Анафема будет тяготеть над тем городом, который мы уничтожили; жители никогда не возвратятся туда, даже до тех пор, пока откроется выход Яджуджу и Маджуджу: тогда они быстро устремятся с каждой горы – это будет пред днем суда 169 . Суд Божий будет тогда, когда померкнут звезды, когда расторгнется небо и когда горы будут рассыпаны, как прах 170 . И вострубят в трубу, и все, что есть на небесах и на земле, потеряет жизнь, исключая тех, кого Бог захочет оставить. Потом вострубят во второй раз, и все существа восстанут и будут в ожидании. Земля загорится от сияния Господа; будет положена книга и приведутся пророки и свидетели: решение будет произнесено по всей справедливости и никто не будет обижен 171 . Мы поставим весы правосудия в день воскресений. Ни одна душа не осудится неправедно, когда даже то, что она сделала будет весить одно горчичное зерно 172 . В этот день (судный) Мы поставим правильные весы: те, кои будут весить тяжело, будут счастливы, а те, кои не перевесят, погубили свои души, потому что они были несправедливы к нашим наставлениям 173 . Они явятся пред Господа своего по отделениям полками (араб.). Бог скажет им: вы явились ко мне в том состоянии, в каком сотворил я вас в первый раз, и вы думали, что я не исполню своих обещаний. Книга, в которой будут написаны все дела их, дастся им в руки: ты увидишь, в какой они придут ужас, по причине того, что будет написано в них. Горе нам! что скажет эта книга? – Малейшие вещи, на ряду с величайшими, будут написаны там; ничто не будет опущено; все будет сочтено; все их действия будут представлены. Бог не обидит никого 174 . Горе нам! скажут они: – мы исключены из мест покоя. Обещаний Божии сбываются. Его Апостолы говорили нам правду. Мы (слова Бога) положим печать на их уста; руки их будут говорить и иоги будут свидетельствовать о делах их 175 . Тот, которому дадут книгу деяний в правую руку, будет судим судом кротким, а тот, которому дадут в левую, будет призывать смерть, чтобы сгореть в огне 176 Богу принадлежит знание тайн неба и земли.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

апостолы, из которых апостол Павел говорит: «Братия, стойте и держите Предания, которым вы научены словом или посланием нашим» ( 2Фес.2:15 ). К исполнению Священного Предания призывают людей и святые отцы, и учители Церкви, когда говорят: «кто Предание Церкви писанное или несписанное отвергает – да будет анафема». К сожалению, в последнее время появились люди, которые, пренебрегая словами самого Господа и нарушая заветы святых апостолов и отцов Церкви, не только сами отвергают Священное Предание, но и других научают делать тоже. Они говорят: «для чего нам Священное Предание, когда у нас есть Священное Писание? Для нашего спасения достаточно и исполнения одного Св. Писания». Таким людям в ответ нужно сказать следующее: «Вы говорите противное словам Самого Господа и Его апостолов, повелевающих нам исполнять Священное Предание». – Правда в Священном Писании содержится слово Самого Господа и Его апостолов; но Господь, как написано в Евангелии, повелел нам соблюдать все, что Он заповедал людям; в Священном же Писании записано далеко не все, чему учил людей Христос и Его апостолы. Что это так, доказательства тому находятся в самом же Св. Писании. Так св. Иоанн Богослов в конце своего Евангелия пишет: «много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не написано в книг сей» ( Ин.20:30 ). Тот же апостол в конце своего второго послания пишет христианам: «многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами, а надеюсь придти к вам и говорить устами к устам» ( 2Ин.1:12 ). Да и возможно ли допустить, чтобы святые апостолы за короткое время своей жизни на земле могли записать все, чему учил людей Господь и Его ученики? Святой евангелист Иоанн говорит, что если бы писать обо всем подробно, то и самому миру не вместить бы написанных книг ( Ин.21:25 ). Между тем, все, чему учил людей Христос и св. апостолы, и что не записано в Св. Писании, весьма важно и необходимо знать каждому христианину, так как в соблюдении всего учения Господа и св. апостолов – наше спасение, наша надежда, наша жизнь вечная.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Безумные и слепые! Что больше дар или жертвенник, освящающий дар? Итак, клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем. И клянущейся храмом клянется им и живущим в нем; и клянущийся небом клянется престолом Божиим и сидящим на нем». По учению фарисеев, и книжников, каждый человек, давший клятву, в случае неисполнения ее должен был заплатить то, чем клялся. Так как человек, поклявшийся, например, храмом, жертвенником, или небом, естественно не мог в случае нарушения клятвы создать что-либо подобное, то фарисеи считали такую клятву неважною и не вменяли ее ни во что, злоупотребляя такою клятвою на каждом шагу. Господь и обличает такое легкомыслие фарисеев и книжников, показывая, что клятва храмом, жертвенником и небом гораздо важнее всех прочих, почему злоупотребление ею является великим преступлением. Ст. 23, 24, 25. «Горе вам книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды». Вина книжников и фарисеев состояла не в том, что они заботились о внешней чистоте своих домашних сосудов, а в том, что эту заботу они считали более важною, чем забота о своем нравственном усовершенствовании. Есть из нечистой посуды считалось грехом, но есть пищу, нажитую неправдой и преступлением – это не пугало нечестивых фарисеев и книжников. Невежество современных сектантов доходит до того, что в приведенных словах Спасителя они видят обличение православных, пастырей в том, что они совершают святейшее Таинство евхаристии. Сам Христос,– говорят они,– осудил фарисеев за то, что они очищают внешность чаши и блюда, а современные священники делают это на своих богослужениях. В ответ сектантам, не входя в долгие рассуждения, достаточно выяснить, что данными текстом фарисеи осуждаются собственно не за очищение чаши и блюда, а за хищение и неправду, что явствует из дальнейшего стиха: «Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их» (ст. 26). Ст. 27 и 28. «Горе вам книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

В XIII главе от Матфея мы читаем следующие слова Спасителя, сказанные Своим апостолам: «Истинно, говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (ст. 18). После воскресения Своего Спаситель снова повторил означенные слова и притом опять по отношению ко всем апостолам: «Иисус,– повествует Евангелист Иоанн,– дунул и говорит им (апостолам): примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» ( Ин.20:22–23 ). Правда, в обоих вышеупомянутых случаях нет речи о ключах Царства Небесного, о которых говорил Спаситель, когда обращался к апостолу Петру; по умолчанию о ключах не имеет существенного значения. В самом деле, если вчитаться внимательно в слова Спасителя, обращенные к апостолу Петру, то ясно видно, что получение власти над ключами Царства Небесного неразрывно связано с получением власти вязать и разрешать и одно без другого быть не может. Получение власти над ключами Царства Небесного есть образное выражение, указывающее на власть открывать и закрывать двери Царства Небесного. Но эту же самую власть имеет и тот, кто пользуется правом вязать и разрешать. Таким образом, власть над ключами Царства Небесного, власть вязать и разрешать была предоставлена Спасителем не одному апостолу Петру, а всем апостолам и в одинаковой мере. А если так, то учить на основании вышеупомянутых слов Спасителя о каких то исключительных правах в сравнении с другими апостолами, который якобы получил апостол Петр, а тем более заключать о каком то особом верховном главенстве апостола Петра, как заключают паписты, – и произвольно, и неосновательно, и ошибочно. III) Третье место из Евангелия, на которое любят ссылаться паписты в доказательство проповедуемого ими папского главенства представляют следующие слова Спасителя, обращенные к апостолу Петру: «Симом! Симон! Се, сатана просил, чтобы сеять вас, как пшеницу: но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты, некогда обратившись, утверди братьев твоих» ( Лк.22:31–32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

В послании к Галатам мы читаем следующие слова св. апостола Павла: «Узнав о благодати, данной мне, Иаков, Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным» ( Гал.2:9 ), ибо говорит выше апостол, они увидели, «что мне вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных» ( Гал.2:7 ). Иначе говоря, апостолу Петру было вверено от Бога проповедовать не язычникам, а «обрезанным», т. е. Иудеям. Каким же образом, спросим мы у католических богословов, апостол Петр мог занимать в Римской Церкви епископскую кафедру и жить в языческом Риме, если ему от Самого Господа было указано быть проповедником Евангелия среди Иудеев? И не выходит ли, если согласиться с католиками, что апостол Петр не остался верным своему назначению и вместо благовестия среди Иудеев проживал безвыходно в Риме? Что апостол Петр по основании Римской Церкви не жил в Риме и, следовательно, не занимал в нем епископской кафедры, открывается также из того, что апостол Павел находил нужным писать послание к христианам Римской Церкви. В самом деле, неужели счел бы нужным апостол наставлять в вере паству, которая имела в это время своим наставником и епископом самого Апостола Петра? И не походило бы последнее на так несвойственный апостолам обычай вмешиваться в область друг друга? Между тем апостол пишет Римским христианам: «Я весьма желаю видеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему» ( Рим.1:11 ). Можно ли поэтому допустить, чтобы римские христиане нуждались в «утверждении» апостола Павла, имея своим епископом того, кого сам Павел в послании к Галатам называет апостолом-столпом? Очевидно, в таком случае, что апостол Петр, хотя и положил основание Римской Церкви, однако епископом в ней быть не мог, так как призван был к проповеди среди «обрезанных». Вот почему Павел и счел своею обязанностью «утверждать» римских христиан, как он сам о том шипеть, «поданной (ему) от Бога благодати – быть служителем Иисуса Христа у язычников и совершать священнодействие благовествования Божия» ( Рим.15:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Видишь ли, христианин, каким благом для тебя является православный пастырь Христов, а потому не оставляй его, следуй постоянно его руководству, слушай его, как посланника Божия, и верь всему, что говорит тебе твой духовный отец, православный пастырь. В нем твое спасение, без него не спасешься! Но вот, в последнее время появились люди, которые в безмерной гордости своей задумали жить без православных пастырей, оставили их и избрали себе своих собственных наставником и учителей. Что сказать о таких людях? Поистине они достойны глубокого сожаления, так как отвергнув православных пастырей, они отвергли установления и законов Самого Господа Бога. В самом деле, священство на земле установлено не людьми, а ведет свое начало от Господа Бога. Как только древний народ Израильский начал жить самостоятельною жизнью, как только была устроена на земле Господня скиния, или походный храм Божий, так тот час же по повелению Божию было установлено на земле и священство. «И сказал Господь Моисею, говорит Слово Божие: «Возьми к себе Аарона, брата твоего и сынов его с ним, чтобы он был священником Мне» ( Исх.28:1–2 ). «И поручи Аарону и сынам его скинию откровения, чтобы они наблюдали священническую должность свою; а если приступит кто посторонний, предан будет смерти» ( Числ.3:10 ). Так получило свое начало богоучрежденное священство. Из приведенных слов Священного Писания видно, что только людям избранным и посвященным вверено было духовное пастырство, восхищающим же и присваивающим его себе самовольно грозило от Бога строгое наказание. В доказательство последнего Слово Божие повествует нам об одном случае. Дело было так: «Корей, сын Иссаара, сын Каафов,... и Дафан и Авирон, сыны Елиава, и Авнан, сын Филефа, сыны Рувимовы, восстали на Моисея, и с ними из сынов Израилевых двести пятьдесят мужей. И собрались против Моисея и Аарона и сказали им: «Полно вам, все общество, все святые, и среди их Господь! Почему же вы ставите себя выше народа Господня?»...– И разверзла земля уста свои, и поглотила их и домы их, и всех людей Кореевых и все имущество» ( Числ.16:1,3,32 ). Так наказал Господь людей за то, что они восстали против установленных Им на земле священников.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Вот почему с самых древних времен, у людей вошло в закон обращаться к заступлению святых угодников и поминать их в своих молитвах к Богу. Так по сказанию книги пророка Даниила, праведный Азария, молясь Господу говорил: «не отними от нас милости Твоей ради Авраама возлюбленного Твоего, ради Исаака, раба Твоего, и Израиля святого Твоего» ( Дан.3:35 ). Тот же Азария, совместно с двумя отроками в пещи взывал к святым угодникам, восклицая: «Благословите духи и души праведны, Господа, пойте и превозносите Его во веки» ( Дан.3:8 ). Но кто-нибудь спросит о том, как могут святые угодники слышать молитвы людей, ведь они не всеведущи? Слово Божие повествует, что даже во время земной жизни Святые получают от Бога дар прозорливости, почему знают то, что недоступно обыкновенным людям. Например, в четвертой книге Царств передается, что когда царь Сирийский удивлялся, каким образом царь Израильский узнает его тайные замыслы, то один из слуг сказал ему: «Елисей пророк, который у Израиля пересказывает царю Израильскому и те слова, которые ты, царь, говоришь в спальной комнате» ( 4Цар.6:12 ). Если же Святые, еще находясь на земле, обладают высоким даром прозорливости, то тем более, совлекшись бренного тела и предстоя Престолу Божию, они, силою Божией знают все, что делается на земле, так как на небе их способности развиваются и совершенствуются ( 1Кор.13: 9–12 ). Обращаясь к Святым с молитвою, призывая их, как ходатаев у Престола Божия, люди, разумеется, не могли не относиться к ним с великим благоговением и не могли не прославлять святых угодников и за их милости и благодеяния. «Восхвалим,– призывает праведный Иисус, сын Сирахов,– славных мужей и отцов рода нашего, много славного Господь являл через них величие Свое от века» ( Сир.44:1 ). Видите теперь, православные христиане, что не напрасно мы обращаемся к Святым с молитвами и не напрасно прославляем и ублажаем их. Поступая так, мы следуем заветам Слова Божия и подражаем примеру праведных людей. Но вот появились среди нас люди – сектанты, которые не прославляют святых угодников и не прибегают к их помощи.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Где же может человек получит эти Божественные благодатные силы, кто подаст их ему? Получить эти силы человек может в Святых Таинствах, а подаются они чрез законных пастырей святой Церкви. Спасительные таинства, совершаемые пастырями Церкви действия, в которых верующим подастся благодать Божия, укрепляющая духовные их силы и ведущая к жизни вечной. Только тот, кто принимает Святые таинства, может надеяться на получение вечного спасения; кто же бежит от Св. таинств, тот отвергает их и надеется только на свои слабые силы человеческие, тот не может спастись, не может одолеть греха и наследовать вечной жизни. Поэтому-то и Спаситель, Который установил Святые таинства и преподает нам благодать Святого Духа сказал: «Кто не родится от воды и духа, т. е. не примет таинства Крещения, не может войти в Царствие Божие» ( Ин.3:5 ). И еще: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пьющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу Его в последний день» ( Ин.6:53–54 ) и т. д. Смотри же, христианин, не избегай святых Божественных таинств, не ленись принимать их, ибо в них твое спасение, в них твоя надежда, в них для тебя жизнь вечная. Вспомни только, какое благо для себя и радость для души своей ты получаешь в таинствах: в них ты получаешь благодатные силы «к жизни и благочестию», в них ты невидимо разрешаешься от грехов, в них ты входишь в тесное единение с Своим Спасителем, когда во оставление грехов своих причащаешься Его Плоти и Крови. Но приступая к таинствам, всегда знай и твердо помни, что никто на земле не может преподать тебе их кроме богоустановленных пастырей Святой Христовой Церкви. Только одним пастырям в лице святых апостолов повелел Господь совершать таинства, когда сказал: «Идите, научите все народы, крестя из во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я заповедал вам» ( Мф.28:10 ). И еще: «Как послал Меня Отец, и Я посылаю вас... Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся» ( Ин.20:21–23 ). Только одних пастырей Церкви повелевает призывать для совершения таинства Елеосвящения св. апостол Иаков, когда говорит: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне» ( Иак.5:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Да хранит же нас Господь от соблазнов сектантских и поможет нам быть верными сынами св. Православной Церкви! Но кто-нибудь спросил о том, что делать, если я не всегда имею возможность быть близко около пастыря Церкви и слушать его наставления? Ответ такому дает св. апостол Павел: «Кто,– говорит он,– не разумеет, пусть не разумеет» ( 1Кор.14:38 ). Это значит, что если кто не разумеет какого-нибудь места в Писании, пусть на некоторое время останется без разумения его, пока не встретится с пастырем, и тот не даст ему необходимого разъяснения. Только в одном случае можно верить изъяснению мирского человека; это когда он говорит, что научился от пастыря и учит с его благословения, когда он подобно Спасителю, может сказать: «мое учение – не мое, но пославшего меня». О Христовом священстве Когда тебя, христианин, постигает какое-либо горе, и ты в бессилии опускаешь руки, не зная, что предпринять и куда обратиться, иди к своему приходскому батюшке – православному пастырю. Он любовно выслушает тебя, поплачет вместе с тобою, даст совет и помолится, да пошлет тебе Господь успокоения в постигшей тебя напасти. Когда Господь посетит тебя Своею милостью и пошлет радость тебе и дому твоему, иди со своею радостью к приходскому батюшке. Он порадуется вместе с тобою и возблагодарит Господа, щедрого в милостях Своих. Когда содеянные тобою согрешения станут томить и угнетать душу твою и тяжелым камнем лягут на сердце твое, иди к своему приходскому батюшке. Он примет твое покаяние, благим словом облегчит совесть твою и властью, полученною им от Бога, простит и разрешит тебя от всех согрешений твоих. Когда придет для тебя последний смертный час, и в ожидании скорого суда Владычного ты станешь томиться и тосковать на своем одре смертном, призови своего приходского батюшку. Он даст тебе в напутствие святые тайны Тела и Крови Христовых, утешит спасительным словом евангельским и с молитвою примет дух твой. Когда, предстоя страшному суду Владычному, ты будешь содрогаться, припоминая свою греховную жизнь на земле, твой отец духовный, приходской батюшка, будет молиться в церкви о душе твоей и испрашивать для нее у Царя небесного Божественного милосердия. И молитва его будет услышана и принята Богом, ибо он Сам сказал православным пастырям: «что разрешите на земле, будет разрешено на небесах» ( Мф.18:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Джибрил здесь оставил пророке, который Израфилом приведен был к престолу Вечного чрез два моря света и одно море тьмы, и услышал он там голос, говорящий к нему: «Мухаммед, приблизься, и Бог всемогущий и славный приблизит тебя». Поступая вперед, Мухаммед приблизился к престолу Божию и прочитал на одной стороне его: «нет Бога, кроме Бога, и Мухаммед пророк Его» Бог прикоснулся к нему, проникши его душу священным трепетом, и открыл ему свои таинства. Возвращаясь назад, Мухаммед нашел архангела Джибрила, который препроводил его в Иерусалим, откуда пророк на той же лошади альборак отправился в Мекку. 113 Есть предание, будто Аиша говорила, что тело пророка в то время было подле неё и что один дух его совершил это ночное путешествие на небо. 117 К2:89. А когда пришло к ним писание от Аллаха, подтверждающее истинность того, что с ними, … они не уверовали в это. Проклятие же Аллаха над неверующими (прим. ред.) 118 К7:156–157 (Аллах) сказал: «Наказанием Моим Я поражаю, кого желаю, а милость Моя объемлет всякую вещь. Поэтому Я запишу ее тем, которые богобоязненны, дают очищение и которые веруют в Наши знамения; которые следуют за посланником, пророком, простецом, которого они находят записанным у них в Торе и Евангелии, который побуждает их к доброму и удерживает от неодобряемого, разрешает им блага и запрещает им мерзости, снимает с них бремя и оковы, которые были на них, – вот те, которые уверовали в него, и поддерживали его, и помогали ему, и последовали за светом, который ниспослан с ним, это – те, которые имеют успех!» (прим. ред.) 122 Все эти пророчества, приводимые мусульманами, подробно исчислены и достаточно опровергнуты трудолюбивым Маракчи. Смотри Prodr. de Refutat Al-corani, par. 1. 123 Кажется, сами мусульмане, как и гунны, чувствовали своё мстительное назначение. Между ними ходила пословица: «где конь султана встал ногою, там никакая трава не растёт». Читать далее Источник: Признаки истинности православного христианства и лживости мухаммеданства/Соч. студента Духовной академии IV уч. курса (1848-1852 г.) Павла Раева. - Казань : в Универс. типографии, 1875. - 225 с. (Миссионерский противомусульманский сборник. 1875. Вып. 9.) Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Raev/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010