В первую (сентябрьскую) треть 1872 года, по принятии Михаила Грибановского в Тамбовскую духовную семинарию (в низшее отделение), в послеобеденное время, в средних числах ноября явился к ректору семинарии, тогда еще протоиерею Димитрию Иоанновичу Самбикину (ныне – Димитрию, архиепископу Казанскому) худенький, бледный и взволнованный мальчик и просил отпустить его домой, к отцу (в город Елатьму, к протоиерею Михаилу Грибановскому) , «по болезни». Это был Михаил Михайлович Грибановский. Отец ректор ласково отнесся к болезненному мальчику, но посоветовал ему, прежде чем ехать домой, «лечь в семинарскую больницу» (Грибановский жил на частной квартире). Тот послушался и отправился в больницу. Однако вскоре ректор получил из Елатьмы, от протоиерея Михаила Грибановского, телеграмму с просьбой об отпуске его сына Михаила домой «по семейным обстоятельствам». Михаил Грибановский был отпущен, тем более что приближались зимние рождественские каникулы. Но вот на рождественских Святках отец ректор получил от елатомского протоиерея Михаила Грибановского обширное письмо, к сожалению не сохранившееся, в котором отец протоиерей горько сетовал на семинарского преподавателя Петра Ильича Преображенского 517 за то, что он его сыну (Михаилу) по латинскому языку будто бы за слабый ответ поставил единицу; это так сильно расстроило впечатлительного мальчика, никогда в духовном училище ни по какому предмету не получавшего плохих отметок, что он пал духом до того, что больше не может заниматься и просит своего отца взять его из семинарии. Ректор немедленно же послал успокоительное письмо отцу протоиерею с обещанием принять все меры к уяснению печального факта и иметь особое попечение о бедном мальчике... Из расспросов же преподавателя г Преображенского выяснилось, что он по ошибке поставил по латинскому языку неудовлетворительный балл Михаилу Грибановскому вместо другого его однофамильца – Павла, ученика слабого и бездарного, так как в классных журналах, выдававшихся преподавателям семинарским правлением, фамилии учащихся записывались не по разрядному списку, а по алфавиту... После рождественских каникул Михаил Грибановский возвратился в семинарию, а преподаватель латинского языка П. И. Преображенский , ближе узнав даровитого и трудолюбивого мальчика, уже никогда не ставил ему балла ниже 5. Мало этого, Петр Ильич впоследствии пригласил Михаила Грибановского домашним учителем к своей любимой племяннице и крестнице Саше, 518 дочери протоиерея [тамбовского] кафедрального собора Василия Ильича Малиловского. Оба они, и В. И. Малиловский, и П. И. Преображенский , были вдовцами, жили в одном собственном домике и отличались примерною дружбой и братской, образцовой любовью. Для лучшего обучения и надзора за своею общей любимицей Сашей они и пригласили Михаила Грибановского в свой дом, где он прожил до самого окончания семинарского курса, пользуясь добрым расположением и вниманием своих хозяев.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

28. Над Евангелием/Епископ Михаил; Биогр. очерк А.Л. – 3-е изд., испр. и значит, доп., с биогр., портр. и изображением памятника на могиле преосвящ. Михаила. – Полтава: Электр, тип. Г.И. Маркевича, 1911. – 136, 260 с, 2 л. портр., ил. Публикации с 1980 года по настоящее время 29. Письма епископа Михаила Таврического//Надежда. 1980. Вып. 7. С. 150–203. 30. Лекции по введению в круг богословских наук/ Михаил (Грибановский) , архимандрит (Епископ Таврический и Симферопольский); Вступ. слово Антония (Храповицкого) . – 1-е загран. изд. – Монреаль: Изд. братства прп. Иова Почаевского Нью-Йоркской и Канадской Епархий Русской Православной Зарубежной Церкви, 1987. – 177 с. 31. Истина бытия Божия: Опыт уяснения основных христианских истин естественной человеческой мыслью/Вступ. ст. прот. В. Мустафина//Богословские труды. 1990. Сб. 30. С. 5–82. 32. Письма епископа Михаила Грибановского //Русское возрождение. Нью-Йорк, 1992. 58/59. С. 67–116. – В прил.: Духовное завещание епископа Михаила Таврического и Симферопольского: с. 115; Кончина преосвященного епископа Михаила: с. 116. 33. Над Евангелием/Епископ Михаил (Грибановский) . – СПб.: Сатисъ, 1994. – 255 с. 34. Письма//Православная община. М., 1994. 6 (24). С. 64–79; 1995. 1 (25). 35. Пути наши в руках Бога//Воскресная школа. 2000. 26. 36. Над Евангелием. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2002. 317 с. 37. О милостыне//Нескучный сад. 2002. 4. С. 50–51. 38. Лекции по введению в круг богословских наук. Киев: Издат. центр «Пролог», 2003. 252 с. (Богословская библиотека). 39. Над Евангелием. М.: ПСТГУ, 2004. 317 с. 40. «Не рассуждай без веры»: Из книги епископа Михаила (Грибановского ; †1898 г.) «Над Евангелием»//Преображение. М., 2005. 5. 41. Над Евангелием//Ионинский листок/Свято-Троицкий Ионинский монастырь. 2006. 38 (367). 42. Волны нашей веры. М.: Православ. братство св. апостола Иоанна Богослова, 2009. 64 с. (Духовная библиотека). II. Литература о епископе Михаиле До 1917 года 1. Арсений (Брянцев), архиеп. Речь при пострижении в монашество студентов С.-Петербургской Духовной Академии 2-го курса диакона Петра Грузова, в иночестве Платона [буд. еп. Муромского] и 4-го курса Михаила Грибановского , в иночестве Михаила [буд. еп. Таврического]// Арсений (Брянцев) , архиеп. Слова и речи Арсения, епископа Рижского и Митавского, говоренные в разных местах его служения. Рига: Типография Л. Бланкенштейна, 1889. С. 350–354.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Выходит в свет первое полное собрание трудов и писем епископа Михаила (Грибановского) 29.03.2011 В рамках книжной серии «Русская богословская библиотека» выходит в свет первое полное комментированное собрание трудов и писем епископа Михаила (Грибановского) (1856–1898) «Сочинения, письма, жизнеописание». Епископ Михаил (Грибановский) (1856–1898), глубокий и оригинальный мыслитель, до сих пор, к сожалению, мало известен современному читателю. Владыка Михаил принадлежал к тому новому поколению русских богословов, которое сформировалось в 1880-х годах XIX столетия, усвоив, с одной стороны, достижения современной (западной и русской) философии, а с другой — провозгласив решительный «возврат к отцам». Будучи человеком глубокой молитвенно-созерцательной жизни, он мало принимал участие в церковно-общественной деятельности той эпохи, но в известном смысле дал скрытый импульс многим важным процессам, приведшим в конечном счете к Собору 1917-1918 гг. В книгу вошли все опубликованные до революции сочинения и письма владыки (из неопубликованного к числу наиболее значительных утрат на сегодня следует отнести кандидатскую диссертацию владыки Михаила о Гераклите и его дневники), а также весьма подробное «Жизнеописание», составленное его другом и почитателем А.И. Леонтьевым. Кроме того, в приложениях помещены воспоминания и отклики на кончину владыки Михаила и некоторые статьи и проповеди митрополита Антония (Храповицкого), относящиеся ко времени знакомства и дружбы двух выдающихся иерархов. Открывают издание статьи доктора исторических наук Н.Н. Лисового и кандидата богословия священника Павла Хондзинского, посвященные жизни и наследию епископа Михаила. Следует отметить, что выходившие до сих пор переиздания отдельных его трудов и переписки в новейшее время никогда не комментировались и в лучшем случае воспроизводили лишь дореволюционный комментарий, составленный упомянутым выше А.И. Леонтьевым. В настоящем издании его комментарии практически полностью сохранены, уточнены и значительно дополнены Н.Н. Лисовым и редактором настоящего издания Ж.П. Григорьевой. Специально для настоящего издания кандидатом богословия В.П. Легой прокомментированы философско-богословские аспекты сочинений владыки Михаила «Истина бытия Божия» и «Лекции по введению в круг богословских наук». Выходные данные: Епископ Михаил (Грибановский): Сочинения, письма, жизнеописание/Сост.: Н.Н. Лисовой, свящ. Павел Хондзинский. Русская богословская библиотека. LXIV. М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2011. — 862 с. Официальный сайт Московского Патриархата / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 29.03.2011 16:31:40

http://drevo-info.ru/news/10468.html

Во всем хотел он быть одинаково осведомленным. Но особенно его любовью из наук пользовалась астрономия. С какою радостью углублялся он в изучение звездного мира, с каким восторгом часами созерцал он, особенно в безлунные ночи, красоты неба. Но и жизнь человеческая привлекала его не менее законов природы и открытий научных. Литературу классическую и современную русскую знал он, как немногие, особенно же любил Достоевского. В литературе, как в зеркале, изучал он живого человека. Проницательный ум его, верно направленный познанием Бога, обогащенный солидными знаниями по разнообразным отраслям наук, изощренный самостоятельным философским мышлением и научной работой, всегда подсказывал ему разумное, ясное решение по многообразным жизненным вопросам. В наше тяжелое время безверия как нужны нам такие верующие просвещенные люди, как они освещают наш темный жизненный путь! Многому научил нас, много, много любви зажег в наших сердцах этот человек! Да будет ему Царство Небесное!» А. Л. 1106 Александр Иванович Леонтьев – друг и жизнеописатель епископа Михаила (Грибановского) В 1898 году в Симферополе скончался епископ Таврический и Симферопольский Михаил (Грибановский) , один из наиболее авторитетных мыслителей и деятелей Русской Православной Церкви 2-й половины XIX века. В 1911 году в Полтаве, 13 лет спустя после кончины архипастыря, вышла книга «Преосвященный Михаил (Грибановский) , епископ Таврический и Симферопольский (1856–1898). Биографический очерк (с портретом и автографом почившего епископа)». Книга эта является наиболее полным жизнеописанием преосвященного Михаила. Автор книги (скромно именующий себя составителем), следуя традиции древнерусских книжников, скрыл свое имя; на титульном листе указаны литеры: А. Л. В результате на протяжении вот уже почти века книга эта значится в каталогах библиотек как книга неизвестного автора. Мы использовали метод анализа содержания книги и других источников информации и сопоставления полученных данных для атрибуции авторства. Попытка, как представляется, увенчалась успехом. Впрочем, предлагаем судить об этом читателю. То, что автором книги был человек, близко знавший епископа Михаила (Грибановского) , становится понятным уже с первых ее страниц. В разделе «Вместо предисловия» «составитель» пишет: «Для лиц, близких к почившему, имевших счастье знать его, беседовать с ним, пользоваться его духовным руководительством остается утешать себя сознанием, что хотя маленькая частица его жизни здесь, на земле, имела отношение к их собственной. В то же время для них дорога должна быть каждая строчка его письменного слова, рисующая его привлекательный духовный образ. В этих видах и предпринято редакцией новое, дополненное издание сборника его статей «Над Евангелием», издана часть его писем, имеется в виду отпечатать его дневники, записи и заметки». 1107 Как видим, автор книги, во-первых, близко знал епископа Михаила, во-вторых, имел доступ к его личному архиву, в-третьих, принимал участие в публикации части его материалов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

60. Пшенева И.А., Филимонов СБ. К вопросу об авторстве книги «Преосвященный Михаил (Грибановский) , епископ Таврический и Симферопольский» (Полтава, 1911)//Церковная археология Южной Руси: Сб. материалов Междунар. конф. «Церковная археология: проблемы, поиски, открытия» (Севастополь, 2001 г.). Симферополь, 2002. С. 26–30. 61. Пшенева И.А. Эпистолярное наследие епископа Таврического Михаила (Грибановского) //Крымский архив. Симферополь, 2002. 8. С. 65–71. 62. Пшенева И.А., Филимонов СБ. Об авторстве книги «Преосвященный Михаил (Грибановский) , епископ Таврический и Симферопольский» (Полтава, 1911)//«Серебряный век» в Крыму: взгляд из XXI столетия: Материалы Вторых Герцыковских чтений в г. Судаке 21–23 сентября 2001 года/Дом-музей Марины Цветаевой, Крымский центр гуманитарных исследований. М.; Симферополь; Судак, 2003. С. 173–178. 63. Пшенева И.А., Филимонов СБ. Подвижник веры и науки: Епископ Таврический Михаил (Грибановский) и его научное наследие//Крымский архив. Симферополь, 2003. 9. С. 82–97. То же//Брега Тавриды. Симферополь, 2004. 3 (75). С. 458–472;//Филимонов СБ. Из прошлого русской культуры в Крыму: Поиски и находки историка-источниковеда. Симферополь: Н. Opiahдa, 2010. С. 10–36. 64. Пшенева И.А., Филимонов СБ. Подвижник веры и науки: Епископ Таврический Михаил (Грибановский) и его научное наследие//Брега Тавриды (Симферополь). 2004. 3 (75). С. 458–472. 65. Забытая публикация/Публ. и вступ. ст. свящ. П. Хондзинского //Журнал Московской Патриархии. 2004. 9. С. 66–74. 66. Ягупова С. Православный мыслитель Михаил Грибановский //Крым, правда. 2005. 18 мая. 67. Пшенева И.А. К 150-летию со дня рождения епископа Таврического Михаила Грибановского //Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Серия «Политические науки». 2006. Т. 19 (58), 1. С. 137–145. 68. Симон (Новиков), митр. Человек с душой, жаждавшей вечной правды: Епископ Таврический Михаил (Грибановский ; †1898) – «пророк и предтеча» восстановления Патриаршества//Пастырь. 2007. 11.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

69. Головачева А.Г. Епископ Таврический Михаил (М.М. Грибановский) и его отражение в биографии и творчестве А.П. Чехова//Биография Чехова: Итоги и перспективы: Материалы Междунар. науч. конф. (Великий Новгород, 7–9 декабря 2006 г.)/Новгород, гос. ун-тет им. Ярослава Мудрого; Иванова Н. Ф. Великий Новгород: Изд-во Новгород, гос. ун-та, 2008. С. 90–109: портр. 70. Хондзинский П.В., иер. Над временем. Епископ Михаил (Грибановский) : Попытка богослов, портр.//Вестн. Православ. Св.-Тихонов. Гуманит. Ун-та. Сер. I. Богословие. Философия. Труды кафедры Литургического богословия. М., 2009. 2 (26). С. 21–38. Литература на иностранных языках 71. Lilienfeld E, von. Hierarchen und Starzen der Russischen Orthodoxen Kirche. Aufsätze der «Zeitschrift des Moskauer Patriarchats»/In Verbindung mit H. Schmidt und Giinter Schulz hrsg. von F. Lilienfeld; Portratzeichnungen: W. Juza. – Berlin: Evangelische Verlagsanstalt, – 180 S. 72. Simon (Novikov), Erzbischof. Bischof Michail Gribanowski/Archim. Simon//Stimme derOrtodoxie. Berlin, 1970. 5. S. 61–64. 73. Felmy K. Chr. Predigt im orthodoxen Untersuchungen zu Inhalt und Eigenart der russischen Predigt in der zweiten Halfte des 19. Jahrhunderts. – Gottingen: Vandenhoeck& Ruprecht, 1972. – S. 195. 964 Впервые жизнеописание было опубликовано как предисловие к книге епископа Михаила «Над Евангелием» (см.: Михаил (Грибановский) , еп. Над Евангелием. Полтава, 1911. 3-е изд.). Автор – А. И. Леонтьев, смотритель Симферопольского ДУ, близкий друг епископа Михаила (Грибановского) . Именно ему Владыка завещал все свои личные вещи, книги (устно пожелав, чтобы они были переданы в Симферопольское ДУ), дневники. Авторство Леонтьева убедительно установлено крымскими учеными С. Б. Филимоновым и И. А. Пшеневой (см.: Филимонов С. Б., Пшенева И. А. Кто автор книги о епископе Таврическом Михаиле (Грибановском): История одного раритетного издания//Брега Тавриды (Симферополь). 2001. 6 (59). С. 326–329; см. также « Александр Иванович Леонтьев – друг и жизнеописатель епископа Михаила (Грибановского)» наст. изд.). Текст «Жизнеописания...» печатается с минимальной литературной правкой. Авторские примечания исправлены в соответствии с нормами современной библиографии и обозначены сокращением А. Л., редакторские комментарии помечены: Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

Два года пребывания в высшем отделении для Грибановского были временем еще более быстрого духовного роста и интеллектуального развития. Этому способствовало руководство такого дельного и опытного смотрителя, каким был Николай Яковлевич Виноградов. Николай Яковлевич избрал для преподавания русский язык в старших классах училища. Влияние его на учащихся было огромное. Не ограничиваясь пределами урока, он старался развить своих учеников, приохотить их к чтению, сам читал книги, совместно с учениками разбирал содержание прочитанной книги и давал руководственные указания к разумению его. Вместе с тем самое серьезное внимание было обращено им на письменные упражнения. Внимательный просмотр их наставником, обстоятельный разбор их в классе совместно с учащимися, а также и составление рецензий незаметным образом вводили учащихся в понимание главнейших технических приемов написания сочинений, развивали в его подопечных любовь к литературному творчеству. К этому надобно прибавить еще и умелый выбор тем. «Мы, – говорит в своих воспоминаниях о школьной жизни преосвященного Михаила один из его товарищей, П. А. Смирнов , – имели целые объемистые тетради письменных работ. Под руководством опытного наставника класс настолько развился, что к концу курса мог писать целые сочинения. Хорошо помню следующие темы тогдашнего высшего класса (ныне IV): 1) «Какие книги я читал, и что мне в них нравилось?» 2) «Содержание и мои впечатления от чтения повести Гоголя «Старосветские помещики " ». 3) «Какое воспитание лучше – школьное или домашнее?» Влияние Николая Яковлевича сказалось, главным образом, в том, что лучшие из нас положительно пристрастились к чтению книг и писательству. И между нами, кажется, больше всех Грибановский. Повестью Гоголя «Старосветские помещики» он увлекся настолько, что по разбору ее написал сочинение в целых шесть листов. Об этом много тогда говорили в училище». В годы обучения Михаила Грибановского во Втором Тамбовском духовном училище не было пансиона для своекоштных воспитанников.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

Для Грибановского 1876/77 учебный год был крайне неблагоприятным. Усиленные занятия в философском классе, при общей слабости его организма, стали причиной его болезни. Проболел он почти весь год. Чем был болен, неизвестно. Вероятно, случилась с ним одна из тех болезней, которые подготовили впоследствии хронический недуг, сведший его в могилу, – плеврит или воспаление легких. Во всяком случае, болезнь была настолько серьезна, что потребовала свободы от занятий в течение почти всего учебного года. Вот почему во время реформы семинарии Михаил Грибановский в конце 1876/77 учебного года был оставлен в V классе, вместо того, чтобы быть переведенным в VI класс. В начале 1877/78 учебного года он, укрепившись здоровьем, является опять в семинарию. Кроме Д. И. Успенского, преподававшего в последних двух классах педагогику и дидактику, теперь, в течение двух лет, сильное влияние на него оказывали: преподаватель богословия протоиерей Иоанн Максимович Сладкопевцев 992 и ректор семинарии, в это время уже архимандрит, Димитрий (Самбикин) . 993 Д. И. Успенский продолжал влиять на него как преподаватель педагогики. Сам образцовый педагог, мастерски преподававший этот предмет, он открывал новые горизонты для пытливого ума Грибановского в знакомстве с великими деятелями на поприще педагогики и образования народа. Знакомство это было завершением философской подготовки молодого семинариста, не удовлетворявшегося одними отвлеченными знаниями, а мечтавшего о широком применении их к живому, полезному для народа делу. Протоиерей Иоанн Максимович Сладкопевцев был преподавателем важнейших предметов семинарского курса V и VI классов, а именно – богословия основного и нравственного. Хотя в это время он был уже человеком преклонных лет (около 60-ти), часто по обязанностям приходского священника или по другим причинам опускал уроки и в большинстве случаев задаваемых уроков не объяснял, тем не менее влияние его на учеников было огромным. Много способствовала этому, конечно, и установившаяся за ним репутация выдающегося преподавателя философии сначала в Нижегородской, потом в Тамбовской семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

Оставаясь по болезни в доме своего отца два года учебного курса низшего отделения и первый год среднего отделения, Миша Грибановский фактически вступает в число учеников Второго Тамбовского духовного училища только в 1869 – 1870 годах, то есть на второй год курса среднего отделения. Своими мягкими манерами, интеллигентным обращением живой и подвижный сын городского протоиерея Михаил Грибановский сразу обратил на себя внимание товарищей и преподавателей. Одноклассники сразу почувствовали в нем интеллектуальную силу. Первый ученик класса не преминул, по установившемуся в классе обычаю, испытать познания новичка. Усевшись за стол, он подозвал Мишу и, изображая из себя экзаменатора, стал задавать новичку вопросы по предметам училищного курса. Многие вопросы, особенно по греческому языку, оказались Грибановскому не под силу и остались неразрешенными. Тем не менее «экзаменатор» отозвался о новичке своим товарищам по классу так: «Грибановский будет первым учеником». Этот экзаменатор, Андрей Андреевич Остроумов (кандидат Московской духовной академии, ныне директор учительской семинарии в Пензе), впоследствии некоторое время был соквартирантом Грибановского и навсегда остался одним из самых близких и преданных ему друзей. 973 Начало обучения Михаила Грибановского совпало с самым благоприятным периодом в истории училища. Хотя в нем действовал еще старый устав, 974 в жизни его замечались уже новые веяния, новые порядки. Во главе учебного заведения стоял широко образованный и гуманнейший педагог Николай Яковлевич Виноградов, 975 недавно перешедший на службу в училище из семинарии, где считался образцовым преподавателем словесности. Перемена в руководстве училища совпала с переменами и в составе преподавателей. Новые педагоги – молодые даровитые студенты семинарии вместе со своим бывшим наставником по семинарии – положили начало новой эре в жизни училища, создали новый дух, который самым благоприятным образом отозвался на духовной школе вообще и в частности на ученике Грибановском.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

2. С.-Петербургская духовная академия в минувшем году и годичный акт: [О выбытии из Академии архимандрита Михаила Грибановского ]//Церковный вестник. 1891. 8. С. 113. 3. Наречение и хиротония архимандрита Михаила во епископа Прилукского, викария Полтавской епархии//Церковные ведомости. 1894. 33. С. 1146 (ч. неофиц.). 4. Наречение и хиротония архимандрита Михаила во епископа Прилукского, викария Полтавской епархии//Полтавские епархиальные ведомости. 1894. 17. С. 643–645 (ч. неофиц.). 5. О возношении при богослужениях имени епископа Прилукского Михаила, викария Полтавской епархии//Полтавские епархиальные ведомости. 1894. 18. С. 942–943 (ч. офиц.). 6. [О прибытии в Полтаву преосвященного Михаила, епископа Прилукского и его первых посещениях]//Полтавские епархиальные ведомости. 1894. 17. С. 679–681 (ч. неофиц.). – В разд.: Местная хроника. 7. [О совместном служении с преосвященным Иларионом, епископом Полтавским и Переяславским, панихиды по почившем Государе Императоре Александре III и принесении присяги Государю Императору Николаю II]//Полтавские епархиальные ведомости. 1894. 21. С. 907–909 (ч. неофиц.). – В разд.: Местная хроника. 8. Архиерейские служения//Полтавские епархиальные ведомости. 1894. 18. С. 939, 940; 19. С. 984, 985; 20. С. 1000–1001, 1001–1002; 21. С. 1053–1054,1054–1056; 22. С. 1085–1086; 23. С. 1116,1117–1118; 24. С. 1190–1191; 1895. 1. С. 5; 2. С. 55–56; 4. С. 153–154; 5. С. 187; 6/7. С. 224,225–226; 8. С. 261; 10. С. 324–325; И. С. 334–335; 12. С. 377–378; 13. С. 433–434; 14. С. 473–474; 15. С. 585, 586; 16. С. 669–671; 17. С. 742–743; 18. С. 813–814; 19. С. 841; 20. С. 885–886; (ч. офиц.). 9. [О поездке преосвященного Михаила, епископа Прилукского, для обозрения церквей Полтавского, Миргородского, Лохвицкого, Пирятинского и Прилукского уездов]//Полтавские епархиальные ведомости. 1895. 13. С. 439 (ч. офиц.). 10. [Высочайший указ о назначении епископа Каширского Михаила епископом Таврическим и Симферопольским]//Церковные ведомости. 1895. 49. С. 431 (ч. офиц.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010