По окончании первой мировой войны Б. становится столицей Королевства сербов, хорватов и словенцев (1918) и с 1929 г.- Королевства Югославии; после второй мировой войны - Федеративной Народной Республики Югославии (1945). С провозглашением Союзной Республики Югославии в 1992 г. Б. стал ее столицей. Храмы и мон-ри Б. Кафедральный собор во имя св. арх. Михаила разрушен в нач. XVIII в., во время австро-тур. войны. Австр. власти не пожелали восстанавливать правосл. собор, и Белградский митр. Моисей (Петрович) обратился в 1718 г. за помощью к рус. царю Петру I . В 1725-1728 гг. собор был восстановлен на добровольные пожертвования сербов. Во время австро-тур. войны 1788-1791 гг. собор вновь сильно пострадал, в июне 1797 г. горел. Собор претерпел неск. обновлений в период с 1806 по 1836 г., пока кн. Милош Обренович 22 июня 1836 г. не приказал снести старый и построить новый. 15 июля 1837 г. состоялась закладка нового здания по проекту Ф. А. Кверфельда (по др. данным, инженера Ф. Янке). Строительство было завершено в 1841 г., собор освящен 21 нояб. 1845 г. митр. Петром (Йовановичем). Собор - прямоугольное в плане строение (54 ´ 19,6 м) с обширным пространством алтарного полукружия с востока, с притвором и колокольней с запада. Роспись в академическом стиле в 1899 г. осуществил А. Стефанович. Трехъярусный деревянный иконостас был выполнен в 1841-1845 гг. иконописцем Д. Аврамовичем и резчиком Д. Петровичем. Собор реставрировался в 1995 г., к своему 150-летнему юбилею. В 1942-2001 гг. здесь хранились мощи св. мч. царя Стефана Уроша (ныне в мон-ре Язак), в 1942-1989 гг.- мощи св. блгв. кн. Лазаря (ныне в мон-ре Раваница ). Внутри собора, у юж. стены, похоронены серб. князья Милош († 1860) и Михаил († 1868) Обреновичи. В наст. время там почивают мощи св. кн. Стефана Штиляновича, перенесенные 14 апр. 1942 г. из мон-ря Шишатовац. У сев. стены находится гробница митр. Михаила (Йовановича ; † 1898), у сев. стены притвора - могилы митр. Иннокентия (Павловича ; † 1905) и Патриарха Викентия (Проданова ; † 1958), у юж.- Патриарха Гавриила (Дожича ; † 1950), перед главным входом - могилы Вука Караджича и Досифея Обрадовича. При храме издается бюллетень «Саборник», раз в 2 недели выходит одноименная радиопередача.

http://pravenc.ru/text/77876.html

В кон. XVIII в. султан был вынужден сделать нек-рые послабления серб. населению, особенно в Белградском пашалыке, находившемся на границе Османской империи с Австрией. Этим были недовольны тур. феодалы, предпринявшие после убийства белградского везира и разделения власти в пашалыке между собой «великую сечу князей» - убийство в 1801 г. выдающихся людей по всей Сербии. На Сретение 1804 г. вождем 1-го серб. восстания был избран воевода Карагеоргий . Уже весной повстанцы достигли Б., а в кон. 1806 г. взяли город. Б. оставался центром освобожденной Сербии до 1813 г., когда, согласно русско-тур. миру 1812 г., в серб. города должны были возвратиться тур. гарнизоны, к-рые учинили расправу над жителями. В 1814 г. в белградской крепости Калемегдан за отказ принять мусульманство белградским везиром были посажены на кол св. преподобномученики игум. Паисий (Ристович) и Аввакум Диакон . Вождем 2-го серб. восстания в 1815 г. стал обер-кн. Милош Обренович , установивший почти абсолютистское правление в Сербии. Стараниями России и благодаря дипломатическим способностям князя султан признал за Сербией полную внутреннюю автономию (1830). Вместе со всей страной стремительно развивалась столица: открылись первые типография (1831), почта (1840), Народный музей (1844), телеграф (1855), Народная б-ка и большое число школ, гимназий и фак-тов в ун-те. Временно решен был и церковный вопрос: К-польская Патриархия лишь утверждала предложенные князем кандидатуры епископов. В 1831 г. на Фанаре во белградского митрополита был рукоположен Мелетий (Павлович) , через год была признана самоуправлявшаяся Белградская (Сербская) митрополия с кафедрой митрополита в Б. Во время предстоятельства митр. Петра (Йовановича) в Б. была открыта семинария, основан Великий духовный суд. Волнения горожан в связи с насилием турок вызвали в 1862 г. артобстрел города из крепости, нанесший Б. большой урон. После предпринятых кн. Михаилом дипломатических усилий (заключения военного договора с черногорским кн. Николой, греками, а также с Румынией и болг. революционным комитетом) и благодаря вмешательству великих держав турки вынуждены были передать ему ключи от Б., распустить военные гарнизоны и окончательно освободить Сербию. В результате военных успехов России, Черногории и Сербии в балканской войне Берлинский конгресс 1878 г. признал независимость Сербии и Черногории, расширивших при этом свои территории, Б. стал столицей нового гос-ва, а в 1879 г. Сербская Церковь получила автокефалию.

http://pravenc.ru/text/77876.html

К. м. стал одним из крупнейших мон-рей Новгородской епархии. В кон. XIX в. в обители проживали 238 чел.: игумения, схимонахиня, 25 мантийных монахинь, 50 рясофорных монахинь, 7 указных послушниц и др., к 1908 г. кроме игумении проживали 38 монахинь и 56 послушниц. Также в К. м. трудились от 10 до 20 наемных рабочих. В нач. XX в. обитель содержалась за счет пожертвований, ведения сельского хозяйства, церковного кошелькового сбора, продажи просфор. В монастыре насчитывалось 40 зданий. На территории К. м. были выстроены ряд деревянных домов, в т. ч. 2-этажные - для приюта на 13 девочек-сирот и для приезжающих богомольцев; одноэтажные - для проживания сестер; дом с мезонином - для настоятельницы. За пределами монастыря находились 2 часовни (одна из них почти напротив совр. здания магазина), дом для священнослужителей и хозяйственный комплекс: скотный двор, хлебный амбар, дровяник, ледник, сенник и проч. службы. В 1893 г. к югу от К. м. был выстроен большой странноприимный дом с муж. и жен. половинами. Странники бесплатно получали из мон-ря хлеб, квас и кипяток. При игум. Вере обитель была обнесена с 3 сторон каменной оградой высотой ок. 3,5 м, с 6 круглыми высокими каменными башнями с зубцами и шпилями, зап. св. ворота были увенчаны главой и крестом. Около них за оградой находился небольшой парк с цветниками, аллеи обсажены березами и елями. С 1886 г. при К. м. работала больница на 12 кроватей для сестер обители. В 1895 г. в сев. части мон-ря был выстроен новый 2-этажный больничный корпус на 15 мест и при нем домовая однопрестольная ц. во имя св. Саввы Сербского и прп. Домники (в память родителей свт. Тихона). Икону св. Саввы прислал в обитель по просьбе игум. Домники Сербский митр. Михаил (Йованович) . С 1881 г. при К. м. существовал приют для 18 девочек-сирот, которые получали от мон-ря необходимое содержание и обучались грамоте под руководством опытной монахини. В рукодельной мастерской рясофорная послушница А. Ладожская учила шить, вязать крючком, вышивать шерстью, шелками и золотом, а также ткать ковры. В обители была б-ка, работали мастерские: ткацкая, вышивальная, переплетная, иконописная и живописная, которой руководила мон. Иулиания, получившая образование в художественных классах в столичной академии.

http://pravenc.ru/text/2458737.html

Членов делегации Сербской Православной Церкви в ходе посещения Троице-Сергиевой лавры сопровождал сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата А.Ю. Хошев. Священномученик Платон, епископ Баня-Лукский (в миру Миливое Йованович), родился 29 сентября 1874 года в Белграде. Учился в гимназиях в городах Вранье и Нише, затем поступил в Белградскую семинарию. В семинарии принял монашеский постриг. По окончании семинарии и рукоположении в иеромонаха направлен в 1896 году Сербским митрополитом Михаилом (Йовановичем) на Московское Сербское подворье. Вскоре иеромонах Платон поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1901 году со степенью кандидата богословия. По возвращении из России поставлен вначале старейшиной монастыря Раковица, вскоре стал доцентом в Белграде. Как профессор отец Платон работал в Алексинце и Ягодине, в то время был возведен в сан архимандрита. Во время Балканских и Первой мировой войн архимандрит Платон был бригадным священником. Некоторое время исполнял послушание администратора Охридской епархии, во время оккупации находился в Сербии и с помощью связей за границей помогал всем несчастным, особенно сиротам и вдовицам. В 1932-1938 годах Патриарх Варнава (Росич) поставил его управляющим монастырской типографией в Сремских Карловцах и редактором «Вестника Сербской Патриархии», в 1934-1936 годах отец Платон был старейшиной монастыря Крушедол.  В 1934 году архимандрит Платон был избран епископом Моравичским. Хиротонию 4 октября 1936 года в Сремских Карловцах совершили Патриарх Варнава, митрополит Загребский Досифей, епископ Бачский Ириней и епископ Сремский Савва, а также русские архиереи — Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Анастасий (Грибановский) и епископ Бостонский Макарий. 22 июня 1938 года епископ Платон был избран на Охридско-Битольскую кафедру, а 8 декабря 1939 года переведен в Баня-Луку. С началом немецкой оккупации Югославского королевства начались страдания православных сербов в Боснии. 10 апреля 1941 года новые власти «независимого государства Хорватия» приказали архиерею покинуть его епархию, так как он был серб и родом из Сербии, на что владыка ответил твердым отказом и выразил готовность оставаться со вверенной ему паствой. 4 мая 1941 года ему было вновь приказано немедленно удалиться под страхом ареста, после чего епископ обратился к католическому епископу Гаричу, чтобы тот убедил ответственного офицера позволить ему остаться хотя бы на несколько дней, чтобы собрать вещи. Гарич успокоил епископа Платона, но в ту же ночь, на 5 мая, хорватские усташи схватили болевшего епископа вместе со священником Душаном Суботичем и вывезли из Баня-Луки. За городом их убили, а тела бросили в реку Врбанью. Это было делом рук усташа Асима Челича.

http://patriarchia.ru/db/text/6075057.ht...

Закрыть itemscope itemtype="" > Только согласие спасает Интервью с настоятелем храма святых апостолов Петра и Павла у Яузских ворот, Представителем Сербской Православной Церкви при Патриархе Московском и всея Руси архимандритом Антонием (Пантеличем) 12.05.2006 567 Время на чтение 12 минут Архимандрит Антоний (Пантелич) - Сербское подворье, если брать его новейшую историю - одно из самых молодых подворий Поместных Церквей в Москве. Но известно, что до революции такое подворье все-таки существовало. Могли бы Вы об этом рассказать в двух словах. - Уже в XVII веке сербский афонский монастырь Хиландар имел свое представительство в Москве. Оно находилось на Таганке. Это сейчас храм, который является Болгарским подворьем. В этом храме находится икона Божией Матери " Троеручица " . А когда-то это было подворье Хиландарского монастыря. Сербское подворье, которое являлось представительством Поместной Автокефальной Церкви, берет свое начало со времени митрополита Михаила (Йовановича), который, как и многие сербские архиереи, был выпускником Киевской духовной академии. Он обратился к Священному Синоду Русской Православной Церкви с просьбой об открытии сербского представительства в Москве. И подворье открылось на древней московской улице Солянка. Храм подворья был посвящен святым Киру и Иоанну и создан в честь коронации Российской императрицы Екатерины II. В это же время был построен и храм св. вмч. Екатерины, который сейчас является представительством Американской Православной Церкви. Оба эти храма были спроектированы одним архитектором. Позже на сербском подворье была простроена часовня в честь свт. Саввы Сербского. В 1938 году и храм Кира и Иоанны, и часовню свт. Саввы снесли безбожные коммунистические власти. Так что там практически ничего не осталось, кроме приходского дома, который сейчас используется под другие цели. От храма же остался один столб, который можно видеть с улицы Солянка. В 1948 году Патриарх Алексий I (Симанский) и Патриарх Сербский Гавриил (Дожич) договорились об открытии храма - подворья, которое стало бы новым представительством Сербской Церкви в Москве. Этот вопрос решался, когда Сербский патриарх приехал с официальным визитом в Россию. Была достигнута договоренность, что подворьем должен стать храм Петра и Павла на Яузе.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Мужской монастырь Каона Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Каона (серб. Манастир Каона) — мужской монастырь во имя архангелов Михаила и Гавриила Шабацкой епархии Сербской Православной Церкви в одноименном селе возле города Шабац в Сербии. Содержание История [ править править код ] Согласно преданию, монастырь возник во времена правления династии Неманичей, также его основание приписывают Иконии, сестре героя Косовской битвы Милоша Обилича. Монастырь впервые упоминается в турецких документах в 1548 г. В 1-й половине XVIII в. в монастыре действовала богословская школа: согласно описи Валевской епархии 1735 г., большинство ее священнослужителей были ее выпускниками. В 1756 г. при помощи свящ. Георгия был отремонтирован храм. В конце XVIII в. из-за притеснений турок игумен Макарий (Яковлевич) временно проживал в Сремском округе. Вместо него с 1790 г. игуменом стал Паисий (Йованович). Вернувшись в обитель, игумен Макарий восстановил богословскую школу. В конце XVIII в. монастырь посещали и часто дарили ему книги насельники афонской обители Хиландар . Во время Первого сербского восстания монастырь был опорным пунктом восставших, на территории монастыря располагался лазарет и находился склад оружия. После подавления восстания монастырь был осквернен турками. Посетивший Каону в 1826 г., во время игуменства Лазаря (Филиповича), Иоаким Вуич описал старый храм как каменное кубическое строение с деревянной крышей и расписанным алтарем. В 1842 г. была предпринята неудачная попытка отремонтировать храм. Из-за плохого состояния храма в нем перестали служить в 1885 г., а в 1888 г. свод рухнул, и вскоре обитель опустела. Современная церковь в византийском стиле была построена на фундаменте старой в 1892 году при поддержке насельников афонского монастыря Хиландар , а кирпич пожертвовал Й. Лескич из Каменицы. В 1894 г. Сима Екич создал иконостас и написал несколько фресок на стенах. В 1945 г. художник Андрей Биценко на столбах изобразил нескольких святителей в полный рост. Храм был освящен епископом Шабацким Сергием (Георгиевичем) в 1911 г., после окончания возведения колокольни. Монастырский храм посвящен Архангелу Михаилу.

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

В XVIII в. возникли связи К.-М. а. с юж. славянами. Так, в 1733 г. Киевский митр. Рафаил (Заборовский) по просьбе Карловацкого митр. Викентия (Йовановича) направил к австр. сербам группу киевских учителей, которые открыли школу в г. Сремски-Карловцы. Ее ректором стал Мануил Козачинский (впосл. епископ Михаил). С 20-х гг. XVIII в. выходцы с Балкан регулярно приезжали в Киев для получения образования. С 1721 по 1762 г. в академии обучалось 28 серб. студентов ( Петров Н. И. Воспитанники Киевской академии из сербов с начала синодального периода и до царствования Екатерины II (1721-1762)//ИОРЯС. 1904. Т. 9. Кн. 4. С. 5). Выпускники академии сыграли важную роль в становлении серб. богословской мысли. Окончившие академию еп. Дионисий (Новакович) и архим. Иоанн (Раич) стали наиболее известными серб. церковными писателями XVIII в. В списках студентов К.-М. а. в XVIII в. есть имена греков, молдаван, валахов, болгар и выходцев из Венгрии (видимо, жители совр. Закарпатской Украины). Нек-рые из них становились известными церковными деятелями у себя на родине. Выпускником академии был К-польский патриарх Констанций I . Однако основную массу «иностранных» студентов в академии в XVIII в. составляли выходцы из Речи Посполитой. Окончив обучение в Киеве, они, как правило, возвращались на родину. Их деятельность была направлена на сохранение и развитие правосл. Церкви в Речи Посполитой. Нек-рые из них по окончании учебы продолжили служение в России, напр., уроженец Галичины, свт. Павел (Конюскевич) , занимал Тобольскую кафедру. Выпускники К.-М. а. оказывали влияние не только на церковную жизнь, но и на развитие науки и культуры. Возможно, первым театром в России стал придворный театр, созданный в Москве иером. Симеоном (Полоцким). В 1702 г. свт. Димитрий (Савич (Туптало)) открыл театр в Ростове, а в 1703 г. свт. Филофей (Лещинский) осуществил 1-ю театральную постановку в Тобольске. Авторами драматических произведений были архиеп. Феофан (Прокопович), свт. Георгий (Конисский) и др. воспитанники академии.

http://pravenc.ru/text/1684336.html

Важным достижением И. стало восстановление отношений с Сербской и Черногорской Церквами и Карловацкой митрополией, а также признание независимости Румынской Церкви, о чем И. издал синодальный акт (25 апр. 1885). Однако с РПЦ отношения И. были натянутыми, и многие его действия вызвали неодобрение Свящ. Синода РПЦ. Среди прочего И. подал России повод для недовольства тем, что признал митр. Сербского Феодосия (Мраовича) (1883-1889), выборы к-рого прошли по инициативе серб. кор. Милана с нарушением правил. За 2 года до этого с кафедры был смещен митр. Михаил (Йованович) (1859-1881, 1889-1898), поддерживаемый Россией. Крайнее неудовольствие российского правительства вызвали также каноническое общение с Карловацким митрополитом, признание автокефалии Румынской Церкви и особенно развод, данный 27 февр. 1886 г. К-польской Патриархией кнг. Марии Горчаковой (дочери бывш. валашского господаря Михаила Стурдзы, венчавшейся в 1868 в Париже с кн. К. Горчаковым, сыном канцлера А. М. Горчакова). Дело Горчаковых формально находилось на рассмотрении С.-Петербургской консистории. Супругам было отказано в разводе Русской и Румынской Церквами, и разрешение И. было воспринято как вызов России, тем более что речь шла также о правах наследования румынских имений княгини. Обер-прокурор К. П. Победоносцев выразил протест И. Канонически сомнительные доводы И. и его нежелание уступить требованиям России вызвали критику и со стороны Свящ. Синода Великой Церкви, и со стороны бывш. патриарха Иоакима III. 14 нояб. 1886 г. И. был вынужден сложить с себя патриаршие полномочия по причине усилившейся болезни и 5 дек. уехал в Смирну, а затем удалился в родовое имение на Хиосе, где и скончался 15 февр. 1887 г. Похоронен И. в Калимасье в ц. Преображения, рядом с к-рой ему был поставлен памятник. Лит.: Σπανοδης Κ. Π. Ιστορικα σελδες Ιωακεμ Γ. Κωνσταντινοπολις, 1902. Σ. 53-62; Соколов И. И. Константинопольская Церковь в XIX в. СПб., 1904. С. 672-674; Ανδραδος Ι. Χοι μητροπολται Θρκης//Θρακικ. 1932. Τ. 3. Σ. 36-40; Σιδερδης Ξ. Μητροπολται Δερκν (783-1925). Κωνσταντινοπολις, 1932. Σ. 29-30; Μαυρπουλος Δ. Πατριαρχικα σελδες Τ οκονομενικν πατριαρχεον π 1878-1949. Αθναι, 1960. Σ. 12; Σταυρδου Β. Θ. Ο οκουμενικο πατριρχαι: 1860 - σμερον. Θεσσαλονκη, 1977. Τ. 1. Σ. 285-316.

http://pravenc.ru/text/468907.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Церковь архангелов Михаила и Гавриила. Лесново. 1341 г. мон-рь во имя архангелов Михаила и Гавриила. Расположен в одноименном селе близ г. Кратово (Македония). Согласно проложному Житию прп. Гавриила Лесновского , святой основал эту обитель на рубеже XI и XII вв., а его пространное Житие сообщает, что он в этом мон-ре принял постриг. В 1341 г. новый храм на месте древнего в Л. возвел деспот Йован Оливер Грчинич, и в следующем году он передал монастырь Хиландару в качестве подворья. В 1347-1381 гг. в Л. находилась кафедра Злетовской (Лесновской) епархии, входившей в состав Скопской митрополии. Права монастыря на обширные владения, полученные от Йована Оливера, в 1347 г. подтвердил сербский царь Стефан Душан. К Л. относились несколько храмов, перечисленных в т. н. Лесновской повелье (сохр. в «Лесновском помяннике» XVI в.: Г. манастира Леснова//ИЧ. 1977. 24. С. 91-95). В 1381 г. Л. был возвращен во владение Хиландару. Прп. Гавриил Лесновский. Роспись ц. архангелов Михаила и Гавриила. Лесново. 1346–1348 гг. Прп. Гавриил Лесновский. Роспись ц. архангелов Михаила и Гавриила. Лесново. 1346–1348 гг. В XV в. обитель получала доходы от рудников в Кратове и Злетове, в XVI в. имела мельницу в Злетове, по тур. реестрам 1570-1573 гг. ее ежегодный доход достигал 50 османских акче. Известен еп. Лесновский Неофит, к-рый в 1532 г. был предан анафеме вместе с митр. Смедеревским Павлом . В XVII в. после пожара обитель обеднела; ее представители несколько раз посещали Россию для сбора пожертвований: напр., в 1651 г. приезжал митр. Коласийский (Кратовский) Михаил (Боичич). В 1672 г. обновлены трапезная и кельи, в 1728 г. отремонтированы купола храма. Дважды мон-рь посетил патриарх Печский Арсений IV (Йованович-Шакабента) . В течение многих веков Л. был просветительским центром. Первыми свидетельствами деятельности монастырского скриптория считаются составленные здесь проложное и пространное Жития прп. Гавриила. В XIV в. в мон-ре работали книжники Станислав (Пролог 1330 г. (Белград, САНУ. Бр. 53), Оливерова Минея 1342 г. и Минея на дек.-февр. (хранились в Белграде, исчезли в годы первой мировой войны)) и Каллиник (Евангелие, 2-я пол. XIV в. (Белград, САНУ. Бр. 1)). Из переписанных здесь кодексов сохранились более 10, датированных XVI в., и 4, созданные в XVII в. Во 2-й пол. XVIII в. запустевшее Л. обновил мон. Феодосий, перешедший в него из монастыря Высокие Дечаны. Из-за распространения печатных книг в XVIII-XIX вв. в скриптории в основном переписывали тексты, посвященные местным святым - Гавриилу Лесновскому, Иоакиму Осоговскому и Прохору Пшинскому . К кон. XIX в. относится разорение монастырской б-ки, когда слависты и археографы забрали из нее рукописи и передали их в книжные собрания Софии и Белграда. В XX в. в Л. не было монахов, храм действовал как приход. Монашеская жизнь возродилась в 1974 г.

http://pravenc.ru/text/2463597.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕРОНИМ [серб. Jepohuм] (Йованович (Бришинац) Йован; 1825, Шабац, Сербия - 10.06.1894, Зальцбург), еп. Нишский (1889-1894). Окончил школу и гимназию в Шабаце, затем ДС в Белграде. Неск. лет преподавал в школе в с. Дреновац близ г. Славонски-Брод (совр. Хорватия). 11 марта 1850 г. рукоположен во диакона, 29 июня того же года - во иерея. Служил в церкви в Мишаре близ Шабаца. Через год после хиротонии овдовел. Уехал в Россию и, по нек-рым данным, в 1858 г. окончил КДА. Вернулся на родину, служил на приходах в городах Ягодина и Крагуевац, потом был ректором Белградской ДС. Профессор, член-корреспондент Об-ва серб. словесности (с 13 янв. 1863), член-корреспондент Сербского ученого общества (с 29 июля 1864), почетный член Сербской королевской академии (с 15 нояб. 1892; ныне Сербская академия наук и искусств). После избрания (27 сент. 1877) на Шабацкую кафедру в мон-ре Раковица пострижен в монашество. 2 окт. 1877 г. хиротонисан во епископа. Активно поддерживал митр. Сербского Михаила (Йовановича) в конфликте с серб. кор. Миланом Обреновичем, поэтому 2 апр. 1883 г. был отстранен от управления епархией с определением места проживания в мон-ре Горняк. Но И. отказался ехать в монастырь и в окт. испросил разрешение у кор. Милана уехать в Париж на лечение при условии, что при необходимости вернется; в 1887 г. был отправлен на пенсию. В 1889 г., после отречения от престола кор. Милана, вместе с митр. Михаилом вернулся из изгнания и возглавил Нишскую епархию (Шабацкая епархия в 1886 была упразднена). В 1892 г. был избран главой Духовного суда. Завещал свое имущество серб. народу: ок. 2 тыс. его личных книг, в основном церковных, были переданы в Народную б-ку им. Стефана Сремца в Нише. Похоронен в Нише, в соборной ц. в честь Сошествия Св. Духа на апостолов. Лит.: Владика Jepohuм: Некр.//Српски Сион. Београд, 1894. 4. С. 411; Некролог//Весник Српске цркве. Београд, 1894. 4(6). С. 500-516; Православна Српска црква у Cpбuju. Београд, 1895. С. 227-229; С. Jepohuм akaдeмuja. Београд, 1896. 9. С. 342-356; М. Jepohuм владика, добротвор//Додатак Поменику од 1888: Знаменити у српскога народа koju су преминули до kpaja 1900. г. Београд, 1901. С. 60-61; Gruji R. Jovanovi Jeronim//Narodna enciklopedija srpsko-hrvatsko-slovenaka/Ed. S. Stanojevi. Zagreb, 1927. Knj. 2. S. 174; А. М. Поменик enapxuje. Београд, 1940. 1. С. 37-38; Михаило, архиеп. Београдски и митр. Cpбuje. Минхен, 1980. С. 265, 285-287, 385; Српски jepapcu. С. 218-219; П., прот. Прилози за ucmopujy Српске Православне Цркве. Ниш, 1997. С. 200-212, 415-416; Бешлин Б. Европски ymuцaju на српски либерализам у XIX в. Сремски Карловци, Нови Сад, 2005. С. 278-286.

http://pravenc.ru/text/293704.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010