Поэтому на уровне Учебного комитета было принято решение о создании новой типовой программы литургики для бакалавриата, которая и была принята на коллегии Учебного комитета 22 апреля 2021 г. В свою очередь, логическим продолжением указанной программы является создаваемая магистратура, целью которой является в том числе и подготовка высококвалифицированных преподавателей литургики для духовных учебных заведений Русской Православной Церкви. Иерей Константин Рева: Какие основные цели и задачи стоят перед создаваемой магистратурой? Каким будет содержание новой магистерской программы? Какие фундаментальные курсы и спецкурсы будут изучать магистранты? Иерей Михаил Желтов: Одна из основных целей заключается в восстановлении традиций русской литургической школы, какой она была до известных событий первой трети XX в. Задачи — прежде всего, разработка рабочей методологии для подготовки специалистов по исторической литургике, ее апробация, и, наконец, воспитание кадров, обладающих надлежащими знаниями и умениями как для выполнения научной работы в этой области, так и для преподавания в духовных школах, прежде всего — на уровне бакалавриата. Преподаватель должен обладать кругозором, который намного выходит за рамки его рабочей программы. Если, скажем, рассказывать студентам о церковном уставе, просто перечисляя уставные рубрики о порядке составления типовых служб, не осознавая, как они формировались и почему, какие исторические процессы за этим стояли, вряд ли удастся по-настоящему заинтересовать этим слушателей. Поэтому знания в области исторической литургики необходимы не только исследователям, но и преподавателям духовных школ. А.М. Пентковский: В число основных курсов этой магистратуры будут входить специализированные курсы, посвященные древнему богослужению эпохи Второго Храма, церковным структурам и богослужению начального периода истории христианства, богослужению главных церковных центров «антиохийского литургического пространства» (Антиохии, Иерусалима и Константинополя), богослужебным текстам, богослужебным книгам и их истории, истории южно- и восточнославянского богослужения.

http://patriarchia.ru/db/text/5986768.ht...

В ПСТГУ успешно завершена приёмная кампания МОСКВА.  В Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете завершён набор студентов на 2017/2018 учебный год по образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования: специалитета, бакалавриата и магистратуры. По всем образовательным программам и основам обучения зачислено 515 человек.   «На бюджетные места приняты 125 человек, а вот расходы на обучение 148 учащихся возьмёт на себя Университет. Ещё 242 студента будут учиться на платной основе. Средний конкурс по Университету составил 2,9 человек на место. Этот показатель выше, чем в прошлом году», - заявила ответственный секретарь приёмной комиссии ПСТГУ Светлана Атрощенко, отметив «достаточно высокие баллы ЕГЭ» у абитуриентов этого года.   Традиционно наибольшим конкурс заявлений был на специальность живопись и направления бакалавриата: история, филология (английский и испанский язык) и педагогическое образование.   По мнению доктора педагогических наук, декана педагогического факультета ПСТГУ Татьяны Скляровой, интерес к педагогическому направлению вызван тем, что в стране растёт потребность в педагогических кадрах и в течение последних 5 лет ежегодно увеличивается приём студентов на программы педагогического образования.   «Локально, в нашем сегменте педагогического образования, связанном с изучением религии и её культуры, педагогический факультет ПСТГУ до сих пор остается единственным в стране факультетом, реализующим все уровни педагогического образования - от бакалавриата до аспирантуры. Частный фактор, но тоже работающий - это " сарафанное радио " или, выражаясь современным языком, - сетевое распространение информации от наших студентов и выпускников. Так как в последние годы мы увеличили число программ педагогического образования за счёт программ повышения квалификации и профпереподготовки, то и сеть обучающихся и выпускников естественно расширилась», - отметила Татьяна Склярова.   При этом главная особенность педагогического образования в ПСТГУ - наличие во всех программах элементов теологического образования или, говоря проще, богословских предметов, говорит декан педагогического факультета. «Много лет мы с коллегами-богословами конструируем содержание образования наших студентов-педагогов, определяя какие предметы, в каком объёме и в какой проекции им следует изучать», - уточнила она.

http://sedmitza.ru/text/7437219.html

Архив Пн Пути реформирования духовного образования 31 августа 2010 г. 11:00 Статья первого заместителя председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви архимандрита Кирилла (Говоруна) опубликована в «Журнале Московской Патриархии» 8, 2010). Каковы перспективы реформирования духовного образования в Русской Православной Церкви? Как известно, реформы были инициированы еще покойным Святейшим Патриархом Алексием II и соответствующими постановлениями Синода и Архиерейских Соборов. Реформирование духовного образования было утверждено как императив, однако за прошедшие годы цели и задачи реформы не раз подвергались корректировке. Поэтому сейчас возникла необходимость углубить наше понимание того, какими должны стать духовные школы, чтобы отвечать вызовам времени и новым нуждам Церкви. Бакалавриат, магистратура и аспирантура. До сих пор реформирование системы духовного образования в значительной мере ограничивалось изменением формулы взаимоотношений семинарии и академии. Сначала была формула обучения «4+4» (4 года в семинарии и 4 года в академии), потом перешли на формулу «5+3» (5 лет в семинарии, 3 — в академии). Дискуссия разворачивалась в основном вокруг выбора одной из этих схем, то есть речь шла о количественных категориях. Однако были и качественные подвижки. В частности удалось ввести специализацию в духовной академии, где было выделено четыре направления: богословское, церковно-практическое, церковно-историческое и библейское. Однако вопрос о формулах по-прежнему остается актуальным, сегодня он должен решаться исходя из задачи повышения качества образования. На нынешнем этапе речь идет о переходе с двухуровневой системы обучения (семинария-академия) на трехуровневую, включающую в себя бакалавриат, магистратуру и аспирантуру. Бакалавриат, базой для которого должна стать семинария, предполагает приобретение фундаментальных знаний и навыков в области богословия и пастырского служения и имеет свой целью подготовку священнослужителей. Поэтому главная цель бакалаврской программы — воспитать будущего пастыря.

http://patriarchia.ru/db/text/1262595.ht...

В прошлом учебном году число обучавшихся по единому стандарту достигло 3439, или 58, 5% от общей численности студентов бакалавриата, а в 2018/2019 учебном году этот переходный процесс полностью завершится. Кроме того, Высший Церковный Совет уже утвердил единый образовательный стандарт регентских факультетов, на которых студенты станут получать полноценное высшее образование на уровне бакалавриата. Вообще, корпус студентов — будущих регентов — весьма солиден: в 23 духовных учебных заведениях эту профессию осваивают 566 человек. Но раньше обучение на регентских отделениях длилось где два года, где три, и выходили оттуда выпускники, значительно уступавшие в профессиональном мастерстве окончившим светское музыкальное училище (не говоря уже о Консерватории или Российской академии музыки им. Гнесиных) дирижерам-хоровикам. В новом учебном году на четырех инновационных площадках — в Екатеринбургской, Кузбасской, Самарской и Пензенской семинариях — упомянутый образовательный стандарт начал апробироваться. В дальнейшем их опыт будет перенесен на другие регентские отделения с поэтапным их преобразованием в полноценные факультеты церковного пения. В начальной стадии аналогичная работа по выработке образовательного стандарта для иконописных школ. — Программы бакалавриата, как ясно из ваших слов, действуют во всех семинариях. А магистратуры? — Само собой, магистратуры открыты в Московской и Санкт-Петербургской духовных академиях, а также в восьми наиболее подготовленных семинариях: Белгородской, Казанской, Николо-Угрешской, Нижегородской, Пензенской, Самарской, Сретенской и Тобольской. Только что появились еще три — в Оренбургской, Омской и Екатеринбургской семинариях. Все магистратуры у нас двухлетние и специализированные, при этом магистерские профили разрабатываются самими учебными заведениями и утверждаются Учебным комитетом. Такой порядок предоставляет право каждому магистранту (в прошлом году их общее количество составляло 837 обучающихся) претендовать на поступление в аспирантуры обеих российских духовных академий, равно как и в Общецерковную аспирантуру и докторантуру.

http://pravoslavie.ru/106789.html

Я тут вижу несколько проблем. Самая большая связана с тем, будет ли возможность получить в нужное время нужное количество бюджетных мест. Потому что сейчас план приема в Московском университете в магистратуру соотносится с планом приема в бакалавриат, примерно, как 1 к 7. То есть, на 7 бакалавров – 1 место магистра. Сейчас это отвечает потребностям Московского университета, потому что все-таки до нынешнего набора мы концентрировались на обучении специалистов, в отличие от Петербургского университета, который на бакалавриат и магистратуру перешел уже лет 10 назад и, на самом деле, сделал себе на этом имя и репутацию. К ним едут выпускники провинциальных вузов в магистратуру толпами, в огромном количестве, у них довольно большой бюджетный план приема в магистратуру. Они это давно развивают, в этом есть свои плюсы и минусы. Мы пытались сохранить традиционную систему, а они сделали уступку веяниям времени. При этом парадокс в том, что мы сейчас оказываемся крупнейшим вузом по обучению бакалавров. — В чем вообще смысл перехода с выпуска специалистов на выпуск бакалавров-магистров?Первоначально был смысл в интеграции в европейский процесс. Пока мы в него интегрировались, европейский процесс сам дезинтегрировался, потому что те, кто подписал Болонскую декларацию, частично из нее уже повыходили, частично создали у себя национальный вариант Болонской системы. В общем и целом, всё осталась более-менее, как и было – настолько, насколько Европа была и так интегрирована сама по себе. Разные европейские страны имели возможность заниматься обменом студентов и до Болонской системы. Единой образовательной системы быть не может, потому что образование рассчитано на определенную национальную традицию. Образование немыслимо без всей предшествующей истории образования в стране. Нельзя сверху задать хорошее образование. — Главное объяснение – сделать так, чтобы наши дипломы принимались за рубежом. Но и раньше все уезжали довольно спокойно, пересдавали. — Да, это так. Есть страны, где засчитывают диплом специалиста как диплом магистра. Есть страны, где точно так же засчитывают, но после некоторых бюрократических проволочек – надо собрать много разных документов и потрясти их количеством в соответствующем министерстве. Есть страны, которые упорно засчитывают наш диплом специалиста за бакалавриат и заставляют учиться в магистратуре.

http://pravmir.ru/arhangelskaya-idealnyj...

В Псковском госуниверситете открывается программа бакалавриата «Теология» 21 июня, 2013. Новостная служба Программа будет реализовываться на факультете психологии ПсковГУ с сентября 2013 года. 21 июня. ПРАВМИР. 19 июня в Псковском Епархиальном Управлении состоялась встреча Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского, с доктором психологических наук, доцентом, профессором кафедры психологии развития и образования Псковского университета Мариной Алексеевной Манойловой. В ходе беседы обсуждались вопросы открытия на базе университета программы бакалавриата «Теология», сообщает Информационная служба Псковского Епархиального Управления . Программа будет реализовываться на факультете психологии ПсковГУ с сентября 2013 года. К реализации дисциплин цикла гуманитарных, социальных, экономических, математических и естественных дисциплин будут привлекаться профессорско-преподавательский состав ПсковГУ. К преподаванию профессиональных дисциплин будут привлекаться доктора и кандидаты психологических, исторических, педагогических, филологических и биологических наук, священнослужители Русской Православной Церкви, выпускники Московской Духовной Академии и специалисты кафедр теологии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина и Тверского государственного университета. По окончании факультета бакалавры теологии смогут продолжить образование в магистратуре и аспирантуре, преподавать основы православной культуры, основы светской этики, религиоведение и другие дисциплины в средней школе, а также в воскресных школах, в учреждениях профессионального и дополнительного образования, работать в церковных организациях, продолжить образование в высших церковных учебных заведениях. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/v-pskovskom-gosunivers...

Российский православный университет объявляет набор на новые специальности 25 июня 2012 г. 14:03 Российский православный университет в 2012 году проводит набор на ряд новых направлений подготовки высшего профессионального образования (бакалавриат). В Православном институте святого Иоанна Богослова, входящем в состав РПУ, во время абитуриентской кампании этого года впервые открыт набор на такие направления подготовки, как Реклама и связи с общественностью (031600.62), Теология (033400.62), Регионоведение России (032200.62), Искусства и гуманитарные науки (035300.62), Экология и природопользование (022000.62), Социальная работа (040400.62), Организация работы с молодежью (040700.62), Психолого-педагогическое образование (050400.62), Реставрация (072200.62), Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (072600.62), Архитектура (270100.62), Прикладная информатика (230700.62). Кроме того, проводится набор на такие традиционные для вуза направления подготовки (бакалавриат), как Психология (030300.62), История (030400.62), Юриспруденция (030500.62), Журналистика (030600.62), Филология (031000.62), Религиоведение (031800.62), Экономика (080100.62). Прием документов для поступления в Институт для обучения по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста по заочной форме обучения, а также для поступления на второй и последующие курсы продолжается с 20 июня до 10 августа. Также в Православном институте святого Иоанна Богослова открыт набор на программы магистратуры: История (030600.68), Юриспруденция (030900.68), Филология (032700.68), Религиоведение (033300.68), Экономика (080100.68). Формы обучения: очная, очно-заочная (вечерняя), заочная. Юношам, обучающимся на очном отделении, предоставляется отсрочка от армии на период обучения. При поступлении на бакалавриат студенты получают возможность получить вторую специальность на льготных условиях, обучаясь дополнительно на любом из аккредитованных направлений подготовки. По окончании института выпускники получают дипломы государственного образца. Телефон приемной комиссии: (495) 681-19-14. Сайт: http://рпу.рф . Пресс-служба РПУ /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/2305109.ht...

Архив Пн Председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством принял участие в открытии казачьего бакалавриата в Первом казачьем университете 2 сентября 2023 г. 19:52 1 сентября 2023 года в Московском государственном университете технологий и управления им. К.Г. Разумовского (Первом казачьем университете) прошло открытие нового направления образования студентов — казачьего бакалавриата. Участниками мероприятия стали председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами , председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством   митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл , помощник Президента России, председатель Совета при Президенте РФ по делам казачества Дмитрий Миронов, заместитель министра науки и высшего образования РФ Константин Могилевский, депутат Госдумы РФ,  атаман Всероссийского казачьего общества (ВсКО) Николай Долуда, заместитель руководителя Федерального агентства по делам национальностей Станислав Бедкин и ректор вуза Арсений Миронов. Архипастырь провел встречу с первокурсниками-казаками, в ходе которой коснулся важных тем — духовной жизни казака, важности молитвы в жизни человека, героизме казаков в ходе СВО и легендарной истории честного казачества.  Также архипастырь осмотрел учебные аудитории и тренировочный центр казачьего бакалавриата, открытого по направлениям: «Государственная политика в отношении российского казачества» (Государственное и муниципальное управление); «Учитель истории, обществознания и этнокультуры» (Педагогическое образование); «Медиатехнологии и информационная политика российского казачества» (Журналистика, реклама и связи с общественностью). Помимо обычных предметов, предусмотренных программой, в образовательном процессе будут дополнительные предметы и факультативы, нацеленные на более серьезное погружение в казачьи традиции и культуру. Одним из предметов станет «Роль Православия в жизни казака», нацеленный на знакомство молодых казаков с христианской основой казачьей культуры.

http://patriarchia.ru/db/text/6055983.ht...

Анатолий Степанов : Что означает это на практике? Человек заканчивает бакалавриат и на что он имеет право? Отец Максим: Право на рукоположение. Бакалавриат - это полноценное высшее образование. У нас бакалавриат имеет единое направление -пастырско-богословское. И каждый выпускник бакалавриата, не имеющий канонических препятствий, потенциальный кандидат на священнослужение. Анатолий Степанов : А что же тогда даёт магистратура? Отец Максим: Магистратура даёт следующую, более специализированную, ступень образования. Бакалавры учатся по единому учебному плану, введенному с 2015 года, с минимальной специализацией и минимальной вариативностью. Вариативность, конечно, присутствует,- скажем, в регионах с исламским населением изучают ислам,почти везде есть регионоведение, церковная история своего региона, какие-то другие предметы. Но всё-таки вариативность образования на ступни бакалавриата невелика, базовые дисциплины изучаются по единому плану. А магистратура уже специализированная, - есть церковно-историческое, библейское, богословское, историко-философское, апологетическое, педагогическое направления. Магистратура - это, с одной стороны, кузница педагогических кадров для наших школ, а, с другой, подготовка тех клириков, которые будут работать, служить в городах, где значительный процент вузовской молодежи или людей с высшим образованием, а, значит, они должны быть подкованы, готовы к работе как в высшей, так и в средней школе дополнительно. Магистр с точки зрения канонической не имеет никаких преимуществ перед бакалавром, он просто получает более углубленное образование. У нас сегодня примерно 10 магистратур в разных учебных заведениях. По решению декабрьского Синода прошлого года, открытие новых магистерских программ будет утверждаться Священным Синодом по представлению Учебного комитета. И Священный Синод тогда же показал, насколько всё это будет строго, - в две магистратуры был приостановлен приём - в Тобольскую и Самарскую. По причине общей неудовлетворительности ситуации в этих семинариях. Напротив, в Тамбовской семинарии, была открыта новая магистратура. Они очень хорошо подготовились, и Синод счел возможным открыть магистратуру.

http://ruskline.ru/analitika/2019/03/05/...

Что же касается единого образовательного стандарта для основных дисциплин, соответствующие учебные планы не только разработаны, но и активно внедряются. В прошлом учебном году число обучавшихся по единому стандарту достигло 3439, или 58, 5% от общей численности студентов бакалавриата, а в 2018/2019 учебном году этот переходный процесс полностью завершится. Кроме того, Высший Церковный Совет уже утвердил единый образовательный стандарт регентских факультетов, на которых студенты станут получать полноценное высшее образование на уровне бакалавриата. Вообще, корпус студентов – будущих регентов – весьма солиден: в 23 духовных учебных заведениях эту профессию осваивают 566 человек. Но раньше обучение на регентских отделениях длилось где два года, где три, и выходили оттуда выпускники, значительно уступавшие в профессиональном мастерстве окончившим светское музыкальное училище (не говоря уже о Консерватории или Российской академии музыки им. Гнесиных) дирижерам-хоровикам. В новом учебном году на четырех инновационных площадках – в Екатеринбургской, Кузбасской, Самарской и Пензенской семинариях – упомянутый образовательный стандарт начал апробироваться. В дальнейшем их опыт будет перенесен на другие регентские отделения с поэтапным их преобразованием в полноценные факультеты церковного пения. В начальной стадии аналогичная работа по выработке образовательного стандарта для иконописных школ. – Программы бакалавриата, как ясно из ваших слов, действуют во всех семинариях. А магистратуры? – Само собой, магистратуры открыты в Московской и Санкт-Петербургской духовных академиях, а также в восьми наиболее подготовленных семинариях: Белгородской, Казанской, Николо-Угрешской, Нижегородской, Пензенской, Самарской, Сретенской и Тобольской. Только что появились еще три – в Оренбургской, Омской и Екатеринбургской семинариях. Все магистратуры у нас двухлетние и специализированные, при этом магистерские профили разрабатываются самими учебными заведениями и утверждаются Учебным комитетом. Такой порядок предоставляет право каждому магистранту (в прошлом году их общее количество составляло 837 обучающихся) претендовать на поступление в аспирантуры обеих российских духовных академий, равно как и в Общецерковную аспирантуру и докторантуру. Сейчас уже реализуются 25 магистерских программ, в основном по богословию, библеистике, церковной истории, конфессионально-государственным отношениям, апологетике, церковному искусству.

http://religare.ru/2_113685.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010