Любовь к отечеству так же естественна, как и любовь к себе, и она в зародыше есть у каждого человека. Патриотизм есть явление всеобщее в человеческом роде, и он также естественен, законен и понятен, как все обычное и необходимое в жизни человека. Есть народы без всякого развития, но мы не найдем такого народа, у которого чувство любви к своему Отечеству не проявляло бы себя высокими примерами самоотвержения. Любовь к Отечеству не может быть отделена ни от любви к семье, ни от любви к Родине, к ее природе, к городу или селу, в котором человек родился и рос, школе, в которой он учился, к друзьям, к родным, к землякам, к единоверцам, к родным обычаям, к истории своей страны, к согражданам. Родина, духовной культурой которой мы росли и возмужали, в значительной степени способствовала созданию в нас духовной личности с определенными взглядами и понятиями, духовно-умственным настроением и мировоззрением, где удивительно переплетается русские или скорее российские традиции и нравы той страны, где мы выросли. Любовь к Отечеству и землякам зарождается и воспитывается прежде всего в семье: будучи же воспитана здесь, как любовь к родителям, братьям и сестрам, родственникам, друзьям и товарищам, она затем со вступлением человека в жизнь, шире распространяется на больший круг людей, на свой народ, на Отечество. По словам отца Михаила Чельцова любовь к Отечеству, - это ветвистое дерево, ствол которого корнями любви упирается внутрь сердца каждого, и первые ростки которого непременно проявляются еще в семье и среди общества ближних. Коренное свойство истинной любви - активность и жертвенность (или самоотверженность). Любить свое Отечество такой любовью, должно было бы быть характеристикой каждого христианина. Эта любовь у него та же любовь, по которой «узнают ученика Христова», любовь, полагающая в требуемых случаях «душу свою за други своя» (Ин. 13:15). Христианская вера указывает людям для подражания и многие примеры трогательной любви и привязанности к Отечеству в пророках Аврааме, Иакове, Моисее, Иеремии, как плененном народе библейском так, так и в русском в новейшее время.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=18&iid=177...

Святитель Виктор (Островидов), как и митрополит Иосиф, на своем опыте столкнувшийся с разрушительными последствиями политики митрополита Сергия, в январе 1928 года писал: «При испытании 1923 года и позднее ясно обнаружилось, что оплотом Православной Церкви оказались исповедники Истины – епископы, связанные неразрывною благодатною связью и любовью с их паствами. И что же делают новые враги православия? Они перемещают таких епископов с их кафедр и их места занимают своими ставленниками, и это не единичные случаи, а совершается это в определенной системе по всей Русской Церкви. Вы можете себе представить, какой стон, плач и ужас покрыли Православную Церковь , когда в ней началось это рассечение нерассекаемого!» 197 Не соглашаясь на разрыв со своей паствой и не признавая правильным состоявшееся без всякой его вины и без всякого его согласия и даже ведома перемещение на Одесскую епархию, митрополит Иосиф требует незамедлительно перенести свое дело из сомнительной (и не только для него) компетенции Сергиевского Синода на обсуждение усиленного Собора епископов, коему он только сочтет обязанным явить свое беспрекословное послушание. Указ о перемещении митрополита Иосифа на Одесскую кафедру имел дату 17 сентября, он сразу же был отправлен в Петроград. И 19 сентября епископ Николай (Ярушевич) за богослужением в церкви протоиерея Михаила Чельцова распорядился протодиакону при возношении имени Иосифа не добавлять местоимения «нашего», а потом сказал всем, что Иосиф переводится в Одессу, умолчав о подробностях перевода. Слухи о переводе митрополита Иосифа тогда встревожили Петроградскую епархию. 27 сентября Николай сделал распоряжение о прекращении поминать имя митрополита Иосифа, а вместо него возносить его, Николая, имя как правящего. «Это логически неизбежное распоряжение вызвало еще более сильное, горячее волнение. Взволновались и духовные, и миряне. Прежде всего, стали обсуждать то, почему Иосифа не хотят пускать в Питер и кто не хочет? Сошлись на одном, казавшемся бесспорным утверждении, что Иосифа не пускает советская власть совместно с Сергием и его Синодом. Причина: общее желание ввести у нас обновление. Советской власти-де во что бы то ни стало хочется насадить у нас обновление. Сергий с Синодом, сами не без сочувствия этому делу, не могут противиться советской власти после их послания. Иосиф же – ярый враг обновления, противник идеи соединения с ним, поэтому надо его заменить лицом, подходящим для этого дела. Значит, его удалить, а на его место другого – кого же? Да все бывшего нашего Алексия» 198 .

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Начинаются речи защитников. Первым говорит профессор Александр Александрович Жижиленко, ученый-правовед, он защищает сразу шестерых обвиняемых: епископа Венедикта (Плотникова), архимандрита Сергия (Шеина), адвоката Ивана Ковшарова, профессора права Огнева, священников Михаила Чельцова и Сергия Зенкевича: – По религиозным убеждениям я атеист, – начинает профессор. Если мне приходится выступать в процессе, где обвиняемые священники и представители высшего духовенства, то только потому, что я как специалист в области уголовного права не могу равнодушно относиться к основаниям, на которых зиждется обвинение. Далее профессор сообщает, что имеет непосредственное отношение к разработке нового уголовного кодекса (принят 1 июня 1922 года). Под видом общих предпосылок читает судьям для элементарного ознакомления блестящую лекцию об основах уголовного права, о презумпции невиновности. Характеризует «тяжелые» статьи 62 и 119, грозящие высшей мерой, представляет анализ понятия «преступное сообщество» и показывает, что этот признак совершенно отсутствует в настоящем деле. Не обходится и без политеса. Подробно анализируя письма митрополита и «Письмо 12-ти», защитник находит их тождественными. – Данный процесс имеет большое историческое значение, – заканчивает свою трехчасовую речь профессор. – И чем бы он ни кончился – все равно русская действительность произнесла приговор старой Церкви – она осуждена, умерла, история ее похоронила. Лозунг нашей эпохи – раскрепощение личности от старых уз... раскрепощение распространяется и на церковь . Затем слово переходит к защитнику митрополита Якову Самуиловичу Гуровичу. Защитник указывает обвинению, что оно пытается переместить центр тяжести в историческую и политическую плоскость. Сам также совершает несколько исторических экскурсов (в основном в дело Бейлиса). – Выпады обвинения маскируют пустоту, – говорит защитник. – Между письмами митрополита и беспорядками нет никакой связи. Речь Гуровича искрит образами, каламбурами, игрой слов. Из речи защиты, по записи очевидца: «Когда мы входим в здание, построенное обвинением, нас поражает архитектурная ошибка. Отдельные дела связаны одной нитью, а между тем связи нет». «Нет никакой связи и с зарубежным духовенством. Для нас неизмеримо важнее Карловацкого собора собор Казанский».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

...Помню, я посмотрел на митрополита, и мне понравилось великое спокойствие на лице у него, и мне стало хорошо за него, за себя и за всю церковь ». X. После приговора Суд над митрополитом Вениамином будущий священномученик Иннокентий Тихонов уподобляет суду, которым был судим Господь наш Иисус Христос . В письме к своим духовным чадам из ссылки он приводит слова службы утрени Великого Пятка: «Уже омакается трость изречения, от судей неправедных, Иисус судим бывает, и осуждается на крест». Затем он спрашивает в своем письме: «Знаешь, что это значит, какая это трость? Трость, которой в древности писали. Мы бы сказали теперь вместо этих слов: “…Уже омакается перо приговора”. Так и встает перед нами картина беззаконного суда. Слушали и постановили. И пишется неправое решение». Поздним вечером 5 июля провозглашен смертный приговор десятерым. Митрополита Вениамина и епископа Венедикта увозят, как и всегда, в ДПЗ (дом предварительного заключения) на Шпалерную. Остальных восьмерых выводят на улицу и сажают в грузовик. Едут при полном молчании. Отец Михаил Чельцов вспоминает одну фразу Юрия Новицкого, обращенную к нему: «Вас вместе с нами к расстрелу? А знаете ли, вы наш лучший повод к кассации». Конечно, кассационные жалобы защитники подают немедленно, обращаются и в Верховный ревтрибунал при ВЦИК с просьбой отменить обжалуемый приговор. Обращаются и с двумя другими просьбами – об изменении всем осужденным меры репрессии и о помиловании. Все возможные формальности соблюдены. Между тем грузовик с восемью осужденными на смерть направляется к 1-му исправдому. На улицах совсем никого. Только около Сергиевского собора (на углу Сергиевской улицы, ныне Чайковского, и Литейного проспекта) небольшая кучка людей – из нее кто-то благословляет. Тесным кольцом конвоируют курсанты; впереди и позади – чекисты на двух автомобилях. В тюрьме приговоренных тщательно обыскивают, размещают в нижнем этаже, где обычно проводят дни смертники. Размещают их по двое. Протоиерея Михаила Чельцова с архимандритом Сергием Шеиным. Познакомились они недавно, только на суде. Камера – одиночка; очень мала. Каждый старается уступить другому. Отец Сергий заявляет, что он монах и ему не подобает нежиться. Как-то устроились.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А сейчас отец Михаил, оставшись со Святыми Дарами, размышляет, что делать? «Сейчас же принять их? Но я не готов, да и пообедал уже. Решаю оставить до завтра. Но доживу ли? Решаю, что Святые Дары, завернув в чистую бумажку, положу в укромное местечко, и, если ночью придут за мной для расстрела, то первым долгом возьму Святые Дары и потреблю их. Если же этого не произойдет, то Святых Даров мне хватит дня на 4–6». Так и получилось. Святого Причастия отцу Михаилу хватило на пять дней. 26 июля – В Москве проходит заседание Кассационной коллегии, она оставляет приговор в силе. 2 августа – Президиум ВЦИК обращается в Политбюро – редчайший случай – с просьбой пересмотреть директиву о «4 и 6». Но уже в этот же день пленум ЦК РКП(б) отклоняет ходатайство президиума ВЦИК. И 3 августа принимается окончательное решение. Форточка в двери камеры отца Михаила вдруг открывается. Благоволивший ему надзиратель сообщает: – Сейчас читал в газетах о том, кого не помиловали, вашей фамилии там нет. – Да знаете ли Вы мою фамилию?.. Форточка быстро захлопнулась. Через 2 часа вновь открывается, надзиратель уточняет: – В газете непомилованным назван митрополит и еще трое. Фамилий не помню, но точно не вы. «Восторг и радость. Но сейчас же, – эти минуты хорошо сохранились в моей памяти, – продолжает отец Михаил, – они сменились противоположным настроением. Даже любовь к собственной шкуре с эгоизмом как будто замолкли и притаились. Близость насильственной смерти другого не только умаляет, но даже почти совершенно прекращает радость от сознания собственной безопасности». 3 августа – окончательное постановление президиума ВЦИК «В отношении осужденных Казанского, Новицкого, Шеина, Ковшарова приговор Петроградского Революционного Трибунала оставить в силе. В отношении осужденных Плотникова, Огнева, Елачича, Чельцова, Чукова и Богоявленского – заменить высшую меру наказания пятью годами лишения свободы». Через 2 недели шестерых смертников переведут в другую тюрьму. Четверо будущих священномучеников остаются в одиночных камерах Шпалерки.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Отошла ко Господу секретарь епархиальной комиссии по канонизации Лидия Соколова июня 2016 Получив высшее филологическое образование, она посвятила себя музейной и преподавательской работе, а после крещения в 1985 году архимандритом Кириллом (Начисом) стала интересоваться церковной историей. В 1990 году вступила в братство Державной иконы Божией Матери, а с 1994 года и до последних дней была прихожанкой Свято-Троицкого собора Александро-Невской лавры. С середины 90-х годов Лидия Ивановна занималась научно-исследовательской работой и одновременно публиковалась в православных изданиях. Ее трудами было установлено место погребения игумении Новодевичьего монастыря Феофании (Готовцевой), в результате чего могила была отмечена крестом. С 2000 года работала секретарем епархиальной комиссии по канонизации. Участвовала в подготовке материалов для прославления священномучеников Григория Сербаринова, Михаила Чельцова, преподобномученицы Марии Гатчинской, в составлении изданий Синодика гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных церковно- и священнослужителей, мирян Санкт-Петербургской епархии XX века, а также Санкт-Петербургского мартиролога. Трудилась в архивах по поиску сведений о новомучениках и исповедниках. С 2009 года занималась подготовкой открытия музея Александро-Невской лавры. В последние годы жизни исследовала деятельность Псковской духовной миссии. Автор многих статей, а также книг " Никто молитвы не отнимет " , СПб, 2000; " Когда горит свеча (вып. первый, 2003, вып. второй, 2005), " Коневское подворье в Санкт-Петербурге " , 2004; " Приходите к нему на могилку " , СПб, 2005; " Когда горит свеча. Путеводитель по Никольскому кладбищу Александро-Невской лавры " , СПб, 2013. Готовится к печати последний труд Л.И.Соколовой о новомучениках Александро-Невской лавры. Лидия Ивановна была в числе тех, кто способствовал установке в июне 2015 года мемориальной доски в Митрополичьем корпусе Александро-Невской лавры на месте смертельного ранения священномученика Петра Скипетрова .

http://mitropolia.spb.ru/news/otdeli/?id...

Чтении; труд, к сожалению, не оконченный автором), статьи подобного же содержания Е. И. Ловягина (в «Страннике» и в «Христ. Чтен.»), которые почтенному автору давно пора бы собрать в одну книгу; затем несколько студенческих, так называемых курсовых сочинений по современным богословско-апологетическим вопросам: монография г. Чельцова о Бокле, «о Спиритизме», г. Лебедева (в «Христ. Чтен.»), о материализме Бюхнера, г. Рождественского (там же); если прибавить к этому сочинения о. архим. Михаила и о. Владимира Гетэ о Ренане – вот и вся наша оригинальная апологетическая литература. Затем можно назвать несколько переводных сочинений по апологетике, уже имеющихся в нашей литературе, каковы: «Бог и Природа» Ульрици (перевод казанской академии), Письма о материализме, Фабри (перевод протоиерея Рудакова), Современный материализм в Германии (Жане), статьи из апологетики Лютарда (в «Прав. Обозрении»), сочинения Навиля (Вечная жизнь) и проч., (в «Православ. Обозрении»), Гизо «размышления о сущности Христианской Веры» (там же), книга Катрфаржа: «Единство рода человеческого», «Новейшие апологетические сочинения о жизни Иисуса Христа» Ульгорна (в Христианском Чтении) и др. Нельзя не отнестись с чувством глубокой благодарности к о. протоиерею Заркевичу, предпринявшему издание «Современных христианских писателей» в русском переводе, в состав которого должны войти все лучшие сочинения иностранных богословов – обще-христианского содержания; почтенный издатель уже сделал несколько выпусков своего издания, из которых обращаем особенное внимание на сочинение Пресеансе: «Иисус Христос и Его время». Жаль, что это полезное издание доселе, кажется, еще не довольно известно в нашем обществе. Из сочинений, имевших в виду уяснить отношения православия к современной жизни, укажем на замечательную статью покойного Шалфеева (в Христианском Чтении) «Христианство и прогресс», на статью известного историка Соловьева, «Религия и прогресс», написанную в опровержение воззрений известного французского мыслителя Лорана (в августовской книжке за 1868 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

Пока митрополит Сергий лгал. Лгал в надежде остановить репрессии хотя бы теперь по отношению к его собственным сторонникам. Ладно, то, что преследуют Местоблюстителей, преследуют сторонников митрополита Иосифа, митрополита Кирилла – в конце концов они идут против Сергия, а, значит, против Церкви! Так им и надо! Но моих-то сторонников преследовать не должны! Но власти начинают преследовать их. Достаточно вспомнить, что именно во время этой репрессии 1930-х годов расстреляют одного из самых последовательных сторонников митрополита Сергия здесь, в Ленинграде, священномученика протоиерея Михаила Чельцова . И Сергий уже и их не может спасти. А в 1932 году «Союз воинствующих безбожников» разворачивает огромную пропагандистскую кампанию; почти 6 миллионов членов в этой организации. И декларируется очередная «пятилетка безбожия»: первый год – закрытие всех духовных школ, впрочем, оставались они у обновленцев; второй год – массовое закрытие храмов; третий – высылка всего духовенства заграницу (какая граница имелась в виду, оставалось только предполагать); четвертый год – закрытие всех храмов, относящихся ко всем религиям; и пятый год – закрепление достигнутых успехов. То есть закончить пятилетку планировалось к 1938 году. А в это время 12 апреля 1932 года Синод при митрополите Сергии выносит неожиданное постановление «О награждении митрополита Сергия правом совершать богослужение с предношением креста». А что это означает? Предношение креста по время богослужения является атрибутом служения Предстоятеля Церкви, законного главы церковной иерархии. А как же быть с митрополитом Петром? Он ведь вроде бы еще жив? В 1933–34 году закрывают последние действующие монастыри, и все это время, все тридцатые годы, происходит, может быть, самое страшное для митрополита Сергия. Понятно, что ужасны массовые репрессии духовенства. Но Церковь жива, когда есть епископат, потому что епископы могут рукополагать новых епископов. А здесь уже начинается целенаправленные репрессии против епископов. Вот, начнем с 1929 года. В 1929 году арестовывается шесть епископов. Митрополит Сергий совершает две хиротонии – двух новых епископов вводит. В 1930 году арестовывается восемь епископов – три хиротонии совершает Сергий. В 1931 году арестовывается шестнадцать епископов – семь хиротоний совершает Сергий. Правда, в 1932 году он совершат шесть хиротоний, а арестовывается один епископ. Но уже в 1933 году арестовывается девять епископов, а он совершает четыре хиротонии. В 1934 году арестовывается шесть епископов – он совершает две хиротонии. В 1935–36 году арестовывается тридцать четыре епископа – он совершает пять хиротоний. А потом власти распускают его Синод и запрещают ему совершать новые хиротонии. И в 1937 году арестовывается и, в основном, расстреливается уже пятьдесят епископов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Протоиерей Михаил Чельцов , петроградский священник, несколько раз был арестован и приговорен к расстрелу. Но каждый раз в последний момент приговор отменялся и его совершенно освобождали. В последний раз он уже совсем приготовился к смерти и ждал ее радостно, как опять был «прощен». Он говорил своему другу: «Я уже не радуюсь освобождению... опять жизнь, а я так свыкся с мыслью о переходе в иной мир, уже как бы живу в нем, а этот мне чужд». Но недолго пришлось ждать нового ареста и нового приговора к расстрелу. И на этот раз он был приведен в исполнение – в первый день Рождества. Один из конвойных или из сторожей, присутствовавших при расстреле, потом рассказывал вдове отца Михаила: «Ну и старик был. Его на смерть ведут, а он тропари Рождеству поет»... Говорят, что на другой день после расстрела пришел из Москвы приказ: «Освободить ввиду отсутствия состава преступления». Иеромонах Сергий Ляпунов арестован в феврале 1932 г., умер в ссылке. Иеромонах Серафим (Тьевар) умер в Вишерском лагере 23 ноября 1931 г. Священник Сергий Аронский , бывший протодиакон Ливадийской церкви, из Красноярской тюрьмы пропал без вести. Убиты в Екатеринбурге (Свердловске) протоиерей Владимиров и протоиерей Струмилло . Протоиереи Димитрий Пыжов и Карп Шубов расстреляны в Гостовской тюрьме в 1932 г. вместе с митрополитом Серафимом (Мещеряковым). Там же расстреляны одновременно белого и черного духовенства 120 человек и умер от голода протоиерей Феодор Сальников . Архимандрит Полихроний Запрудер , протоиерей Константин Ордынский и священник Николай Катасонов расстреляны в Красноярской тюрьме в 1934 г. вместе с епископом Филиппом Гумилевским за непризнание церковной власти митрополита Сергия Московского. Профессор протоиерей отец А. Ксенофонтов , бывший питомец Петербургской духовной академии, и протоиерей отец Н. Будников были арестованы в 1933 г. по обвинению в контрреволюции и сопротивлении советской власти и сосланы в лагерь на крайнем севере России (Кемские лагеря) сроком на 10 лет. Оба решили уйти из лагеря и перейти границу, но на самой границе были схвачены пограничниками и доставлены в Петрозаводск, где по распоряжению из центра и были расстреляны в 1936 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

Архив Пн Состоялось награждение христианского мыслителя И.В. Огурцова 20 ноября 2022 г. 16:55 По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла заместитель главы Всемирного русского народного собора , первый проректор Российского православного университета святого Иоанна Богослова, первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ А.В. Щипков посетил Санкт-Петербург и передал христианскому мыслителю Игорю Вячеславовичу Огурцову орден преподобного Сергия Радонежского II степени. Высокая общецерковная награда была присуждена И.В. Огурцову Предстоятелем Русской Православной Церкви во внимание к вкладу в сохранение традиционных ценностей в обществе и в связи с 85-летием со дня рождения. Ввиду преклонного возраста юбиляра награждение прошло в домашней обстановке. 18 ноября с.г. в келейной атмосфере А.В. Щипков вручил И.В. Огурцову орден и устно передал слова благодарности Святейшего Патриарха Кирилла и добрые благопожелания. А.В. Щипков отметил, что Святейший Патриарх высоко оценивает многолетнюю самоотверженную деятельность И.В. Огурцова и его сподвижников, много сделавших для сохранения и развития православной общественной мысли в ХХ веке, отстаивавших церковный суверенитет и проведших долгие годы в местах заключения. В ответном слове юбиляр просил передать слова искренней благодарности Святейшему Патриарху, отметив, что воспринимает награду не только как оценку личных трудов, но и как память о деятельности и судьбах патриотически настроенной православной молодежи в СССР 1960-х годов. И.В. Огурцов особо подчеркнул роль Святейшего Патриарха Кирилла, благодаря усилиям которого Русская Православная Церковь стала полноправной участницей общественной жизни, реализуя множество начинаний на ниве просветительской, социальной и миссионерской работы. При вручении ордена также присутствовали друзья и близкие И.В. Огурцова: историк, автор книги «Русское подполье» И.Б. Иванов, Л.В. Щипкова, А.Е. Федоровский, Т.Р. Пименова, а также внучка священномученика Михаила Чельцова — Е.Г. Чельцова, которая приходится двоюродной сестрой И.В. Огурцову.

http://patriarchia.ru/db/text/5978773.ht...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010