33. Ин. 16:33 . Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир. Ин. 15:7, 14:27 ; Рим. 5:1 ; Ин. 16:11, 14:30 ; 1Ин. 5:4 . Сие сказал Я вам, заключает Господь Свою великую прощальную беседу с учениками, чтобы вы имели во Мне мир. Всё, что Господь предложил им в этой беседе, имело главнейшей целью вселить в сердце учеников мир, спокойствие духа ввиду предстоящих событий (да не смущается сердце ваше, да не устрашается; 14:1, 27). Этот мир, это спокойствие духа они должны найти в Нём, в общении с Ним (14:27), в единении духовном с Ним. – В мире, враждебном Мне и Моему делу обществе людей, вы будете иметь скорбь, когда среди него будете продолжать дело Моё в распространении Моего учения и утверждении Моего Царства на земле, потому что этот мир враждебно относится и отнесётся к вам и ко Мне и к Пославшему Меня (15:18–21). Ненависть этого враждебного мира к вам причинит вам много скорби, на что Господь с силой указывал ученикам в этой же беседе (15:18–16:4); но при этой скорби, при этих бедствиях и страданиях мир духа их во Христе не только не должен умаляться, но должен возрасти до героизма, до величайшего дерзновения при их деятельности в деле Христовом. Это дерзновение, это мужество их должно иметь основание в уверенности, что Господь победил мир: победил совершением великого дела искупления человечества Своей смертью, вследствие чего и князь мира сего изгнан вон и осуждён (16:11). Победа над миром представляется духовному взору Господа уже совершившейся (как в 13 и парал.). Этим торжественно победным восклицанием: мужайтесь, Я победил мир оканчивается эта поистине великая последняя прощальная беседа Господа с учениками, начавшаяся также торжественно победной песнью: ныне прославился Сын Человеческий и Бог прославился в Нём! Читать далее Источник: Толковое Евангелие (в 3-х томахе)/Епископ Михаил (Лузин) - Издатель: Белорусский экзархат, 2004. - 1884 с./Книга третья. Евангелие от Иоанна. ISBN 985-6503-70-1 Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

40. Ин. 10:40 . и пошёл опять за Иордан, на то место, где прежде крестил Иоанн, и остался там. Ин. 1:28 . 41. Ин. 10:41 . Многие пришли к Нему и говорили, что Иоанн не сотворил никакого чуда, но всё, что сказал Иоанн о Нём, было истинно. Ин. 1 д.; Ин. 3 д. 42. Ин. 10:42 . И многие там уверовали в Него. Опять: указание на прежнее пребывание Господа там (1:28). – За Иордан: на ту от Иерусалима, т. е. на восточную сторону Иордана, следовательно, в Перею (ср. прим. к Мф. 2:22 ) – Где прежде, т. е. в первое время Своей деятельности (ср. 1:28; после Он крестил в Еноне, близ Салима, (3:23) крестил Иоанн: см. прим. к 1 и парал. – Остался (собственно – пребывал) там: из сравнения с повествованиями первых трёх евангелистов надобно, кажется, заключить, что Господь путешествовал в это время и по Галилее и оттуда пришёл в Перею, когда шёл опять в Иерусалим за иорданскою стороною (ср. Мф. 19:1 ; Мк. 10:1 . И – если считать параллельным – Лк. 18:35 ). Иоанн же говорит о пребывании Господа только в Перее потому, что здесь получено было Господом известие о болезни Лазаря, о чём Иоанн намерен повествовать непосредственно вслед за сим (гл. 11). – Многие пришли к Нему: вероятно, из жителей тамошней страны, которые, судя по их дальнейшей речи об Иоанне Крестителе, его проповедью приготовлены были к вере в Господа как Мессию, видя, что делами Господа оправдывается проповедь о Нём Крестителя. – Иоанн не сотворил и пр.: смысл речи таков: хотя Креститель чудесами не свидетельствовал о себе как посланнике Божием, но он, несомненно, был посланник Божий и пророк, ибо всё, что сказал об Иисусе как Мессии, истинно, оправдалось и учением, и делами Господа. – Уверовали в Него: как Мессию; дознанная ими истинность свидетельства о Христе Иоанна легла в основание их веры в Него (ср. Злат., и Феофил.). Читать далее Источник: Толковое Евангелие (в 3-х томахе)/Епископ Михаил (Лузин) - Издатель: Белорусский экзархат, 2004. - 1884 с./Книга третья. Евангелие от Иоанна. ISBN 985-6503-70-1 Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

4Цар.12 ) для всех, кроме священников и левитов, которые и должны были собирать эту подать. Деньги эти употреблялись на поддержку храма и покупку принадлежностей богослужения, как-то: жертвенных животных для ежедневных жертвоприношений, муки, соли, ладану, дров и пр. – «Учитель ваш не даст ли»: «не осмелились (сборщики) приступить к Иисусу Христу, а пришли к Петру; впрочем, и к сему пришли не с насильственным требованием, а скромно, ибо не настоятельно требовали, а только спрашивали: «Учитель ваш не даст ли дидрахмы?» Надлежащего о Нем мнения не имели и считали Его за простого человека, однако же воздавали Ему некоторое уважение и честь за предшествовавшие знамения» (Злат.); или, может быть, поступили так «с коварной целью, т.е. как бы говоря: Учитель ваш, как противник закона, захочет ли заплатить дидрахму?» (Феофил.). Мф.17:25–26 . Он говорит: да. И когда вошел он в дом, то Иисус, предупредив его, сказал: как тебе кажется, Симон? цари земные с кого берут пошлины или подати? с сынов ли своих, или с посторонних? Петр говорит Ему: с посторонних. Иисус сказал ему: итак сыны свободны; «Да»: из этого ответа Петра, не спрашивающего о сем Иисуса, можно заключить, что Господь платил обыкновенные подати. – «Иисус, предупредив его, сказал» и пр.: Симон не говорил еще с Иисусом Христом о сем; но Он, по божественному Своему ведению, знал уже и о вопросе, и об ответе. – «С сынов ли своих»: т.е. членов царского семейства; или с «посторонних», т.е. всех не принадлежащих к царскому семейству. – «Итак, сыны свободны»: от уплаты пошлин и податей, не платят их. Смысл тот: следовательно, Я свободен от уплаты дидрахмы, ибо Я – Сын Божий, а дидрахмы берутся для Отца Моего Бога, Который обитает в храме том. Далее: «если цари земные не берут подати с сынов своих, а с чужих, тем более Я должен быть свободен от оной, Царь и Сын Царя не земного, но небесного» (Злат., ср. Феофил.). Мф.17:27 . но, чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя «Чтобы нам не соблазнить их» (сборщиков подати): чтобы они не думали, что мы не хотим платить дани во храм и тем оказываемся презрителями храма и противниками закона. – «Пойди на море»: Галилейское, на берегу которого стоял Капернаум. – «Найдешь статир»: статир – греческая серебряная монета, равняющаяся ценностью четырем драхмам и сиклю еврейскому, следовательно, такая монета, которою можно было заплатить храмовую подать за двоих. Несомненно из сего, что Иисус Христос – Бог . Если Он знал, что во рту у рыбы, которая первая попадется Петру, есть проглоченный ею статир, то Он всеведущ. Если создал Он статир во рту рыбы, то Он всемогущ. Читать далее Источник: Толковое Евангелие (в 3-х томах)/Епископ Михаил (Лузин) - Издатель: Белорусский экзархат, 2004. - 1884 с./Книга первая. Евангелие от Матфея. ISBN 985-6503-68-х Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

– Истинно, истинно говорю и пр.: с усиленным указанием на истинность Своего ответа Господь говорит совопросникам, что Он древнее Авраама, что Он вечен. Прежде, нежели был, т. е. родился и жил Авраам, Я есмь. Последнее выражение – Я есмь указывает не на то только, что Господь был прежде Авраама, но на вечность Его. Оно напоминает изречение (а может быть, и заимствовано из него) Псалмопевца, в котором он изображает вечность Бога Иеговы прежде даже горам не быти и создатися земли, вселенней, от века и до века Ты еси ( Пс. 89:2 ). Так ясно Христос учит о Своей вечности и, следовательно, о Своём божестве (ср. Злат, и Феофил.). Так поняли и иудеи эти слова Его, как видно из дальнейшего. 59. Ин. 8:59 . Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него; но Иисус скрылся и вышел из храма, пройдя посреди них, и пошёл далее. Ин. 10:31 ; Лев. 24:16 ; Ин. 12:36 ; Иер. 36:36 ; Лк. 4:30 . Взяли каменья и пр.: этот светлый луч божества Христова в словах Его – Я вечен, Я сущий, как Иегова Бог, вместо того, чтобы просветить духовный взор иудеев, ещё более, по неверию их, ослепил их. Они увидели в словах Господа богохульство и как богохульника намеревались предать немедленно смерти чрез побиение камнями (ср. 10 и далее). Впрочем, дело, может быть, имело вид более угрозы, так как для них самих небезопасно было подобное самоуправство, со стороны римлян. – Взяли камни: которые, вероятно, тут же во дворах храма лежали, будучи приготовлены для храмовых построек, так как отстройка всего храма не была ещё окончена. – Скрылся и вышел: выражения не указывают прямо на чудесное в сем случае сохранение Христа от побиения камнями. Он скрылся, может быть, в массе народа, наполнявшей двор храма, где Он учил, массе, которая не была так враждебна к Нему, как её мнимые духовные руководители. Окружённый учениками и народом, Он прошёл посреди них и пошёл далее. Читать далее Источник: Толковое Евангелие (в 3-х томахе)/Епископ Михаил (Лузин) - Издатель: Белорусский экзархат, 2004. - 1884 с./Книга третья. Евангелие от Иоанна. ISBN 985-6503-70-1 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Как же «отвергли»? Когда говорили: «не от Бога этот человек, Он обольщает народ»: также: самарянин Ты, и бес в Тебе. Ин.7:12,9:16,8:48 ». (Злат., ср. Феофил.). – «Это от Господа»: чудеса и исполнившиеся пророчества доказывают, что сам Бог Отец послал Иисуса Христа быть краеугольным камнем или основанием церкви. – «Дивно в очах наших»: для всех искупленных предметом удивления и благоговения служит то, что Бог послал в мир для них Сына своего Единородного, что сей Сын Божий уничижил Себя до смерти крестной, со славою воскрес и стал краеугольным камнем церкви искупленных. – «Потому»: что иудеи отвергли Иисуса Христа, как основателя церкви, не признали Его Сыном Божиим и Мессиею, тогда как Он действительно истинный Мессия. – «Отнимется от вас»: т.е. от тех иудеев, которые отвергли Христа. – «Царство Божие»: церковь и все духовные блага ее. Они должны бы быть первыми членами сего царства, наследниками церкви Христовой, ибо они были народ избранный Богом и нарочито воспитываемый Им и приготовляемый к принятию Мессии, а они оказались недостойными и неспособными. – «И дано будет народу» и пр.: именем народа обозначаются здесь все будущие члены царства Божия или церкви Христовой. Они представляются как один народ, в соответствие с одним народом, древле избранным Богом (тот – Израиль по плоти, этот – Израиль по духу) и в ознаменование единства в сем народе и духа закона любви. – «Приносящему плоды его»: плоды истинной веры и добродетели, свойственные новому царству (ср. прим. к Мф.3:8 ). Мф.21:44 . и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит. Употребляя опять образ камня, Господь показывает, что будет с противящимися Ему.– «Кто упадет – разобьется»: Господь представляет Себя под образом камня претыкания (ср. Ис.8:15 ). Кто преткнется и упадет на него, кто соблазнится о Нем, как Мессии, и не признает Его таковым, тот разобьется, погибнет духовно. – «А на кого он упадет – раздавит»: кто останется нераскаянным, того Он осудит на духовную погибель. Речь идет как о суде в настоящей жизни, так и о будущем всеобщем суде. Мф.21:45–46 . И слышав притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит, и старались схватить Его, но побоялись народа, потому что Его почитали за Пророка. «Поняли, что Он об них говорит»: теперь только совопросники поняли весь глубокий смысл речи Иисусовой, направленной против них, как представителей неверия в Мессию Иисуса. – «Боялись народа»: который почитал Господа пророком, а потому в чувстве недовольства, если бы что первосвященники и фарисеи сделали Господу, мог произвести восстание, к которому вообще склонен был народ иудейский. Читать далее Источник: Толковое Евангелие (в 3-х томах)/Епископ Михаил (Лузин) - Издатель: Белорусский экзархат, 2004. - 1884 с./Книга первая. Евангелие от Матфея. ISBN 985-6503-68-х Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Мф.20:31 . Народ же заставлял их молчать; но они еще громче стали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов! «Народ заставлял их молчать»: чтобы они не беспокоили Иисуса Христа. Вероятно, Иисус Христос в это время поучал народ, и народу не хотелось, чтобы великий Учитель прервал Свою беседу ради слепцов». – «Еще громче стали кричать»: новое свидетельство их сильной веры и надежды на помощь Спасителя, и Господь внял этой вере и молению их. Мф.20:32–33 . Иисус, остановившись, подозвал их и сказал: чего вы хотите от Меня? Они говорят Ему: Господи! чтобы открылись глаза наши. «Чего вы хотите от Меня»: «для чего Он сделал таковой вопрос слепцам? – Дабы кто не подумал, что Он дает совсем не то, чего они хотят» (Злат.). Мф.20:34 . Иисус же, умилосердившись, прикоснулся к глазам их; и тотчас прозрели глаза их, и они пошли за Ним. «Умилосердясь»: «это милосердие было единственною причиною всех врачеваний; по нему-то Он и в мир пришел. Однако Иисус Христос, сия воплощенная милость и благодать, искал достойных. А что слепые были достойны, сие видно как из их усиленного вопля, так и из того, что они, получив исцеление, не отстали от Иисуса Христа, как делали многие, непризнательные к благодеяниям Его... но пошли вслед за Ним... Отсюда научись, возлюбленный, что сколько бы мы ни были бедны и отвержены, но с истинным усердием приходя к Богу, сами собою можем испросить у Него все, что ни потребуется. Поревнуем и мы сим слепцам. Пусть Бог медлит ниспослать нам дары Свои; пусть многие отклоняют нас с пути молитвенного, будем продолжать свою молитву, ибо сим самым умилостивим Бога. Посмотри на слепцов, и ты увидишь, что ни нищета, ни слепота, ни мысль, что они не будут услышаны, ни запрещение народа, ничто не остановило их. Такова-то душа пламенная и терпеливая!» (Злат.). Читать далее Источник: Толковое Евангелие (в 3-х томах)/Епископ Михаил (Лузин) - Издатель: Белорусский экзархат, 2004. - 1884 с./Книга первая. Евангелие от Матфея. ISBN 985-6503-68-х Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Мф. 23:16 . Неужели и мы слепы: тон, очевидно, насмешливый со стороны фарисеев, которые при сем были. Они знали, какое Господь имеет понятие о них, подумали, что Он, конечно, считает их в числе невидящих и слепых (уразумели ли они различие между теми и другими в речи Господа?) и насмешливо спрашивают, неужели они, законники, мудрецы и руководители народной жизни, тоже слепые – невидящие или ослепшие? Зная мнение о себе Господа, они даже и не подозревали, что Он причисляет их к видящим и сейчас от собственных их уст будет судить их, и потому ответ Господа на этот насмешливый вопрос должен был особенно поразить их. Если бы вы были теми невидящими, о которых говорю Я, слава бы Богу, потому что вы не имели бы греха, т. е. ваше неверие было бы грехом неведения и слабости, а не ожесточения и противления истине; те – невидящие могут получить просвещение и уверовать в истину, и грех неведения простится им; простился бы и вам, если бы вы были таковы, и вы не имели бы на себе греха. – Но вы говорите что видите: вы считаете себя толкователями откровения божественного, у вас под рукой закон и пророки, в коих вы можете видеть истину, а вы ей противитесь. Потому грех ваш не есть грех неведения и слабости, а грех упорства и ожесточённого противления истине, и этот грех остаётся на вас. Он не прощается и не простится вам, потому что при таком направлении вы не можете обратиться к истине и вере и получить изглаждение этого греха; он так и остаётся и останется на вас. Грех неведения и слабости есть грех против Сына Человеческого, а всякий грех и даже хула на Сына Человеческого простится. Грех же ожесточения и упорства против познанной истины есть грех против Духа Святого, а грех против Духа Святого не простится ни в сем веке, ни в будущем ( Мф. 12:31–32 и прим.), и потому грех остаётся, и останется на вас. Читать далее Источник: Толковое Евангелие (в 3-х томахе)/Епископ Михаил (Лузин) - Издатель: Белорусский экзархат, 2004. - 1884 с./Книга третья. Евангелие от Иоанна. ISBN 985-6503-70-1 Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

По всему сему заповедь о любви, данная Господом, есть новая заповедь. – Как Я возлюбил и пр.: не степень и сила любви означаются сим собственно (хотя и не исключаются), а самый характер любви, любви ко всем во имя искупления всех Христом, а не во имя чего-либо другого. – По тому узнают все и пр.: такою любовью вы будете отличаться от всех, и такая любовь будет признаком, что вы действительно Мои ученики; любовь с каким-либо другим характером не будет таковым признаком. – Что сказано апостолам, то относится, без сомнения, и ко всем верующим во Христа. Потому у христианина и естественная любовь (семейная, родственная, дружеская) должна быть освящена любовью христианской. 36. Ин. 13:36 . Симон Пётр сказал Ему: Господи! куда Ты идёшь? Иисус отвечал ему: куда Я иду, ты не можешь теперь за Мною идти, а после пойдёшь за Мною. Ин. 13:33, 21:1 д. 37. Ин. 13:37 . Пётр сказал Ему: Господи! почему я не могу идти за Тобою теперь? я душу мою положу за Тебя. Мф. 26 п. 38. Ин. 13:38 . Иисус отвечал ему: душу твою за Меня положишь? истинно, истинно говорю тебе: не пропоёт петух, как отречёшься от Меня трижды. Господи, куда Ты идёшь: Господь сказал, что куда Он идёт, вскоре ученики не могут следовать за Ним туда (ст. 33). Пётр, как видно, не понял этих слов вполне, и они возбудили в нём недоумение, которое и выразилось в вопросе, куда Ты идёшь? Господь снова повторяет и ему то же, что сказал всем (ст. 33), именно, что теперь он не может за Ним идти (конечно, по той же причине, по которой и другие не могут идти за Ним; см. прим. к ст. 33), но даёт и ещё более определённый намёк словами – после пойдёшь за Мною (путём мученической смерти), что теперь невозможно и не нужно. Пётр опять не уразумевает речи Господа и недоумевает, почему же теперь он не может последовать за Господом, когда ради Него он готов на всякое самопожертвование даже жизнью (душу положу; ср. 10:11). Господь отвечает ему на сие предсказанием о его отречении, давая тем знать, что Пётр, если бы и хотел теперь следовать за Ним, то ещё нравственно не готов к сему. О предсказании Господом Петру отречения см. прим. к Лк. 22 и далее; Мф. 26:31 и далее и парал. у Марка. Сказание Иоанна о сем сходно со сказанием ев. Луки, и речь их идёт об одном и том же (именно о первом) предсказании отречения, так что сказания Иоанна и Луки должно сопоставить здесь вместе, как восполняющиеся взаимно одно другим (рассказ же Матфея и Марка о сем относится к другому – второму – предсказанию об отречении Петра). Впрочем, сущность дела, во всяком случае, одинакова; разности некоторые в сказаниях не затемняют её, а лишь дают повод к размышлению. Читать далее Источник: Толковое Евангелие (в 3-х томахе)/Епископ Михаил (Лузин) - Издатель: Белорусский экзархат, 2004. - 1884 с./Книга третья. Евангелие от Иоанна. ISBN 985-6503-70-1 Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

– «Так будет и с этим злым родом»: хотя бы сделано было все возможное, чтобы возбудить в нем веру и исправить нравы, его неверие и развращение столь велики, что они опять возвратятся в его сердце, как злой дух в человека, и проявятся еще с большею лютостью. Это исполнилось в точности. Несмотря на учение и чудеса Спасителя и Его апостолов, несмотря на все что сделано было для этого народа пророками, представители народа все более и более ожесточились против Христа и христианства; усиливалась в них злая страсть, подобно тому бесноватому, в которого взошли вместо одного семь злейших духов. Они отвергли Мессию своего и распяли Его, гнали и умерщвляли апостолов Его; за то им было последнее горше первого: Бог отверг народ свой и рассеял его. «И в самом деле, бедствия, постигшие иудеев при Веспасиане и Тите, были несравненно ужаснее прежних. Потому и сказал Господь ( Мф.24:21 ): тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира до ныне и не будет» (Злат.). Так бывает и вообще с человеком (ср. Григ. Б. 3, 260. 309). Мф.12:46–50 . Когда же Он еще говорил к народу, Матерь и братья Его стояли вне дома, желая говорить с Ним. И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою. Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь. «Братья Его»: или двоюродные, дети Клеопы и Марии, сестры Пресвятой Богородицы, или же вернее – братья названые, дети Иосифа обрученника от первой жены его (ср. прим. к Мф.1:25 ). – «Указав на учеников своих»: не на всех слушавших и не на двенадцать только, а на тех вообще, которые считали Его своим Учителем, а себя – Его учениками. – «Вот матерь Моя» и пр.: Господь всегда питал нежное чувство к своей Матери, и, даже вися уже на кресте, поручил ее возлюбленнейшему Своему ученику ( Ин.19:25–27 ). Как ни тесно соединяют людей связи родственные, но духовная связь не менее тесна, и именно тесное нравственно-духовное отношение ко Христу условливается не плотскими, но духовными связями.– «Исполняет волю» и пр. (ср. Лк.11:27–28 ). Читать далее Источник: Толковое Евангелие (в 3-х томах)/Епископ Михаил (Лузин) - Издатель: Белорусский экзархат, 2004. - 1884 с./Книга первая. Евангелие от Матфея. ISBN 985-6503-68-х Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Дальнейшее обращение Иисуса к жене («И Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши»; Ин.8:11 ) русский экзегет рассматривает, как проявление «великого милосердия» Божия. Он сопоставляет это изречение со словами Господа из Евангелия от Матфея: «Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» ( Мф.18:11 ) и в прощении блудницы Иисусом («Я не осуждаю тебя») видит суд Христов, который он называет «судом бесконечного милосердия» 19 . Его суд ставит целью не наказание, а дарование надежды и последующее исправление грешника, причем необходимость исправления следует из слов Господа «иди и впредь не греши» 20 . Г. К. Властов замечает, что, в данном случае, имеется принципиальное отличие в речи Господа от случая исцеления больного при купальне Вифезда: там Христос к словам «не греши больше» добавил фразу «чтобы не случилось с тобою чего хуже» ( Ин.5:14 ), здесь же этого нет. Экзегет предполагает, что Господь «вероятно, знает, что полученное женой освобождение от суда… подготовило… (ее) душу к восприятию чистоты, от любви к Богу происходящей и не нуждающейся в угрозе» 21 , что по мнению толкователя и послужило к исправлению женщины. Епископ Михаил (Лузин ; 1830–1887) в целом давая сходный комментарий, подробно останавливается на том, в чем заключалось в данном случае искушение Господа со стороны книжников и фарисеев. Если бы Он постановил предать блудницу смерти, тогда Его обвинили бы в том, что он идет, как против римской власти, которая запрещала евреям производить смертную казнь, так и против римского законодательства, которое не рассматривало прелюбодеяние достойным смерти; если бы Он оправдал ее, то Его обвинили бы в нарушении закона Моисеева. Однако, констатируя данную дилемму, епископ Михаил, как и Г. К. Властов, считает, что книжники и фарисеи знали милосердный характер Господа и предполагали более вероятным второй исход дела, – Его желание помиловать блудницу 22 . Обсуждая, что писал на земле Иисус, он также замечает, что этого не следует допытываться, но склоняется к мысли о том, что это Иисус писал ответ вопрошавшим.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010