214 По словам Скилицы, Константин Мономах первый отправил послов к русским. Те, однако, потребовали выплатить по три литры золота на каждого своего воина (Скил., 431). 215 Огненосные суда – корабли, снабженные так называемым «греческим огнем» – самовозгорающейся смесью, направляемой на врага из специальных сифонов. 216 Триера – античное название быстроходного судна с тремя рядами гребцов. Почти весь византийский флот сгорел в результате пожара в 1040 г. 217 По сообщению Скилицы (Скил.. 431), бой начал Василий Феодорокан, который с тремя триерами первый напал на русский флот, сжег семь судов и три потопил вместе с командой. После этого в бой двинулись остальные силы византийцев, но русские бежали, не приняв сражения. 218 По сообщению Скилицы (Скил., 431 сл.), русские, испугавшись греческого флота, выбросились на берег, где на них напали византийские воины. После битвы море выкинуло на берег многие тысячи трупов. Сведения о походе русских на Константинополь содержатся также в русских летописях. Согласно их данным, в походе принимал участие сам князь Владимир Ярославич, но фактическим его предводителем был некий Вышата. Во время битвы шесть тысяч русских было выброшено на берег. Они решили возвратиться на родину пешком, но по дороге потерпели поражение от византийского войска, 800 человек из них были взяты в плен, приведены в Константинополь и ослеплены. Оставшиеся на судах русские благополучно вернулись на родину. 219 Лев Торник – выходец из старинной армянской семьи Торников. После прихода к власти Константина Мономаха был вызван в Константинополь, получил титул патрикия, а затем веста (Аттал., 22). Здесь Пселл именует Торника exanepsios, т. е. троюродным братом или племянником Мономаха, однако в другом случае он называет его anepsios (т. е. двоюродным братом или племянником) сестры Константина Мономаха. 220 Ивирия (Иберия) – древнее название Грузии. То, что Лев Торник был стратигом Ивирии, подтверждает и Скилица. 221 Атталиат датирует бегство Торника из Константинополя 14 сентября 1047 г. Лев, по свидетельству этого византийского историка, жил в Константинополе «свободно и без всякой стражи» (Аттал., 22). По сведениям Скилицы, Торник после возвращения из Ивирии жил не в Константинополе, а в Адрианополе (Скил., 439).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Psell/h...

В 1240 году в Новгороде было получено известие, что на Неве появились шведы 96 . У новгородцев и прежде не раз были столкновения со шведами из-за Финляндии. Распространяя свое владычество и католическую веру в Финляндии, шведы становились все более и более опасными для Новгорода. Царствовавший в то время в Швеции король Эрих Эрихсон мало занимался делами, и все управление страной находилось в руках знаменитого Биргера. Он происходил из древней могущественной фамилии Фольконунгов. Близкое родство с царствующими домами Швеции и Норвегии давали этой фамилии огромное влияние и несметные богатства. Высшие должности в государстве – ярла, лагмана и др. принадлежали исключительно роду Фольконунгов. Ненасытное честолюбие и жадность были главными чертами этой фамилии. Биргер был женат на сестре короля и за его бездетностью сам рассчитывал занять престол. Его выдающиеся способности позволяли ему питать столь гордые надежды. Со временем ему действительно удалось оказать своему отечеству бессмертные заслуги. Он обеспечил спокойствие в стране, сокрушив силу рода Фольконунгов, производивших междоусобия, и отразив внешних врагов, главным образом пиратов. С необыкновенною предусмотрительностью угадал он место для столицы и основал Стокгольм на острове, лежавшем при входе в Меларское озеро, улучшил законы, исправил судопроизводство, не оставив без внимания даже нравы и домашний быт шведов. Отличаясь железною волей, не отступавшей пред злодеянием и коварством, он сокрушал все препятствия на пути своих реформ. Ненасытный честолюбец, великий герой и мудрый законодатель, он входил решительно во всё и был во многих отношениях истинным благодетелем и преобразователем своего отечества. Но то был век, когда слава и популярность приобретались главным образом громкими военными подвигами. Биргер получил руку Ингерды за боевые услуги против сильного и честолюбивого Фольконунга Кнута Иогансона Долгого, похитившего было престол. За другой более славный подвиг, доставивший его отечеству большие торговые выгоды – за освобождение Любека от нападений датского короля, он был облечен высоким званием ярла и получил бразды правления.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Это был непреодолимый зов для многих тысяч людей. Воинственное одушевление, подобно молнии, разом охватило целые нации. Мало смущались тем, что христианство неминуемо должно было принять языческий характер, когда христианский Бог, в глазах западных христиан, сделался богом брани, как некогда языческий бог германцев... Не было недостатка в разного рода знамениях, указывавших будто бы на небесное призвание. На небе видели кометы; с востока и запада подымались огненные облака и сражались между собою; целые полчища двигались в небесных высях; во тьме ночной носились пылающие факелы и освещали легионы рыцарей, сражавшихся в воздухе, на севере блестело сияние; огромный меч подымался от земли до неба; на площадях и улицах городов, в деревнях под сенью ветвистых дубов и лип являлись люди и указывали на знак креста, будто бы чудесно напечатлевшийся у них на лбу или на платье. А клирики спешили воспользоваться возбуждением народных масс, раздавали и освящали мечи, посохи и сумки пилигримов, папы спешили возвестить отпущение грехов всем, возложившим на себя крест... Правда, первоначально крестоносцы направились против неверных – против арабов и турок с целью освобождения Святой земли и Иерусалима. Этой цели они не достигли. Святая земля и Иерусалим, лишь ненадолго освобожденные от ига неверных, скоро обратно были завоеваны турками. В сущности движение крестоносцев направлялось против православного Востока. Восточные христиане скоро почувствовали, что власть латинян для них несравненно более тягостна, чем иго турецкое. Распространяя свою власть в православных странах Востока, крестоносцы старались всюду утвердить владычество папы и прибегали к кровавым мерам там, где встречали сопротивление. Достаточно припомнить, как, например, на острове Кипре латинский клир жег на кострах и распинал на крестах православных христиан и особенно священников, не хотевших подчиниться папе. Утвердив власть папы в Сирии и Палестине, крестоносцы, наконец, в самом начале XIII столетия покорили и тогдашнюю Византию.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Посему, любезнейшие братья и чада, желая вам избежать временных и вечных бед, посылаем к вам возлюбленного сына нашего кардинала-пресвитера Виталиса, мужа благородного и просвещенного, да возвратит он дщерь к матери, и убеждаем вас принять его как посла апостольского седалища, даже как нас самих, и беспрекословно повиноваться его спасительным советам и наставлениям». Однако все посольства и увещания оставались тщетными. Тогда по мановению владыки Запада являются многочисленные полчища монахов и рыцарей, готовых ревностно подвизаться за власть папы. В то же время русскую землю постигает страшное несчастие – нашествие татар, и для папской политики открываются новые виды на Востоке 92 ... Не знаменательно ли такое совпадение событий, как одновременный грозный натиск на наше отечество с Востока и с Запада! Притом – какое сходство в конечных целях! – Миром обладает один Бог , на небе сияет одно солнце, на земле должен быть один властелин. Все сопротивляющиеся ему оскорбляют небо и должны быть истреблены! – говорил восточный деспот. – На небе Господь, на земле – Его наместник! Одно солнце озаряет вселенную и сообщает свой свет другим светилам, один верховный властелин должен быть на земле! – восклицал в то же время владыка Запада. – Все, что не крещено, избито! – говорили с похвальбой его служители. Теряясь в бесконечно-разнообразных и сложных явлениях всемирной истории, наш разум стремится в многообразии отыскать единство, в частностях – общие законы, стремится найти руководящую нить при объяснении событий, открыть производящие их причины. В самом деле, какая сила возбудила алтайских дикарей в XII веке и двинула их из глубины Азии на наше отечество в то самое время, когда и Запад, собравшись с силами и придвинувшись к нашим границам, грозно ополчился на нас с светским и духовным оружием? «Причины синхронистической связи столь разнородных событий, скажем словами знаменитого писателя, нельзя, конечно, отыскать ближе, чем в том самом плане миродержавного Промысла, по которому развивается историческая жизнь человечества» 93 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Мы знаем, что в суздальской области князья, ближайшие предки Александра Невского, сознали всю неудовлетворительность старых порядков, когда на Руси владело множество князей-родичей, едва признававших над собою власть старшего в роде, великого князя. Бесспорно, наши князья и их дружины были храбры, мужественно боролись с врагами и, по выражению летописца, расплодили русскую землю. Таково, по свидетельству историка, было назначение старой Руси: расплодить, распространить русскую землю, наметить границы. Но нужно было подумать и о том, чтобы закрепить приобретенное, связать, сплотить часта, дать им внутреннее единство 186 . Иначе – какая могла быть польза в том, что была намечена обширнейшая территория, когда, при отсутствии государственной централизации, русской земле неминуемо грозило распадение? Много ли пользы могла принесть блестящая храбрость при отсутствии единой воли, которая направляла бы ее на благо родины, когда из-за пустяков всегда готова была возгореться ссора между князьями? Какой урок мог быть красноречивее нашей первой встречи с татарами на берегах Калки? Русь выслала против них сонм своих князей-героев, но эти князья затеяли распрю и погубили рать... Занятые своими междуусобиями, переходя постоянно из одной волости в другую, князья не смогли и точнее определить своих отношений к подвластному народонаселению, не могли заняться установлением твердого порядка. Отдельные области имели также мало связи между собою. Когда нагрянули татары, граждане городов не снеслись между собою, не представляя даже возможности соединения своих сил для дружного отпора и поодиночке погибли на развалинах. Сельское население представляло еще большую картину разбросанности, чему немало способствовали самая обширность страны, беспредельный простор, беспрепятственность передвижения. Не привыкло и оно к соединению сил для преодоления затруднений, предпочитая уход, средство самое легкое при простоте быта. Так – князья с дружинами жили сами по себе, города сами по себе, сельское народонаселение само по себе...

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Таким образом, указание на черниговское происхождение отца Алексея, скорее всего, содержалось в первоначальном тексте рассказа «О Алексеи митрополите», и нет оснований подозревать эту версию в недостоверности. Время приезда Федора Бяконта может быть определено, исходя из даты рождения Алексея. Все тексты рассказа «О Алексеи митрополите» говорят, что родился он уже в Москве, но дают для определения даты рождения противоречащие друг другу данные. Сначала говорится, что Алексей родился «в княжение великое тферьское Михаилово Ярославича при митрополите Максиме, до убиения Акинфова» 198 , что указывает на период до весны-лета 1305 г. (так как Акинф погиб в 6814 ультрамартовском году до осени) 199 . Затем приводится свидетельство, что Алексей «старее сыи князя великого Семена 17 летъ» 200 . Поскольку Семен Иванович родился 7 сентября 1317 г. 201 , это указание позволяет датировать появление на свет Алексея 1300 годом 202 . Но ниже сказано, что Алексей «в черньци пострижеся 20-ти лет, а в чернецьстве поживе 40-те лет, а в митрополиты поставлен бысть 60-те лет, а пребысть въ митрополитех 24 лета, и бысть всех дней и житиа его лет 85» 203 . Исходя из этих данных, годом рождения Алексея следует признать 1292 или начало 1293 г. (так как умер он в начале 1378 г. – 12 февраля). Однако в приведенном расчете лет вызывает подозрение преобладание круглых цифр: очевидно, все они приблизительны (в отличие от указания на срок пребывания Алексея в сане митрополита, продолжительность которого была хорошо известна); следовательно, приблизительно дается и общее количество прожитых Алексеем лет 204 . Указание же на 17-летнюю разницу в возрасте Алексея с великим князем Семеном Ивановичем, скорее всего, передает наблюдение, сделанное при жизни этих людей (несомненно, тесно общавшихся друг с другом) и услышанное автором от самого митрополита или от кого-то из близких к нему лиц; иными причинами его появление объяснить трудно. Поэтому 1300 г. как дата рождения Алексея и, следовательно, terminus ante quern приезда его отца в Москву, выглядит более предпочтительным 205 . С какими событиями может быть связан отъезд Бяконта с Черниговщины?

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Русские, по словам немецкого историка, бежали, «отчаянно пришпоривая и прихлестывая своих лошадей, и лес оглашался стонами и проклятиями». По пятам бежавших немцы 133 , не теряя времени, устремились к Пскову. Измученные псковичи, не имея времени перевести дух после поражения, не могли защищаться. С ужасом смотрели они на лагерь неприятелей. Кругом горели неукрепленные местности, селения и храмы Божии. Наконец псковичи, после недельной осады, сдались немцам, которые и вступили в обладание всеми землями, принадлежавшими псковичам 134 . То был громкий успех! Весть о нем быстро распространялась, и новые толпы текли из Западной Европы для продолжения столь успешно начатых завоеваний. В то время как многие из несчастных псковичей бежали из родного города с своими семействами и появились в Новгороде, прося крова и защиты, новгородцы с ужасом узнали, что немцы напали уже на новгородские области. Намерение врагов овладеть Новгородом было очевидно. Забирая новгородские земли, немцы в то же время жестоко опустошали их. Поселяне с жалобами сбегались в город. «Не на чем орать по селам» 135 . Успехи немцев были быстры и решительны. Овладевши новгородскими пригородами, неприятели показались в местности, непосредственно прилегающей к Новгороду, не далее 30 верст, и хватали новгородских и приезжих торговцев 136 . Что же знаменитый невский герой, князь новгородский?! Отчего он допустил врагов причинить так много зла его землям? Увы, его в это время не было в Новгороде. Несмотря на все его высокие и благородные качества, несмотря на укоренившуюся к нему любовь народа, несмотря на славу, покрывшую его после Невской победы, неблагодарные новгородцы не могли ужиться с ним в мире. Даже в виду страшной опасности от врагов, они не могли отстать от своей привычки к мятежам и волнениям. Скоро они заметили, что их молодой князь, начав править самостоятельно, обнаруживает не одни только блестящие качества полководца, но твердую волю и сильный ум правителя: усвоив себе взгляды отца, деда и прадеда, он, очевидно, начал выказывать стремление положить конец внутренним смутам и бестолковому кричанию на вечах, производящему лишь «разньствие в братии».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Наши князья довольствовались небольшой данью. Внутреннее управление больших издержек с их стороны не требовало. Все государственные расходы главным образом ограничивались издержками на содержание князя, его семейства и двора, которые не могли быть тяжелы для населения, так как для покрытия их князья обыкновенно имели свои княжеские села, доставлявшие им все необходимое, свои заповедные леса, рыбные ловли и т. п. Естественно, что при сборе дани с подвластной страны, большею частью натурою – хлебом, воском, медом, живностью, князья довольствовались лишь избытком достояния. Не то предстояло теперь... Народ, действительно, сразу почувствовал всю тягость возложенных на него повинностей, но пока терпел, слушаясь своих князей. Приходилось, конечно, не раз Александру Ярославичу разъяснять народу необходимость повиновения и исправного отбывания повинностей. Вполне возможно, что иной раз он вынужден был, в случае сопротивления, силой заставлять народ исполнять требования татар и наказывать за непослушание. Горько было ему все это... Как часто приходилось ему слышать, что он не жалеет своего народа, действует заодно с безбожными!.. Болезненно сжималось его сердце при этих упреках со стороны современников, из которых очень немногие понимали, что только тяжелая необходимость заставляла его так поступать. Александр страдал больше, чем народ, страдал нравственно, видя бедствия своих подданных, которых любил, как братьев во Христе. «Не обижайте простых, бедных людей, – часто говаривал он своим боярам. – Сии братиею Божиего именуются по слову Господню, и о нас ходатаи к Богу. Бог взыщет их кровь и слезы из рук ваших»! 366 Как же тяжело было ему видеть, что татары терзали русских за малейшую неисправность! Но что же он мог предпринять с своей стороны в защиту своих подданных? Не он ли ручался пред ханом в исправном платеже дани и полной покорности своего народа? Если бы он вздумал предпринять какую-нибудь решительную меру, не постигла ли бы его участь брата Андрея? Не забота о себе, конечно, имела тут место, нет: сам он «не токмо живота не щадяше, но и душу свою всегда тщашеся полагати» 367 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

268 Innocentii p. VI ad Alexandrum Ducem Susdaliensem – de amplectenda Ecclesiae Catolicae imitate, ac de indicandis Tartarorum incursionibus. Hist. Russiae Monument. 1, p. 68–69. LXXVIII. 271 Не все признают подлинность приводимого в рукописных житиях письменного изложения веры. Пр. Филарет называет его вымыслом XVI столетня. Русские святые. Ноябрь. 399. См. также «Христианское чтение» за 1852 год, II, 484, где сказано: «Отнести его (письменное изложение веры) ко времени св. Александра не можем, хотя, основываясь на выражении Соф. врем.: «Сдумав с мудрены своими, списав к нему (папе)», можем предполагать, что к папе было отправлено нечто в виде изложения веры. Может быть, письменное изложение хотя отчасти сохранило главные черты ответа, отправленного папе. Автор сочинения: «Le catholicisme Romain en Russie» говорит: «Dans une biographie manuscrite du grand due Aiexandre Newsky. conservee a la bibliotneque de l " Academie ecclesiasiique de Saint-Petersburg, on trouve, entre autres rensignements, la Confession de saint Alexundre Newsky, renfermant une enumeration tres-succincte des devergences, qui existaient entre les doctrines des deux Eglises grecque et romaine. Celte confession appartient eile effectivement au grand-duc lui-meme? N " est-elle qúune dissertation de seconde main? Peu importe; eile a son importance au point de vue hisiorique, en ce qúelle nous apprend comment les contemporains de ce prince envisageaient le catholicisme romain», t, 1, 8. Вот этот документ: «Вера наша се есть – Отец. Сын н Святый Дух, Троица во единстве н единство в Троице. Не три убо Бога разумеваем. но единаго Бога во едином существе и божестве проповедуем. Едино бо есть Божество Троица и Троица во едином Божестве, разделяем же Троицу тремя пресушественными ипостасьмн нераздельне и совокупляем во единство, не создано и несмесно, божественно и пребожественно, простовидно, а несочетанно, недоведомо и неразумеваемо, творительно, а не сотворенно, саможивотно, самобытно, безначально, присносущно, бесконечно, всей твари видимей, и неиидимей здательно и покланяемо.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Навязать князя, против воли народа, было нельзя, иначе в Новгороде не примут его. Но если князь, избранный и принятый Новгородом, полюбится ему, сумеет ужиться с новгородскими порядками, он смело мог рассчитывать на верность и преданность граждан. Новгородцы не любили нововведений и, окруженные со всех сторон врагами, хорошо сознавали необходимость княжеской власти. «Камо, княже, очима позриши ты, тамо мы головами своими вержем!», – говорили они князю, жившему с ними в ладу. Беда была в том, что ужиться-то князю с новгородцами, при крайне стеснительных условиях княжеской власти, было очень трудно. Недаром еще древний Святослав говорил новгородцам, просившим у него князя: «да кто к вам пойдет?» И действительно бывало так, что в течение ста лет ни один князь не жил в Новгороде более пяти лет... Слишком уж ревниво охраняли новгородцы свою вольность и подчас злоупотребляли ею». Сильный и неукротимый народ заслуживает сильного духом правителя. В книге прот. М.И. Хитрова отвечает на вопрос, в чем заключалось собственно величие древнего Новгорода, – конечно же, в свободолюбии, мужестве и самостоянии его граждан. Совершенно точно автор называет свой труд не житием, но подробным жизнеописанием. У современного просвещенного читателя по прочтении первых глав может возникнуть предположение о схожести произведения прот. М.И. Хитрова с романом греческим, и более поздним – византийским, построенном по законам прохождения героя, остающегося неизменным в своем духовном строе, через многочисленные и причудливые, а порой – волшебные жизненные обстоятельства, которые, однако, оказываются не в силах никоим образом повлиять ни на его характер, ни на выполняемую им программу. Произведение прот. М.И. Хитрова оказывается, несмотря на насыщенность множеством разнообразных исторических свидетельств, близким более к роману, нежели к житию. Пожалуй, наиболее правильным вариантом определения жанра будет признание труда прот. М.И. Хитрова духовно-документальным романом – жанра сложного, всегда пользовавшегося уважением и популярностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010