29) – видно, что разговор Авраама с богачом происходил еще в Ветхом Завете, так как в Новом братья богача должны были бы слушать уже не Моисея и пророков, а Христа и Апостолов, ибо в этой же главе Евангелиста Луки говорится, что «закон и пророки до Иоанна, с сего времени Царствие Божие благовествуется» (16:16), т. е. с этого времени нужно уже слушать учение Христа и Апостолов. В Ветхом Завете, действительно, эта пропасть была, но в Новом ее давно уже нет; нет ее с тех пор, как Христос, искупив Своей смертью все грешное человечество, победил силы ада, освободил из него всех, ожидавших Его с верой, и получил власть на небе и на земле, получил ключи ада и рая. С тех пор исчезла эта страшная пропасть, с тех пор умершие грешники имеют надежду и возможность освободиться от уз ада и перейти в рай по молитвам о них Церкви Божьей. Это видно из св. Писания. «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сошедши проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божью долготерпению» ( 1Петр. 3:18–20 ). После славного Своего воскресения Христос, сошедши во ад, не только проповедал находящимся в нем тайну искупления, но и даровал им свободу: «посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам» ( Еф. 4: 8 ). Сам Христос сказал после воскресения Своего: «дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Мф. 28:18), «имею ключи ада и смерти» (От. 1:18); а еще раньше сказал: «все, чего ни попросите в молитве с верой, получите» (Мф. 21:22), «и если, о чем попросите от Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне» ( Иоан. 14:13–14 ). Итак, никакой пропасти теперь нет между адом и раем; ее уничтожил Христос, Победитель ада и смерти ( 1Кор. 15:53–55 ). 8) Это видно из многих мест ветхозаветного Писания. Так, из Второзакония видим, что верующие иудеи творили милостыню для умерших, и что ее нельзя было давать только из той десятины доходов от произведений земли и скота, какая посвящалась законом для левитов, пришельцев, сирот и вдовиц.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

2) В чем выразились почитание и любовь Христа к Своей Матери? 3) Где в Писании говорится о приснодевстве Божьей Матери? 3) Пророк Исаия так говорит о Ней: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил» (Иса. 7:14). И Сама Богоматерь говорит Ангелу, благовествующему Ей о рождении Спасителя: «Как будет это, когда Я мужа не знаю»? На что Ангел отвечает Ей: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя, посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божьим» ( Лук. 1:34–35 ). А св. пророк Иезекииль говорит о приснодевстве Божьей Матери: «И сказал мне Господь: ворота сии будут затворены; не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь Бог Израилев вошел ими, – и они будут затворены» ( Иез. 44:2 ). 4) Почему Пресвятая Дева называется иногда в Писании «женой»? 4) В св. Писании часто слова «муж» и «жена» употребляются просто для обозначения пола, а не брачного состояния известного лица. Так, напр., пророк Исаия предсказал и Ангел Богоматери благовествовал, что Спаситель родится от Девы, а ап. Павел пишет: «Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены» ( Гал. 4:4 ). Мария Магдалина не была замужем, но Ангелы говорят ей, ищущей во гробе Христа: «жена, что ты плачешь»? ( Иоан. 20:13 ). Очевидно, и Богоматерь и Мария Магдалина названы женами в смысле женщин вообще, а не женщин замужних. В таком же смысле употребляется в св. Писании и слово «муж»; например, «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых» ( Пс. 1:1 ). Конечно, здесь под словом «муж» разумеется вообще всякий мужчина, а не только женатый. (См. Деян. 1:10–11; 2:14; 5:35; 13:15 ; Мф. 27:55–56 и др.). 5) Кто были упоминаемые в Евангелии «братья Господни»? 5) Это были двоюродные братья Иисуса Христа, дети упоминаемой в Евангелии сестры Божьей Матери, Марии Клеоповой ( Иоан. 19:25 ): Иаков, Иосий, Симон и Иуда (Мф. 27:55–56). Божья Матерь нигде не называется матерью этих братьев, а всегда называется «Девою Марией» ( Лк. 1:27 ); «Матерью Господа» (ст. 43), «Матерью Иисуса» ( Иоан. 2:1  и 2), или «Матерью Его» (Мф.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

2 Вопросы и ответы православного 1) Откуда видно, что Христос отменил субботу? 1) Весь Моисеев закон «имел тень будущих благ, а не сам образ вещей» ( Евр. 10:1 ), поэтому пришедший Мессия–Христос, исполнив весь закон (Мф. 5:17) и ветхозаветные заповеди ( Иоан. 15:10 ), потом Сам же иные из них пополнил, другие изменил (вся 5–я глава св. Матфея) и в общем «упразднил», то есть уничтожил «закон заповедей учением» Своим ( Еф. 2:15 ). Субботу же Он совсем отменил и словом, и делом. Так, напр., Он Сам нарушал ее, исцеляя в субботу больных: сухорукого (Мф. 12:10–13), расслабленного ( Иоан. 5:5–16 ), слепорожденного, сделав в субботу ему брение, ( Иоан. 9:1–16 ), что все запрещалось ветхим законом о субботе ( Исх. 20:10; 31:14–15 ; Чис. 15:32–36 ). Нарушая субботу, Христос заставлял и других нарушать ее. Исцеляя, напр., больного в субботу, Иисус говорит ему: «встань, возьми постель свою твою и ходи. И он тотчас выздоровел и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний; посему иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели. Он отвечал: Кто исцелил меня, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи». ( Иоан. 5:8–12 ). Иудеи, основываясь на ветхом законе о субботе, справедливо обвинили исцеленного, а, следовательно, и Христа, в нарушении субботы, ибо в заповеди говорится, что в субботу не должно делать никакого дела ( Исх. 20:10, 31:15 ), а пророк Иеремия говорит: «Так говорит Господь: берегите души свои и не носите нош в день субботний и не вносите их воротами Иерусалимскими. И не выносите нош из домов ваших в день субботний» ( Иер. 17:21–22 ). Но Христос Сам нарушил субботу и велел нарушить ее исцеленному слепорожденному, чтобы показать, что суббота Им отменена. 2) За что иудеи искали убить Христа? 2) За нарушение субботы: «И стали иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие дела в субботу. Иисус же говорил им: «Отец Мой доныне делает и Я делаю. И еще более искали убить Его за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцом Своим называл Бога, делая Себя равным Богу».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

2) Да были. Так, начертание в домах евреев в Египте, по повелению Божию, кровью пасхального агнца – знака, избавившего первенцев, еврейских от губительной язвы ( Исх. 12:7  и 13), и крестообразное положение тела Моисея во время битвы с Амаликитянами, даровавшее евреям победу над врагами, прообразовали спасающий людей от врага их – диавола крест Христов. То же означал и знак, сделанный на челах людей Божьих для избавления их от смерти ( Иез. 9:4 ), ибо находящееся в русской Библии выражение «сделай знак», в еврейской и греческой Библиях выражено: «сделай тав», а «тав» это – название еврейской буквы, которая изображается в виде креста: х или 22 . По словам Самого Христа, медный змий, повешенный Моисеем на знамени в пустыне, прообразовал собой Самого Христа, следовательно, само знамя прообразовало собой крест Христов, на котором Он был повешен: «как Моисей говорит Спаситель, вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» ( Иоан. 3:14–15 ). И как всякий ужаленный змеями, обращая свой взор на повешенного медного змея, получал исцеление, так и всякий, ужаленный диаволом, с верой обращающий свой взор на изображение распятого Христа, получает исцеление, «ибо, говорит Премудрый Соломон, обращавшийся исцелялся не тем, на что взирал, но Тобой, Спасителем всех» ( Прем. 16:7 ). О кресте, как знамени Христовом пророчески молится Псалмопевец, взывая к Господу: «Даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины» ( Пс. 59:6 ), т. е. ради Христа, Который есть «путь и истина, и жизнь» ( Иоан. 14:6 ). Православные, боящиеся Бога, и поднимают знамя «ради истины», т. е. в честь и славу Христа, – во время крестных ходов и других церковных служб и торжеств, как победное знамя Спасителя мира; и только «враги креста Христова» не поднимают его ради истины. А пророк Исаия, предсказывая, что под это знамя соберутся и язычники, восклицает: «проходите, проходите в ворота, приготовляйте путь народу! Равняйте, равняйте дорогу, убирайте камни, поднимите знамя для народов» (Иса. 62:10; См. Иоан. 1:23 ). Это знамя Христово, или св. крест, явится на небе при кончине мира: «тогда, сказал Спаситель, явится знамение Сына Человеческого на небе, и тогда восплачутся все племена земные» (Мф. 24:30). Как для каждого солдата полковое знамя – святыня, за которую он всегда готов умереть, так и для каждого христианина великая святыня Крест Христа, Его победное знамя. Если и весь полк на войне уничтожат, а сохранится знамя, сохранится и славное имя полка: он снова составится из новых солдат. Но пропало знамя, пропал и весь полк: его распределят по другим полкам, и само имя его с позором уничтожат. Солдат, изменивший знамени своему, уже не солдат, его накажут самым строгим образом; и христианин, отказавшийся от своего знамени, – от креста святого – уже не христианин, и понесет тяжкое наказание на суде Христовом, как «враг Креста Христова» ( Фил. 3:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

2) И эти все примеры прощения Христом грешников не говорят против исповеди перед священнослужителями Церкви Христовой, так как все случаи прощения Христом грешников и слова молитвы Господней были до времени установления таинства св. Покаяния, еще до страданий Христа за грехи мира. Пока Христос пребывал плотью на земле и жил среди грешных людей, Он Сам и прощал их грехи, а когда основал Церковь и вознесся на небо, дал эту власть пастырям Церкви. А о том, что за прощением грехов нельзя обращаться к поставленным для этого Им Самим людям, Христос и не мог учить, ибо людям же, св. Апостолам, Он Сам сказал: «что свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18:18); ведь людям, хотя и Апостолам, сказал Спаситель: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» ( Иоан. 20:23 ). 3) Этому учили и Апостолы. Так когда Симон волхв хотел за деньги купить власть через возложение рук низводить на людей Духа Святого, ап. Петр сказал ему: «Сердце твое неправо перед Богом. Итак, покайся в сем грехе и молись Богу; может быть отпустится тебе помысл сердца твоего» ( Деян. 8:21–22 ). 3) В словах ап. Петра, сказанных Симону волхву, совсем не видно того, чтобы каяться должно Богу непосредственно, без пастырей Церкви. В его словах видно только обличение Симона в грехе, кощунственно думавшего, что «власть» преподавать людям благодать Св. Духа можно купить за деньги; в его словах видно также и указание на необходимость для Симона молитвы и покаяния перед Богом, для прощения его дерзкого греха; а как должен был Симон получить это прощение – непосредственно от Самого Бога или через исповедь перед св. Апостолами, – об этом не говорится ни слова. 4) Никаких посредников между Богом и людьми не нужно, ибо ап. Иоанн учит: «Если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая перед Отцом Иисуса Праведника. Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» ( 1Иоан. 2:1–2 ). 4) Точно так же и ап. Иоанн в приведенных словах говорит только о том, что Христос есть умилостивление и Ходатай за грехи всего мира, то есть христиан, евреев и даже язычников; но вовсе не говорит о том, как в частности каждый отдельный человек получает прощение своих личных грехов: после одной лишь молитвы к Богу об их прощении или после исповеди перед поставленными Христом пастырями Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

2) Необходимы пост и усиленная молитва к Богу о прощении грехов, ибо диавол, возбуждающий человека к греху и ищущий, как бы погубить его, «изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17:21). «Еще говорит Господь: обратитесь ко Мне в посте, плаче и рыдании» ( Иоил. 2:12–13 ). 3) Нужно примириться со всеми теми, в кому мы питаем вражду или кого обидели, ибо мы сами же молимся: «прости долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» (Мф. 6:12); и Спаситель сказал: «если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш небесный. А если не будете прощать людям согрешений их, то и Отец ваш не простит согрешений ваших» (Мф. 6:14–15). 4) Должно загладить грехи свои делами любви, милости и благотворения несчастным братьям нашим: «Блаженны милостивые, сказал Христос, ибо они помилованы будут» (Мф. 5:7). «Милосердием и правдою очищается грех» (Притч. Сол. 16:6). «Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу; потому что любовь покрывает множество грехов» ( 1Пет. 4:8 ). 5) Нужно дать твердое обещание изменить порочную свою жизнь на богоугодную и постараться до исповеди исполнить это обещание: «Что вы, говорит Спаситель, зовете Меня: Господи! Господи! и не делаете того, что Я говорю»? ( Лк. 6:46 ). «Не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи! войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небеснаго» (Мф. 7:21). 6) Нужна, наконец, твердая вера в великую искупительную жертву Христа, взявшего на Себя грехи всего мира ( Ин. 1:29 ), – вера в ту истину, что «Кровь Иисуса Христа... очищает нас от всякаго греха» ( 1Ин. 1:7 ). Нужна вера и в то, что Христос дал навсегда законным пастырям основанной Им Церкви великую власть прощать грехи или оставлять их на людях, когда сказал им в лице Апостолов: «Приимите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся» ( Ин. 20:23 ). Нужда твердая, непоколебимая во все это вера, ибо «человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих», о нем ап. Иаков еще так говорит: «Да не думает такой человек получить что нибудь от Господа» ( Иак. 1:7–8 ). Вот при каких условиях грешник может получить на исповеди прощение грехов своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

2 Ответы и вопросы православного 1) Кем и когда установлено таинство св. Елеосвящения? 1) Еще первый раз, посылая на проповедь св. Апостолов, Христос дал им повеление больных исцелять, мертвых воскрешать, прокаженных очищать и бесов изгонять, и Апостолы, сказано в Евангелии, «пошли и проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов, и многих больных мазали маслом и исцеляли» ( Мр. 6:12–13 ). Установил же Христос Елеосвящение, как таинство, очевидно, уже после славного воскресения Своего, когда устроил Церковь Свою, «в продолжении сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божьем» ( Деян. 1:3 ). Вот почему ап. Иаков говорит об Елеосвящении, как таинстве всем христианам уже известном, когда учит их: «Болен ли кто из вас? Пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне, – и молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и, если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак. 5:14–15 ). 2) Откуда видно, что Елеопомазание есть св. таинство, а не простое помазание маслом больного? 2) Это видно из того, что обыкновенное помазание маслом больного мог бы сделать всякий человек, особенно врач, а св. Апостол велит призвать к нему «пресвитеров Церкви», которые должны мазать больного «во имя Господне», как и крещение они должны совершать «во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». Особенно же видно это из дальнейших слов ап. Иакова: «и молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и, если он соделал грехи, простятся ему»: от простого врачебного помазания елеем, больной может получить только выздоровление, но не прощение грехов. 3) Для чего установлено таинство Елеосвящения? 3) Для исцеления больных от недугов тела и для отпущения их грехов, как это ясно видно из приведенных слов ап. Иакова: «и молитва веры исцелит болящего; и восставит его Господь, и, если он соделал грехи, отпустятся ему». 4) Над кем, следовательно, должно совершать св. Елеосвящение? 4) Над всеми больными, а не только над умирающими, как ложно учат об этом католики, называя св. Елеосвящение последним, напутствующим умирающих, таинством, ибо не говорит св. Апостол «если кто умирает из вас» и т. д., а говорит: «Болен ли кто из вас» и т. д.; и затем учит, что «молитва веры исцелит болящего и восставит его Господь», чего не мог бы он сказать об Елеосвящении, если бы оно совершалось только над умирающим уже человеком; для этого существуют другие спасительные таинства – св. Покаяние и св. Причащение.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

2) Поклонение Ангелам и святым унижает Бога, сказавшего: «Я Господь, это – Мое имя; и не дам славы Моей иному» (Исаии 42:8). 2) Кому это «иному» Бог не хочет дать Своей славы, видно из дальнейших, недочитываемых сектантами, слов Его: «не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам», т. е. идолам. О святых же Своих Сам Господь говорит, что славу Свою Он дает им: «И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им, да будут едино, как Мы едино» ( Иоан. 17:22  и 24). Молясь через Ангелов и святых Богу, мы не умаляем славу Божию, а возвеличиваем ее, ибо прибегаем к ходатайству их, сознавая свое ничтожество и недостоинство перед Богом. И в земных делах мы не всегда осмеливаемся обращаться с просьбой лично к Царю, хотя знаем, что он всех нас любит, как детей своих, а докладываем ему о своих нуждах через близких к нему начальствующих лиц, которые и являются перед Царем нашими посредниками и ходатаями. Как Царь не считает себя обиженным, когда его подданные обращаются к нему с просьбами через приближенных к нему лиц, так и Бог не унижается просьбами, обращенными к «друзьям» Его, ходатайствовать о помощи и помиловании грешников, «сограждан святым». 3) Словом Божьим запрещается обращаться к ходатайству Ангелов: «Никто, говорит ап. Павел, да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом» ( Кол. 2:18 ). 3) Здесь разумеется не православное учение об Ангелах, как хранителях и ходатаях наших перед Богом, а заблуждение еретиков–гностиков, которые, «безрассудно надмеваясь, плотским своим умом», учили, что мир сотворен не Христом, Сыном Божьим, а высшими, чем Он, ангелами, так называемыми, «эонами», которые будто Самому Христу дали власть и силу творить чудеса. Этим «эонам» еретики строили храмы, устраивали тайные собрания и совершали особое богослужение и учили, что не должно обращаться с молитвами к Богу или Христу, Сыну Божию, а нужно молиться только «эонам», т. е. несуществующим ангелам («вторгаясь в то, чего не видел»), через которых будто не только мир создан, но и спасение людей совершается.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

2) Прежде всего нужно заметить, что во всех, приводимых сектантом местах св. Писания ни слова не говорится о священных изображениях, т. е. об иконах, а говорится лишь об идолах, или кумирах. Мы же, зная уже, что такое идол, а что такое икона, в чем состоит иконопочитание, а в чем идолопоклонство, умеем хорошо «отличать священное от несвященного и нечистое от чистого» ( Лев. 10:10 ), и понимаем, что все места св. Писания, говорящие об идолах и кумирах, совершенно не приложимы к св. изображениям. Слова заповеди: «не делай себе кумира и никакого изображения» говорят об изображениях нечистых, несвященных, а священные изображения Сам Бог повелел иметь, когда сказал тому же Моисею: «Сделай из золота двух херувимов: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки (ковчега) сделай одного херувима с одного края, а другого херувима с другого края; выдававшимися из крышки сделайте херувимов на обоих краях ее; и будут херувимы с распростертыми вверх крыльями, покрывая крыльями своими крышку, а лицами своими будут друг к другу, к крышке будут лица херувимов. И положи крышку на ковчег сверху, в ковчег же положи откровение, которое Я дам тебе: там Я буду открываться тебе и говорить с тобой над крышкой, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения, о всем, что ни буду заповедовать через тебя сынам Израилевым» ( Исх. 25:18–22 ). Повелел также Господь Моисею вышить херувимов на завесе, отделявшей «святилище» от «Святое святых» и заменявшей собой наш иконостас, отделяющей храм от алтаря: «И сделай завесу из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и крученого виссона; искусной работой должны быть сделаны на ней херувимы» ( Исх. 26:31  и 36:8). Когда Соломон выстроил великолепный храм Богу, вместо Давидовой скинии, то ко всему этому присоединил еще резные изображения херувимом на дверях и на стенах храма ( 3Цар. 6:23–29,35 ; 2Пар. 3:7–14 ). Сектанты читают в Писании все об идолах и кумирах, которых у христиан и быть не может, но пусть найдут они, где запрещено иметь не кумиров или идолов, а священные изображения, т. е. иконы; нигде ни одного места не найдут они в Писании, где бы запрещалось иметь священнные изображения или иконы, ибо Господь Сам повелел их иметь.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

2) Сам Христос, по человечеству, повиновался Ей: Лк. 2:51 , исполнял Ее просьбы: Иоан. 2:1–10 заботился о Ней: Иоанн. 19:26–27. 3) Пресв. Богородица – Приснодева: Исаия 7:14; Мф. 1:18–24; Лк. 1:34–35 ; Иезек. 44:2. 4) Наименование «жена» не всегда означает «замужняя», как и «муж» – «женатый»: Исаия 7:14 снеси Гал. 4:4 ; Иоан. 20:13 ; Пс. 1:1 ; Деян. 1:10–11 ; См. ч. 2 п. 4–й. 5) «Братья Господни» – двоюродные Ему и сыновья Марии Клеоповой, сестры Божьей Матери: Иоан. 19:25 ; Мф. 27:55–56; Иуд. 1:1 ; Иак. 1:1 . 6) «Первенец» означает и «единственный»: Исх. 4:22; 13:2 ; а «дондеже» – «после того, как» Исаия 46:4; Быт. 8:7  и Пс. 109:1 . 7) Богоматерь спасает нас Своим ходатайством перед Богом: Иер. 31:22–23 , за что мы и все христианские народы должны всегда ублажать: Лк. 1:46–49 и умолять Ее о заступничестве перед Богом: Пс. 44:13 . О почитании св. мощей и других останков угодников Божьих «И умер Елисей, и похоронили его. И полчища Моавитян пришли в землю в следующем году. И было, что когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев, и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои» ( 4Цар. 13:20–21 ). «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога» ( 1Кор. 6:19–20 ).                         Святыми мощами называются нетленные тела св. угодников Божьих, части их тел или же их кости и частицы костей, через которые Господь проявлял и проявляет Свою могущественную силу совершением явных чудес для прославления Себя и Своих угодников, для помощи христианам в их душевных и телесных недугах и бедствиях, для укрепления и убеждения их в истинности и спасительности Православной веры. Наравне со святыми мощами, как святыни, почитаются христианами и другие останки святых, например, риза и пояс Богоматери, одежды святых и другие оставшиеся от них предметы, через которые Господь проявляет в чудесах Свою всемогущую силу. Человек создан совсем не так, как все прочие твари: тогда как последних, по повелению Господню, произвели земля и вода ( Быт. 1:20  и 24), тело человека сотворил из праха земного Сам Бог и Сам же «вдунул в лицо его дыхание жизни» ( Быт. 1:26–27; 2:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010