Дмитриевский А. А. Указ. соч. Т. III. С. 81-101. Delehaye H. Narratio di monacho Palaestinensi//Analecta Bollandiana 26 (1907) P. 173. Conf.: Jotischky A. Greek Orthodox and Latin Monasticism around Mar Saba under Crusader Rule//The Sabaite heritage in the Orthodox Church from the fifth century to present. Papers presented at the international symposium held in Jerusalem and Haifa on May 24-30, 1998/Ed. by J. Patrich. Leuven, 2001. P. 85-86. Pachymer III, 2. Failler A. Georges Pachymeres. Relations historiques. Paris, 1984. P. 232-233. Первая коронация Михаила VIII Палеолога состоялась в Никее в 1259 голу (Pachymer II, 7-8. Ibid. P. 140-145). Talbot A.-M. The Restoration of Constantinople... P. 249-260. Pachymer III, 2. Failler A. Georges Pachymeres, P. 233:8-11. Makridis R. The New Constantin and the New Constantinople - 1261?//Byzantine and Modern Greek Studies. 6 (1980) P. 22-24, 41. Павлов А. С. Памятники древнерусского канонического права. СПб., 1880. Ч. I. Памятники XI-XV веков. Стб. 132, 133-134. Ср.: Приложение, Стб. 7 (Русская историческая библиотека, 6). См., например, Синайский типикон 1214 года Sin. gr. 1097, f. 28v, 50. Ср.: Дмитриевский А. А. Указ. соч. Т. III. С. 6. См., например, свидетельства Типикона Великой церкви и Евергетидского синаксаря: Mateos J. Le Typicon de la Grande Eglise. Roma, 1963. T. II. P. 6, 8, 82 (Orientalia Christiana Analecta, 166); Дмитриевский А. А. Указ. соч. Т. I. С. 508-509, 510, 553. Levy К. A Hymn tot Thursday in Holy Week//journal of the American Musicological Society 16 (1963) P. 131, 155-157; Williams E. John Koukouzeles " Reform of Byzantine Chanting for Great Vespers in the Fourteenth Century/Thesis (Ph.D.). Yale University, 1968. P. 74-86, 103, 111, 140, 379-388 (unpublished); Conomos D. Byzantine Trisagia and Cheroubika of Fourteenth and Fifteenth Centuries. A Study of Late Byzantine Liturgical Chant. Thessaloniki, 1974. P 42-49. О Иоанне Кукузеле см.: Jakovlevic А. О megas maistor loannes Koukouzeles Papadopoulos//Kleronomia 14 (1982) S. 359-374; Trapp E. Critical Notes on the Biography of John Koukouzeles//Byzantine and Modern Greek Studis 11 (1987) P. 223-229.

http://sedmitza.ru/lib/text/443676/

I, с. 305. 2272 Zachariae, I, 267: ν τω ιπποδρομφ στμενς τις... εσλθεν εις τ κελλον του μαγστρου (некто явился на ипподром... и вошел в келию магистра). 2273 Первое упоминание – у Анонима Барийского (322), под 1032 годом: descends Michail Protospata criti tu Bilu ke tu Ypodromu. В 1077 г. это название прилагается к Михаилу Атталиоту, в его «Типике» (Sathas. Bibl. gr., 43), а около 1080 г. в надписании его «Истории» к нему же. 2276 Полагают, что появление этого судилища, упоминаемого в новелле Мануила Комнина, находилось в связи с запрещением Алексея Комнина от 1095 г. См.: Zachariae von Lingenthal. Gesch. d. griech-rom. Rechts, 2 Aufl., Ill, 351–352. 2277 Является как готовое уже учреждение в новелле Алексея Комнина от 1082 г. См.: Zachariae, III, 354. 2278 Τος λακος τος μτε συγκλητικος μτε ξιωματικος, по свидетельству автора Ecloga librorum I-X Basilicorum, писавшего в 1142 г. (Mortreuil, III, 266). 2279 Та же Ecloga I-X Basil, ставит его в подчиненное отношение к друнгарию виглы, который может возлагать поручения на министра юстиции и принимать на него апелляции. Сверх того, схолиаст «Василик», принадлежащий, по-видимому, ко времени Константина Дуки (Zachariae, III, 349), перечисляет дикастирии в таком порядке: друнгария, το πι τν κρσεων, квестора, эпарха. 2280 По общему убеждению (Mortreuil, III, 89; Zachariae, 345), компетенция их простиралась только на гражданские дела, не касаясь уголовных. По мнению Цахариэ (349–350), связь между этими судьями и секретом министра юстиции та, что π τν κρσεων был председателем судей и архивариусом, секрет его был архивом для дел, решавшихся судьями; Никита Хониат был κριτς το βλου κα π τν κρσεων (судья вила и начальник судов). Ср. выше, кн. I, с. 307. 2281 Zachariae, 1,39,49–50, 54,56, 59,261–262,274–275. В «Типике» Михаила Атталиота (Sathas. Bib), gr., J, 9) упоминается квестор Анца (A­ νζ). 2282 Что такое значение имела его юрисдикция в продолжении всего XI в., видно из сопоставления свидетельства в Περα со свидетельством Ecloga lib.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

Нередко современники, а еще более потомки категорично полагали, что после смерти император Лев III Исавр отправился в «огонь вечный», но, справедливо замечают некоторые авторы, суд Божий – не суд человеческий. Даже латиняне, в целом крайне негативно оценивавшие его образ, не отрицают очевидных достоинств императора. Один французский автор писал так: «Лев царствовал со славою. Подданные его любили, сарацины боялись; казалось, само Провидение поставило его на троне, чтобы возвратить Империи ее прежний блеск. Выросши в несчастии, которое дает твердую выдержку душам и воспитывает доблести, Лев достиг престола и держался на нем силой своего гения. Он был бы великим государем, если бы не захотел стать реформатором» 95 . Другой западный автор отмечает, что с воцарением Льва III, словно по мановению волшебной палочки, наступил мир. «Трудно сказать, все ли реформы Льва III были равно плодотворными, но один факт неопровержим: его царствование было для Империи периодом такого процветания, какого она не видела много поколений» 96 . XXXII. Император Константин V (741–775) Глава 1. Царь и узурпатор Сыну покойного царя Константину V было 23 года от роду, когда он принял единоличные бразды правления Империей в свои руки. С ранних лет разделяя с отцом тяготы государственного управления и военные лишения во время многочисленных войн, он быстро приобрел богатый опыт правления государством и познал тонкости военного дела, не раз проявляя на полях сражений хладнокровие и мужество. Между тем в дошедших до нас византийских источниках нет более ненавистного и презренного имени, что не может не вызывать удивления. И до Константина V, и после на императорском троне встречались слабые и даже откровенно преступные фигуры, как, например, узурпатор Фока Солдат. Но победившие через столетие иконопочитатели презрели все заслуги этого выдающегося представителя Исаврийской династии и великого полководца, запомнив только то, что при нем иконоборчество достигло своего первого пика. Но «хрестоматийные» оценки сами нуждаются в значительной корректировке как по отношению к Константину V, так и Льву III. Обратим внимание на одно авторитетное мнение, которое нужно иметь в виду при обобщении трудов и характеристике личности этих монархов. «Для современного наблюдателя, – писал известный византинист, – проблемы иконоборчества оказались настолько непроницаемыми, и самый тот факт, что в течение целого столетия шла борьба не на живот, а на смерть из-за вопросов религиозного культа, оказался настолько непонятным, что вопреки всем свидетельствам источников иконоборчество было истолковано как социально-реформистское движение. Там, где материалы источников противоречили этому истолкованию, они отвергались с совершенным презрением. Там, где не оказывалось нужных элементов для этой конструкции, они измышлялись» 97 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Роман I Лакапин, имп. византийский (919–944, ум. в 948 г.) VIII, 38–40, 38–39, 156, 156 Роман II, имп. византийский (959–963) I, VIII, IXa, 36, 38, 46, 46, 116 Роман III Аргир, имп. византийский (1028–1034) VIII Роман IV Диоген, имп. византийский (1068–1071, ум. в 1072 г.) VIII Роман Владимирович, кн. волынский (1118–1119) IXb, 365 Роман Мстиславич, кн. галицко-волынский (ок. 1198–1205) IXb, 200, 310–313, 313, 316, 318–324, 318–322, 324–325, 346, 346–347, 372 Роман Святославич, кн. тмутороканский (уб. в 1078 г.) IXa, 346, 346–347, 372 Ромуальд из Камальдоли, св., пустынножитель (ум. в 1027 г.) 48, 55, 90, 163,163 Ромул Августул, последний имп. Западноримской империи (475–476, ум. после 476 г.) 223 Роспонд С. (Rospond S.) 79 Ростислав Владимирович, кн. тмутороканский (уб. в 1067 г.) V, IXa, 321 Ростислав Михайлович, с. черниговского и киевского кн. Михаила Всеволодовича, бан Мачвы (на севере Хорватии) (ум. в 1262 г.) V, IXa, 372 Ростислав Мстиславич, кн. смоленский, киевский (1157–1167, с перерывами) IXb, 280, 320 Ростиславичи, сыновья тмутороканского кн. Ростислава Владимировича (см. также: Василько, Володарь, Рюрик Ростиславичи) IXa, 202, 255, 257, 303, 361, 363 Ротульф, см. Рудольф (Ротульф) Рубениды, династия правителей Киликийской Армении (XI – перв. четв. XIII в.) 160 Рудольф II, кор. верхнебургундский (912–937) I, 156, 156 Рудольф III, кор. бургундский (993–1032) I,II, 98, 98 Рудольф Райнфельденский (Швабский), антикор, германский (1077–1080) II, 115, 161, 190, 209, 337, 341, 341 Рудольф I, один из родоначальников швабской линии Вельфов, гр. в окрестностях Боденского оз. (ум. после 940 г.) III, 189–190, 189 Рудольф II, с. предыдущего (ум. ок. 992) (возможно, оба Рудольфа одно и то же лицо) III, 189–190, 189 Рудольф, гр. штаденский, б. мгр. Саксонской северной марки Генриха I Высокого (ум. в 1124 г.) 342 Рудольф (Ротульф), еп. хальберштадтский (1136–1149) 280 Рудольф Пирожник, французский агиограф (перв. четв. XII в.) 102 Руперт из Дойца, немецкий богослов, церковный писатель (ум. в 1129/31 г.) 180–183

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

802 Imp. Michaelis Palaeologi De vita sua opusculum, IX. — Христианское Чтение, 1885, II, с. 537—538 (греческий текст); с. 558 (русский перевод). На французском языке — С. Chapman. Michel Paléologue, restaurateur de l " empire byzantin (1261—1282), pp. 145, 174. 803 L. Ranke. Weltgeschichte, Bd. VIII. Leipzig, 1887, S. 538. 804 Georgii Phrantzae Annales, I, 3. Bonn ed., p. 23. 805 R. Grousset. Histoire de l " Asie. III. Le Monde mongol. Paris, 1922, p. 100. 806 Недавно были опубликованы две весьма интересные статьи на русском языке по этому поводу — Ф. И. Успенский. Византийские историки о монголах и египетских мамлюках. — ВВ, т. 24, 1923—1926, с. 1—16; Г. Вернадский. Золотая Орда, Египет и Византия и их взаимоотношения в царствование Михаила Палеолога. — Annales de l " Institut Kondakov, vol. I, 1927, pp. 73—84. 807 Г. Вернадский. Указ, соч., с. 76. 808 Пояснения в скобках принадлежат А. А. Васильеву. Примечание научного редактора. 809 Nicephorus Gregoras. Historia, IV, 7, 1. Bonn ed., vol. I, p. 102. 810 Шаманизм — одна из религий урало-алтайских народов. 811 Georgü Pachymeris De Michaele Palaeologo, III, 3; Bonn ed., vol. I, p. 176—177. 812 Пояснения в скобках принадлежат А. А. Васильеву. Примечание научного редактора. 813 Nicephorus Gregoras. Historia, IV, 7, 1; Bonn ed., vol. I, p. 101. 814 Г. Вернадский. «Золотая Орда»... -Annales de l " Institut Kondakov, vol. I, 1927, p. 79; П. Ников. Татаробългарските отношения през средните векове с оглед къмъ царствованете на Смилеца. — Годишник на.Софий-ския Университет. Историко-филологически факултет, тт. XV-XVI, София, 1919—1923, с. 6—11. См. также: С. Chapman. Michel Paleologue... р. 74—75; G. I. Brtianu. Recherches sur le commerce génois dans la mer Noire au XIIIe siècle. Paris, 1929, pp. 207—208. 815 П. Ников. Татаробългарските отношения... с. 11—12. 816 См.: S. Lane-Poole. A History of Egypt in the Middle Ages. New York, 1901, p. 266. 817 M. Canard. Le Traité de 1281 entre Michel Paléologue et le sultan Qalâ " ûn. — Byzantion, vol. X, 1935, pp. 669—680; Idem. Un Traité entre Byzance et l " Egypte au XIII siècle et les relations diplomatiques de Michel VIII Paléologue avec les sultana Mamlûks Beibars et Qalâ " ûn. — Mélanges Guadefroy-Demombynes, Cairo, 1937, pp. 197—224. Сомнения и критика Дёльгера — Byzantinische Zeitschrift, Bd. XXXVI, 1936, S. 467; Bd. XXXVII, 1937, SS. 537—538. См. также: F. Dölger. Corpus der griechischen Urkunden... Bd. III, S. 74 (n. 2052), который относится к 1281 году; Bd. III, S. 75 (n. 2062), относящийся к 1282 г. Здесь Дёльгер не использовал арабский источник, привлеченный М. Канаром (Калькашканди, скончавшийся в 1418 г.). Ср., однако, новую работу Ф. Дёльгера: F. Dölger. Der Vertrag des Sultans Qalâ " ûn von Aegypten mit dem Kaiser Michael VIII Paleologus in — Serta Monacensia. Leiden, 1952, S. 68; 78—79.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3440...

Файл : Храм Архистратига Божия Михаила (Ляckeля)5.jpg Материал из Азбука паломники История файла Нажмите на дату/время, чтобы увидеть версию файла от того времени. Дата/время Миниатюра Размеры Участник Примечание текущий 1600 × 1067 (304 Кб) Вы не можете перезаписать этот файл. Использование файла Следующая страница использует этот файл: Метаданные Файл содержит дополнительные данные, обычно добавляемые цифровыми камерами или сканерами. Если файл после создания редактировался, то некоторые параметры могут не соответствовать текущему изображению. Производитель камеры Canon Модель камеры Canon EOS 5D Mark III Время экспозиции 1/60 с (0,016666666666667) Число диафрагмы f/6,7 Светочувствительность ISO 1000 Оригинальные дата и время 10:34, 22 декабря 2019 Фокусное расстояние 16 мм Ориентация кадра Нормальная Горизонтальное разрешение 300 точек на дюйм Вертикальное разрешение 300 точек на дюйм Программное обеспечение Windows Photo Editor 10.0.10011.16384 Дата и время изменения файла 01:00, 15 января 2022 Программа экспозиции Приоритет выдержки Версия Exif 2.2 Дата и время оцифровки 10:34, 22 декабря 2019 Выдержка в APEX 5,906891 Диафрагма в APEX 5,488322 Компенсация экспозиции Минимальное число диафрагмы 3 APEX (f/2,83) Режим замера экспозиции Точечный Статус вспышки Вспышка не срабатывала, подавление заполняющей вспышки Доли секунд времени изменения файла 00 Доли секунд оригинального времени 00 Доли секунд времени оцифровки 00 Цветовое пространство sRGB Разрешение по X в фокальной плоскости 1600 Разрешение по Y в фокальной плоскости 1600 Единица измерения разрешения в фокальной плоскости 3 Режим выбора экспозиции Автоматическая экспозиция Баланс белого Автоматический баланс белого Тип сцены при съёмке Стандартный Серийный номер камеры 213020007945 Использованный объектив EF16-35mm f/2.8L II USM Оценка (из 5) Дата последнего изменения метаданных 02:58, 26 декабря 2019 Уникальный идентификатор исходного документа F2CCD411281AA4656552B181049C415B Версия IIM 2 Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Файл:Храм_Архи...

Можно предполагать, что он сочувствовал партии Варды; но можно и думать, что он был совершенно в стороне от партийной борьбы. 1346 Никита Пафлагон не упустил-бы случая отметить пастырскую ревность Игнатия: но в данном случае он молчит. 1347 Число отмечено у Никиты. Vita Ignatii, 504 В: ορτ ‌δ ‌τν ‌γων ‌Θεοφανων ‌ν. Год устанавливается связью дальнейших событий. 1348 Герасим Яред отмечает, что известие о проступке Варды у большинства хронистов и даже Анастасия Библиотекаря передается лишь как слух; если хронисты школы Константина Порфирогенета передают его как факт, то они, в виду их заведомо-тенденциозного отношения к амморийцам, не заслуживают доверия (Христ. Чт. 1872. II, 556). Но преступления подобного характера вообще с трудом поддаются констатированию, и даже в случаях наиболее несомненных обвинение может обосновываться только на слухах и подозрениях. С другой стороны, и помимо хронистов школы Константина есть свидетельства о проступке Варды как о факте. (Cf. Vita Nicolai Studitae. P. G. CV, p. 905 C). 1349 Гергенрётер говорит: «Если Игнатий научился многое переносить, если он должен был спокойно принимать столь прискорбные для него события при дворе и мог только слезами и жалобами протестовать против грубого нарушения и посмеяния богослужения, то о таком публичном соблазне со стороны распутного придворного он не мог и не должен был молчать» (B. I, 366). Но неужели сожительство Михаила с Ингериной, ни для кого не бывшее секретом, или кощунственные выходки царских шутов, да и самого Михаила, считались поступками, о которых было еще возможно молчать. 1350 Vita Ignatii, 504. Anast. Bibl. Mansi XVI, 3 C. Libellus Theogn. Mansi XVI, 296 C. Georg. Cont. 1053 (P. G. CX). Leo Gramm. 240 (P. G. CVIII, 1072–1073). Pseudo-Symcon. 667 (P. G. CIX, 728–729). Genes. 99 (P. G. CIX, 1117). Theoph. Cont. Lib. IV, cap. 30. Cedren. II, 172 (P. G. CXXI, 1057). Zonara III, 403. Glycas. 544. Manass. 218. Vita Nicolai Studitae, P. G. CV, 908 A. 1355 Georg. Cont. 1048 (P. G. CX)=Leo Gramm. 237 (P. G. CVIII, 1069). Pseudo-Symeon. 658 (P. G. CIX, 720). Генгенрётер выражается об участии Феодоры нерешительно, считая возможным предполагать здесь и простую сплетню, пущенную врагами императрицы в целях скомпрометировать её. Но хроника Логофета и её цикл считается за хорошо осведомленный и добросовестный источник (Hirsch op. cit. S. 56), а самое известие передано с такими подробностями, которые внушают к нему доверие. Гирш (S. 57), Финлей (Finlay, op. cit. Vol. II, 173) и Шарль Диль (Charles Diehl. Figures byzantines. I série. Paris, 1906 p. 155) принимают известие.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Казна оказалась пуста – царь продемонстрировал синклиту всего 3 кентария золота, хранившиеся в ней. Неудачные войны с арабами последних лет привели к потере Сицилии, Крита и многих малоазиатских владений. На Западе, в Италии, сарацины захватили почти все прежние византийские земли. Правда, имелись и свои плюсы. Благодаря самоотверженной позиции царицы св. Феодоры, иконоборческий кризис был окончательно преодолен. А греческий элемент, и ранее довлевший в культурной жизни Византии, закрепил свою окончательную гегемонию, хотя и допускал то «содружество наций», вследствие которого на царский престол всходили один за другим представители армянского и сирийского этносов. Да, территории Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской патриархий были уже почти безвозвратно потеряны, но зато отпали проблемы, связанные с существованием параллельных церковных организаций несториан и монофизитов. Константинопольская патриархия стала Церковью единомышленников и лиц, принадлежавших в массе своей к одному – греческому – этносу. Казалось бы, неграмотный император, до конца своих дней едва умевший писать, не в состоянии справиться со многими задачами, свалившимися на его плечи. Но, по счастью, в лице Василия Македонянина Византия получила прекрасного государя, заботливого и рачительного, мудрого и острожного, своего рода «благочестивого прагматика», который единственно и смог вывести Империю из смертельного пике. В первую очередь император озаботился восстановлением государственной казны, причем проявил удивительную чуткость и распорядительность, а также нестандартность избранных путей решения проблемы. Собрав синклит (сенат) и представителей основных сословий, он провел решение о возврате денег лицами, ранее получившими их от покойного Михаила III по случайным основаниям. Эти дары справедливо были квалифицированы как безосновательное вознаграждение. И тут же явил свою царскую милость, разрешив возвращать не всю сумму, а только половину. В результате казна получила единовременно 300 кентариев золота, которые император направил на неотложные нужды.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но за 12 лет перед смертью, в 1947 году, пришлось Михаилу Васильевичу выступить все же с открытым забралом. Это было во время дискуссии по III тому «Истории философии» Александрова. Как известно, в это время «корифей науки» осчастливил нас очередным открытием, что философия Гегеля есть «аристократическая реакция на французскую революцию», а сам Гегель реакционер и к тому же немец. А немцам место, как известно, в Караганде. В Академии Общественных наук при ЦК была созвана конференция «диаматчиков», чтобы дать им инструкции о «перестройке преподавания в свете Постановления ЦК партии». С чисто фельдфебельской речью выступил на конференции Жданов, который в то время исполнял роль Гебельса при нашем «фюрере». И вот тут неожиданно выступил М.В. Серебряков с защитой Гегеля. Далее я передаю слово одному из учеников Михаила Васильевича: «Сидим мы вечером в гостинице «Москва», тихо, мирно, Михаил Васильевич без пиджака, в подтяжках, рассказывает о конференции, о своей речи. Вдруг стук в дверь. «Войдите!» И входит военный. Михаил Васильевич, бледный как смерть, дрожащий, встает. «Вы профессор Серебряков?» «Я». «Я из Академии Общественных наук. Будьте добры, просмотрите стенограмму Вашей речи и подпишите». Михаил Васильевич просмотрел, подписал, а когда посетитель ушел, сказал: «Сколько лет готовлюсь, и все-таки струсил»». Здесь мне хочется на время отвлечься от Михаила Васильевича, который умер летом 1959 года, и рассказать об аналогичном случае, произошедшем в 1935 году. Был у меня в то время в Ленинграде близкий друг, еще школьный товарищ, Дима Г. (он жив и сейчас). Дима был страстным поклонником Пастернака. И вот, пришлось ему быть в Москве, и он узнает, что в Доме ученых, на Пречистенке (ул. Кропоткина), должен состояться творческий вечер обожаемого всеми нами тогда поэта. Это было время опалы. И последний его творческий вечер. Побывал Дима, послушал стихи. Но поклоннику этого мало: надо познакомиться с Борисом Леонидовичем. Прошел за сцену, сунув сторожихе трешницу. Вышел с запасного хода на эстраду. Пастернак стоит, окруженный поклонницами, беседует. Как из-под земли вырастает Дима. Блондин. Простое русское лицо. Вздернутый нос. И к тому же еще в кителе (китель брата — летчика). Пастернак смотрит вопросительно. А Дима растерялся и не знает, как начать. Молчит. И вдруг Пастернак начинает бледнеть и отступает. Отступил на два шага, оперся о рояль. Поклонницы с ужасом смотрят на Диму. Немая сцена. Наконец, мой друг овладел собой, собрался с духом, начал: «Борис Леонидович! Я пришел сказать Вам, что мы, молодежь, Вас любим и ценим». У всех вздох облегчения. Пастернак, сияющий, подходит к Диме, крепко жмет руку, говорит: «Очень, очень рад!» В том, что он очень в данный момент был рад, можно не сомневаться.

http://azbyka.ru/fiction/lihie-gody-kras...

Во вступлении Скилица дает обзор книг, из которых до сих пор можно было почерпать сведения по византийской истории. Для раннего времени имеется, по его словам, превосходное руководство: историческое сочинение, начатое Георгием Синкеллом и продолженное Феофаном. К сожалению, после них никто не предпринял подобной работы. Имеющиеся труды частью слишком кратки и мало основательны, как труд его современника Пселла, частью – это монографии, как труд Генесия, Льва Диакона и других. В них изображены лишь отдельные периоды времени, да и те изображены большей частью партийно и тенденциозно, так что читатель часто бывает вводим в заблуждение. Потому то Скилица поставил себе задачей, использовав как эти ранние работы, так и дошедшие до него от старых людей устные рассказы, написать сжатое руководство по истории, в котором будут выпущены партийные данные, сглажены противоречия прежних показаний и дано удобное краткое изложение важнейших событий. Конечно, ожидания, возбуждаемые этими словами, исполнены лишь отчасти, так как добрая воля и самосознание хрониста были выше его сил и средств. Что касается источников Скилицы, то для истории византийских императоров от вступления на престол Льва V до падения Романа I он пользовался преимущественно продолжением Феофана, а кроме того, в начале, для истории Льва V и Михаила III, в некоторых местах – Генесием; далее, для истории несовершеннолетнего Константина Порфирородного и правления Романа I в одном месте – Львом Диаконом, в других местах – неизвестным нам источником со следами враждебной императору партийной точки зрения. История единодержавия Константина Порфирородного и Романа II совершенно не зависит от продолжения Феофана, во всяком случае не может быть возведена ни к какому определенному источнику. Для времени Исаака Комнина он использовал Михаила Атталиата. Сам Скилица был источником для позднейших хронистов, особенно для Кедрина, который вставил в свой труд его хронику почти целиком. Издания: Полный текст напечатан до сих пор лишь в одном из тех латинских переводов, которые делались в XVI веке без уделения внимания филологическим и литературно-историческим вопросам лишь в целях исторического назидания: Histonarum compendium., quod.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010