сост. Надежда Балабанова, Евгений Полищук Слово перед отпеванием митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима Патриарх Московский и всея Руси Алексий II Собратья архипастыри, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Мы провожаем сегодня в путь всея земли одного из старейших архипастырей нашей Святой Церкви – Преосвященного митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима. Мы молимся о том, чтобы Господь простил его согрешения, вольные и невольные, и упокоил бы его там, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания. Вся жизнь покойного архипастыря была посвящена служению Церкви Христовой. Почти 60 лет тому назад он начал иподиаконское служение у приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия I. Он окончил Московскую духовную семинарию и Московскую духовную академию, был оставлен профессорским стипендиатом, а затем стал преподавателем, доцентом и профессором Московских духовных академии и семинарии, возглавлял кафедру Священного Писания Нового Завета. За годы его педагогической деятельности многие нынешние архипастыри и пастыри учились у него и помнят его как своего наставника, инспектора Московских духовных школ, как преподавателя, возвещавшего евангельские истины. Более тридцати лет покойный архипастырь возглавлял Издательский отдел Московской Патриархата и был главным редактором «Журнала Московской Патриархии». Для Церкви это было трудное время, когда не только каждая статья, но и каждое выражение, которое публиковалось в журнале, проходили жесткую цензуру чиновников Совета по делам религий. В этом году исполнилось сорок лет епископского служения покойного Владыки Питирима. Все эти годы он носил титул епископа и архиепископа Волоколамского, а в последние пятнадцать лет – митрополита Волоколамского и Юрьевского. Покойный архипастырь принимал участие в многочисленных межхристианских и межрелигиозных встречах и всегда с достоинством и честью представлял на них нашу Святую Православную Церковь . Но, исполняя различные административные послушания, он никогда не переставал быть пастырем, и служение Церкви Христовой, совершение богослужений он считал своим главным долгом и основным призванием.

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

Выступление митрополита Волоколамского Илариона на 50-м Международном евхаристическом конгрессе " Евхаристия – сопричастность Христу и друг другу " РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_95097.html 14 июня 2012 Выступление митрополита Волоколамского Илариона на 50-м Международном евхаристическом конгрессе " Евхаристия – сопричастность Христу и друг другу " Источник:  http://www.patriarchia.ru/db/text/2283521.html Официальный сайт РПЦ МП Доклад председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона на 50-м Международном евхаристическом конгрессе " Евхаристия – сопричастность Христу и друг другу " огласил благочинный приходов Русской Православной Церкви в Шотландии и Северной Ирландии священник Георгий Завершинский. Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, дорогие отцы, братья и сестры! Благодарю оргкомитет юбилейного 50-го Евхаристического конгресса и лично архиепископа Дублинского Диармуида Мартина за приглашение к участию и предоставленную возможность выступить на этом авторитетном христианском форуме. Речь в эти дни идет о Евхаристии – важнейшем и основополагающем таинстве Церкви, об актуализации нашей сопричастности Христу в мире сем. Мне хотелось бы поделиться с вами некоторыми мыслями и переживаниями, свойственными восточно-христианскому, православному евхаристическому благочестию и богословию. При этом следует отметить, что богословие непосредственным образом определяет нашу оценку современной действительности, ее проблем и вызовов, о чем бы я также хотел сказать в своем выступлении. В Древней Церкви крещение, принятие в Церковь новых членов, совершалось за Божественной литургией. Тем самым утверждалось, что таинства Церкви имеют евхаристическую природу, совершение их является соборным делом христианской общины, для которой все есть λειτουργα – общее делание с участием всех ее членов, а не только священнослужителей. Евхаристия завершает, знаменует собой полноту вступления новокрещеных членов в Церковь.

http://religare.ru/2_95097_1_21.html

Л.А. Ольшевская. История создания Волоколамского патерика, описание его редакций и списков Волоколамский патерик – сборник рассказов о жизни святых иосифлянской школы русского монашества, прежде всего произведений о самом Иосифе Волоцком , его учителе Пафнутии Боровском, их сподвижниках и учениках, а также сказаний, бытовавших в этой монашеской среде. Волоколамский патерик создавался в первой половине XVI в. и открывал ряд монументальных памятников той эпохи (Стоглав, Домострой, Великие минеи четьи митрополита Макария и др.). Обращение к жанру патерика писателей иосифлянской школы отражало сложный процесс взаимодействия прошлого и настоящего русской истории и литературы. Сознательная ориентация составителя Волоколамского патерика на традицию Киево-Печерского – свидетельство того, что в переломные моменты государственного строительства новое утверждается через опору на старое, литература Московской Руси – через творческое освоение опыта литературы домонгольского периода. Если целевая установка авторов Киево-Печерского патерика – прославление первых подвижников христианства на Руси как носителей передовой идеологии своего времени, то основная направленность Волоколамского патерикового свода – обосновать с религиозной точки зрения деятельность великих московских князей, связанную с консолидацией русских земель и выработкой самодержавной формы правления, притязания Московского государства на роль духовного центра православного мира. Для этого необходимо было расширение круга русских «воинов Христовых», целенаправленная и централизованная деятельность по возведению местных святых в ранг общерусских. Инициатором и последовательным проводником этой линии становится цитадель «воинствующих церковников» – Успенский монастырь, основанный Иосифом Волоцким , а основной корпус агиографических памятников XVI в. создается писателями-иосифлянами. «Судя по количеству и качеству этих произведений, писал В.О. Ключевский , можно сказать, что ни один русский монастырь не обнаружил литературного возбуждения, равного тому, какое находим в обители Иосифа» 618 . Создание нового патерикового свода именно в Волоколамском монастыре способствовало усилению его роли в делах государственного, религиозного и литературного строительства, по значению ставило в один ряд с Киево-Печерской лаврой, первой «академией» русских писателей и церковных иерархов.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОСИФЕЙ (Топорков (Вощечников); † после 1547), мон., младший брат Вассиана (Топоркова) , племянник, ученик и 1-й биограф прп. Иосифа Волоцкого, писатель, книгописец. Из дворянского рода крупных вотчинников, род известен связями с митрополичьим домом с сер. XV в. ( Веселовский С. Б. Топонимика на службе у истории//ИЗ. 1945. Т. 17. С. 40-41). В записи на книге, вложенной Д. в Савватиев тверской Знаменский мон-рь, и в Кормовой книге Иосифова Волоколамского в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря названы монашеские имена родителей Д.- Евфимий и Иулия. Д. был пострижен в монашество в Иосифовом Волоколамском мон-ре прп. Иосифом. Сведения об этом периоде жизни Д. содержатся в Кратком монастырском летописце, созданном в обители во 2-й пол. 20-х гг. XVI в., и в Житии прп. Иосифа (в редакции Крутицкого еп. Саввы (Чёрного) ). Оба источника сообщают об участии Д. и его брата Вассиана в кон. 1485 г. в росписи монастырского Успенского собора, осуществлявшейся под рук. Дионисия иконника. Нек-рые исследователи полагают, что Д. и его брат Вассиан, живя в Иосифовом Волоколамском мон-ре, учились у Дионисия иконописному мастерству. В рассказе о росписи Успенского собора в Волоколамском патерике, составленном Д., братья Топорковы не упомянуты (Древнерус. патерики. С. 323). В кон. XV - нач. XVI в. Д. в Волоколамской обители трудился над перепиской книг. В монастырских описях 1545, 1573 и 1591 гг. содержатся многочисленные упоминания о книгах (ок. 10), переписанных Д. (Псалтири, Октоих и Ирмологий, Лествица, к-рая «писана с святогорской», и др.). По-видимому, ранее 1515 г. Д. перешел в Пафнутиев Боровский в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рь . В сент. этого года Д. вместе с братом присутствовал на похоронах прп. Иосифа. Д. распорядился о распределении части книг, принадлежавших прп. Иосифу (см., напр.: ГИМ. Епарх. 357. Л. I). В 1516-1522 гг., как установил Б. М. Клосс , подтвердивший гипотезу А. Д. Седельникова, в стенах Иосифова Волоколамского мон-ря был создан Русский Хронограф 1512 г. (редакция из 208 глав; в извлечениях и переработке сочинение сохранилось в списке 20-х гг. XVI в.- РГБ. Ф. 113. Волок. 583), главная роль в этой работе принадлежала, по-видимому, Д. В выходной записи на начальных листах одного из древнейших списков (ГИМ. Увар. 356, 1538 г.) обозначено, что рукопись создана «замышлением и повелением... старца Досифея». В переписке Хронографа 1512 г. участвовали и др. монахи Волоколамского мон-ря (напр., Нил (Полев) и Фотий были писцами части кодекса РГБ. Ф. 113. Волок. 650). С деятельностью по составлению Русского Хронографа следует связывать упоминаемые в описи книг Иосифо-Волоколамского мон-ря 1545 г. списки Хронографа 1512 г. («Бытие в десть») и Хронику Георгия Амартола («Криница») «перевода» Д. (т. е., по-видимому, им отредактированные).

http://pravenc.ru/text/180347.html

Предстоятель Грузинской Православной Церкви принял участие в презентации грузинского перевода книги митрополита Волоколамского Илариона «Таинство веры» 16 января 2013 г. 16:41 15 января 2013 года в Патриаршей резиденции в Тбилиси состоялась презентация грузинского перевода книги председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона «Таинство веры». На мероприятии присутствовали Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх Илия II , митрополит Волоколамский Иларион, митрополит Чиатурский и Сачхерский Даниил, митрополит Самтависский и Горийский Андрей, митрополит Боржомский и Бакурианский Серафим, другие иерархи и клирики Грузинской Православной Церкви , руководители и преподаватели духовных учебных заведений, а также политические, общественные и культурные деятели Грузии. В начале презентации ректор Тбилисской духовной академии протоиерей Георгий Звиададзе зачитал предисловие Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II к книге: «Сегодня среди высших иерархов Русской Православной Церкви значительное место занимает митрополит Иларион (Григорий Алфеев), возглавляющий Отдел внешних церковных связей. Это очень эрудированный молодой архиерей, наделенный многосторонними талантами: богослов, патролог, превосходный знаток истории Церкви, автор множества музыкальных произведений… Для нас значителен и тот факт, что некоторая часть его жизни связана с Грузией. В юношеские годы он здесь жил вместе с матерью и первые шаги на своем пути к духовному сану сделал в Грузинской Православной Церкви… …С помощью этой книги читатель сможет впервые ознакомиться с работой владыки Илариона на родном языке, что, по нашему мнению, вызовет большой интерес». Огласив биографию владыки Илариона, отец Георгий подчеркнул, что книга «Таинство веры», несомненно, вызовет большой интерес не только среди грузинских богословов, но и в самых широких общественных кругах. Академик Роин Метревели, бывший ректор Тбилисского государственного университета, поздравил митрополита Илариона с большим успехом, который имеет книга «Таинство веры» в мировом богословском сообществе: со времени первого издания вышло более десяти ее переводов на иностранные языки. Он также подчеркнул, что этот труд может рассматриваться не только как удачное введение в православное богословие, но и как прекрасное учебное пособие для духовных школ.

http://patriarchia.ru/db/text/2728816.ht...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_83986.html 03 марта 2011 Выступление митрополита Волоколамского Илариона на встрече со студентами парижского Института политических исследований Источник:  http://www.patriarchia.ru/db/text/1420230.html Официальный сайт РПЦ МП 1 марта 2011 года в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата состоялась встреча митрополита Волоколамского Илариона с группой студентов Института политических наук Парижа. Председатель ОВЦС рассказал гостям о внутренней жизни Русской Православной Церкви, ее внешней деятельности, а также о работе Общецерковной аспирантуры и докторантуры святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Уважаемые гости! Рад приветствовать вас в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата. Мы с вами находимся на территории Свято-Данилова монастыря – первой святой обители, воздвигнутой на московской земле. Надеюсь, что ваша ознакомительная поездка позволит вам значительно расширить познания о стране, традициях и обычаях нашего народа. В свою очередь я хотел бы рассказать о современном состоянии Русской Православной Церкви, ее внутренней миссии и внешней деятельности. Внутренняя жизнь и миссия Русской Православной Церкви Сегодня Русская Церковь объединяет свыше 150 миллионов верующих в более чем 60 странах мира. В нашей Церкви 164 епархии, 217 правящих и викарных архиереев, более 30 тысяч священнослужителей. Действуют 30675 приходов и 805 монастырей. Ряд епархий Русской Церкви находятся за пределами канонической территории Московского Патриархата. Так, Париж является кафедральным городом Корсунской епархии, в юрисдикцию которой входят русские православные приходы в ряде стран Западной Европы. Русская Православная Церковь играет важную роль в жизни общества не только в России, но и в Украине, Беларуси, Молдавии и других странах своей пастырской ответственности. Она принимала непосредственное участие во всех значимых исторических процессах последнего тысячелетия. Православная вера легла в основу отечественной культуры, просвещения, общественного, семейного и личного бытия. Русская Церковь всегда была едина со своим народом.

http://religare.ru/2_83986_1_21.html

Доклад митрополита Волоколамского Илариона на VI Международной патристической конференции, посвященной наследию святителя Василия Великого 13 апреля 2019 г. 11:38 Доклад «Литургия святителя Василия Великого в контексте его богословских идей» митрополита Волоколамского Илариона , главы Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, председателя Синодальной библейско-богословской комиссии , ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия . Выступление владыки состоялось в рамках VI Международной патристической конференции «Святитель Василий Великий в богословской традиции Востока и Запада». Дорогие отцы, братия и сестры! Мы проводим уже шестую патристическую конференцию Общецерковной аспирантуры и докторантуры. Каждая из предыдущих была посвящена конкретному отцу Церкви. Но в этом году мы оказались в особой ситуации: наследие учителя Церкви, которое на конференции станет предметом нашего внимания, настолько велико, что для его осмысления потребовалось бы несколько симпозиумов. Мы знаем святителя Василия Великого как догматиста, во многом определившего церковную триадологию; как экзегета, разработавшего целые жанры толкования Священного Писания; как выдающегося канониста, без которого невозможно представить себе церковное право; как литургиста, с именем которого связан один из основных типов анафоры на Востоке. В меру наших сил мы постараемся охватить все эти грани его творчества в рамках одной конференции, не претендуя на то, чтобы исчерпать имеющиеся вопросы, но скорее намечая пути для дальнейшей работы. В своем докладе я обращаюсь к одному из перечисленных направлений, а именно, к литургическому творчеству святителя Василия Великого. Как известно, под его именем сохранился текст анафоры, имеющий несколько редакций. Предание Восточной Церкви рассматривает святителя Василия как автора этого текста, но консенсус исследователей заключается в том, что великий каппадокиец переработал вариант анафоры, бывший в употреблении в его общине.

http://patriarchia.ru/db/text/5414170.ht...

поиск:   разделы   рассылка Выступление митрополита Волоколамского Илариона на 50-м Международном евхаристическом конгрессе " Евхаристия – сопричастность Христу и друг другу " Доклад председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона на 50-м Международном евхаристическом конгрессе " Евхаристия – сопричастность Христу и друг другу " огласил благочинный приходов Русской Православной Церкви в Шотландии и Северной Ирландии священник Георгий Завершинский. Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, дорогие отцы, братья и сестры! Благодарю оргкомитет юбилейного 50-го Евхаристического конгресса и лично архиепископа Дублинского Диармуида Мартина за приглашение к участию и предоставленную возможность выступить на этом авторитетном христианском форуме. Речь в эти дни идет о Евхаристии – важнейшем и основополагающем таинстве Церкви, об актуализации нашей сопричастности Христу в мире сем. Мне хотелось бы поделиться с вами некоторыми мыслями и переживаниями, свойственными восточно-христианскому, православному евхаристическому благочестию и богословию. При этом следует отметить, что богословие непосредственным образом определяет нашу оценку современной действительности, ее проблем и вызовов, о чем бы я также хотел сказать в своем выступлении. В Древней Церкви крещение, принятие в Церковь новых членов, совершалось за Божественной литургией. Тем самым утверждалось, что таинства Церкви имеют евхаристическую природу, совершение их является соборным делом христианской общины, для которой все есть λειτουργα – общее делание с участием всех ее членов, а не только священнослужителей. Евхаристия завершает, знаменует собой полноту вступления новокрещеных членов в Церковь. Весьма показательно, что Крещение в раннехристианские времена совершалось по преимуществу в Великую Субботу, за богослужением, предваряющим пасхальную литургию. Новокрещеные в белых одеждах шли крестным ходом от купели в храм под пение гимна " Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся " (Гал.

http://religare.ru/2_95097.html

поиск:   разделы   рассылка Выступление митрополита Волоколамского Илариона на встрече со студентами парижского Института политических исследований 1 марта 2011 года в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата состоялась встреча митрополита Волоколамского Илариона с группой студентов Института политических наук Парижа. Председатель ОВЦС рассказал гостям о внутренней жизни Русской Православной Церкви, ее внешней деятельности, а также о работе Общецерковной аспирантуры и докторантуры святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Уважаемые гости! Рад приветствовать вас в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата. Мы с вами находимся на территории Свято-Данилова монастыря – первой святой обители, воздвигнутой на московской земле. Надеюсь, что ваша ознакомительная поездка позволит вам значительно расширить познания о стране, традициях и обычаях нашего народа. В свою очередь я хотел бы рассказать о современном состоянии Русской Православной Церкви, ее внутренней миссии и внешней деятельности. Внутренняя жизнь и миссия Русской Православной Церкви Сегодня Русская Церковь объединяет свыше 150 миллионов верующих в более чем 60 странах мира. В нашей Церкви 164 епархии, 217 правящих и викарных архиереев, более 30 тысяч священнослужителей. Действуют 30675 приходов и 805 монастырей. Ряд епархий Русской Церкви находятся за пределами канонической территории Московского Патриархата. Так, Париж является кафедральным городом Корсунской епархии, в юрисдикцию которой входят русские православные приходы в ряде стран Западной Европы. Русская Православная Церковь играет важную роль в жизни общества не только в России, но и в Украине, Беларуси, Молдавии и других странах своей пастырской ответственности. Она принимала непосредственное участие во всех значимых исторических процессах последнего тысячелетия. Православная вера легла в основу отечественной культуры, просвещения, общественного, семейного и личного бытия. Русская Церковь всегда была едина со своим народом. Замечу, что история отношений между Церковью и государством в нашей стране довольно разнообразная. Она знала периоды симфонической гармонии и гегемонии светской власти над духовной. Вам, должно быть известно, что наиболее трагическое время этих отношений приходится на советскую эпоху, продолжавшуюся более семи десятилетий. Советские власти ставили вопрос об уничтожении религии в обществе, пытались вытравить веру в людях.

http://religare.ru/2_83986.html

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Представители Поместных Православных Церквей поздравили председателя ОВЦС митрополита Волоколамского Илариона с днем рождения 24 июля 2014 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в храме в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Владыке Илариону сослужили представитель Патриарха Великой Антиохии и всего Востока при Патриархе Московском и всея Руси митрополит Филиппопольский Нифон, представитель Блаженнейшего Патриарха Иерусалимского при Московском Патриаршем престоле архимандрит Стефан (Диспиракис), представитель Патриарха Болгарского при Патриархе Московском и всея Руси архимандрит Феоктист (Димитров), представитель Православной Церкви Чешских земель и Словакии при Патриархе Московском и всея Руси архимандрит Серафим (Шемятовский), представитель Православной Церкви в Америке при Патриархе Московском и всея Руси архимандрит Александр (Пихач), заместители председателя ОВЦС архимандрит Филарет (Булеков) и протоиерей Николай Балашов, протоиерей Антоний Ильин, благочинный приходов Шотландии и Северной Ирландии (Сурожская епархия Русской Православной Церкви) священник Георгий Завершинский, секретарь ОВЦС по межхристианским отношениям иеромонах Стефан (Игумнов), заведующий Сектором межрелигиозных контактов ОВЦС священник Димитрий Сафонов, заведующий Службой коммуникации ОВЦС священник Илья Косых, клирик церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи на Патриаршем Черниговском подворье священник Михаил Немнонов и клирики храма на Большой Ордынке. По завершении Божественной литургии митрополит Филиппопольский Нифон от имени представителей Поместных Православных Церквей при Московском Патриаршем престоле поздравил митрополита Волоколамского Илариона с днем рождения. Пожелав доброго здравия  и дальнейших успехов на высоком посту в служении Русской Церкви, владыка Нифон сказал: «Святая Церковь говорит нам, что день рождения на земле – это день рождения в вечности. Церковный год начинается с празднования дня рождения Пресвятой Богородицы, затем мы отмечаем  Рождество Спасителя мира,  а уже  в июле – рождество Иоанна Предтечи».

http://mospat.ru/ru/news/51232/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010