru/articles/13674884.h...

В 1867 году церковь была поставлена на кам. фундамент, уложен новый пол и потолок, ошалёвана – на средства прихожан; ныне требуется новая крыша. В 1880 году построена дерев. двухъярусная колокольня, крытая железом и покрашенная на средства прихожан. Утварью, ризницею и богосл. книгами церковь достаточна. Опись церк. имущества составлена в 1868 году. Копии метрич. книг хранятся с 1741 года, а испов. ведом. с 1841 г. Проводы бывают в церкви в понедельник Фоминой недели, причём после Божест. Литургии раздаётся пасхальный артос и совершается общая панихида. 23 апреля после Божеств. Литургии бывает крестный ход на кладбище, где на могилах совершаются панихиды; в это время вне кладбища приготовляют для нищих «громадский» обед, называющейся так потому, что каждый домохозяин «громады» или всего общества прихожан даёт для этого обеда провизию (по возможности). Земли: усадеб. и огород. 2 дес. 701 саж., пахот. 29 дес. 2,239 саж. и сенокосн. 2 дес. 1,712 саженей; земля эта в 1842 году была отмежёвана и на план снята. Причт владеет ею спокойно. Лесу нет. От усадьбы причта земля в 7 вёрстах и менее; сообщение удобное. Домов и хоз. построек для причта нет при этой церкви. В 1863 году для свящ. устроен прихожанами дом о 4 комнатах, но так как при нём хоз. построек нет, то свящ. в нём не живёт и потому он более и более разрушается. Причт: 1 свящ – 300 руб. и псаломщ. – 50 руб. Есть школа грамотности, помещающаяся в церк. доме. Церк.-приход. попечительство сущ. с 1 сентября 1884 г., при 15 членах, из коих каждый вносит в кассу по 15 копеек в год. На р. Икве с 1869 года открыта и действует бумажная фабрика для выделки из дерева картона и папки, устроенная прусскими подданными Фукнерами. Владелец села – Сигизмунд Радлимицкий. Дворов – 66½, прихожан – 579 д. об. п.; лютеран 6 д. об. п.; евреев 20 д. об. п. (содержащих здесь 3 беспатентных кабака). Свящ. – Антоний Михайлов. Дашкевич (с 1888 года, а на службе с 1878 года) и псаломщ. – Иван Иванов. Авдыкович (с 1850 года). К этому приходу приписаны две церкви, из коих одна – в с.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Иван Иванович — см. Демкин И. И. Иванов Сергей Сергеевич — помощник попечителя Московского Учебного округа; автор работ о французской системе образования — 294 Ивановский Николай Иванович (1840–1913) — выпускник (со степенью магистра) Санкт–Петербургской Духовной академии (1865); магистр Казанской Духовной академии (1867), профессор (с 1869 г.) и инспектор (1877–1881) этой академии; член Совета Казанского Братства Святого Гурия; историк церкви, исследователь и обличитель старообрядчества; надворный советник — 298, 299, 301 Иванцев (Иванцов) — Платонов Александр Михайлович (1835–1894) — выпускник (со степенью магистра) Московской Духовной академии (1860); бакалавр Санкт–Петербургской Духовной академии (1860–1863); законоучитель московского Александровского военного училища (с 1863 г.); профессор Московского университета (с 1872 г.); протоиерей (с 1874 г.), доктор богословия (с 1877 г.); член Совета Православного миссионерского общества (с 1870 г.); состоял в редакции «Православного обозрения» (1869–1874); историк церкви (см.: Памяти законоучителя и духовного отца протоиерея А. М. Иванцова–Платонова//Душеполезное чтение. 1895. Ч. 1. 2. С. 239–242) — 95, 98, 242, 243, 244, 245, 251, 268, 270, 295 Игнатьев Алексей Павлович (1842–1906) — командир Кавалергардского полка; член Главного комитета по устройству и образованию войск; позже — член Государственного совета, генерал–адъютант — 190 Игорев Лев Степанович (1822–1893) — живописец и иконописец; художник при Духовной православной миссии в Пекине — 114 Иерофей, патриарх Иерусалимский — возможно, Иерофей (Рачанинский) — иеромонах Киево–Печерской лавры (в 1850–х гг.) — 86 Ильинский Андрей Григорьевич (1833–1898) — директор Хозяйственного управления Святейшего Синода — 86, 99, 100, 107, 110, 171, 190, 213, 216, 240, 311 Ильминский Николай Иванович (1822–1891) — выпускник (со степенью магистра) Казанской Духовной академии (1846); профессор Казанского университета, ориенталист, директор Казанской инородческой учительской семинарии (с 1872 г.); товарищ председателя Казанского Братства Святого Гурия, учредитель Казанской крещено–татарской школы, для которой перевел и издал ряд духовных книг, учебников и текстов служб; корреспондент К. П. Победоносцева (см.: Спасский Н. А. Просветитель инородцев Казанского края Николай Иванович Ильминский. Самара, 1900 и др.) — 297, 299, 301

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2435...

273 Ипполит Михайлович Богословский, из бакалавров Московской академии в 1850 г. постригся в священники церкви Успения на Могильцах. Скончался протоиереем церкви св. Троицы на Арбате в 1870 г. 279 Никодим Белокуров, архимандрит и инспектор Московской семинарии с 1858 г.; с 1861 г. ректор Вифанской семинарии; с 1866 г. ректор Московской семинарии; с 1873 г. наместник Александро-невской лавры, с 1875 г. епископ Старорусский; с 1876 г. Дмитровский. Ск. 1877 г. 280 Сергий Спасский , инспектор Вифанской семинарии с 1858 г.; с 1861 г. архимандрит и инспектор Московской семинарии; в 1863 г. уволен от должности инспектора и назначен настоятелем Знаменского монастыря; с 1866 г. ректор Москв. сем., с 1872 г. уволен от должности ректора; с 1882 г. еп. Ковенский, 1885 Могилёвский; с 1892 г. архиеп. Владимирский. 282 Профессор Казанской академии, произнёсший либеральную речь на манифестационной панихиде по убитым Безднинским крестьянам, в которых прославлял их, как мучеников за политическую свободу. 285       В письме к министру внутренних дел Π. А. Валуеву от 5 декабря 1861 г. митрополит Филарет писал: Приглашение в комитет первенствующего члена едва ли удобно потому, что в случае изъявления им своего мнения в комитете и перехода дел в Синод, здесь уже нельзя было бы исполнить закона о подавании голосов младшим прежде первенствующего. Из прочих преосвященных. находящихся в Петербурге, довольно известен мне преосвященный Тверский Филофей, служивший со мною в звании викария и участвовавший со мною в делах с благоразумием, верностию и способностию излагать своё суждение основательно и правильно. Собр. мн. и отз. м. Филарета. Т. V. Ч. 1. 286 Статья Н. К. Соколова: лекции по истории восточной церкви профессора Оксфордского университета Стенли напечатана в Прибавлениях к Творениям св. отцев за 1861 г. X. 1862 г. XXI. Статья П. С-ча: о влиянии христианства на языческое общество в первые три века после Рождества Христа Спасителя напечатана в том же журнале за 1861 г. XX. 287 Ахматов Алексей Петрович, Харьковский губернатор. Оболенский, князь Михаил Андреевич, начальник главного Архива Министерства иностранных дел. Адлерберг, граф Владимир Феодорович, министр Двора. Муравьев Андрей Николаевич.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

Калайдович К. О судебных поединках в России//Русский ист. сб. 1838. Т. 1. Калачов Н. В. Мерило Праведное//Арх. ист.-юрид. сведений, изданный Н. Калачовым. М., 1850. Кн. 1, отд. 3. Он же. О значении писцовых книг//Зап. имп. Русского геогр. о-ва. Кн. 5. Он же. Очерк юридического быта крестьян XVII века//Летопись занятий Археогр. комиссии за 1864 год. СПб., 1865. Вып. 3. Каптерев Н. Власть патриаршая и архиерейская в Древней Руси в их отношении к власти царской и к приходскому духовенству//Богосл. вестн. 1905. Т. 1–2. Он же. Царь и церковные московские Соборы XVI и XVII столетий//Богосл. вестн. 1906. Т. 3. Карпов Ген. Очерки из истории Российской иерархии//Чтения в имп. О-ве истории и древностей российских. 1864. Кн. 3. Кесарев Е., свящ. Церковный обычай и его значение в Древней Церкви//Странник. 1892. Т. 2. Кипарисов В. Дисциплина Древней Церкви в отношении к свободе совести//Прибавления к Творениям святых отцов. 1866. Ч. 37. Кистяковский А. Ф. О преступлениях против веры//Наблюдатель. 1882. Кн. 10. Корнеенко И. Участие императора Юстиниана в делах церковного устройства, управления и суда//Странник. 1890. Т. 2–3; 1891. Т. 1. Корсунский И. О свободе совести//Правосл. обозрение. 1883. Т. 3. Л. И. Новооткрытый рукописный Стоглав XVI века//Богосл. вестн. 1899. Ч. 2. Ланге Н. И. Исследование об уголовном праве Русской Правды//Арх. ист. и практ. сведений, относящихся до России/Изд. Н. Калачова. Кн. 3–6. Он же. О наказаниях и взысканиях за бесчестие по древнему русскому праву//Журн. мин-ва нар. просвещения. 1859. Ч. 102. Лебедев Н. Славянская Кормчая книга и ее предписания о родстве по отношению к брачным союзам//Вологод. епарх. ведомости. 1875. 10–12. Левицкий О. Н. Семейные отношения в Юго-Западной Руси в XVI-XVII вв.//Русская старина. 1880. Ноябрь. Лихницкий И. Освященный Собор в Москве в XVI-XVII веках//Христ. чтение. 1906. Ч. 1. Лохвицкий А. В. Очерк церковной администрации в древней России//Русский вестн. 1857. Т. 7. Макарий, архиеп. Харьковский. Церковное право в России при монголах//Дух. вестн. 1863. Т. 4.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Еп. Иустин (Михайлов) установил крестные ходы: в 1850 г.- 29 июня из Преображенской ц. Александрова в память прекращения холеры, в 1858 г.- 13 июня вокруг храмов александровского Успенского мон-ря в память сильного пожара, в 1860 г.- в 11-ю пятницу по Пасхе из Благовещенского собора Киржача вокруг города по случаю избавления от падежа скота, в 1861 г.- в 11-ю неделю по Пятидесятнице из Троицкого собора г. Покрова в воспоминание сильного пожара в городе, в 1863 г.- из Островная Введенской пуст. в г. Покров в память прекращения эпидемии холеры. По благословению архиеп. Антония (Павлинского) были учреждены крестные ходы: в 1871 г.- в пятницу накануне празднования памяти прор. Илии из Никольской ц. Киржача в память избавления прихожан храма от эпидемии холеры, в том же году - 6 авг. из Успенской кладбищенской ц. Киржача на медно-латунное заведение Шапошникова также в память избавления от эпидемии холеры, в 1877 г.- 25 марта по случаю пожара. Крестный ход в день памяти благоверных кн. Петра и кнг. Февронии. Муром. 8 июля 2000 г. Крестный ход в день памяти благоверных кн. Петра и кнг. Февронии. Муром. 8 июля 2000 г. Архиеп. Феогност (Лебедев) установил крестные ходы: в 1879 г.- из Казанской ц. Суздаля в Рождество-Богородицкий собор по случаю переложения мощей святителей Феодора и Иоанна в новые раки, в 1883 г.- 19 июня из Золотниковской пуст. Шуйского у. вокруг окрестных крестьянских полей, в 1886 г.- 8 мая из Христорождественского собора Александрова по случаю бывшего пожара, в 1892 г.- 15 июля из Успенского кафедрального собора в память избавления от эпидемии холеры, в июле, в пятницу перед праздником прор. Илии, из Покровского собора Иваново-Вознесенска вокруг города, а также 17 окт. из Екатерининского собора г. Судогда к часовне в сев.-зап. части города в память спасения имп. Александра III и августейшей семьи 17 окт. 1888 г. при крушении поезда на ст. Борки. Архиеп. Сергий (Спасский) установил крестные ходы: в 1894 г.- 16 мая из Христорождественского собора Александрова в память пожара, в 1898 г.- из Христорождественского собора Коврова вокруг города в воспоминание прекращения эпидемии тифа.

http://pravenc.ru/text/154964.html

Любищев А. А. Люмьер Луи Жан (1864–1948), изобретатель кинематографии М Макарий, Патриарх Антиохийский Макарий (Булгаков Михаил Петрович; 1816–1882) – митрополит Московский и Коломенский Макарий, св. (Невский Михаил Андреевич; 1835–1926), митрополит Макаров, семинарист Малышев Александр Федорович Мальцева М. А., благотворительница Маляревский Александр Иванович (1857-?), протоиерей Мануил (Лемешевский Виктор Викторович; 1884–1968), митрополит Мария Александровна (1824–1880), императрица, супруга императора Александра II Мария Феодоровна (1847–1928), императрица, супруга императора Александра III Мария (Кудрявцева Мария Андреевна; 1875-?), игумения Мария (Лелянова Лидия Александровна; 1874–1932), монахиня Мартинсон Василий Антонович (1874–1955), протоиерей, последний ректор С.-Петербургской (Петроградской) духовной семинарии Матвеев Феодор – см.: [Казанский] Феодор Матвеевич. Матюшенский Алексий Михайлович (около 1868–1917), протоиерей Мацеевич Станислав Гилярович, каноник Мегорский Димитрий Тимофеевич (1842–1909), протоиерей Мелхиседек (Паевский Михаил Львович; 1879–1931), архиепископ Менжинский Вячеслав Рудольфович (1874–1934) Меркушов Анатолий Егорович Мессинг Станислав Адамович (1889 – расстрелян 1937) Мефодий (Великанов Михаил Матвеевич; 1852–1914), епископ Мещерский Константин Иванович (1888–1966), протоиерей; уклонился в обновленчество, позднее принес покаяние и принят в сущем сане Мирбах Вильгельм фон (1871 – убит 1918), граф Мирбах Рейнгольд Рейнгольдович, барон Миртов Петр Алексеевич (1871-?), протоиерей Митрофан (Землянский Михаил Александрович; 1863–1914), епископ Михаил Александрович (1878 – расстрелян 1918), великий князь Михаил (Горелышев Матвей Трофимович; 1850–1918), архимандрит; настоятель Троице-Сергиевой Приморской пустыни в 1901–1915 Михаил (Мудьюгин Михаил Николаевич; 1912–2000), архиепископ Михайловский Яков Яковлевич (1851–1903) – смотритель Каргопольского ДУ в 1878–1884; впоследствии протоиерей Молотов Вячеслав Михайлович (1890–1986) Молчанов Николай Георгиевич, диакон

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010