Исполняя слезную просьбу сирот, пишу эти строки Вашему Высокопреосвященству, а будет ли оказана им милость – это уже дело вашего архипастырского благоусмотрения». Вечером был я у К. П. Победоносцева и представил ему экземпляр вновь составленного и изданного акафиста св. Благоверному В. Князю Михаилу Ярославичу Тверскому, оставив у него еще 5 экземпляров, для вручения Их Высочествам, В. Князю Константину Николаевичу, супруге Его В. Княгине Александре Иосифовне, В. Кн. Константину и Димитрию Константиновичам, а также Королеве Эллинов, Ольге Константиновне, посещавшим в 1879–80 г. Тверь и поклонявшимся св. мощам Благоверного Князя Михаила. Однажды вечером посетил меня профессор Михайловской Артиллерийской академии, генерал-лейтенант Ник. Федоров. Эгерштром, (помещик Вышневолоцкого уезда). В беседе между нами зашла речь, между прочим, о всеобщей воинской повинности. Я утверждал, что из этого закона следует сделать исключение в пользу оканчивающих курс в духовных семинариях – кандидатов священства. Принятие в военную службу таких лиц, по моему мнению, или бесцельно, или вредно в виду их будущего назначения. Бесцельно, потому что воспитанник семинарии, пробывши в военной службе два-три года и научившись военным приемам, возвращается потом в епархиальное ведомство с правом на получение священнического места. Спрашивается, может ли служить изучение воинских приемов нужно или полезной подготовкой к священному служению? Не думаю. Но если воспитанник семинарии – кандидат священства, вступивши в военную службу, будет отправлен на войну и там или сам будет изувечен, или прольет человеческую кровь, в том и другом случае он потерян для церковной службы. Ни изувеченный, ни проливающий чью бы то ни было кровь не может быть допущен, по церковным правилам до принятия священства. Г. Эгерштром совершенно согласился с моим взглядом и вслед затем он огласил мой взгляд в одной им петербургских газет. В присланной им мне вырезке из этой газеты вот что я прочитал: «По вопросу о назначении на места священнослужителей, один из наших архиепископов, как мы слышали, вносит в Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

в 60 вер. по писцовым книгам 132 и 133 годов Пустоши: Прибытчиково, Баранчиково, Под-липки, Роговицыно, Савкино, Под-липкино, Пододейкино, Пелепелицыно, Рылкова, Под-Елье, Колесниково По грамоте 132 года Деревня Сурмино на Суходоле. При оной: Пустоши (были деревни): Дубровка, Скрябино, Лобышево, Ельник, Варнавино, Глинково, Костино, Микулино, Поршуково, Крюково, Мышкино, Шишляево, Родионово, Юркино, Бирюхино, Мальцево, Белая, Фофонково, Гридоно, Лукьяново. в 60 вер. По писцовым книгам 132 и 133 годов Мигуново, Скогорево, Плитино, Громоздово, Голенино, Кокрево, Цанкино По грамоте 132 года Деревня: Лукино При оной: Пустоши: Суслово, была деревня. Толстоухово, была деревня. Каплино в 60 вер. по писцовым книгам 132 и 133 года XVI . В Серпуховском уезде. В Окологородном стане: Село Енино Деревня Никифорово и на речке Городенке. При оных: Пустошь Гречихино. Для рыбной ловли два озера близ реки Оки: Борисовское, Долгое. в 90 вер. по писцовым книгам 135,136 и 137 годов XVII . В Каширском уезде. Село Тульчино на реке Оке. Сельцо Бальково и деревня Алферчиво на реке Блелейке. При оных: Деревня Безника Слободка Тешилова в 100 вер. по грамоте 132 года Рыбная ловля под селом Тульчином на Оке реке по обе стороны на тринадцать верст По жалованной грамоте царя Михаила Феодоровича 7135 г. июля 28 дня. XVIII . В Дмитровском уезде. в Лутосенском стане: Деревня: Мелинки. При оной: Сельцо Соколово. Пустоши: Буславка, Алешково, Кандаково, Рубцово, Гусельниково, Осиновец. в 120 вер. По писцовым 135 и 136 годов XIX . В Кинешемском уезде. в Вичужгской волости: Деревня: Федяево. При оном: Деревня Пандино Тихоново тоже. Починок Токов. Пустоши: Худячиха, Останиха, Рудачиха. в 400 вер. По грамоте 1631 г. и писцовым книгам 137 и 138 годов. XX . В Тверском уезде. в Микулинском стане: Село Ульяновское при реке Шоше в 180 вер. по жалованной грамоте 7189 и 1712 г. XXI . В Зубцовском уезде в Лепковском стане Деревня Шишкина на реке Волге. При оной: Пустошь: Михалки, была деревня. в 170 вер. по писцовым 136 и 137 годов

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

На это я отвечал также телеграммою: «Первой седмице поста литургии Златоустого Церковный Устав не разрешает». 19­ ч. получено было мною из Москвы письмо от А. П. Ушаковой: «Владыко Святый! Пишу Вам по просьбе Григория Германовича; сейчас вернулась от него; тяжко болен старец, но в полной памяти. Мне кажется, он не встанет; узнать его положительно нельзя – это беспомощный, исхудалый, бледный, как воск, старичок. Так мне стало его жалко, – и все говорит: вот я у своего Владыки все в долгу: не поблагодарил за медаль, у меня это на душе, да вот хворать что-то стал, а то, я, давно был бы в Твери; как будет получше, поеду. Теперь же прошу меня благословить, да за меня помолиться!.. Владыка! Утешили­ бы старика, прислали бы ему хоть какой образ – Вашего святительского благослословения, да написали бы ему хоть несколько духовных слов что Вы его благословляете, а уж как размягчили бы ему душу и помогли бы в его последних земных днях. Конечно, не как подарок образок, а так небольшой, простенький, какой есть под руками, только для святости и духовного подкрепления; ведь он Вас очень чтит, утешьте, помогите ему умереть.» Я не замедлил исполнить доброе желание и умный совет почтенной Александры Петровны, и вот что написал от 21 числа болящему Г. Г. Германову: «С прискорбием слыша об одержащей Вас тяжкой болезни, сердечно соболезную Вам и молитвенно призываю на вас благодатную силу Божию, немощная врачующую. В знамение же молитвенного о Вас воспоминания посылаю вам священное изображение благов. князя Михаила Тверского, поручая Вас его Небесному покровительству и заступлению. При сем изъявляю Вам мою пастырскую признательность за ваши христианские человеколюбивые благотворения иночествующим Вышневолоцкой Казанской обители. Ваш усердный Богомолец». 21 ч. получил письмо из Петербурга от член-делопроизводителя по коммиссии об управлении церквами и духовенством военного ведомства, Обер-Секретаря Св. Синода, Т. В. Барсова , который писал от 18 числа: «Имею честь уведомить, что вопрос об управлении церквами и духовенством военного ведомства подвигается к своему разрешению крайне медленно. У нас все скоро затевается, но медленно подвигается, а еще медленнее приходит к своему доброму концу. В настоящее время работы, бывшей под Вашим Председательством, Комиссии напечатаны, хотя и несполна. Объяснительной записки не напечатано потому что она будет напечатана к проекту, одобренному Св. Синодом. Настоящий проект недели две уже набран, но находится на каком-то рассмотрении у Вл. К. Саблера; каждый день мне собирается возвратить и с запискою объяснительною, но не возвращает, хотя непомерно торопит этим делом.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

То, что в борьбе между Тверью и Москвой богатый и могущественный Новгород, не хотевший усиления ближайшего соседа, встал на сторону Москвы, в конечном итоге оказалось решающим обстоятельством. «Между тем, – пишет Карамзин, – Георгий жил в Орде, три года кланялся, дарил и приобрёл наконец столь великую милость, что юный Узбек, дав ему старейшинство между князьями русскими, женил его на своей любимой сестре» 24 . Современному человеку, несмотря на хрестоматийную известность монголо-татарского ига, все же трудно в полной мере представить себе условия того времени, степень унижения и угнетения русских земель, абсолютного бессилия перед татарами. Выбор для народов, подвергшихся нашествию диких кочевых орд, был прост: либо уничтожение, либо подчинение. «Условия, на которых татары принимают к себе в подданство какой-нибудь народ, – писал С.М. Соловьёв, – суть следующие: жители подчинённой страны обязаны ходить с ними на войну по первому востребованию, потом давать десятину от всего, от людей и от вещей, берут они десятого отрока и девицу, которых отводят в свои кочевья и держат в рабстве, остальных жителей перечисляют для сбора подати. Требуют также, чтоб князья подчинённых стран являлись без замедления в Орду и привозили богатые подарки хану, его жёнам, тысячникам, сотникам – одним словом, всем, имеющим какое-нибудь значение; некоторые из этих князей лишаются жизни в Орде; некоторые возвращаются, но оставит в заложниках сыновей или братьев и принимают в свои земли баскаков, которым как сами князья, так и все жители обязаны повиноваться, в противном случае по донесению баскаков является толпа татар, которая истребляет ослушников, опустошает их город или страну» 25 . He зная все это, невозможно понять условия, в которых приходилось жить и действовать русским князьям и вообще русским людям того времени. Хитростью и подкупом незаконно получив, наконец, великое княжение, Юрий Московский осенью 1317 года вернулся на Русь в сопровождении татарского отряда во главе с воеводой Кавгадыем.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В этом отношении прошу быть более снисходительным к аспиранту кафедры языкознания ТвГу, каковым я являюсь. Дело в том, что в своей научной работе (написание диссертации, имеющей непосредственное отношение к такому направлению в гуманитарной науке, как герменевтика перевода библейских текстов) мне по необходимости приходилось и приходится обращаться к работам Г.И. Богина, Н.Л. Галеевой и других представителей Тверской герменевтической школы, в которых содержалась критика субститутивно-трансформационной модели (к сожалению, в электронном виде они мне не попаались)... В первую очередь, я имею в виду работы Н.Л. Галеевой " Основы деятельностной теории перевода " (Тверь, 1997), " Параметры художественного текста и перевод " (Тверь, 1999). Что же касается аргументов " pro " и " contra " , если нужно, постараюсь привести их в следующий раз... Бог в помощь Вам! Испрашиваю молитв о рабе Божием Алексие. P.S. Если желаете, можно скинуть мне сообщение на e-mail. Федор Шульга, Фрибур 22 февраля 2009г. 04:42 Комментарий отца Михаила Капчица верен хотя бы потому, что перевод - это дело тонкое и художественное. Уверенное оперирование базовыми понятиями теории перевода и уточнение типографских и редакторских частностей(курсив, скобки, орфография и т.п.) еще не решают проблемы перевода Священного Писания как таковой. Во всех перечисленных автором пунктах видны лишь три принципиальных положения: 1. Тотальное и безусловное превосходство Масоретского текста по отношению к Септуагинте. 2. Необходимость радикально менять стиль перевода от архаичного к современному. 3. Важность применения современных данных библеистики. С 3м тезисом согласиться легко (гораздо легче, чем его эффективно применить). Но 1й и 2й пункты требуют невероятного количества пояснений и уточнений. По поводу старинного вопроса соотношения некоторых мест масоретского текста и Септуагинты - предоставлю спорить специалистам. Но в чем заключается упомянутый автором " восточный колорит " библейского текста? Кто и как будет переводить поэтические фрагменты " ритмической прозой " ? Каковы должны быть принципы и основные характеристики русской ритмической прозы в данном случае? Кто и на каких основах будет решать, насколько устарел стиль Синодального перевода? Наконец, где найти достаточное количество переводчиков-семитологов должной квалификации и с серьезным опытом литературного перевода? Боюсь, что даже назвав новое издание Патриаршей Библией, этим вопросам трудно будет найти легкое решение.

http://bogoslov.ru/article/375197

Мефодию, единственно в чаянии возмездия от него небесного, да и при напечатании их ничего вещественного не желаю, ибо все права на сей мой труд всецело передал я Пешношской обители. Поэтому совершенно бескорыстно прошу Вас, милостивейший владыка, о добром содействии вашем в этом деле, чем окажите Вы мне истинное одолжение». После 17-го числа начались в покоях Высокопреосвященного митрополита Исидора заседания 1-го комитета, состоящего из трех членов Синода (в том числе был и я), управляющего канцелярией Св. Синода В. К. Саблера и Обер-Секретаря А. В. Гаврилова, для рассмотрения наградных списков священнослужителей по следующим епархиям: «Новгородской. С-Петербургской. Московской. Ведомству Московской Синодальной Конторы. Ведомству Министерства Народного Просвещения. Грузинскому Экзархату. Олонецкой. Тверской. Псковской. Рязанской. Тульской. Волынской. Владимирской. Таврической. Астраханской. Ярославской. Казанской. Иркутской. Камчатской. Симбирской. Полоцкой. Оренбургской. Минской. Костромской. Туркестанской. Могилевской. Якутской. Нижегородской. Саратовской. 1 марта послал я в Тверь преосвященному Антонину враз два письма: одно официальное, другое частное. В официальном письме, за 654 я изъяснил следующее: «Преосвященный Владыко, Возлюбленный о Господе Брат! Препровождая при сем к Вашему Преосвященству присланный мне при письме от 27-го минувшего февраля, за 395, Выокопреосвященнейшим Митрополитом Киевским Платоном Государственный Банковый 5% Билет 1860г., за 20078, на тысячу рублей, в пользу Тверского Братства Благоверного Князя Михаила, прошу Вас внести сей билет в Совет Братства, для употребления по назначению высокочтимого жертвователя. О получении же оного благоволите меня уведомить. С братской к Вам любовью пребываю. Савва А. Тверский. P. S. Посылаемую при сем книгу (Слова… преосвященного Дмитрия 451 , прошу с любовью принять от меня в дар». В частном письме к преосвященному я писал: «Препровождаю Вам вместе с сим для церковного братства щедрую жертву (5% билет на 1000 рублей) досточтимого старца – Киевского Владыки. Я уверен, что Совет Братства в точности исполнит мою резолюцию, написанную на письме ко мне Высокопреосвященнейшего Митрополита. Но если Совет рассудит письменно благодарить Его Высокопреосвященство (лично я поблагодарил уже его) за приношение, то надобно исполнить сие немедленно, пока Владыка здесь. 11-го сего марта он выезжает из Петербурга в Киев. Можно в случае нужды, вручить преосвященнейшему благодарственное письмо лично, когда он будет ехать мимо Твери и остановится на несколько минут на Тверской станции. А если это окажется почему-либо неудобным, по послать письмо прямо в Киев.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Июнь 1370 Издано: Miklosich M., Muller L. Acta patriarchatus Constantinopolitani. Wien, 1860–1862, P. 522–523; РИБ. Т.6, С. 115–118 (русск. и греч. яз.) 10) Его же отлучительная грамота русским князьям, не хотевшим принять участия в войне против литовского князя Июнь 1370 Издано: Miklosich M., Muller L. Acta patriarchatus Constantinopolitani. Wien, 1860–1862, P. 523–524; РИБ. Т.6, С. 117–120 (русск. и греч. яз.) 11) Его же отлучительная грамота смоленскому князю Святославу Июнь 1370 Издано: Miklosich M., Muller L. Acta patriarchatus Constantinopolitani. Wien, 1860–1862, P. 524–525; РИБ. Т.6, С. 121–124 (русск. и греч. яз.) 12) Соборное деяние о поставлении епископа Антония в митрополита галицкого, с подчинением ему епископий Холмской, Туровской, Перемышльской и Владимирской Май 1371 Издано: Miklosich M., Muller L. Acta patriarchatus Constantinopolitani. Wien, 1860–1862, P. 578–580; РИБ. Т.6, С. 129–134 (русск. и греч. яз.) 13) Грамота патриарха Филофея к митрополиту Алексию, по поводу поставления галицкого митрополита Август 1371 Издано: Miklosich M., Muller L. Acta patriarchatus Constantinopolitani. Wien, 1860–1862, P. 582–585; РИБ. Т.6, С. 141–150 (русск. и греч. яз.) 14) Его же грамота к митрополиту Алексию, с требованием явиться в Константинополь на суд, по жалобам тверского князя Михаила Сентябрь 1371 Издано: Miklosich M., Muller L. Acta patriarchatus Constantinopolitani. Wien, 1860–1862, P. 585–586; РИБ. Т.6, С. 149–152 (русск. и греч. яз.) 15) Его же грамота к тверскому князю Михаилу с приглашением послать своих людей для суда с митрополитом Сентябрь 1371 Издано: Miklosich M., Muller L. Acta patriarchatus Constantinopolitani. Wien, 1860–1862, P. 586; РИБ. Т.6, С. 153–154 (русск. и греч. яз.) 16) Его же грамота к митрополиту Алексию с увещанием помириться с тверским князем Михаилом и не оставлять литовских епархий без пастырского надзора Издано: Miklosich M., Muller L. Acta patriarchatus Constantinopolitani. Wien, 1860–1862, P. 320–322; РИБ. Т.6, С. 155–160 (русск. и греч. яз.)

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Новая измена Новгородцев . Мир, заключенный Новгородцами с В. Князем, поскольку не был искренним, то не был и продолжителен. Смирившиеся на время граждане, скоро забыли клятву и крестное целование, и отправили от себя послов в Орду с жалобой на В. Князя. Михаил воспрепятствовал их злому умыслу. Послы были перехвачены Тверитянами с дороги, и отправлены в Тверь. В. Князю не оставалось ничего делать, как принять меры строгие и решительные. Он вывел своих наместников из Новгорода, и чтобы снова привести к покорности мятежных граждан, отправился против них с войском; но не хотел вступать в бой, остановившись в 50 верстах от города. Он ожидал, что Новгородцы одумаются и раскаются в своем легкомыслии, тем более, что и между ними были люди благонамеренные, верные долгу и преданные В. Князю. Не таково было большинство Новгородцев. По одному только подозрению в каком-либо доброжелательстве Михаилу, или переписки с ним, они мучили и убивали, или свергали с моста в Волхов, и тем заставили совершенно умолкнуть партию благонамеренных и верных В. Князю граждан. А между тем, собрав всю волость Новгородскую, жителей Пскова, Ладоги, Русы, Корелов, Ижерцев, Вожан, они укрепили Новгород, и приготовились к битве отчаянной, чтобы отстоять свою вольность. Михаил с глубокой скорбью сведал о таком ожесточении граждан, и рассудил, что в такой решительной и отчаянной войне много должно пасть голов Россиян, и много пролиться крови Христианской, как с той, так и с другой стороны; а потому, щадя своих и чужих, он решился отступить, оставив мятежный город раскаянию и тревожным опасениям, и боязни гнева и мщения В. Князя. К несчастью отступление Тверитян было весьма гибельно для них; желая пройти путем ближайшим, они «заблудились в озерах и болотах, многие умирали с голоду, а другие принуждены были есть конину и утолять свой голод даже кожей, которую сдирали со щитов; оружие все пожгли или побросали и возвратились домой пешком». Это было в 1316 году. Новгородцы действитсльно образумились. Они могли опасаться и нового похода со стороны В.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Талантливо- это всегда хорошо? Талантливо придуманное оружие для уничтожения человечества - это хорошо или плохо, хотя и талантливо? Над созданием такого оружия давно трудится дьявол, а уж он намного талантливей людей. И если мы внимательно вчитаемся в произведение Булгакова, то можем обнаружить, что роман об Иешуа и Пилате пишет не Мастер... Выдающийся русский мыслитель В. С. Соловьев в преддверии ХХ века высказал пророческое опасение: " Нас ожидает трагедия эстетизма " . И начался " серебряный " век русской литературы. Почему уже не золотой? Потому что ХХ век- это век нарастающего безбожия. А безбожие начинается с отказа от различения добра и зла. И тогда уже не важно, служит ли талант злу, лишь бы сделано талантливо. Вот смысл трагедии эстетизма: человеческий талант (данный Богом Его твари) сам по себе объявлен выше заповедей Творца, выше Закона Божия. Человек- сам себе бог. И безбожный роман Булгакова- это самый талантливый отклик в советской литературе на спецзаказ безбожной власти. Большевистский сатанизм, впервые в истории человечества утвердивший государство, воюющее с Богом, взорвавшее тысячи храмов, расстрелявшее и замучившее в тюрьмах сотни тысяч священников, монахов и других верных чад Церкви, этот столп мракобесия нуждался в опоре на деятелей культуры, в защите талантами, в воспевании художественным словом. В собственном, ловко исполненном антиевангелии, оскорбляющем Бога. Такой заказ (неведомо для себя!) выполнил Булгаков, ненавидевший советскую власть, но позволивший себе начать борьбу с дьявольщиной с помощью дьявольского же оружия. Отсюда- итог. Поразительно, что этого не хотят видеть даже некоторые люди, причисляющие себя к членам Православной Церкви. На ежегодной городской православно-педагогической конференции в Твери в 2004 году представительница кафедры теологии Тверского госуниверситета заявила, что роман " Мастер и Маргарита " будто бы " ведет к постижению Евангелия " . Вскоре после этого в электричке солидный мужчина средних лет, присосавшийся к пивной жестянке, увидев у меня православную газету, решил завязать религиозную дискуссию и спросил: " Как имя Бога- Иешуя? " . Вот плоды " постижения Евангелия " через булгаковскую чертовщину.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Собранный материал, таким образом, позволяет утверждать, что не только Предисловие, но и весь рассказ о преставлении князя Михаила Тверского написан Епифанием Премудрым. Под 1402 г. в Новгородской IV летописи читается известие о знамении и вслед за этим помещено поучение, осуждающее распри и междоусобицы и призывающее к покаянию (в Софийской I летописи оставлено лишь известие о комете). Это небольшое произведение написано с такой силой и с таким литературным мастерством, что обязательно должно учитываться в учебниках древнерусской литературы. Для иллюстрации приведу лишь фрагмент Поучения, где обличаются княжеские междоусобицы: «И ту прочее жалостно видети и позор, плача достоин: подоиметь руку христианин на христианина, и воздвигнеть оружие свое друг на друга, скуеть же копие свое брат на брата, и поострить мечь свой любовник на любовника, и стрелами своими стреляеть ближний ближняго своего, и сулицею прободаеть сродник сродника, и племенник своего племенника низлагаеть, правоверный единовернаго разсекаеть, и уноша стара седин не срамляется многолетных, и раб Божий раба Божиа не пощадить. Да где ту любовь свершеная, юже Христос в еуаггелии преда нам, глаголя: заповедь нову даю вам, да любите друг друга, и пакы: болши сея любьви никто же не имать, да кто положить душу свою за ближняго. Мы же токмо не полагаем душа своеа за ближняго, но из ближняго извлачим ю, хотящу изяти ю оружием заколением» (393—394). По силе обличающего слова, стремлению к ритмической организации текста (подоиметь — воздвигнеть — поострить — стреляеть — прободаеть — низлагаеть—разсекаеть) угадывается рука такого блестящего мастера, как Епифаний Премудрый. Подкрепим эти соображения наблюдениями стилистического порядка. Сообщение о комете однородно с изложением Троицкой летописи: Троицкая летопись (6889 г.) Новгородская IV (6910 г.) являшеся некое знамение на не беси на востоце… и звезда копийным образом. явлешеся некое знамение на не–бесй… звезда… аки копейным образом (392). Слова Поучения «въсташа языци воеватися, ратующеся» (392) можно сопоставить с текстом Троицкой летописи под 6869 г.: «въстающе… и воююще межи собе, ратящеся», а слова «рати и брани и кровопролития» (392) с той же Троицкой под 6878 г.: «ратных нахожение и кровопролитие».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2411...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010