Ничего не изменил и отказ от него. В самом конце 850-х и начале 860-х гг. окрестности города (penes Cersonam), вероятно, все те же кастра и полисмата, служили местом приема ссыльных «игнатиан», непримиримых противников василевса Михаила III и Фотия, этого «светского чиновника», рукоположенного в патриархи 25 декабря 858 г. 2613 Дело в том, что самосознание византийского социума, к которому относились и херсониты, очень долгое время было «государственническим» и конфессиональным, а не этническим, ибо отражало «самоидентификацию государства и города» 2614 . Херсон был прекрасно, с учетом основных правил полиоркетики, укреплен, обладал сплошной, мощной крепостной оградой, a с напольной стороны двойной 2615 . Его государственный статус постепенно эволюционировал в зависимости от изменения социальных и политических обстоятельств, но в любом случае местный административно-полицейский аппарат, по всей вероятности, был достаточно силен и действенен, чтобы не допустить возникновения и распространения смуты со стороны потенциальных источников – политических ссыльных, государственных преступников. Отзвуки былого полисного самоуправления в раннесредневековых структурах этой муниципальной бюрократии, ставшей частью имперского аппарата, как и связь органов власти с городской общиной были не более сильны, чем в большинстве других ромейских городов, твердо державшихся за византийскую политическую систему и не посягавших на основы ромейской монархии. «Противное царским повелениям», разумеется, могла замыслить и периодически замышляла знать любого византийского города, но до XI столетия это была борьба не за муниципальные вольности и не за отделение от Империи, а за более удобное, выгодное положение в ней. С этой точки зрения Херсон являлся в вв. на удивление лояльным, послушным, даже консервативным ромейским провинциальным городом, а сами херсониты вполне образцовыми верноподданными ромеями, ипиками покорно принимавшими утверждаемых из столицы правителей. 2182 См.: История царстваХерсонесаТаврийского сочиненная Станиславом Сестренцевичем Богушем. – СПб., 1806. –Т. 1. – С. 328–331; Григорович В. Исторические намеки о значении Херсона и его церкви в VIII, IX и X столетиях//Прибавление к Херсонским Епархиальным Ведомостям. – 1864. – Ч. 13. – С. 2.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кстати, если Петрона Каматир действительно был стратигом Херсона из числа «чужаков», не следует ли ожидать обнаружения сфрагистических сведений о более поздних отправителях такой должности и из числа местной знати? К примеру, не исключено, что архонт Херсона Зоил, носивший титул ипата, со временем стал одним из первых стратигов новой фемы Херсон, оставшись в прежнем сане 2463 . Во всяком случае, печати с одним и тем же редким для ромеев, но уже встречавшимся среди херсонской знати VIII в. именем 2464 разделяет небольшой промежуток времени (первая четверть и середина IX в.). Поэтому их обладателем вполне могло быть одно и то же лицо из числа именитых уроженцев города, который в начале своей чиновной карьеры на службе василевсу возглавлял архонтию Херсон, а позже был «избран» (proballou), как и Петрона, фемным стратигом, то есть повышен в должности, но не в сане. На то же обстоятельство недвусмысленно указывают три недавно обнаруженные печати Михаила Херсонита, патрикия и стратига Херсона, скорее всего, конца X в. 2465 Ведь хорошо известные и столь головоломные для исследователей слова о правиле «...отсюда для Херсона избирать стратигов» (ton enteuthen eis Chersona proballesthai strategous) 2466 могут пониматься двояко, а скорее, просто как указание на причину (ton enteythen – «поэтому»), по которой с той поры город стал стратигидой. Во всяком случае, тенденция назначать на этот пост местных «бюрократов», может быть, даже из числа бывших инородцев, явно прослеживается с последней четверти X в., когда среди стратигов начинают все чаще встречаться представители неизвестных на византийской иерархической лестнице специфических фамилий (Вога, Цула, Херсонит, Катасах, Кфарос) 2467 . Местные нобили-протевоны, как прежде архонты, могли иногда исполнять обязанности стратига Херсона, не получая этой должности, а в лучшем случае лишь имперское звание, чин. К примеру, на лицевой стороне печатей такого знатного лица второй половины IX – середины X в. – некоего Цула (Тзула), род которого долго жил в крымских краях, вообще не было изображения либо стоял крест с крестиком в нижнем пространстве, а на обороте значилось имя функционера с прибавкой «царский спафарий Херсона» (Tzoula basiliko spathario chersonos) 2468 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Под новыми враждебными действиями Норманнов, по всем соображениям, должно понимать угрожающее положение Боэмунда в начале его крестоносного похода, в 1096 году. Из Эккегардовой всеобщей хроники (MG. SS. VI, 216), а также из других источников нам известно, что в это время стянуты были в Константинополь все силы, какими мог располагать Алексей, а сверх того Варанги прямо названы (у Эккегарда р. 212) защитниками Константинополя против Турок: То, что здесь говорится об Англо-Саксах, повторяется об Датчанах пли Данах (Dani) у Саксона Грамматика : Inter ceteros -, qui Constantinopolitanae urbis stipendia merentur, Danice vocis homines primum milicie gradum obtinent, eorumque custodia rex salutem suam vallare consuevit. А у Альберта Ахенского (Alberti Aquensis hist. 1. IV cap, 40: Recueil des historiens des croisades. Hist. occidentaux. Т. IV p. 417) вместо людей датского языка прямо стоят Датчане (Dani). Нет нужды объяснять, что под Датчанами могут разуметься те же Англо-Саксы, родственные с ними по языку, по крови, по многочисленным поселениям Датчан в северной Англии; а также нет ничего невероятного в том, что среди англо-саксонской варяжкой дружины, поддерживаемой новыми пришельцами с севера, появлялись время от времени и собственные Нордманны, жители Дании, Исландии и Норвегии, даже самой Швеции, вообще заслоняемой в средние века Норвегией. Некоторые, впрочем, сомнительные указания на это находятся в сказании о чудесах св. Олафа. Мы уже заметили, 106 что победа, подавшая повод к основанию в Царьграде храма в честь Олафа, не приписывается здесь Гаральду и не относится ко времени императора «Михаила» (как в редакциях Гаральдовой саги), но соединяется с именем императора Алексея и помещается в земле Куманов (in terra Blacumannorum). Никому не запрещается думать, что такая замена одного имени другим произошла не без причины, а именно вследствие смешения двух действительных фактов. Судя по упоминанию не только Франков, но и Флэмингов (Фламандцев), в легенде в самом деле чувствуется какой-то отголосок действительности. Мы узнаем во Флэмингах тех рыцарей Фландрии, которые были присланы императору Алексею его другом, графом Робертом Фризом (см. Anna Comn. VII 6, p. 201 D ed. Paris.). Эти рыцари, прибывшие в Константинополь около 1089 года, действительно участвовали в сражении с Печенегами 1091 года (VIII 3 р. 227 В), но, конечно, не в земле Куманов. С обычным преувеличением, скандинавская сага свои полпяты сотни Нордманнов выдаете не только за единственных Вэрингов, но и за единственных виновников победы (Scripta historica island. V, 147 и сл.). Теперь и после – для скандинавской поэзии не существует именно настоящих Варягов, не существуете Англо-Саксов, как прежде не существовало Русских (см. Scripta V, 341: Radius Эйнара Скуласона, относящийся к XII веку).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

Господи! Помилуй нас, грешных, ныне молящихся Тебе, и помилуй во грехах погибающие народы России, и «имиже веси судьбами», выведи всех нас на спасительный путь христианской жизни в Православной Церкви. Сподоби, Господи, с любовью исполнять заповеданное Тобою, пребывать в Любви Твоей, в единении с Тобой! Боже! Будь со мною всегда! 1983 г. (Москва) Господи! Многие годы мне приходилось лишь украдкою и урывками читать благодатное слово Твое, Господи; а ныне я могу часами сидеть за столом над Библией и сколь угодно могу углубляться в ее письмена: исследовать слово Твое, утверждаться в истинности того, что открывает нам оно и исполнять его с радостью. «Радуюсь я слову Твоему, как получивший великую прибыль» (118, 162). Ибо «слово Твое есть истина, есть «дух и жизнь» ( Ин.17:6, 63 ); оно нас просвещает, оживотворяет и освещает; «оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему» ( Ин.1,9 ; Пс. 118:50, 130 ; Рим. 1:16 ). «Благословен Ты, Господи! научи меня уставам Твоим» ( Пс.118:12 ). 31. VIII. 1986 г. II. 1987 г. Господи! Ты ныне удостоил меня жить в гнездышке благодатном, и щедро мне даруешь все потребное для жизни. Ты в священство призвал меня, недостойного, и дал мне радостную возможность молиться о всех и за вся. Ты к Себе приближаешь меня, когда я смиренно молитву тебе возношу, и в причащеньи меня очищаешь и освящаешь Собою. Безмерно радуясь тому, что Ты, Господи, не оставляешь меня и спасешь «от рода сего развращенного», я благодарно стремлюсь повсечастно хвалу воздавать Тебе: Аллилуиа! 3. II. 1987 г. (Москва) Господи, Господи! Я недостоин Твоих благодеяний, а наипаче Твоего повседневного снисхождения ко мне и соединения со мною в совершаемой Евхаристии. И сознавая свое недостоинство, я коленопреклоненно благодарю Тебя, Господи, и воспеваю хвалебную песнь: Аллилуиа! 9. III. 1987 г. (Москва) Господи! Прости меня, грешного, и враждующих против меня. Сокруши коварство и злобу в безверии живущих. Вразуми меня, Господи, с любовью молиться о спасении душ враждующих против меня и отступивших от Тебя. Научи, Господи, как мне должно благодарить Тебя и что делать должно мне во славу Твою. 1987 г. (Москва)

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

Дмитриевский А. А. Указ. соч. Т. III. С. 81-101. Delehaye H. Narratio di monacho Palaestinensi//Analecta Bollandiana 26 (1907) P. 173. Conf.: Jotischky A. Greek Orthodox and Latin Monasticism around Mar Saba under Crusader Rule//The Sabaite heritage in the Orthodox Church from the fifth century to present. Papers presented at the international symposium held in Jerusalem and Haifa on May 24-30, 1998/Ed. by J. Patrich. Leuven, 2001. P. 85-86. Pachymer III, 2. Failler A. Georges Pachymeres. Relations historiques. Paris, 1984. P. 232-233. Первая коронация Михаила VIII Палеолога состоялась в Никее в 1259 голу (Pachymer II, 7-8. Ibid. P. 140-145). Talbot A.-M. The Restoration of Constantinople... P. 249-260. Pachymer III, 2. Failler A. Georges Pachymeres, P. 233:8-11. Makridis R. The New Constantin and the New Constantinople - 1261?//Byzantine and Modern Greek Studies. 6 (1980) P. 22-24, 41. Павлов А. С. Памятники древнерусского канонического права. СПб., 1880. Ч. I. Памятники XI-XV веков. Стб. 132, 133-134. Ср.: Приложение, Стб. 7 (Русская историческая библиотека, 6). См., например, Синайский типикон 1214 года Sin. gr. 1097, f. 28v, 50. Ср.: Дмитриевский А. А. Указ. соч. Т. III. С. 6. См., например, свидетельства Типикона Великой церкви и Евергетидского синаксаря: Mateos J. Le Typicon de la Grande Eglise. Roma, 1963. T. II. P. 6, 8, 82 (Orientalia Christiana Analecta, 166); Дмитриевский А. А. Указ. соч. Т. I. С. 508-509, 510, 553. Levy К. A Hymn tot Thursday in Holy Week//journal of the American Musicological Society 16 (1963) P. 131, 155-157; Williams E. John Koukouzeles " Reform of Byzantine Chanting for Great Vespers in the Fourteenth Century/Thesis (Ph.D.). Yale University, 1968. P. 74-86, 103, 111, 140, 379-388 (unpublished); Conomos D. Byzantine Trisagia and Cheroubika of Fourteenth and Fifteenth Centuries. A Study of Late Byzantine Liturgical Chant. Thessaloniki, 1974. P 42-49. О Иоанне Кукузеле см.: Jakovlevic А. О megas maistor loannes Koukouzeles Papadopoulos//Kleronomia 14 (1982) S. 359-374; Trapp E. Critical Notes on the Biography of John Koukouzeles//Byzantine and Modern Greek Studis 11 (1987) P. 223-229.

http://sedmitza.ru/lib/text/443676/

Пытаясь сохранить систему поддержания политического равновесия, Византия стремилась оказывать на кочевников влияние посредством налаживания с ними связей, и на этот раз искусно используя заинтересованность новых пришельцев, враждовавших друг с другом, в выгодном посредническом обмене с Империей. Не случайно, сюда начинают поступать амфоры с клеймами на ручках с монограммами из букв MX, ВА, с буквой β, буквами LGO и LG, в которых можно видеть имена Михаила III (842–867), Василия I (867–886), его жены, Евдокии Ингерины (869–879), Льва VI (886–912), что в свою очередь позволяет понимать их как соответствующую выборочную маркировку продукции эргастириев, возможно, принадлежавших императорам или членам императорской семьи (рис. 462) 1884 . Хорошо маркируют преимущественную зону константинопольской торговли появившиеся к началу X в. конически-вытянутые, иногда с фигурными клеймами амфоры довольно стандартного размера, которые соответствовали по вместимости трем тетартионам (tetartion) или лагинию (laginion) – официальной константинопольской мере для продажи оливкового масла (около 6,4–6,5 л) и, вероятно, использовались для его транспортировки 1885 . Из 15 классов амфор IX в. (27,7 %) большинство приходится именно на вторую половину – конец столетия248. Это особенно впечатляет, если вспомнить, что на гораздо более продолжительный период истории ранневизантийского Херсона (V–VII вв.), отличавшийся весьма развитыми внешними связями, приходится 23 класса амфор (42,6 %). Рис. 462. Клейма на привозных византийских амфорах IX–X вв. из Херсона (по А. Л. Якобсону) По археологическим данным известно, что уже в конце IX в. экономическое и политическое положение в Таврике стабилизировалось, вероятно, нормазизовались политические отношения между Византией и Хазарией, что сделало степные районы Северного Каыказа и Подонья вновь открытыми и безопасными для торговли, стимулировало развитие крымского виноградарства и виноделия 1886 . Как следствие, к этому времени вновь растет число и производительность сельских гончарных мастерских преимущественно вдоль побережья Крыма (урочище Сотера, Гаспра, Мисхор, около с. Лучистое, юго-восточный склон г. Урага, Чабан-Куле, Канакская балка, Коктебель, близ с. Голубинка), занятых преимущественно выпуском амфор «причерноморского типа», товар в которых вплоть до второй половины X в. распространялся далеко за пределы полуострова, главным образом на салтовские городища и поселения Приазовья и Подонья 1887 . Как и прежде, можно говорить о сотнях тысяч литров вина, какое разливали в эту тару 1888 . Отмечая «экономическое возрождение» края, А.Л. Якобсон связывал его причину с аналогичным широким процессом, шедшим в самой Византии 1889 . Однако следует учесть и местную, в целом явно благоприятную ситуацию, отчасти как бы вновь возвращавшую былые славные дни мирного кондоминатного сосуществования VIII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рис. 333. Полукруглая ванна горячего помещения терм в византийской крепости Цибилиум (Апсилия), 550-е гг. (по Ю. Н. Воронову, О.Х. Бгажбе) Стены бани толщиной 0,8 м, что указывает на массивность постройки, были выложены из крупных прямоугольных камней с обработанной поверхностью и только западная стена гипокауста была облицована мелким бутом. Боковой фасад был удвоен при перестройке, так что восточная стена достигла поразительной, почти двухметровой ширины. Именно поэтому в ее толще были устроены ниши для упомянутого выше котла, а также для ванны полукруглой формы, которая сохранилась на глубину 1,0 м. Поперечная ее стена равнялась 1,40 м, а наибольший радиус экседры – 1,2 м (рис. 333). Она примыкала впритык к центральной большой ванне, размещенной в южном торце тепидария или кальдария. По сути дела, это был бассейн, южная стена которого оказалась уничтожена какими-то позднейшими земляными работами, возможно, прокладкой траншеи. Покрытие ванны-бассейна состояло из трех-четырех слоев раствора, а дно было выложено черепицей и тщательно обмазано. Судя по тому, что гипокауст проходил под ней, емкость, очевидно, служила для теплой воды. Ее отделяла от помещения бани стена толщиной 0,2–0,23 м из плинфы на известковом растворе. Доследования 2002–2003 гг. показали, что южнее располагалось еще одно помещение (3,4 х 4,1 м), в котором уцелели следы полукруглого торца почти полностью разрушенной ванны (длина стенки около 1 м), сложенной из четырех рядов вертикально поставленных плинф размерами 0,20 х 0,17 х 0,05 м, на цемянковом растворе 1120 . Параллельно ей находилась еще одна прямоугольная ванна глубиной 0,5 м, облицованная гидроизоляционным цемянковым раствором. Ее перекрывал слой с материалом середины – второй половины IX в., синхронный времени разрушения бани. Если следовать логике планировки и температурному принципу, в этом помещении мог быть устроен кальдарий или лаконик, но глубокий, до скального основания перекоп более позднего времени уничтожил здесь все следы. Примечательно, что в обнаруженном на этом месте слое засыпи, датируемой по сочетанию циклов материалов XIII в„ оказалась группа керамики второй половины VIII в. К востоку от крайнего южного помещения с ванными раскопками 2003 г. прослеживаются выразительные следы устья отопительной печи (длина – 1,95 м, высота – 0,6 м) из крупных, хорошо отесанных известняковых плит 1121 . Судя по остаткам, печь имела прямоугольную топочную камеру крупных размеров и относилась к большому дому, выстроенному здесь в XII–XIII вв. В слое здесь присутствует херсонская медь времени правления Михаила III (842–867) и Василия I (867–886), но само сооружение, несомненно, старше терм, которые к тому времени были давно снивелированы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Особые наказы император обращает в адрес судей, творящих правосудие, помыслы которых должны быть кристально чистыми. «Те, в души которых ранее не заложена истинная справедливость и которые либо испорчены страстью к деньгам, либо потворствуют дружбе, либо мстят за вражду, либо опасаются могущественных людей, не могут судить справедливо». И далее: «И вот это определено нами как увещевание (и как предупреждение) тем, кто понимает справедливость, но уклоняется от истины. Тем же, кто лишен разума и потому не может этого постигнуть и воздать каждому поровну, скажем словами Иисуса из Сираха: пусть ни от Господа величества не ищут, ни от царя постов не просят, судьями пусть быть не спешат, так как уничтожить несправедливость они не в состоянии» 44 . Для того чтобы избежать коррупции в судебной среде, император указывает в «Эклоге», что решил создать судейский корпус из чиновников, состоящих на финансировании государства 45 . Понятие «справедливость» имеет для императоров совершенно конкретное содержание. Они без обиняков отмечают, что уповают на Христа и служат Ему, понимая свой долг в распространении и укреплении того закона, который дан Спасителем. Так, завершая введение, цари пишут: «Мы стремимся служить Богу, вручившему нам скипетр царства. С этим оружием мы печемся о порученном Его властью нашей кротости христоименном стаде, чтобы оно росло в добре и преуспевало. Этим мы стремимся восстановить древнее правосудие в стране» 46 . Хотя «Эклога» имеет всего 18 титулов, она обнаруживает ярко выраженную тенденцию еще более ввести христианские принципы во многие правовые институты и общественные отношения Римского государства 47 . Если законодательство времен императора св. Юстиниана I Великого проникнуто еще духом классического римского права, то все законоположения «Эклоги» апеллируют к Священному Писанию . Они находят в нем обоснование для правовых норм, установленных императором. Этот замечательный памятник законодательства VIII века со всей очевидностью опровергает иногда высказываемый тезис об императорах-иконоборцах как реформаторах Церкви, носителях светских идей и замыслов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Каждое взаимодействие наших жизней имеет двойной смысл, поскольку мы влияем и на события в нашей личной и общественной истории, и на свой характер. В столь часто смущающих нас перипетиях человеческой жизни путь к возрастающему единству есть неизменная цель, при условии, что эта цель состоит в любви к Богу и все большем уподоблении ему. Заключение В этой небольшой статье я постарался наметить аналогии между божественными и человеческими личностями, а также определить основные свойства человеческой личности. Примечательно, что истинное раскрытие того, что личность различает, соотносит и объединяет, относится к нашему пониманию Бога, который есть изначальный образец того, что значит быть личностью. Принимая Бога всерьез как личность, человеческая личность обретает поддержку и просвещение. Без Бога сложность определения понятия личности делает ее легкой мишенью для деконструктивистских подозрений, что способствует нигилистическому взгляду на мир, ведущему к социальным и духовным катастрофам. Перевод с английского Ирины Глазовой 129 Доклад на международной конференции «Богословие личности в западном и восточном христианстве». 130 Для уточнения терминов «субстанция», «природа» и «сущность» см. Philip A. Rolnick, Person, Grace, and God (Grand Rapids, MI: Eerdmans, 2007), 19–20. 131 Bernard Lonergan, The Way to Nicea: The Dialectical Development of Trinitarian Theology, trans. Conn O’Donovan from De Deo Trino (London: Darton, Longman, and Todd, 1976), 103. 134       Michael Polanyi, Personal Knowledge: Toward a Post-Critical Philosophy (Chicago: University of Chicago Press, 1962), 310. 135       Метафизика этого аргумента изложена в моей работе «Trinitarian Simplicity » in Per­son, Grace, and God, 189–207. 136       H. Бердяев, О рабстве и свободе человека, М.: ACT. Астрель. Полиграфиздат, 2012. С. 23. 138 Я развиваю идею Поля Рикера, Oneself as Another, пер. Kathleen Blamey (Chicago: University of Chicago Press, 1992), 122. Читать далее Источник: Богословие личности/Под. ред. Алексея Бодрова и Михаила Толстолуженко (Серия «Современное богословие»). — М.: Издательство ББИ, 2013. — viii + 271 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bog...

Известно, что при хане Менгу-Тимуре (Мангутемире) произошло значительное ослабление позиций ислама в Золотой Орде (Улусе Джучи), что подтверждается летописными свидетельствами и многочисленными историческими фактами. Как сообщает, в частности, «Троицкая летопись» начала XV в. под 6774 г. (1266/1267 г.): «Того же лета умре царь татарскыи Беркаи, и бысть ослаба Руси от насилья бесермен».(27) Вскоре после своего вступления на престол - в 1267 г. - Менгу-Тимур (Мангутемир) пожаловал Русской церкви первый золотоордынский ханский ярлык, гарантировавших её неприкосновенность и освобождавший духовенство от налогов и повинностей. Показательно, что в последующий период ослабление «исламской составляющей» булгарской монетной чеканки, наблюдавшееся после завоевания Волжской Булгарии, достигло своего апогея. Как признаёт А.З.Сингатуллина: «Именные и датированные анонимные булгарские монеты составляют лишь незначительное число типов среди огромной массы монет, лишённых обозначения выходных данных или каких-либо легенд».(28) Разнообразие изображений на недатированных анонимных и анэпиграфных монетах, по её словам, «удивляет и радует глаз, но нельзя не учесть, что многочисленные монетные сюжеты вовсе не являются плодом фантазии или прихоти резчиков штемпелей». «С давних времён, - пишет А.З.Сингатуллина, - монетные изображения несли большую смысловую нагрузку, являясь проводниками идей, необходимых к распространению среди широких народных масс, большей частью неграмотных. Некоторые сюжеты отождествляются со знаками зодиака [...]. Изображения животных [...] и даже человека [...] - показатель неокрепшего ислама или недостаточно серьёзного отношения к этой религии со стороны джучидских ханов XIII века. [...] Легенды на недатированных анонимных монетах рассматриваемого периода также не отличаются особой религиозностью. В основном - это благопожелания (на тюркском, арабском и персидском языках) или нравоучительные рассуждения».(29) С.А.Янина, используя данные стратиграфии, датировала анэпиграфные монеты периодом правления трёх ханов Золотой Орды (Улуса Джучи) - Туда-Менгу, Тула-Буги и Токты (Тохты), реальная власть при которых - до 1299 - 1300 гг. принадлежала могущественному беклярбеку («темнику») Ногаю (Ису-Ногаю, Нокаю) (1-я половина XIII в. - 1300), фактически отложившемуся от Золотой Орды (Улуса Джучи) и владевшему самым западным улусом «Золотой Орды», при формальном признании власти сарайских ханов. При этом известно, что Ногай, чья ставка находилась в городе Исакчи (Сакчи) - в исторической области Добруджа (на территория современной Румынии), был женат на внебрачной дочери Византийского императора Михаила VIII Палеолога Ефросинье.

http://ruskline.ru/analitika/2014/11/14/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010