Filioque), употребление неправильных литургических формул, целибат духовенства, обычай жениться на сестре покойной жены, целование при причастии, ношение перстней латинскими иерархами, их участие в военных действиях, крещение в «едино погружение», а также использование при совершении этого таинства соли, искажение слов св. ап. Павла, непочитание мощей святых и икон, св. отцов Восточной Церкви, недостаточное почитание св. алтаря (допущение входа в него женщин даже во время литургии). Перечень «вин» латинян полностью совпадает с таким перечнем в Послании патриарха К-польского Михаила I Кирулария к патриарху Антиохийскому Петру III (сер. XI в.), греч. текст к-рого, очевидно, был известен Н. В конце своего творения митрополит напоминает, что князь от Бога избран и поставлен Им властвовать, чтобы защищать правоверие. Н. призывает князя неск. раз перечитать данное послание, а также ознакомить с ним его сыновей. Др. послание Н. о «латинах» обращено к сыну Киевского кн. Святополка Изяславича владимиро-волынскому кн. Ярославу Святополчичу (1100-1118; † 1123), который в 1-м браке был женат на дочери венг. кор. Ласло I Святого, неоднократно бывал в Польше (его сестра Сбыслава Святополковна была замужем за кор. Болеславом Кривоустым). В позднейшей редакции, включенной под 31 авг. в ВМЧ (ГИМ. Син. 183. Л. 592-597; 997. С. 1389-1392 об.), послание обращено к муромскому кн. Ярославу Святославичу («Послание от Никифора митрополита Киевьскаго всеа русскыа земля написание на Латыну ко Ярославу князю мур(ом)скому Святославичу сына Ярославля о ересях»). Однако Муромское княжество в отличие от Владимиро-Волынского никогда не граничило с Польшей, в то время как владение Ярослава располагалось рядом с этой страной, на что есть прямое указание в начале послания Н. («Понеже... земля Лядская в соседех у тебе есть, живущие же на неи суть оплатки служащи и латинское приали учение, добре рекох и извещаю ти, которые ради вины святыя соборныя Апостольския Церкви отступиша» - Понырко. 1992. С. 73).

http://pravenc.ru/text/2565506.html

Возвращаясь к событиям, происходившим в первые дни сентября 1057 г., мы должны напомнить, что Исаак был обязан своим успехом как военной партии, так и тогдашнему патриарху Кируларию, который весьма искусно подготовил движение против Михаила Стратиотика и оказался приверженцем нового царствования. Казалось бы, все складывалось так благоприятно для Исаака, что долгое и счастливое царствование могло считаться за ним обеспеченным, но в действительности этого не случилось. Постигшую Исаака неудачу на престоле можно объяснять частию его личным характером, частию задуманными им реформами во внутреннем управлении, которыми затронуты были интересы учреждений и частных лиц. Но прежде чем входить в подробности, приведем характеристику первых действий Исаака, как она читается у Иоанна Скилицы 17 . «Достигнув власти вышеизложенным способом и обнаружив славу мужества и военной доблести, Комнин немедленно приказал изобразить себя на монете с мечом в руках, не Богу приписывая свою удачу, а собственному мужеству и военному опыту. По отношению к делам империи являет себя неограниченным повелителем, и прежде всего почтил отменными наградами тех, которые оказали ему содействие в задуманном предприятии. В заботах о народной пользе он назначил многих дозорщиков за сборами податей. За великой Церковью утвердил право непосредственного распоряжения всеми ее имуществами, совершенно изъяв ее от государственной власти, так что как в ее земельных владениях, так в распоряжении священными предметами царь не имел никакой власти, а все было подчинено патриарху, как назначение должностных лиц, так и заведование администрацией. Приказав доставить в столицу из замка Пимолиссы свою жену, объявил ее августой и севастой. Собственного брата Иоанна и Катакалона Кекавмена почтил саном куропалатов, брату, кроме того, дал звание великого доместика. Так как от материальных средств зависит все – и военное дело пришло в упадок и вконец расстроилось вследствие отсутствия денег в казне, и со всех сторон поднялись против Ромэйской империи враги, что не мог он не вменять себе в бесславие и что его крайне беспокоило, – то он стал беспощадным сборщиком податей с тех, которые задолжали в казну, и сам первый оборвал раздачу привилегий. Обратил он внимание и на бережливость в расходовании государственных средств и озаботился приращением казенных имуществ. Почему многие частные лица лишились своих владений, так как он отменял жалованные им царские грамоты, равно как некоторые монастыри потеряли записанные за ними имущества под благовидным предлогом, что монахи должны довольствоваться малым...»

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

... в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки». В 809 г. на Ахенском соборе частью Римской церкви была внесена в Символ веры прибавка «и от Сына». Долгое время она не принималась самим Римом и осуждалась Вселенской Церковью. Однако в XI в. учение об исхождении Духа Святаго от Отца и Сына, или Filioque, было принято Римской церковью какдогматическое, что исказило догмат о Троице и нарушило постановления III-VII Вселенских Соборов, которые запрещали какие-либо изменения в Никео-Царьградском Символе веры . 180 Вероятно, здесь речь идет о папе римском Льве IX († 1054), возглавлявшем Римскую церковь в 1049–1054 гг., борьба которого против Константинопольского Патр. Михаила Кирулария привела в 1054 г. к окончательному отторжению Рима от Вселенской Церкви. 182 Филипп Меланхтон (1497–1560) – нем. протестантский теолог, ближайший сподвижник М. Лютера, составитель «Аугсбургского исповедания». Его деятельность как реформатора отличало постоянное стремление к компромиссу с католицизмом. Интересно отметить, что Меланхтон преподавал в Виттенбергском университете греч. язык (и, следовательно, имел возможность познакомиться с творениями св. отцов христианского Востока) и что он послал в Константинополь греч. перевод «Аугсбургского исповедания». 183 В XII–XVI вв. рим. папы созывали поместные соборы, которые Римской церковью считаются вселенскими, но по составу и содержанию не могут быть признаны таковыми. 184 Гуситы – последователи чеш. свящ. Яна Гуса, ректора Пражского университета, который за обличение нравов католического духовенства и за некоторые особенности богословских воззрений был приговорен инквизицией к смерти. Авторитет Гуса и потрясение, вызванное его казнью, были так велики, что в Чехии два десятилетия полыхали религиозные войны. Принято видеть в Гусе начинателя чеш. реформации. Славянофилы предполагали, что в движении гуситов окатоличенные чехи стремились к Православию, которое принесли им в IX в.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kireevski...

После мессы по случаю окончания В. С. папа Павел VI произнес речь о результатах Собора, самым главным из к-рых, по его мнению, явилась попытка Церкви «ясно понять саму себя и современный мир». Затем было оглашено «Совместное заявление Римско-католической и Православной Константинопольской Церквей», в к-ром провозглашалось, что папа Римский Павел VI и Патриарх К-польский Афинагор ради развития «братских отношений», завязавшихся между Церквами, пожелали устранить «нек-рые препятствия» на пути этих отношений (взаимные анафемы 1054) и выразили взаимное сожаление об «оскорбительных словах, необоснованных упреках и достойных осуждения поступках». После этого заявления председатель секретариата по содействию христ. единству кард. А. Беа зачитал апостолическое послание папы Павла VI «Ambulate in dilectione» о снятии отлучения с К-польского Патриарха Михаила I Кирулария . В свою очередь представителем К-польского Патриархата, митр. Илиупольским и Фирским Мелитоном, был оглашен томос Патриарха Афинагора о снятии анафемы с кард. Гумберта и др. папских легатов. 8 дек. на площади перед базиликой св. Петра состоялась церемония закрытия В. С., на к-рой присутствовали ок. 2 тыс. католич. епископов, представители почти 100 гос-в и примерно 200 тыс. чел. Папа произнес речь, обращенную к людям во всем мире, в к-рой заявил, что для католич. Церкви никто не чужд, не исключен, не далек. По окончании этой речи была оглашена булла об офиц. закрытии Собора и объявлено решение папы об учреждении Архива В. С. Для реализации соборных постановлений 3 янв. 1966 г. папа Павел VI motu proprio «Finis Concilio» создал постсоборные комиссии по епископам и управлению диоцезами, по монашеству, по миссиям, по христ. образованию, по мирянам и центральную постсоборную комиссию по истолкованию и интерпретации соборных декретов, занимающуюся координацией работы всех постсоборных комиссий. В. В. Тюшагин Богословие «Дух Собора» и его влияние на католичество В. С. присуща тенденция к сближению католич. воззрений с либеральной системой ценностей, отвергавшейся Церковью со времен противостояния антиклерикальным мероприятиям Великой французской революции. Учение Собора о религ. свободе и повышенный интерес к экуменическому движению, в к-ром католич. Церковь до Собора официально не принимала участия, являются частными проявлениями этой основополагающей тенденции.

http://pravenc.ru/text/Ватиканский II ...

Наиболее известный труд И. Б. «Календарь здоровья» или «Укрепление/Восстановление здоровья» (    ) составлен в форме 40 таблиц, посвященных воздействиям на человеческий организм различных растений и видов пищи. Возможно, труд И. Б. стал источником для позднейших таблиц врача Ибн Джазлы (ум. 1100); в нач. XII в. был переведен на новоперсид. язык. Лат. перевод (Tacuini sanitatis Elluchasem Elimithar medici de Baldath) был осуществлен в сер. XIII в. Фараджем ибн Салимом по заказу короля Сицилии Манфреда и пользовался широкой известностью у европейских медиков, сохранился во множестве иллюминированных рукописей; впервые был опубликован в Страсбурге в 1531 г. Кроме того, известны фармакопея «Опора врачу в познании растений» (Алеппо, 1047), «Египетская статья в опровержение Ибн Ридвана» (Каир, 1049), назидательно-развлекательный очерк-макама «Приглашение врачам на манер «Калилы и Димны»» (К-поль, 1054). Гл. герой «Приглашения...», приехавший из Багдада в Майафарикин для занятий медицинской практикой, посещает званый ужин, устроенный главой местных врачей, к-рый решает испытать его знания. Сохранился комментарий к этому сочинению, составленный в XII в. в Багдаде Абу-ль-Хасаном аль-Аршидийаки. Известно также обобщающее соч. «Введение в медицину» и ряд трактатов по частным вопросам, в т. ч. о покупке и медицинском осмотре рабов, об излечении болезней лекарствами, доступными в условиях монашеской жизни, о методах лечения паралича (с критикой ряда положений античной школы Галена) и др. Сохранился трактат И. Б. «О Евхаристии» (изд. частично с нем. пер.: Graf. 1938), написанный в К-поле по просьбе патриарха Михаила I Кирулария . Труд посвящен рассмотрению богословских, церковно-канонических и исторических оснований использования квасного хлеба для совершения Евхаристии. Соч.: The Medico-philosophical Controversy between Ibn Butlan of Bagdad and Ibn Ridwan of Cairo: A Contrib. to the History of Greek Learning among the Arabs/Ed., transl. J. Schacht, M. Meyerhof. Cairo, 1937; Graf G.

http://pravenc.ru/text/200423.html

Стефану, Антонию и Николаю, святейшим и православным патриархам, вечная память. Всему против святых патриархов Тарасия, Никифора и Мефодия, Игнатия, Стефана, Фотия, Антония и Николая написанному или сказанному, анафема. Всему супротив церковного предания и учения и запечатления святых и блаженных отцов нововведенному, или учиненному или после этого хотящему учинитися, анафема. Феодору всепреподобному игумену Студийскому, вечная память. Феофану преподобнейшему игумену Мега Агроса 34 , вечная память». Далее провозглашалась анафема тем, кто речения Священного Писания против идолов относил к святым иконам. После вечной памяти царям повторяется вечная память вышепоименованным патриархам. «Сии благословения отцов от них к нам, сынам, ревнующим их благочестия, переходят. Также и клятвы ...». Далее снова анафемы. «Тем, кто словом принимает домостроительство Бога Слова во плоти, но не выдерживает видеть его через образы ..., анафема. Тем, кто пророческие видения, даже не желая, принимает, а явившиеся им (о чудо!) образные изображения и прежде воплощения Слова не приемлет, но или о том, что сама неуловимая и незримая сущность явилась зрителям, пустословят, или то, что это образы и виды истины явившиеся созерцавшим, сочинили, а изображать образами воплотившегося Слова и за ны Его страдания отказывающимся, анафема. Упорствующим в иконоборческой ереси, особо же в христоборческом отступничестве ... анафема». После поименного перечисления иконоборцев провозглашалось царское многолетие и патриархам «вечная память» 35 . Известно, что в контексте натянутых отношений с западом патриарх Михаил Кируларий исключил имя прп. Феодора Студита из синодика Православия. Но император Константин Мономах (1042–1055), вняв жалобе игумена Студийского монастыря Михаила Мерментула, принудил патриарха вернуть имя прп. Феодора в синодик и в виде раскаяния прочесть синодик на одной из седмиц после Пасхи («по приказу царскомиу был прочитан синодик в неделю о Самаряныне»), что и было исполнено 36 . Хотя переведенные нами отрывки из гомилии Керулария были прочитаны в положенное время в конце первой седмицы великого поста, они дают возможность живо представить и тот особый день после Пасхи для прочтения синодика, незадолго до драматических событий великого раскола.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

102 говорится, что подобное средство предоставлено «мудро управляющему» (τ οκονομοντι σοφς; ср.: Григ. Нис. 8). Свт. Григорий Нисский подобный образ действий прямо называет «каноническим домостроительством» (κανονικ οκονομα - прав. 1). Такая И. не может использоваться церковным судьей как обоснование правоприменительного произвола, но должна действовать в положенных канонами границах. Этому не противоречит «пастырский» характер ряда дисциплинарных правил, оставляющих на усмотрение епископа выбор срока епитимии, т. к. подобные каноны обычно задают некий «средний» срок наказания, который и должен иметься в виду как необходимый критерий суждения (см. также: I Всел. 12; Анкир. 5, 7; Неокес. 3; L " Huillier. 1983. P. 24). И. в этой функции может вести не только к смягчению канона, но в нек-рых случаях - к ужесточению санкции. И. и правотворчество И. может выступать как обоснование церковного правотворчества и при создании новых норм по аналогии с уже существующими, и при реформировании общих принципов церковного права. При этом законодательный процесс «по икономии» должен проводиться в рамках святоотеческого Предания; в противном случае И. превращается в произвол и нечестие: «Если кто-нибудь из кажущихся богоносными отцами поколеблет нечто, никоим образом не следует это именовать икономией, но преступлением и предательством догматов и кощунством против Бога» (свт. Евлогий I, патриарх Александрийский, в передаче патриарха Михаила I Кирулария ; цит. по: Richter. 2005. S. 495). В качестве примера юридической аналогии может быть названо 3-е прав. свт. Григория Нисского: добровольное занятие чародейством уподобляется свободному отступничеству от веры, за к-рое предписывается соответствующее наказание - пожизненное отлучение. В комментарии патриарха Феодора Вальсамона к этому правилу сказано о тех людях, к-рые «как вероотступники, не веруя, что Христос есть Бог, и не надеясь на Его помощь... призвали помощь демонов», что они «будут подлежать икономии (οκονομηθσονται) в качестве преступников и свободно отрекшихся от веры»; здесь на И.

http://pravenc.ru/text/389060.html

В Римской курии письмо Л. вызвало большой интерес; его перевел на латынь кард. Гумберт . В кон. 1053 или нач. 1054 г., вероятно также Гумбертом, был составлен на него ответ (Libellus) от Римского папы Льва IX на имя патриарха Михаила Кирулария и Л. В папском послании патриарху Михаилу Кируларию Л. назван «клеветником Церкви», к-рый появился спустя 1020 лет после Страстей Спасителя. Впрочем, большинство исследователей считают, что это резкое по тону папское послание не было отправлено в К-поль. Наиболее значительным откликом на письмо Л. стал составленный тогда же в Римской курии «Диалог», в котором содержится вольная интерпретация письма Л. условными персонажами, греком и латинянином; обвинения Л. отвергаются. «Диалог» был отправлен в К-поль и в последующие месяцы 1054 г. использовался обеими сторонами в полемике (см.: Бармин. 2006. С. 130-142). Сохранились также 2 др. послания Л., написанные, возможно, в 1-й пол. 1054 г. ( Веск. Kirche und theol. Literatur. S. 318, 535). В них содержатся разъяснения к 1-му посланию, частично повторяющие его содержание. Л. сравнивает латинян, использующих опресноки, уже не только с иудеями, но и с армянами. По его мнению, опресноки символизируют Моисеев закон ВЗ и должны уйти из употребления с торжеством закона Спасителя. Следов использования этих посланий Л. в церковной полемике не сохранилось (2-е послание: Павлов. 1878. С. 146-151; B ü ttner. 2007. S. 206-219; 3-е послание: Λων Οχρδας. 1887; B ü ttner. 2007. S. 228-257). Соч.: Acta et scripta, quae de controversiis Ecclesiae Graecae et Latinae saeculo undecimo composita extant/Rec. J. C. Will. Lipsiae; Marpurgi, 1861. P. 56-64 (Idem//PG. 120. Col. 835-844); Павлов А. C. Критические опыты по истории древнейшей греко-рус. полемики против латинян. СПб., 1878. С. 146-151; Λων Οχρδας. Επιστολ τρτη περ τν ζμων//Εκκλησιαστικ Αλθεια. 1887. Τ. 4. Σ. 151-162; B ü ttner E. Erzbischof Leon von Ohrid (1037-1056): Leben und Werk: Mit den Texten seiner bisher unedierten asketischen Schrift und seiner drei Briefe an den Papst. Bamberg, 2007.

http://pravenc.ru/text/2463241.html

Почувствовав слабость Византии, на нее со всех сторон обрушились воинственные соседи. В 1064 г. Дунай перешла шестисоттысячная орда узов, разоряя Эпир, Македонию и Элладу. Василевс долго колебался, стоит ли тратиться на посылку войск (!), в то время как захватчики опустошали ромейские земли. Направленная на них после долгих проволочек армия под командованием Василия Апокапа и Никифора Вотаниата не смогла сдержать напора такой массы. Византийские владения в Европе очутились в критическом положении, но за год силы узов подорвала эпидемия, а их остатки греки уничтожили в союзе с болгарами и печенегами. Вскоре венгры заняли Белград, а на Востоке турецкий султан Алп- Арслан в союзе с грузинами напал на Армению. 16 июня 1064 г. сдалась ее столица, крепость Ани. В последние годы царствования Дуки натиск внешних врагов усилился повсеместно. Противостоять захватчикам – норманнам, туркам, венграм – василевс оказался неспособен, территория империи сократилась. Константин X Дука скончался в столице 23 мая 1067 г. При Константине X Дуке наемная гвардия начала пополняться за счет массового притока англосаксов, бежавших от норманнского владычества из Англии после битвы при Гастингсе. Русско-варяжская этерия становилась, по словам греков, «франкской». Евдокия Макремволитиса, Роман IV Диоген Евдокия Макремволитиса (ок.1028 – ок.1096, императрица-регентша в 1067 и 1071) После смерти Константина X власть перешла к его сыновьям – Михаилу, Константину и Андронику, регентство при которых Дука поручил их матери Евдокии, дочери видного царедворца времен Михаила IV, Макремволита, и племяннице (по матери) патриарха Кирулария. Пселл охарактеризовал ее как правительницу искушенную и опытную. Дети-василевсы ее боялись. Сама Евдокия не хотела «умирать на троне» и мечтала оставить двор, когда вырастут сыновья. Первое время властью вместе с императрицей распоряжались два талантливых интригана – Пселл и кесарь Иоанн Дука, брат покойного василевса. 31 декабря 1067 г. Евдокия, при поддержке патриарха Иоанна Ксифилина, отдала свою руку и престол Роману Диогену. После исчезновения Романа IV в августе 1071 г. она вновь обрела номинальное регентство. В сентябре того же года Макремволитиса отказалась признать низложение Диогена и предпочла уйти в монастырь, где четверть века прожила, предаваясь ученым занятиям (труды ее не сохранились). Роман IV Диоген

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Имя Г. содержится в заглавии 2 сочинений, каждое сохранилось в единственном списке XV в. и только в слав. версии (греч. традиция текстов неизвестна). Надписанный его именем (и дошедший, вероятно, не в первоначальном виде) полемический трактат «Стязание с латиною» основан гл. обр. (за исключением последней главы) на послании К-польского патриарха Михаила I Кирулария Антиохийскому патриарху Петру III и на сочинении непосредственного предшественника Г. на Киевской кафедре митр. Ефрема . Трактат состоит из исторического введения (повествующего об основании христ. царства при равноап. имп. Константине I Великом , о расцвете веры, о перенесении столицы в К-поль, о согласии, царившем в Церкви до VII Вселенского Собора, об отпадении Рима от Православия, когда город захватили «немцы») и 27 глав, в к-рых изложены обвинения в адрес католиков, выраженные в резкой форме (в заглавии «Стязания» фигурируют 70 «вин» латинян): употребление опресноков и хранение евхаристических хлебов в храмах (Главы 1, 3, 7, 26), бритье бород клириками и монахами (Гл. 2), отступление в молитвенной и обрядовой практике от богослужения древней Церкви, гл. обр. в отношении «Филиокве» (Главы 4-6, 25), запрет священнослужителям вступать в брак при попустительстве клиру и епископату в блудном сожительстве (Главы 8, 12), дозволение вдовцам жениться на сестрах покойных жен (Гл. 9), ношение епископами перстня в знак мистического брака с Церковью (Гл. 10), участие епископов и клириков в военных действиях (Гл. 11), пост по субботам и иные особенности в соблюдении постов в сочетании с употреблением в пищу удавленины, мяса нечистых животных и разрешением монахам есть мясо (Главы 13-19, 27), непочитание святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, уклонения в совершении таинства Крещения (единократное погружение, крещальная формула, посыпание младенца солью, наречение имени родителями), указывающие на иудейские и еретические (арианские и савелианские) заблуждения (Главы 23-24), непочитание мощей и икон (Главы 23-24).

http://pravenc.ru/text/164237.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010