Далее приводится цитата из «Московских ведомостей», представляющая содержание речи Митрополита в Московской Духовной Академии «у Троицы» : «Достопочтенный отец ректор сказал в своей беседе, что в давнее время некоторые сыны народа сербского оказали посильную услугу просвещению России [имеются в виду Пахомий Логофет (Сербин) и Св. Киприан, воспитывавшийся в сербо-болгарской культурной среде]. А теперь стало угодно Господу Богу, чтобы сербы получали просвещение в России. С приятным чувством удовольствия и радости духовной нахожусь ныне, господа, между вами, как между своею родною братиею. Духовным Академиям русским мы одолжены своим новейшим духовным образованием. И где мы могли найти его, кроме православной России, которую Господь благословил Своим обильным благословением благополучия, благоустроения и просвещения? И Московская Духовная Академия дала моему Отечеству несколько воспитанников… Просвещённая деятельность сей Академии, под руководством святителей московских и под покровительством великого угодника Божия, преподобного Сергия, стала известна и единоверным, и иноверным на честь и славу святой Православной Церкви» ... Подведём предварительные итоги. Не будет преувеличением сказать, что и для киевлян и москвичей, с одной стороны, и для Митрополита Михаила – с другой, торжества сентября – октября 1869 года были потрясением. Когда в первой половине 1869 года Россия обновляла празднование Свв. Кириллу и Мефодию, либерально-революционная печать не без ехидства замечала, что обращение к далёкому прошлому не может якобы дать ответа на вопросы сегодняшнего дня – но вот наступила осень, и преемник учеников Солунских братьев прибыл в Первопрестольную, заставив западников пристыженно умолкнуть. Глубинный смысл паломничества Митрополита Михаила – в том, на наш взгляд, что это был своеобразный ответ Свв. Кирилла и Мефодия на горячие молитвы, прозвучавшие в дни Кирилловского юбилея. Также следует пересмотреть до сих пор существующее в историографии мнение о том, что Славянский съезд 1867 года будто бы не имел непосредственного продолжения и осязаемых плодов – визит сербского Владыки и был таким зрелым плодом усилий 1867 года, и, в свою очередь, этот визит породил многочисленные добрые начинания 1870-1878 годов: достаточно сказать, что князь В.А. Черкасский, принимавший Митрополита в 1869 году, впоследствии страдальчески скончался на Балканах, отдав всего себя делу освобождения православных славян.

http://ruskline.ru/analitika/2019/10/20/...

6. Арсений (Москвин Фёдор Павлович, 1795-1876), Митрополит Киевский и Галицкий в 1860-1876 годах. 7. 50-летний юбилей в Киевской Духовной Академии//Киевские Епархиальные Ведомости. 1869. С. 643-644. 8. Киев, 28 сентября 1869 года (от нашего корреспондента)//Новое время. 1869. 3 октября. 9. 50-летний юбилей в Киевской Духовной Академии... См. выше. С. 644. 10. Речь Высокопреосвященного Арсения, Митрополита Киевского, в день 50-летия Киевской Духовной Академии, сказанная в конгрегационной зале Академии//Ярославские Епархиальные Ведомости. 1869. С. 395. 11. 50-летний юбилей в Киевской Духовной Академии... С. 649. Академик М.П. Погодин 12. Приветствие академика М.П. Погодина Киевской Духовной Академии в день её юбилея, 28 сентября 1869 г.// Ярославские Епархиальные Ведомости. 1869. 49 . С. 408. 13. Юбилей Киевской Духовной Академии//Киевские Епархиальные ведомости. 1869. Ч. Неоф.С. 670. 14. Юбилей Киевской Духовной Академии... С. 673. 15. Обыск русского профессора.//Воронежские Епархиальные ведомости. Ч. неоф. 15 августа 1870 г. С. 338. 16. Хроника. Внутренние известия.//Новое время. 1869. 202, 17 октября. 17. Москвич. Приём в Москве Сербского Митрополита Михаила (Корреспонденция «Нового Времени»)//Новое время. 1869. 18 октября. 18. Дополнительные сведения о пребывании Митрополита Сербского Михаила в Москве и Троицкой лавре//Московские Епархиальные ведомости. 1869. 26 октября. С. 5-6. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/analitika/2019/10/20/...

Окончательная нормализация отношений между Белградом и Петербургом наступила в 1871 году, после визита Князя Милана в Ливадию. Визит Митрополита Михаила был одним из шагов на пути восстановления отношений. С другой стороны, разумеется, приглашение Митрополита Михаила в 1869 году не могло бы состояться без Высочайшего одобрения. Обер-прокурор Св. Синода Д.А. Толстой весьма положительно оценил приезд Сербского Митрополита в Россию во «Всеподданнейшем отчёте» за 1869 год. Но в отчёте не упомянут почин графа в приглашении Владыки в Россию. Если мы обратимся к другим примерам приглашения предстоятелей зарубежных Православных Церквей в Россию для продолжительного паломничества, то, скажем, в 1913 году почин приглашения Патриарха Григория IV Антиохийского исходил от Св. Государя Николая II (впрочем, указывают ещё на Владыку Антония (Храповицкого), как высказывавшего мысль о приглашении восточного Патриарха - но последнее слово, конечно, осталось за Государем). Епископ Филарет (Филаретов) В жизнеописании Епископа Рижского Филарета (Филаретова) в 1869 году бывшего ректором Киевской Духовной Академии, говорится, что именно он подготавливал списки приглашаемых на юбилей. Архимандрит Филарет мог быть знаком с Владыкой Михаилом ещё с 1850-х годов. Возможно, первоначальное предложение о приглашении было высказано именно Епископом Филаретом, а затем оно было подкреплено близкими к Императорскому Двору (во всяком случае, к Императрице Марии Александровне) графиней Антониной Блудовой и Михаилом Петровичем Погодиным. Так или иначе, решающее слово осталось за Императором Александром II, обратившим внимание на Митрополита Михаила ещё в 1862 году. Необходимо учитывать ещё и то обстоятельство, что Европа в 1869 году находилась в состоянии предвоенного кризиса, а осенью и зимой этого года на Балканах происходили сильные волнения, известные под названием Кривошийского восстания. Это восстание, разразившееся на границе австрийских и турецких владений, было всецело вызвано неумелой политикой австрийских властей, но обвинили в нём Россию. Жестокая, не стесняемая никакими приличиями и требованиями совести антирусская пропаганда лилась в ту осень со страниц австрийских, французских и британских газет, создавая давящий вал, способный деформировать не только общественное мнение в странах Западной Европы, но и российскую внешнюю политику в «Восточном вопросе». Те, кто пригласил Митрополита Михаила в Россию, имели мужество противостоять этому валу лжи и клеветы...

http://ruskline.ru/analitika/2019/10/20/...

В храме прп. Сергия Радонежского в Йоханнесбурге отметили 10-летие со дня закладки храма Йоханненсбург, 13 октября 2011 г. Чин закладки камня 8-9 октября 2011 года в храме прп. Сергия Радонежского в Йоханнесбурге прошли торжества, посвященные престольному празднику и 10-летию со дня закладки храма. В субботу 8 октября всенощное бдение совершил настоятель храма священник Даниил Луговой в сослужении настоятеля греческого храма г. Претории архимандрита Михаила (Визвиниса) настоятеля сербского храма св. ап. Фомы архимандрита Пантелеимона (Йовановича) и настоятеля румынского прихода священника Василия Тату, сообщает сайт прихода. В воскресенье 9 октября служение Божественной литургии возглавил архиепископ Йоханнесбургский и Преторийский Дамаскин, которому сослужили священник Даниил Луговой, архимандрит Пантелеимон, а также клирики Йоханнесбургской епархии - протоиерей Георгий и иеродиакон Дамаскин. Приветствуя после крестного хода всех собравшихся, владыка Дамаскин передал от Его Блаженства Патриарха Александрийского и всея Африки Феодора II благословение и поздравление с днем памяти прп. Сергия Радонежского, небесного покровителя русского храма. «Сегодня, когда мы отмечаем 7-летнюю годовщину со дня интронизации Его Блаженства, нашего Патриарха, позвольте вас уверить в любви и молитвах Главы нашей Церкви обо всех нас, которые мы, несомненно, чувствуем и непрестанно ощущаем в своей жизни, - сказал в своем слове Его Высокопреосвященство. - Искренне желаю всем молитвенного заступничества прп. Сергия, чтобы по его молитвам Господь даровал всем нам очищение душ и телес от всякой скверны, которая препятствует нашему восхождению от силы в силу и встрече с нашим Спасителем… В этом году мы также отмечаем 10-летие со дня закладки русского храма в Йоханнесбурге. Я поздравляю с этой знаменательной датой всех, кто потрудился над его возведением, тех, кто принимает активное участие в текущей жизнедеятельности храма, и тех, кто как Симон Киринейский помогает отцу настоятелю нести нелегкий крест пастырского служения и попечения о нуждах храма».

http://pravoslavie.ru/49211.html

В Белграде прошел Вознесенский крестный ход Белград, 3 июня 2022 г. В столице Сербии Белграде на праздник Вознесения Господня прошел традиционный Крестный ход, или, как его называют сами сербы, «Спасовданска лития».      В 1403 году деспот Стефан Лазаревич Высокий провозгласил город столицей тогдашней Сербской деспотовины, а в качестве Крестной славы города выбрал Спасовдан – Вознесение Господне. Сегодняшнюю традицию празднования городской Крестной славы осмыслили в 1862 году митрополит Белградский Михаил Йованович, по предложению которого была построена и Вознесенская церковь.      В XX веке последний крестный ход состоялся уже после прихода коммунистов к власти в 1947 году, но в тот раз его участников закидывали камнями местные комсомольцы. Возобновлена традиция была в 1993 году, когда Спасовдан снова стал отмечаться как крестная слава Белграда.      Обычно празднование Крестной славы Белграда начинается с Божественной литургии в Вознесенском храме, которую возглавляет Сербский Патриарх, являющий одновременно Белградским митрополитом. В этом крестном ходе по традиции всегда принимали участие представители армии, полиции, пожарных и различных городских коммунальных служб города, а также многочисленные хоры и молодежные спортивные клубы. Во главе литии обычно идут и городские власти.      В этом году в крестном ходе приняли дети приехавшие накануне из Черногории и с Косово и Метохии.      Утром Патриарх Сербский Порфирий совершил Божественную литургию в храме Вознесения Господня в центре Белграда. Для предстоятеля Церкви это особый день, потому что он сам празднует на вознесение свою Крестную славу. Вечером величественная лития прошла по улицам сербской столицы с молитвами и песнопениями. В этом году по благословению Патриарх Порфирия крестный ход был посвящен молитве за мир. Сам Предстоятель Сербской Церкви совершил у стен храма свт. Саввы молебен о мире. 4 июня 2022 г. скрыть способы оплаты Смотри также Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/146539.html

Нижний Новгород, 1907 Карея, административный центр Афона. Фотография 2002 г. Д. А. Менькова Ильинский скит (современный вид). Фотография Д. А. Менькова Митрополит Сербский Михаил (Йованович). Из кн.: Титов Ф. И., прот. Императорская Киевская Духовная академия Ватопед. Современный вид. Из кн: Images of Athos. Mount Afhos, 1997 Хилендар. Фотография 2000 г. Д. А. Менькова Зограф. Вид на соборный храм вмч. Георгия. Фотография 2000 г. Д. А. Менькова Заслуженный профессор КДА по кафедре церковной истории И. И. Малышевский . Из кн: Корольков И. Н. Иван Игнатьевич Малышевский ... Киев. 1897 Профессор КДА по кафедре словесности и языкознания И. М. Бобровницкий. Из кн.: Титов Ф. И., прот. Императорская Киевская Духовная академия Заслуженный профессор КДА по кафедре гомилетики и истории проповедничества В. Ф. Певницкий . Из кн.: Пятидесятилетний юбилей заслуженного ординарного профессора Киевской Духовной академии Василия Феодоровича Певницкого. Киев, 1905 Митрополит Кишиневский и экзарх Молдо-Влахийский Гавриил (Банулеско-Бодони). Из кн.: Юбилейный сборник Кишинева 1812–1912 Епископ Чигиринский Дмитрий (Ковальницкий), ректор КДА в 1898–1902 гг. ЦИА ПСТГУ Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожскнй Антоний (Вадковский) , в 1892–1898 гг. –- архиепископ Финляндский. ЦИА ПСТГУ Александро-Невская лавра в С.-Петербурге. Из кн.: Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий и Русская Голгофа. СПб., 1999 Митрополит Киевский Иоанникий (Руднев), первенствующий член Св. Синода (1898–1900). Из кн.: Смолич И. К. История Русской Церкви. 1700–1917. Ч. 1. М., 1996 Митрополит Киевский и Галицкий Феогност (Лебедев), в 1892–1900 гг. архиепископ Новгородский. ЦИА ПСТГУ Листок из Дневника митрополита Арсения. ГА РФ. Ф. 550 Д. 511. Л. 13 Профессор СПбДА по кафедре истории славянских церквей И. С. Пальмов . Из кн.: Сосуд избранный. СПб., 1994 Епископ Нарвский Иоанн (Кратиров), ректор СПбДА (1895–1899). ЦИА ПСТГУ Санкт-Петербургская Духовная академия Из кн. Святой праведный Иоанн Кронштадтский в воспоминаниях самовидцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВГЕНИЙ (Шерешилов Николай; 13.04.1826, Чернигов - 22.03.1897, Киев), еп. Могилёвский и Мстиславский. Род. в семье соборного диакона. В 8 лет осиротел. Нек-рое время был вожаком у слепого дяди, пока не был принят на попечение проф. КДА Я. К. Амфитеатрова . Обучался в Киевском, затем в Черниговском ДУ, в 1843-1849 гг.- в Киевской ДС. В 1848 г., перед смертью, Амфитеатров попросил позаботиться о Шерешилове своего брата Антония (буд. архиепископ Казанский и Свияжский Антоний (Амфитеатров) ). С 1849 г. обучался в КДА, которую окончил в 1853 г. по 1-му разряду. Выпускниками этого курса были митр. Сербский Михаил (Йованович) , архиеп. Казанский Владимир (Петров) , архиеп. Волынский Модест (Стрельбицкий) , еп. Пензенский Павел (Вильчинский), еп. Черниговский Вениамин (Быковский) , историк Церкви И. И. Малышевский . Евгений (Шерешилов), еп. Астраханский и Енотаевский. Фотография. 80-е гг. XIX в. (РГИА) Евгений (Шерешилов), еп. Астраханский и Енотаевский. Фотография. 80-е гг. XIX в. (РГИА) 5 июня 1853 г. Шерешилов принял монашеский постриг в Киево-Печерской в честь Успения Пресвятой Богородицы лавре , 25 июля рукоположен во диакона. 13 сент. рукоположен во иерея и назначен преподавателем Свящ. Писания в Киевской ДС. 22 марта 1855 г. получил степень магистра богословия, награжден набедренником. В 1856 г. назначен соборным иеромонахом Киево-Печерской лавры. В 1857/58 уч. г. исполнял обязанности инспектора Киевской ДС. 13 июня 1858 г. получил назначение в Ярославскую ДС в качестве инспектора и преподавателя богословия. 22 апр. 1861 г. назначен ректором Черниговской ДС и настоятелем нежинского в честь Благовещения Пресвятой Богородицы мужского монастыря . 14 мая того же года возведен в сан архимандрита. В Черниговской ДС в разное время преподавал Свящ. Писание, библейскую историю, общую церковную историю, историю РЦ, богословие, литургику, гомилетику, педагогику. Был редактором «Черниговских ЕВ» (с 1861), директором попечительного о тюрьмах комитета, членом духовной консистории, почетным членом губ. присутствия по обеспечению правосл. духовенства (с 1866), членом училищного совета (с 1867). 11 дек. 1868 г. назначен ректором и профессором Литовской ДС. В Литовской епархии с 1869 г. также являлся директором попечительного о тюрьмах комитета, редактором «Литовских ЕВ», цензором духовных сочинений.

http://pravenc.ru/text/186993.html

После обеда Митрополиту представлялись помощник начальника края, его сиятельство князь Багратион. Вечером митрополит и его спутники посетили Виленскую публичную библиотеку , где были встречены управляющим Виленским учебным округом И.Я. Шульгиным и всеми служащими в библиотеке… Поднесены были митрополиту все издания Виленского учебного округа… 5-го числа ноября, с 8 часа утра, Высокопреосвященнейший начал обозревать Виленские храмы и поклоняться их Святыням. Осмотрев великолепный Николаевский собор, отправился в Свято-Духов монастырь, где поклонился мощам Виленских Мучеников и осматривал ризницу, особенно некоторые вещи, по преданию, принадлежавшие Святителю Димитрию Ростовскому. Затем, сопровождаемый викарием Литовской епархии, епископом Иосифом, прибыл в Троицкий монастырь. Поклонившись чудотворной иконе Божией Матери (принесённой в Вильну Еленой, дочерью Иоанна III, женою литовского князя Александра), осмотрев храм, построенный князем Острожским, на месте кончины Виленских Мучеников, митрополит перешёл в семинарию, помещающуюся в Троицком монастыре. Подробно осмотрены спальни, занятные комнаты и классы; в классах Его Высокопреосвященство слушал уроки и предлагал вопросы ученикам. По осмотре семинарии, Его Высокопреосвященство изволил посетить ректора… Были посещены Никольская и Пятницкая церкви…» «Вестник Западной России» добавляет, что сербского Владыку встречали также архимандрит Евгений (ректор семинарии) и протоиерей Виктор Гомолицкий. В Свято-Духовом монастыре митрополит «слушал раннюю литургию, совершаемую священноиноком Павлом, - известным «Прусским», прибывшим по делам устройства единоверческих церквей… Его Высокопреосвященство … изволил посетить Кафедральный собор, … Пречистенский собор, женский Мариинский монастырь и Александровскую часовню…». Сербский Первосвятитель побывал и в загородной резиденции Литовских Архипастырей, Тринополе. «Владыка Михаил, в бытность у преосвященного Иосифа, председательствующего в совете Общества ревнителей Православия, изволил с глубочайшею благодарностию принять от этого общества ризу, два стихаря и два куска парчи… Сербский Владыка … выехал из Вильны с чувствами отрады, утешения и надежд» .

http://ruskline.ru/analitika/2019/11/26/...

26 октября Митрополит Михаил участвовал в заседании Петербургского отдела Славянского Комитета. «Дано было знать о прибытии высокопреосвященного митрополита Сербского. Когда Владыка и сопровождавшие его архимандрит Никифор Дучич и игумен Иосиф заняли места, председатель, А.Ф. Гильфердинг, обратился к Его Высокопреосвященству со следующими словами: «... Нам всем известно, что весь югославянский мир с особенною любовию взирает на архипастырский престол в Белграде, - я, бывавши сам в этих землях, могу сказать, что не только с любовию, но почти даже с завистью. Для всего южно-славянского мира православная церковь составляет высшую святыню – не религиозную только, но и народную, так сказать, палладиум славянской народности... Счастливая Сербия видит во главе своей церкви лучшего из её сынов и служителей, достойного преемника Неманича Саввы...». Александр Фёдорович напомнил об эпизоде из жития Св. Саввы Сербского, связанном с русским монахом из монастыря на Афоне, и провёл аналогию с эпизодом из жизни самого Митрополита Михаила: «Ваше Высокопреосвященство также некогда искали духовного образования в русской среде» (в Киеве)... «Древнее духовное единение и общение России с южно-славянским миром, принесшее столько же пользы России, сколько и южно-славянским народам, никогда не прекращалось, и в настоящее время оно сознаётся более, чем когда-либо. Мы все питаем твёрдую надежду и убеждение, что это благотворное общение ещё более усилится, благодаря приезду Вашему в Россию, ибо благословение Ваше, нам преподанное, и личное Ваше знакомство с нами скрепят наши духовные связи с южно-славянским миром, связи, в поддержании и развитии которых наш комитет полагает свою священнейшую задачу». Его Высокопреосвященство, митрополит Сербский, отвечал: «Особенно приятно мне видеть, что здесь, в Петербурге, живо сознаётся славянское дело, что здешние жители оказывают нам такое глубокое сочувствие, как к славянам, родным братьям русского народа. Да благословит Господь Бог труды и усилия Славянского комитета в пользу православного просвещения, духовного единения и братства всех славянских народов»

http://ruskline.ru/analitika/2019/11/26/...

Итак, оставим ложные слухи и обратимся к реальности. В 1869 году самая могущественная держава континентальной части Западной Европы – Французская «Вторая Империя» - доживала последние месяцы. Всходило солнце новой империи – Германской. Та дружба России и Пруссии, которая столь ярко проявилась 26 ноября 1869 года, после капитуляции Франции неминуемо должна была остаться в прошлом. Эпоха личных и династических союзов уступала место эпохе союзов, основанных на принципах «крови и почвы». Для Балкан это означало перемены – а скорыми они будут или нет, имело значение лишь для отдельных судеб. Но для Митрополита Михаила, преемника Св. Саввы, важными были и судьбы отдельных людей, и судьба всего Отечества («Отачбина!»), разделённого государственными границами. Поэтому, вглядываясь в лица своих русских друзей, Владыка желал рассмотреть в них будущее своей Родины. Что же он мог увидеть? Николай Киреев, благодаря гостеприимству которого Владыка участвовал в заседании Славянского комитета, в 1876 году отдаст свою жизнь за свободу сербского народа. Император Александр, его сын и Наследник, а также и Великий Князь Николай Николаевич – поведут войска на Балканы ради прекращения кровавого ига год спустя. Тертий Филиппов и Антонина Блудова будут собирать средства для помощи раненым и беженцам. А после 1882 года оставшиеся участники Славянских обществ примут Владыку в России снова – уже не как полноправного Предстоятеля небольшой, но сплочённой и дружественной Церкви, а как беженца, лишённого всех прав на Родине. Но это обстоятельство не помешает проявлениям сочувствия – столь же горячим, как и в 1869 году. Собрания народа в десятках городов и селений – для встречи Владыки - будут даже ещё более многочисленными. А возвращение в Белград станет триумфом… С давних пор встречаются на Балканах две мечты – одна о римском, парижском, венском и берлинском «рае», другая – о русском «Белом Царе» - брате Милутина и Стефана Душана. Никогда они не примирятся, они будут бороться друг с другом до тех пор, пока будут стоять Балканы. Митрополит Михаил всегда был на стороне «Белого Царя» Русского, Кирилла и Мефодия, Св. Саввы, Милутина и Стефана. К ним и приложился в 1898 году – у Бога все живы. Мы всегда будем опознавать друг друга – по лику Св. Александра Невского в центре Белграда и по храму Св. Саввы Сербского (пока, увы, не восстановленному) на Солянке (но лик Св. Саввы осеняет кремлёвские соборы!). Нам ещё будут мешать, клеветать, сыпать в глаза пылью старых лживых книг и новейших, но не менее лживых видеороликов… Но это – помехи только для тех, кто слаб волею и увечен памятью, для сохранивших христианское славянское самосознание любая ложь видна и потому не опасна. Не дадим ослепить себя ядовитой пылью европоцентризма, не дадим вырвать из нашей памяти страницы, подобные той, которую мы только что обновили перед вашими глазами, уважаемые читатели, не дадим полыни и чертополоху заглушить ростки православного исповедания в наших сердцах - и тогда никто не сможет нас одолеть.

http://ruskline.ru/analitika/2019/11/26/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010