Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕТР (†826), священноисп. (пам. 10 сент.), митр. (в рус. традиции - епископ) Никейский. Сведения о жизни П. содержатся в основном в письмах прп. Феодора Студита , а также в Житиях др. святых эпохи иконоборчества : прп. Иоанникия Великого (ActaSS. Nov. T. 2. P. 384-435 [BHG, N 936]) и исп. Никиты, игумена Мидикийского (ActaSS. Apr. T. 1. P. 253-265 [BHG, N 1341]). О раннем периоде жизни П. сведения отсутствуют. Вероятно, он был рукоположен во иерея свт. Тарасием , патриархом К-польским, наряду с Емилианом Кизическим и др. после Вселенского VII Собора . В начале 2-го периода михианской схизмы П. поддерживал свт. Никифора I , патриарха К-польского, и склонял прп. Феодора Студита признать законным снятие прещений с пресв. Иосифа, обвенчавшего вступившего во 2-й брак имп. Константина VI вопреки канонам ( Theod. Stud. Ep. 48; Pratsch. 1998. S. 168), однако преподобный оставался непреклонным. В 812 г., при имп. Михаиле I Рангаве , П. высказался против похода на болгар, снова поддержав патриарха Никифора и заняв позицию, противоположную позиции прп. Феодора Студита, который был сторонником войны с болгарами ( Theoph. Chron. P. 498). Как сообщает Житие исп. Никиты, игумена Мидикийского, П. вместе со мн. авторитетными игуменами и высшими иерархами участвовал в аудиенции, устроенной имп. Львом V (813-820) на Рождество Христово 814 г. Император, тайный сторонник иконоборческих воззрений, пытался убедить представителей Церкви в необходимости открытой полемики с иконоборцами, а сам надеялся в этом споре быть арбитром и т. о. утвердить еретическое учение. Однако собравшиеся представители Церкви, догадываясь о замысле императора, отвергли идею такой дискуссии (ActaSS. Apr. Т. 1. P. 262). Уже в нач. 815 г., когда имп. Лев открыто занял еретическую позицию, П. подвергся гонению и был одним из первых архиереев, к-рых император отправил в ссылку. Однако когда на Пасху 816 г. П. был привезен в К-поль, то буд. патриарху Иоанну VII Грамматику ( Pratsch. 1998. S. 242) или, по иным данным, Феодоту I ( Theodorus Studita. Epistulae/Hrsg. G. Fatouros. B.; N. Y., 1991. T. 1. S. 305. Not. 552), действующему иконоборческому патриарху, удалось на время склонить императора к более компромиссной по отношению к ереси позиции. Когда П. снова выступил как защитник иконопочитания, его отправили в ссылку ( Theod. Stud. Ep. 177). После восхождения на престол Михаила II Травла (820) П. получил амнистию.

http://pravenc.ru/text/2580284.html

Хотя патриарх и оправдывал свой последний поступок так называемой икономией ( οκονομα), т. е. возможностью делать ради высших каких-либо целей и по распоряжению государя послабление или временное прекращение действия некоторых точнейших церковных законов, хотя он и ссылался в доказательство своей правоты на аналогичные исторические примеры, бывшие раньше в Церкви, однако монахи и во главе их студиты стали в полную оппозицию к нему. В основе всех возражений, какие раздавались со стороны монахов против действий и оправданий патриарха Никифора, лежала та мысль, что церковное учение и каноны должны быть соблюдаемы в точности и что простирать на них правила «икономии» нельзя. Столкновение монахов с патриархом было столь серьезно, что повело первых к отдалению от власти последнего. Возникла борьба, грозившая Восточной церкви немалой опасностью. К счастью, она скоро прекратилась, причем победителями остались монахи: пресвитер Иосиф по требованию нового императора Михаила Рангаве (811–813) был низвержен из духовного сана. Но хотя мир в Церкви и был восстановлен, однако раздор патриарха и монахов оставил после себя многие следы. Поэтому он снова возник при патриархе Мефодии (842–846). Мефодий, подобно Тарасию, снисходительно относился к духовным лицам, раскаявшимся в своих иконоборческих заблуждениях; кроме того, он не всегда удачно делал выбор лиц на церковные должности, а главное – оказал уважение патриарху Никифору, торжественно совершив перенесение его мощей в церковь св. Апостолов. Все это, по мнению монахов, в частности Студийского монастыря, было достойно порицания, а потому и вызвало недовольство в них. Особенно усилилось недовольство после того, как патриарх потребовал от студитов предать анафеме все, что было написано ими против Никифора. Такое распоряжение было в глазах монахов явным осуждением лица св. Феодора Студита , больше всех полемизировавшего с Никифором, и вызвало среди них целую бурю. Напрасно Мефодий доказывал им, что он требует осуждения не лица св. Феодора Студита , а только некоторых его сочинений, направленных против Никифора, от которых он, Феодор, сам отказался, примирившись с патриархом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

В уставе 1046 г. Афон называется святой Горой ( τ γιον ρος). Такое наименование официально дано ему немного ранее составления устава, в том же 1046 г., особым хрисовулом Константина Мономаха. 1122 Неофициально же Афон давно именовался св. Горой. Еще св. Афанасий так называл ее в своем типиконе и в духовном завещании. Так названа она в одном афонском акте 1038 г. 1123 И не без основания Афон получил такое имя. Из устава 1046 г. видно, что в это время здесь было до 180 монастырей. Кроме лавры, Ватопеда, Ивера, Филофея и Есфигмена в уставе поименованы следующие монастыри: Зигу, св. Никифора, Ксиропотамский, Каспак, Афанасия, Дохиарский, Сисоя, Каллиагрский, Факина, Сотира, Евстратия, Верриотский, Фалакра, Калестри, Ксирокастра, Архистратига, Филадельфа, Неакита, Бессребренников, Николая, Ефрема, Онуфрия и св. Петра. Кроме того, на Афоне существовали монастыри: св. Георгия, Сухого Потока ( ξερορυακου), Варнавици, 1124 Ска- мандрина, Каллиника, Гемата, Колецис, Галягры, Еакеев, Креста, св. Василия, св. Петра, Харонта, Макригена, св. Димитрия, Сараварский, Скородона, Скилонадари, Богородицы Ксилургу, Доброго Песка, 1125 Булевтирийский во имя Богоматери, 1126 Пифира (ок. 1030), 1127 Пресвятой Богородицы, 1128 св. Саввы, 1129 Иоанна Богослова, 1130 Кацари, 1131 св. Трифона, 1132 Дометил. 1133 Из этих монастырей впоследствии сделались наиболее известными обители: св. Никифора, Ксиропотамская, Дохиарская и св. Николая. Обитель св. Никифора, по преданию, была основана царицей Пульхерией († 451) и сначала именовалась Стратоникийской. Во времена арабских нашествий на Афон в VIII и IX вв. она запустела и возобновлена была только после 870 г. под названием Никифоровой. 1134 Во второй половине XI в. она получила имя Ксиропотамской, которое удержала и до сего времени. Под уставом 1046 г. игумен этой обители монах Иларион подписался седьмым. Монастырь Ксиропотамский был построен в середине X в. болгарским царем Петром для монаха Павла Ксиропотамского, происходившего из богатой константинопольской фамилии Рангаве, в благодарность за его апостольские труды в Болгарии и Сербии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Преподобный Феодор Студит об исламе Преподобный Феодор Студит Преподобный Феодор Студит (память 11/24 ноября и 26 января/8 февраля) родился около 759 года в Константинополе в большой семье сборщика царских податей Фотина и его супруги Феоктисты. Он получил отличное образование у лучших риторов, философов и богословов столицы. При императоре-иконоборце Константине Копрониме (741–775) Фотин, строго придерживавшийся Православия, оставил государственную службу. В 781 году преподобный Феодор вместе с другими членами семьи под влиянием дяди, святого Платона, принял монашеский постриг в монастыре Символон на горе Олимп. Затем вместе с дядей и братьями они основали монастырь в местечке Саккудион. В 787 году преподобный Феодор был рукоположен патриархом Тарасием в священнический сан. В 794 году, по благословению святого Платона, он становится игуменом Саккудионского монастыря. Возмущенный антиканоническим четвертым браком Константина VI (780–797), преподобный Феодор разослал по монастырям послания, в которых объявил императора отлученным от Церкви. За это он, вместе с десятью сподвижниками, был арестован весной 797 года и сослан в Фессалонику. В августе 797 года святая императрица Ирина, вернувшая себе престол, освободила монахов из ссылки и в 799 году пригласила преподобного Феодора возродить опустевший при иконоборцах Студийский монастырь, куда вскоре собралось до тысячи иноков. В 809 году преподобный Феодор выступил с осуждением неканоничных действий императора Никифора I (802–811), за что был подвергнут истязанию и сослан на о. Халки. Вернуться в Константинополь он смог лишь спустя два года, уже после смерти Никифора. Стал советником императора Михаила I Рангаве (811–813). Весной 815 года, когда император Лев Армянин начал насаждать иконоборчество, преподобный Феодор открыто противостал этому, обличая ересь. Это стало причиной того, что в 816 году он опять был сослан – сначала в иллирийскую крепость Метопу, затем в анатолийскую Бониту, а после в Смирну, где продолжал полемику с иконоборчеством. После гибели Льва Армянина в 820 году ссылку преподобного Феодора прекратил император Михаил II Травл, который, однако, будучи также иконоборцем, запретил иконопочитание в столице. Преподобный несколько лет скитался, пока не прибыл осенью 823 года в монастырь святого Трифона в Вифинии, где и скончался 11 ноября 826 года. 26 января 844 года состоялось торжественное перенесение мощей преподобного Феодора Студита в Константинополь.

http://pravoslavie.ru/28418.html

Из истории жизни и церковной деятельности Мефодя видно, что в церкви существовали две партии, из которых одна многочисленейшая принимала одобрительно все его распоряжения; другая, напротив, везде и всегда противилась ему. Теперь, всякий последующий патриарх, как скоро он становился почитателем Мефодя и хотел руководствоваться его практикой, тем самым становился на сторону многочисленнейшей партии приверженцев кроткой, рассудительной церковной политики Мефодиевой; если же он не признавал за Мефодием заслуг, порицал его церковную деятельность, тем самым становился на стороне партии, сложившейся из противников Мефодиевой церковной политики. Требовалось искусство слить и помирить эти две партии, но на первых порах такого искусства мы не видим. Преемником патриарха Мефодия был Игнатий. Его молодость прошла печально. Он был сын несчастного императора Михаила Рангаве, низвергнутого с престола Львом Армянином. Низвергнутый император Михаил с своим семейством был заключен в монастырь. Сын его Никита (в монашестве Игнатий) был оскоплен. 14-ти лет Никита сделался монахом. Целых тридцать три года остается в монастырском уединении Игнатий. Его подвиги благочестия доставляют ему высокое уважение в народе. Его монастырь, где он сделался потом игуменом, был местом убежища для православных, гонимых иконоборцами. Это еще более придало славы его имени. Он был монахом и ревностным почитателем монахов. В 846 году вдруг Игнатий по воле императрицы Феодоры призывается к высокому служению патриаршему 188 . Не легкое и может быть, непосильное бремя брал на себя Игнатий, не знавший света, людей, жизни. Чем выше тогда было положение патриарха в Византии, тем менее согласовалось оно с воспитанием и навыками Игнатия. Игнатий не мог удовлетворять всем требованиям своего положения. Качества и преимущества, приписываемые ему биографом Никитою Пафлагонянином, характеризуют его как отличнейшего инока, но не отличнейшего патриарха. К тому же суровость его характера доходила иногда до неумеренной резкости и даже надменности, что признает отчасти и его биограф, как ни ревниво он оберегает память Игнатия 189 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Роль армии в обществе возросла настолько, что многие императоры вновь, как и раньше, выдвигались из военачальников, например: Лев III Исавр, Лев V Армянин, Роман I Лакапин, св. Никифор II Фока, Иоанн I Цимисхий. Другие цари – Константин V Исавр, Константин VI, Никифор I Геник, Михаил I Рангаве, Михаил II Травл, Феофил, Михаил III, Василий I Македонянин – не брезговали становиться в строй и вести свои победоносные войска навстречу врагам. В целом в течение этого времени римские армии водили в бой такие выдающиеся полководцы, как Никифор Старший Фока, Лев Фока, братья Иоанн, Роман и Феофил Куркуасы, Варда Фока, Варда Склир, Алексей Муселе, Феоктист Вриенний, Константин Кондомит, св. Феодор Кратер, флотоводцы Имерий Василий Ексамелит и многие, многие другие. III Основной тактикой пограничной войны стала система «булавочных уколов». «Стратигу необходимо стремиться, заботиться и прилагать все усилия, чтобы совершать нападения на врага тайно и неожиданно, насколько это возможно. Стратиг, применяющий подобный способ действий, даже с малым войском сможет обратить в бегство большие армии противников», – говорилось в военном руководстве X века 604 . В случае вторжения неприятельской армии отряды пограничников и разведчиков создавали вокруг нее своеобразную завесу, истребляя продовольствие на ее пути, уничтожая вражеских фуражиров и изнуряя врага постоянными набегами. Эти мобильные соединения были способны объединиться в крупные соединения и дать открытое сражение арабам, они же преследовали сарацин в случае их отхода 605 . При дальнейшем продвижении арабов византийским командирам предписывалось собрать свое войско и напасть на врага. Правда, наступление разрешалось при непременном участии пехоты. Если соотношение войск было не в пользу римлян, стратигу фемы надлежало устраивать засады на пути движения сарацин и всячески мешать их продвижению, пока прибудут дополнительные силы 606 . Считалось все же, что наиболее эффективным является нападение на врага при его отступлении. Поэтому, используя все подручные средства и все имеющиеся военные подразделения, стратиг должен был вымотать арабов и вынудить к отступлению. Нападая на арабов, стратиг обязан был по возможности максимально уничтожать живую силу сарацин, дабы те вновь не возвращались в набеги.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И из-за того, что женщина жила там в мраморном доме в квартале Мавриана, то место назвали Каравици (Scriptores originum, III, 28; p. 223, 7–225, 2). Овощными играми в Византии назывались представления на Ипподроме во время празднования Дня основания Константинополя 11 мая, когда народу раздавали овощи и рыбу, причем последнюю – с корабля, поставленного на повозку (см. Berger A. Untersuchungen zu den Patria Konstantinupoleos. Bonn, 1988, S. 451; Dagron G. Constantinople imaginaire: Etudes sur le recuel des Patria. P., 1984, p. 167). Епарх Феодор Мигиарис по другим источникам неизвестен. Сфендона – закругление беговой дорожки на дальней оконечности Ипподрома. 243 Квестор в VIII-IX в. – одна из высших судебных должностей. В его компетенцию входил, в частности, надзор над приезжими и нищими в Константинополе, разбор споров между съемщиками и сдатчиками помещений и т. п. Таким образом речь здесь идет, вероятно, не о собственных беззакониях этого чиновника, а о ненадлежащем исполнении служебных обязанностей. 244 Магистр – одна из высших должностей империи, по происхождению связанная скорее с позднеримским magister militum, нежели с magister officiorum. Роль, которую могли играть магистры в управлении государством, наглядно видна из описания Феофаном Исповедником ситуации, сложившейся после гибели императора Никифора и тяжелого ранения его сына Ставракия в 811 г. (Theophanis Chronographia, p. 492, 29). Тогда именно магистр Феоктист и доместик Стефан приняли решение о возведении на престол Михаила I Рангаве. 246 Согласно Продолжателю Феофана (ThC, р. 87,9–88,3), эти процессии устраивались специально для того, чтобы любой человек, имеющий судебный иск, мог просить правосудия непосредственно у императора. Наряду с этим Феофил также проверял цены на товары в лавках (они располагались в общественном портике вдоль ул. Месы, по которой и проходил маршрут императора из Большого дворца во Влахерны и обратно). 247 Командир одного из гвардейских подразделений (тагм), расквартированных в столице (вигла от лат. vigilia, т. е. «стража»). В обязанности этой тагмы входила личная охрана императора. 250 PolithV L. KatalogoV ceirograjwn thV eqnikhV biblioqhkhV thV ElladoV. Ar. 1857–2500. Aqhnai, 1991.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тем не менее очень часто именно женщина оказывалась тем спасительным «наследственным мостиком», посредством которого столь нужные Византии лица получали права на царство. Так, после смерти императора св. Феодосия II Младшего (408-450) его старшая сестра св. Пульхерия (450-453) избрала своим супругом св. Маркиана (450-457), который стал новым царем . Таким же способом получил права на корону император Зенон (474-475 и 476-491), муж св. Ариадны (452-515), дочери императора св. Льва I Великого (457-474), не оставившего наследника по мужской линии. Примечательно, что св. Ариадна была признана императрицей не по отцовой линии, а уже как жена императора Зенона. И после его смерти, как законная царица, она привела к трону своего нового супруга Анастасия I (491-518) . Император Михаил I Рангаве (811-813) получил власть по негласному праву преемства через свою жену, которая приходилась дочерью покойному императору Никифору I Геннику (803-811) и сестрой умирающему царю Ставракию (811) . Множество интереснейших прецедентов дала знаменитая Македонская династия. Как известно, Роман III Аргир (1028-1034) и Михаил IV Пафлогон (1034-1041) стали царями после женитьбы (один вслед за другим) на принцессе Зое (978-1050) – после смерти ее отца Константина VIII (1025-1028) не осталось наследников по мужской линии. Однако попытка законно усыновленного императрицей Зоей Михаила V Калафата (1041-1042) захватить единоличную власть привела честолюбца к трагическому финалу. Обвинив (разумеется, ложно) свою «мать» в волшебстве, Калафат сослал ее на остров Принца, где несчастную женщину постригли в монахини. Но буквально на следующий день, 19 апреля 1042 г., в столице начались беспорядки, на улицах Константинополя раздался крик: «Не хотим иметь Калафата царем! Верните к власти нашу матушку Зою, урожденную и законную нашу царицу!». В итоге Зоя были призваны на царство (монашеский обет, конечно, был с нее снят) вместе со своей сестрой Феодорой (1042-1056), несмотря на то что та тоже уже несколько лет пребывала в монастыре; а Калафат - ослеплен .

http://ruskline.ru/analitika/2023/04/02/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МИХАИЛ Исп. Михаил, еп. Синадский. Роспись ц. Успения Богородицы мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г. Исп. Михаил, еп. Синадский. Роспись ц. Успения Богородицы мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г. (Ок. 750-826), исп. (пам. 23 мая), еп. Син(н)адский; церковный деятель, противостоявший иконоборцам во время 2-го периода иконоборчества . Неизданное Житие М. содержится в афонской рукописи Ath. Cutl. 93 (634) (Fol. 37-81) (BHG, N 2274x). Основные сведения о подвижнике находятся в агиографических источниках и византийских хрониках. М. род. в г. Син(н)ада (Фригия, ныне Шухут, Турция) в богатой семье. Его родители долго были бездетными и обращались с молитвами о рождении ребенка к арх. Михаилу , в честь к-рого и был назван М. Возмужав, он отправился в К-поль, где познакомился с исп. Феофилактом (пам. 8 марта; впосл. епископ Никомидийский), к-рый в то время был секретарем патриарха К-польского свт. Тарасия (784-786). Молодые люди вместе были пострижены свт. Тарасием в монахи и некоторое время усердно подвизались в монастыре на Босфоре. Ок. 787 г. Тарасий сначала сделал М. скевофилаксом Великой ц., а затем рукоположил во епископа и поставил М. на кафедру его родного города. В том же году М. участвовал во Вселенском VII Соборе ( Mansi. T. 3. Col. 365, 381). Как архиерей и пастырь М. много потрудился на благо Церкви и паствы. В 802 г. М. входил в состав посольства, отправленного к Карлу Великому . В 806 г. по решению имп. Никифора I М. выехал в Багдад с посольством к халифу Харуну ар-Рашиду для заключения мирного договора. В 811 г. посетил папу Римского свт. Льва III и вручил ему верительные грамоты и соборное послание патриарха К-польского Никифора I; в Риме он познакомился с прп. Григорием Акритским (пам. 5 янв.). В 812 г. он вторично был принят Карлом Великим в Ахене, видимо, с целью переговоров о браке старшего сына имп. Михаила I Рангаве (811-813) с одной из дочерей имп. Карла. Исп. Михаил, еп. Синадский, с предстоящими перед иконой Божией Матери. Фрагмент иконы «Торжество Православия». Кон. XVI — нач. XVII в. Иконописец Э. Дзанфуронарис (музей Бенаки, Афины)

http://pravenc.ru/text/2563612.html

Литература, просвещение и искусство    Такое глубокое, сложное и интенсивное общественное движение, каким было иконоборчество, неизбежно должно было вызвать большую литературную активность. К сожалению, однако, литература иконоборцев была почти полностью уничтожена триумфаторами-иконопочитателями. Она известна в наши дни только по маленьким фрагментам, сохранившимся в трудах оппонентов иконоборцев, которые их цитировали с целью опровержения. Можно сказать, соответственно, что практически все сохранившиеся литературные произведения иконоборческого периода представляют только одну точку зрения.    Подобно предшествующему периоду династии Ираклидов, эпоха иконоборчества не имела историков, хотя хронисты этого времени оставили многочисленные сочинения, полезные для правильного понимания византийской хронографии и ее источников и весьма ценные для изучения самого иконоборческого периода. Георгий Синкелл, умерший в начале IX века, оставил Хронографию от сотворения мира до царствования Диоклетиана (284 г. н. э.), каковую он написал во время своего пребывания в монастыре. Хотя это сочинение не проливает свет на иконоборческую эпоху, ибо автор не занимался современными ему событиями, хроника имеет очень большое значение для прояснения некоторых проблем предшествующей греческой хронографии, ибо Георгий использовал такие сочинения.    По настоянию Георгия Синкелла, его Хроника была продолжена в начале того же века его другом, Феофаном Исповедником, влияние которого как хрониста на литературу последующих периодов было весьма большим. Он был непримиримым врагом иконоборцев во время второго периода движения. По приказу Льва V Армянина он был арестован и, после нахождения некоторое время в тюрьме, был сослан на один из островов Эгейского моря, где и умер в 817 году. Хроника Феофана посвящена периоду от царствования Диоклетиана, где Георгий Синкелл прервал свое изложение событий, до падения императора Михаила I Рангаве в 813 году. Несмотря на ярко выраженную восточно-православную точку зрения, весьма очевидную в его анализе исторических событий и личностей, несмотря на пристрастный характер изложения, сочинение Феофана весьма ценно не только из-за обширного материала, взятого из ранних источников, некоторые из которых не сохранились, но и в качестве источника современного событиям иконоборческого движения. Его хроника отводит иконоборчеству гораздо больше места, чем это обычно делают византийские хронисты. Сочинение Феофана было излюбленным источником последующих хронистов. Латинский перевод его хроники, сделанный папским библиотекарем Анастасием во второй половине IX века, имел такое же значение для средневековой хронографии на Западе, как греческий оригинал на Востоке.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010