Уже в 1892 году, по вступлении в должность городского головы И. В. Титова, городскою думою была составлена «комиссия по изысканию помещения для научно-промышленного музея в Воронеже», состоявшая, под председательством Ф. Д. Сверчкова, из А. Баранова, В. Студенцова и В. М. Резникова. Комиссия эта, по предварительном обсуждении наиболее существенных условий, коим должно отвечать помещение музея, пришла к заключению, что из наличных городских зданий единственно удобным для музея помещением может служить часть занимаемого богадельнею 2-го этажа старой думы, которую и раньше предлагалось отвести под музей. Что же касается богадельни, то признано было возможным переместить её в приобретённый городом дом, бывший Давыдова, на Стрелецком Лоску 28 . По обсуждении доклада комиссии думою, в заседании 26 октября 1892 г., было разрешено городской управе отвести для музея указанное комиссией помещение, состоящее из залы, кладовой, входной комнаты и лестницы, с тем однако условием, что в случае если помещение это понадобится городу для какой-либо иной цели, музей может быть переведён в другое соответственное здание. По настоянию г. губернатора, помещение музея в 1893 году было вновь отремонтировано на городские средства. Кроме того городская дума в заседании 9 ноября разрешила городской управе отпускать на отопление музея дрова 29 . Л. Б. Вейнбергу, положившему много труда на устройство музея, не пришлось однако дождаться торжества открытия его, так как в 1891 году он оставил службу при Комитете и на его место назначен был сначала М. А. Селин, а потом, 3 сент. 1891 года преподаватель Воронежской духовной семинарии Стеф. Егор. Зверев, ныне (с 1 авг. 1894 г.) священник и законоучитель Воронежского Михайловского кадетского корпуса, издатель «Актов Воронежского Покровского девичьего монастыря» 30 , и «Материалов для жизнеописания Св. Митрофана» 31 . Вступил в должность секретаря Статистического Комитета, С. Е. Зверев, подобно Второву и Вейнбергу занялся приведением в порядок архива старых дел. Сознавая невозможность скорого издания всех древних документов при скудности средств Комитета, г. Зверев приступил к разбору их в хронологическом порядке, который когда-то заведён был Второвым, а после него нарушен, и к составлению карточной описи этих документов. Цель этой карточной описи та, чтобы по этой описи, содержащей краткое содержание каждого документа, любители местной истории могли находить в архиве нужные им сведения о том или другом лице или событии 32 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«70% из числа бездомных оказываются на улице из-за того, что в поисках работы уезжают в большие города, где их очень часто обманывают, рассказал Илья Кусков на пресс-конференции в информационном агентстве «Интерфакс» в Воронеже. Другая группа бывшие осужденные, те, кто пытается, но не может вернуться в нормальную жизнь по причине того, что общество их воспринимает в штыки. Третья группа люди, потерявшие семьи, четвертая беженцы. В рамках автопробега мы хотим помочь бездомным перезимовать, а также обучить волонтеров работе с ними». В Благовещенском кафедральном соборе прошла открытая лекция с участием социальных работников и священнослужителей Воронежской епархии, посвященная вопросам оказания помощи бездомным. Кроме того, участники автопробега посетили село Хреновое Воронежской области, где познакомились с опытом отца Алексея Ботвинкова, настоятеля Митрофановского храма, по содержанию приюта для престарелых бездомных и инвалидов. Благодаря выигранному президентскому гранту, а также поддержке Синодального отдела по благотворительности, организовавшему сбор средств на проведение газового отопления, постояльцы приюта смогли переехать в новое, хорошо отремонтированное здание. Количество мест в приюте возросло до 60, здесь отец Андрей готов принять всех. В ближайших планах оснащение и ввод в строй комфортабельной столовой и пищеблока. 9-11 ноября участники автопробега посетили город Шахты. Акция по оказанию срочной социальной помощи бездомным прошла в поселке Артем Ростовской области. В специально организованном пункте более 60 бездомных получили одежду, обувь, горячую пищу, продукты питания и средства первой необходимости, которые они смогли забрать с собой. Также участники автопробега встретились с директором шахтинского социального центра по оказанию помощи лицам без определенного места жительства Еленой Некрасовой, которая рассказала о деятельности центра. В филиале Донского государственного технического университета прошел круглый стол с участием священников, соцработников, представителей молодежных волонтерских организаций города Шахты. Руководитель направления помощи бездомным Синодального отдела по благотворительности Илья Кусков рассказал участникам встречи о видах социальной помощи бездомным и перспективных проектах в этой сфере.

http://patriarchia.ru/db/text/4702401.ht...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЗАРИДЗЕ ГЕННАДИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Протоиерей Геннадий Заридзе, 12 декабря 2014 г. Фото с сайта Воронежской митрополии Геннадий Владимирович Заридзе (род. 1959 ), протоиерей , настоятель Покровского храма села Отрадного Новоусманского района Воронежской области и Воронежского храма-часовни в честь святителя Митрофана Воронежского , клирик Воронежской епархии , автор и исполнитель духовных кантов под псевдонимом Странник Родился 18 мая 1959 года. Отец преподавал политэкономию и научный коммунизм в университете, мама преподавала русский язык и литературу. Когда Геннадию исполнилось восемь лет, отец оставил семью, и мама одна их с сестрой растила и воспитывала. Крещён был в детстве, но православной вере научен не был. Окончил общеобразовательную школу и музыкальную школу по классу фортепиано. Учась в старших классах, увлекался астрофизикой, делал телескопы и по ночам смотрел на звёздное небо. Поступил в университет на биологический факультет. По окончании университета работал на кафедре физиологии, планировал написать диссертацию. Женился. В поисках смысла жизни и представлений о жизни души после смерти, изучал парапсихологию и многие восточные учения. В апреле 1982 года с ним произошёл случай, перевернувший его жизнь: " В одной из поездок в поезде Воронеж - Москва я сильно застыл - до такой степени, что, когда возвратился в Воронеж, мне было уже совсем плохо, невыносимая головная боль не прекращалась ни на миг, её невозможно было ничем ослабить. Через неделю состояние ухудшилось, и меня повезли в реанимацию. В машине «скорой помощи» отключилось сознание, прекратились конвульсии. Когда меня привезли в больницу, тело было как бревно. Ничего из того, что происходило потом, я не помню и о случившемся со мной знаю по рассказу реанимационной медсестры. " А было так. Жене моей сказали, что надо готовить гроб, потому что по всем медицинским показателям выжить в такой ситуации человеку невозможно. Когда моё тело завезли на каталке в реанимационную палату, оно почти не подавало признаков жизни. [...] Прокололи спинной мозг, обнаружили пневмококковый менингоэнцефалит. В общем, разговора о дальнейшей моей жизни вообще не было. В качестве реанимационных процедур поставили капельницу с пенициллином, вывели катетер, привязали, как принято, к спинке койки, чтобы тело не билось.

http://drevo-info.ru/articles/13671346.h...

Новая лучшая эпоха в жизни музея наступила только со вступлением в должность секретаря Статистического Комитета Леонида Бор. Вейнберга (с 1884 по 1891 гг.). Приняв должность секретаря, Л. Б. Вейнберг обратил прежде всего внимание на архив, крайне печальное состояние которого в это время только что описано. Не находя возможным, по недостатку помещения в канцелярии Комитета, привести архив в порядок, установленный Второвым, Вейнберг поспешил, в видах сохранения для науки истлевавших сокровищ его, приступить к печатанию актов небольшими отдельными выпусками под заглавием: «Материалы по истории Воронежской и соседних губерний». Материалы эти с 1884 по 1890 г. были изданы в XVI выпусках и содержат более 800 актов. Кроме того, он перепечатал в одном большом томе часть упомянутых актов, расположив их в хронологическом порядке и снабдив указателями, издал в одном томе «Воронежские писцовые книги» и составил на основании изданных им и его предшественниками, а частью и не изданных актов много весьма интересных очерков и статей по истории Воронежского края 19 . Вместе с тем г. Вейнберг первый после Второва серьёзно занялся мыслью о музее, и не в том узком смысле, в котором понимал его Статистический Комитет 1874 года, а на тех же широких началах, на которых когда-то задумывал устроить музей Н. И. Второв. Впрочем, на деле задача Второва оказалась неудобоисполнимою, потому что во всё время службы Вейнберга музей не имел специальных собственных средств, а пополнялся почти исключительно пожертвованиями частных лиц: в виду этого приходилось, оставляя в стороне заманчивую Второвскую программу, довольствоваться тем, что можно было выпросить у какого-либо собирателя старинных или редких предметов, приобрести случайно за дешёвую цену у торговца с толкучего рынка или найти при раскопках курганов 20 . Главная заслуга Вейнберга в этом отношении состоит в том, что он, как человек деятельный и общительный, умел отыскивать в обществе полезных для музея лиц и располагать их к вещественным пожертвованиям в пользу его, вообще умел привлечь к музею симпатии Воронежского губернского и уездного общества.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Дьячки и пономари, как видно, не считались тогда необходимыми в составе причта, так как в некоторых селах прямо отмечено, что «никаких причетников нет», даже в одной из Воронежских церквей – Вознесенской причетников никаких не было: «в церковном пении, сказано при этом, способствуют сторонние люди». В слободе Анненской на Битюге обязанности дьячка исполнял романовец волостной крестьянин Федор Неклюдов. Выше уже отмечено было, что при 84 церквах епархии совсем не было никаких официальных членов причта, кроме попов. Чаще официальных дьячков и пономарей заменяли малолетние и возрастные дети или родственники попов, так что весь причт обыкновенно состояла семья приходского священника; вот любопытный пример этого: о Пятницком попе села Ямного Воронежского уезда Мартине сказано, что у него два сына: Прокофий и Никита – этот последний «10лет, малоумен» – «способствуют в церкви Божии дьячковскую и пономарскую службу». В этом примере обращает на себя внимание не столько возраст Никиты (так как с одной стороныбыли и настоящие дьячки 13-летнего возраста, с другой стороны бывало, что лица 35-летнего, даже 60-летнего возраста 72) «чинили в дьячковской и пономарской службе», не будучи настоящими полноправными членами причта), а то, что даже «малоумие» этого мальчика не помешало ему заменять настоящего дьячка или пономаря, так что не представлялось необходимым содержать особого официального дьячка (если только все это не измышлено нарочито для того, чтобы освободить мальчика от угрожавшего рекрутского набора). В некоторых местах были дьячки вольнонаемные, нанимавшиеся прихожанами погодно: в Богоявленской церкви города Острогожска «дьячек Стефан Самойлов сын способствует попом в церкви от приходских людей по найму погодно по черкасской обыкности». Из этого последнего замечания видно, что обычай содержать вольнонаемных дьячков был введен в Воронежской епархии малороссами, при чем и дьячками являлись именно черкасы, и обычай этот держался преимущественно в местах, заселенных черкасами, особенно в г. Острогожске и Острогожском уезде, а также в Коротояке, Землянске и селе Ендовище Воронежского уезда. Быть может, эти наемные дьячки – черкасы были и не духовного происхожения [один прямо назван «казачьим сыном» некоторые священники также названы черкасами. Между дьячками «из черкас» в Острогожске отмечен один дьячек – волошеник, который также служил «погодно – по найму приходских людей»

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Voron...

Настоятель храма святителя Митрофания Воронежского протоиерей Димитрий Смирнов считает образование и здравоохранение самыми больными для современной России темами. «В обществе три великие профессии – священник, врач и учитель. Если их деятельность вывести в сферу услуг, общество рухнет. Это гибель и кошмар. К этому все и подводят», — сказал он. «Все меньше становится учителей, работающих не за страх, а за совесть. Нужно кардинально менять политику в отношении образования. Нужно вернуть в школу мужчин, потому что учитель — это мужская профессия. Просто нужно платить им достойные зарплаты. То, что сейчас получают наши учителя — оскорбительно и унизительно», — решительно заявил отец Димитрий. «Почему на Западе большинство учителей мужчины? Потому что там это престижная и уважаемая профессия, что выражается и в достойной оплате труда. А у нас на что тратятся государственные деньги, непонятно», — заключил он. Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве , считает, что образование должно быть ориентировано идейно и нравственно. «Если образование ставит во главу угла ценности общества потребления, тогда нам не стоит удивляться тому, что имеем в итоге. Само по себе такое общество исповедует некую бессмысленность существования – в гонке только за тем, что есть сейчас, не задумываясь о том, что будет дальше», — говорит священник. «Чтобы решить эту проблему, в первую очередь, учитель сам должен вести себя по-другому: не ориентироваться на то, чтобы как-то заработать, лишь бы выжить. Он должен иметь нравственные ориентиры, христианскую осмысленность. Надо быть не системным администратором, а действительно наставником», — призывает отец Андрей. Главный редактор журнала «Наследник», протоиерей Максим Первозванский говорит, что как раз современные реформы образования приводят к тому, что оно становится именно услугой: «И это очень обидно, так как у нас есть отличный опыт в образовательной сфере, хорошие методики. То, что происходит сегодня – это преступление перед будущим».

http://pravmir.ru/mneniya-svyashhennoslu...

Относительно титула «Азовский», приписываемого св. Митрофану, нужно заметить, что он не документальный. Власть св. Митрофана не простиралась на Азов. По справедливому объяснению исследователя по церковной истории Воронежского края П. В. Никольского , такой титул приписывали воронежскому первопрестольнику потому, что св. Митрофан считал завоевателей Азова своими пасомыми и молился как об их здравии, так и об упокоении душ убитых там воинов. Из того, что синодик св. Митрофана содержит запись родов из донского казачества, даже атаманов, можно заключить только, что область донских казаков входила в круг архипастырского влияния воронежского епископа, 77 но нельзя утверждать, что он имел право собирания церковной дани с церквей донских казаков. Таким образом места по нижнему бассейну Дона и северному побережью Азовского моря, где кипела жизнь вследствие азовских походов, не будучи официально подчинены св. Митрофану, пока не имели определенной епархиальной подведомственности. VI Прежнее влияние астраханских владык на Дону, после отписки от их епархии Петровска и усиления влияния св. Митрофана на новые места в области Донских казаков, было ослаблено и не заходило за реку Медведицу. Сокращение и ослабление влияния астраханских владык в придонском бассейне можно объяснить еще тем, что самый астраханский край вместе с Астраханской епархией в начале XVIII в. оставался заброшенным. Внимание Петра было приковано к двум морям – Балтийскому и Азовскому; поэтому заселение низовьев Волги и среднего Дона шло необыкновенно туго. Центральное население вольно и невольно отливало в богатую степную окраину. Однообразно угрюмые калмыцкие степи, поросшие ковылем, не привлекали к себе внимание правительства и русских людей. От Саратова до Астрахани между поволжскими городами на 200 и даже на 300 верст не было никакого жилья. В этом безлюдном просторе господствовали калмыки и кубанцы и чинили «великое разорение» проезжим купцам и рыбным ловцам. Даже саратовский край в 1703–1707 г., по свидетельству путешественника де Броуна, представлял собой обширное дикое поле. Де Броун в самом г. Саратове видел только несколько деревянных церквей. Проехав от Петровска до Пензы, он встретил только три церкви и столько же выше Саратова по Волге. Нынешний Хвалынский уезд начал заселяться с 1703–1714 гг. и то больше татарами. Русских людей из Темникова, Симбирска, Пензы, Касимова и стрельцов из Нижегородского края вышло туда очень мало. 78

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

ректором Воронежской духовной семинарии протоиереем Ал. Мих. Спасским (членом Статистического Комитета), в сослужении председателя комиссии по устройству музея священника Ст. Ег. Зверева, было совершено благодарственное Господу Богу молебствие. Приложившись к святому кресту, Ея Высочество, Принцесса Евгения Максимилиановна заняла за приготовленным столом председательское место и открыла заседание краткою, но сердечною речью: " Поздравляю город с открытием музея. Надеюсь, что он послужит на пользу юношества. Желаю ему дальнейшего процветания». На эту речь отвечал о. Стефан Зверев, который сказал приблизительно следующее: «Имею счастие выразить Вашему Императорскому Высочеству глубокую благодарность от Воронежского Губернского Статистического Комитета за Ваше внимание к нашим трудам. Присутствие Вашего Императорского Высочества на настоящем торжестве возвышает скромное дело собирания музея в глазах местного населения, и в нас, устроителей музея, вселяет новые силы к продолжению начатой работы. Обращаясь к делу созидания музея, я должен сказать, что оно задумано было в Воронеже очень давно, и что одним из главных деятелей, или лучше сказать, основателем нашего музея должен считаться известный в своё время в Воронеже Н. И. Второв. Много времени прошло с тех пор, но и теперь ещё далеко не выполнена та широкая программа музея, которая выработана была Второвым. Мы со своей стороны сделали всё, что могли, чтобы приготовить музей к открытию, не имея почти никаких средств, работая своими руками. Будем надеяться, что при общем дружном усилии всех интересующихся музеем лиц и поддержке местного общества музей разовьётся до надлежащих размеров, указанных его основателем. Подробная историческая записка о музее будет напечатана в местных Губернских Ведомостях». Затем г. губернатором был прочитан протокол открытия музея, который после того был подписан всеми присутствовавшими лицами, с Ея Высочеством по главе. Приводим в целом виде этот протокол. «С 1894 года, сентября 9 дня, в присутствии почётного члена Воронежского Губернского Статистического Комитета, Ея Императорского Высочества, Принцессы Евгении Максимилиановны Ольденбургской, почётных и действительных членов Комитета и лиц особо приглашённых, после торжественного молебствия и по произнесении речей Ея Императорским Высочеством и председателем комиссии по организации музея при Воронежском Губернском Статистическом Комитете, о.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После исправления Праздничной Минеи Комиссия приступила к работе над сентябрьской, а потом и октябрьской Минеей. При этом члены Комиссии пользовались 158 греческими сентябрьскими Минеями, изданными в Афинах в 1904 и 1905 гг., римским изданием 1888 г., церковнославянской рукописью XV в. (Синодальный архив 394) и единоверческим переизданием с Минеи 1645 г. 159 В Месячные Минеи должны были быть включены соответственные службы из Минеи Дополнительной. 160 В сентябрьскую Минею предполагалось внести службы святителю Феодосию Черниговскому (9 сентября), преподобным Сергию и Герману Валаамским (11 сентября) и святителю Димитрию Ростовскому (21 сентября). В октябрьскую Минею – службы иконам Богоматери: Иверской (13 октября), «Всех скорбящих Радости» (24 октября) и преп. Иову Почаевскому (28 октября). Ноябрьская Минея должна была пополниться службами свят. Митрофану Воронежскому (23 ноября) и свят. Иннокентию Иркутскому (26 ноября). Январская – преп. Серафиму Саровскому (2 января), св. Равноапостольной Нине, просветительнице Грузии (14 января) и преп. Феодосию Тотемскому (28 января). В июньскую Минею предполагалось внести службу преп. Тихону Калужскому (16 июня). В июльскую – службы Почаевской иконе Богоматери (23 июля) и свят. Иоанну Воину (30 июля). В августовскую – службу свят. Тихону Воронежскому (13 августа). 161 При работе над Минеями перед членами Комиссии остро встал вопрос о редакции славянского текста и его соответствии греческому печатному тексту. Если при исправлении Триодей и Октоиха текстологические вопросы не привлекали особого внимания членов Комиссии, то исправление минейного текста поставило проблему несоответствия славянской и современной ей греческой редакции. В протоколе от 12 октября 1916 г. постулируется необходимость обращения к греческим рукописям. Комиссией был подготовлен следующий список фрагментов славянского текста, в основу которых была положена редакция греческого текста, не попавшая в печатные Минеи. «Места, хотя и не соответствующие греческому печатному тексту, но по смыслу и контексту речи вполне допустимые (а равно и места, не поддающиеся исправлению без греческого текста), иметь ввиду для проверки по греческим рукописям:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Святейший Синод 2/26 апреля 1840 года за 97 и 31 мая/12 июня 1840 года, ввиду неодобрительного отзыва об акафисте преосвященного Воронежского и митрополита Киевского, определил: «Как по отзывам синодального члена Преосвященного Филарета, митрополита Киевского, и Преосвященного Антония, архиепископа Воронежского, составленный и представленный купцом Маслениковым акафист святителю Митрофану не имеет того достоинства, с которым он мог быть допущен к церковному употреблению, то представить обер-прокурору графу Николаю Александровичу Протасову объявить купцу Масленикову, что Св. Синод не находит основания разрешить ему, Масленикову, напечатать сей акафист». 13/28 февраля 1842 года за 104 Святейший Синод слушал донесение синодального члена преосвященного Филарета, митрополита Киевского, который, представляя рукопись под заглавием «Служба и акафист святителю Христову Митрофану, первому епископу Воронежскому», просил Святейший Синод «на напечатание оной, буде окажется того достойной, преподать благословение Преосвященному Антонию, архиепископу Воронежскому». Святейший Синод определил: «Представленную синодальным членом Преосвященным Филаретом, митрополитом Киевским, рукопись «Служба и акафист святителю Христову Митрофану, первому епископу Воронежскому» дозволить напечатать, предоставя надлежащее к тому распоряжение Преосвященному Антонию, архиепископу Воронежскому» 114 . В печати мы встречаем некоторые указания на составителей акафиста св. Митрофану. В 1839 году митрополит Киевский Филарет писал Иннокентию Херсонскому : «О. Иеремии (впоследствии епископу Нижегородскому) поручаю заняться делом по сердцу его благочестивому, составлением службы с акафистом святителю Митрофану. Надеюсь, что не откажется» 115 . Сбылась ли надежда преосвященного, то есть был ли составлен акафист о. Иеремией, не знаем. Но известно, что в первый же год по открытии мощей свт. Митрофана был написан ему акафист М. Н. Савастьяновым. Акафист сохранился в рукописи 116 . Автором печатного акафиста обычно называется кн. Ширинский-Шихматов (в монашестве Аникита) 117 . Из синодального дела мы видим, что составителем акафиста свт. Митрофану должен быть признан митрополит Киевский Филарет (Амфитеатров) , а труды Шихматова-Ширинского, Савастьянова, Масленикова и других были лишь предоставлены в его распоряжение в качестве материала 118 . 11 Акафист св. благоверному великому князю Александру Невскому

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010