Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иконография святых МЕРКУРИЙ (сер. III в.), вмч. (пам. 24 нояб.; пам. греч. 25 нояб.; пам. зап. 25 нояб.), пострадал в Кесарии Каппадокийской (ныне Кайсери, Турция) МЕРКУРИЙ (XIII в. (?)), мч., Смоленский (пам. 24 нояб. и в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых МЕРКУРИЙ И ПАИСИЙ преподобные (пам. 4, 24 нояб. (М.), 19 июля (П.), 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских), Киево-Печерские, в Дальних пещерах почивающие МЕФОДИЙ (10-20-е гг. IX в. - 885), равноап. (пам. 6 апр., 11 мая), архиеп. Моравский, старший брат и соратник создателя славянской письменности равноап. Кирилла МИРОЖСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ чудотворный образ, находившийся в Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря в Пскове (празд. 24 сент.) МИТРОФАН (мирское имя Михаил; нояб. 1623 - 1703), еп. Воронежский, свт. (пам. 7 авг., 23 нояб., 23 июня - в Соборе Владимирских святых, 4 сент.- в Соборе Воронежских святых, 7 июня - в Соборе Иваново-Вознесенских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 10 сент.- в Соборе Липецких святых) МИТРОФАН († 7.02.1238), еп. Владимирский и Суздальский (1227-1238), сщмч. (пам. 23 июня в Соборе Владимирских святых) МИХАИЛ († 6.05.1402), еп. Смоленский (зима 1382/83 - весна 1396), свт. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых , в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) МИХАИЛ МАЛЕИН (894-961), прп. (пам. 12 июля), визант. подвижник, основатель лавры на горе Кимин, наставник св., Афанасия Афонского МИХАИЛ (МИХАЛКО) ЮРЬЕВИЧ (сер. XII в.- 1176), блгв. кн. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), вел. кн. Киевский (1171), Владимиро-Суздальский (1175-1176) МИХАИЛ ЯРОСЛАВИЧ (1271/72 - 1318), св. блгв. кн. Тверской, вел. кн. Владимирский (пам. 22 нояб., в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) МИШКОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ местночтимый чудотворный образ, получивший название по месту нахождения в с. Мишковка Стародубского у. Черниговской губ. (ныне Стародубский р-н Брянской обл.), в 18 верстах от г. Стародуба

http://pravenc.ru/rubrics/123208_16.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Искусство МИТРОФАН (мирское имя Михаил; нояб. 1623 - 1703), еп. Воронежский, свт. (пам. 7 авг., 23 нояб., 23 июня - в Соборе Владимирских святых, 4 сент.- в Соборе Воронежских святых, 7 июня - в Соборе Иваново-Вознесенских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 10 сент.- в Соборе Липецких святых) МИТРОФАН († 7.02.1238), еп. Владимирский и Суздальский (1227-1238), сщмч. (пам. 23 июня в Соборе Владимирских святых) МИТРОФАН мон. Симонова Старого московского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря; рус. художник XV в., старший современник и предположительно учитель Дионисия МИХАИЛ († 6.05.1402), еп. Смоленский (зима 1382/83 - весна 1396), свт. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых , в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) МИХАИЛ МАЛЕИН (894-961), прп. (пам. 12 июля), визант. подвижник, основатель лавры на горе Кимин, наставник св., Афанасия Афонского МИХАИЛ (МИХАЛКО) ЮРЬЕВИЧ (сер. XII в.- 1176), блгв. кн. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), вел. кн. Киевский (1171), Владимиро-Суздальский (1175-1176) МИХАИЛ ЯРОСЛАВИЧ (1271/72 - 1318), св. блгв. кн. Тверской, вел. кн. Владимирский (пам. 22 нояб., в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) МИШКОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ местночтимый чудотворный образ, получивший название по месту нахождения в с. Мишковка Стародубского у. Черниговской губ. (ныне Стародубский р-н Брянской обл.), в 18 верстах от г. Стародуба МИШУКОВЫ династия ювелиров-серебряников, владевшая в Москве с 1880 по 1918 г. ювелирной мастерской, которая производила предметы церковной утвари и храмового убранства МЛЕКОПИТАТЕЛЬНИЦА извод икон Божией Матери в христианской иконографии, включающий изображение Богородицы, кормящей грудью Младенца Христа Надежда Евгеньевна (1902-1968), исследователь древнерус. монументальной и станковой живописи и прикладного искусства, музеевед МНОГОГЛАСНИК в церковном пении визант. и древнерус. традиций - песнопение, части к-рого распеты в разных гласах

http://pravenc.ru/rubrics/123062_48.html

Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  4.2 из  5) Козловский Свято-Троицкий мужской монастырь Россия, Тамбовская обл., около г. Мичуринска, на высоком берегу реки Лесной Воронеж. В 1627 году на высоком берегу реки Лесной Воронеж по именному указанию царя Михаила Федоровича Романова старцем Иосифом был основан мужской Троицкий монастырь. Обитель старца находилась посреди дубовой рощи на берегу реки, ее противоположный берег называли «ногайской стороной». Монастырю были отведены лесные и сенные угодья. В 1636 году монахи получили благословение на сооружение храма во имя Святой Троицы с приделом в честь Успения Пресвятой Богородицы. Первая церковь была деревянной и небольшой. Под личной опекой царя находилась Козловская обитель в 1641 году, поскольку находилась на Белгородской засечной черте. Монастырь, расположенный с южной стороны города Козлова, был вынужден принимать на себя тяжесть татарских и калмыцких набегов. Для лучшего обустройства, по грамоте царя Михаила Федоровича, монастырь получил рыбные ловли и бобровые гоны на Лесном Воронеже и место для постройки мельницы, позже – участок земли вдоль берега для просушивания неводов и для причала. Тогда же монастырь становится общежительным и в нем начинается большое каменное строительство: церковь Успения Пресвятой Богородицы, а под ней – церковь великих чудотворцев Зосимы и Савватия Соловецких, поварни, кельи и ограда каменная. Началось и строительство соборной церкви Живоначальной Троицы. В 1662 году монастырю было отведено подворье в городе Козлове. В 1667 году царь Алексей Михайлович прислал в монастырь святыни: принесенный ему из Афона «перст от Гроба Господня», частицы мощей апостолов Андрея, Тита, архидиакона Стефана, великомученика Феодора Тирона, великомученика и Победоносца Георгия, великомученика и целителя Пантелеймона, мучеников Иакова Персианина, Киприана, Меркурия, Акепсима, великомученика Феодора Стратилата, мученика Лукиана, равноапостольного царя Константина, преподобного Онуфрия Великого, патриарха Иоанна Милостивого, преподобного Михаила Малеина, святителей: Феодора Сикеота, Иоанна Новгородского, преподобного Александра Свирского , мучениц Варвары и Феодосии.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

В Петербурге открылась выставка икон, написанных для возрождающегося Феодоровского собора 12 июля, 2012. Новостная служба На экспозиции в особняке графа Румянцева представлены 22 образа, которые займут места в иконостасе верхнего храма собора взамен бесследно утраченных в богоборческое время. 12 июля. ПРАВМИР. В Санкт-Петербурге открылась выставка икон, написанных для возрождающегося Феодоровского собора в память 300-летия Дома Романовых. На экспозиции в особняке графа Румянцева представлены 22 образа, которые займут места в иконостасе верхнего храма собора взамен бесследно утраченных в богоборческое время.  В верхнем храме идет монтаж иконостаса, после чего иконы разместят в нем, сообщает Вода Живая . Иконы созданы в мастерской святого апостола Иоанна Богослова на средства частных благотворителей. Каждый желающий может познакомиться с мастерством современных иконописцев Христины Прохоровой, Ивана Кусова, Александра Стальнова и Валентина Жданова. Здесь можно увидеть образы Спасителя, Феодоровской, Казанской, Владимирской Божией Матери, преподобного Михаила Малеина, архангелов Михаила, Гавриила и других святых. Храм Феодоровской иконы Божией Матери расположен в историческом центре Санкт-Петербурга около Московского вокзала. Торжественная закладка собора состоялась в 1909 году. В его создании принимали участие лучшие архитекторы и иконописцы России. В 1932 году его закрыли, в опустевшем здании разместился молокозавод. Восстановление святыни к 400-летию Дома Романовых началось в 2007 году, когда был создан попечительский совет. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира»

http://pravmir.ru/v-peterburge-otkrylas-...

Патриарх Кирилл совершил освящение восстановленного Феодоровского собора в Санкт-Петербурге 14 сентября, 2013. Новостная служба 14 сентября 2013 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения трех престолов верхнего храма восстановленного собора в честь Феодоровской иконы Божией Матери в Санкт-Петербурге и Божественную литургию в новоосвященном храме. 14 сентября. ПРАВМИР. 14 сентября 2013 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения трех престолов верхнего храма восстановленного собора в честь Феодоровской иконы Божией Матери в Санкт-Петербурге и Божественную литургию в новоосвященном храме, сообщает Патриархия.ru . Феодоровский собор был возведен в 1909-1913 годах недалеко от Московского вокзала северной столицы в память 300-летия царствования Дома Романовых. Центральный престол освящен в честь Феодоровской иконы Божией Матери — фамильной святыни царской династии, и преподобного Михаила Малеина — небесного покровителя Михаила Феодоровича, первого царя из Дома Романовых. Северный придел верхнего храма посвящен святым Новомученикам и исповедникам Церкви Русской, южный — святым Царственным страстотерпцам. Также в этот день Предстоятель Русской Церкви совершил чин малого освящения храма святых праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы в Санкт-Петербурге (ул. Моховая, 48). Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/patriarx-kirill-sovers...

16. Благочестивые родители не должны чрезмерно сокрушаться о том, как будут жить после смерти их малолетние дети. (Иъ жизни препод. Афанасия Афонского . Пат. ч. I, стр. 74–79). Родителей, имеющих малолетних детей, часто преследует мысль: „как будут жить мои дети, если я умру, не успев вырастить их? С кем они останутся после меня? Кому будут нужны? Кто призрит их? и т. п. Как смотреть на эту мысль? Да, с одной стороны, если эта мысль не переходит границ, она есть мысль естественная. Кому же и заботиться о судьбе детей, как не родителям? Но если эта мысль переходит границы, например, доводит человека до уныния, или ведёт его к корысти, то она есть мысль греховная. Ты чрезмерно заботишься о том, как будут жить дети после тебя? Но разве ты забыл, что у твоих детей есть еще Отец Небесный, Который и больше тебя любить твоих детей и все может сделать для них? Поручи их Ему, и дети твои проживут хорошо и после тебя. А особенно же, если хочешь, чтобы дети твои были счастливы после тебя, веди себя благочестиво. Истина несомненная, что детей благочестивых родителей Господь особенно не оставляет после смерти последних и особенную милость являет им. Родители преподобного Афанасия Афонского (пам. июля 5) славились своим благочестием; но Господь не привёл им порадоваться здесь на земле на своего сына. Отец Афанасия умер еще до рождения его, а мать, родив его и освятив крещением, едва успела воспоить его своим молоком как перешла вслед за мужем из временной жизни в вечную. Но, лишившись змных родителей, Афанасий не остался без попечения о себе Небесного Отца сирот (ч. I, стр. 74). Господь возбудил к милосердию о нем сердце одной благочестивой монахини, и она взяла его к себе и стала заботиться о нем, как о своем дитяти; усердно старалась, как можно более посеять в нем семян благочестия и, питая сердце его благочестивыми назиданиями, не пренебрегала и образованием его ума. Отрок отдан был воспитательницею его в научение книжное (стр. 75). Но, когда Афанасию минуло семь лет, он опять остался сиротою, ибо заменившая ему место матери монахиня также умерла. Господь, пекущийся о сиротах, и тут не оставил Афанасия. По устроению Божию, его узнал один вельможа греческого царя Романа Старшего, полюбил его, взял с собою в столицу и отдал там в научение одному славному наставнику (стр. 76). Потом, когда одна из сродниц Афанасия вышла замуж за сына одного военачальника, тогда эта взяла его к себе в дом и доставляла ему все нужное (76–77). Потом и сам царь узнал Афанасия и дал ему наставническую должность (78). Когда же наконец Афанасий пожелал сделаться иноком, то и тут Господь послал ему мудрого руководителя в духовной жизни игумена монастыря Кишинского, преподобного Михаила Малеина, который и удостоил его ангельского образа (79).

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

5-е Преподобного Афанасия Афонского Пр. Афанасий, в крещении Аврамий, родом из Трапезунта, осиротевши ещё в младенчестве, воспитан был некоторою монахиней и, по смерти её, отправился в Константинополь для довершения образования и жил в доме знатного сановника, родственника своего. Таким образом стал он известен и царю Роману Лекапену, который скоро назначил его учителем в училищах наравне с бывшим его учителем; но, заметив недовольство со стороны последнего, преподобный вскоре оставил должность учителя. Некогда родственник его послан был с поручением в Эгейское море и взял с собой Афанасия; Афанасий увидел Афонскую гору, полюбил её и начал думать о жительстве на ней. По возвращении в Царьград, услышал он о прибытии пр. Михаила Малеина (12 июля) из Кименского монастыря у горы Афонской, пошёл к нему и открыл ему своё намерение принять монашество. Когда они беседовали, пр. Михаила посетил племянник его, военачальник Никифор Фока, впоследствии император, и таким образом стал знать Афанасия. Вскоре по возвращении преп. Михаила в свою обитель, прибыл туда и Афанасий, принял пострижение и усердно проходил все монастырские послушания, наставляемый Михаилом в подвижнической жизни. Чувствуя близость кончины, Михаил желал оставить его после себя игуменом; но Афанасий, узнав о том, бежал и странствовал по горе, живя уединённо. Между тем, узнав о смерти преп. Михаила и бегстве Афанасия, военачальник Никифор разыскивал его через Солунских властей по всей горе, но Афанасий упросил прота горы (первенствующего игумена) не говорить о нём, – и тогда Никифор дал Кименской обители другого настоятеля. Прот позволил Афанасию безмолвствовать в пустынной кельи, версты за три от лавры Карейской; тут он жил и снискивал пропитание трудами рук своих, потому что писал книги хорошо и скоро. Однажды Лев, брат Никифора, посетил Афонскую гору и, беседуя с Афанасием, плакал от радости. Монахи, видя любовь воеводы к преподобному, просили Афанасия попросить его о постройке новой церкви в Карейской лавре. Воевода с радостью дал золота и серебра на построение церкви и, возвратясь в Царьград, возвестил Никифору об Афанасии.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

  разделы   рассылка  распечатать Вчера в храме Христа Спасителя прошел торжественный молебен по случаю окончания Архиерейского собора 29 июня, в день завершения Архиерейского Собора, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя в сослужении всей архиерейской полноты Русской Православной Церкви. По запричастном стихе Патриарший экзарх всея Белоруссии митрополит Минский и Слуцкий Филарет огласил Послание Освященного Архиерейского Собора клиру, честному иночеству и всем верным чадам Русской Православной Церкви. После Литургии в храм прибыл президент Российской Федерации Дмитрий Медведев с супругой. После краткого молебна Д.А. Медведев обратился с приветственным словом по случаю завершения Архиерейского Собора и продолжения празднования 1020-летнего юбилея Крещения Руси. " Тот весомый вклад, который вносят наши Церкви в достижение межрелигиозного мира и межцерковного диалога, позволяет решать и схожие для наших стран социальные и просветительские задачи, преодолевать экстремистские настроения и другие негативные проявления в обществе " , – цитирует Д. Медведева РИА " Новости " . Отмечая, что Православной Церкви в России постепенно возвращается то, что принадлежит ей по праву, в частности, церковные святыни, президент России совершил церемонию передачи святынь, хранившихся на протяжении десятилетий в запасниках Московского Кремля. Святыни были внесены в храм ротой почетного караула Президентского полка. Первой из рук президента Святейший Патриарх получил часть ризы Пресвятой Богородицы, а затем – частицу мощей святого равноапостольного князя Владимира. Всего же было передано 9 реликвий – часть ризы Божией Матери, Гвоздь от Креста Господня, части мощей святого Иоанна Крестителя, святого равноапостольного князя Владимира, святителей Григория Богослова и Василия Великого, вмч. Феодора Стратилата, мц. Евфимии Всехвальной, прп. Михаила Малеина. Все эти святыни имеют древнее происхождение и до революции являлись святынями Московского Кремля, а затем были сохранены в кремлевских музеях.

http://religare.ru/2_55698.html

(Алексий; † 5.04.1640), мон., уроженец «муромских мест», возобновитель разоренного монголо-татарами в XV в. Макариева Желтоводского монастыря , основанного прп. Макарием Унженским († 1444; пам. 25 июля). Сказание об обновлении Макариева Желтоводского мон-ря («Сказание по сокращению о зачатии на Жёлтых Водах обители святаго и преподобнейшаго отца нашего Макария, игумена Желтоводскаго и Уньженскаго чюдотворца, и о разорении ея от безбожных агарянских внуков, и запустении, и по многих летех паки на том же месте устроении ея») известно по двум спискам: ГИМ. Увар. 1197; РГБ. Писк. 119; оба - XVII в. В «Сказании» говорится, что А. пришел на оз. Жёлтые Воды в 1620 г. и в лесу около разоренного мон-ря поставил свою келью, вскоре к нему стала собираться братия. Тогда А. ушел в Макариев Унженский монастырь , где долго молился у гроба прп. Макария, чтобы святой помог ему возобновить Желтоводскую обитель. Во время молитвы он получил «некое извещение» от «первонаписанной иконы» прп. Макария, что святой будет ему «помощником на месте том». А. повелел написать список чудотворной иконы и этот «новонаписанный образ» принес на Жёлтые Воды, где поместил его в специально построенной часовне. После этого А. с братией мон-ря начал трудиться над воссозданием обители при помощи жителей близлежащего с. Лыскова. Восстановлению мон-ря содействовало особое почитание прп. Макария династией Романовых , т. к. этому святому, побывавшему в монголо-татар. плену, они молились об избавлении митр. Филарета (Романова) из польск. плена. Царь Михаил Феодорович , по обету посетивший в 1619 г. Унженскую обитель, поддержал восстановление Желтоводского мон-ря. В 1628 г. Патриарх Московский Филарет заявил о своем особом покровительстве Желтоводскому мон-рю жалованной несудимой грамотой, в к-рой повелел своим «десятильникам и поповским старостам» не въезжать в «Желтоводскую пустынь», не взимать с ее строителя никаких кормов и пошлин и «не судить ни в чем» братию мон-ря (ЧОИДР. 1866. Кн. 3. Смесь. С. 10-12). При А. начался интенсивный рост обители, в «Сказании» говорится, что он воздвиг в ней «церковь велию во имя Пресвятыя и Живоначальныя Троицы» с 2 приделами: во имя прп. Макария Унженского и во имя св. Михаила Малеина - святого, тезоименитого царю Михаилу Феодоровичу. В 1638 г. в Желтоводском мон-ре уже насчитывалось 200 насельников. «Сказание» завершается особой похвалой А., в к-рой сказано, что А. был «убогим и препростым в разуме», но «вера его и любы святая к Богу безчислена бе», и потому он сумел обновить мон-рь, что не удавалось даже «многоразумным и богатым» (РГБ. Писк. 119. Л. 115-115 об.). Перед кончиной А. написал прощальную грамоту.

http://pravenc.ru/text/62908.html

Васильсурск. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Хмелевская церковь Карта и ближайшие объекты Первой каменной постройкой Васильсурска являлась Казанская церковь, выстроенная на месте упраздненного монастыря в XVII столетии. Колокольня храма была деревянная, шатровая, типа «восьмерик на четверике» и стояла в стороне от церкви. О её внешнем виде можно судить по чертежу в книге В.Ф. Кудрявцева «Историческое описание города Василя Нижегородской губернии» (1877 г.). В 1872 году с западной стороны обветшавшей колокольни была пристроена кирпичная трехъярусная колокольня в стиле классицизма. Богослужение в церкви прекратилось в конце 20-х годов XX века. В 1998 году храм открылся вновь. Ведутся работы по его реставрации. Источник: сайт Нижегородской епархии Если на церковь взглянуть внимательнее, замечаешь различие архитектурных стилей самого храма и колокольни, и это объяснимо – церковь более чем на полтора столетия старше колокольни, её возникновение относится к началу XVIII века. Тогда в устье небольшой речки Хмелёвки, в двух верстах от Василя, возник Троицкий мужской монастырь. Церковь была построена в 1708 году и освящена казанским митрополитом Тихоном. Это старейший православный храм, сохранившийся в Воротынском районе. Стариной веет от всего её облика: от низких круглых сводов, маленьких, высоко поставленных окон, широких узорчатых карнизов, изящных наличников из точеных кирпичей, перспективных порталов дверей, выполненных в традициях второй половины XVII века. С южной стороны церковь имеет придел в честь преподобного Михаила Малеина, который считался покровителем царской семьи Романовых. Перемен внутри храма за время его существования было мало, лишь в 1840 году пол был выстлан чугунными плитами. На древних иконах в 1845 году разрешено было обновить краски, не касаясь ликов. Иконы церкви утрачены в XX веке и о них известно лишь по описаниям Колокольня в старину была деревянная, шатровая, типа «восьмерик на четверике» и стояла в стороне от церкви. О её внешнем виде можно судить по чертежу в книге В.Ф. Кудрявцева.

http://sobory.ru/article/?object=05489

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010