Вот до чего уже было доведено дело унии, но для окончания его не доставало еще самого главного и существенного: официального согласия самих иерархов Западно-Русской Церкви и во главе их митрополита. Только от их лица и можно было вести речь об унии с папой. В этом-то деле особое усердие и проявили королевские депутаты Поцей и Терлецкий. 2 декабря 1594 г. они составили от лица всех западно-русских иерархов акт, в котором заявляли, что «от времен Христа Спасителя и апостолов предки их всегда признавали одного старшего первопрестольника и пастыря в Церкви Божией — святейшего Папу Римского... Посему они умыслили, с Божией помощью, соединиться, как было и прежде, с братией их, римлянами, под одним видимым пастырем и дают себе перед Господом Богом обет, что всем сердцем и со всей ревностью будут стараться, каждый порознь, о приведении и прочего духовенства и всего народа к тому же соединению...» Акт этот, кроме Поцея и Терлецкого, был подписан митрополитом Рагозой, Полоцким и Витебским архиепископом Григорием, епископом Пинским и Туровским Леонтием Пельчицким, епископом Холмским Дионисием Збируйским и архимандритом Кобринским Ионой Гоголем, подписи которых собирались продолжительное время. Акт этот, однако, не имел еще решающего значения для унии, так как под ним не были даны подписи епископов— Львовского Гедеона Балабана и Перемышльского Михаила Копыстенского. Более важное значение для дела унии имело следующее событие, совершившееся в конце 1594 г. По приглашению Кирилла Терлецкого в г. Сокол, находившийся в епархии Гедеона Балабана, собрались епископы: Гедеон, Перемышльский Михаил и Холмский Дионисий. Здесь Терлецкий в самых мрачных красках обрисовал перед собравшимися епископами плачевное состояние Православной Церкви, порицал восточных Патриархов и своими хитрыми речами довел епископов до того, что они составили и подписали постановление об унии и в особых артикулах изложили условия ее принятия. Все это они поручили Терлецкому представить королю. Чтобы придать этим соборным актам большую силу, требовались еще согласие на них и подпись митрополита.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=728...

В течение 1590–1596 годов в Бресте состоялось несколько Соборов, целью которых было упорядочить церковную жизнь на территории Киевской митрополии и выработать стратегию по противодействию протестантизму и латинскому католицизму. Однако на последнем из этих Соборов, состоявшемся в 1596 году, было принято решение о вступлении в унию с Римом. Этому решению предшествовала переписка с папой Римским Климентом VIII, в ходе которой митрополит и епископы добивались в случае принятия униатства уравнения в правах с латинскими епископами. Никаких привилегий, так же как и искомой автономии, епископы от папы не получили, однако на Собор в октябре 1596 года съехались с намерением принять унию. Противники унии во главе с князем Константином Острожским созвали в Бресте свой Собор, на который приглашали сторонников унии: в Соборе принимали участие два епископа – Львовский Гедеон и Перемышльский Михаил, наместники наиболее известных монастырей, а также представитель Александрийского патриарха Кирилл Лукарис (впоследствии патриарх Константинопольский). 9 октября Собор во главе с митрополитом Михаилом Рагозой принял решение о присоединении Киевской митрополии к Риму. В тот же день православный Собор низложил епископов, принявших унию, 10 октября униатский Собор низложил противников унии, обратившись к королю Сигизмунду III с призывом передать их епархии, монастыри и храмы униатам. Король поддержал унию и признал оставшихся верными Православию епископов низложенными. Александрийский патриарх Мелетий I Пигас, бывший в то время местоблюстителем Константинопольского патриаршего престола, пытался сопротивляться унии через экзарха Константинопольского Патриархата протосингелла Никифора и путем назначения своими экзархами трех других лиц – епископа Львовского Гедеона, Кирилла Лукариса и князя Константина Острожского. Однако король Сигизмунд решительно противился избранию православного митрополита. Центрами сопротивления унии в этот период стали монашеские и мирянские братства, такие как Виленское Свято-Духовское братство, в 1610-е годы возглавлявшееся наместником Свято-Духова монастыря Леонтием (Карповичем). Иноком этого монастыря был Мелетий Смотрицкий, автор многочисленных сочинений в защиту православной веры против латинства и униатства: одно из них, называвшееся «Фринос, или Плач Восточной Церкви», пользовалось особой популярностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Преподобный Иов Почаевский В землях северной Тернопольщины был свой знаменитый преподобный, неколебимо стоявший против унии как против отступления, против измены Православию – уроженец Коломыи игумен Иов Почаевский (1551-1651), проживший сто лет и в миру носивший несокрушимое имя Иоанн Железо. 10 сентября (28 августа по ст.ст.) празднуется обретение мощей этого святого, стоявшего железной стеной за Русское Православие. Не забудем, что территория, где располагается нынешняя Западная Украина, в 1596 году приняла так называемую Брестскую унию, что означало «присоединение к Римско-католической церкви ряда епископов и епархий православной Киевской митрополии (в составе Константинопольского патриархата) во главе с митрополитом Киевским Михаилом Рагозой, на территории Речи Посполитой». Но несокрушимо стоял в вере преподобный Иов Почаевский, настоятель Почаевского монастыря, и, оправдывая свою фамилию, с железной твердостью боролся с униатами, отошедшими от Православия под покровительство Римского папы. Крепок духом и верой был преподобный Иов, не случайно и сегодня к его святым мощам, упокоенным в раке возле пещерки, где он молился на Почаевской горе, притекает множество людей со всего Русского Mipa. А униатам (греко-католикам) – как тогда, четыреста с лишним лет назад, так и сейчас – палец в рот, меж тем, не клади. Мало того, что они, начиная с 1991 года захватывали храмы и приходы нашей канонической Церкви, которая после судьбоносного Харьковского архиерейского собора 1992-го года стала именоваться Украинской Православной Церковью Московского Патриархата, но и беспрецедентно, впервые в истории, в период правления президента Виктора Ющенко, выстроили свой кафедральный храм на левом берегу Днепра, в Дарнице. В нынешние дни они активно свершали свои «молитвенные действия» на «евромайдане», вплоть до призыва некоторых «священников»-униатов к убийству «москалей», «коммуняк» и иных. Похоже, греко-католики восприняли неонацистский, необандеровский переворот на Украине как свой собственный, родной, позволяющий резко усилить свою экспансию на восток Украины, на территорию канонического Православия, где они прежде бывали лишь в период немецко-фашистской оккупации.

http://pravoslavie.ru/73487.html

6 июля 1596 г. духовенство Пинска подало в Пинский гродский суд протест против планов И. подчиниться Римскому папе. Клир и миряне не хотели признавать власть Римского первосвященника и «отступать от древнего благочестия», от подчинения К-польскому патриарху, которого И. в то время, как видно из документа, продолжал поминать за богослужением, хотя и дал ранее обязательство подчиниться папе. Протест, внесенный в пинские гродские книги, подписало не только белое духовенство, но и представители монашества: лещинский архим. Елисей (Плетенецкий) и игум. пинского во имя вмц. Варвары жен. мон-ря Евфимия (Войнянка-Сновская). Все подписавшиеся обязались в случае принятия епископами унии не признавать их и считать клятвопреступниками. И. присутствовал на унийном Брестском Соборе. 6 окт. 1596 г. он встречался с 6 депутатами от правосл. Брестского Собора, приглашавшими митр. Михаила (Рагозу) и др. епископов присоединиться к ним. Митрополит к депутатам не вышел, послав ответ через И. В правосл. Брестском Соборе участвовали мн. представители духовенства Пинской епархии: протопоп Димитриевского кафедрального собора Пинска Феодор, архим. Елисей (Плетенецкий) и др. Все они за нежелание принять унию митр. Михаилом (Рагозой) были лишены сана (Там же. 109). В 1596 г. из 14 приходских церквей Пинска только Димитриевский кафедральный собор и Рождество-Богородицкий храм перешли в унию, остальные 12 приходов и 2 мон-ря (вмц. Варвары и Лещинская архимандрития) остались православными. Во 2-м кафедральном городе епархии Турове все храмы, объединенные в Турово-Ильинскую протопопию, отказались признать власть И. и перейти в унию. Непрочность власти И. объясняется тем, что Туров и ряд др. населенных пунктов Пинско-Туровской епархии принадлежали кн. Константину Константиновичу Острожскому, влиятельному защитнику православных, открывшему в Турове школу. В 1597 г. грамотой короля был смещен с должности настоятеля Лещинской обители архим. Елисей (Плетенецкий); пользуясь поддержкой братии, он продолжал управлять мон-рем до 1605 г., когда мон-рь захватил униат. Владимирский и Брестский еп. Ипатий Потей (Там же. 162). Не подчинившийся И. протопоп Феодор умер в нач. 1598 г. православным, но его сын Андрей, кандидат на должность протопопа, был обязан королевской грамотой от 10 апр. 1598 г. принять иерейскую хиротонию от И. (Там же. 129).

http://pravenc.ru/text/578306.html

Слуцкий во имя Св. Троицы муж. мон-рь был архимандритией , к-рой подчинялись мон-рь св. Илии в Слуцке и обители в др. местах (в Строчицах, Морочах, Грозове, Заблудове и Дитятковичах). Архимандрития находилась под патронатом князей Олельковичей и имела фактически статус митрополичьей ставропигии, слуцкий архимандрит являлся наместником митрополита на территории Слуцкого княжества. В православном Брестском Соборе 1596 г. участвовали слуцкий протопоп и слуцкие мещане. В литовско-белорусской части К. е. имелось несколько крупных монастырей, напр., Лавришевский (Лаврашевский) в честь Успения Пресв. Богородицы близ Новогрудка, настоятелем которого был до епископской хиротонии Онисифор (Девочка). Став митрополитом, он сохранил за собой управление мон-рем, в 1579 г. получил также виленский Свято-Троицкий мон-рь. В эти обители он назначал наместников-игуменов. Особый статус имел основанный в 1498 г. Супрасльский монастырь: он был освобожден митр. Иосифом II от всяческих обязанностей по отношению к кафедре, митрополит утвердил монастырю особый устав. Стремление Киевских митрополитов быть настоятелями крупных обителей, владеющих земельной собственностью, объясняется недостаточностью материального обеспечения митрополичьей кафедры в XVI в. Утвердилась практика, согласно которой митрополитами становились архимандриты крупных монастырей, напр. Михаил (Рагоза) перед поставлением на Киевскую кафедру являлся игуменом Вознесенского монастыря в Минске, затем он получил в управление еще 3 монастыря. Имения некоторых западнорус. епископских кафедр были обширнее владений Киевских митрополитов. К кон. XVI в. по актам известны митрополичьи владения: участок (юридика) в Вильно, имения Прилепы и Колодежи в Минском старостве, села Аристовщина, Павловщина, Ничипоровщина, имение Быкевичи и двор Хоневичи с 3 участками и 2 участка в Новогрудском повете (предоставленные в 1517 Борисоглебскому собору в Новогрудке), корчма у Новогрудка, владения в Новогрудке (1586), имения Шешоли, Крошты и Свираны, Колокосы с фольварками, имение Филиповщизна (Филиповское) в Виленском повете (продано Михаилом (Рагозой) Григорию Хорельскому в 1592), грунт Шнипелиский (упом.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

часть Киевской митрополии, в янв. 1459 г. он отказался в пользу Григория и от своих прав на московскую часть митрополии. В 1467 г. Григорий перешел в юрисдикцию правосл. К-польского патриарха Дионисия I , этот поступок, по-видимому, был вызван позицией правосл. населения Великого княжества Литовского и Польского королевства. Патриарх Дионисий признал за Григорием титул «митрополит Киевский и всея Руси», так же титуловали себя и преемники Григория (с 1509 западнорус. митрополиты имели титул «Киевские и Галицкие», чтобы подчеркнуть свою власть над Галицкой епархией, где грамотой 1509 г. кор. Сигизмунда I управление правосл. духовенством было предоставлено Львовскому католич. епископу). В Москве западнорус. первоиерархов именовали «Киевскими митрополитами», живших в Сев. Руси митрополитов (возглавлявших автокефальную митрополию с центром в Москве) титуловали «митрополитами всея Руси». Резиденцией западнорус. митрополитов с 1460 г., когда Григорий прибыл в Великое княжество Литовское, являлся Новогородок, местопребывание Киевских митрополитов не изменилось и после принятия Михаилом (Рагозой) в 1596 г. унии. После 1497 и до 1591 г. западнорус. митрополиты не посещали Киев. Территория К. е. и владения митрополитов В XIII в. к К. е. присоединились территории упраздненных Белгородской (под Киевом) и Юрьевской (на р. Рось) епархий. После падения улуса Ногая (1300) в состав Киевской земли вошли обширные территории на левом берегу Днепра, включая Переяславль и Посемье. К посл. четв. XIV в. можно говорить о появлении правосл. населения в ранее языческой Литве, территория которой стала частью митрополичьей епархии: упоминается храм Св. Троицы в Вильно, православные здесь получили св. покровителей в лице канонизированных при участии митр. Киприана Литовских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия . К сер. XV в. митрополичью епархию, по-видимому, составляли земли, из к-рых в XV-XVI вв. были образованы воеводства: Киевское, Виленское, Трокское, Новогрудское. В XV в. была закрыта правосл.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

С другой стороны, очень существенным обстоятельством является то, что, во-первых, декларация от 24 июня была принята через несколько дней после созванного митрополитом Михаилом Рагозой общего собора православных епископов; во-вторых, подписана только частью участников этого собора. Поэтому именно во внутреннем развитии православной церкви нужно искать объяснение генезису унионной инициативы 1590 г. Подготовка унии во второй половине 1590–1591 г. Собор в октябре 1591 г. Судя по декларации от 24 июня 1590 г., предполагалось, что Терлецкий предпримет какие-то шаги для осуществления унионного проекта. Однако до сих пор не найдено никаких свидетельств о каких бы то ни было шагах по подготовке унии ни с православной 607 , ни с католической стороны в течение всего 1590, 1591 и даже части 1592 г. Вместе с тем самым заметным событием в жизни Киевской митрополии в 1591 г. стал октябрьский собор православной церкви. А. Великий, издавший документы, относящиеся к истории Брестской унии, не включил в их число найденные и опубликованные в свое время П.Н. Жуковичем материалы Брестского собора октября 1591 г. 608  Формально он был прав, так как на соборе вопросу об унии с католиками не было уделено ровно никакого внимания 609 . Как это понять? Складывается впечатление, что вопрос об унии потерял свою актуальность в глазах православного духовенства. Может быть, это произошло потому, что Терлецкий не предпринял никаких шагов для продвижения унионной инициативы, или потому, что католики на нее никак не прореагировали (если допустить, что она стала им известна). Последнее очень маловероятно, поскольку Сигизмунд III был ревностным католиком и несколько позже активно поддержал проект унии. Так или иначе, собор 1591 г., не поднимая вопроса об унии, выдвинул, как признает и О. Халецкий, «целую программу конструктивных реформ» 610 . Поскольку эта программа продолжала линию, намеченную в 1590 г., есть все основания полагать, что именно реформы внутри православной церкви, которые должны были быть осуществлены собственными силами, а не уния, составляли в 1590–1591 гг. главный предмет забот православного духовенства. Это не значит, что идея унии была отвергнута. Если предположить вместе с Б.Н. Флорей, что позиция православных иерархов в отношении унии зависела от хода реформ внутри православной церкви и взаимоотношений духовенства с братствами 611 , то решения, принятые в октябре 1591 г., приобретут центральное значение для понимания общего хода событий и намерений православного епископата. По всей видимости, в 1590–1592/93 гг. большинство православной иерархии, действительно, связывало большие надежды с намеченными преобразованиями. Это не значит, что перспектива унии исключалась из расчетов. Напротив, вся совокупность свидетельств о настроениях в верхних слоях украинско-белорусского общества показывает, как мы увидим, что в конце XVI в. оно было вполне склонно к сближению с католической церковью.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mezh...

А русский вышеупомянутый хронограф относит сие к следующему 1591 г. Разность еще и в том, что униатские писатели и наш хронограф говорят, якобы на сем первом Брестском соборе был митрополит Михаил Рагоза, но жизнеописатель Ипатия Поцея, Лев Кишка, не упоминает о митрополите ни на сем первом 1590, ни на втором 1593 г. во Львове, а уже на третьем решительном об унии соборе 1594 г. в Бресте. Он говорит, что на первом 1590 г. июня 24 соборе были только епископы: Луцкий Кирилл Терлецкий, Пинский Леонтий Пельчицкий, Хелмский Дионисий Збируйский, Львовский Гедеон Болобан, коим Ипатий Поцей предложил о введении унии. Но поскольку на сие не соглашались многие князья православные и притом не обеспечены еще были утверждением короля Сигизмунда III древние права греко-русских в Польше и Литве церквей, то дело сие и отложено. А Кульчинский, Стебельский, Островский и другие, на коих они ссылаются 122 , прибавляют, что якобы на сем соборе, созванном самим митрополитом Рагозой, он предложил вопрос: кого лучше признавать главой русской Церкви: Иеремию ли, по России бродящего, или Митрофана, либо Неофита в Константинополе пребывающих? И что на сие все единогласно отвечали, приличнее де малороссийской Церкви подчиниться покровительству римского апостольского престола. Но сие сказание опровергается тем, что 1) Иеремии патриарха тогда не было уже в России; 2) нельзя было русским епископам не знать, что не Митрофан и не Неофит, а Иеремия был тогда действительным Константинопольским патриархом; ибо он с 1586 г. до кончины своей в 1594 г. без перемены правительствовал, а Митрофан скончался еще в 1580 г. Неофит же до 1600 г. не был патриархом 123 . Наш Русский хронограф напротив того говорит, что на сем первом соборе «ничтоже достойного бысть, токмо Кирилл, яко бес, не преста клевеща на патриарха и предложил только собору „яко мы Русь Веры Греческой и церкви наши многие пакости от ляхов поносят; ныне убо мы умыслихом вседушно приложитися в то и просити короля и всего сената, дабы нас оставили при вольностях по правам нашим и проч.» и сия речь люба бяше всем и единодушно на се согласитася вси и молища Кирилла и Потея, да труждаются в сем, яко искуснейшии суще, обещающеся им во всем помогати.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

1781, 18662). Так, сообщается о том, что икона находилась в Десятинной церкви, куда она была поставлена вел. кн. Владимиром. Ок. 1500 г. татар. хан Ахмат-Гирей со 100-тысячным войском отправился под Киев, где объединил свои силы с Мехмет-Гиреем. Во время ограбления города татарами икону забрали из Десятинной церкви, с нее содрали драгоценный убор, сам образ бросили в Днепр. С ангельской помощью по воде, икона оказалась в Минске на р. Свислочь, где остановилась «под замком». От иконы исходило сильное сияние. Местные жители достали ее из воды и поставили в замковой церкви (в честь Рождества Пресв. Богородицы). В 1-м издании указано, что икона была обретена 13 авг., во 2-м - 15 авг. В замковой церкви М. и. находилась 116 лет. В 1616 г. по воле Иосифа Рутского, митр. униат. церкви, она была взята в базилианскую ц. Св. Духа. Перенесение иконы совершилось 18 окт., в день памяти ап. Луки (что впосл. послужило поводом к возникновению в благочестивой традиции мнения о том, что М. и. была написана апостолом). Фрагмент Минской иконы Божией Матери в процессе реставрации. 1991–1992 гг. Фрагмент Минской иконы Божией Матери в процессе реставрации. 1991–1992 гг. Во время Брестской церковной унии 1596 г. возникла конфронтация между принявшим унию митр. Михаилом Рагозой и Минской радой. Согласно копии документа из дела «по жалобе митр. Михаила Рагозы на неповиновение ему минского протопопа Родиона троицкого, от 3 марта 1597 года», когда иерарх прибыл в Минск, то городская администрация запретила духовенству сослужить ему, «потому что его милость не есть митрополит». Собираясь сам совершить литургию в замковой ц. Рождества Пресв. Богородицы, Михаил Рагоза намеревался облачиться в ризнице храма, но со слов пономаря Ильи Убердатого узнал, что та совсем обнищала; на вопрос митрополита, «где же девались гривны, ланцуги (цепи), клейноты (драгоценности), золотые червонные, талеры и перстни от того образа Пречистыя, который надала славной и святой памяти королева Олена», получил от пономаря ответ, что все это взял пан Андрей Маслянка с панами бурмистрами (Описание док-тов архива западнорус.

http://pravenc.ru/text/2563282.html

М.В. Дмитриев Введение В центре настоящего исследования – генезис Брестской церковной унии 1596 г. Когда мы говорим «Брестская церковная уния 1596 г.», подразумевается цепочка событий и процессов, приведших к возникновению греко-католической (униатской) церкви Украины и Белоруссии – церкви, которая сыграла огромную роль в истории украинского и белорусского народов и становится сегодня крупнейшей силой в духовной (и не только духовной!) жизни Украины и Белоруссии. Непосредственная подготовка унии началась в 1590 г. Датой провозглашения унии можно считать или 23 декабря 1595 г. (в Риме) или 9 (19) октября 1596 г. (в Бресте). Обычно унию связывают с Брестским собором 1596 г. и именно поэтому называют Брестской. Это не совсем верно. Брестский собор сторонников унии лишь подтвердил решение, принятое почти годом раньше в Риме, во время специальной торжественной церемонии 1 . В декабре 1595 г., 23 числа, два православных епископа, Ипатий Потей и Кирилл Терлецкий, от имени всего православного духовенства Киевской митрополии подписали в одном из великолепных залов Ватикана акт о переходе православной церкви Украины и Белоруссии под юрисдикцию римского папы. Церемония состоялась в присутствии большого числа кардиналов, епископов и послов европейских держав. Поцеловав туфлю понтифика, Ипатий Потей и Кирилл Терлецкий принесли присягу послушания Римскому церковному престолу. В октябре 1596 г. в Бресте возглавленный киевским митрополитом Михаилом Рагозой собор украинско-белорусского православного духовенства поддержал провозглашенный в Риме акт. Рождение униатской церкви было подтверждено. Но в те же октябрьские дни, в том же Бресте собрался и другой православный собор, который был возглавлен патриаршим экзархом Никифором, двумя епископами, отказавшимися в конечном итоге поддержать унию, и князем Константином Острожским. Этот собор предал анафеме «отступников», низложил митрополита и подтвердил верность Константинопольской патриархии. После событий 1595–1596 гг. в Украине и Белоруссии развернулась долгая, и по временам кровавая борьба между христианами двух церквей. Она тянулась много веков и тянется до сих пор.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mezh...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010