Ирина Корнилова поблагодарила людей, духовно поддержавших ее в работе над книгами, - первого строителя Андреевского скита Александро-Невской лавры монаха Серафима (Елгина), настоятеля храма Державной иконы Божией Матери протоиерея Сергия Филимонова , клириков Серафимовского храма, дочь батюшки Ольгу Ермакову, которая поделилась материалами из архива отца Василия. Автор книги подчеркнула, что в 2017 году отмечаются две даты, связанные с батюшкой: 3 февраля исполнилось десять лет со дня его кончины, а 20 декабря исполнится 90 лет со дня его рождения. Упомянула она также о том, что усилиями протоиерея Василия Ермакова был восстановлен практически из руин его родной город Болхов Орловской области. Прихожанин Серафимовского храма, пресс-секретарь Валаамского монастыря Михаил Шишков рассказал о том, как появились первые книги о батюшке. Это было еще при его жизни. Первой была брошюра журналиста Бориса Гусева " Лицом к алтарю " . Сам Михаил принимал участие в издании брошюры " 46 лет на службе у Бога " , отец Василий также участвовал в ее выпуске. Потом были книги " Во имя спасения России " , " Тернистым путем к Богу " . Среди тех, кто хранит память об отце Василии, немало людей, которые знают его только по рассказам. Некоторые встречались с батюшкой в детстве - так, студия детского творчества " Наследие " состоит из детей духовных чад отца Василия: они выступают на мероприятиях, посвященных батюшке. Одна из участниц студии, десятилетняя Ксения Вебер, исполнила песню " Любовь " (слова и музыка Натальи Агаповой). Волновала отца Василия и судьба детей-сирот: он ходил причащать детей в дома ребенка, выступал против иностранного усыновления. Доцент Северо-Западного института управления Галина Цинченко рассказала, как по благословению батюшки занималась этой проблемой. Спасение России отец Василий не мыслил без развития культуры, и не случайно среди его духовных чад так много творческих людей: певцов, композиторов, артистов. Одна из них - автор-исполнитель Ирина Скорик. Она исполнила три песни: одну собственного сочинения - " Деревенька " , другую - на слова дочери батюшки Василия Ольги, третью - " Родник " иеромонаха Романа.

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

Киев. Успенская Киево-Печерская лавра. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы при митрополичьих покоях. /// Епархия неизвестна Карта и ближайшие объекты Благовещенская церковь Киево-Печерской лавры, 1905 г. Построена по проекту архит. А. О. Ермакова как домашняя церковь митрополита. Примыкает к восточной стороне дома митрополита. С противоположной стороны пристроена к сохранившейся части трапезной XVII в. Возведена на месте одноэтажного каменного корпуса, соединявшего дом митрополита с трапезной. Церковь кирпичная оштукатуренная зального типа с цокольным этажом. В декоре фасадов использованы стилизированные формы рококо. Торцевые стороны завершены фронтонами, которые венчали главки (не сохранились). В конструкциях перекрытий, крыши, лестниц широко использован металл. Покрыта двускатной крышей. Главный северный фасад по оси раскрепован, пышно декорирован. Интерьер решен в виде двусветного зала с хорами, расположенными вдоль северной, южной и западной стен. На хоры ведут две винтовые чугунные лестницы. В цоколь ведет широкая гранитная лестница, здесь размещалась вторая Михайловская церковь. Этот этаж перекрыт сводами, опирающимися на стены и четыре ряда чугунных столбов. Пострадала в период Великой Отечественной войны. Восстановлена в 1951 г. В настоящее время используется для размещения экспозиции Государственного музея украинского народного декоративного искусства УССР. Из книги «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 1, стр. 72-73 Деревянная церковь при покоях архимандрита изображена уже на плане 1638 г. Очевидно, она была основана Елисеем Плетенецким между 1599-1618 г.г. В 1776 г. при доме митрополита была построена новая, тоже деревянная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Но уже в 1783 г. вместо нее упоминается церковь Входа Господнего в Иерусалим. В 1840 г. рядом появилась еще одна деревянная церковь - св. Михаила. В 1905 г. на средства митрополита Флавиана Городецкого между домом митрополита и Трапезной палатой построена новая Благовещенская церковь (по проекту Евгения Ермакова), в цоколе которой находилась Михайловская церковь, а на хорах - придел во имя св.Митрофана Воронежского. Новая домовая церковь митрополичьих покоев - постройка зального типа на цокольном этаже; в конструкциях перекрытий, крыши и лестниц использован металл. Декор выполнен в стилизованных рокайлево-барочных формах. Особой пластичной насыщенностью выделяется симметричный по композиции с высоким фигурным фронтоном северный фасад. Фронтоны боковых фасадов венчали небольшие главки (не сохранились). Интерьер решен как двусветный зал с хорами, на которые ведут винтовые чугунные лестницы.

http://sobory.ru/article/?object=09801

– Понял, батюшка. Тайная жизнь Старые христиане, пережившие гонения, были душой Русской Церкви на том переломе, который произошёл в 90-е годы. Все они, так или иначе, знали друг друга. В прошлом году на 9 мая скончался в Красном Селе, что под Петербургом, протоиерей Евгений Ефимов. Михаил Фёдорович вспоминает, как приезжал к нему в храм в честь св. Александра Невского. – О, Мишка, привет! – говорит отец Евгений с порога, хотя они первый раз в жизни друг друга увидели. Поражённый Прокопов уж и не знает, как представиться. Говорить, что он духовное чадо отца Василия, вроде лишне, если старцу даже имя его известно. – Он, Василий-то ваш, дурак был, – замечает отец Евгений. – Батюшка?! – совсем теряется Михаил-воин. – Да. Дурак. И все мы дураки. Миш, ты что говоришь-то такое? – Так это не я говорю, это вы говорите. – Нет, я такого тоже не говорю, мы с Васей учились вместе... Отца Василия и верно иной раз дураком называли. Хочешь прослыть дураком – говори всем правду. Хочешь поссориться – говори правду. А отец Василий запросто вору мог сказать, что он вор, невзирая на чины и звания. Отец Евгений, видать, такой же был. Они с отцом Василием и Святейшим Патриархом Алексием были старинными друзьями. В общежитии Ленинградской семинарии жили в одной комнате, а познакомились ещё раньше. Батюшку Василия отец Патриарха – священник Михаил Александрович Ридигер – спас с сестрой и отцом Василием Верёвкиным из концлагеря. «Ещё немного – и я бы непременно погиб», – вспоминал отец Василий Ермаков, добавляя, что у Алёши (будущего Патриарха) был свой план спасения, но сработал отцовский. Тогда они и подружились. С отцом Евгением Патриарх познакомился в 43-м, когда вместе учились на богословских курсах в Вильно (Вильнюсе). Отец Евгений вспоминал потом, как смешно они ссорились с Алексеем Ридигером. Будущий Патриарх всегда первым шёл на мировую: «Женя, иди хлеб с маслом есть!» – «Не хочу, сам ешь!» – «Иди, масло уже пожелтело, меня мама заругает, если ты есть не будешь». Ещё рассказывал, как позвал его однажды Вася Ермаков: «Женя, пойдём на рынок штаны покупать!» Собрали последние деньги, пошли. А навстречу – человек, подходит он к Евгению и говорит: «Купи икону». Это был Тихвинский образ Богородицы. Всё скопленное на одежду Ефимов тут же и отдал. Икона эта потом сопровождала его всю жизнь.

http://pravoslavie.ru/65878.html

2 . Ввиду допущенных Высшим Русским Церковным Управлением за границей означенных политических, от имени Церкви, выступлений и принимая во внимание, что за назначением тем же Управлением Вашего Преосвященства заведующим русскими православными церквами за границей, собственно для Высшего Церковного Управления там не остаётся уже области, в которой оно могло бы проявить свою деятельность, означенное Высшее Церковное Управление упразднить, сохранив временно управление русскими заграничными приходами за Вашим Преосвященством и поручить Вам представить соображение о порядке управления названными церквами и 3 . Для суждения о церковной ответственности некоторых духовных лиц за границей за их политические, от имени Церкви, выступления озаботиться получением необходимых для сего материалов, и самое суждение, ввиду принадлежности некоторых из указанных лиц к епископату, иметь по возобновлении нормальной деятельности Священного Синода, при полном, указанном в Соборных Правилах числе его членов, о чем для зависящих по предмету данного постановления распоряжений уведомить Ваше Преосвященство. Апреля 22 (Мая 5 дня) 1922 г. 347. Член Священного Синода архиепископ Фаддей [Успенский] Астраханский. Делопроизводитель Н. Нумеров. 1. Церковные ведомости. 1922. 12 2. Журнал Московской Патриархии. 1945. 9 3. Постановление Заместителя Патриаршего Местоблюстителя от 09(22?).05.1928 4. Украинский Православный Благовестник. 1927. Письмо Святейшего Патриарха Тихона Экзарху Украины, митрополиту Киевскому и Галицкому Михаилу [Ермакову] ...Покойный Патриарх Тихон ещё в 1922 г. в личном письме к митрополиту. Михаилу [Ермакову] в Киев «выразил решение [? – Сост.], что митрополиту Антонию [Храповицкому] не следует возвращаться в Киев», и посылает епископам-эмигрантам за границу 81 Апостольское правило, присуждающее всех их к извержению из сана... [в изложении] Украинский Православный Благовестник. 1928. 1922. Постановление Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода о восстановлении бывшего Ростовского митрополита Арсения [Мацеевича] в митрополичьем достоинстве, снятом с него гражданским судом в царствование и по указу императрицы Екатерины 2

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

“Заключение”, подписанное всеми архиереями, гласило: “Убедившись в подлинности документа и учитывая 1) то обстоятельство, что почивший Патриарх при данных условиях не имел иного пути для сохранения в Российской Церкви преемства власти и 2) что ни митрополит Кирилл (Смирнов), ни митрополит Агафангел (Преображенский), не находящиеся теперь в Москве, не могут принять на себя возлагаемых на них вышеприведенным документом обязанностей, Мы, Архипастыри, признаем, что Высокопреосвященный митрополит Петр (Полянский) не может уклониться от данного ему послушания и во исполнение воли почившего Патриарха должен вступить в обязанности Патриаршего Местоблюстительства”. Первой под документом стояла подпись Нижегородского митрополита Сергия. Единственный член Синода, митроп. Кирилл, был в ссылке. В ссылке был и митроп. Агафангел. Не действовали и оба учреждения – Синод и Совет, которые должны были избрать преемника. 12 апреля 1925 года митрополит Петр вступил в управление Церковью. Несмотря на давление советской власти, митроп. Петр категорически отказался подписать какую бы то ни было угодную ей Декларацию. 10 декабря он и группа близких ему епископов были арестованы. Митрополит Петр был сослан в ссылку. За несколько дней до ареста он составил распоряжение о своих временных заместителях: “В случае невозможности по каким-либо обстоятельствам отправлять Мне обязанности Патриаршего Местоблюстителя, временно поручаю исполнение таковых обязанностей Высокопреосвященнейшему Сергию (Страгородскому) , митрополиту Нижегородскому. Если же сему митрополиту не представится возможности осуществить это, то во временное исполнение обязанностей Патриаршего Местоблюстителя вступит Высокопреосвященнейший Михаил (Ермаков), Экзарх Украины, или Высокопреосвященнейший Иосиф, архиепископ Ростовский, если митрополит Михаил (Ермаков) лишен будет возможности выполнить это мое распоряжение. Возношение за богослужениями Моего имени, как Патриаршего Местоблюстителя, остается обязательным. Временное управление Московской епархией поручаю Совету Преосвященных Московских викариев, а именно: под председательством епископа Дмитровского Серафима (Звездинского) , епископу Серпуховскому Алексию (Готовцеву), епископу Клинскому Гавриилу (Красновскому) и епископу Бронницкому Иоанну (Василевскому)”. Распоряжение было подписано 6-м декабря.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Осенью 1925 г. местоблюститель решил составить и подать свою Декларацию советскому правительству, показать, какими он видит отношения между РПЦ и советским правительством. Митрополит Петр набросал черновой вариант и отдельные пункты проекта Декларации и передал его епископу Иоасафу (Удалову), прося написать текст. Владыка Иоасаф составил черновой текст, прочел его некоторым архиереям, жившим тогда в Даниловом монастыре, — епископам Пахомию (Кедрову), Парфению (Брянских) и Амвросию (Полянских), после их замечаний внес в текст их поправки и передал Местоблюстителю» . Эти архиереи, с которыми находился в совете митр. Петр, принадлежали к ориентации архиеп. Феодора (Поздевского). Декларация митр. Петра не говорила ничего нового относительно того, что было сказано Патриархом Тихоном, и, видимо, поэтому была властями отвергнута. Видя, что митр. Петра не удастся сделать своим послушным соработником, советская власть арестовала его. Тогда в силу вступило распоряжение патриаршего местоблюстителя митр. Петра: «В случае невозможности по каким-либо обстоятельствам отправлять мне обязанности Патриаршего Местоблюстителя, временно поручаю исполнение таковых обязанностей Высокопреосвященному Сергию (Страгородскому), митрополиту Нижегородскому. Если же сему митрополиту не представится возможности осуществить это, то во временное исполнение обязанностей Патриаршего Местоблюстителя вступит Высокопреосвященный Михаил (Ермаков), Экзарх Украины, или Высокопреосвященный Иосиф (Петровых), архиеп. Ростовский, если митр. Михаил (Ермаков) лишен будет возможности выполнить это мое распоряжение. Возношение за богослужением моего имени как Патриаршего Местоблюстителя остается обязательным». Таким образом, в отличие от Патриарха Тихона и назначенного им митр. Петра, все полномочия митр. Сергия происходили не от соборного произволения епископата, но истекали лишь из полномочий Патриаршего местоблюстителя митр. Петра, заместителем коего являлся митр. Сергий. Этот беспрецедентный шаг — назначение местоблюстителем себе заместителя был принят епископатом Русской Церкви из уважения к митр. Петру, ради сохранения единства Русской Церкви.

http://bogoslov.ru/article/5998355

Грубая клевета на покойного Патриарха и Патриаршего Местоблюстителя дала Введенскому повод для недостойной остроты: «Оказывается, что тихоновский корабль плавает в международных водах, и трудно сказать, где главные капитаны: за рубежом или на Крутицах». Мира с тихоновцами не будет, - объявил он, пресекая примирительные попытки умеренных обновленцев, - чтобы спасти Церковь от политики, необходима хирургическая операция». Под его диктовку составлена была резолюция: «Собор констатирует непрекращающуюся связь тихоновщины с монархистами, грозящую Церкви грозными последствиями, и отказывается от мира с верхушкой тихоновщины». Домогаясь устранения Местоблюстителя митрополита Петра, обновленческие авторы публикуют в «Известиях» такую характеристику Первоиерарха: «Заматерелый бюрократ Саблеровского издания, который не забыл старых методов церковного управления. Он опирается на людей, органически связанных со старым строем, недовольных революцией, бывших домовладельцев и купцов, думающих еще посчитаться с современной властью». Предвидя серьезные осложнения, митрополит Петр 5 и 6 декабря 1925 года издал два акта. В первом из них - «Завещании» - он писал: «В случае нашей кончины наши права и обязанности как Патриаршего Местоблюстителя до законного выбора нового Патриарха представляем временно, согласно воле в Бозе почившего Святейшего Патриарха Тихона, Высокопреосвященным митрополитам Казанскому Кириллу Ярославскому Агафангелу. В случае невозможности по каким-либо стоятельствам тому и другому митрополиту вступить в отправление наченных прав и обязанностей, таковые передать Высокопреосвященному митрополиту Арсению. Если же и сему митрополиту не представится возможным осуществить это, то права и обязанности Патриаршего Местоблюстителя переходят к Высокопреосвященному митрополиту Нижегородскому Сергию». В распоряжении, составленном днем позже, говорилось: «В случае невозможности по каким-либо обстоятельствам отправлять мне обязанности Патриаршего Местоблюстителя, временно поручаю исполнение таковых обязанностей Высокопреосвященному Сергию (Страгородскому), митрополиту Нижегородскому. Если же сему митрополиту не представится возможности осуществить это, то во временное исполнение обязанностей Патриаршего Местоблюстителя вступит Высокопреосвященный Михаил (Ермаков), Экзарх Украины, или Высокопреосвященный Иосиф (Петровых), архиепископ Ростовский, если митрополит Михаил (Ермаков) лишен будет возможности выполнять это мое распоряжение. Возношение за богослужением моего имени, как Патриаршего Местоблюстителя, остается обязательным...»

http://sedmitza.ru/lib/text/439998/

Климовское. Церковь Рождества Христова. Рождественская церковь Церковь. Не действует.   Престолы: Рождества Христова , Михаила Архангела , Илии Пророка Год постройки:Между 1833 и 1841. Адрес: Ярославская область, Пошехонский район, село Климовское Координаты: 58.610176, 38.688767 Проезд:от Пошехонья в сторону Череповца до указателя " Ермаково 3,2 " , там направо. При въезде в село церковь будет видна с дороги по правую руку. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церквей две: Христорождественская, каменная, приходская, зимне-летняя, о трех престолах: Рождества Христова, во имя св. архистратига Михаила и во имя св. пророка Илии, построена в 1841 г. тщанием прихожан, и Никольская, деревянная, на каменном фундаменте, обшита тесом, покрыта железом, кладбищенская, об одном престоле – во имя св. и чуд. Николая, построена в 1902 г. иждивением прихожанина, почетного гражданина Александра Потаповича Бормосова. Церковной земли 107 десятин 1546 кв. сажень: усадебной 2046 кв. сажень, под пашней 20 десятин, под покосом 11 десятин, 1475 кв. сажень под болотом, кустарником и вырубками - 28 десятин, под дровяным лесом 47 десятин 424 кв. сажени. Дома церковные для двух священников и для диакона. Церковного капитала 1970 руб. Часовен три: в дер. Гусине упраздненная деревянная ветхая церковь, в 6 верстах; в дер. Бабинском деревянная, в 5 верстах, и в дер. Баркине деревянная, в 6 верстах. Прихожан в 424 дворах 1470 муж. пола и 1528 жен. пола. Есть деревни, отстоящие от церкви на 10 верст. Ермаково – село торговое, расположено у ручья (безымянного) и у реки Конгора. Школ в приходе четыре: одна двухклассная, министерства просвещения, две одноклассных земских и одна церковная школа грамоты. С 1902 г. церковно-приходское попечительство. По штату положено быть 2 священникам, диакону и 2 псаломщикам. Причту казенного жалования 950 руб., причтового капитала 1490 руб. «Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии», Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 г. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=22370

В конце ноября проведены были массовые аресты священнослужителей, близких митрополиту Петру. Среди арестованных в ноябре и декабре 1925 года были епископы Амвросий (Полянский, 1934 г.), Тихон (Шарапов, 3 октября 1937 г.), Николай (Добронравов , 10 декабря 1937 г.), Гурий (Степанов , 1938 г.), Иоасаф (Удалов, 2 декабря 1937 г.), Пахомий (Кедров, 11 ноября 1937 г.), Дамаскин (Цедрик, 10 сентября 1937 г.), а также бывшие обер-прокуроры Святейшего Синода Владимир Саблер и Александр Самарин. Местоблюститель видел, что неминуем и близок его арест. Предвидя самые худшие последствия для себя, он 5 и 6 декабря 1925 года составил два документа. В первом из них он писал: «В случае нашей кончины наши права и обязанности как Патриаршего Местоблюстителя до законного выбора нового патриарха предоставляем временно, согласно воле в Бозе почившего Святейшего патриарха Тихона, Высокопреосвященным митрополитам Казанскому Кириллу и Ярославскому Агафангелу. В случае невозможности по каким-либо обстоятельствам тому и другому митрополиту вступить в отправление означенных прав и обязанностей, таковые передать Высокопреосвященному митрополиту Арсению. Если же и сему митрополиту не представится возможным осуществить это, то права и обязанности Патриаршего Местоблюстителя переходят к Высокопреосвященному митрополиту Нижегородскому Сергию». В распоряжении, составленном днем позже, 6 декабря, говорилось: «В случае невозможности по каким-либо обстоятельствам отправлять мне обязанности Патриаршего Местоблюстителя временно поручаю исполнение таковых обязанностей Высокопреосвященному Сергию (Страгородскому) , митрополиту Нижегородскому. Если же сему митрополиту не представится возможности осуществить это, то во временное исполнение обязанностей Патриаршего Местоблюстителя вступит Высокопреосвященный Михаил (Ермаков, 17 марта 1929 г.), Экзарх Украины, или Высокопреосвященный Иосиф (Петровых) , архиепископ Ростовский, если митрополит Михаил (Ермаков) лишен будет возможности выполнять это мое распоряжение. Возглашение за богослужением моего имени, как Патриаршего Местоблюстителя, считается обязательным».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Говорят, после ангелов поэты и художники ближе всего к Небу! А разве можно не любить стихи-молитвы, в которых звучит любовь к Родине и которые покоряют тебя проникновенностью поэтических строк, исповедальной интонацией? Именно это отмечают читатели, знакомясь со стихами Владимира Бокова. Наш фотоальбом – своего рода миссионерская книга. Большая, в двух частях. Есть в ней и стихи, посвященные нашим замечательным землякам – схиархимандриту Илию (Ноздрину), уроженцу Орловской области, духовнику Святейшего Патриарха Кирилла, и болховчанину протоиерею Василию Ермакову. В 2022 году монастырский синодик пополнился именами погибших подводников с «Курска» В начале этого месяца, 3 февраля, было пятнадцать лет со дня кончины прославленного петербургского пастыря Василия Ермакова, из биографии которого мне, к примеру, запомнились такие факты: в юные годы его вызволил из фашистского лагеря Палдиски в Эстонии отец Патриарха Алексия II протоиерей Михаил. В годы учебы в Ленинградской духовной семинарии семинарист Василий Ермаков сидел за одним столом со своим другом Алексеем Ридигером, будущим нашим Патриархом. Матушка, Вы ведь хорошо были знакомы с отцом Василием, поскольку он любил родной Болхов и часто здесь бывал? Родной город и болховскую старину он очень любил и благословлял приезжать и переезжать сюда и своих духовных чад, и многочисленных паломников. Сначала приезжали кто на машинах, кто поездом, а потом стали ездить целыми автобусами. Таким образом батюшка крепко связал духовной ниточкой Болхов и Санкт-Петербург. Он хотел, чтобы весь мир знал о Болховской битве, о «Болховской войне» и о приказе Гитлера, придававшего особое значение старинному городку на Орловской земле. Приказ был следующий: «Зарыться в землю и защищать каждый квадратный метр территории». Отец Василий не раз высказывал пожелание, чтобы в его родном крае по местам кровопролитных боев был проложен паломнический поклонный маршрут... Протоиерей Василий Ермаков со Святейшим Патриархом Алексием II      Вот некоторые мои воспоминаниями от встреч с батюшкой.

http://pravoslavie.ru/144612.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010