Михаила Ярославича Тверского



 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018

Благоверный князь Михаил Ярославич ТверскойИскать в Источникеazbyka.ru
... Краткое житие благоверного князя Михаила Ярославича Тверского Михаил, святой великий князь Тверской, сын Ярослава III, внук Ярослава II Всеволодовича, родился в 1272 году, вскоре по смерти отца, от второй супруги его Ксении; прозван Тверским, ибо княжил в Твери, не быв еще великим князем, и первый утвердил независимость Тверского княжения. По кончине великого князя Андрея Александровича Тверского (1304 г.) Михаил должен был вступить на великокняжеский престол, но племянник его, Георгий Данилович Московский, оспаривал у него это право. Эта тяжба затянулась на долгие годы, усугубляясь непримиримостью и властолюбием Георгия и его родственными отношениями с татарами, – он был женат на Кончаке, сестре хана Узбека. В очередной раз объявив себя великим князем, Георгий выступил против Михаила, тот же разбил его войско и взял в плен Георгия и Кончаку, но по милосердию своему даровал им свободу. К несчастью, Кончака скоропостижно умерла, и Георгий с татарским полководцем Кавгадыем оклеветали Михаила перед Узбеком. На берегу реки Нерли Михаил расстался с матерью и исповедался духовнику в грехах, сам же направился в орду, идя почти на верную гибель. Он понимал, что таким образом ... далее ...
Древнерусский духовник - читать, скачать - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... сделался случайно княжеским духовником, или же он был постоянным духовным отцом князя в экстренных случаях, находясь во время отъездов неотлучно при особе своего духовного сына, – служил, если можно сказать так, духовником несменяемым экстраординарным. Как бы то ни было, отсюда видно, что, исповедаясь у другого, священника «ради путного шествия и часа ради смертного», кн. Судцкой обоих считает своими духовными отцами и оставляет обоим поровну – по 3 рубля. Обычай иметь временных духовников, несомненно, более древний, чем приведенные духовные. Его можно наблюдать уже в начале XIV в. У кн. Михаила Яросл. Тверского (†1318) упоминаются в Повести о его убиении в Орде три духовника – игумен Иоанн, с которым князь простился на реке Нерли, игумен Александр, поехавший с ним в Орду и там прогнанный от князя его врагами 255; в некоторых летописях духовным отцом князя Михаила называется еще игумен Марк, исповедавший и приобщивший его св. Тайн в день кончины 256, вероятно, постоянным духовником кн. Михаила был игумен Иоанн, оставшейся в Твери, а два остальных игумена исповедовали его только во время путешествия. Не таким же ли путем накопились по три духовника и у Московских князей XIV ... далее ...
Архимандрит Вениамин (Федченков) в Твери в ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... как талантливый молодой энергичный педагог-администратор, заслуживающий всякого поощрения. Глубоко почитая о. ректора, не могу молитвенно не пожелать ему и скорого архиерейства ради вящей славы Христовой Церкви» [3]. Данная характеристика вполне может быть приложима и к Тверскому периоду служения архимандрита Вениамина. Здесь он устроил при семинарии «богословский кружок», куда приглашались все желающие. Основал православное религиозно-философское общество, в состав которого входило значительное количество как духовных, так и светских лиц. Состоял членом Тверского братства св. блгв. кн. Михаила Ярославича и Тверского епархиального миссионерского совета. В отличие от Таврической епархии, главным редактором местного церковного печатного органа он назначен не был. Возможно, именно поэтому проповеди архимандрита Вениамина в «Тверских епархиальных ведомостях» не публиковались. Исключением стало «Слово по поводу неожиданной смерти Высокопреосвященнейшего архиепископа Антония [Каржавина], сказанное в Тверском кафедральном соборе за Литургией при отпевании усопшего» в марте 1914 года [4]. Несомненно, одним из главных аспектов служения архимандрита Вениамина в Твери, помимо ... далее ...
Подвиг мучеников — живой опыт Церкви / Статьи / ...Искать в Источникеpatriarchia.ru
... получила особый извод. Наверное, мало где на ранних этапах христианской истории нации, государства, культуры происходило столь глубокое внедрение христианских идей в суть управления государством. И речь не только о кардинально преобразившемся после крещения великом князе Владимире, сумевшем изменить свой собственный нравственный облик и строй управления страной, систему социального устройства и распределения материальных богатств в ней. Достаточно вспомнить кротких князей-мучеников Бориса и Глеба, или же погибших в Орде, отказавшихся отступиться от христианской веры великого князя Михаила Ярославича Тверского, великого князя Михаила Всеволодовича Черниговского и боярина его Феодора. Что же произошло? Почему мы видим такую кардинальную разницу между благоверными правителями и гонителями истины Христовой? Конечно, налицо оскудение любви и верности Христу. Их так не хватало людям в эпоху перед Смутным временем. И если оскудение любви в христианских государствах приводит к кровавым трагедиям, как это произошло в России в эпоху Грозного царя и позднее, в эпоху новомучеников, то на Западе образуется угроза христианству иного рода. В новое время свобода начинает ... далее ...
Миссионерский монастырь в степях Предкавказья : ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... от Ставрополя…» Управлял Мамай-Маджарским монастырем игумен [6]. Основан монастырь был в 1882 г. по благословению Преосвященного Германа (Осецкого) , епископа Кавказского и Екатеринодарского, первоначально в ознаменование избавления от гибели Александра II при покушении на него народовольцев во главе с Софьей Перовской 2 апреля 1879 года [7]. Однако новое покушение на Государя народовольцами 1 марта 1881 г. окончилось его гибелью. Поэтому было решено устраивать монастырь в память императора-мученика [8]. Одновременно монастырь созидался и в память святого благоверного Великого князя Михаила Ярославича Тверского (в иночестве Матфея) , убитого в Золотой Орде 22 ноября 1318 года [9]. О гибели князя в Твери узнали лишь в 1319 г., поэтому в разных источниках годы гибели Князя разнятся. В житии святого сохранились сведениия, что тело невинно и предательски убиенного в Золотой Орде племянником Великого князя Георгием (Юрием) московским при перевезении его в Москву для погребения находилось ночью в Маджарах [10]. При этом скорбный путь тела святого Великого князя-мученика сопровождался рядом чудесных событий [11]. В первую ночь над его телом, намеренно оставленным под ... далее ...
МОЛИТВОЮ СПАСАВШАЯ МОСКВУИскать в Источникеpravoslavie.ru
... И сама русская природа будет способствовать спасению Москвы. Как пишут летописи, в тот год наступит ранняя весна: в декабре и январе растают снега, реки выйдут из своих берегов, и Ольгерд, испугавшись неблагоприятных для него природных обстоятельств, заключит с Москвой мир. Независимое поведение князя чрезвычайно озлобило Мамая, который был уже готов напасть на Русь и разорить ее. И Димитрию, дабы спасти от гибели свое княжество, пришлось ехать в Орду. Русские князья, проявлявшие свою волю и самостоятельность, редко возвращались из Орды живыми. И многие еще помнили трагическую судьбу Михаила Ярославича Тверского, супруга многострадальной преподобной Анны Кашинской, зверски убитого в Орде и прославленного Русской Православной Церковью. Но благополучие собственной державы и собственного народа всегда значило для русских князей много больше благополучия личного. И если любовь к своему князю и без того была велика, то после этого мужественного поступка народ назвал своего любимца орлом высокопарным. Сам митрополит Алексий благословил Димитрия на поездку в Орду и проводил его до берегов Оки. А княгиня Евдокия, уже столько страдавшая, была готова к худшему. В глубокой скорби ... далее ...
Жития русских святых, День 24 - читать, скачать ...Искать в Источникеazbyka.ru
... 2 Анна Кашинская, благоверная княгиня – преставление Святая благоверная княгиня Анна Кашинская, дочь ростовского князя Димитрия Борисовича, в 1294 году стала супругой святого благоверного великого князя Михаила Ярославича тверского (он был замучен татарами в Орде в 1318 г. Память 22 ноября 5 декабря) . После страдальческой кончины мужа Анна удалилась в Тверской Софийский монастырь и приняла постриг с именем Евфросиния. По просьбе своего сына кашинского князя Василия Михайловича перешла на жительство в Кашинский Успенский монастырь, где приняла схиму с прежним именем своим Анна. Святая Анна имела кроме Василия еще трех сыновей: Димитрия и Александра, повторивших исповеднический подвиг своего отца, и Константина. Димитрий Михайлович (Грозные очи) был убит в Орде 15 сентября 1325 года, а Чудеса при гробе святой Анны начались в 1611 году, во время осады Кашина литовскими войсками. Святая княгиня явилась пономарю Успенского собора Герасиму и сказала, что она молит Спасителя и Пресвятую Богородицу об избавлении города от иноплеменников. На Соборе 1649 года было постановлено открыть ее мощи для всеобщего почитания и причислить благоверную княгиню Анну к лику ... далее ...
История Русской Церкви, Часть 5 - читать, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... болярин”. Житие это оканчивается рассказом о смерти и погребении святого Алексия, но не упоминает ни об открытии мощей его, последовавшем в 1439 г., ни о перенесении их в новую церковь – в 1485 г., следовательно, писано прежде, и именно около того времени, когда и был архимандритом Питирим 2774. Представим, для примера, два отрывка: “Сей преподобный отец Алексий митрополит, – говорится в начале жития, – был родом боярин, из славных и нарочитых бояр, от страны Русской, от области Московской, сын благородных и благоверных родителей: отца – Симеона и матери – Марии. Родился в великое княжение Михаила Ярославича тверского, при митрополите Максиме, прежде убиения Иакинфа и был старше великого князя Семиона 17 годами. А крестил его, еще в младенчестве, князь Иван Данилович, не бывший еще на великом княжении. Имя ему было наречено в крещении Семион. Еще в детстве он изучился всей грамоте и в юности навык всем книгам. Измлада возлюбил Бога, и оставил родителей своих, и женитьбу, и всех по плоти сродников, и возненавидел всякое пристрастие к миру. Возжелал работать единому Богу, и, имея, как казалось, около двадцати лет, удалился из мира и постригся в одном из монастырей, и принял в ... далее ...
История русской церкви Том 2. Часть 2, Глава ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Петра было переделано, с целью его улучшения, сторонними руками болгарского книжника – митрополита Киприана ещё в наше время. Жития Варлаама Хутынского существует вторая редакция, представляющая попытку распространения и улучшения первой, которая должна быть относима также к нашему времени. Написаны были в наше время три исторических сказания, которые принимаются за жития, именно: сказание о мученической кончине в Орде Михаила Всеволодовича Черниговского и его боярина Феодора 329, сказание о доблестях Александра Ярославича Невского и сказание о мученической кончине в той же Орде Михаила Ярославича Тверского. Но эти сказания по своей первоначальной цели не суть жития, а именно исторические сказания, и были более или менее переделаны в жития только уже впоследствии. Как исторические сказания, а не жития, они и в литературном отношении не стремятся стать тем, чем долженствовали быть последние, и если не чужды стремления к красноречию, как сказание об Александре Ярославиче Невском, то красноречию не житийному. Сербский монах, явившийся на помощь Русским после собора Флорентийского, был Афонский монах Пахомий. Как попал он в Россию, остаётся неизвестным. Полагают, ... далее ...
История канонизации святых в Русской Церкви, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... преп. Иакова Боровицкого. Нет в служебнике 1602 г. и в уставе Успенск. собора, в остальных есть. 29. Преставление преп. Аврамия Ростовского. Есть во всех. h8 Ноябрь 5. Преставление Ионы, архиепископа Новгородского. Нет в служебнике 1602 г., во всех остальных есть. 6. Преставление преп. Варлаама Хутынского. Есть во всех. 11. Преставление Максима, юродивого Московского. Есть в служебнике 1602 г., в уставе 1610 г., в уставе Успенского собора, в уставе 1 (541 г. и в святцах с летописью; нет в уставах 1633 г. 17. Преставление преп. Никона Радонежского. Есть во всех. 22. Убиение вел. кн. Михаила Ярославича Тверского. Нет в служебнике 1602 г., есть в остальных во всех. 23. Преставление вел. кн. Александра Ярославича Невского. Есть во всех) в служебнике 1642 г. не 28, а 24 числа (, 27. Преставление Иакова, епископа Ростовского. Нет в служебнике 1602 г. и в уставе Успенского собора, в остальных есть.) Обретение мощей кн. Всеволода-Гавриила Псковского. Нет в служебнике 1602 г. и в уставе Успенск. собора, в остальных есть. 28. Преставление Феодора, архиепископа Ростовского. Есть в уставе 1610 г., в уставе 1641 г. и в святцах с летописью, в остальных нет. h8 Декабрь 8. ... далее ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018

Постоянная ссылка на эту страницу: Михаила Ярославича Тверского
Справочник - ПОИСКОВ.РФ