«Я прежде не раз слыхивал, – пишет в своих «Воспоминаниях смертника о пережитом» протоиерей Михаил Чельцов , – что одиночные заключения сами по себе, даже без страха не ныне-завтра быть казненными, доводили немало людей до сумасшествия. теперь я понял всю самую подлинную и ужасную эту правду. Тюремное одиночество легко и естественно может довести до сумасшествия. Нас, смертников, спасла от этой беды вера в Божий Промысел и молитва». 75 дней проводит митрополит Вениамин в одиночной камере, 40 из них (с 5 июля по 13 августа) в полной изоляции; в одиночестве ожидает исполнения смертного приговора. Все время он отдается молитве «до кровавого пота». О том, насколько сильно действует на надзирателей молитва митрополита Вениамина, свидетельствуют донесения из тюрьмы на Гороховую, 2, в Петроградское ГПУ. Их передают официально осведомленные лица: «Митрополит молится по 14 часов в сутки и производит на надзирателей самое тяжелое впечатление... Они отказываются от несения ими их обязанностей по отношению к нему». XI. Страдалец до Голгофы 3 августа 1922 года участь четырех мучеников за Христа определена. Смертный приговор оставлен в силе. Официального сообщения о помиловании шестерых смертников еще нет. Митрополит Вениамин, как и его соузники, – в одиночных камерах. Лишь иногда открываются форточки в камерной двери – надзиратели наблюдают за смертниками. Митрополита Вениамина они видят на молитве по 14 часов в сутки; некоторые отказываются от надзора за ним; этим объясняется их частая смена. Полная изоляция – это запрет любых разговоров, прогулок, и главное – писем; даже дверь камеры открывается только 2 раза в неделю для получения передач. В таких условиях письма являются настоящим чудом. Вот что думает об этом петроградский протоиерей Михаил Чельцов , глазами которого мы видим многие подробности событий тех дней. Отец Михаил, избежавший в 1922 году высшей меры, принял свой мученический венец в 1931 году, а тогда, получив письмо «с воли», вспоминает: «Я считаю день получения этого письма при таких исключительных условиях самого тщательного просмотра даже дна бутылки из-под молока и при недопущении в камеру смертника даже малюсенького клочка всякой бумажки, – одним из самых светлых и радостных дней всей моей жизни». Отец Михаил получил письмо из дома от своих родных, оно воодушевило и поддержало его, дало основание надеяться и, следовательно, силы переносить тяжелые дни в жизни. |
Портрет сделан протоиереем Михаилом Чельцовым . «Я старался внимательно всматриваться в настроение, в лицо митрополита Вениамина. Ему-то, думалось мне, больше всех других должен быть известен исход нашего процесса; ему приговор суда должен быть более грозным и тяжелым. Но как я ни старался распознать что-либо в митрополите Вениамине, мне это не удавалось. Он оставался как будто прежним, каким-то окаменевшим в своем равнодушии ко всему и до бесчувственности спокойным. Мне только чудилось, что в этот день он был более спокоен и задумчиво-молчалив. Прежде он больше сидел и говорил с окружающими его, – теперь он больше ходил». Тут обязательно нужно сказать про «Воспоминания «смертника» о пережитом»... Это поразительная книга. Михаил Чельцов был приговорен к расстрелу и несколько недель провел в ожидании исполнения приговора. Потом было помилование, но память о пережитом осталась. Воспоминания об этих днях и составили основу книги. Михаил Чельцов успел записать их, и только потом, уже по другому делу, его расстреляли... Мы много говорили в этой книге о промыслительности всего, что совершается в Божием мире. В высшей степени промыслительной видится нам и эта задержка с получением мученического венца протоиереем Михаилом Чельцовым . Его воспоминания о лете 1922 года, когда он только лишь ощутил переживания смертника, в каком-то смысле являются частью подвига, который назначено было совершить ему. Беспощадно по отношению к своей собственной слабости написаны они. И эта беспощадная откровенность и позволяет нам заглянуть в души наших святых мучеников в самые главные минуты их земной жизни. Наши светочи, адаманты веры... Они были сделаны из такого же человеческого материала, как и мы все. И как мы все, они иногда оказывались слабыми в час испытаний, переживали, беспокоились, подобно протоиерею Чельцову, думали не так, как хотелось бы нам, чтобы думали наши святые. Голько, в отличие от нас, у них всегда в нужный момент находилась сила, чтобы преодолеть свои беспокойства, свою слабость. |
И вот теперь Михаил Чельцов оказался в одном фургоне смертников 123 с Юрием Петровичем Новицким. «...Объявляют, что везут не в 3, а в 1 исправдом, где обычно содержатся все приговоренные к смерти в ожидании ее. Это известие прибавляет уныния. Едем при полном молчании. Я помню только одну фразу Новицкого, обращенную ко мне: «Вас вместе с нами к расстрелу?! А знаете ли, Вы наилучший повод к кассации». 124 Свидетельство потрясающее. Юрий Петрович Новицкий, получив смертный приговор, находит в себе силы, чтобы подметить анекдотичность ситуации: вместе с членами правления общества приговорен к расстрелу человек, находившийся «и лично и принципиально во враждебном настроении» к обществу. Но при этом он, разумеется, ни в коей мере не злорадствует над отцом Михаилом, попавшим по воле членов трибунала в компанию приговоренных к высшей мере наказания, а тут же и зароняет – недаром только эти слова Новицкого и запомнились потрясенному Михаилу Чельцову ! – надежду в него: «А знаете ли, Вы наилучший повод к кассации?». В одной этой фразе – весь характер Юрия Петровича, блестящего юриста-профессионала, умеющего мгновенно выхватить самую суть правовой коллизии, человека, способного к великодушию даже в такой безысходной ситуации... Но при этом и отстраненность тоже есть. Новицкий, разумеется, не может знать наверняка, что Чельцов будет помилован, но, называя его «поводом к кассации», он как бы отделяет его от себя. До обидного мало сохранилось свидетельств и документов о последних неделях земной жизни новомученика Юрия Новицкого. Но и того, что удалось обнаружить, достаточно, чтобы проследить, как совершалось последнее восхождение Святого профессора. В камере смертников Юрий Петрович сидел вдвоём с протоиереем Николаем Чуковым. «Вот провели и первую ночь, – пишет он в своем дневнике. – Беседовали об этом кошмарном деле, о всей искусственности его вздутости, о полной невиновности, о бесполезности всей процедуры суда: ведь в обвинительном приговоре упомянуто всё, что опровергнуто показаниями, сохранены даже все опечатки и ошибки в датах, в наименованиях отдельных лиц (Богоявленский – «благочинный, распространяющий по своему благочинию письма Митрополита»!) Словом, полное невнимание ко всему, выявленному в пользу подсудимых, и, наоборот, внесение в приговор того, что не в их пользу – с точки зрения обвинения, – это членство в Думе Шеина, сенаторство Огнева и тому подобные глупости, которыми, хотя бы для виду, надо было вздуть обвинение в процесс. |
И я бы никогда не решился написать, что в эти дни новомученики Петроградские были счастливы, если бы этих слов не написал сам владыка Вениамин в своем предсмертном письме: «Я радостен и покоен, как всегда. Христос – наша жизнь, свет и покой. С Ним всегда и везде хорошо»... Великие слова... Две тысячи лет назад сказаны они, но каждый раз они потрясают нас, как будто эта великая истина открывается нам впервые... 6. «Радостно и спокойно» ощущал себя в эти дни и Юрий Петрович Новицкий. В литературе, посвященной Петроградскому процессу над церковниками, укрепился миф не то что бы о недостойном поведении Юрия Петровича Новицкого, но о некоем слабодушии его. Из книги в книгу кочует описание, как плакал Юрий Петрович перед расстрелом, горюя о судьбе своей малолетней дочери-сироты, как просил он передать ей на память свои часы и прядь волос... Нет нужды доказывать, что все эти подробности последних минут земной жизни святого чистейшей воды легенда, основанная на неведомо кем распушенных слухах. К сожалению, невозможно сейчас установить не только то, как происходила казнь, но и где она происходила. Расстрел святых был произведен в обстановке такой глубокой секретности, что во всем двадцати семитомном деле, определившем их судьбу, мне не удалось найти ни единой бумажки, которая бы документировала последние минуты их жизни. Зато с определенной уверенностью можно утверждать, что свои часы Юрий Петрович никак не мог попросить передать дочери. Часы у Юрия Петровича, как свидетельствует тюремная справка, были изъяты еще 30 апреля и никакому возвращению не подлежали, поскольку осужден был Юрий Петрович на расстрел с конфискацией имущества... Более того... Все известные нам документальные свидетельства о Юрии Петровиче Новицком после оглашения ему смертного приговора говорят о необыкновенном самообладании, об удивительной силе духа этого человека. Как мы уже говорили, протоиерей Михаил Чельцов к Обществу православных приходов «находился и лично и принципиально во враждебном настроении», поскольку общество это содействовало закрытию Епархиального совета, коего Чельцов был председатель. Это неприязненное отношение к обществу он, похоже, переносил и на его председателя. |
Протоиерей П. Г. Лебединцев думает, что Киевский митрополит Михаил занимал кафедру митрополичью в XII веке, прибыл из Константинополя в 1131 году при великом князе Мстиславе Владимировиче, а скончался в 1147 году в княжение Изяслава Мстиславича, первым же митрополитом Киевским признает, согласно с Е. Голубинским и другими, Леона. Того же мнения держатся А. Попов , А. С. Павлов , М. Чельцов , граф Д. А. Толстой и Ф. Терновский . Полагают, что митрополит Леон занимал кафедру митрополита с 989 до 1004–1008 года. С его именем известно полемическое сочинение на греческом языке об опресноках против латинян, а именно: или в других списках: И большинство ученых автором этого сочинения признают митрополита русского Леона. Но еще Н. М. Карамзин вскользь заметил, что это сочинение едва ли древнее XIV в. («История Государства Российского», т. I, прим. 474, изд. Эйнерлинга). Архимандрит Андроник Димитрокопул приписывает это сочинение болгарскому митрополиту из греков неизвестного века (Андроник Димитрокопул, «Graecia orthodoxa», Lipsiae, 1872, p. 93). М. Чельцов допускает возможность признавать, что названное сочинение составлено в конце XI в., не ранее 1054 года, каким-нибудь болгарским митрополитом города Преславы, о котором упоминает Анна Комнен и который «при неопределенности географической терминологии в XI веке мог включиться в понятие Последнее слово по этому предмету сказано проф. Н. К. Никольским , который полагает, что «бесспорное решение данного вопроса затрудняется: а) вопросом о времени возникновения литературной полемики с латинянами об опресноках и о месте, занимаемом посланием в ряду других однородных полемических трактатов, происхождение которых составляет также загадку (сравн. |
Первым в ходе кампании изъятия церковных ценностей в 12 часов ночи 29 апреля 1922 г. был арестован председатель правления «Общества православных приходов Петрограда и его губернии» Ю.П. Новицкий, член правления настоятель Исаакиевского собора прот.Л.Богоявленский и большая часть состава правления. Ю.П. Новицкий и отец Леонид были отправлены в Выборгскую женскую тюрьму. Аресты членов правления продолжались в течение всего мая. Товарищ председателя правления прот.Н.Чуков немедленно организовал помощь заключенным в плане съестных и др. передач в организации защиты в случае суда и т.д. По доходившим от заключенных сведениям, они были арестованы именно как члены правления «контрреволюционной организации». Несмотря на то, что «изъятие» в его соборе прошло «без крови», и было сдано практически все имевшееся серебро, за исключением выкупленных священных предметов, 30 мая настоятель Казанского собора Петрограда, ректор Петроградского Богословского института прот.Н.Чуков также был арестован, по обвинению в «сопротивлении изъятию церковных ценностей»... 3 31 мая был арестован настоятель Свято-Троицкого собора Измайловского полка прот. Михаил Чельцов . Он не имел никакого отношения к «Обществу православных приходов Петрограда и его губернии», поскольку со своим приходом он в общество не вошел. Более того, как он сам писал, он находился в оппозиции к нему, «…и лично, и принципиально во враждебном настроении», считая почему-то, несмотря на то, что епархиальные советы были ликвидированы повсеместно, что «Общество» содействовало закрытию Петроградского Епархиального совета, председателем которого был он. Так же враждебно относился о. Михаил и к Петроградскому Богословскому институту, в корпорацию которого он не попал, и средствами прихода в его содержании не участвовал. я ошибся, – писал далее прот. Михаил. – Советской власти нужно было разделаться со всеми более или менее видными священниками. К тому же моя фамилия попалась в одной записке протоиерея Н.К. Чукова, говорившей об одном частном собрании на квартире О том, как происходило изъятие ценностей у него в соборе, прот. Михаил в своих воспоминаниях совсем ничего не написал, но и он не связывал причину своего ареста с изъятием ценностей». 4 |
Должна быть свобода в преподавании Закона Божия. Только тогда между учащимися и законоучителем будут нормальные отношения, только при таком условии голос законоучителя не будет медью звенящей и кимвалом бряцающим. Священник Виталий Лебедев согласился с тем, что не всегда законоучителя были хороши. Но теперь другое время. Теперь в школе будет не право силы, а моральное право. Законоучителя стремятся поставить преподавание предмета на должную высоту, постановили отменить отметки и экзамены по Закону Божию. Раньше зачастую нельзя было и ставить многих вопросов, связанных с религией. Но теперь другое время. И, если будут нежелательные лица среди законоучителей, надо указать на них. Что касается преподавания только нравственного учения, то без религии мораль - нечто неустойчивое, между ними очень тесная связь. Отец Михаил Чельцов конкретизировал свою точку зрения. Всё время смешивается обязательность веры и обязательность обучения закону веры. Обязательность в области веры, очевидно, невозможна. Вера свободна. Она - дело души. Но иное дело - обязательность изучения Закона Божия. Вера не может быть навязана. Но если она воспринята и если она частица моего я, то происходит внутреннее принуждение для того, чтобы внутренне умножить и уяснить веру. И преподавание Закона Божия должно сводиться к этому. Принадлежа свободно к данной общине, должно соблюдать и устав. Если можно было говорить о лицемерии раньше, то теперь о нём не может быть и речи. Ведь теперь для неверующего нет необходимости изучать Закон Божий. Для него есть выход - переход во вневероисповедное состояние. Никто не заставляет принадлежать к той или другой религиозной общине. Но раз ты к ней принадлежишь - должен считаться с правилами и соблюдать уставы. Отец Михаил попросил подождать с принятием законопроекта до Учредительного собрания, потому что дело касается народа, его детей, его святого святых. Герд подвёл итоги дискуссии. По его мнению, при обязательности правильного, нормального преподавания Закона Божия нет и не может быть. Утверждение, что русский народ может думать, что нужно принудительно изучать Закон Божий - это навет на русский народ. Как видно из резолюций собраний, участвовавшие в них пребывали в заблуждении - они думали, что Закон Божий изгоняется из школы. Между тем такого нет. |
Все эти подразделения суть собственно виды безбожия , так теоретического . священномученик протоиерей Михаил Чельцов — Христианское миросозерцание. Основные религиозные истины Атеизм Проф. Несмелов в книге «Наука о человеке» выражается так: «Атеизм есть вывод знания на основании незнания». Формулировка эта метка. Атеисты не видят Бога, не знают Бога, а потому не признают Его бытия. Более осторожные из них называют себя «агностиками», т.е. не знающими (идя за английским философом Спенсером), но, «не зная», они, конечно, не руководятся законами религии. Люди более грубого образа мышления рассуждают прямолинейнее, хоть логически и неправильно: «я не знаю Бога, значит нет Бога». протопресвитер Михаил Помазанский — Апологетические Заметки (Части I и II) Различные корни атеизма. Реальность и тайна. Ценность материи. Опыт Без -Божия. Я думаю, что атеизм как «опытное знание» — недоразумение. Идеологический атеизм, скажем, философия атеизма может просто соответствовать тому воспитанию, которое вы получили, но когда человек говорит: «Я о Боге ничего не знаю, и поэтому Его не может быть», — это очень примитивный подход. Я могу быть слепым или глухим, ничего не знать о музыке или о видимом мире, но это не доказывает, что его нет. Это может быть осложнено тем, что люди злой воли или сами ослепленные (бывают и другие причины: я вам дам один пример очень любопытный) закрывают другим путь к вере, просто стараясь как бы умертвить способность верить, сводя веру к какому-то религиозному положению, тогда как вера должна охватывать гораздо большую область. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме hh-topics-slider__arrow > |
Раскольничья беспоповская секта Иван Чередников. Май, стр. 642–646. Лже-Толстой. Июнь, стр. 782–792. Миссионерские запросы и ответы К вопросу о погребении иноверцев и сектантов. В. Яцкевич. Февраль, стр. 204–208. Значение раскольничьего брака, не записанного в полицейские книги. М. Чельцов. Июнь, стр. 793–796. Из миссионерских записок и дневников Что век грядущий нам готовит? Владимир Терлецкий. Январь, стр. 65–69. Возможен ли живой обмен религиозной мысли с мухаммеданами? Свящ. N. Январь, стр. 70–76. Восьмой день по крещении в обществе бегунов. Проф. Н. Ивановский. Январь, стр. 76–79. Современные пропагандисты раскола. В. Вельский. Январь, стр. 80–84. Февраль, стр. 214–219. Со скрижалей сердца. В. Скворцов. Январь, стр. 85–99. Февраль, стр. 236–250. Март, стр. 382–400. Май, стр. 668–697. К вопросу об учреждении всероссийского миссионерского общества для борьбы с расколом и сектантством. Воронеж. мисс. Т. Рождественский. Февраль, стр. 209–214. На пробном экзамене у патронессы пашковистки. Агния Двинская. Февраль, стр. 220–235. Об учреждении всероссийского миссионерского общества. А. Добродницын. Март, стр. 356–361. День в раскольничьем скиту. Макарий Огибенин. Март, стр. 361–371. Разговоры среди друзей по поводу романа Л. Н. Толстого С. Бронницкий. Март, стр. 371–381. Апрель, стр. 529–532. Еще по поводу доклада в философском обществе о гр. Л. Н. Толстом. М. Н–в. Апрель, стр. 507–518. Впечатления в православном храме до обращения и по обращении в православие. Проф. Н. И. Ивановский. Апрель, стр. 533–535. Открытые письма графу и графине Толстым. Прот. Александр Иванов и Православный.Май, стр. 648–659. На собрании у штундистов прыгунов с . Дешек, Киевской губернии. Михаил Сопоцько. Май, стр. 660–667. Новая исповедь графа Л. Н. Толстого. 1. 2. 3. 4. Как поются хлыстовские распевцы. (Стихи с нотами). Н. Никольский. Июнь, стр. 836. 6. Из миссионерской полемики с сектантами и раскольниками. Московские собеседования с раскло-старообрядцами: а) о незаконности иерархического устройства беглопоповщинских обществ; б) о незаконности действий беспоповщинских наставников. О. К. Январь, стр. 100–108. |
Никиты же важен не этот момент «чистоты» в приготовлении хлеба, но его «одушевленность», призванная подчеркнуть полноту человеческой природы во Христе и ее обожение. Тем не менее в употреблении латинянами опресноков, а византийцами квасного, общеупотребительного хлеба есть еще одно измерение — существенное если не в догматическом, то в церковно-историческом смысле. Русский дореволюционный исследователь, внесший важный вклад в историю изучения полемики об опресноках, Михаил Чельцов высказал со ссылкой на латинского кардинала Бону догадку, что «введение у латинян обычая употреблять опресноки... [связано] с совершенным прекращением в церкви древнего обычая, по которому верующие всегда приносили из своих домов хлеб для евхаристии, и приготовление хлеба перешло в руки клириков» . Как мы видели, в полемике между Гумбертом и Стифатом Гумберт упрекал византийцев в частности в том, что они используют для Евхаристии хлеб, выпеченный обычными людьми. В свою очередь, в Латинской Церкви процесс выпечки опресноков для Евхаристии все более сакрализовался и отделялся от мирян, что соответствует общей для Запада тенденции отделения клира от мирян. Впрочем, это не может служить достаточным объяснением тому, почему на Западе стали употреблять опресноки . В настоящее время в качестве наиболее вероятной гипотезы относительно причин появления на Западе опресноков выдвигается та, что они появились из желания избежать появления крошек, и кроме того, говорится о желании дать каждому причастнику свою отдельную облатку (опять таки, чтобы не крошить); наконец, говорится о постепенном отказе от более старой латинской практики intinctio (когда Тело омакивают в Кровь и так вкладывают в уста причастнику), как неблагоговейной и чреватой пролитием капель Крови . Однако все эти «материальные» объяснения появления опресноков не могут считаться вполне удовлетворительными, так как возникает вопрос, почему того же страха появления крошек или пролития Крови не было у византийцев (по крайней мере он не был у них таким, чтобы привести к появлению опресноков). |
|