Восплачемся убо и мы, христиане, сидя на реках вавилонских, доколе еще в мире сем находимся; восплачемся, смиряясь духом, сокрушаясь сердцем, истинно пред Богом каясь и глаголя: Отче, согрешихом на небо и пред Тобою; восплачемся тако, да Он, умилосердившись над нами, с любовию примет нас, облобызает нас и причастными Божественной, вечной трапезы и Царствия Своего сотворит нас. О! Когда бы всем нам, христиане, изгибшим тако обрестися, умершим ожить, и чрез сие сотворить для Триединого Бога, Творца, Искупителя и Просветителя нашего удовольствие, для Ангелов и Святых радость, а для самих себя вечное спасение. Аминь! Беседа VIII. О том, что гробы мертвых суть памятники грехопадения человеческого Праведный Авраам, умеренно посетовав о потере друга своего, супруги своей Сарры, чувственно поплакав над умершим телом ее, скоро воста от мертвеца своего, воста, перестав плакать, и пошед к сынам Хеттеовым, между которыми жил, рече им: пресельник и пришлец аз есмь у вас, дадите ми убо стяжание гроба между вами, дадите место для погребения, да погребу мертвеца моего от Мене, да сокрою от глаз моих сей печальный предмет. Сынове Хеттеовы, услышав от Авраама таковое предложение, единодушно отвещаша ему глаголюще: ни, Господине! Нет! Ты не пресельник и не пришлец у нас; но ты еси царь от Бога в нас, великий между нами живущий князь; почему послушай нас: во избранных, в почтеннейших гробех наших погреби мертвеца твоего, никтоже бо от нас возбранит гроба своего от тебе, никто не откажет в сем тебе, еже погребсти мертвеца твоего тамо. Востав же Авраам поклонися народу земли, людям тоя страны, сынам Хеттеовым: и рече к ним Авраам глаголя: аще имате в души вашей, яко погребсти мертвеца моего от лица моего, ежели имеете намерение дать место для погребения, то прошу, послушайте мене, и рцыте о мне Ефрону Саарову. И да даст ми пещеру двоякую, сугубую, надвое разделенную, яже есть собственно его, сущую на части села его, находящуюся на поле его; Ефрон бо седяше, имел собственное место и жил посреде сынов Хеттеовых.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Когда увидишь в ком явную и слепоте твоей осязаемую добродетель, подражай ей в простоте сердца, не делая никакого кривого толкования на нее, когда же приметишь в другом самый грубый, видимый порок, удаляйся от него, не сообщайся с ним, дабы и тебе не прикоснуться к нечистоте его, и не оскверниться мерзостью его, но удаляйся, не осуждая ближнего своего за сие, не определяя его на клятву и на вечное мучение, а сожалея о слабостях его, яко человека падшего, и желая ему обращения и исправления, совершаемого силою Бога нашего, Который может не только падших восставлять, но и умерших воскрешать. Всякого христианина существенный долг есть, не занимаясь делами других, творя разные подозрения и делая ложные суждения, заниматься самим собою, заниматься внутренностию своею, упражняться в познании себя самого, в созерцании внутренней слепоты своей. Всякого христианина существенный долг есть, познав из разных достоверных опытов внутреннюю слепоту свою, от лишения Света Божия происходящую, молиться и просить Господа Иисуса Христа, Просветителя как телесных, так и душевных очей, чтобы Он по неизреченной Благодати Своей озарил Божественным Светом Своим помраченную адскою тьмою внутренность, исцелил душевную слепоту, дал способность созерцать. Что созерцать? Свои собственные дела, грехи и беззакония, и необходимую нужду во исправлении внутренности своей. Всякого христианина существенный долг есть, получив от Иисуса Христа внутренних очей исцеление, стяжав действительное просвещение, обращать оное единственно как на познание Триединого Бога своего, так и на познание себя самого, обращать на очищение свое, на исправление свое, на освящение свое, ежели только желает получить благословение Божие, а не клятву. И бысть, по еже престати Исааку благословляющу Иакова сына своего, как скоро он окончил благословение свое, и егда изыде Иаков от лица Исаака отца своего: тотчас прииде и Исав брат его с ловитвы. Пришед же сотвори и той снеди, и принесе отцу своему, и рече ему: да востанет отец мой, и да яст от лова сына своего, яко да благословит мя душа твоя.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Тако всякий из нас яко христианин должен мыслить и веровать от чистого сердца, внимая сему Божественному Христову свидетельству: всяк живый, и веруяй в Мя, не умрет во веки, не умрет духом своим, но прейдет от телесной смерти в духовный живот. Емлете ли, христиане, веру сему ( Ин.11:26 )? Ежели веруете уже сему, что душа человеческая, разлучившись с телом, не умирает, а в другой мир переходит и там существование свое продолжает: то можно теперь вам яко верующим открыть и высшее, можно сказать и то, что в другом мире с душами человеческими бывает. Что ж с ними по исходе из мира сего встречается? Как скоро души человеческие от тел разрешаются, в духовный мир переселяются, ко вратам града Божия приходят: тотчас по повелению Господню в вечный и великолепный дом Его вводятся, вводятся смотрителями священного храма Его, духовными служителями Его, святыми Ангелами. Души человеческие, увидев введение свое во град вечной чистоты, в жилище небесной истины, к престолу Божия правосудия, несколько смущаются и трепещут, помышляя в себе, не к суду ли они ведутся за прежние преступления свои, и не осудят ли их за те дела, коими прежде оскверняли они себя, яко плотские и падшие человеки; и не утерпев даже руководителям своим предлагают вины свои, представляют грехи свои, и в оправдание свое приводят, что они хотя и были таковы, но были таковы по неведению, по причине тьмы, жившей в них, а как скоро они узрели свет Христов и во свете Его познали тьму свою, ошибки свои, тотчас от тьмы обратились, покаялись и верою своею принесли в самую вечность в уплату за долги свои бесценные заслуги Спасителя своего. Руководители же, приметив внутреннее смущение их, смущение, свойственное всякой твари, и самой праведной, прежде в греховном падении бывшей, пред престол Господень ведомой и из уст Господа своего себе или оправдания, или осуждения ожидающей, – подкрепляют дух их и утешают, тако глаголя им: мир вам, не бойтеся, долги ваши изглажены у нас кровию Христовою, заслуги Его приняты, яко заслуги ваши, Бог ваш и Бог отец ваших даде вам сие духовное сокровище, внидите яко раби благие и верные без смущения и безбоязненно в радость Господа вашего.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Бог же, Который любящих Его любит и верующих в Него во всем утверждает, сей Милосердый Господь не оставил и верующего мужа Иакова без подкрепления, а утешил и ободрил сего праведного Израиля, явившись ему в видении нощию в животворном свете Своем, и сице к нему глаголя: Иакове, Иакове. Он, услышав сладостный глас Господень, воспрянул от мрачного уныния и рече, что есть? А Господь, благоснисходительно ответствуя ему на вопрос его, сказал: Аз есмь Бог отцев твоих, не убойся изыти во Египет: в язык бо велий сотворю тя тамо, умножая умножу тя. И Аз сниду с тобою во Египет, и Аз возведу тя до конца, как туда пойду с тобою, так и паки возвращу потомков твоих в землю Ханаанскую, и Иосиф при смерти твоей возложит руки своя на очи твои. Что Иаков услышав оживился, и с надеждою воста от кладязя клятвеннаго: и взяша сынове Израиля отца своего, и стяжание, и жены своя на колесницы, яже посла Иосиф взяти его: и вземше имения своя, и все стяжание, еже стяжаша в земли Ханаанстей, внидоша во Египет Иаков, и все семя его с ним: сынове его, и сынове сынов его с ним, дщери, и дщери дщерей его с ним, и все семя свое введе во Египет. Всех же душ вшедших со Иаковом во Египет, яже изыдоша из чресл его, кроме жен сынов Иаковлевых, всех душ шестьдесят шесть. Сынове же Иосифовы, иже быша ему в земли Египетстей, душ девять: всех душ дому Иаковля, яже приидоша со Иаковом во Египет, душ седмьдесят пять ( Быт.46:1–7,26–27 ). Кто из предстоящих в сем священном храме, в сем духовном училище, имеет внутри себя сердце плотяное, а не каменное, мягкое и к впечатлению способное, а не твердое, всякое благое прикосновение от себя отражающее; у кого из слушающих сию Священную Историю отверзт слух, и дух расположен к охотному принятию предлагаемых истин; чьи внутренние чувствования наклонны к исканию того, что душу пользует, назидает, к исправлению и спасению ведет: тот без сомнения уже ощущает и знает, на которых словах повествованной Истории должно остановиться и которые надобно исследовать, дабы получить внутреннее назидание.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Быт.42:34 . Человек, имея сердце внутри себя сокровенное, в недрах плоти лежащее, удобно может таить от плотского зрения человеческого то, чем оно у него наполнено, добром или злом, святынею или греховными сквернами, добродетелями или беззакониями; и обыкновенно таит сие, особливо таит гнусные, беззаконные, пред человеками постыдные, Богу же противные и отвратительные дела свои. Однако ж нет такой тайны в человеке, которая была бы не явленна пред Богом, сердца и утробы человеческие испытующим, нет ничего сокровенного в сердцах и делах человеческих пред чистейшими очами Его; пред Ним все открыто, явленно, ясно. И не только Он Сам созерцает человеческие дела, благие и злые: но рано или поздно открывает оные и человекам, открывает и благие, и злые, открывает благие для наставления людей чрез них и для побуждения их к подражанию оным, открывает злые для произведения истинного отвращения от зла в окружающих и для покаянного чувства в самих беззаконнующих. Ибо доколе сокрыты беззакония от других, дотоле как бы спят сами беззаконники, забывают о беззакониях своих, усыпляя сердечное чувство: а как скоро оные беззакония другим открываются, тотчас и сами беззаконники просыпаются, начинают познавать яснее и чувствовать живее мерзкие дела свои. Как то можно всякому приметить сие на сынах Иаковлевых. Доколе сокрыто было зверское злодеяние их, убийственная продажа брата их; дотоле они так сильно не угрызались, не мучились, а еще всегда спокойный вид и отцу, и другим показывали: как же скоро начало несколько показываться злодеяние их чрез притеснение Иосифово и чрез требование его меньшего брата их Вениамина, тотчас почувствовали они беззаконие свое, признали оное единственною причиною всего злоключения своего. И раскаиваясь кийждо рече к брату своему: ей, во гресех бо есмы брата ради нашего, яко презрехом скорбение души его: егда моляшеся нам, просил помилования у нас, и не послушахом его: и сего ради прииде на ны скорбение сие. Что самое подтверждая, и Рувим, больший брат их, сказал им: не Рех ли вам, глаголя: не преобидите детища: и не послушасте мене: и се кровь его взыскуется.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Находит ли кто в себе гордость житейскую, в свои собственные совершенства влюбляющуюся, весьма много о себе думающую, что она мало награждена, на то негодующую, вознестись на высший степень достоинства, и других чрез то превзойти желающую, и искать оного возвышения не только службою, заслугами, но и всякими неправильными происками, то чрез ласкательство высшим, то чрез покровительство родственников, то чрез куплю, то другими какими кривыми путями, понуждающую? Таковой, вспомня, что всякий, в какое звание призван, в том и должен пребывать, и что столько на всякого возлагается от Бога бремени, сколько может понести, должен объяснить страсти своей сие следующим образом: Господь мой, каждому разделяя как внутренние, так и наружные дары по способности, дал и мне то, что я исполнить в состоянии, а что не может быть мною обращено в пользу ближних моих, того мне и не дано и к тому я не должен стремиться. Како сотворю злый глагол сей, как буду искать чести и достоинств против Воли Господа моего и согрешу пред Богом? В таком расположении сердца и духа должен быть всякий христианин относительно ко всем чувственным вещам, и к богатству, и к честям, и к увеселениям, и к плотским делам, к любодеянию, прелюбодеянию и пьянству. Христианин паче всего должен почитать Господа своего и Ему Единому повиноваться: а почитая и любя Его, должен быть очень доволен всем тем, чем Он благословил его, что ему дал во владение, что позволил Сам употреблять. В девстве ли он находится и бессупружную препровождает жизнь? Должен препровождать оную в чистоте, в целомудрии, не только не оскверняя себя гнусным любодеянием, но стараясь истребить в себе страхом Божиим и самое внутреннее вожделение, от похоти очес рождающееся, помня и веруя, что девственная чистота есть дщерь небес, жительница Рая, супруга непорочного человека, невеста воплощенного Слова Божия, вместительница Премудрости Господней, наперстница Спасителя Иисуса Христа, участница в познании таинств Его и наследница вечного небесного Царствия Божия. В супружестве ли он пребывает? Должен пребывать в любви и воздержании, зная, что и из супружества делаемое невоздержание есть сатанинское искушение и богопротивное плотоугодие; а кольми паче не должен и мыслить о мерзком, пред людьми бесчестном, у Бога вечную клятву заслуживающим прелюбодеянии. Посредственно ли он богат? Должен быть доволен тем, что имеет, не простирая алчного желания на чужое имение, а еще в пользу ближних своих употребляя и свое. Беден ли он? С терпением должен сносить бедность свою, с благодарением пользуясь дарами других, по расположению Божию сообщаемыми. Чиновен ли он? Должен обращать возвышенное свое состояние на произведение нужного обществу благосостояния, не ища того, где он, может быть, и совсем для общества бесполезен будет. В низком ли он состоянии? Должен повиноваться Началу и Власти, веруя, что таковые распоряжения суть непреложные судьбы Всевышнего Владыки.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Христиане, очувствуемся, вспомним, что истинная анафема, существенная вечная клятва не столько тем принадлежит, кои разны в некоторых видимых обрядах или в других каких наружных действиях, но более тем, кои разны в жизни своей от жизни Христовой, коих жизнь надменна, человеконенавистна, невоздержна, нечиста, блудна, законопреступна, и кои холодно, слабо любят, или лучше не любят Господа своего Иисуса Христа. Им сказано сие святого Апостола Павла изречение: аще кто не любит Господа Иисуса Христа, да будет проклят, Маран Афа ( 1Кор.16:22 ). Видите, христиане, каковы и наши суды! И наши суды подобны Иудину суду. Мы часто других судим, не рассматривая себя; мы часто других на жестокие наказания осуждаем, своей совести единого обличительного и укорительного слова не изрекая; мы часто других на смерть определяем, достойными смерти почитаем, о своих винах, заслуживающих вечную смерть, нимало не помышляя. Но не тако мы, яко христиане, должны поступать. Мы ежели находимся вне общественной должности: то никак не должны чужих дел пересуждать, особливо же для осуждения и для поношения за глаза, а не для исправления в глаза. Кто же находится в общественной должности: тот обязан непременно и законом Божеским, и законом гражданским без всякого опущения должность свою исправлять. Всякий таковой обязан о делах других судить и по делам каждого определять и воздавать. И проповедник Слова Божия обязан грехи людские обличать; и начальник дерзости рабов как чрез увещания, так и чрез наказания удерживать; и судия законопреступников наказывать. Сие никогда не осуждается, сие еще одобряется, сие есть существенное дело их. А только всякий таковой, судя других, или лучше прежде, нежели будет судить и осуждать других, должен беспристрастно судить себя самого. Проповедник Слова Божия прежде, нежели изречет на других обличение грехов, должен обличить себя самого в подобных преступлениях и почесть нужным исправление. Тогда и для других обличение ощутительнее и действительнее будет. Господин прежде, нежели накажет раба своего за преступление, должен поставить себя самого на одной доске с рабом своим пред Господом Богом своим и допросить себя самого, не преступает ли он подобно рабу пред своим Господом? Ежели учинит сие и найдет себя виновным пред Господом Богом своим, яко раба пред собою: то не поступит с рабом бесчеловечно, а непременно или по довольном увещании простит его, или и накажет по требованию долга, но накажет без жестокости, не излишне, без злобы и мщения, из любви, для единого исправления.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Ветхий человек есть тот, который, потеряв образ и подобие Божие, уничтожив в себе сходственность и сообразность совершенств своих с совершенствами Божиими, изгладив из души и сердца своего Божественные напечатления, принял на себя образ диавольский, образ скотский и образ мира сего, занял себя свойствами сих посторонних предметов, яко врожденными своими, так напечатлел их на душе и на сердце своем, что они сделались не только живым образом, но и частьми, всю существенность его составляющими. Вся бо существенность ветхого человека так повреждена и растленна, что он едиными, или диавольскими, или скотскими делами, или делами мира сего занимается, в них единых упражняется. Ветхий человек есть тот, который, привлекши в себя сатанинские свойства, гордится, надымается, себя не только выше прочих разумных тварей, но и даже выше Творца своего мысленно возносит, и по самолюбию своему всегда низким для себя тот степень поставляет, на какой возведен; который себя любит много и греховно, а Бога ничего, от Бога отступает, достойной чести Ему не отдает, внутренно Ему не служит, закону Его не покоряется, святой Воли Его не исполняет и совсем развращенно своевольствует, своевольствует и в христианской религии, и в гражданском общежитии; который, потеряв грехом свое собственное благополучие другому в оном завидует, видя его с собой ни в мыслях, ни в словах, ни в делах несогласным, ненавидит его, гнушается им, когда не может ему причинить зла самым делом, по языком клевещет на него, поносит его, ругает его, всякое сквернословие и срамословие выходит из уст его; который, будучи в натуре своей зол, на всякого и по делу и не по делу гневается, злобствует, свирепствует, бьет и убивает; и который, наконец, какое ни делает удовлетворение безрассудным страстям своим, однако ничем не может удовольствовать и успокоить себя, а все сие влечет еще за собой величайшее смущение, внутреннее за грех наказание. Он, делая обиды и неудовольствия другим, себя самого мучит, он, не имея живой веры, отчаивается, он, не зная по нерадению своему к обращению пути, ожесточается, так во зле закосневает, что совсем невозможным почти делает исправление свое.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Что бо есть в существенности своей гнусная похоть плоти? Похоть плоти есть не что другое, как сильное движение крови, от внутреннего воспаления происходящее; похоть плоти есть не что другое, как внутренний жар, от умножения горючей материи рождающийся и потом внутри человека волнующийся и пылающий. Чем же умножаются сии горючие вещества? Пресыщением пищи и пития. От излишества пищи и пития рождается леность или небрежение о трудах, из лености проистекает праздность или совершенное недействие, от праздности делается утучнение плоти или умножение тучных соков и горючей материи, от умножения оных излишних частей происходит и самое плотское похотствование или внутренний плотский жар, гнусное греховное побуждение, мерзкая плотская жажда, которой не умея, или лучше, не хотя умерить плотский человек в самое действие производит; а наипаче свободно и дерзновенно делает он сие тогда, когда пресыщение, в пищи и в обыкновенном питии состоящее, самым пьянством, употреблением крепких напитков сопровождается. Ибо пьянство, или употребление крепкого пития, скорее всего, и само по себе, яко огнь в себе имеющее, внутренний жар умножает и тако непосредственно блудные дела рождает; как то весьма выразительно сие премудрый испытатель натуры и Божественных таин, Апостол Павел подтверждает, сице ко Ефесеем глаголя: братие, не упивайтеся вином, в немже есть блуд ( Еф.5:18 ), в нем же есть огнь, к нечистым делам побуждающий и с великой силой устремляющий. Се нечистый источник нечистых плотских действий! Се начало гнусного плотского жития! Се корень и происхождение блудных дел! Первая черта скотского образа вторую черту оного собой начертывает, объядение и пьянство как скоро в человеке усилятся, тотчас сладострастие причиняют, мерзкое любодеяние и гнусное прелюбодеяние рождают. Пресыщенный и пьяный, ленивый и праздный, всегда первые сие зло соделывают. Но сколь злы, гнусны и мерзки сии дела; сие довольно самая сущность оных показывает. Что бо есть в существенности своей любодеяние. Любодеяние или блуд, есть не что другое, как прогнание от себя небесной Премудрости Божией, той Божественной Девы, которая со всяким непорочным девственником духовно соединяется, светом своим просвещает его, чистотой своей более и более очищает его, святыней своей освящает его, знанием своим наставляет и яко руководительница ведет его по пути дражайшией истины прямо к Богу, источнику совершенного нашего блаженства.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Что ж? Имеют ли они что-нибудь в себе святое, небесное, Божественное? Никак! А все, что ни имеют в себе, есть греховное, адское, диавольское. Завидовать благополучию других, терзаться и мучиться благосостоянием их, ненавидеть, гнушаться и удалять от себя не только лице, но и слух о тех людях, которые совершеннее прочих, не только не есть дело праведное, Божественное, но и в высокой степени греховное, диавольское. Божие дело есть радоваться о благополучии тварей, желать им всегдашнего благосостояния, стараться об умножении их совершенств, влестися всегда к сообщению им даров как внутренних, так и наружных; а снедаться благополучием других, желать лишить их благосостояния и совершенств, есть поистинне дело адское и означает свойства диавольские. Зависть и ненависть суть свойства диавольские и по самому происхождению своему. Ибо как зависть, так и ненависть от диавола первоначально произошли. В первом диаволе сия адская горечь, зависть, зачалась и родилась, а через него уже и другим сообщилась. Диавол, возгордившись совершенствами своими, по гордости же своей вышед из повиновения у Творца своего, а за непокорность и злое своеволие свое подпадши всякому роду адских несчастий, и в несчастиях своих увидев сотворенного Богом человека в чести, в свете, в славе, в блаженстве, увидев его в тех достоинствах, каких он грехопадением своим лишился, весьма уязвился завистью, терзался, мучился, снедался, видя его в столь благополучном состоянии, и дотоле зависть его простиралася, что он возненавидел его и не хотел иначе видеть его, как разве лишив и его каким-нибудь образом всех райских, Божественных совершенств. В чем и успел. Он, употребив змеиную, адскую, сокровенную хитрость свою, ужалил человека, уязвил его и адским ядом своим так заразил человека, что он, потеряв все Божественные свойства и лишившись райского блаженства, впал в бедственное, мучительное, его несчастному жребию подобное состояние, сделавшись и в свойствах ему подобным, именно, несчастным и гордым, невольником страстей своих и высшей воле непокорным, завистливым и ненавистливым. Зависть и ненависть от диавола начало свое получили, и суть истинная причина всех человеческих несчастий; как то уверяет премудрый Соломон тако глоголя: Бог созда человека в неистление и во образ подобия Своего сотвори его: завистию же диаволею смерть вниде в мир: вкушают же ю, иже от ея части суть ( Прем.2:23–24 ). Зависть и ненависть суть диавольские свойства и по достоверному свидетельству Священного Писания. Святой Апостол Иаков говорит: аще зависть горьку имате, и рвение в сердцах ваших, не хвалитеся, якобы сие добро было, ни лжите на истину, якобы сие от истины происходило. Никак! Несть сия премудрость свыше нисходящи, но земна, душевна, бесовска. Идеже бо зависть и рвение, ту нестроение и всяка зла вещь ( Иак.3:14 –16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010