Галич. Собор Спаса Преображения. Преображенский собор Карта и ближайшие объекты Один из наиболее ярких в Галическом районе примеров культовой постройки в стиле зрелого барокко, особенности архитектурного облика которой определяет своеобразная трактовка архаичной для своего времени объемно-пространственной композиция, тяготеющей к традициям предшествующего столетия. Основной объем здания представляет собой двусветный, .завершавшийся пятиглавием, двустолпный четверик, к которому с севера, юга и востока симметрично примыкают равновеликие по обхему, низкие, прямоугольные в плане приделы и апсида, усложненные на восточных фасадах полукруглыми в выступами. На месте трапезной, располагавшейся с западной стороны, в настоящее время сооружен двухэтажный кирпичный корпус. В декоре использованы характерные для 18 в. рустованные угловые лопатки, профилированные венчающие карнизы на кронштейнах и оконные наличники нескольких типов. Высокие с лучковыми перемычками окна первого света храма, апсиды и приделов обрамлены развитыми, получившими индивидуальную трактовку наличниками с «ушами» и фигурными навершиями, выполненными из тесанного кирпича. Особенно сложным, не встречающим аналогов рисунком наличников выделены обращенные к улице западные окна приделов. Более скромные с треугольными навершиями на полуколонках наличники на окнах второго света храма ассоциируются с формами, более употребительными в предшествующую эпоху. Интерьер здания для обследования практически не доступен. Памятники Архитектуры Костромы и Костромской области. Каталог. Выпуск III. Город Галич и Галический район. 2001 г. Соборный храм летний, каменный, крестообразный, о пяти главах, с каменною колокольнею и оградою, построен в 1774 г. при особом попечении Симона, Епископа Костромского и Галичского, и при пособии императрицы Екатерины II, изволившей выдать по просьбе соборному протоиерею Симеону 1000 руб. ассигнациями на окончание постройки. Престолы: в честь Преображения Иисуса Христа и препод. Михаила Малеина, Макария, Желтоводского и Унженского чудотворца.

http://sobory.ru/article/?object=03706

Горицы. Церковь Николая Чудотворца. /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:1872. Церковь была закрыта в 1937 г.. Год утраты:1987 Адрес: Россия, Нижегородская область, Навашинский р-н, с. Горицы Координаты: 55.61581, 42.44136 Проезд:Из Навашина через Новошино, Князево, Безверниково, Сонино. Не доезжая до с. Горицы свернуть направо к кладбищу. Остатки храма находятся слева от входа около 100 м. в зарослях березняка. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты с. Горицы, Навашинский район, церковь в честь Святителя Николая Мир-Ликийского Чудотворца «В писцовых книгах 1629 года церковь значится как «Погост Горицкий», это дает основание судить, что церковь была построена вблизи старого кладбища. Ближнее селение к ней было Горицы. Горицкий погост при озере Никольском находится в 150 верстах от губернского города и в 30 от уездного на границе Муромского уезда с Нижегородской губернией. Погост Горицкий значится в писцовых книгах 1629-30 годов: на погосте тогда была церковь во имя святого Николая Чудотворца «древяна клецки - строение мирское», то есть деревянный сруб, строение простое. При церкви были: священник, пономарь, просвирница. Пашни церковной было 8 четвертей, леса 4 четверти, сена 30 копен. В окладных книгах 1676 года в Горицах значится та же церковь, при ней двор попа Василия, дворы дьячков и просвирниц. В приходе деревня Сонино - 14 дворов крестьянских, 4 бобыльских; деревня Бельтево в ней 6 дворов крестьянских, и деревня Горицы - в ней 15 дворов крестьянских и 5 бобыльских. У попа Василия церковной земли 2 четверти и 30 копен покосов. В конце 1795 года церковь Горицкого погоста перестраивалась. В обновленную церковь были переданы иконы из Сретенской церкви города Мурома. В 1863 году старый деревянный храм был разобран и построен новый, также деревянный, руками горицких и сонинских плотников. Трапеза церкви была освящена в 1863 году, а главный храм был достроен и освящен в 1872 году. Храм был построен на деньги графа Дмитрия Николаевича Шереметева (сына Прасковьи Жемчуговой), а также на пожертвования жителей Сонино, Гориц, Белтево. Престолов в новом храме было три: главный в честь Покрова Пресвятой Богородицы; в трапезе теплой во имя Святителя Николая Чудотворца и преподобного Михаила Малеина. Утварью, ризницей, богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из святых икон особо чтима прихожанами икона Святого Николая Чудотворца, на ней были подвешены серебряный крест с частицами святых мощей неизвестных святых.

http://sobory.ru/article/?object=30161

Гороховец. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Казанская церковь Карта и ближайшие объекты Бывший Красновский приход Гороховецкого уезда В 1622 г село Красное с окружающими многочисленными деревнями было пожаловано царем Михаилом Федоровичем князю Ивану Петровичу Буйносову-Ростовскому. В писцовой книге 1628 г. в селе значится деревянная клетская церковь Николая Чудотворца с тремя приделами – муч.Феодора, преп. Марии Египетской, преп. Михаила Малеина. Указывалось, что церковь построена владельцем села – князем Буйносовым-Ростовским. «При церкви поп Иван, пустой двор попов, дьячек, земли церковной по 10 четвертей в поле; в селе двор княжий, в нем живут дворовые люди, двор людской, 16 дворов крестьянских и 8 бобыльских. К селу за речкою слободка бобыльская – 11 дворов, бобыли пашут на князя землю и на суда наймуются». Во второй половине 17 века село Красное снова значится государевым дворцовым селом. В нем располагался «двор государев», где жили воеводы, насчитывалось 62 крестьянских и бобыльских двора. В 1678 г в селе находятся уже две деревянные церкви – в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы с приделом св. Николая Чудотворца (холодная) рубленная «в углы» и св. Алексия человека Божия (теплая). Рядом с церквями возвышалась колокольня «рублена восьмериком верх шатровый». В 1708 г вместо двух деревянных церквей построена одна каменная на средства гороховецкого купца Ширяева. Колокольня построена одновременно с церковью. В 1817 г стены холодного храма «приподняты накладкою до 3 аршин и с того времени наружный вид храма остается без существенных изменений; внутренние же украшения храма обновлялись не однажды». В церкви были следующие престолы: главный – в честь Казанской иконы Пресв. Богоролицы, в теплой трапезе – во имя Преображения Господня и св. Николая Чудотворца. Из святых икон особенно чтима прихожанами и окрестными жителями Казанская икона Пресв. Богородицы. Икона была убрана в расшитую золотом и унизанную жемчугом ризу с вызолочеными по серебру венцом и окладом. Другая икона Казанской Божией Матери была, по преданию, «шита шелками княгиней Буйносовой-Ростовской». В храме хранилось напрестольное Евангелие 1628 года и напрестольный крест с частицами св. мощей и частями священных предметов (древа Господня, ризы Господней, ризы Богоматери, камня гроба Господня, гроба Богородицы, земли из-под гроба Господня, камня с горы Преображения, камня страстей Господних, камня Неопалимой Купины).

http://sobory.ru/article/?object=05008

Иворово. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (?). Карта и ближайшие объекты Первая деревянная церковь в селе Иворово (Рождества Пресвятой Богородицы) была построенна в 1628 г. Каменная церковь была построена в 1825 г. Церковь в селе исстари существовала в честь Рождества Пресвятой Богородицы; первые исторические известия о ней находим в окладных книгах патриаршего казенного приказа, в которых под 136 (1628) годом она записана так: «церковь Рождество Пречистые Богородицы в селе Иворове в вотчине Григорья да Ивана Огаревых дани пятнадцать алтын с денгою десятильнича гривна; а в 162 (1654) по новому дозору дани положено рубль 26 алт. с деньгою, заезда гривна». В 1714 году при церкви Рождества Богородицы попом состоял Михаил Тимофеев, который в означенном же году помещиком села, стольником Григорьем Постниковым, сыном Огарева, был переведен, с разрешения Суздальского епископа Игнатия, в другую его вотчину — в село Трехсвятское, Арзамасского уезда. Существующая в селе церковь, зданием каменная, с такой же колокольней и оградой, построена в 1825 году усердием помещика Сергия Обухова и прихожан. Престолов в ней три: в холодной — в честь Рождества Богородицы и в теплых приделах: в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и во имя Святителя и Чудотворца Николая. Из старинных священных предметов в церкви хранились: Евангелие печати 1776 года и напрестольный серебряный крест с частицами св. мощей разных угодников Божиих, как-то: ап. Андрея Первозванного, Архидиакона Стефана, Игнатия Богоносца, Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Георгия Победоносца, Дмитрия Солунского, Феодора Стратилата, Иоанна Милостивого, Михаила Малеина, Антония Римлянина, великомученицы Екатерины и великомученицы Варвары. На кресте вычеканен 1714 год. Церковные документы хранились в целости: копии метрических книг с 1800 года и исповедные росписи с 1826 года. Опись церковного имущества составлена в 1881 году.  Земли при церкви: усадебной одна десятина, сенокосной и пахотной 33 десятины, из коих до 8 десятин неудобной земли.

http://sobory.ru/article/?object=50295

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Изображения иконы, именуемой Александра Римская, мц. Основная страница об этой иконе Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: [Ярославль. 1898.] Св. кн. Александр со Спасителем, " Владимирской " , свт. Николаем и мч. Александрой Римской (фрагмент). Икона. Ярославль. 1898 г. Файл 3669.jpg:   Размер: 539x706, 0.38 MPix, 108 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (332) , (13) . Описание: Икона «Св. Роман мученик, Св. Анна, Св. Александра и Св. князь Роман Угличский», 30.5х26.5 см., дерево, масло, сусальное золочение Файл 14461.jpg:   Размер: 552x636, 0.35 MPix, 168 Kb. Дата: 2011-11-10, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (305) , (15) . Описание: Икона Феодоровской Богоматери со святыми Николаем Чудотворцем, царицей Александрой, митрополитом Алексием и Михаилом Малеином. Москва 1913г. Гурьянов Файл 14464.jpg:   Размер: 1000x1152, 1.15 MPix, 180 Kb. Дата: 2011-11-10, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (245) , (17) . Описание: Святая мученица Александра. Нет уверенности, Александра Римская, Александра Анкирская, Александра Амисийская или же еще какая Александра. Файл 14649.jpg:   Размер: 503x600, 0.3 MPix, 49 Kb. Дата: 2011-11-12, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (307) , (11) . Описание: Святая мученица Александра. Нет уверенности, Александра Римская, Александра Анкирская, Александра Амисийская или же еще какая Александра. Альбом изображений святых икон издания хромолитографии Е.И.Фесенко в Одессе. Конец 19-го века. Файл 15452.jpg:   Размер: 1400x1726, 2.42 MPix, 222 Kb. Дата: 2011-12-26, участник [ tol ]. Рейтинг изображения: 5 (443) , (19) . Описание: Святая царица Александра. Ф. Брюлло 1843г. Эскиз иконы для иконостаса Исаакиевского собора Холст, масло. 57,5 х 30,5 Государственный Русский музей. Файл 18497.jpg:   Размер: 700x1474, 1.03 MPix, 377 Kb. Дата: 2012-06-25, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (209) , (3) .

http://pravicon.com/icon-1117-photo

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Изображения иконы, именуемой Алексий Московский, свт. Основная страница об этой иконе Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: [Москва. 1581.] Свт. Алексий. Мастерская княгини Анастасии, жены князя Симеона Бекбулатовича. Шитьё. Москва. 1581 г. Из Чудова монастыря. Файл 3701.jpg:   Размер: 585x1200, 0.7 MPix, 234 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (237) , (6) . Описание: [Русь. XVII.] Минея - Февраль (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. Файл 3703.jpg:   Размер: 348x1174, 0.41 MPix, 78 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 7 (209) , (6) . Описание: Святой Алексий митрополит Московский и Всея Руси Именная икона (20,5Х28 см. Дерево, паволока, левкас, темпера, позолота.) Иконописная мастерская Екатерины Ильинской. http://www.icon-art.ru Файл 12080.jpg:   Размер: 550x746, 0.41 MPix, 374 Kb. Дата: 2011-02-15, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (274) , (12) . Описание: Икона Феодоровской Богоматери со святыми Николаем Чудотворцем, царицей Александрой, митрополитом Алексием и Михаилом Малеином. Москва 1913г. Гурьянов Файл 14468.jpg:   Размер: 1000x1152, 1.15 MPix, 180 Kb. Дата: 2011-11-10, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (124) , (0) . Описание: Алексий, митрополит Московский. XVII век, Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник " Ипатьевский монастырь " . Файл 16376.jpg:   Размер: 895x1500, 1.34 MPix, 356 Kb. Дата: 2012-02-28, анонимно. Рейтинг изображения: 1 (117) , (2) . Описание: [Москва ] Семейная икона. Святой Алексий Митрополит Московский и святая преподобная Фотиния. На полях иконы святой благоверный князь Дмитрий Донской и святая преподобная княгиня Евфросиния Московская Семейная икона (21Х28 см. Дерево, левкас, паволока, темпера, позолота.) Иконописная мастерская Екатерины Ильинской. http://www.icon-art.ru

http://pravicon.com/icon-1125-photo

Молитва за врагов 12 (25) июля (Из жития преподобнаго Михаила Малеина) Господь учит нас молиться за врагов: молитеся, говорит, за творящих вам напасть и изгоняющия вы ( Мф. 5, 44 ). О чем же тут молиться? Как молиться? Что говорить? В чем должна состоять сущность такой молитвы? Если не знаем этого, братие, то поучимся у Господа и святых Его. Господь, среди жесточайших мучений крестных, когда вся глава Его была покрыта кровавыми струями, руки и ноги пробиты были и пригвождены ко Кресту, когда уста опалены были нестерпимою жаждою, когда от страшных мук не было покоя, в такую невыразимо тяжкую минуту молился так: Отче, отпусти им: не ведят бо, что творят ( Лук. 23, 34 ). Когда святого архидиакона Стефана Иудеи, выведши за город, стали побивать камнями, то он говорил: Господи Иисусе! приими дух мой. Потом, преклонив колена, воскликнул громким голосом: Господи, не вмени им греха сего! И, сказав сие, почил ( Деян. 7, 59–60 ). От тех же Иудеев апостолу Павлу пять раз дано было по сорока ударов без одного. Три раза его били палками и однажды камнями побивали ( 2Кор. 11:24–25 ); но он говорит: молил бых ся бо сам аз отлучена быти от Христа по братии моей ( Рим. 9, 3 ). Находим примеры молитвы за врагов и в житиях святых; например: когда преподобный Михаил Малеин сделан был игуменом в Кименской, на Афоне, обители, то «нецыи от братии монастыря того вельми преподобного оскорбляху и нелепотная нане глаголаху», но он же наедине молился о них Богу: «Господи, Боже наш, – взывал он, – Ты заповедал нам любить ближних, как самих себя; и Ты знаешь сердце человеческое! Молюсь Тебе, не презри спасения душ их, но помилуй их и всели страх Твой в сердца их, чтобы они познали Тебя и надежду на Тебя полагали и поработали Тебе воистину чистотою сердца». Находим, наконец, молитвы, если не за врагов, то относительно врагов и у святителя Димитрия Ростовского . «О, сладосте, превышше всех сладостей, Иисусе! – говорит он, – о, любы, всякое желание побеждающая, Иисусе! О, хлебе небесный! О, пребессмертное наше насыщение! О, вечное наше наслаждение, Иисусе! Кий язык исповесть сладость Твою? Кий ум постигнет действуемое Тобою в любящих Тя сердцах услаждение! Увеселение, радосте и сладосте наша, Иисусе! Да стекутся зде врагов моих руце, да соберут от всех четырех концев вселенные камение, да ниспустят на мя аки дождь и град, и тучу, каменное метание! И о всем том небрегл бых, точно да узрю светлое лице Твое, Свете мой Иисусе! (Соч.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

Москва. Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Чижевском подворье. Успенская церковь на Чижевском подворье Карта и ближайшие объекты Ныне существующая церковь основана боярином Михаилом Салтыковым в 1691 г. как придел Мироносицкой церкви (1647 г.). Выстроена в стиле " нарышкинского барокко " . Четверик с с прямоугольным алтарем и трапезной поднят на высокий подклет, по углам размещены парные колонны. Окна оформлены наличниками с разорванным фронтоном. Завершает храм восьмерик с луковичной главкой на глухом барабане. С 1850-х - приходская, приписанная к храму Троицы в Полях. До постройки Чижевского подворья стояла посреди большого двора, рядом с ней было кладбище. Чижевское подворье скрыло церковь со стороны улицы. В 1925 г. закрыта и занята Наркомвоенмором. В 1960 г. храм стоял обезглавленный и заброшенный. К 1990 г. реставрация окончена. С 2000 г. богослужения возобновлены. Построен в 1691 г. на средства вернувшегося из ссылки боярина М.М. Салтыкова в его вотчинном монастыре на месте придела Успения Пресвятой Богородицы храма Жен-мироносиц (1647 г., сооружен в одноименном монастыре вместо сгоревших в 1626 г. деревянных храмов Жен-мироносиц и преп. Михаила Малеина) на «Никольском крестце против Печатного двора». Вначале сочетал функции домового и приходского храмов. В 1803 г. приписан к храму Св. Троицы в Старых полях (находился в Театральном пр., разрушен в 1934 г.). Со второй половины XIX в. - приходской. С 1848 г. загорожен от улицы зданиями торгового «Чижевского подворья», принадлежавшего купцу Чижову. В стиле московского барокко. Четырехугольный в плане, с прямоугольным пониженным алтарем и трапезной. На высоком глухом подклете. Завершен невысоким восьмиугольным глухим барабаном с луковичной главкой. На углах фасада — полуколонии. Внутри храма — переход от четырехугольных стен основного здания к его восьмиугольному завершению в виде трехступенчатых треугольных нишеобразных столпов. На стенах восьмиугольного завершения сохранились фрагменты росписи. После 1917 г. в подворье — общежитие Реввоенсовета. Храм закрыт в 1925 г., занят Наркоматом военно-морского флота, в 1960—70-х гг. — строительной конторой, с 1977 г. — Всесоюзным производственным научно-реставрационным комбинатом. Реставрировался.

http://sobory.ru/article/?object=02314

Небольшого выноса венчающий карниз храма частично сохранил резной подзор. Перекрытия храма плоские по балкам, в интерьере потолок имеет трапецевидную форму в вертикальном сечении. Полы сохранились дощатые. В целом церковь преподобного Михаила Малеина, несмотря на утрату завершения, неплохо сохранилась и представляет собой редкий пример декоративного стиля в архитектуре начала века со стилизацией формы древней русской архитектуры и северной народной резьбы. Прп. Михаил Малеин - святой греческой церкви, почитаемый также и в России; был дядей императора византийского Никифора Фоки. Подвизался иноком " на Афоне, на горе Малеон, в Клементской обители, настоятелем которой и стал. Наставник и духовный отец прп. Афанасия Афонского. Скончался в глубокой старости (в X веке). Из книги «БОГОРОДСКИЕ СВЯТЫНИ. Историко-архитектурный иллюстрированный указатель храмов, монастырей, часовен и знаменитых икон на территории Ногинского района». Богородск (Ногинск), 1992 год. Основателем и почетным председателем старообрядческой общины в деревне Тимково был А.И. Морозов, в середине 1912 года им было предложено вместо обветшавшего молитвенного дома построить церковь и обратиться за помощью в Главное Управление земледелия и землеустройства. Просьба общины была удовлетворена и было разрешено отпустить ей лес за «50 процентов таксовой стоимости». В июле 1912 года журнал «Церковь» сообщал о торжестве закладки храма во имя преподобного Михаила Малеина. Автор проекта церкви - И.И. Струков. К декабрю 1912 года истек срок трехлетних полномочий ряда членов Совета общины и доверенных лиц, на общем собрании общины, состоявшемся 2 декабря 1912 года, все они были избраны на второе 3-летие. Среди переизбранных: Петр и Сергей Арсеньевичи Морозовы, Федор Андреевич Детинов, Евгений Павлович Свешников, Трифон Николаевич Кочанов, Сергей Федорович Полозов, Илья Петрович Рывкин, кандидат в члены Совета - Григорий Селиверстович Сумароков, доверенные лица - Иван Саввич Иванов, Николай Степанович Заправской и Павел Никифорович Краснов и кандидаты к ним: Борис Егорович Кузнецов и Сергей Иванович Гусев.

http://sobory.ru/article/?object=02577

Павел, митрополит Нижегородский и Алатырский Родился в городе Курмыше Нижегородской губернии. Как строгий блюститель христианских правил и уставов, он в сане иеромонаха был взят митрополитом Нижегородским Филаретом († 1694) в архиерейский дом и определен казначеем. На этой должности он оставался до 1686 года. Во все время управления архиерейским домом Павел, верный своему званию, пользовался полным доверием митрополита Филарета, облегчая, сколько было можно, его труды. Своим умом и благочестивой жизнью он стал известен даже патриарху. Поэтому по уходе на покой митрополита Нижегородского Филарета, вопреки существующей традиции, Павел прямо из иеромонахов 7 марта 1686 года был возведен в сан митрополита. Это избрание «благочестивейшего мужа на дело служения правильно и законно» совершено было патриархом Иоакимом (Савеловым, † 1690), митрополитом Казанским и Свияжским Адрианом († 1700) и «всеми присутствующими в царствующем граде архиереи». После возведения в сан митрополита Павлу дана была особая настольная грамота, которая хранилась в ризнице кафедрального собора. При митрополите Павле построена и освящена церковь Казанская «у реки Почайны» (1685), а прежний кафедральный Спасо-Преображенский собор весь был расписан внутри (1692). Преосвященный Павел отличался любовью к пустынножителям и заботился о монастырях, изыскивая средства к безбедному их содержанию. За два года до кончины он дал указание о построении в Нижнем Новгороде часовни в честь Иоанна Предтечи. В 1682 году Павел дал грамоту на построение в Островоезерском Троицком монастыре теплой церкви преподобного Михаила Малеина, а 31 августа 1688 года тому же монастырю дал грамоту на построение каменных церквей вместо деревянных. Дожив до глубокой старости, митрополит Павел тихо и мирно окончил благочестивую жизнь. Скончался он 26 сентября 1696 года. Погребен в Нижегородском кафедральном соборе. В 1834 году при перенесении архиерейских гробниц в новый кафедральный собор гроб митрополита Павла был обнаружен в целости.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010