Еще одно сюжетное изображение – икона «Чудо в Хонех». Согласно Преданию, в селении Хони в Малой Азии был целебный источник с церковью, посвященной Архангелу Михаилу. Язычники в своей борьбе с христианством решили затопить церковь и уничтожить источник. Они выкопали ров, где соединились течения двух рек, и направили воду на церковь. Пономарь Архипп в горячей мольбе обратился к Архангелу Михаилу, и тот ударом жезла о камень остановил поток, а вода ушла в скалы. Название местечка Хони происходит от греческого слова, означающего «воронка». На этих иконах Архангел Михаил жезлом ударяет о камень, и в отверстие устремляется поток воды. Здесь же Архипп – в монашеской одежде. На заднем плане – храм, около него язычники, иногда с заступами и лопатами. Вдали поток сливается из двух рек. Другое сюжетное изображение – «Чудо о Флоре и Лавре» – целиком относится к Преданию Русской Поместной Церкви. Согласно этому преданию, Архангел Михаил обучил святых Флора и Лавра, почитающихся в Русской Церкви покровителями лошадей, управлять лошадьми и помогать этим животным. Обычно Архангел помещается в центре верхней половины композиции, в анфас, он держит за длинные уздечки двух коней, черного и белого, и вручает их стоящим рядом с ним святым Флору и Лавру. Другое название сюжета – «Архангел Михаил вручает коней Флору и Лавру». К сюжетным изображениям также относится апокалиптический образ Архангела Михаила. Архангел скачет по горящей земле верхом на алом крылатом коне, с пламенной трубой у губ. В одной руке у него книга, в другой – крест или трезубец, под копытами коня – низверженный диавол в виде дракона или уродливого человека. Такой образ называется Архангел Михаил Воевода. Он появился в русском искусстве с XVI веке и приобрел популярность в XVII столетии. Чудеса святого Архангела Михаила Явление Иисусу Навину Иисус, находясь близ Иерихона, взглянул и видит, и вот стоит пред ним человек, и в руке его обнаженный меч. Иисус подошел к нему и сказал ему: наш ли ты или из неприятелей наших? Он сказал: нет; я вождь воинства Господня, теперь пришел сюда. Иисус пал лицем своим на землю, и поклонился, и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему? Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято. Иисус так и сделал (Нав. 5: 13–15). Предсказание о рождении Самсона

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Жития мучеников, пострадавших на Балканах после падения Константинополя. Составлено по синаксарию блаженного Никодима Афонского. Сюда вошли жития мучеников: Ангелиса Константинопольского, Николая Лавочника, Хрисы (Златы), Анастасия Эпирского, Георгия Хиосского, Георгия (Зорзиса), Антония Афинского, Феодора, Иоанна Калфы, Иоанна Кулика, Михаила Смирнского, Дуки Портного, Аргиры, Ахмеда Калфы, Аргироса Солунского, Марка Хиосского, Михаила Огородника. Группа Вконтакте Facebook группа Новомученики балканские НОВОМУЧЕНИКИ БАЛКАНСКИЕ Жития мучеников, пострадавших на Балканах после падения Константинополя. Составлено по синаксарию блаженного Никодима Афонского. Книга, подготовленная изд-вом " Свет Православия " ( http://pms.orthodoxy.ru/light/ ) в 1990-е гг., но не опубликованная, а выложенная в сеть. Источник электронной публикации - http://www.krotov.info ПРЕДИСЛОВИЕ. Жизнь во Христе есть постоянное мученичество. Сколь разнообразны пути ко Господу, пути к Небу! В сонме святых прославляются апостолы и пророки, мученики и исповедники, преподобные и святители, юродивые и благоверные князья. Одни измлада подвизались в поте лица в пустынях, другие перед кончиною осознали пагубность своей прежней жизни и принесли искреннее покаяние, иные своей кровью засвидетельствовали любовь ко Христу. Были и такие, которые всю жизнь провели в скитаниях и лишениях, пряча дарованную свыше премудрость под маской безумия. Но сколько бы ни было этих путей, везде требовалось осознание своей немощи и своего ничтожества, твердое упование на спасающую десницу Божию, подвиг самоотречения и доброделания. Все они  " верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, испытали поругания и побои, а также узы и темницу; были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления. Те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли " . Все они отверглись себя, и, взявши свой крест, последовали Христу, все они исповедали Господа перед людьми (мученики кровью, преподобные подвижническим потом, святители благодатным словом). Проходя различные подвиги, все они шли одним единственным узким путем, вводящим в жизнь вечную.

http://predanie.ru/book/139070-novomuche...

Замечу, кстати, что, как и всегда, Рёрих берется выдвигать некие якобы христианские тезисы, нимало не заботясь об их проверке путем согласования с Библией. Ведь если высший из Элохимов - архангел Михаил, то, получается, что именно он (вместе с сатаной) оказывается тем Небесным Отцом, от Которого происходит Христос. Выходит, что именно Михаила Христос назвал Своим Отцом, именно ему Христос молился в последнюю минуту своей земной жизни, и именно в руки Элохима-Михаила Христос предал Свой дух: “В девятом часу возопил Иисус громким голосом: Элои! Элои! ламма савахфани? - что значит: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?” (Мк. 15,34). “Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой”. (Лк. 23, 46). Сопоставим этот предсмертный крик Христа с тем, что Блаватская и гностики говорят о демонизированном ими “Элохиме”, Боге-Творце Ветхого Завета, которого они относят к числу деградировавших и невежественных духов, бунтующих против Высших Начал (у гностиков именно в этом и видится миссия Христа: разъяснить людям, что почитать Бога-Творца не стоит; чтить надо тех духов, которые не запятнали себя созданием материи)… И, если мы примем на веру оккультно-гностический миф, у нас получится совсем уж дикая картина: если во всем доверять теософам, то окажется, что Христос в смертную минуту предает Свой дух в руки не только ”семи кумар” и ангелов, но еще и своих злейших врагов – ветхозаветных “элохимов”... Получается, что в высшую, крестную Свою минуту, Христос капитулировал перед своими врагами-Элохимами… И спросим – да разве возможно все это примирить с библейским повествованием и утверждением Символа веры о том, что Единый Бог создал небо и землю, и что та Любовь, что создала вселенную, она же явила себя на Кресте? Не могу я поверить, что и в самом деле Рёрих “верит во Единого Бога Творца”, если в письмах единоверной ему жены есть такой призыв: “Где возможно, следует заменять слова Господь, Бог, Творец – Божественным началом” . Как совместить декларацию Н. Рёриха с заверением Блаватской, что “В Бога христиан, Отца Иисуса и Создателя, короче говоря, в библейского Бога мы не верим. Мы не хотим иметь с ним ничего общего”?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

«И ввергнут их, — говорит Господь, — в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит!» С неумолимостью приближается время, когда наступит полное разрушение всякого зла и торжество добра и правды. Как это совершится? Это тайна неоткрытая, неизвестная никому. Но те, кто знает благодать Христову и близкое присутствие ангелов, живут ею сегодня. Велика будет радость спасенных! Вместе с ангелами они воссияют как солнце. Это будет новое Преображение Господа и с Ним — всего творения, вхождение в Божию славу всей Церкви — земной и небесной. Аминь. Всенощное бдение Собор Архистратига Михаила Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. От вечности Бог есть Свет, в Котором нет никакой тьмы. Единственный, истинный, невещественный, бесконечный и абсолютно непостижимый. Он пребывает в неприступной тайне Своего Божественного естества, в неизреченном общении Трех Лиц — Отца и Сына и Святого Духа. Он есть совершенное добро и начало всякого добра и всякой любви. Потому по преизбыточетсвующей Своей благости, восхотев дать участие другим в Своем свете, Он вызвал мир из небытия к бытию. Прежде создания мира видимого Он привел к жизни Своим Словом и Духом Святым ангельскую природу, сотворив небесные бесплотные силы, пламенеющие как невещественный огонь в служении славе Божией. Они — светы вторые, приемлющие благодатью Духа Святого просвещение от первого и безначального Света. Бессмертные по приобщению к Богу, свободные и разумные существа, они обретают в созерцании Бога свое бытие, свою крепость и смысл своего существования. Бог соделал их Своими служителями и послал их (слово «ангел» означает «посланный») бодрствовать над землей, над народами и царствами (согласно Апокалипсису, каждая Церковь имеет Ангела-покровителя), над каждым из нас. Об этой тайне посланничества в мир, выражающей служение Сына Божия, и желании проникнуть в нее ангелов и святых — Евангелие, которое мы слышали сегодня за литургией. «Слушающий вас, Меня слушает, — говорит Христос, — и отвергающийся вас, Меня отвергается, а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня». Кто презирает верных служителей Христовых, ангелов и святых, презирает Христа и Бога. Мы видим, как семьдесят учеников возвратились с радостью, не сетуя на усталость после трудов, но радуясь о успехе — особенно в изгнании нечистых духов: «Господи, и бесы повинуются нам о имени Твоем». Как ангелы, они воздают славу Христу за чудо, совершенное Его именем. Все наши победы над сатаной совершаются силой, исходящей от Христа. Во имя Его мы должны вступать в сражение с нашими духовными врагами. Если война, которую мы ведем, идет во имя Господне, то и честь победы принадлежит Его имени. Апостолы говорят об этом с изумлением и восторгом: «И бесы повинуются нам». Если бесы  нам повинуются, кто устоит против нас?

http://moral.ru/собор-архистратига-михаи...

«И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге» ( Дан.12:1 ). Последнее гонение во времена Антихриста будет самым тяжелым временем жизни на Земле. Но в это время народу Божию будет помогать архангел Михаил – князь небесных сил. Он является великим князем, потому что руководит всеми ангелами Божьими, и его заступничество спасет народ Божий. Здесь нужно понимать, что народ Божий это не только Церковь , но и еврейский народ. Почему здесь указано вмешательство архангела Михаила? Дело в том, что архангел Михаил является ангелом-хранителем еврейского народа, и его особое вмешательство будет именно во время последнего великого гонения Антихриста. Это проявится в том, что еврейский народ тогда примет Господа Иисуса Христа, в том, что он покается, и, по словам апостола Павла, Израиль спасется таким образом ( Рим.11:26 ), он войдет в народ Божий. Благодаря вмешательству ангела-хранителя этого народа – архангела Михаила, люди из еврейского народа войдут в царство Божие. «Стоящий за сынов народа твоего», т.е. он будет защищать евреев от совращения. Во время власти последнего врага архангел Михаил будет оказывать людям особое покровительство. И его мощная защита – огненное пламя, будет покрывать от козней врага. Антихрист никого против воли не сможет ни к чему принуждать. Нам известно, что когда умножается зло, то начинает преизобиловать и благодать – чем сильнее тьма, тем ярче Свет. Здесь мы должны помнить, что во время власти последнего противника Бога будет особое вмешательство ангельских сил. Даже в прошедшие века известно, что чудес больше всего было в эпоху мучеников, в эпоху гонений. Но для всей Вселенной «наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени», сам Господь эти слова прямо относил к самым последним временам конца мира. Вот как об этом сказано в 24-й главе Евангелия от Матфея: «Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу, ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни. Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, – не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам» ( Мф.24:20–25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

И дай нам Бог по молитвам этого великого праведника стяжать хотя бы малую толику той твердой веры, которую он имел, которой спасся и благодаря которой именно от него произошел Спаситель мира, Господь наш Иисус Христос. Аминь. 22 октября 1996 года Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных (Лк., 51 зач., Х, 16–21) Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня. Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем. Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию; се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам; однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах. В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение. О том, что ангелы помогают людям Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня, в день памяти святого Архистратига Божия Михаила и всех Небесных Сил бесплотных, читается отрывок из Евангелия от Луки. Господь Иисус Христос говорит о той власти над нечистой силой — демонами, которую получили Его ученики. «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня. Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем» (ст. 16–17), то есть ученики именем Господа Иисуса Христа изгоняли демонов из беснующихся. Возможно и другое толкование этих евангельских слов: во все времена существования христианства каждый подвижник, любой христианин, желающий очистить свою душу, именем Господа Иисуса Христа изгоняет из себя бесов — не их самих непосредственно, но те греховные помыслы, которые демоны нам внушают. Если мы ревнуем о своем спасении и имеем некоторый духовный опыт, то знаем, что действительно только именем Господа Иисуса Христа мы можем отогнать самые отвратительные и навязчивые помыслы, иначе с ними справиться невозможно.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

И затем, уже к приближающемуся часу своей кончины, сказал: «Дайте мне Псалтирь, сильно скорбит душа моя». Ибо чуял – уже близко пришедший от Бога Святой Ангел по блаженную душу его. И открыв Псалтирь, увидел псалом: «Услышь, Боже, молитву мою. Внемли мне, я стенаю в горести моей и смущаюсь от голоса врага, ибо во гневе враждуют против меня» 106 . В тот же час окаянный Кавгадый ходил к царю и вышел с ответом на убиение блаженного. Сей же читал: «Сердце моё трепещет во мне, и страх смерти напал на меня» 107 . И сказал священникам: «О чём говорит псалом этот, скажите мне». Они же, не хотя ещё больше смущать его, сказали: «Это, господин, говорит псалом в последней главе: «Возложи на Господа заботы свои, и Он поддержит тебя. Никогда не даст Он поколебаться праведнику» 108 . Он же опять сказал: «Кто дал бы мне крылья, как у голубя? Я улетел бы и успокоился бы. Далеко удалился бы я, и оставался бы в пустыне, надеясь на Бога, чтобы он спас меня» 109 . Когда же возили блаженного с царём (л. 114) на охоту, говорили ему слуги его: «Вот, господин княже, проводники и кони готовы, уходи в горы и спасёшь жизнь». Он же отвечал: «Нет, не дай мне Бог сделать это, никогда в жизни такого не делал. Если один спасусь, а людей своих оставлю в такой беде, какую славу приобрету? Да будет воля Господня. Если бы враг мне был только Кавгадый, претерпел бы я от него. Но это диавол, ненавидящий меня, (л. 114 об.) величается надо мною, и нет ему запрета от Бога. Я же уповаю на Тебя, Господи» 110 . И так закончил псалом, и, закрыв Псалтирь, отдал слуге. И вот в тот же час один из слуг его вбежал в вежу с побледневшим лицом и притихшим голосом: «Господин княже Михайло, уже едут от Орды Кавгадый и князь Юрий со множеством народа прямо к твоей веже». Он же, встав, вздохнул и сказал: «Знаю, зачем едут, убить меня». И отослал сына своего Константина к царице 111 . И было страшно, (л. 115) братия, в тот час видеть со всех сторон множество бегущих ко двору блаженного князя Михаила. Кавгадый же и князь Юрий послали к блаженному убийц, а сами слезли с коней на торговой площади. Ибо торг был рядом, так что можно камнем добросить.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И ощущение, что мы опоздали на что-то важное, на весенние события, свеже-студёные, живящие, и ты будто виноват, что не жил здесь всегда, не делил зимы-весны…» Чтобы никогда более не опаздывать, повзрослевший Михаил Тарковский сознательно выбирает жизнь в природе – сейчас он живет в таежной деревне в Красноярском крае. Этим выбором иллюстрируется один из модусов свободного, самостоятельного бытия человека (творения). Как говорит прот. А. Геронимус, «это обращенность человека на себя и на мир» . Но есть более высокий уровень – добровольная обращенность творения к Творцу и сознательная зависимость от Него. Церковь в ее человеческом аспекте возникает и возрастает как реализация именно этой установки. Церковь – с ранних лет входит в жизнь Михаила. Вернее, наоборот, его, маленького, подводит к дверям храма бабушка, выбрав Оптину пустынь, проторив дорогу к храму чтением внуку «Братьев Карамазовых» Достоевского, посещением Третьяковской галереи, обсуждением «Войны и мира» Толстого, приобщением к великой мировой культуре в музее им. Пушкина. Мария Ивановна не проявляла явную воцерковленность, не заявляла громогласно о любови к Богу. Ее вера была проста как ее жизнь, трепетна и прикровенна, как сияние горящей лучинки. Это была кровная, «капиллярная», непресекаемая, родовая, передающаяся по наследству вера. Бабушку Марию Ивановну не назовешь книжно праведницей, т.е. той, кто строго соблюдает церковные заветы, предписанные вероисповеданием. Она строго блюдет нравственные законы, но не нянюшка-пестунья, не назидательная учительница. Она смиренная носительница истины, которую не навязывает окружающим. Это та светлая истина, о которой говорится в Священном Писании: « Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме. Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна. А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза » (1Ин. 2: 9–11). Бабушка Михаила любит всех и знает, куда идти, она вместе с внуком все время в пути, как будто чует, что только « скоротечное живет». Образ бабушки Марии Ивановны небывалый в русской литературе, образ реальный, раскрывающийся в дальнейшем. Как говорит богослов свт. Григорий Нисский, «актуальная бесконечность божественного бытия определяет динамическую бесконечность человеческого пути и подвига, в котором всегда есть начало дальнейшего – даже за пределами земной жизни и самого времени» .

http://ruskline.ru/analitika/2023/08/29/...

И Христос сказал: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» ( Лк. 10, 18 ). Но при этом доступ на небо сатана имел, это видно из Писания: когда сыны Божии пришли поклониться Богу, пришел с ними и сатана. Он же приходил клеветать Богу на праведного Иова; у пророка Михея описывается, как сатана был возле Господа и подтверждал, что станет духом лжи в устах у лжепророков. Так что диавол имел доступ в небо и клеветал на людей Божиих день и ночь. А когда появляется Церковь Божия, Господь свергает с небес сатану. Он посылает Архангела Михаила, чтобы вновь воевать с диаволом. Между прочим, слово «Михаил» означает в переводе с еврейского «кто как Бог» в значении «никто не равен Богу». Так возгласил Архангел Михаил во время первой битвы с Люцифером: «Никто не равен Богу, и никто не может быть подобным Ему». Михаил стал первым Ангелом после падения Люцифера и Ангелом Хранителем еврейского народа. Об этом прямо говорит Книга пророка Даниила: «И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего» ( Дан. 12:1 ). Здесь речь идет именно об Архангеле Михаиле, который вступится в конце времен за христиан. И сказано, что на небеса доступ диаволу и его демонам закрывается, они свергаются Михаилом и его Ангелами с небес в поднебесье и уже там стараются губить людей. Причем, обратите внимание, демоны не устояли против Архангела Михаила, потому что зло не всесильно. «И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» ( Откр. 12:9 ). Дракон, змей – это нечто извивающееся. Почему извивающийся? Потому что в нем нет правоты, он ползучий, он обманщик. Дракон поэтому и называется змеем древним. Таким образом, Библия прямо объясняет, что именно древний дракон, Люцифер, соблазнил Еву и Адама, войдя в рептилию – змея физического. Поэтому и сказано, что он древний змей, древний лжец, обманщик, древний изначальный враг людей. «Диавол» переводится с греческого как «клеветник» – тот, кто клевещет на людей, желая их погубить.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Михайлов день в 2024 году — 21 ноября Архангел Михаил первым восстал против люцифера. Итог этой битвы известен… 21 ноября, 2021 Архангел Михаил первым восстал против люцифера. Итог этой битвы известен… 21 ноября в России по традиции отмечается Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. В народе этот церковный праздник принято было называть «Михайлов день». Михайлов день Архангела Михаила считают покровителем рода человеческого, о нем существует не одно упоминание в Священном Писании. Есть в Библии и эпизоды, где нет прямого упоминания о том, что участником событий был Архангел Михаил, но Церковь традиционно считает, что речь шла именно о нем (например, огненный столп, явившийся перед израильтянами во время бегства из Египта). Архистратиг Михаил являлся пророкам, возглавлял воинство Господне, защищал людей от греха. У Ангелов существует своя иерархия, и приставка архи- говорит об одном из высших ангельских чинов. Архистратиг Михаил считается главой воинства Господнего в борьбе со злыми силами: «И произошла война на Небе: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось им места на Небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною». Апостол Иуда кратко упоминает об архангеле Михаиле как о противнике диавола (Нав. 5, 13; Дан. 10; 12, 1; Иуд. 9; Откр. 12, 7-9; Лк. 10, 18). Архангел Михаил первым восстал против люцифера. Итог этой битвы известен… Поэтому в народе Архистратиг почитается защитником верующих, а Михайлов день — важный праздник для членов Церкви. История праздника В IV веке Лаодикийский Собор установил дату праздника Михайлов день, который отмечается и сегодня. Этот праздник не случайно выпадает на девятый календарный месяц — ноябрь. Ведь существует всего девять известных нам ангельских чинов: Обычаи и традиции на Руси Поскольку праздник выпадал как раз на то время, когда крестьяне успевали продать и получить выручку за свой урожай, в этот день было принято:

http://pravmir.ru/mihajlov-den-v-2024-go...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010