Обращаясь к членам редколлегии, митрополит Иларион сказал: «Богословские труды на протяжении более 50 лет были и остаются главным и наиболее авторитетным богословским периодическим изданием Русской Православной Церкви. В советское время, начиная с 1960 года, это был, по сути дела, единственный богословский орган, выходивший под эгидой Русской Православной Церкви. Пусть он расходился небольшими тиражами, но каждый новый  выпуск сборника становился настоящим событием для церковной общественности и, конечно, для церковных академических кругов. Хотел бы вспомнить добрым словом тех, кто стоял у истоков этого издания, — в первую очередь митрополита Питирима , который сделал очень много для того, чтобы " Богословские труды " издавались регулярно и на том уровне, который был доступен для нашей науки того времени, учитывая ее изолированность от мировой науки и те трудные условия, в которых существовала Русская Церковь. Ситуация изменилась после того, как произошли благие перемены в жизни нашей Церкви. " Богословские труды " не прекратили своего существования — они продолжали издаваться примерно с той же периодичностью, что и раньше. Значительно возросла конкуренция (в советское время у сборника конкурентов не было вообще, он был единственным богословским альманахом Русской Православной Церкви). В 1990-е и в 2000-е годы открылось немало новых богословских изданий, которые составляют сейчас достойную конкуренцию " Богословским трудам " , и это можно только приветствовать. Чем больше будет изданий такого рода, тем лучше для нашей Церкви, для церковной науки. Но задача нашей редколлегии заключается в том, чтобы подумать о дальнейших путях развития " Богословских трудов " . Святейший Патриарх Кирилл неслучайно принял решение обновить состав редколлегии, чтобы, во-первых, более тесно увязать работу " Богословских трудов " с деятельностью Синодальной библейско-богословской комиссии  — теперь оба органа возглавляет одно и то же лицо (как это, впрочем, было в последние годы, когда редколлегию возглавлял митрополит Минский и Слуцкий Филарет ).

http://patriarchia.ru/db/text/2577420.ht...

Во-вторых, наша задача заключается в том, что называется модным словом " перезагрузка " , означающим не перемены, а некое обновление, вливание свежей крови в то дело, которое уже делается, причем делается на высоком уровне. Сборник должен развивать и углублять сотрудничество с Синодальной библейско-богословской комиссией, а члены комиссии должны регулярно публиковать свои исследования на страницах сборника. Очень важно, чтобы развивалось сотрудничество " Богословских трудов " с нашими ведущими духовными школами, академиями, вузами, Общецерковной аспирантурой и докторантурой, а также с ЦНЦ " Православная энциклопедия " , под крышей которого собраны наши лучшие научные силы. Очень важно привлекать к работе светские учебные заведения и тех представителей отечественной гуманитарной науки, которые готовы работать на общем поле с нашими церковными учеными. Их участие, безусловно, обогатит содержание альманаха и расширит его читательскую аудиторию. Очень важно, чтобы " Богословские труды " , по возможности, отражали основные события зарубежной церковной науки и чтобы на их страницах появлялись переводы наиболее интересных научных статей, публикуемых в западных богословских и церковно-исторических журналах. Важно, чтобы в издании продолжали печататься источники: тексты святых отцов, церковные документы как в переводе, так и на оригинальных языках, а также в двуязычном варианте с изданием соответствующего текста и переводом на параллельной странице. Еще одна задача — это добиться увеличения тиража и общественного интереса к этому изданию. Понятно, что по самой своей природе богословские труды не могут стать и, по-видимому, никогда не станут бестселлерами, это специальное научное издание высокого уровня, которое рассчитано на довольно узкую аудиторию. Тем не менее, таковой аудиторией могут быть священнослужители Русской Церкви, многие миряне, которые интересуются богословскими, церковно-историческими, духовно-общественными, литургическими вопросами, студенты и преподаватели духовных школ — в общем и целом наберется не одна тысяча. Если сборник будет развиваться в этом направлении, то мы сможем общими усилиями повысить его востребованность и продолжим повышать его научный уровень».

http://patriarchia.ru/db/text/2577420.ht...

Митрополит Волоколамский Иларион возглавил заседание нового состава редакционной коллегии «Богословских трудов» 9 ноября 2012 г. 10:30 8 ноября 2012 года в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата состоялось заседание нового состава редакционной коллегии «Богословских трудов». Заседание возглавил председатель редколлегии  митрополит Волоколамский Иларион . Был обсужден круг вопросов, связанных с актуализацией издания, и утвержден план следующего, 45-го сборника. На заседании присутствовали председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви архиепископ Верейский Евгений , ректор Санкт-Петербургской духовной семинарии и академии епископ Гатчинский Амвросий , главный редактор Издательства Московской Патриархии протоиерей Владимир Силовьев , доцент Московской духовной академии протоиерей Валентин Асмус, заведующий кафедрой церковно-практических наук Общецерковной аспирантуры и докторантуры священник Михаил Желтов, профессор Московской духовной академии протодиакон Андрей Кураев , руководитель Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» С.Л. Кравец , заместитель главного редактора Издательства Московской Патриархии, ответственный редактор журнала «Богословские труды» Е.С. Полищук, главный редактор портала Katehon.ru А.А. Малер, профессор Отделения византийской и новогреческой филологии МГУ им. М.В. Ломоносова, научный сотрудник Института всеобщей истории Российской академии наук (ИВИ РАН)  Д.Е. Афиногенов, старший научный сотрудник ИВИ РАН, доцент исторического факультета Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» А.В. Виноградов, доцент кафедры истории Церкви исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова П.В. Кузенков, научный редактор журнала «Богословские труды» М.М. Бернацкий и другие. После приветствия митрополита Илариона слово было предоставлено  Е.С. Полищуку, который  рассказал о работе, проводившейся в последние годы членами редколлегии, и обозначил круг проблем, стоящих в настоящее время перед изданием, в частности, нехватку авторов и трудности с распространением тиража.

http://patriarchia.ru/db/text/2577420.ht...

Ниже приводится таблица со списком из 82 российских научных журналов, издаваемых духовными академиями, университетами, институтами и семинариями с рядом позиций, по-нашему мнению, необходимых для отображения в таблице и последующей оценки. Данная таблица является первой в своём роде и не претендует на полноту сведений по всем изданиям духовных школ РПЦ. В ней отсутствуют индексации в ряде наукометрических баз, наличие или отсутствие грифа Издательского совета РПЦ, ISSN (для онлайн-изданий), не указан ID изданий в отечественной Elibrary и т. д., и т. п. Кроме того, в таблице не охвачены научные издания духовных школ Русской Православной Церкви за пределами Российской Федерации. Подобного рода таблицы могли бы стать основой для пунктирной оценки изданий в рамках внутрицерковного (общецерковного) рейтинга богословских журналов. ТАБЛИЦА российских богословских журналов, издаваемых духовными высшими учебными заведениями Русской Православной Церкви по состоянию на 01.01.2022   ЛИТЕРАТУРА:   Подробнее см.: Зонтиков Н. А. Костромская духовная семинария. Вехи истории: К 250-летию со дня основания (1747—1997). — Кострома: Б. и., 1997; Костромская духовная семинария: историческая энциклопедия. — Кострома: Костромская духовная семинария, 2019. Попов Василий, прот. О возрождении Воронежской Православной Духовной Семинарии в 1993—2003 гг.//Труды преподавателей и выпускников Воронежской православной духовной семинарии. Вып. 4-5/ред. игум. Иннокентий (Никифоров) , 2011. С. 261. Выпускники Воронежской духовной семинарии 1745—2015 гг.: материалы к биографическому справочнику/Под общ. ред. игум. Иннокентия (Никифорова). — Воронеж: Издательский отдел Воронежской православной духовной семинарии, 2015. С. 364. Митрополит Волоколамский Иларион возглавил заседание нового состава редакционной коллегии «Богословских трудов»//Официальный сайт Русской Православной Церкви [Электронный ресурс]. 2021. Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/2577420.html (дата доступа: 24.12.2021). Полищук Е. С. Богословские труды//Православная энциклопедия. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2002. — Т. V. С. 525.

http://bogoslov.ru/article/6172957

Они не тело Господне предают на смерть, но раздирают и разсекают верующих которые суть Его члены, и чрез то предают их вечной смерти, паче же себя самих, подобно тому недостойному ученику. Но мы думаем, что и святыне твоей, разсудительной и мудрой, не безызвестно, что нелегко нам склонить к такому же образу мыслей прочих наших епископов, потому что не скоро можно сделать перемену в предмете, особенно касающемся до божества, хотя обычай возник в недавнее время и не утвердился многими годами. Посему полагаем, что можно дозволить читать символ с прибавкою, чтобы не принуждать насилием к оставлению оной, и лучше действовать с кротостию и осторожностию, внушая мало-помалу оставить сию хулу. Пасите еже в вас стадо Божие не нуждею, но волею, ни яко обладающе причту, но образи бывайте стаду, рек верховный апостол Петр. Итак обвиняющие нас в том, будто и мы разделяем сие мнение, говорят неправду; но те не лгут, которые, не сомневаясь о моем образе мыслей, утверждают, что есть еще у нас люди, дерзающие так произносить символ. Итак, твоему братству подобает и не соблазняться о нас, и не отделять нас от прочего церкви нашей тела, но паче с кротостию и осторожностию содействовать нам в обращение к истине уклонившихся от нее, да с нами купно получить награду». Иоанн. VIII Послан. к Фотию: духовн. бесед, т. 7, стр. 2–4. Спб. 1859 г. 167 Некоторые полагают, что символ с словами «и (от) Сына» принят был в Риме или в девятом веке при папе Николае I, или же в десятом, при папе Христофоре I или Ceprue III (Каве Истор. пвсател. церк. т. 1, стр. 464. Базель, 1741 г. Кле Ручн. книг. истор. догмат. христ. т. 1, стр. 253, примеч. 4. Литтих, 1850 г.); но неверность сего предположения можно видеть из двух предыдущих примечаний. Не принимают его и некоторые из латинских же писателей. Перрон. Богословск. чтен. т. 1, стр. 422. Брюссель, 1848 г. 173 Либерман. Урок. богословск. т. 3, стр. 265. Маинц, 1836 г. Перрон. Богословск. чтен. т. 1, стр. 428. Брюссель, 1848 г. 174 «Следуя сим святым и блаженным пяти соборам, я признаю одно и единственное определение Веры, и знаю одно учение и символ, – тот самый, который премудрым и блаженным, исполненным божественного вдохновения, никейским собором трех сот осьмнадцати богоносных отцев, по внушению Духа Божия, изречен, и константинопольским собором ста пятидесяти богодухновенных отцев утвержден, и первым ефесским собором двух сот богопросвещенных отцев подтвержден, равно принят и подтвержден собором халкидонским, состоявшим из шести сот тридцати святейших отцев, на котором ясно повелено хранить сей символ неизменно, непреложно и ненарушимо».

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

43. Бонифат. Постановлен. прав. 3. 378 Впрочем, большая часть защитников латинских заблуждений согласны с тем, что Миропомазание надлежит совершать прежде семилетнего возраста (Аркуд. О согласии восточн. церкви с западною в совершен. седми таинств, стр. 42. 43. Париж, 1672 г.). В римском архиерейском чиновнике также есть замечание, что в случае нужды миропомазание можно совершать над всяким младенцем. Перрон. Богословск. чтен. т. 2, стр. 301. 379 Постан. апостол. кн. 7, гл 22: твор. муж. апостол. врем. т. 1, стр. 371. Амстердам, 1724 г. Тертуллиан. О Крещен. гл. 7. 8: твор. ч. 2, стр. 12–13. Спб. 1849 г. Св. Киприан. Письм. к Януарию и проч. нумид. епископам: твор. стр. 269. Венеция, 1728 г. Собор. лаодик. прав. 48: книг. правил, стр. 159. Спб. 1843 г. Св. Кирилл. иерусалимск. Тайновод. Слов. 3, чл. 1: твор. стр 364. Москва, 1855 г. Св. Амврос. медиол. О таинств, гл. 1: твор. ч 1, л. 234, изд. 1516 г. 380 Св. Златоуст. Бесед. 12 на 1 посл. к коринфянам: ч. 1, стр. 222. Спб. 1858 г. Иннокент. Письм. к Децентию, гл. 3: твор. св. Льва велик. т. 2, стр. 51. Лион, 1700 г. Геннад. массилийск. О церковн. догмат, гл. 22: прибавлен, к 8 т. твор. бл. Августина стр. 74. Антверпен, 1700 г. 381 Мальдонат. О миропомазан. вопрос. 2, стр. 115. Лион, 1614 г. Беллармин. Прен. прот. соврем. еретик, т. 3, стр. 187. Прага, 1721 г. Шардон. Истор. таинств: Ламин. Полн. курс. богослов. т. 2, стр. 175–177. Перрон. Богословск. чтен. т. 2, стр. 301, Брюссель, 1848 г. 383 Либерман. Урок. богослов, т. 4, стр. 220. Маинц, 1836 г. Перрон. Богословск. чтен. т. 2, стр. 301. 389 «Законоположительные послания пап и постановления св. отцев говорят, что после Крещения не должно отлагать совершения сего таинства (Миропомазания), дабы лукавый оный хитрец не нашел нас безоружными. А намащенные мастию двоякой росы, одною (Крещением) исцеленные, а другою (Миропомазанием) укрепленные, мы безопаснее выступим на подвиг». Петр. Дамиан. Слов. 1 на освящ. церкви. 391 Помазанное миром чело в одних местах обвязывается у латин чистым полотенцем, а в других таким же полотенцем или хлопчатою бумагою отирает его сопровождающий епископа священник.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

В память чудес, явленных от скульптурного образа, проводился ежегодный крестный ход из Воскресенского собора Волоколамска в Иосифо-Волоцкий монастырь – а это около двадцати километров. Начиналось все за два дня до шестого воскресения после Пасхи. В Волоколамск в это время стекался народ, который по древнему обычаю должен был три раза с молитвой обойти вал, на котором стоит Воскресенский собор. После звона к вечерне богомольцы шли в собор к резной иконе святителя Николая. На следующий день в субботу после литургии благовест возвещал им о начале крестного хода. Резной образ выносили из собора и с хоругвями, другими иконами, в сопровождении городского духовенства, процессия двигалась за пределы города. В торжественном шествии могли участвовать более десяти тысяч человек. В каждом селении делалась остановка для молебнов с водоосвящением. За две версты до Иосифо-Волоцкого монастыря духовенство облачалось в праздничные ризы. Со стороны обители навстречу богомольцам выходили отец архимандрит и братия с иконой Иосифа Волоцкого. После встречи двух процессий, сопровождаемой хоровым пением, резной образ Николая Чудотворца несли в обитель. В соборном храме монастыря служилась вечерня, после чего часть богомольцев ночевала в гостинице монастыря, а большинство – прямо под открытым небом рядом со стеной обители. На следующий день после литургии икона и вся процессия возвращалась в Волоколамск. После закрытия Воскресенского собора в 1930 году чудотворный образ был перенесен в церковь Введения Пресвятой Богородицы села Спирово, которое находится недалеко от Иосифо-Волоцкого монастыря. Там резная чудотворная икона Николая Чудотворца пребывает и сегодня. С сайта: http://mosregtoday.ru/news/Истории святынь Подмосковья/Антон Саков. Древний волоколамский собор и её святыня Комментарии и обсуждение Волоколамск. Воскресенский собор на Соборной горке. Вторая половина XV века. Сооружен при князе Борисе Васильевиче Волоцком. Фрагмент росписи Воскресенского собора с изображением IV и V Вселенских соборов. Кон. XV в. Школа Дионисия. В 2005 г. группой московских реставраторов под руководством Г.В. Попова. Фреска была снята с соборного столпа, реставрирована, и сейчас её можно увидеть в Волоколамском музее. 18 февраля 2010. Верх собора возобновлялся в 1693. Нижняя церковь Сретения Господня устроена в 1742 г., при ней придел преп.Иоифа Волоцкого в 1824. Колокольня собора (отдельный объект) строилась в 1886-90-х гг. по проекту архитектора Н.П.Маркова. 9 апреля 2014. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=00395

Фёдоровское. Церковь иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " . Церковь. Действует.   Престолы: " Всех скорбящих Радость " иконы Божией Матери , Николая Чудотворца , Василия, епископа Херсонесского Архитектурный стиль: Барокко Год постройки:Между 1762 и 1768. Колокольня - 1894. Архитектор:С.К. Родионов (колокольня) Ссылки:   Адрес: Россия, Московская область, Волоколамский городской округ, с. Фёдоровское Координаты: 56.1451, 35.7575 Проезд: 1)с Рижского вокзала электричкой до ст.Волоколамск, далее с автовокзала 28, 39, 307, 467 на Лотошино, Микулино, Марково, Раменье или Савостино до Ханева, потом 1 км пешком. 2) метро " Тушинская " , далее авт. 307,467 до Ханева, потом 1 км пешком. На автомобиле по Новорижскому шоссе (траса М 9) ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда 1)с Рижского вокзала электричкой до ст.Волоколамск, далее с автовокзала 28, 39, 307, 467 на Лотошино, Микулино, Марково, Раменье или Савостино до Ханева, потом 1 км пешком. 2) метро " Тушинская " , далее авт. 307,467 до Ханева, потом 1 км пешком. На автомобиле по Новорижскому шоссе (траса М 9) до г.Волоколамска,далее через г.Волоколамск (дорога Р108) на Ярополец и Лотошино (дорога Р107). За Ханевом свернуть направо,колокольня Скорбященского храма будет видна с дороги. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Построена в 1768 г. Основной объем храма в виде неравногранного восьмерика прорезан двумя ярусами окон и завершен высоким куполом, на котором поставлен световой барабан, несущий главку. С четырех сторон к нему примыкают пониженные равновеликие помещения алтаря, приделов и притвора, образовывавшие четырехлепестковый план. Грани здания украшены пилястрами, окна обрамляют наличники. Стройная четырехъярусная колокольня в своей архитектуре подражает облику церкви. Сейчас имение находится во владении московского Богородице-Рождественского женского монастыря и стало его подворьем. Здесь пасека и огород, территория огорожена забором, и прохода нет. Идут строительные работы, восстанавливается храм.

http://sobory.ru/article/?object=03218

Начиналось все за два дня до шестого воскресения после Пасхи. В Волоколамск в это время стекался народ, который по древнему обычаю должен был три раза с молитвой обойти вал, на котором стоит Воскресенский собор. После звона к вечерне богомольцы шли в собор к резной иконе святителя Николая. На следующий день в субботу после литургии благовест возвещал им о начале крестного хода. Резной образ выносили из собора и с хоругвями, другими иконами, в сопровождении городского духовенства, процессия двигалась за пределы города. В торжественном шествии могли участвовать более десяти тысяч человек. В каждом селении делалась остановка для молебнов с водоосвящением. За две версты до Иосифо-Волоцкого монастыря духовенство облачалось в праздничные ризы. Со стороны обители навстречу богомольцам выходили отец архимандрит и братия с иконой Иосифа Волоцкого. После встречи двух процессий, сопровождаемой хоровым пением, резной образ Николая Чудотворца несли в обитель. В соборном храме монастыря служилась вечерня, после чего часть богомольцев ночевала в гостинице монастыря, а большинство – прямо под открытым небом рядом со стеной обители. На следующий день после литургии икона и вся процессия возвращалась в Волоколамск. После закрытия Воскресенского собора в 1930 г. чудотворный образ был перенесен в церковь Введения Пресвятой Богородицы села Спирово, которое находится недалеко от Иосифо-Волоцкого монастыря. Там резная чудотворная икона Николая Чудотворца пребывает и сегодня. http://mosregtoday.ru/ Воскресенский собор в Волоколамске – один из интереснейших памятников русского белокаменного зодчества. Архитектор Иван Машков ставил его в один ряд с лучшими образцами московской архитектуры конца XV– начала XVI веков: храмами Рождества Богородицы в Старом Симонове, Чуда Архистратига Михаила в Чудовом монастыре и Ризоположения в Кремле. Главной святыней собора до революции была резная деревянная скульптура Николая Чудотворца. С этим образом ежегодно совершался многолюдный крестный ход из Волоколамска в Иосифо-Волоцкий монастырь, собиравший свыше десяти тысяч богомольцев.

http://sobory.ru/article/?object=00395

Зодчий откликнулся на просьбу, приехал в Волоколамск и в течение двух дней делал обмеры древнего храма, составлял схему и план реставрации. В «Сборнике статей в честь графини Прасковьи Сергеевны Уваровой» 1916 года архитектор Иван Машков описал эту поездку в Волоколамск. Машков невысоко оценивал построенный во второй половине XIXbeka рядом с древним храмом новодельный Никольский собор. Он не отличался художественными достоинствами, но был больше по размерам и нравился местным обывателям, называвшим его своего рода волоколамским Храмом Христа Спасителя. Планы по реставрации Воскресенского собора в 1899 году так и не были осуществлены, поскольку члены церковной общины в итоге потратили деньги не на ремонт древнего памятника, а на устройство отопления и роспись в новом соборе. Машков с горечью писал: «Может быть, все это и к лучшему, явятся другие люди, ценящие родные художественные памятники и понимающие, какое богатое сокровище находится на их попечении…» До закрытия храма в 1930 году его главной святыней был резной скульптурный образ Николая Чудотворца. Скульптурные иконы, хотя и редки для православной традиции, тем не менее, встречаются в Подмосковье. Это, к примеру, чтимый образ великомученицы Параскевы Пятницы в Верее или Николая Чудотворца в Николо-Радовицком монастыре (городской округ Егорьевск). Вот что писал о реликвии Воскресенского собора упоминавшийся архитектор Иван Машков: «На этой (южной) стороне в верхнем окне в сторону алтаря помещено местночтимое резное изображение св. Николая Чудотворца, называемого Можайским. Вблизи нам не удалось его осмотреть… Святитель в левой руке держит храм, а в правой меч». Подробнее о волоколамской святыне писал Н. А. Рождественский в «Сборнике материалов для Москвы и Московской губернии» 1864 года. Икона хранилась в Воскресенском соборе с незапамятных времен и по народному преданию являла чудеса при нашествии татар, осады крепости поляками в Смутное время и во время эпидемии чумы. Рождественский писал: «Во всякую годину испытания и наказания Господня, волоколамцы, прибегая под защиту молитв Угодника Николая, видели заступничество его и милосердие Божие».

http://sobory.ru/article/?object=00395

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010