Убит Нахимов [ ]. Я была у Сергия (в Сергиевой пустыни. — Ε. Α.), там вместе с Россиею оплакивала благородного воина, и батюшка служил за упокой его души, и долго молились за него. Прошло много лет. Сестра гостила у меня и попросила как-то прочитать молитвы вслух. Каких это трех Павлов ты поминаешь за упокой? — спросила она. — Павел Э., Павел племянник, а третьего никого нет, это вам показалось. Нет, хоть посмотри в записку, ты трех поминала, я заметила. Взглянула — да, трех, я ошиблась, лишнего записала, надо вычеркнуть. Перо не попалось под руку, так я и забыла. Вижу я сон. Крестный ход, хоругви развеваются, священнослужители поют, народ толпится — смотрю, все знакомые лица, все друзья, которые уже умерли. Вдруг отделяется от толпы человек, в морской шляпе, сутуловатый, немолодой, лице суровое, и прямо ко мне. Тут же при всех он начинает стыдить и бранить меня. Да за что же — говорю я сквозь слезы, я не знаю Вас. Не знаю, то-то и есть что забыла. Так зачем же было обещать, чтобы забыть. Я не просил, но если обещать, так надо и слово держать, а не забывать. Но кто вы? — Павел — Нахимов! — закричала я в испуге и проснулась. Вскоре после этого я ехала в Царское Село с сыном. В вокзале мы увидели молодого моряка на костылях с подвязанной рукой и лицом. Он уронил папироску и не мог поднять ее. Сын мой подал ее ему. Он сел с нами и всю дорогу рассказывал о Севастополе и Нахимове. Сам он служил на корабле 12 апостолов и был при Синопе. Нахимова, по словам его, обожал весь флот, каждый матрос видел в нем отца и готов с ним в огонь и в воду. Нахимова не любило высшее начальство. А жизнь его была грустная жизнь. Но после битвы при Синопе он узнал сочувствие своего народа; со всех сторон России неслись к нему слова любви и благодарности соотечественников. Но ни одно письмо не было для него так приятно, как письмо от знаменитого архимандрита Сергиевской пустыни Брянчанинова — вероятно, вы слыхали о нем? Это письмо так глубоко тронуло его, что он тотчас созвал всех офицеров и прочел им письмо это с глубоким умилением. Образ святителя Митрофана был поставлен в залу на корабле 12 апостолов, в ту же минуту священник отслужил молебен Воронежскому Чудотворцу, который, как мы узнали из прекрасного письма архимандрита Игнатия, был основателем нашего флота, все мы, начиная от Нахимова, усердно поклонились Святителю и приложились к его образу. Нахимов сказал, — этот образ сохранится здесь, пока будет существовать корабль. Бывало, идешь мимо, взглянешь на образ и помолишься, и так привыкли, что невольно сама рука поднималась, когда, бывало, идешь и сколько бы раз ни пришлось пройти мимо. Спасибо архимандриту Игнатию, утешил нашего адмирала.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Надо отметить, что во избежание нареканий преосвященный приказал все возможное для питания свиты взять с собой, а приношения от жителей принимать только за деньги. Он даже отказывался от званных обедов, чтобы не быть никому и ничем обязанным. В этом путешествии преосвящ. Евгений, по его выражению, " работал без отдыху, до упаду, но приехал здоров " . В следующем 1829 г. архипастырь завершал обозрение епархии посещением Березовского края. Это путешествие оказалось наиболее опасным. Совершалось оно по воде, и однажды путешественники едва не погибли от сильной бури. Только усердная молитва преосвящ. Евгения спасла их. В другой раз преосвященный идя берегом реки чуть не попал в капкан для оленя. Уже в 5-6 шагах от капкана его остановил один из иноверцев. Об этом случае (как Господь сохранил ему жизнь) преосвященный вспоминал всегда. Результаты обзора епархии Евгений подробно изложил Св. Синоду. Он очень болезновал об отсталости новокрещенных своей епархии и был несказанно рад приезду первого представителя миссии архим. Макария . Архипастырь радовался всему, что способствовало утверждению христианской веры. Рязанский архиепископ 1 августа 1831 г. архиеп. Евгений переведен на Рязанскую кафедру . Направление деятельности преосвященного в Рязани было тоже, что и в Тобольске. В этот период он был членом комиссии по обследованию чудес от гроба святителя Митрофана Воронежского . Но здоровье преосвященного было уже значительно подорвано, особенно плохо было со зрением. Поэтому он не раз уже в неофициальных письмах заговаривал о покое. По этому вопросу он вел переписку с Московским митр. Филаретом , советы и наставления которого очень ценил. Митр. Филарет, в свою очередь, со вниманием относился к архиеп. Евгению, искал с ним встречи и приглашал его в Москву на консультацию к своему врачу. Евгений не решался ехать. Однако ехать ему пришлось совершенно неожиданно. Ярославская кафедра 8 мая 1837 г. последовал перевод его на Ярославскую кафедру . Переезд в Ярославскую епархию совершался через Москву . Сразу же по приезде в Москву архиеп. Евгений отправился к митр. Филарету . С большой радостью встретились два святителя и несколько дней провели во взаимно полезных беседах. И в дальнейшем они поддерживали между собою постоянную связь путем переписки. Митр. Филарет своими советами и наставлениями помогал Евгению перенести те искушения, которые встретили его в Ростовской епархии.

http://drevo-info.ru/articles/13505.html

Проведение священником религиозных обрядов, его способность к врачеванию и определенный дар прорицания, отмечавшиеся современниками, стали поводом для предъявления ему еще и обвинения в шарлатанстве. Многочисленные свидетельства о бескорыстии о. Митрофана не помешали обвинить его также в незаконных поборах (имелись в виду добровольные взносы прихожан), кроме того были и грязные обвинения в аморальности его отношений с прихожанками. Дело так называемой антисоветской религиозной группы М.Ф. Бучнева было передано в областной суд для придания ему показательного характера. Суд проходил в бывшем народном доме им. царевича Алексея, переименованном после революции в клуб им. Коминтерна, при большом стечении народа, с освещением в местной и центральной печати. Анна Анисимова, впоследствии схимонахиня Иоанна , вспоминала:  " Его в начале тридцатых судили в Воронеже. Рассказывают, что на суд пыталась пройти старица Феоктиста . Она юродствовала. Кричала: " Пустите меня поглядеть на этого нехорошего человека! Гоните его отсюда, гоните! " . Судебный процесс продолжался с 27 января по 3 февраля 1930 года. 3 февраля М.Ф. Бучнев и С.М. Веретенников были приговорены к пяти годам концлагерей с конфискацией имущества священника на 500 руб. А.П. Пономареву и В.А. Бадину приговорили к трем годам концлагерей; носильщика железнодорожного вокзала П.А. Фомина - к трем месяцам принудительных работ; бывшего помещика, счетовода П.П. Чурилова оправдали. Из обвинительного заключения: возглавляемая М.Ф. Бучневым религиозная " антисоветская организация… …является общественно вредной, тормозящей социалистическое строительство, особенно в деревне " . Далее говорилось, что организация делилась на две группы: одна якобы руководила антисоветской агитацией в городах и селах, поддерживала связь с заграницей, другая распространяла антисоветские идеи М. Ф. Бучнева и вербовала его последователей. Его ближайшим помощником и правой рукой был признан С.М. Веретенников - представитель известной воронежской купеческой семьи, отягчающим обстоятельством для которого стала эмиграция в Париж сына-белогвардейца. О нем говорилось: Крупным влиянием в организации пользовался С. Веретенников. Он также «пророчествовал» о скором падении советской власти. По поручению организации Веретенников часто ездил в Москву и привозил оттуда различные документы, распространяя их среди посетителей;

http://drevo-info.ru/articles/13680503.h...

Уяснению понятия о Церкви и догматах отводится слишком незначительное место. Препираясь о предметах обрядового свойства, истощаясь в доказательствах, которым раскольники, однако не имеют веры, защитники православия и не подозревают, что тут-же, так сказать сбоку, находится такая непоколебимая опора, именно, понятие о Церкви и догматах. Другим важным недостатком противораскольничьей полемики этого времени служат способы самих доказательств. Один старался приложить к делу семинарские лекции о расколе; другой пользовался здравым смыслом; третий представлял раскольникам в образец для последования богомудрых и просвещенных архипастырей Церкви, в доказательство мощи и чудотворения свв. Тихона Задонского , Митрофана Воронежского и других святителей. 196 Все это не убедительные доказательства для раскольников. «Покажи нам, говорят они в таких случаях, на каждый вопрос ответство от святого писания, кроме всяких своесмысленных натягательств, должны бо есмы во всех, яже глаголем и творим, имети показание от божественных писаний, да не человеческими помышлении прельщаемы, испадаем правого пути и впадаем в пропасть погибели». 197 Таким образом, для убеждения раскольников нужно было принимать не те средства, которые употреблялись, но доказательства от «святого писания», под каким именем они разумеют известные, уважаемые ими старопечатные книги. И хотя в некоторых епархиях, как мы уже раньше видели, преподаватели раскола знакомили своих учеников с старопечатными книгами, однако просматривая противораскольнические беседы того времени, мы не видим надлежащего применения этого способа убеждения раскольников. О нем как будто бы и не знают. С величайшим усердием прилагались менее действительные способы, о которых мы сказали выше, доказательств же «от святого писания» мы почти не встречаем. Очевидно, сознание всей действительности этих доказательств, и всей его поэтому необходимости недостаточно ещё созрело. 198 Отсутствие этого рода доказательств кроме того, что делало нашу противораскольническую полемику того времени недостаточно убедительной, давало еще раскольникам повод думать, что таких доказательств и не может быть, что якобы все «святое писание» говорит в их пользу.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Митрофану, еп. Воронежскому, глас 4 Правило веры и образ кротости,/словом и житием, пастве твоей, отче смиренномудре Митрофане, был еси./Темже и во светлостех святых,/солнца светлейше возсиял еси,/венцем нетления и славы украшаемь,/моли Христа Бога,//стране нашей и граду твоему в мире спастися. Перевод: Правилом веры и образом кротости своим словом и жизнью для паствы твоей, отче смиренномудрый Митрофан, ты был. Потому и в сиянии святости ярче солнца воссиял ты, украшенный венцом нетления и славы, моли Христа Бога о спасении в мире страны нашей и города твоего. Михаилу, первому митр. Киевскому, глас 4 Днесь пророчествие во апостолех Первозваннаго исполнися:/се бо на сих горах возсия благодать и вера умножися./И иже неверием обветшавшии,/Божественною купелию отродишася,/и быша людие обновления,/царское священие, язык свят, Христово стадо,/емуже ты первый пастырь явился еси,/яко первее Крещением послуживый./И ныне, предстоя Владыце Христу Богу,/моли, всем сыном русским спастися://имаши бо дерзновение, яко иерарх Божий, и священнослужитель. Перевод: Сегодня пророчество Первозванного апостола исполнилось: ибо вот, на этих горах воссияла благодать и вера умножилась. Одряхлевшие в неверии Божественной купелью возродились и стали людьми, взятыми в удел, царским священством, народом святым ( 1Пет.2:9 ), Христовым стадом, которому ты явился первым пастырем, ранее Крещением послуживший. И сейчас, предстоя Владыке Христу Богу, моли всем людям русским спастись, имея дерзновение, как иерарх Божий и священнослужитель. Модесту, архиеп. Иерусалимскому, глас 4 Преподобно пожив, Богомудре Модесте ,/и святительскою одеждою украшен,/пастырю Иерусалима блаженнейший,/в веселии ныне Христу предстоиши/и концы озаряеши чудесы,/помощник убо буди тя призывающим,//моляся, отче, о всех нас. Перевод: Свято прожив, Богомудрый Модест, святительской одеждой украшен, пастырь Иерусалима блаженнейший, радуясь, сейчас Христу предстоишь и озаряешь все концы (вселенной) чудесами, будь же помощником призывающим тебя, молясь, отче, обо всех нас.

http://azbyka.ru/molitvoslov/tropari-svy...

В последнее время в высших кругах не принято делать приемов по случаю свадьбы, и обыкновенно новобрачные уезжают в путешествие. Расходы на самую свадьбу значительно сокращены, но в крестьянском и мещанском быту свадебные пиршества сохраняют свой прежний, совершенно безумный характер. В эту пору, когда для молодого, начинающего хозяйства дорог всякий гвоздь, всякая плошка, должен быть начеку всякий рубль, люди непроизводительно выбрасывают целые сотни рублей. И крестьянская семья, в общем проживающая две-три сотни рублей в год, легко выбрасывает на свадебную пирушку до ста и более рублей. Какой толк из того, чтобы споить до потери сознания целую деревню и чтобы говорили в окрестностях, что вот-де «Архиповы на свадьбе знатно угощали». С какой грустью вспоминаешь, когда слышишь о таких безумствах, совет русскому народу великого святителя Митрофана Воронежского: «Воздержно пей, мало яждь — здрав будеши; употреби старание, приложи труд — богат будеши». Крестьяне стесняются купить какое-нибудь недорого стоящее приспособление по хозяйству, сберегающее их время, облегчающее труд, а выбрасывать зараз громадные деньги на опьяняющие пирушки не задумываются. Пост является великолепным воспитательным средством. Едва ли человек, соблюдающий посты, будет неумерен в словах, расточителен, едва ли будет разбрасывать по ветру свои силы и свое время, к чему мы русские вообще так склонны. Очень жаль, и ничего доброго для русской души не предвещает то сплошное нарушение постов, которое замечается теперь в народном быту. Говорят: крестьяне и так постоянно постятся, потому что редко употребляют мясную пищу; не беда, если он в пост попьет молока или сдобрит кашу салом. Это, конечно, не беда, а беда та, что он сознательно нарушает установления Церкви, которые раньше были для него незыблемыми, и, нарушив пост, он так же легко нарушит и другие, более важные заповеди. Отношение к посту показывает верность человека церковным установлениям вообще. Если, с одной стороны, мы видим постоянные нарушения поста в разных слоях общества, доходящие иногда до прямого глумления над ним (на Страстной неделе наесться колбасы), то, с другой стороны, лица, даже придерживающиеся постов, нередко грешат против самой сути поста. Пост предполагает всегда воздержание, полное отсутствие услаждения пищею... Между тем что мы видим? В богатых семьях готовится великолепный рыбный стол, гораздо более дорогой, изысканный и вкусный, чем если б это был скоромный день и блюда были мясные. Уничтожается большое количество икры, достигшей теперь совершенно неимоверных цен. Все это поливается дорогими винами и сдабривается заморскими фруктами. Будет ли это воздержанием? Будет ли это подвигом поста?

http://pravoslavie.ru/2308.html

Ему не повезло: Господь не привел к храму. По своей сути, по отношению к людям, по поступкам он был христианином. Я бы даже сказал, он был святым человеком, потому что та любовь, которую он излучал, это признак святости. Другой обвешает себя церковной атрибутикой, но забывает, что апостол Павел сказал: «Если ты имеешь всю веру, так, что горы можешь передвигать, но любви не имеешь, то ты — ничто»... То же можно сказать и о художниках. Если на полотне Христос, а в душе Его нет, то это всегда заметно. —Она искусствовед, арт-директор галереи. Мы с ней вместе галерею создавали, можно сказать, семейное дело. А еще она мой главный критик. Ее мнение для меня крайне важно, поскольку мои познания в области древнерусского православного искусства значительно уступают познаниям жены.У нас с ней очень интересная и разно-образная жизнь. Я имею в виду возможность пребывания в различных культурных пространствах. Сегодня, допустим, находишься здесь, среди современного искусства; на другой день окунаешься в мир иконописной мастерской; потом приезжаешь на строительную храмовую площадку, а через десять часов оказываешься на Псковщине. Кстати, там у нас с женой есть любимое место — деревня Лосицы на берегу Плюссы. В деревне сохранилась дворянская усадьба в стиле деревянного ампира пушкинских времен. Старинная мебель, печи изразцовые. Это музей писательницы Ямщиковой, известной под мужским псевдонимом «Алтаев». Она жила в Лосицах у своей подруги Ольги Гореневской, которая, не будучи репрессированной, уехала в 1966 году из собственной усадьбы в Америку. По-моему, во всей истории Советской России нет второго подобного примера. В Лосицах существует православная община. Хотя община, наверно, неправильное слово. Просто есть замечательная женщина, которая берет детей из всяких бедовых семей и ставит их на ноги. «Общине» много лет, некоторые ее воспитанники уже венчаются.Но больше всего удивляют Лосицы своей полнокровной жизнью, особенно на фоне соседних вымирающих деревень. Причина тому — храм Митрофана Воронежского, который никогда не закрывался. Мы с женой ездим туда уже 17 лет, поэтому видели, как из года в год менялось отношение населения к храму. Сначала во время праздничных служб была агрессивно-любопытная толпа, слышались всякие шуточки. На службу приходило человек 10–15, а через полчаса и половины из них не оставалось. Теперь же все в храме, даже те, кто раньше смеялся. Это, словно в миниатюре, модель того, как может измениться жизнь во всей стране, если услышано будет слово Божие.

http://old.aquaviva.ru/archive/2011/2/86...

Реформа, связанная с уничтожением наследственности на приходах в Донской епархии, совпала с началом расцвета церковного строительства на Дону. Ее рецепция не вызвала нареканий, поскольку появление вакантных священно- и церковнослужительских мест стало поводом для «рассредоточения» членов священнических семейств по разным приходам. Однако следует отметить, что традиция оставлять зятьев в многоклирных церквах при отцах жен так и не была до конца преодолена на Дону вплоть до начала XX в. Также на протяжении всего пореформенного периода можно констатировать географическую локализацию представителей отдельных священнических и церковнослужительских семейств. Так, например, в церквах Верхнего Дона служили представители священнических и псаломщицких семейств Воскобойниковых, Икорских, Казминых, Петровых, Поповых, Поярковых 172 . Для Хоперского округа была характерна локализация Грешновых, Громославских, Григорьевых, Глаголевых, Дикаревых, Зимовновых, Кожиных, Левицких, Ледковских, Олимпиевых, Штурбиных 173 . В Миусском (Таганрогском) округе служили Заханевич, Китайские, Пашутины, Покатиловы 174 . Церковные реформы 1860–70-х гг. не изменили статус жен и вдов донского духовенства со всей очевидностью. Однако после реформ в послужных списках священно- и церковнослужителей все чаще и чаще указывалось, что их жены и дочери трудятся на ниве народного образования. Одним из таких примеров была супруга священника Донской епархии Д.Серебрянского, Александра Ипатьевна Серебрянская. После окончания Воронежского женского епархиального училища она занималась преподавательской деятельностью. За участие в открытии церковно-приходской школы и за ведение в ней занятий она была награждена грамотой Высокопреосвященнейшим Митрофаном (Вицинским), архиепископом Донским и Новочеркасским 175 . Но главным делом жен священнослужителей на Дону все-таки оставалось рождение и воспитание детей. В Донской епархии закон о сокращении числа приходов и причтов был реализован частично. Приходы сокращены не были, поскольку в Донской епархии их было мало – главным образом в станицах и слободах. Активное церковное строительство в хуторах началось только в пореформенный период. Однако причты были переформированы – вместо четырех человек (священника, диакона, дьячка и пономаря) они стали состоять из двух человек (священника и псаломщика). Но процесс этот растянулся во времени и прошел достаточно безболезненно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из научного материала, за годы моего редакторства, в приложениях с особым счетом страниц были напечатаны: «Документы из истории перевода святоотеческих творений в Московской Духовной Академии» – сообщ. И.Н.Корсунским , «Изустная духовная Св. Митрофана, Епископа Воронежского» – сообщ. свящ. С.Е.Зверевым, «Основное Богословие или Христианская Апологетика» и «Православное Догматическое Богословие» – лекции заслуженного профессора Импер. Харьковского Университета, протоиерея В.И.Добротворского. Затем, в конце 1896 года, состоялись переговоры нашей редакции с родственником и наследником Высокопр. Саввы, Архиеп. Тверского, священником Г.Ф.Виноградовым о печатании в качестве приложения к «Богословскому Вестнику» автобиографических записок почившего архипастыря под заглавием: «Хроника моей жизни», после чего, с первой книжки журнала за 1897 год, началось их печатание на весьма удобных для редакции условиях. Записки Высокопр. Саввы, некогда питомца, а впоследствии ректора и почетного доктора Московской Академии, представляли собою громадное количество исторического материала, так как почивший вносил в них не только свои личные воспоминания, наблюдения и суждения о разных предметах, лицах и событиях, но даже все письма, им получавшиеся, и все ответы, им посылавшиеся, часто с таким содержание, которые было совсем малоценно по существу, или имело совершенно частный, мало для других интересный характер. Из этого громадного материала сперва о. Виноградов исключал все, что, по его мнению, представлялось излишним, а затем, с его разрешения, и редакция «Богословского Вестника» со своей стороны еще более увеличивала размер этих исключений. При всем том, в конце концов материала записок все-таки хватило нашему журналу на четырнадцать лет и в отдельном издании получилось девять больших томов. Так как ученый автор записок во многих отношениях был одним из выдающихся иерархов нашей церкви, то его воспоминания с постепенным возвышением и расширением круга его общественной деятельности получали все больший и больший интерес, а потому для «Богословского Вестника» были очень ценным приобретением.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Новости 9 марта, 2008 Настоящее прощение - это подвиг Наше прощение, безусловно, - в руках Божиих: Ему решать. Но мы слышим благовестие Спасителя: " Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш небесный " . Таким образом, свободная милость Божия как бы вынуждается к прощению нашей милостью, потому что прощение - это всегда милость. Значит, дело в гораздо большем, чем просто нравственное справедливое воздаяние. 9 марта, 2008 Настоящее прощение - это подвиг Наше прощение, безусловно, - в руках Божиих: Ему решать. Но мы слышим благовестие Спасителя: " Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш небесный " . Таким образом, свободная милость Божия как бы вынуждается к прощению нашей милостью, потому что прощение - это всегда милость. Значит, дело в гораздо большем, чем просто нравственное справедливое воздаяние. 3 марта, 2008 На Волыни зверски убит игумен Илия (Хамаза) В ночь с 25 на 26 февраля в селе Белосток Луцкого района на Волыни топором зарублен настоятель местного храма игумен Илия (Хамаза). 28 марта ему исполнилось бы 30 лет. 11 февраля, 2008 «Велик не тот, кто никогда не падал, а кто часто вставал». Письма отца Алексия Мечева Прими к сердцу мой совет, подумай, поработай над собой и посмотри, что из этого выйдет; не будь поспешен в своих решениях: сама жизнь покажет, что сделать нам и к чему призывает нас Промысел Божий. 8 февраля, 2008 Молчание есть тайна будущего века Все знают, что существует такое понятие, как тайна исповеди, но обычно почему-то считают, что ее должен хранить только священник. Однако это не так. Тайна исповеди существует для всех. Самому исповедующемуся тоже следует хранить себя. 7 февраля, 2008 В Москве совершено нападение на священника Сегодня вечером в столице подвергся вооруженному нападению клирик храма в честь святителя Митрофана Воронежского на Хуторской улице священник Анатолий Нагорный. 4 февраля, 2008 Как удержать человека от самоубийства Россия удерживает второе место в мире по числу самоубийц. Что подталкивает человека к самоубийству? Как удержать его от этого необратимого поступка и страшнейшего греха?

http://pravmir.ru/category/news/page/585...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010