Святоотеческое наследие Категории Группа Вконтакте Современные комментарии Библия — слово Бога людям, история мира от Творения до Конца, истины необходимые для Спасения; Благая Весть: Бог есть Любовь и Он спас нас. Писание — сложный и большой текст (точнее — собрание очень разных текстов): понятно, что при чтении его слишком легко неправилно понять. Для лучшего понимания Библии мы здесь собрали множество книг, лекций, статей и других материалов по библеистике, библейской истории, по общим и частным вопросам, возникающим при чтении Библии, самые простые, общие и элементарные пособия, так и сложные и специальные исследования. Современные комментарии Библия — слово Бога людям, история мира от Творения до Конца, истины необходимые для Спасения; Благая Весть: Бог есть Любовь и Он спас нас. Писание — сложный и большой текст (точнее — собрание очень разных текстов): понятно, что при чтении его слишком легко неправилно понять. Для лучшего понимания Библии мы здесь собрали множество книг, лекций, статей и других материалов по библеистике, библейской истории, по общим и частным вопросам, возникающим при чтении Библии, самые простые, общие и элементарные пособия, так и сложные и специальные исследования. Новинки Новинки/ По алфавиту По алфавиту Семинары по Книге пророка Осии Сорокин, Владимир Владимирович < читать далее >< читать далее >< читать далее > В своих семинарах, посвященных Исходу, библеист более чем в шестидесяти лекциях подробнейшим образом разбирает эту ветхозаветную книгу, посвященную освобождению евреев из египетского рабства и переходу в Обетованную землю. < читать далее > Слушать < читать далее > За две недели до Рождества Христова в Церкви празднуется память святых праотец и отец. Мы предлагаем всмотреться в жизнь, возможно, самого великого человека, жившего до Иисуса Христа, — в жизнь Авраама. < читать далее > Читать Толкование Михаила (Лузина) на все четыре Евангелия, на книгу Деяний и на соборные Послания, где обращается к смыслу греческого текста, к смыслу оригинала. А главное, очень удачно совмещает толкование и комментарии святых отцов. < читать далее > Читать < читать далее >< читать далее >< читать далее > Тематические страницы — Фонд учрежден в 2009 году для сбора средств и помощи нуждающимся. © 2008-2024 Благотворительный фонд «Предание». 115162, Россия, г. Москва, улица Шухова, д. 17, корп. 2. Учётный номер в реестре НКО Распространение материалов сайта в печатных изданиях и интернет-ресурсах возможна только в рамках Пользовательского соглашения Подари Никите новое сердце Преданию нужна ваша помощь. «Предание» — это место, куда вы приходите слушать, смотреть и читать. Мы рады давать вам эту возможность свободно и бесплатно. Но сейчас нам самим нужна помощь. Сбор на Никиту Федутинова в нашем фонде — критически важен для всех сотрудников. Мы как фонд никогда не брали до этого момента на себя столь крупные обязательства. И если для вас дорого, что мы делаем, помогите нам собрать деньги Никите!

http://predanie.ru/rubric-page/sovremenn...

Не было святого Петра в Риме и до окончания первых уз святого Павла, ибо Дееписатель, повествующий о прибытии апостола Павла в Рим и о его проповеди там ( Деян.28:16–31 ), упомянул бы, что в Риме в это время находился святой апостол Пётр 25 . Но святой Лука молчит, и это молчание ясно свидетельствует, что святой апостол Пётр не мог быть в Риме раньше святого апостола Павла 26 , а значит, не мог быть первым и единоличным основателем Римской Церкви в прямом смысле 27 . Епископ Феофан говорит, что римское предание об основании их Церкви святым апостолом Петром может быть приемлемо, если считать, что первые верующие в Риме были из числа обращённых в день Пятидесятницы, когда «действующим представляется преимущественно святой Пётр, другие же верующие там или этими обращены, или познали веру подобно им в другие праздники в Иерусалиме» 28 . В таком отношении Рим действительно может считать Петра своим духовным отцом и свою веру производить от него. Святитель Феофан полагает, что это духовное начало, а потом мученическая кончина святого Петра в Риме и дали основание римлянам, «слив конец с началом, самое происхождение» их веры «производить отличного действования святого Петра в Риме». Потом это внесено было в исторические памятники 29 . 1.1.2. Контраргументы протестантов Возражения протестантов, не склонных ни под каким видом считать апостола Петра основателем Римской Церкви, в русской библеистике встречаются только у епископа Михаила (Лузина) 30 , и подаёт он их достаточно подробно и непредвзято. Епископ Михаил показывает, что кроме контраргументов чисто внутреннего характера, которых придерживаются, как мы видели, и святой епископ Феофан, и архиепископ Аверкий, т. е. «правила проповеднической деятельности» апостола Павла не благовествовать там, где уже «действовали другие апостолы» и отсутствия указаний об основании римской общины апостолом Петром в Книге Деяний, протестанты обращают внимание и на свидетельства ранних церковных писателей, повествующих о проповеди апостола Петра в Риме.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/poslan...

Г.А. Воскресенского. Этот долг доживает своего грома, когда мы перекрестимся и плакать будем… Пора и нам принять участие в разыскании подлинных чтений, чтобы под авторитетом слова Божия не читать речений человеческих. В этом отношении поприще обширное и г. Нестле уверяет (S. 27), что работы еще много, пока будет собран сам строительный материал. Для этого необходимы хорошая школа и опытность хотя бы чрез посредство компетентных пособий. На этот счет у нас большие пробелы, граничащие с пустотой. «Введение в новозаветные книги Священного Писания » проф. Гэрике, переведенное студентами Московской Духовной Академии под редакцией † еп. Михаила (Лузина) , совсем устарело (I-II: Москва, 1869) и вообще не богато текстуально-критическими данными при некотором обилии в побочном. Несколько поновее почтенное «Историческое обозрение священных книг Нового Завета» (вып. Спб., 1878) о. проф. В.Г. Рождественского , но почти за 25 лет в этой области утекло так много воды, что по местам река старых преданий совсем обсохла… Обветшание тут неизбежно 5 , причем автор преследовал слишком общие и широкие цели, и не ставил прямо текстуально-критических задач. Последних, ближе касается проф. М.И. Богословский (в «Чтениях в Обществе Любителей Духовного Просвещения» за 1877 и 1878 г.; ср. у проф. С.А. Терновского, Историческая записка о состоянии Казанской Духовной Академии после ее преобразования, Казань, 1892, стрн. 357), но тоже давненько, по старым приемам и по ограниченному масштабу… При таких условиях, мы не двинемся вперед, если не обновимся по части удобных руководств и не просветимся чрез них. Книга г. проф. Нестле может служить хорошим руководством в нашей беспомощности и достойна серьезного внимания всех, кто дорожит не отвлеченной Библией , а именно словом Божиим в первоначальном его выражении. Май 1901-го г. Н. Глубоковский 1 В этом отношении характерна чуткость проф. Грегори: Moskwa вместо обычного Moskau, он находит не только правильным, но и более красивым, благозвучным, а названия «Синодальная Контора» и совсем не допускает, как приличного разве для учреждений по купле-продаже и подобным операциям…

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

В янв. 1874 г. редактором-издателем стал приходский прот. А. Колосов, ранее служивший законоучителем и ректором Черниговской ДС. По ходатайству ректора КДА еп. Михаила (Лузина) в окт. 1878 г. Киевский митр. Филофей (Успенский) распорядился передать издание из ведения Киевской духовной консистории в ведение академии. Редакцией журнала по поручению Совета академии занимались профессора И. И. Малышевский (редактор), А. Д. Воронов , Н. И. Петров и др. Журнал изменил не только периодичность издания, но и формат (вместо 1/8 начал печататься на 1/4 листа). С этого времени духовная консистория стала доставлять в редакцию издания только материалы для офиц. части. В 1882 г. епархиальный съезд духовенства выразил недовольство редакционной политикой «К. е. в.». Редакторы и сотрудники журнала обвинялись в свободном и чрезмерно критическом обсуждении не только текущей церковно-общественной жизни епархии, но и прямых распоряжений епархиального начальства. Митр. Киевский Платон (Городецкий) обратился к ректору КДА еп. Михаилу (Лузину) с письмом, в к-ром, детально проанализировав содержание и направление журнала, предложил ректору, восстановив прежний формат журнала, впедь размещать в нем преимущественно образцы лучших церковных проповедей, а также статьи церковно-исторического направления. Материалы, касавшиеся официальной хроники Киевской епархии, предписывалось направлять для предварительной цензуры прот. П. Лебединцеву, ближайшему сотруднику митр. Платона. Руководство КДА подчинилось этим требованиям. В 1886 г. на епархиальном съезде духовенства Киевской епархии было решено издавать только офиц. отдел, что стало причиной отказа КДА от редактирования издания, к-рое вновь перешло в ведение Киевской духовной консистории. При этом решение съезда об упразднении неофициального отдела выполнено не было. В сент. того же года редактором «К. е. в.» был назначен ключарь Киево-Софийского кафедрального собора прот. В. М. Розов. После его кончины в 1890 г. на редакторскую должность вновь вернулся прот. П. Лебединцев. При последнем основное внимание уделялось местным церковным памятникам, приоритет отдавался публикациям церковно-исторического характера. В янв. 1894 г. Синод утвердил в должности редактора настоятеля киевской Сретенской ц. прот. П. А. Троцкого († 5 июня 1900), при котором в журнале публиковались материалы в основном церковно-практического направления.

http://pravenc.ru/text/1684539.html

Другим видным представителем нового русского библеизма был И. А. Олесницкий (1842–1907). Это был ученый с очень широким кругозором, сразу и археолог, и гебраист, и богослов; и за долгие годы своего преподавания в Киевской академии он успел здесь создать традицию библейских работ. Всего больше его интересовала история библейской литературы и поэзии (срв. его исследования о книге Притч и о Песни Песней, о ритмах и метре библейской поэзии, о древнееврейской музыке). Не раз Олесницкий бывал в Палестине для изучения вещественных памятников библейской истории и плодом этих его археологических изысканий явилась его обширная книга о «Ветхозаветном храме в Иерусалиме» (1889)... Из Петербургских библеистов нужно назвать еще о. Н. Вишнякова и Ф. Г. Елеонского ... Настольной книгой у русских библеистов становится в это время известное «введение» К.Ф. Кейля, в Киевской академии его перевели по-русски (в «Трудах» с 1871 г.). Такие представители ортодоксального протестантизма, как Генгетенберг или Геферник, привлекали многих своим мессианским или «христологическим» толкованием Ветхого Завета. Это было своего рода философия библейской истории, как евангельского приготовления. «В русской богословской литературе утверждаются до значительной степени и почти становятся традиционными многие исагогические и экзегетические воззрения, прикрываемые обыкновенно авторитетом великих отцов и учителей Церкви, на самом же деле представляющие помесь протестантской ортодоксии с средневековым иудейством» ( А. А. Жданов )... Очень немногое было сделано в те годы по изучению Нового Завета. Преобладал апологетический интерес. Чувствовалась нужда и потребность ответить на «возражения т. наз. отрицательной критики», Штрауса и «тюбининской школы», и особенно Ренана. 160 Нужно назвать здесь имя епископа Михаила Лузина (1830–1887), бывшего профессором в Московской академии, потом ректором в Киевской и епископом Курским. Он много писал. Правда, его книги были обычно только торопливая, хотя и старательная, компиляция, почти пересказ и даже просто перевод немногих иностранных книжек, не всегда удачно выбранных, и часто неверно понятых. Но этим не уничтожалось их положительное влияние. Было и то важно, что архим. Михаил отвечал на «отрицание», а не умалчивал. В его темах всегда была добрая современность (срв. его книгу «О Евангелиях и евангельской истории», по поводу книги Ренана). Как академический преподаватель, он внушал своим слушателям любовь к научному чтению и занятиям, стараясь их вовлечь в ученую работу, приучал разбираться в критической проблематике, хотя бы и при чужом пособии. Это был искренний ревнитель духовного просвещения, и этот благородный пафос он умел передать своим ученикам... 5. Реформа духовной школы

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

На 16 стендах выставки размещены фотографии, рассказывающие обо всех этапах истории семинарии — от основания до закрытия в результате революционных событий 1917 года и от начала возрождения в 1993 году до наших дней. В части экспозиции, повествующей о дореволюционной семинарии, вниманию посетителей выставки представлены фотографии здания духовной школы тех лет и ее не сохранившегося храма в честь преподобного Иоанна Дамаскина, а также учителей, учащихся и выдающихся выпускников. Большая часть выставки посвящена новейшему периоду истории НДС. На стендах размещены виды нынешнего здания семинарии и этапов его реконструкции, фотографии ее ректора, преподавателей и студентов. Посетители выставки также узнают о жизни и быте семинаристов, научной и издательской деятельности НДС, возрождении и современном состоянии семинарского храма в честь святителя Алексия Московского. Отдельный стенд предназначен для абитуриентов и содержит информацию, которая поможет их поступлению в семинарию. Открытие экспозиции было проведено с соблюдением санитарно-эпидемиологических правил, связанных с пандемией коронавирусной инфекции. Стройная система регулярного духовного образования появилась в России со времен императора Петра I. «Духовным регламентом» 1721 года было установлено обязательное духовное образование для детей священнослужителей. Первым из епархиальных архиереев на указ императора откликнулся епископ Нижегородский и Алатырский Питирим (1719-1738). При архиерейском доме в нижегородском кремле были открыты две грамматические — эллино-греческая и славяно-российская школы и одна подготовительная букварная школа. За годы существования НДС в ее стенах возросло немало выдающихся иерархов Церкви, пастырей, миссионеров, знаменитых ученых и проповедников. Выпускником Нижегородской семинарии 1848 года был митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Палладий (Раев), первенствующий член Синода, возглавлявший коронование императора Николая II. Нижегородскую семинарию окончил Патриарх Сергий (Страгородский). С 1924 по 1934 годы он был митрополитом Нижегородской епархии, а в сентябре 1943 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви избрал его Патриархом Московским и всея Руси. Выпускник Нижегородской семинарии Петр Знаменский за «Руководство к русской церковной истории» получил Макарьевскую премию. Учеными изысканиями прославился и другой воспитанник семинарии — профессор Александр Катанский. Его избрали почетным членом три духовные академии: Санкт-Петербургская, Казанская и Московская. Среди именитых выпускников нижегородской духовной школы можно отметить епископа Курского Михаила (Лузина), архиепископа Донского и Новочеркасского Иоанна (Доброзракова), управляющего Донским монастырем в Москве епископа Григория (Полетаева), епископа Горийского, викария Грузинской епархии Вениамина (Барнукова).

http://patriarchia.ru/db/text/5796989.ht...

Голубинский умер в 1854 г., Кудрявцев-Платонов в 1891 г. Владыка Антоний (Храповицкий) очень ценил проф. С.-Петербургской Академии А.Е. Светилина (1842-1887), преподававшего во время его учения логику, психологию и философию. По толкованию Св. Писания известны труды еп. Мефодия (Смирнова), о котором не раз уже упоминалось, Иринея (Клементевского), архиеп. псковского, одного из просвещеннейших пастырей своего века (ум. на покое в 1818 г.), Иннокентия (Смирнова) еп. пензенского, тоже упоминавшегося, Иринея (Фальковского), еп. чигиринского (ум. 1823), обладавшего необыкновенными дарованиями и разнообразными сведениями, митр. московского Филарета (Дроздова), Сергия (Тихомирова) архиеп. японского, проф. Н.Н. Глубоковского, скончавшегося в 1937 г. в Софии, где он преподавал в университете (был проф. петроградских Дух. Академии и университета) и Михаила Лузина, еп. курского (ум. 1887). По патрологии известны труды архиеп. Филарета (Гумилевского) " Историческое учение об отцах Церкви " , проф. К.И. Скворцова, проф. Д.В. Гусева. По церковному и каноническому праву писал Августин (Сахаров) еп. оренбургский с 1806 по 1819 г., скончавшийся в 1841 г. на покое. Иоанном (Соколовым) еп. смоленским напечатан был в 1851 г. " Опыт курса церковного законоведения " . Проф. московского университета А.С. Павловым написан " Курс церковного права " , изданный посмертно в 1902 г. Известны также труды профессоров о. М.И. Горчакова, о. В.Г. Певцова, Н.А. Заозерского, Н.С. Суворова, М.Е. Красножена. По литургике основоположником ее научного бытия Глубоковский считает проф. И.Д. Мансветова (ум. 1885). Известны также труды проф. Н.Ф. Красносельцева, оставившего по себе обильный и ценный научный вклад. Ученик последнего, проф. А.А. Дмитриевский, преподававший в киевской Академии, является, по отзыву Глубоковского, лучшим и наиболее компетентным в России литургистом. Крупной величиной в этой области, по его же мнению, являлся проф. московской Академии А.П. Голубцов, скончавшийся в 1911 г. По церковной археологии известны работы профессоров А.П.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2188...

Экзегетические исследования в России развивались гл. обр. после выхода Синодального перевода Библии. Полный комментарий ко всей Библии был осуществлен единственный раз в «Толковой Библии» (СПб., 1904-1913. 11 т.), начатый по инициативе и под ред. проф. СПбДА Лопухина и продолженный его преемниками. Попытка создания еще одного общебиблейского толкования была предпринята в XIX в. Г. К. Властовым , но закончить его автору не удалось. Целый ряд толкований был написан на отдельные части и книги Библии. Среди общедоступных изданий большое распространение получили евангельские толкования еп. Виталия (Гречулевича) , еп. Михаила (Лузина), цикл экзегетических трудов еп. Феофана (Говорова) об апостольских Посланиях, толкование на Апостол еп. Никанора (Каменского) , толкования на новозаветные книги прот. А. Полотебнова и др. ВЗ были посвящены популярные толкования епископов Палладия (Пьянкова) , Петра (Екатериновского) , Виссариона (Нечаева) , Иоанна (Смирнова) , Димитрия (Вознесенского) . Особым успехом пользовалось «Толкование Евангелия» (СПб., 1907. М., 1991р) Б. И. Гладкова , основанное на святоотеческих комментариях и трудах ученых XIX в. Более специальные труды принадлежали П. Юнгерову, еп. Антонию (Храповицкому), архиеп. Василию (Богдашевскому), прот. А. Рождественскому , архиеп. Варфоломею (Ремову) , еп. Феофану (Быстрову), протоиереям В. Платонову, В. Четыркину и др. III. Герменевтика и исагогика. Специальными герменевтическими трудами, посвященными определению фундаментальных принципов толкования, рус. Б. до 1917 г. небогата. К ним относятся книга архиеп. Феоктиста (Мочульского) «Драхма от сокровища божественных писаний Ветхого и Нового Завета, то есть Сокращение правил при чтении Священного Писания к знанию потребных» (М.,1809) и очерки П. И. Савваитова (Библейская герменевтика. СПб., 1844, 1859). Больше сделано в области изучения герменевтики патристического периода, в частности работы проф. МДА И. Н. Корсунского «Новозаветное толкование Ветхого Завета» (М., 1885), в к-рой даны характеристики методов толкования св. отцов и комментаторов нач. XIX в., а также «Иудейское толкование Ветхого Завета» (М., 1882), содержащее анализ палестинской и александрийской герменевтики межзаветной эпохи. Соотношению совр. и патристической герменевтики много внимания уделено в кн. архиеп. (впосл. митрополита) Антония (Храповицкого) «О правилах Тихония Африканского и их значении для современной экзегетики» (М., 1891; переизд.: Альфа и омега. М., 1999. 2(20). С. 92-107).

http://pravenc.ru/text/149119.html

Поиск автора термина «неканонические книги» приводит к рецензии от 14 мая 1842 г. на соч. «Сокращенная герменевтика» ректора СПбДА архим. Афанасия (Дроздова) свт. Филарета (Дроздова). Святитель писал: «Не показано, почему неканонические книги не введены в канон... Недостает списка книг канонических и неканонических по сим разрядам» ( Он же. Собр. мнений. 1885. Т. 3. С. 70). Поскольку термин не был знаком свт. Филарету 3 годами ранее (он не употреблял его в издании Катехизиса 1839 г.), есть основания предполагать, что он взят из сочинения архим. Афанасия. Однозначно ответить на этот вопрос утвердительно, однако, не представляется возможным, пока не обнаружена рукопись «Сокращенной герменевтики». Во 2-й пол. XIX - нач. XX в. появляются многочисленные исследования о ветхозаветном каноне: свящ. Григория Смирнова-Платонова (1862), С. М. Сольского (1870-1871), архим. Михаила (Лузина) (1872), прот. Николая Елеонского (1876), А. И. Сперанского (1881-1882), П. И. Соколова (1886), Н. К. Дагаева (1898), П. А. Юнгерова (1902). По существу все эти исследования написаны по одному типу - как расширение и детализация исторических доказательств тех положений, к-рые были сформулированы в Катехизисе и во «Введении...». Все авторы выказывали полное единодушие в основных выводах и следовали свт. Филарету и архим. Макарию (Булгакову). Полностью принимаются терминологические разграничения и определения, которые вводит архим. Макарий. Термин «неканонические книги» использовался как устоявшийся. «Неканонические книги» расценивались как «священные», «канонические» - как «богодухновенные» (так, свящ. Г. Смирнов-Платонов писал: «Православная Церковь различает в составе библейских книг Ветхого Завета два рода книг: канонические и неканонические,- первые, как в собственном смысле Писания Богодухновенные,- вторые, как дополнения к Писаниям Богодухновенным, как книги, чтимые ею по их священному содержанию и назидательности» ( Смирнов-Платонов. 1862. С. 1); Дагаев также говорит о «неканонических писаниях Ветхого Завета, приобретших досточтимое имя священных» ( Дагаев.

http://pravenc.ru/text/1470227.html

Достигший сравнительно высокого и для многих завидного положения профессора высшего духовного учебного заведения, Михаил Яковлевич, по примеру многих своих собратий, достигал его тернистым путем, стоившим ему больших трудов и низведшим его преждевременно в могилу. Он был из младших детей многочисленного семейства сельского дьякона орловской губернии брянского уезда. К счастью бедного дьякона, семейство его принадлежало к числу «даровитых», нередко встречающихся во всех епархиях: так например доселе здравствующий старший брат его Павел Яковлевич много лет был профессором семинарии и оставил по себе благодарную память в бывших его воспитанниках. Выученный дома полу-русской полу-славянской грамоте Михаил Яковлевич с обычной для всех духовных детей подготовкой поступил в духовное училище вначале пятидесятых годов. Обучение в это время в духовных училищах, как известно, окарикатурено было в нашей литературе до последних крайностей: это будто бы было время самого грубого-животного произвола со стороны учителей, совершенно-неумелого отношения их к делу воспитания, беспардонного сечения детей и т.д. Ничего подобного покойный не рассказывал, потому что не испытал на себе, как и другие даровитые юноши, которым ученье давалось легко. Если что тяжело было для них, так это материальное положение. Михаил Яковлевич не избежал горькой участи многих духовных детей. Ему случалось оставаться даже без постных щей и каши или путешествовать сотни верст босиком в водополье с гривенником в кармане, а иногда и без него. Вот в этой-то нищете и заключался источник разных нравственных и физических недугов духовного юношества; а не в вымышленных зверствах педагогов, из которых многие своим трудолюбием и познаниями, за 7р. месячного жалованья, сделали бы честь, пожалуй, какому-нибудь высшему заведению – по крайней мере относительно древних языков. Под влиянием таких-то педагогов Михаил Яковлевич учился хорошо в училище и в орловской семинарии, откуда как лучший из воспитанников был послан в 1854 г. в московскую академию для дальнейшего богословского образования. Московская академия в то время имела замечательных деятелей по духовной науке: достаточно вспомнить незабвенного ученого А.В. Горского, бывшего потом ректором академии, Кудрявцева – философа и начинавших тогда талантливых профессоров, архимандрита (ныне преосвященного) Михаила (Лузина) , А. Ф. Лаврова (ныне преосвященного Алексея) и т.д. Образованный такими заметными в богословской науке талантами явился в 1858 новый магистр богословских наук Михаил Яковлевич Красин .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasin/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010