Потом на черниговской кафедре епископом опять усматривается Антоний; одно ли лицо с Антонием времен митрополита Константина I или другое – утвердительно сказать не можем. Черниговский епископ Антоний упоминается в феврале 1165 года. В Киевск. летопис. Истор. Росс. Госуд. Карамз. (II, примеч. 406) по случаю кончины черниговского князя Святослава, случившейся 15 февраля 1165 года, сказано: «Рекоша дружина Ольгови: княже, еди оборзе Всеволод, бо не добре жил с отцем твоим и с тобою, ащи что замыслить лихое. Олег же не заста отца живого, тошша бо смерть его за три дни до Олгова приезда. Сеж створи княгиня, сгадавши с епископом, и целоваша св. Спаса на том, яко не послатися ко Всеволодаричу. Рече епископ: да не будите предатели, яко Иуда. Се же молвяше, лесть тая в собе бяше бо родом гречин; и списав грамоту, посла ко Всеволодовичу». Карамзинъ (III, по Эйнерлингу, стр. 181) это событие описал: «Кончина Святослава Черниговского произвела несогласие между сыном его и племянником. Старший сын его Олег находился в отсутствии. Черниговский епископ Антоний и вельможи собрались к овдовевшей княгине и, боясь хищного владетеля Северского, решились таить смерть до Олегова возвращения; все дали в том клятву и во-первых епископ. Но святитель был грек, по словам летописца, – хитр и коварен; он в тот же час написал к Святославу Всеволодовичу, что дядя его скончался». Дело кончилось тем, что Святослав остался княжить в Чернигове. В обоих изданиях Истории росс. иерарх. сказано, что Антоний изгнан из епархии 1168 года. Это последовало в тот год, как взят Киев войсками государя Андрея Боголюбского, – a Киев взят 3 марта 1169 года (Карамзина Ист. Рос. Госуд (II, по Эйнерлингу стран. 190) . Приписывая взятие Киева тогдашнему митрополиту, летописи, как-то: Воскресенская (II, 81), говорят: «се же содеяся грех их ради, и за митрополичу неправду: запретил бо тогда Поликарпу, печерскому игумену, в Господские праздники, на Рождество Христово и Богоявление масла и млека в среды и пятки не ясти. Помогаше ему и черниговский епископ Антоний. Браняше же князю Святославу Черниговскому, не веляше ему в тые дни мясо ясти. Князь же запрети самому епископу, глаголяй: аще ми о сем речеши, то вывергу тя из епископьи; оному же тогда не внимающу, – и извержется». Порфирий I

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Diev/ch...

Однако, как в этом „описании синодика“, так и в произведениях выше поименованных авторов излагаются сведения или необстоятельные, или неточные или ошибочные, а главное – очень неполные. Так, – опускаются все надписи на предметах церковной утвари, на церковно-богослужебных книгах, на намогильных камнях и многое прочее, что имеет значительный научный интерес и в нескольких отношениях. Все это пополняется в предложенном здесь историко-археологическом. очерке. I. Местность От города Одоева, точнее – от Одоевского городища, внутри которого находится Соборный Воскресенский храм, в расстоянии около двух верст, на правом берегу р. Упы, находится село Анастасово. Это – прежде бывший мужской Богородице-Рождественский монастырь, построенный в первой половине XVI столетия удельным киязем Иваном Михайловичем Воротынским и названный Аиастасовым по имени первого настоятеля его, игумена Анастасия. Монастырь был упразднен во второй половине XVIII-ro столетия. От монастыря остался храм, теперь приходская церковь : и в храме и вне его доселе еще сохранилось не мало памятников, в историко-археологическом отношении весьма примечательных. II. Основатель монастыря По точному свидетельству так-называемой „Вкладной Книги“, приложенной к древнему монастырскому Синодику, Анастасов монастырь „ставили, и строили его всяким. строеньем, и земли к тому монастырю подавали“ князья Воротынские, потому что Анастасов монастырь находился в их вотчине, в Одоеве. (См. далее Вкл. Кн.). Князья Воротынские, это – древний княжеский и боярский род, происшедший οт св. кн. Михаила Всеволодовича Черниговского († 1246 г.), жившие в своем удельном городе Воротинске и от него получившие свое прозвание. 2 От кн. Михаила Всеволодовича, по прямой линии, произошли: Симеон Михаилович (третий его сын). Роман, Симеонович, князь Новосильский. Теснимый татарами, он из Новосили перешел в г. Одоев, – в 1374-м году, и был первым князем Одоевским. Его сын Юрий Романович, а его сын Феодор Юрьевич. Он женился на внучке Литовского князя Ольгерда, около половины XV-ro века, и получил в удел г. Воротынск, куда и перешел в 1492-м году на княжение. Этот князь Федор первый стал называться Воротынским. Но князь Федор Воротынский, „вместе“ с прочими удельными кпязьями Черниговскими, находился в подданстве Литвы. Его старший сын Михаил Федорович.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

В 1228 г. Г. В. не допустил в Суздальской земле новой усобицы. Его брат Ярослав, вынужденный уступить новгородское княжение своему шурину Михаилу Черниговскому, замыслил «противиться» старшему брату и вступил в союз с племянниками - Василько, Всеволодом и Владимиром (Димитрием) Константиновичами. Г. В. позвал на «снем» Ярослава и Константиновичей в Суздаль, где при посредничестве еп. сщмч. Митрофана (в 1227 он сменил на Суздальско-Владимирской кафедре свт. Симона) князья «исправиша все нелюбье межю собою». Следствием соглашения Г. В. с Ярославом стала поддержка вел. князем брата в последующей борьбе за новгородский стол. В 1230 г. Ярослав вернулся на новгородское княжение, но Михаил не оставлял своих притязаний. Во Владимир в кон. 1230 г. при посредничестве киевского кн. Владимира (Димитрия) Рюриковича приехало посольство из Юж. Руси во главе с митр. Кириллом I , «прося мира Михаилу с Ярославом». С помощью Г. В. мир был заключен, но в следующем году война все-таки началась. Ярослав ходил ратью на сев.-вост. волости Черниговской земли. Г. В., действуя в союзе с братом, совершил поход в волости Михаила (хотя сам и не принял активного участия в военных действиях). В 1230 г. Г. В. участвовал в 2 наиболее важных событиях церковной жизни Сев.-Вост. Руси: перенесении во Владимир из Волжской Булгарии мощей мч. Авраамия и поставлении на Ростовскую кафедру Кирилла II , игум. владимирского Рождество-Богородицкого мон-ря (ростовский кн. Василий Константинович с братьями испрашивал у Г. В. разрешение на его поставление). К 1234 г. в Юрьеве-Польском, к-рый получил от Г. В. в удел кн. Святослав Всеволодович, было закончено строительство ц. во имя вмч. Георгия Победоносца - небесного покровителя Г. В. В 1237 г. еп. Митрофан устроил в Успенском соборе «над трапезою» киот, украшенный золотом и серебром, тогда же был расписан притвор собора. При Г. В. продолжалось владимирское летописание, отразившееся частично в Лаврентьевской летописи 1377 г., а в более полном виде - в Московском летописном своде кон. XV в.

http://pravenc.ru/text/Георгия (Юрия) ...

Жизнь русского князя на севере и юге в описываемое время мало чем разнилась от жизни прежних русских князей. Замечаем, что княжие имена выходят из употребления; князья обыкновенно называются именами, взятыми из греческих святцев; из старых славянских имен употребляются такие, которые принадлежали святым прославленным князьям, каковы: Владимир, Борис, Глеб, Всеволод. В потомстве Константина Всеволодовича встречаем только одного Мстислава; в потомстве Ярослава Всеволодовича находим одного Ярослава и одного Святослава; чаще встречаем княжие имена в областях, принадлежавших к старой Руси, Смоленской, Рязанской, Черниговской. Но если вышло из обычая давать князьям славянские языческие имена, то сохранялся обычай давать по два имени, хотя оба были взяты из греческих святцев; так, известно, что сын Василия Темного имел два имени – Иоанн и Тимофей, из которых употреблялось только одно первое. Восприемниками при крещении князей встречаем духовные лица: так, владыка новгородский Василий ездил во Псков крестить сына (Михаила) у князя Александра Михайловича тверского; митрополит Алексий крестил князя Ивана Борисовича нижегородского; у Димитрия Донского сына Юрия крестил св. Сергий Радонежский; у князя Василия Михайловича кашинского крестил сына Димитрия троицкий игумен Никон, преемник св. Сергия, вместе с бабкою новорожденного, великою княгинею Евдокиею; у Василия Васильевича Темного крестил сына (Иоанна) троицкий же игумен Зиновий. На княжеские крестины бывали большие съезды, приезжали князья-родственники с женами, братьями, детьми и боярами. Обряд пострига сохранялся. Касательно воспитания князей встречаем одно известие, что князь Михаил Александрович тверской ездил в Новгород к крестному отцу своему, владыке Василию, учиться у него грамоте; молодому князю было тогда семь лет. Между боярами княжескими упоминаются дядьки. Женились князья в первый раз от четырнадцатилетнего до двадцатилетнего возраста; как и прежде, свадьбы сопровождались богатыми пирами; как видно, венчались князья в том городе, где княжил отец невесты, у которого был первый пир, а потом все родные и гости пировали у женихова отца; так, Глеб Васильевич, князь ростовский, женил сына Михаила на дочери ярославского князя Федора Ростиславича, и венчание происходило у последнего в Ярославле, куда приехал отец женихов и много других князей и бояр; потом женихов отец задал большой пир в Ярославле же, почтил свата своего, князя Федора Ростиславича, и всех гостей – князей, бояр и слуг, брачные пиры назывались кашею.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

И к сему нашему уложению ни прибавити, ни убавити, ниже всяко пременити ни едину точку или запятую. Аще ли кто прибавит, или всяко пременит, да будет по святых отец преданию проклят, иже предавших сия и утвердивших. Аще ли кому неврно мнится, то прочти прежде бывших святых жития, и увсть, яко бысть много в прежняя времена сего. Слава иже в Троицы славимому Богу и пречистй его Богоматере, соблюдающей и хранящей мсто оно, и всм святым. Аминь. 244 ...великий князь Георгий Всеволодович...– великий князь владимирский (ок. 1187–1238), сын великого князя Всеволода Юрьевича Большое Гнездо, внук Юрия Долгорукого. 245 ...великому князю Всеволоду, а во святом крещении наречен бысть Гавриил, псковский чудотворец.– Всеволод-Гавриил Мстиславич, князь новгородский с 1117 г., в 1136 г. был изгнан новгородцами. В 1137 г. был приглашен во Псков на княжение, умер в 1137 или 1138 г. 247 ...равно апостолом великому князю Владимиру Киевскому...– Владимир I Святославич, великий князь киевский, при котором произошло крещение Руси, поэтому он и назван «равным апостолам». 249 ...князю Михаилу Черниговскому.– Князь Михаил Всеволодович Черниговский был шурином князя Георгия Всеволодовича. 250 ...княгин, христолюбивой Олг...– жена князя Игоря Рюриковича (ум. в 969 г.), бабка Владимира I Святославича; после смерти Игоря (945) управляла Киевской землей. Еще до крещения Руси князем Владимиром приняла крещение. 252 ...Святополк, иже восхот владти и уби братей своих благоврных и великих князей. Бориса повел копием пробости, Глба же ножем заклати...– Князья Борис и Глеб, сыновья киевского князя Владимира Святославича, были убиты по приказу своего брата Святополка Окаянного, см. «Сказание о Борисе и Глебе». 253 ...яко мати при смерти есть наша.– Круг памятников, посвященных Борису и Глебу, говорит о том, что Святополк сообщил братьям о приближающейся смерти их отца, а не матери. 254 ...великий князь Андрей Боголюбский.– Андрей Юрьевич Боголюбский, великий князь суздальский и владимирский (ок. 1111–1174 гг.), сын Юрия Долгорукого.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В большом походе болгар в 1220 году по предложению великого князя приняли участие брат его Ярослав, княживший в Переяславле, племянник Василько Константинович из Ростова, муромский князь Святослав Давидович и другие. Поход был удачный, но утомительный. Чтобы закрепить достигнутые успехи, великий князь основал (в 1221 г.) при устье Оки крепость — город Нижний Новгород. Заложен был город на Мордовской земле, а потому после 1221 года должны были возникнуть и возникли особенно враждебные действия со стороны мордвы. В 1229 году мордва приходила с князем своим Пургасом к самому Нижнему Новгороду и успела сжечь устроенные здесь Богородицкий монастырь и загородную церковь. Продолжалась борьба и с болгарами. Но главные заботы великого князя Всеволода вызывались внутренней враждой князей. Великому князю владимирскому приходилось вести войну с Черниговом и всячески умиротворять беспокойного брата Ярослава. Главным поводом к раздору был тот же Новгород, где враждовали сторонццца Михаила Черниговского и суздальская. Ярослав под тем предлогом будто Георгий Всеволодович продолжает поддерживать Михаила в Новгороде, возбудил против великого князя его племянников Константиновичей — Василька, Всеволода и Владимира. В 1229 году Георгий Всеволодович собирал к себе во Владимире недовольных родственников и успокоил их. За то скоро возмутился Михаил Черниговский и вместе с князем Владимиром Киевским двинулся на волынских князей Даниила и Василька Романовичей, бывших в близком родстве с великим князем, выдавшим за Василька свою дочь. Поход в Черниговские волости, хотя и не сопровождавшийся битвами и победами, не увеличил ни русской военной силы, ни единодушия князей русских, против которых уже стоял вблизи страшный враг — монголы. Крайне тяжело, вероятно, было на душе у великого князя, посвятившего всю жизнь свою объединению и внутреннему миру и теперь перед страшной опасностью видевшего Русскую землю разделенной и обессиленной. Рязань сожжена. Пришла очередь и стольному Владимиру. Опустошив Рязанскую землю, татары двинулись к Коломне.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

65 Монголо-татарское нашествие в корне изменило не только русскую государственность. Оно растоптало Киевскую Русь, и в течение почти трехсот лет постоянными набегами терроризировало русское население, постепенно перемещавшееся на север страны. Зверства монголотатар оставили глубокий след в душе русского человека – они вошли в былины и сказки. Но наряду с ужасами нашествия народ запомнил своих героев, которые смогли противостать превосходящим силам захватчиков. Наряду с героями народная память запечатлела и мучеников: «Бесспорным мучеником и самым почитаемым из святых князей после Бориса и Глеба был Михаил Всеволодович Черниговский, казненный с боярином Феодором в Орде 20 сентября 1246 г. Сказание о нем, составленное современником, вошло в летопись. Это не житие в собственном смысле, а повесть о «мучении» лишь с кратким житийным введением». ( Федотов Г. П. Святые Древней Руси. С. 95.) Текст жития дается по «Книге житий святых» святителя Димитрия Ростовского . 66 «По пророчеству Даниила...» – имеется в виду библейская книга пророка Даниила, одна из самых таинственных книг Ветхого Завета. По жанру она относится к апокалипсисам. Большинство ученых-богословов склоняется к тому, что книга создана одним автором в 165 г. до нашей эры. Содержит пророчества о грядущих временах. Исполнение этих пророчеств автор «Страдания» видит в монголо-татарском нашествии. 69 «...великий князь Киевский и Черниговский Михаил»Черниговский князь Михаил был потомком Ярослава Мудрого. В Орду он направился для получения ярлыка на Черниговское княжение. 70 «...повелел послов тех погубить» – более древние списки жития ничего не говорят ни о княжении князя Михаила в Киеве, ни об избиении монголо-татарских соглядатаев. 72 «...агарянских людей» – так в Древней Руси называли монголо-татар. Агарь – служанка Авраама, родившая ему сына Измаила, который почитается праотцем арабов. Поэтому иногда их еще называли измаильтянами. 74 «...принуждали идолу поклоняться, Кану и Кусту и солнцу...» – среди монголо-татар преобладали язычники, которые поклонялись явлениям природы. Святитель Димитрий персонифицирует эти явления, давая им имена собственные.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Это было зимой в том же 1239 году. Есть в летописях темное известие под 1239 годом, приведшее в недоумение Карамзина: под помянутым годом говорится, что Ярослав, названный по отчеству только в Никоновской летописи, ходил к городу Каменцу, взял его, пленил жену Михаила (разумеется Черниговского) и множество людей и возвратился восвояси. Карамзин удивляется, «как мог великий князь втакое бурное время итти из Владимира Суздальского в нынешнюю Подольскую губернию. Мы упоминали в 1229 году о Ярославе Ингваревиче, получившем от Даниила в удел Межибожье и Перемиль; но Суздальский или Пушкинский летописец без сомнений говорит здесь о великом князе Ярославе». Ипатьевская летопись так изображает это событие: «Михаил бежа по сыну своем перед Татары во Угры». (Ростислав Мстиславич занимает Киев, Даниил выгоняет его и оставляет там наместника Дмитрия). «Яко бежал есть Михаил из Киева в Угры, Ярослав ехав я княгиню его и бояр его пойма, и город Каменец взя». По правдоподобному замечанию С.М. Соловьёва, из этого рассказа видно, что Ярослав был ближайший местный князь, который перехватил на дороге жену и бояр Михайловых, – так что, очевидно, здесь должно разуметь именно Ярослава Ингваревича. Что же касается того, что Никоновская летопись называет этого Ярослава Всеволодовичем, то, естественно, составитель этого свода, встретив в более старых списках летописей Ярослава без отчества, хотел, но неудачно, сделать это лице более определенным и поставил при нем отчество Всеволодович, так как из Ярославов того времени Всеволод был, так сказать, виднее. В 1240 году сын Ярослава Александр, не известно из-за чего, поссорился с новгородцами и ушёл из Новгорода в Переяславль. Но, теснимые немцами, новгородцы просили себе у Ярослава князя, и он послал к ним сына Андрея, который, впрочем, не угодил новгородцам; другое новгородское посольство просило Александра, который и отправился опять в Новгород. Батый, между тем, опустошал южно-русские земли и Прикарпатье, откуда повернул с своими полчищами назад и избрал своим местоприбыванием низовья Волги, основав здесь город Сарай (Астраханская губерния).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Блгв. кн. Давид Черниговский Мстислав I Владимирович Великий (1125 – 1132) Блгв. кн. Константин Муромский Блгв. кн. Михаил Муромский, сын блгв. кн. Константина и Ирины Муромских Блгв. кн. Феодор Муромский, сын блгв. кн. Константина и Ирины Муромских Преподобный Тимофей, игумен Печерский, в Дальних пещерах Блгв. вел. кн. Мстислав I Киевский Блгв. кн. Всеволод (Гавриил) Псковский Всеволод II Ольгович, внук Святослава Ярославича (1138 – 1146) Преподобный Пимен (постник) игумен Печерский, в Дальних пещерах Преподобный Спиридон (просфорник), Печерский, в Ближних пещерах Ок.1141 Преподобный Никодим (просфорник), Печерский, в Ближних пещерах Ок.1141 Преподобный Никола Святоша (в миру Святослав, кн. Черниговский), Печерский, в Ближних пещерах Преподобный Антоний Римлянин, Новгородский Изяслав II Мстиславич (1146 – 1154) Блгв. вел. кн. Игорь Черниговский и Киевский, блаженный Преподобный Онисифор (прозорливый), Печерский, в Ближних пещерах Преподобный Мартин Туровский, блаженный Святитель Нифонт, епископ Новгородский, в Ближних пещерах Юрий (Георгий I) Владимирович Долгорукий (1155–1157) Преподобный Досифей, игумен Печерский, в Дальних пещерах) Преподобный Авраамий Мирожский Во Владимире: св. Андрей Георгиевич Боголюбский (1157–1174) В Киеве: Ростислав Мстиславич (1158–1167), Глеб Георгиевич, брат св. Андрея Боголюбского (1168 – 1172), Роман Ростиславич (1172 – 1177) Святитель Константин, митрополит Киевский и всея Руси Преподобный Еразм черноризец, Печерский, в Ближних пещерах Ок.1160 Преподобный Иоанн Многострадальный, Печерский, в Ближних пещерах Ок.1160 Святитель Аркадий, епископ Новгородский Блгв. вел. кн. Ростислав (Михаил) Киевский Блгв. кн. Глеб Городенский, Киевский После 1168 Преподобный Арефа (затворник), Печерский, в Ближних пещерах Блгв. кн. Мстислав Владимирский Преподобная Евфросиния, игумения Полоцкая Блгв. кн. Глеб-Георгий Владимирский Блгв. вел. кн. Андрей Боголюбский, страстотерпец Преподобный Афанасий (затворник), Печерский, в Ближних пещерах Святослав III Всеволодович (1177 – 1195), в Киеве

http://azbyka.ru/shemy/hronologia_russki...

Матфей Печерский , Прозорливый, прп., в Ближних (Антониевых) пещерах (28 сентября/11 октября [Печер.]; 5/18 октября) Матфей Чернеевский , прп. (6/19 августа) Матфий , ап. от 70-ти, затем ап. из 12-ти (30 июня/13 июля ап.]; 9/22 августа) Мелания Римляныня , Вифлеемская, Палестинская, прп. (31 декабря/13 января) Мелетий Антиохийский , архиеп. (12/25 февраля) Мелетий Рязанский и Зарайский , еп. (14/27 января; 5/18 мая) Мелетий Харьковский и Ахтырский , архиеп. (12/25 февраля) Меркурий Кесарийский (Каппадокийский), военачальник, вмч. (24 ноября/7 декабря) Меркурий Печерский , прп., постник, в Дальних (Феодосиевых) пещерах (28 августа/10 сентября [Печер.]; 4/17 ноября; 24 ноября/7 декабря) Меркурий Печерский , Смоленский, еп., сщмч., в Ближних (Антониевых) пещерах (7/20 августа; 28 сентября/11 октября [Печер.]) Меркурий Смоленский , воин, мч. (24 ноября/7 декабря) Мефодий Константинопольский , патр. (14/27 июня) Мефодий Моравский , равноап., архиеп., учитель Словенский (6/19 апреля; 11/24 мая) Мефодий Патарский , Олимпийский, еп., сщмч. (20 июня/3 июля) Мефодий Пешношский , игумен, прп. (4/17 и 14/27 июня) Мина Александрийский , Калликелад (Красноречивый), мч. (17 февраля/2 марта; 10/23 декабря) Мина Котуанский (Фригийский), вмч. (11/24 ноября) Минодора Вифинская , мц. (10/23 сентября) Мирон Кизический , пресвитер, сщмч. (17/30 августа) Мирония , мц. (2/15 декабря) Мисаил Вавилонский , отрок (17/30 декабря) Мисаил Рязанский и Муромский , архиеп. (10/23 апреля) Митродора Вифинская , мц. (10/23 сентября) Митрофан (в схиме Макарий) Воронежский , еп. (7/20 августа; 23 ноября/б декабря; 4/17 сентября) Митрофан Константинопольский , патр. (4/17 июня) Михаил Архистратиг , архангел (6/19 сентября; 8/21 ноября) Михаил Всеволодович Черный , Черниговский князь, чудотворец, мч. (14/27 февраля; 20 сентября/3 октября) Михаил Едесский , сновидец, еп. (9/22 июля) Михаил Киевский и всея Руси, митр. (30 сентября/13 октября; 15/28 июня) Михаил Клопский , Новгородский, прп., Христа ради юродивый (11/24 января)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010