Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ МЕРЧУЛЕ [груз. ] (X в.), груз. агиограф. «Мерчуле» в переводе на рус. язык означает «знаток канонов богословия и церковного права». Г. М. отличался образованностью, знанием церковной лит-ры и богословия. В 951 г. он написал Житие прп. Григория Хандзского, устроителя монастырской жизни в Тао-Кларджети и основателя культурно-просветительских центров в VIII-IX вв. В Житии использованы творения преподобных Ефрема Сирина, Кирилла Александрийского, Григория Назианзина, Ипполита Римского и др., упомянуты груз. церковные писатели IX-X вв. Софром Шатбердели, Иларион Парехели, Георгий Мацкверели , Степане Мтбевари. Г. М. собирал материал о прп. Григории в основанных святым мон-рях, используя материалы, переданные ему настоятелями Теодором и его братом Иоане из Хандзта, прп. Георгием Опизели и др. Агиограф обнаруживает глубокое знание древних и совр. ему исторических источников и патристической лит-ры. Житие дает представление о политической и социально-экономической жизни Грузии и о положении Грузинской Православной Церкви в VIII-IX вв. Деятельность Г. М. пришлась на переходный период в истории Зап. Грузии: груз. язык вместо греч. утверждался в церковных и гос. сферах, греч. епископы заменялись грузинскими. Богослужение и патристическая лит-ра переводились на груз. язык. Г. М. первый сформулировал идею груз. национального единства, понимая в расширенном смысле термин «Картли»: «Это обширная страна, в которой церковную службу совершают и все молитвы творят на грузинском языке. Только «кириелейсон»... произносят по-гречески» ( Георгий Мерчуле. Житие. С. 123), т. о., под Картли (Вост. Грузия) в этот период стала подразумеваться также и вся Зап. Грузия. В Житии прп. Григория Хандзского, написанном после освобождения от араб. владычества, Г. М. излагает характерную для древнегреч. идеализма концепцию двух миров, небесного и земного, обнаруживает знание античной философии. По мнению П. И. Ингороквы, Г. М. был не только богословом, но и правоведом, поскольку описывает порядок раздела имущества по принципу «ухуцеси» (доли старшего, ср. с dominium в Зап. Европе в XIII-XV вв.), право дочери на наследство родителей, классификацию семейного имущества по его происхождению (отцовское, материнское, приобретенное) и т. д. Г. М. точно характеризует быт груз. феодального общества, порядок семейных отношений.

http://pravenc.ru/text/164395.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛАРИОН ПАРЕХЕЛИ Иларион Парехели [Парехский; груз. ], прп. (пам. груз. 5 окт., в Соборе Кларджетских преподобных отцов и жен) Грузинской Православной Церкви, подвизавшийся в IX-X вв. в одном из мон-рей Кларджетской пустыни - Парехи, ученик и сподвижник основателя кларджетских мон-рей прп. Григория Хандзтийского (Ханцтели). Сведения об И. П. сохранились в Житии прп. Григория (Hieros. Patr. 2, XI в.), созданном прп. Георгием Мерчуле в 951 г. Имя И. П. упомянуто среди 4 груз. церковных деятелей, достойных описать житие и подвиги прп. Григория, но не осмелившихся взяться за столь трудное дело. Мерчуле так пишет об этом: «Я думал, что это житие напишут мудрецы, совершенные отцы, бывшие в наши дни: великий Софрон [прп. Софроний Грузин ], вожделенный отец, возобновитель Шатбердской церкви, ее венец до скончания веков, богоносный отец Иларион Парехели, Христовы архиереи преподобные Георгий, Ацкурский епископ [свт. Георгий Мацкверели ], Стефан, первый Тбетский епископ [свт. Стефан Грузин ], и другие подобные им. И когда они, блаженные, уснули, тогда только как бы проснулся я, невежественный и прегрешный, чтобы приняться за описание жизни и знамений, о которых вы теперь услышите» (ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 29). Память И. П. празднуется с 2003 г. Ист.: Григорий Мерчуле. Труд и деяния достойной жизни святого и блаженного отца нашего Григория архимандрита, создателя Ханцты и Шатберди и упоминание вместе с ним множества блаженных отцов//ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 29. Лит.: Кекелидзе. Др.-груз. лит. 1980. Ч. 1. С. 134-136, 152-157. Э. Габидзашвили Рубрики: Ключевые слова: АРСЕНИЙ ИКАЛТОЙСКИЙ (ок. 1050 – 1127), прп. Грузинской Православной Церкви (пам. 6 февр.), переводчик, писатель, философ и поэт

http://pravenc.ru/text/389229.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРКЕЛ [Груз. ] (IX в.), прп. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 5 окт.), отшельник, ученик прп. Михаила Парехели . Сведения о нем сохранились в Житии прп. Серапиона Зарзмского (НЦРГ. А 69, XVI в.), составленном прп. Василием Зарзмским в X в. В источнике сказано, что у прп. Михаила были ученики - прп. Василий и М., подобно тому как у прп. Антония Великого - прп. Иларион Великий и прп. Макарий Великий (ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 322). В месяцеслов ГПЦ имя М. было внесено в сер.- 2-й пол. XX в. вместе с именами других святых, упоминаемых в древних житиях груз. преподобных; канонизация была осуществлена в 2003 г. Э. Габидзашвили Рубрики: Ключевые слова: АРСЕНИЙ ИКАЛТОЙСКИЙ (ок. 1050 – 1127), прп. Грузинской Православной Церкви (пам. 6 февр.), переводчик, писатель, философ и поэт

http://pravenc.ru/text/2562282.html

Так, чтение, предложенное Рудбергом, дает экспрессивную аллитерацию на взрывной π в 29.23–30.2, которая оттеняется аллитерацией на свистящий (последняя восходит к источнику цитаты, Второе посланию Тимофею): στρατιτης, συγκακοπθησον τ εαγγελ, στρατεου τν καλν στρατεαν κατ τν πνευμτων τς πονηρας, κατ τν παθν τς σαρκς, νλαβε πσαν τν πανοπλαν το πνεματος. Другие примеры: π τς γαν νοας πολαειν δοκοσι (31.6); πλιν δυσγενς τις ε κα δοξος, πτωχς κ πτωχν, νστιος, πολις, σθενς (32.22–23, что можно рассматривать также как морфологическую эпанафору); πανταχο σοι παριστμενον τ παργγελμα μεγλην παρξεται τν βοθειαν (34.13); νγκη δραν κα τονον (28.10); ργαστηρ ναργ τν δονν αυτ ζωγραφσας (24.22–24). Можно, однако, согласиться с Кэмпбеллом в том, что Василий почти не прибегает к ассонансу: редко когда можно встретить одинаковые окончания в более чем двух словах подряд. Парехеза (схожее звучание разнокоренных слов) встречается один раз в нашем тексте: μρτυρον σω τν μαρταν εργσατο (24.23–24). Менее очевиден риторический замысел в сближении слов θραμα – θλημα в 26.13–14. Из драматических фигур наиболее употребимы в нашей гомилии асиндетон, или бессоюзие (28.20–23; 29.7–9; 30.22–23; 32.22–23 и др.), чуть реже – противоположный ему полисиндетон (30.5–6; 36.16–17); риторические вопросы (для выражения недоумения: 25.24–25; апелляция к собеседнику: 30.18–20, в сочетании с эпанафорой и асиндетоном: 32.13–17, 33.13–18). Парентеза (прерывающее речь пояснение) встречается один раз (32.3: ερσεις δ πντως νθρωπος ν). Сарказм и иронию мы не обнаружили; это вообще крайне редкие у Василия приемы: проповедник предпочитает «прямые открытые удары» 138 . Литота встречается лишь один раз, 24.22 οκ επρεπ=πρεπ (эвфемизм). Не используется восклицание. В тексте не встречаются такие фигуры аргументации, как диапоресис (ложное недоумение), прокаталепсис (предвосхищение возможных возражений), парелейпсис (намек на то, что оратор обойдет вниманием).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Тогда стал говорить ему, горько плача, внук его Борис, князь ростовский: «Господин и отец, поклонись!» Так же и бояре стали говорить: «Все за тебя и со всеми людьми своими примем епитимью». И ответил им Михаил: «Не хочу только по имени христианином называться, а поступать как поганый». И когда говорил с ними Михаил, то Феодор думал про себя: «Ведь может поддаться Михаил мольбам их, вспомнив любовь жены своей и ласки детей своих, и послушается их». Тогда Феодор, вспомнив о наставлении отца своего духовного, сказал: «Михайло, помнишь ли поучение духовного отца нашего, который учил нас от святого Евангелия? Сказал Господь: “Тот, кто хочет душу свою спасти, тот погубит ее, а кто погубит душу свою ради меня, тот спасет ее”. И еще сказал Господь: “Какая польза человеку, если он приобретет царство мира всего, а душу свою погубит? И какой выкуп даст человек за душу свою? Кто будет чтить меня и слова мои в роде сем и признает меня пред людьми, того признаю и я пред Отцом моим небесным. От того же, кто отречется от меня пред людьми, отрекусь и я пред Отцом моим небесным”». И когда говорил так Феодор Михаилу, то Борис и бояре начали еще настойчивее уговаривать и просить его, чтобы послушался их. Михаил же ответил им: «Не внемлю я вам и душу свою не погублю». После этого Михаил сорвал с себя княжеский плащ свой и швырнул его в ноги к ним, говоря: «Возьмите славу света этого, к которой вы стремитесь!» Когда услыхал Елдега, что не уговорили Михаила, то поехал к царю и поведал ему речи Михаила. На месте на том было много христиан и поганых, и все слыхали, что ответил Михаил царю. После этого Михаил и Феодор стали отпевать себя и, свершив отпевание, приняли причастие, которое дал им с собою духовный отец их. И вот говорят окружающие: «Михаил, вот уже убийцы едут от царя, чтобы убить вас, поклонитесь и живы останетесь!» Михаил же и Феодор, как одними устами, ответили: «Не поклонимся и вас, думающих только о славе света этого, не послушаем». И начали они петь: «Мученики твои, Господи, не отреклись от тебя, и тебя ради, Христос, страдают», и остальную часть псалма пропели.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Архангел Михаил Архангел Михаил (ивр. Михаэль — «Кто как Бог») — главный архангел, являющийся одним из самых почитаемых библейских персонажей. Он первый восстал против люцифера (сатаны), когда сей восстал против Вседержителя. Известно, чем закончилась эта война, низвержением денницы (сатаны) с неба. С тех пор Архангел Михаил не перестает ратоборствовать за славу Творца и Господа всяческих, за дело спасения рода человеческого, за церковь и чад её. Имя Михаила упомянуто несколько раз в конце Книги пророка Даниила: «Но князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день; но вот, Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне, и я остался там при царях Персидских» (Дан.10:13). «Впрочем я возвещу тебе, что начертано в истинном писании; и нет никого, кто поддерживал бы меня в том, кроме Михаила, князя вашего» (Дан.10:21). А также в пророчестве о Страшном Суде и роли в нём архангела Михаила: « И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге. (Дан.12:1) » Христианская традиция также отождествляет с действиями архангела Михаила следующие упоминания ангелов, не названных по имени: явление Валааму: «и стал Ангел Господень на дороге, чтобы воспрепятствовать ему» (Чис.22:22); явление Иисусу Навину: «и вот стоит пред ним человек, и в руке его обнаженный меч» и далее он называется Вождь воинства Господня (Нав.5:13-15); уничтожение 185 тысяч воинов ассирийского царя Сеннахирима (4Цар.19:35); спасение трех отроков в пещи огненной: «благословен Бог Седраха, Мисаха и Авденаго, Который послал Ангела Своего и избавил рабов Своих» (Дан.3:95). В книге «Руководство к написанию икон святых угодников» говорится о том, что святой Архангел Михаил «изображается попирающим (топчущим ногами) люцифера и, как победитель, держащим в левой руке на груди зеленую финиковую ветвь, а в правой руке копье, на верху коего белая хоругвь, с изображением красного креста, в ознаменование победы Креста над диаволом». Празднование в православной церкви 21 ноября (8 ноября по старому стилю) и 19 сентября (6 сентября по старому стилю) в воспоминание чуда архангела Михаила в Хонех (Колоссах); в католической — 8 мая и 29 сентября. Источник: Сайт ru.wikipedia.org Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Архангел Михаил " .

http://pravicon.com/info-903

В системе «Ареопагитик» все три триады находятся в жестком соподчинении. Поэтому ангелы, занимающие в ней более низкое положение, могут общаться с Богом и получать от Него благодатные дары только посредством вышестоящих ангелов. Соответственно и человек может непосредственно общаться только с последним чином ангелов третьей триады. Жестко закрепленный принцип иерархического посредничества – это то, что является самым уязвимым в небесной иерархии «Ареопагитик», поскольку ангелология Священного Писания не укладывается в иерархию Дионисия. Так, например, Серафим в книге пророка Исаии является непосредственным посланником Бога. Или же, согласно Откровению Иоанна Богослова, Архангел Михаил назван главой небесного воинства и предводителем всех ангельских чинов; в этом качестве его и почитает Церковь. Однако в системе Дионисия архангельский чин – один из низших в небесной иерархии. Поэтому, признавая неоспоримую ценность «Ареопагитиков», Церковь учит о том, что ангельский мир таинственен и непостижим. Святой Архангел Михаил Небесный Архистратиг Архангел Михаил – высший в ангельской иерархии. Имя Михаил на еврейском означает «кто, как Бог», в значении «никто не равен Богу». Православное Предание почитает Архангела Михаила, как Архистратига – верховного военачальника Небесных Сил. В Священном Писании он именуется вождем воинства Господня (см. Нав. 5: 14–15), так как под его водительством ангельские силы выступили против диавола. И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и Ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною (Откр. 12: 7–9). Кроме того, Архангел Михаил почитается и как борец против всякого беззакония среди людей и помощник верным. Так, Архангел Михаил явился Иисусу Навину в качестве помощника при завоевании израильтянами Обетованной земли (см. Нав. 5: 13–15). Ему же приписывают поражение огромного ассирийского войска, осаждавшего Иерусалим при пророке Исаии (см.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

(«дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и ВСЯКИЙ ЯЗЫК исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца»). Михаил, почему Вы утверждаете, что всякий язык кроме русского " ??? Вы желаете изменить Писание и Предание?? А вот и ещё, это я раньше не приводил: Дан.7.13-14 " Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы λαο , племена φυλα и языки γλσ­σαι служили Ему; владычество Его - владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится " . Михаил, Вам помочь разобраться со значениями греческих слов??? Михаил, Пятигорск 02 декабря 2016г. 09:41 Вы только америку здесь не открывайте. Как отцы наши служили и молились, так и мы будем служить и молиться. Что не ясно? :) Писание понимается исключительно в свете Предания, и никакая " библеистика " нам не нужна. Да. И в вашей помощи тоже не нуждаюсь. Уж простите :) Виталий Мигузов, Воронеж 03 декабря 2016г. 13:36 Михаил, да и я В Вашей помощи не нуждаюсь. Вы просто не будьте голословны и приведите текст Писания который " в свете " Предания. А пока Вы только флагом машете на мнимой барикаде. Михаил, Пятигорск 05 декабря 2016г. 11:46 Вы не знаете что такое Предание, кто ж в этом виноват, кроме вас? :) Виталий Мигузов, Воронеж 06 декабря 2016г. 11:16 Михаил, так помогите - приведите текст этого Предания, если приведенный мною текст Вам не нравится. Михаил, Пятигорск 07 декабря 2016г. 11:17 А для чего вам это нужно? Кто вам вообще сказал, что Предание имеет исключительно дискурсивные формы? :) Предание это отнюдь не только одни тексты, а и святые места, православные святыни (мощи), гимнография (литургика), иконография (иконы, мозаика, фрески), колокольный звон и многое другое. В т.ч. и устное Предание (традиция). Святые отцы только в исключительных случаях использовали дискурсивное богословие. Вам никакая наука не поможет, если вы на опыте не позали " вскусите и видите, яко благ Господь " . Вам нужен православный традиционный духовник, который был исправил вашу искаженную духовную установку.

http://bogoslov.ru/article/4922459

Михайлов день в 2024 году — 21 ноября Архангел Михаил первым восстал против люцифера. Итог этой битвы известен… 21 ноября, 2021 Архангел Михаил первым восстал против люцифера. Итог этой битвы известен… 21 ноября в России по традиции отмечается Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. В народе этот церковный праздник принято было называть «Михайлов день». Михайлов день Архангела Михаила считают покровителем рода человеческого, о нем существует не одно упоминание в Священном Писании. Есть в Библии и эпизоды, где нет прямого упоминания о том, что участником событий был Архангел Михаил, но Церковь традиционно считает, что речь шла именно о нем (например, огненный столп, явившийся перед израильтянами во время бегства из Египта). Архистратиг Михаил являлся пророкам, возглавлял воинство Господне, защищал людей от греха. У Ангелов существует своя иерархия, и приставка архи- говорит об одном из высших ангельских чинов. Архистратиг Михаил считается главой воинства Господнего в борьбе со злыми силами: «И произошла война на Небе: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось им места на Небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною». Апостол Иуда кратко упоминает об архангеле Михаиле как о противнике диавола (Нав. 5, 13; Дан. 10; 12, 1; Иуд. 9; Откр. 12, 7-9; Лк. 10, 18). Архангел Михаил первым восстал против люцифера. Итог этой битвы известен… Поэтому в народе Архистратиг почитается защитником верующих, а Михайлов день — важный праздник для членов Церкви. История праздника В IV веке Лаодикийский Собор установил дату праздника Михайлов день, который отмечается и сегодня. Этот праздник не случайно выпадает на девятый календарный месяц — ноябрь. Ведь существует всего девять известных нам ангельских чинов: Обычаи и традиции на Руси Поскольку праздник выпадал как раз на то время, когда крестьяне успевали продать и получить выручку за свой урожай, в этот день было принято:

http://pravmir.ru/mihajlov-den-v-2024-go...

Но будь милосерден с ними, потому что это – Мой народ, и Я вручил их тебе, чтобы ты карал их недолгое время; после чего Я сжалюсь над ними ради их отцов и Иеремии, Моего избранника“». Когда Бог сказал эти (слова) Михаилу, тот сошел с неба и пришел ночью к Навуходоносору. Он стал перед ним спящим в постели и ткнул его в правый бок (говоря): «Встань, и я буду говорить с тобой, о Навуходоносор». Навуходоносор вскочил в великом страхе и трепете и уронил золотой полог, который покрывал его. Он взглянул и увидел стоящего Михаила, причем лицо его испускало свет, подобный молнии (букв, «молнии светлые»), огненные копья были в его руках, жемчужный панцирь был на нем, огненный меч был в его деснице, ноги его были подобны халколивану 401 . Навуходоносор пал к ногам Михаила. Михаил протянул руку и поднял его (говоря): «Не бойся, Навуходоносор». Сказал Навуходоносор ему: «Горе мне, мой господин. Ты – один из богов Вавилона или, может быть, ты – Бог небесный, Который сотворил все живое?». Сказал Михаил ему: «Я – не Бог небесный, но я служитель у Него. Я – один из семи архангелов, которые стоят у престола Отца. Вот что Господь сказал: „Встань со всем войском халдеев, иди к Иерусалиму, займи место то в Иудее, захвати их в плен и приведи в землю халдеев. И пусть они будут тебе рабами семьдесят лет. Их юноши пусть делают кирпичи, старцы пусть рубят деревья и достают воду, женщины пусть обрабатывают шерсть, и пусть они сдают свою работу ежедневно, как рабы. (Но) только будь милосерден к ним и справедлив, потому что это Мой народ. Я вручил их тебе, чтобы ты карал их недолгое время, после чего Я сжалюсь над ними ради их отцов " ». Сказал Навуходоносор ему: «Горе мне, мой господин. Может быть, Господь разгневался на меня из-за моих грехов и послал меня в землю эту. Если так, то погуби меня твоими собственными руками вместе со всем моим народом. Кто Навуходоносор и кто царь Вавилона перед народом Бога? Кто я, чтобы идти к Иерусалиму и воевать с народом праведности? Разве это не тот народ, с которым фараон сражался, и погрузился в пучину, и вода покрыла его? Разве это не тот народ, который господствовал над аморреями и поразил семь правителей перед собой? Кто я, чтобы победить народ праведный? Подлинно же я слышал, что если идут воевать с ними, то они даже не берут с собой ни мечей, ни доспехов, ни какого-либо вооружения, но простирают свои руки, и Михаил сражается за них». Сказал Михаил ему: «Хорошо, о Навуходоносор, что ты боишься Бога. Народы, которые грешат против Бога, Он предает в руки их врагов, и они карают их. Теперь же народ тот согрешил. Встань и господствуй над ними, пока они не познают Бога, Который их сотворил». Когда Михаил архангел сказал ему эти слова, он протянул свою руку, коснулся сердца царя и воспламенил его гневом против (этого) народа. Михаил поднялся на небеса, в то время как царь в страхе смотрел вслед ему.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/izre...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010