В. А. Кучкин считает, что Житие написано вскоре после похорон Михаила Ярославича в Твери, в конце 1319 – начале 1320 г. 279 Однако более вероятной представляется другая датировка. Следует обратить внимание на то, что Михаил Ярославич в тексте Жития довольно последовательно титулуется великим князем Владимирским, даже тогда, когда он этого титула формально лишился, князь же Юрий Данилович ни разу великим князем не назван. При этом всячески подчеркивалось старшинство тверской княжеской династии перед московской. Думается, что такое положение более объяснимо для периода 1322– 1327 гг., когда Владимирским великим княжением владели сыновья Михаила Ярославича – Дмитрий и Александр. Текст самого Жития Михаила Ярославича, к сожалению, сохранился лишь в списках не ранее XVI в., но его отражения имеются уже в памятниках первой половины XV в.: Софийской I летописи старшего извода и Рогожском летописце. Житие Михаила Тверского в составе Софийской I летописи опубликовано в 1851 г. – по Толстовскому списку младшего извода (списки старшего извода использованы только в вариантах) 280 , в настоящее время имеется отдельное издание старшего извода Софийской I летописи 281 . С Софийской I сходна Новгородская IV летопись (обе они восходят к общему источнику), и хотя в последней рассказ о смерти в Орде Михаила Ярославича отсутствует, в обеих летописях под 1380 г. имеется выписка из Жития тверского князя 282 – следовательно, в их общем источнике Житие Михаила Ярославича читалось. Общий протограф Софийской I и Новгородской IV летописей определялся сначала (А. А. Шахматовым) как «Свод 1448 г.», затем – как «Новгородско-Софийский свод 30-х годов XV в.», в настоящее же время сформировался взгляд на памятник как на Свод митрополита Фотия 1418 г. 283 Таким образом, Житие Михаила Тверского в составе Софийской I летописи оказалось заимствованным из Митрополичьего свода 1418 г. 284 Другая редакция Жития Михаила Ярославича содержится в Рогожском летописце и близких к нему тверских летописных сводах 285 . В. А. Кучкин, следуя концепции А. Н. Насонова, определил, что общим источником Рогожского летописца и Тверского сборника был Тверской великокняжеский свод 1455 г., в который (через ряд промежуточных этапов) «Повесть о Михаиле Ярославиче» проникла из гипотетического тверского свода 1409 г. 286 Теперь эти взгляды уже устарели хотя бы потому, что рукопись Рогожского летописца устойчиво датируется 40-ми годами XV в. 287

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В семинаре приняли участие: начальник УФСИН России по Тверской области генерал-майор внутренней службы А.Н. Кузьмин; заместитель начальника УФСИН России по Тверской области полковник внутренней службы В.Н. Воробьев; помощник начальника УФСИН России по Тверской области по организации работы с верующими протоиерей Михаил Беляев; ответственный по тюремному служению на территории Бежецкой епархии протоиерей Ярослав Шведов; представитель Синодального отдела по тюремному служению и центрального аппарата ФСИН России священник Димитрий Бондаренко; сотрудники УФСИН России по Тверской области. В ходе работы семинара были заслушаны доклады генерал-майора внутренней службы А.Н. Кузьмина, священника Димитрия Бондаренко, протоиерея Михаила Беляева, протоиерея Ярослава Шведова. Генерал-майор внутренней службы А.Н. Кузьмин, начальник УФСИН России по Тверской области, в своем сообщении подчеркнул важность взаимодействия ФСИН России и традиционных религиозных организаций, особенно Русской Православной Церкви. Священник Димитрий Бондаренко рассказал об основных направлениях деятельности Синодального отдела по тюремному служению, обратил особое внимание на важность и необходимость соработничества сотрудников ФСИН России и тюремного духовенства в деле нравственного воспитания и духовного окормления осужденных. Особое внимание докладчик уделил цели, к которой должны стремиться сотрудники ФСИН России при своем служении, — не просто осуществлять наказание, к которому приговорен осужденный, но и прилагать все возможные усилия к исправлению человека, к его нравственному перерождению, чтобы осужденный не озлобился, отбывая заслуженное наказание, но нашел в себе силы снова стать достойным полноправным членом общества. Для этого именно и необходимы совместные усилия сотрудников УИС и тюремных капелланов. Помощник начальника УФСИН России по Тверской области по организации работы с верующими в своем сообщении рассказал об имеющемся положительном опыте взаимодействия Тверской митрополии и УФСИН России по Тверской области, обозначил также и проблемные вопросы. В частности, священнослужитель обратил внимание руководства и сотрудников регионального УФСИН России на то, что участие осужденных в богослужении и святых таинствах не должно рассматриваться ни как поощрение, ни как наказание. Наоборот, как непослушному ребенку родители уделяют большее внимание, чем послушному и используют все доступные средства для воспитания, так и с проблемным осужденным должен работать не только психолог или воспитатель, но также нужно организовывать встречу такого осужденного со священником.

http://patriarchia.ru/db/text/5956043.ht...

В Твери молитвенно почтили 705-летие мученической кончины благоверного князя Михаила Тверского 06.12.2023 13:52:54 ТВЕРЬ 5 декабря, в день памяти благоверного князя Михаила Тверского, в кафедральном Спасо-Преображенском соборе на Соборной площади Твери была совершена Божественная литургия, сообщает Седмица.ru со ссылкой на сайт Тверской митрополии . В этот день в 2023 году отмечается 705-летие мученической кончины покровителя Твери — благоверного князя Михаила Тверского и пятилетие со дня первой Божественной литургии в возрождаемом кафедральном Спасо-Преображенском соборе Твери. Кроме того, в этот день сугубо молились об упокоении приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия II, отошедшего ко Господу 15 лет назад. Божественную литургию совершил глава Тверской митрополии митрополит Тверской и Кашинский Амвросий в сослужении митрополита Виктора (Олейника), епископа Ржевского и Торопецкого Адриана, епископа Бежецкого и Удомельского Филарета. Архиереям сослужили секретарь Тверской епархии архимандрит Борис (Тулупов), секретарь Архиерейского совета Тверской митрополии, благочинный I Тверского округа протоиерей Павел Сорочинский, секретарь Епархиального совета священник Виталий Симора, руководитель административного секретариата Тверской епархии, ключарь Спасо-Преображенского собора священник Сергий Будков, благочинный IV Тверского округа протоиерей Александр Хомяк, клирик Вознесенского собора г. Твери иеромонах Нектарий (Гузеев), благочинный II Тверского церковного округа протоиерей Вадим Желябовский, благочинный III Тверского округа протоиерей Димитрий Курдюков, настоятель Воскресенского собора Твери иеромонах Агапит (Евдокимов), протоиерей Даниил Алыев, сотрудники протокола Тверской епархии священник Максим Луканов и иеромонах Антоний (Шкурметов), диакон Иоанн Зорин, протодиакон Роман Соколов, протодиакон Михаил Мельник, диаконы Михаил Быков, Николай Кувшинов, Сергий Рудик. В соборной молитве в главном соборе Тверской земли на Литургии участвовали жители и гости областной столицы. На торжественном богослужении присутствовали губернатор Тверской области И.М. Руденя, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Н. Епишин, председатель Законодательного Собрания Тверской области С.А. Голубев, главный федеральный инспектор по Тверской области аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе И.А. Жуков, советник-консультант губернатора Тверской области В.И. Бабичев, почетный гражданин Тверской области В.А Суслов, руководители территориальных подразделений федеральных ведомств, главы районов Тверской области, представители администраций города и области, многочисленные верующие.

http://radonezh.ru/2023/12/06/v-tveri-mo...

Всё, о чем мы рассказали здесь, в совокупности означает одно - пришло время возвращать домой и святыни тверского Спасо-Преображенского кафедрального собора: вековой колокол, который в 1339 г. умыкнул в Москву князь Иван Калита, и святые мощи великого князя Михаила Тверского, которые покоятся до поры - до времени неизвестно где. А также — наши культурные и исторические ценности, похищенные из музеев, галерей и библиотек в период оккупации немецко-фашистскими войсками и разбросанные по всему миру. Тверь ценности свои давно ждёт! На объединённом заседании Тверского регионального отделения Петровской академии наук и искусств и Тверского Дворянского Собрания 21 мая 2021 г. было принято обращение к отцам города Твери и области. Оно содержит инициативное предложение об установлении памятного знака Тверскому великокняжескому дому на месте нахождения останков его членов и иерархов Тверской кафедры Русской Православной Церкви, которые покоились веками в кафедральном соборе. А место это на берегу Волги на засыпанном их прахом спуске к бывшему наплавному мосту через неё. Нами предложен текст памятного знака: «На этом месте после уничтожения в 1935 году Спасо-Преображенкого собора нашли своё последнее пристанище останки 24 представителей Тверского великокняжеского дома и 14 церковных иерархов. (Далее следуют имена согласно мартирологу, составленному историком Забелиным Н.А., который опубликован в книге А.М.Салимова «Тверской Спасо-Преображенский собор», Тверь, 1994) . Ступая по сей земле многострадальной, не сочти за труд поклониться их праху, наш дорогой современник и продолжатель традиций Тверского княжества! Радчук Елена Евгеньевна, независимый исследователь, председатель контрольно-ревизионной комиссии Тверского отделения ВООПИК, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств, президент Культурно-исторического фонда «Нить времени» Осипов Владимир Глебович, вице-президент Петровской академии наук и искусств, профессор и академик ПАНИ, руководитель Тверского научного центра комплексного изучения человека

http://ruskline.ru/analitika/2024/02/20/...

Окончание строительства и освящение Спасо-Преображенского собора в 1290 г., женитьба Михаила в 1294 г., обряд «пострига волос» первенца князя в 1302 г. в день тезоименитства тверского князя - 8 ноября, все это лишний раз подчеркивало имя Михаила Ярославича. Кроме того, всех, кто прибывал в Тверь, на берегу Волги встречала церковь архангела Михаила, построенная тверским тысяцким Михаилом Шетеном в честь своего да и княжеского патрона на рубеже XIII - XIV вв. В первые годы правления князь Михаил Ярославич зарекомендовал себя как смелый и решительный защитник Отечества, принявший боевое крещение в августе 1285 г. в совместных действиях тверских, московских, волоколамских, новоторжских, дмитровских, зубцовских и ржевских отрядов против литовских войск, вторгшихся в волость тверского епископа. Ксения могла гордиться сыном: Михаил с честью выдержал выпавшее на его долю испытание, воистину став князем-воином. Кроме того, без поддержки великого князя Дмитрия Александровича он, по сути, возглавил объединенное войско русичей против неприятеля и вышел победителем. Последствия политики Тверского княжеского дома и противодействие Твери великому князю сказались уже в 1293 г. во время нашествия Дюденя, когда русичи стали стекаться в Тверь искать защиты от монголов. Тверь, по словам Борисова, стала общерусским центром сопротивления «Дюденевой рати». В 1294 г. великая княгиня Ксения женила Михаила Ярославича на дочери ростовского князя Дмитрия Борисовича, княжне Анне. Конечно, брак был династическим: он должен был примирить Тверское княжество с воинственным соседом. Но не будем забывать и о личных достоинствах княжны Анны (в семье ростовского князя было три или четыре дочери), которыми она, несомненно, обладала и на которые обратила внимание княгиня Ксения при выборе жены для своего сына, будущего великого князя, ибо, как пишет А.В. Чернышов: «Высокий престиж княжеского рода во многом определялся репутацией его женской половины». Вероятно, после свадьбы Михаила Ярославича, свидетельствующей о зрелости князя, или в 1305 г., когда Михаил вступил на Владимирский стол 14, Ксения ушла в монастырь, приняв в постриге имя Мария. Но, как видно из летописей, от дел она не устранилась. И хотя нет прямых доказательств, Т. Манухина, анализируя взаимоотношения княгини Ксении и Михаила Ярославича, считает, что «в 1305 г., после смерти митрополита Максима, мать и сын сообща стоят за кандидатуру в митрополиты всей Руси своего тверского ставленника – Геронтия». Историки по-разному оценивают поступок князя Михаила Тверского: одни считают попытку выставить собственного кандидата на митрополичью кафедру политической дерзостью великого князя, другие - героической смелостью. По мнению Е.Е. Голубинского, бесспорно одно: «Мысль обратиться к содействию митрополитов в государственной борьбе принадлежала собственно Твери».

http://pravicon.com/info-2745

Пермь. Храм-часовня Михаила Тверского (скит Троицкого Стефанова мужского монастыря). Часовня. Действует.   Освящена в честь: Михаила Тверского Год постройки:Между 1998 и 2006. Архитектор:Н.Н. Кукин, С. И. Тарасов, Н. В. Кирпичёва Адрес: г. Пермь, Орджоникидзевский район, Микрорайон Чапаевский Координаты: 58.073224, 56.365909 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью С посёлком Чапаевский связан печальный исторический факт. Здесь находится одно из предполагаемых мест расстрела великого князя Михаила Романова и его секретаря Б. Джонсона - возвышенность на границе Орджоникидзевского и Мотовилихинского районов. В 1918 году по версии некоторых исследователей где-то тут на склоне горы у посёлка Камский были расстреляны великий князь Михаил Романов и его секретарь Джонс. В 1996 году на предполагаемом месте их расстрела был установлен крест (автобусная остановка «Автопредприятие» автобусы 58 и 71). На этом месте в 1998 году был заложен храм-часовня в честь святого благославного князя Михаила Тверского, небесного покровителя Михаила Александровича Романова. Проект часовни был разработан архитекторами из Уральского филиала Российской академии живописи, ваяния и зодчества Н. Н. Кукиным, С. И. Тарасовым и Н. В. Кирпичёвой. Виктор Семянников http://www.metrosphera.ru/history/streets/ Великий князь Михаил Александрович Романов, младший сын императора Александра III, родился 22 ноября 1878 года. До рождения цесаревича Алексея в 1904 году считался наследником престола. После Февральской революции 1917 года, не чувствуя за собой никакой реальной силы, отказался от престола, который согласно манифесту отречения от 15 марта 1917 года ему передавал Николай II. После этого был арестован революционными властями в Гатчине, увезен в Пермь, а затем расстрелян (12 июня 1918г) http://www.patriarchia.ru/db/text/333305.html Впервые 12 июня 2007г в Перми состоялся крестный ход, посвященный памяти великого князя Михаила Романова. В Свято-Троицком храме монастыря прошла Божественная Литургия, после которой, в 10.00 начался крестный ход. Крестный ход прошел от Пермского Свято-Троице Стефанова мужского монастыря до строящегося храма-часовни Михаила Тверского в микрорайоне Чапаевский. Его протяженность составила 6 километров. По материалам: Патриархия. ру © Интернет-газета " Православие на Северной земле " .2007 Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=16535

Этот, подлинный текст Повести ο Михаиле Тверском и Жития Михаила Тверского, строго говоря, приходит к читателю лишь в последние годы. Первый перевод и первое отдельное издание Повести ο Михаиле Тверском в древнейшей редакции Софийской I летописи впервые были осуществлены в 1991 г. 10 . В 1996 г. в сборнике докладов и сообщений Тверского университета был опубликован перевод Пространной редакции, по так называемому, Першинскому списку, введённому в научный оборот В.И. Охотниковой 11 . В 1997 г. Повесть и Житие пришли к читателю в двух древнейших редакциях (редакция Софийской I летописи и Пространная редакция по Першинскому списку) с древнерусским текстом и переводом, a также необходимыми комментариями 12 . В 1999 г. Житие Михаила Ярославича Тверского (Пространная редакция no Першинскому списку) было опубликовано в своде памятников древнерусской литературы 13 . Великий князь Михаил Ярославич Тверской Для понимания событий, излагаемых в Житии, кратко расскажем ο жизни Михаила Ярославича Тверского. Михаил Тверской родился в 1271 году. Его отец великий князь Ярослав Ярославич (брат Александра Невского) умер несколькими неделями раньше рождения сына, при возвращении из Орды. Тверским князем после смерти Ярослава Ярославича стал его сын от первой жены – Святослав, княживший с 1271 по 1282 или 1285 год. Княгиня Ксения, прожив с мужем шесть лет (с 1265 по 1271 год), осталась с тремя детьми – двумя дочерьми и сыном Михаилом. Старшая сестра Михаила, которую мы не знаем по имени, в 1282 году вышла замуж за князя Юрия Львовича Галицкого. Ο второй сестре, Софье Ярославне, известно, что она в 1293 году постриглась в монахини. Княгиня Ксения, которая, как говорят летописи, отличалась красотой и твёрдым характером, какое-то время, возможно, была фактической правительницей княжества. Детство Михаила Тверского прошло под сильным влиянием матери. Именно она, по свидетельству Жития, научила его «святым книгам и всякой премудрости». Следует предположить большое влияние на Михаила и его наставников из числа духовенства – прежде всего епископа Симеона, занимавшего епископскую кафедру в Твери с 1271 по 1289 год.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

120 «Бездеж есть ныне, думаю, селение Везедево, ниже Енотаевска, на рукаве Волги». – Карамзин, т. IV, прим. 238. 121 Спасский монастырь в Московском Кремле, назывался так по древнейшему храму Москвы, Спасу-на-Бору. Первая деревянная церковь Спаса-на-Бору была построена в XII веке. В начале XIV века, при великом князе Данииле Александровиче, её сменил каменный Спасский собор. Находился неподалеку от Боровицких ворот. 122 «По одним известиям, – пишет Борзаковский, – Дмитрий послал сам Александра к Юрию, а по другим Юрий звал к себе Александра... Как будто Александр сперва не доверял Юрию и не хотел к нему ехать, поехал только тогда, когда ему была обещана безопасность, и притом одним из высших духовных лиц». – Борзаковский. Указ. соч. с. 334. 123 Речь идет о храме Михаила Архангела на берегу Волги, который находился на границе Твери, в районе нынешней церкви Рождества Богородицы (бывшая улица Ямская, ныне Вагжанова). Отсюда на руках гроб с телом Михаила Тверского пронесли через весь город, в Спасо-Преображенский собор. В церкви Рождества Богородицы в память об этом впоследствии был устроен придел Михаила Тверского. 124 Речь идет о Спасо-Преображенском соборе – главном храме Твери, построенном при Михаиле Тверском, в 1285–1290 гг. Мощи Михаила Тверского находились в этом соборе с 1319 по 1935 гг. «Празднование памяти св. Михаила Тверского установлено (для всей России) определением Московского собора 1549 г. В Твери память его совершается (по старому стилю. – Ред.) 22 ноября в день его мученической кончины; 24 июня в память избавления Твери от холеры в 1831 г.; 30 сентября в память освобождения Твери от моровой язвы в 1665 г.; и 8 ноября в день его тезоименитства. 24 июня ежегодно совершается крестный ход с мощами св. князя по главным улицам г. Твери при громадном стечении богомольцев». – Тверской патерик, с. 12. Читать далее Источник: Житие Михаила Тверского : Древнерус. текст и перевод : [Рукоп. список Гос. архива Твер. обл.]/Вступит. ст., пер. и примеч. В.З. Исакова ; Археограф. описание Г.С. Гадаловой. - Тверь : Тверская обл. тип., 2001. - 125, с.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

IV . Новая рака князя Михаила Сегодня мало кому известно, что в начале прошлого столетия состоялось торжественное переложение мощей святого благоверного князя Михаила Тверского в новую гробницу. «Определением Священного синода (23 – его марта 1902 г.) разрешено переложение мощей св. благоверного князя Михаила Ярославича Тверского из обветшавшей деревянной раки во вновь сооруженную…» — так сообщала населению газета «Тверские Губернские ведомости» от 20 июня 1902 г.. В газете также указывалось, что мощи находились в раке с 1748 года, и ее обновление, также как обновление убранства святых мощей, уже давно требовались. Концепция и первоначальные эскизы раки принадлежат свитскому генерал-лейтенанту (генералу императорской свиты) князю Михаилу Сергеевичу Путятину, Рюриковичу, потомку Святого Владимира. По его замыслу гробницу следовало создавать по образу византийских или древнерусских гробниц XIV века, что соответствовало бы времени жизни и кончины князя. Фото Рака святого благоверного князя Михаила Тверского 1902 г. Фото И.П.Гусева. В ноябре 1900 г. тверской губернатор князь Н.Д. Голицын доложил великому князю Михаилу Александровичу Романову, тезоименитому святому благоверному князю Михаилу, о желании тверичей дать новую раку «честным мощам» великого князя. С этого дня Михаил Романов встал во главе этого предприятия и взял его под свое покровительство. Великий князь Михаил Александрович утверждал ее чертежи и был в числе первых жертвователей на обновление раки и одеяние мощей. Для дома Романовых это мероприятие стало весьма важным политическим актом. Дело в том, что после смерти великого князя Георгия Александровича цесаревичем – Государем Наследником российского престола стал великий князь Михаил Александрович, т.к. император Николай II в это время еще не имел сына. Для утверждения культа небесного покровителя наследника российского престола и было разрешено это торжественное мероприятие — переложения мощей. Так культ Михаила Тверского занял особое место в жизни Российской империи и императорской семьи Романовых. Богослужение состоялось 22-24 июня 1902 г. и было подробно описано в губернских газетах.

http://ruskline.ru/analitika/2024/02/20/...

Храм в честь Рождества Богородицы (Тверь) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм в честь Рождества Богородицы в городе Тверь построен в 1784 году, главный престол был освящен в 1795 году, второй придел — во имя Михаила Архангела освящен в 1802 году. Здание храма имеет типовую архитектуру для Твери — " восьмерик на четверике " . Содержание История и описание [ править править код ] Начало XX века В старину напротив того места, где ныне находится храм Рождества Богородицы, на берегу реки Волги, располагался один из древнейших монастырей Тверской Земли­ — монастырь во имя Архангела Михаила. В 1764 году монастырь был упразднен, т.к. на протяжении длительного времени находился в упадке и разорении. На месте древнего монастыря во имя Архангела Михаила остались две деревянные церкви: одна во имя святого князя Михаила Ярославича, другая — во имя Рождества Богородицы (ее перевезли из Кашинского монастыря). В 1766 году была устроена одна деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы с приделом святого благоверного князя Михаила Ярославича, которую освятили 5 февраля того же года. 7 июля 1777 года священник Алексей Алексеев подал архиепископу Тверскому и Кашинскому Арсению «всепокорнейшее прошение». Результатом прошения стало возведение нового каменного храма — того, что существует и по сей день. В 1784 году был освящен южный придел святого Михаила Тверского в трапезной. Освящение основного «холодного» храма был совершено 23 сентября 1795 года. В 1800 году в трапезной был устроен северный придел, и 6 ноября 1802 года придел в честь Архистратига Божия Михаила был освящен. В 1803 году была построена каменная колокольня над притвором и заменена глава. В 1814 году вокруг храма была выстроена каменная ограда, которая несколько раз чинилась. В 1847 году была перестроена вся трапезная. В 1887 году в холодной части храма установили голландские печки, и он стал теплым. В 1889 году храм был расписан фресками. В 1903 году в храм была привезена святочтимая икона святого благоверного великого князя Михаила Тверского и святого Иоанна Милостивого — Александрийского патриарха, с частицами их мощей. В 1910 году на пожертвования прихожан были вызолочены два креста на храме, покрашена церковь и построена часть железной ограды кругом церкви (вторую часть доделали в 1911 году). В 1912 году, с разрешения архиепископа Тверского и Кашинского Антония, были вызолочены два киота (с образами Воскресения Христова и Смоленской Божией Матери), обновлены два иконостаса в приделах св. благоверного князя Михаила Тверского и св. Архистратига Михаила, сделан новый киот к иконе Рождества Пресвятой Богородицы.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_в_честь_Р...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010