Анатолий Васильевич Чельцов: - Жён и детей новомучеников советская власть обычно затравливала, а церкви и соборы, в которых служили неугодные власти священники, взрывали, сносили, чтобы на том месте только ровная площадка осталась. Чтобы никто не пришёл в эти храмы, не стал искать прихожан, которые могли бы рассказать о том, как всё было, свидетельствовать об убиенных батюшках. По­этому найденные письма были расшифрованы и прочитаны, только когда младший сын о.Михаила Чельцова - Георгий - вернулся из сталинских лагерей в 1956 году. Чем же так насолил советской власти о.Михаил Чельцов? Дед родился в селе Кикино Рязанской губернии в семье потомственных священников. Женился на Анне Агламазовой, также из священнической семьи. В семье родились семеро детей. В сентябре 1918 года был арестован вместе с другими представителями духовенства в связи с убийством М.Урицкого. Но и в концентрационном лагере Дерябинка, где в камерах сидели по 150 человек, он выполнял миссию священника - утешал и помогал, напоминал, что есть Бог, Который не ограничен тюремными стенами. Свои тюремные заключения о.Михаил воспринимал как Божие попущение. Он писал: «С одной стороны, это было искупление вины нашей и отцов наших перед народом и перед христианством за многие наши прегрешения перед ним. А с другой стороны, мы необходимы были для заключённых, ибо в тюрьме без священника тяжело». Третий его арест был связан с именем митрополита Петроградского Вениамина (Федченкова) - по делу «о сопротивлении изъятию церковных ценностей». Но истинной причиной ареста стал конфликт петроградского духовенства с обновленцами, которые под лозунгами реформ в Церкви пытались захватить патриаршую власть. Сорок дней провёл о.Михаил в камере смертников, ожидая расстрела. Расстрел был заменён на пять лет тюрьмы. Об арестах и пребывании в тюрьме он оставил мемуары «Воспоминания «смертника» о пережитом», написанные на основе его же писем к жене. В 1930 году начался судебный процесс по делу графини Зарнекау, дочери принца Ольденбургского, представительницы Дома Романовых, которой в 1929 году два офицера-эмигранта помогли бежать за границу. Многих из её окружения арестовали, в том числе о.Михаила Чельцова и о.Михаила Николаевского. 7 января 1931 года они были расстреляны.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/i...

Подпишитесь на наш Телеграм XX век – время общественных пертурбаций и потрясений – революция 1917 года в России, Вторая мировая война, сексуальная революция 60-х годов на Западе… В результате прервались традиции, последствия чего мы пожинали в 90-е годы. Было понятно, как не надо, но непонятно, как надо. Поэтому мы с радостью публикуем письма священномученика Михаила Чельцова к его жене. Они полны тепла и нежности и дают нам образ счастливой семьи и любви в семье. Благодарим за предоставленные письма Алексея Мастеркова, правнука отца Михаила, и его жену Анну, набравшую их. Семейная история Семейное предание говорит, что отец Михаил очень любил матушку Анну. Он женился далеко не юным. По окончании Рязанской семинарии и Казанской духовной академии служил преподавателем Калужской духовной семинарии, после – миссионером в Петербургской епархии. В 1902 году он поехал гостить в родительский дом и встретил Аню Агламазову, подругу своей сестры Александры. Девушки вместе учились в епархиальном училище. Анна была дочкой священника и думала о монашеском постриге. Встреча с обаятельным Мишей изменила ее решение. Родители благословили брак. Ему было 32, ей – 28 лет. Начались счастливые годы семьи Чельцовых. С 1903 по 1917 г. у них родились семеро детей (Павел, Анна, Александра, Василий, Мария, Семен, Георгий). Вот выдержки из писем, написанных о. Михаилом в заточении, вполне раскрывающие отношение о Михаила к матушке. 24 августа 1922 года Поджидал тебя, дорогая моя страдалица, вчера, но совершенно не беспокоился, не увидев тебя. Думаю, что не неприятное для тебя не привело тебя ко мне. Живем пока, благодаря Господу, тихо и спокойно. В камере остались только мы, «смертники», 6 человек. И мы ждем не иначе, завтра перемещения в другую камеру. Где будем совершенно свободны в пределах тюрьмы, как преподаватели. Преподавание начнется, вероятно, с понедельника, 11 сентября. Я взял русский язык в классе Б. Если ребятам не нужна грамматика или другая какая-нибудь, перешли ее мне. В понедельник был у нас Жижиленко и уверил, на основании самых достоверных источников, что в амнистии будет введена особая статья специально для нас, освобождающая. Это ему говорил некто Рязанов, который будет составлять самое положение об амнистиях. Мысли почти исключительно устремляются к тебе и детям. Уж очень тебе тяжело живется-то, сколько хлопот и забот. Ради Господа, не раздражайся, особенно на старших дочерей. Что поделаешь: им жизнь через мою тюрьму очень уж не улыбается и они раздражаются. Тяжело будет вам с огородами. Я бы думал попросить Головина (крестьянин, содержащий ферму на территории института Гражданских инженеров. – А. М.) перевезти овощи на лошади. Как сильно хочется быть дома. Еще раз прошу тебя верить в крепкую и всеутверждающую мою любовь к тебе. Бог даст, будем здоровы и поживем еще. Храни вас всех Бог. До свидания. Искренне вас любящий. 26 августа

http://blog.predanie.ru/article/proshu-t...

Закрыть itemscope itemtype="" > Христианский патриотизм в учении Церкви Цитаты святых отцов и подвижников благочестия о патриотизме 28.10.2022 1647 Время на чтение 127 минут Источник: Благодатный Огонь В «Конспекте по нравственному богословию» дается следующее определение патриотизма: «Деятельная любовь к Отечеству, именуемая патриотизмом, есть нравственный долг христианина. Что понимается под отечеством? – Это страна, где мы родились, физически развились, окрепли и возмужали, где живут наши родители и жили наши предки, где покоится прах тех и других, где, быть может, ляжет и наш прах, где жили и живут люди близкие, дорогие нашему сердцу; это общество, народ, в среде и под благотворным влиянием которого мы получили воспитание и образование, его нравы, обычаи и духовная культура. Совокупность всего этого составляет то, что принято называть Отечеством». Сие определение нам представляется самым емким. Сего определения мы и придерживаемся, тогда как противники патриотизма, к примеру, уранополиты, утверждающие, что у христианина есть только одно Отечество – на небесах, пытаются навязать нам какое-то другое определение, как некую политическую идеологию. Есть и другие определения, к примеру, у свмч. Михаила Чельцова: «Патриотизмом называется любовь к отечеству. Под последней разумеется любовь к тому месту, где каждый из нас родился и вырос, где находятся могилы наших предков, с чем, следовательно, соединяются различные воспоминания детства и молодости. А так как каждый из нас живет не одиноко и оторвано от всех, а среди своего народа, то под отечеством принято разуметь не только самую территорию, но и народ, среди которого мы выросли и воспитание получили и частью которого, следовательно, являемся. Это самое общее, так сказать, внешнее, чувственное определение отечества» (Конспект по нравственному богословию. Христианское миросозерцание. Христианство и жизнь). В словаре Даля читаем: «ПАТРИОТ, патриотка, любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник. Патриотизм м. любовь к отчизне. Патриотический, отчизненный, отечественный, полный любви к отчизне».

http://ruskline.ru/opp/2022/10/28/hristi...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Христианское миросозерцание, 2. Христианство и жизнь Священномученик Михаил Чельцов в 1903-1918 гг. преподавал богословие в Институте гражданских инженеров. Эти лекции потом были изданы как «Христианское миросозерцание». «Христианское миросозерцание» включает в себя  разбор в популярной форме серьёзных богословских вопросов — происхождения греха, проблемы взаимоотношений науки и религии, разрыва между христианством и культурой и др. Здесь представлена вторая часть «Христианского миросозерцания» — «Христианство и жизнь»: христианство, Иисус Христос, Его дело, культура, патриотизм. Лекции св. Михаила Чельцова очень доступные и живые. Христианское миросозерцание. Христианство и жизнь Христианство Христианство - религия Христа Христианство - это религия, открытая, возвещённая нам Господом Иисусом Христом. От Него, как своего основоположника, она носит и наименование свое. В этом отношении она до некоторой степени уподобляется другим современным известным религиям - магометанству и буддизму. И эти от своих основателей получили свои названия - от Магомета и Будды из рода Сакья-Муни. Но ни Магомет, ни Будда почти совершенно не вошли в содержание ими основанных религий. Магометанство и буддизм никакою стороною своего учения не призывают верующих почитать Магомета и Будду за какие-либо сверхчувственные существа, тем более не ставят спасения в безусловную зависимость от признания Магомета или Будды за каких-либо сверхчеловеков. Поэтому можно быть самым правоверным магометанином и искренним буддистом и ничего не знать о жизни и деятельности Магомета и Будды. Христианство - вера во Христа как Сына Божия Не то в Христианстве. Здесь все дышит и живет Личностью своего основателя Христа, и нельзя быть христианином без веры во Христа, как Сына Божия. Каждая строка Евангелия говорит читателю о Божественном Лице Его, в каждом пункте учения верующий стоит пред Ним. Христос - Сын Божий - вот основная тема всего Евангелия, существеннейшее содержание всего христианства. И без этого учения христианство перестает быть само собою; оно распыляется среди других учений; становится не столько религией, сколько философской системой. Это яснейшим образом подтверждают те христианские учения, в которых Христа Сына Божия не видится в центре.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Светильник земли русской. Годы старческого подвига отца Серафима в поселке Вырица (1930–1949) Русская Голгофа (По материалам источников 26, 42, 60, 68, 114, 117, 118, 122, 124, 126, 163, 164, 196, 292, 263, 266, 271) «Предай Господу путь твой и уповай на Него» ( Пс.36:5 ).   Переезд отца Серафима в Вырицу – еще одно свидетельство особого Божия о нем Промысла, ограждавшего старца от опасностей вплоть до самой его кончины. Именно с начала 30-х по Петроградской епархии и всей стране прокатилась новая волна еще более жестоких репрессий. Относительное затишье, наступившее после провала обновленческой смуты и судебных процессов 1922–1923 годов, оказалось наповерку только временной передышкой. Уже в августе 1928 года властями были закрыты Высшие Богословские курсы и Богословско-Пастырское училище, созданные взамен упраздненных Духовных Академии и Семинарии и подготавливавшие клириков для Петроградской и ряда ближайших епархий. Руководитель Богословско-Пастырского училища архимандрит Гурий (Егоров) вскоре был арестован и осужден на пять лет. Так отец Серафим, еще будучи в Лавре, лишился одного из ближайших своих друзей и сподвижников. В начале 1930 года в заключении оказались сразу три выдающихся петроградских пастыря, профессоры-протоиереи – настоятель Николо-Богоявленского кафедрального собора Николай Кириллович Чуков, настоятель храма Михаила Архангела Михаил Павлович Чельцов и Николай Викторович Чепурин из Покровской церкви в Коломне. Вслед за ними – настоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Павел Иоаннович Виноградов, настоятель Спасо-Преображенского собора протоиерей Михаил Владимирович Тихомиров и многие другие известные клирики Петроградской епархии. Гонители готовили еще один удар – на этот раз по обителям. Воистину Гефсиманской стала для монашествующих ночь на 18 февраля 1932 года. В народе ее так и назвали – святой ночью. В те страшные часы гонители арестовали более пятисот иноков. Это было почти все уцелевшее к тому времени в Петрограде монашество: более 40 иноков Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры, 25 – из Свято-Троицкой Сергиевой пустыни, 12 – из Старо-Афонского подворья, 12 – из Феодоровского подворья, 10 – из Валаамского подворья, 8 – из киновии Александро-Невской Лавры, 5 – из Киевского подворья, 40 человек из братии Макариевской пустыни Тосненского района во главе с настоятелем обители схиепископом Макарием (Васильевым); более 100 инокинь Воскресенского Новодевичьего монастыря, 16 монахинь из Леушинского подворья, 6 – из Серафимо-Дивеевского подворья в Петергофе, а также множество настоятелей и монашествующих проживавших вне обителей, по причине их упразднения.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Vyrits...

Скачать epub pdf Недавно в «Издательстве имени святителя Игнатия Ставропольского» вышли «Воспоминания «смертника» о пережитом» протоиерея Михаила Чельцова . В предисловии к книге рассказывается, что он, в 1922 г. проходя по одному делу со священномучеником митрополитом Вениамином, был приговорен к расстрелу, но помилован и принял свой мученический венец позже – в ночь на Рождество 1931 г. К сожалению, излагая биографию протоиерея, автор преди­словия ничего не говорит о том, что о. Михаил был обновленцем – не в позднейшем смысле слова, означающем участника обновленческого раскола, а в первоначальном, как член «Союза церковного обновления» – знаменитой группы 32-х священников, опубликовавших в 1905 г. записку «К церковному собору», дополнявшую со стороны священников известные «Отзывы епархиальных архиереев» по вопросу о церковной реформе. Символично, что большинство членов этой группы не примкнуло к «обновленцам» 20-х годов, но сохранило, подобно протоиерею Михаилу Чельцову , верность патриарху Тихону. Предлагаемая вниманию читателей «Православной общины» статья написана в 1907 г., когда слово «обновленец» еще не было скомпрометировано связью с преступной и богоборческой властью и не стало презрительной кличкой. Сейчас, когда слово это вновь оказывается у всех на устах, полезно узнать, какое содержание вкладывали в него люди, его создав­шие и запечатлевшие свою верность Богу и Церкви своей мучениче­ской кровью В качестве приложения мы даем отрывок из его же статьи 1928 г. «В чем причина церковной разрухи 1920–1930 гг.», где о. Михаил, вглядываясь в прошлое и рисуя картину петербургской церковной жизни начала ХХ в., объясняет, почему причины обновленческого раскола 20-х годов нельзя искать в деятельности петербургских обновленцев – священников, вдохновленных идеей благодатного обновления церкви. Наоборот, благодаря сложившейся в Санкт-Петербургской епархии атмосфере церковной свободы в условиях человеческих отношений епископа со священниками привела к тому, что даже в первые годы советской власти в этой епархии сохранялись мир и взаимопонимание, церковная дисциплина и послушание.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Cheltso...

Вышел сентябрьский номер журнала " Вода живая " августа 2018 Открывает его проповедь митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия " Пора оставить беспечность " , посвященная евангельскому чтению в Неделю 16-ю по Пятидесятнице - притче о талантах. Темой раздела " Подробно " стало 40-летие преставления митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима. Открывает раздел статья ныне покойного архимандрита Ианнуария (Ивлиева) " Время коротко " : отец Ианнуарий написал ее десять лет назад, и редакция сочла нужным повторить публикацию. Воспоминаниями о владыке и размышлениями о значении его деятельности поделились протоиереи Владимир Сорокин и Виктор Московский . Дополняют раздел архивные фотографии и отрывки из проповедей и статей владыки. Раздел " Образы и смыслы " посвящен печальной дате - 100-летию постановления Совета народных комиссаров " О красном терроре " . О причинах и механизмах террора Тимур Сунайт беседует с историком Ильей Ратьковским. Интервью озаглавлено " Террор - это отвечать не за себя, а за " своих " . Со страниц журнала звучат голоса очевидцев тех событий: Святейшего Патриарха Тихона, архимандрита Феодосия (Алмазова), протоиерея Михаила Чельцова, митрополита Вениамина (Федченкова), протоиерея Иоанна Восторгова, публициста Михаила Меньшикова. Инфографика знакомит со священнослужителями и мирянами - жертвами террора в Петрограде. Завершает раздел материал из цикла " Семейные истории новомучеников " , подготовленный совместно с радио " Вера " , о священнике Александре Смирнове и его супруге. Раздел " Люди в Церкви " открывает фоторепортаж Станислава Марченко о жизни Староладожского Свято-Успенского женского монастыря . Очерк Валентины Пасс " Святой Серафим в бывшей Графской " рассказывает о приходе храма преподобного Серафима Саровского в Песочном и его настоятеле протоиерее Игоре Филине . В материале Татьяны Кириллиной " Я - потомственный священник " своими воспоминаниями делится настоятель Казанского кафедрального собора протоиерей Павел Красноцветов . Материал Евгения Перевалова " Храм без барьеров и инклюзивная " Благодать " знакомит с работой координационного центра по работе с инвалидами при епархиальном ОЦБСС . Сотрудники центра организовали мини-типографию, в которой молодые люди с ограниченными возможностями выполняют доступную им работу. С писателем Евгением Водолазкиным Татьяна Кириллина беседует о вере, культуре и литературе; интервью озаглавлено " Культура и стремление к Богу " .

http://mitropolia.spb.ru/news/otdeli/?id...

Директор: Тишков Михаил Борисович 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22 События Пришвинское лукошко сказок «Тот человек, которого ты любишь во мне, конечно, лучше меня:  я не такой, но ты люби,  а я постараюсь быть лучше себя...»  Эти мудрые и пронзительные слова принадлежат перу замечательного русского писателя Михаила Михаиловича Пришвина.  " Я постараюсь быть лучше себя... "   Искренность такого желания рождается от любви! И Пришвин умел так любить! Любить природу. Любить родных и близких. Любить Родину. Причём без ложного пафоса, а как-то очень смиренно и по-человечески просто и чисто. Всё это открывается, когда открываешь его книги.У него есть чему поучиться. В глазах гимназистов сразу появляются весёлые и добрые огоньки, кода они читают рассказы о природе или детские сказки Пришвина. Может быть поэтому всегда пользуются неизменным успехом " пришвинские уроки " , включённые нашу гимназическую программу по литературе. Каждый ребёнок собирает своё лукошко пришвинских образов. А завершением этого книжного похода становится, по уже устоявшейся традиции, поездка в Дунино - в дом-музей М.М. Пришвина.  Конечно, это весёлое путешествие! Весёлое и, вместе с тем, очень содержательное! Весёлое потому что учебный год подошёл к концу. Лето! Свобода! До этих слов - рукой подать! Весёлое так как мы едем все вместе! Вместе с друзьями-сверстниками! Жизнерадостной, дружной гурьбой одноклассников. Путешествие это не только в Дунино, но и по пришвинским местам. Заезжаем, например, обязательно и в Савино-Сторожевский монастырь, который расположен неподалёку.  И как здорово, что проводниками " в неведомую пришвинскую страну " становятся любимые школьные учителя! Учитель истории Кирилл Юрьевич Чельцов! Он никогда не устаёт рассказывать! Рассказывает всю дорогу! Интересные истории про историю!  Татьяна Станиславовна Тихонова - учитель русского языка, литературы и мировой художественной культуры! С ней никогда не бывает скучно! Она не только щедро делится знаниями, но и с удовольствием играет с ребятами в мяч или скажет у костра то самое задушевное слово. Такое слово, которое долго ещё потом живёт в сердце. Вспомнит и пришвинское открытие: " Любовь - это неведомая страна, и мы все плывем туда каждый на своем корабле, и каждый из нас на своем корабле капитан и ведет корабль своим собственным путем " . Да! Капитаны - наши дети, учителя и кураторы лоцманы, которые прокладывают им дорогу, а творчество Пришвина маяк, который становится важным ориентиром, и до которого ещё плыть и плыть. Ведь Пришвин не просто детский писатель, он философ, исследующий важнейшие вопросы человеческого бытия! И пусть для пятиклассников и шестиклассников он пока во многом остаётся загадкой, движение к разгадке уже началось! И вкус к путешествиям растёт! 

http://old.gymnasia-radonezh.ru/news/901...

Отошла ко Господу секретарь епархиальной комиссии по канонизации Лидия Соколова июня 2016 Получив высшее филологическое образование, она посвятила себя музейной и преподавательской работе, а после крещения в 1985 году архимандритом Кириллом (Начисом) стала интересоваться церковной историей. В 1990 году вступила в братство Державной иконы Божией Матери, а с 1994 года и до последних дней была прихожанкой Свято-Троицкого собора Александро-Невской лавры. С середины 90-х годов Лидия Ивановна занималась научно-исследовательской работой и одновременно публиковалась в православных изданиях. Ее трудами было установлено место погребения игумении Новодевичьего монастыря Феофании (Готовцевой), в результате чего могила была отмечена крестом. С 2000 года работала секретарем епархиальной комиссии по канонизации. Участвовала в подготовке материалов для прославления священномучеников Григория Сербаринова, Михаила Чельцова, преподобномученицы Марии Гатчинской, в составлении изданий Синодика гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных церковно- и священнослужителей, мирян Санкт-Петербургской епархии XX века, а также Санкт-Петербургского мартиролога. Трудилась в архивах по поиску сведений о новомучениках и исповедниках. С 2009 года занималась подготовкой открытия музея Александро-Невской лавры. В последние годы жизни исследовала деятельность Псковской духовной миссии. Автор многих статей, а также книг " Никто молитвы не отнимет " , СПб, 2000; " Когда горит свеча (вып. первый, 2003, вып. второй, 2005), " Коневское подворье в Санкт-Петербурге " , 2004; " Приходите к нему на могилку " , СПб, 2005; " Когда горит свеча. Путеводитель по Никольскому кладбищу Александро-Невской лавры " , СПб, 2013. Готовится к печати последний труд Л.И.Соколовой о новомучениках Александро-Невской лавры. Лидия Ивановна была в числе тех, кто способствовал установке в июне 2015 года мемориальной доски в Митрополичьем корпусе Александро-Невской лавры на месте смертельного ранения священномученика Петра Скипетрова .

http://mitropolia.spb.ru/news/otdeli/?id...

Пн нагородження християнського мислителя Огурцова 20 листопада 2022 р. 16:55 По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла заместитель главы Всемирного русского народного собора , первый проректор Российского православного университета святого Иоанна Богослова, первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ А.В. Щипков посетил Санкт-Петербург и передал христианскому мыслителю Игорю Вячеславовичу Огурцову орден преподобного Сергия Радонежского II степени. Высокая общецерковная награда была присуждена И.В. Огурцову Предстоятелем Русской Православной Церкви во внимание к вкладу в сохранение традиционных ценностей в обществе и в связи с 85-летием со дня рождения. Ввиду преклонного возраста юбиляра награждение прошло в домашней обстановке. 18 ноября с.г. в келейной атмосфере А.В. Щипков вручил И.В. Огурцову орден и устно передал слова благодарности Святейшего Патриарха Кирилла и добрые благопожелания. А.В. Щипков отметил, что Святейший Патриарх высоко оценивает многолетнюю самоотверженную деятельность И.В. Огурцова и его сподвижников, много сделавших для сохранения и развития православной общественной мысли в ХХ веке, отстаивавших церковный суверенитет и проведших долгие годы в местах заключения. В ответном слове юбиляр просил передать слова искренней благодарности Святейшему Патриарху, отметив, что воспринимает награду не только как оценку личных трудов, но и как память о деятельности и судьбах патриотически настроенной православной молодежи в СССР 1960-х годов. И.В. Огурцов особо подчеркнул роль Святейшего Патриарха Кирилла, благодаря усилиям которого Русская Православная Церковь стала полноправной участницей общественной жизни, реализуя множество начинаний на ниве просветительской, социальной и миссионерской работы. При вручении ордена также присутствовали друзья и близкие И.В. Огурцова: историк, автор книги «Русское подполье» И.Б. Иванов, Л.В. Щипкова, А.Е. Федоровский, Т.Р. Пименова, а также внучка священномученика Михаила Чельцова — Е.Г. Чельцова, которая приходится двоюродной сестрой И.В. Огурцову.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5978852...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010