Вопрос твой на евангельские слова: и на земле мир ( Лк. 2, 14 ), – «где же мир?» – не совсем ловок. Мир дан нам, но мы сами причиной, что лишаемся его; исполним заповеди Божии, то ничто не может отнять от нас мира. Мы должны сами в себе искать любви и мира, а не от людей их требовать. Когда не могло быть нам оскорблений к нашему искусу, то на что ж бы и заповедь о терпении и люблении врагов? До пришествия Христова люди были под клятвой и мира не имели, оным (пришествием) примирены с Отцом (прп. Макарий, 20). Если хотите быть всегда мирными, ни с кем не расставайтесь в неудовольствии, но всячески старайтесь от души простить всех и даже по возможности умиротворить, чтобы разойтись в мирном духе, тогда и сами будете наслаждаться душевным спокойствием (прп. Моисей, 23). Отчего нет мира в костях наших ( Пс. 37, 4 ), в душе нашей и в сердце нашем? От грехов наших! Оттого, что нисколько не поучаемся в смирении, оттого, что любим очень спорить и доказывать, что мы более других все знаем, оттого, что мы не оставляем разговора с помыслами своими, которые вместо палачей непрестанно мучат нас (прп. Антоний, 20). Избави Боже вас от особых партий, и чтобы одна другой не знала; это значит истребить любовь, насажденную Богом и утвержденную Самим Господом нашим Иисусом Христом. Он заповедал нам: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою ( Ин. 13, 35 ), а когда ее нет, то чьи же будут ученики? Дело спасения нашего требует на всяком месте, где бы человек ни жил, исполнения заповедей Божиих и покорности воле Божией. Этим только приобретается мир душевный, а не иным чем, как сказано в псалмах: Мир велик у любящих закон Твой, и нет им преткновения ( Пс. 118, 165 ). А ты все ищешь мира внутреннего и успокоения душевного от внешних обстоятельств. Все кажется тебе, что ты не на том месте живешь, не с теми людьми водворилась, что сама не так распорядилась и что другие будто бы не так действовали. В Святом Писании сказано: на всяком месте владычество Его (см. Пс. 102, 22 ), т.е. Божие, и что для Бога дороже всех вещей целого мира спасение одной христианской души (прп. Амвросий, 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

(Впрочем), Я не молю, чтобы Ты взял их из мира (иначе, кто же останется светом мира и солью земли?), но, чтобы Ты соблюл их от искушений духа тьмы. По своим мыслям, и в образе жизни, они не имеют ничего общего с миром, точно так, как и Я. Соделай их святыми служителями истины Твоей, откровения Твоего, Как Ты Меня послал в мир, так и Я послал их в мир. И за них Я приношу Себя в жертву, чтобы и они были святыми служителями истины. Не о них же только молю, но и о тех, которые уверуют в Меня, по их наставлению; да все будут едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе; так и они, да будут в Нас едино: да уверует мир, что Ты Меня послал. И ту славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как и Мы едино. Я в них, и Ты во Мне: да будут совершенно единомысленными и единодушными, и, да познает мир, что Ты Меня послал и возлюбил их, как Меня возлюбил. Отче! хочу, чтобы те, которых Ты вверил Мне, были со Мною там, где Я пребуду: пусть они созерцают славу Мою, которую Ты Мне дал; потому что Ты возлюбил Меня прежде основания мира. Отче праведный! пусть мир не познал Тебя, но Я знаю Тебя, и они (Мои ученики) узнали, что Ты Меня послал. И Я открыл им познание о Тебе, и (более) открою: дабы и они изведали силу любви, которою Ты возлюбил Меня, и постигли Мою любовь к ним». Ночь страданий Господа нашего Иисуса Христа. Душевное страдание Иисуса Христа в саду Гефсиманском. Взятие Его воинами. Бегство учеников. Иисуса Христа приводят к первосвященнику Анне; отречение Петрово во дворе его; и допрос Иисусу Христу об учениках и учении Его. Препровождение Иисуса Христа к Каиафе; и другое отречение Петра. Иисус Христос на суде Синедриона. Поругание над Иисусом во дворе Каиафы; и последнее отречение Петра (Ин. 18:1,2; Мк. 14:32–42; Мф. 26:36–46; Лк. 22:40–46) Совершивши на пути молитву, Иисус Христос пошел с учениками Своими за поток Кедрон, где был сад, принадлежавший к мызе, называвшейся Гефсиманией. В последние дни, Иисус Христос часто приходил сюда с учениками Своими, когда укрывался из Иерусалима; и Иуда предатель знал это место.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Дай мне мысль о Тебе, о Твоих путях, о свете Твоих повелений». И так я перебиваю всякую атаку всякой дурной мысли. Такого рода борьба не прекратится даже до последнего издыхания, по свидетельству наших Святых великих Отцов. Когда приходят ко мне дурные мысли, нарушающие мой мир душевный, я говорю Господу: «Ты пред восходом Твоим на Голгофу предал ученикам Твоим мир Твой. Во благоволении Твоем излей на мя силу Твоего мира и дай мне в Духе Святом любить Тебя и следовать хранению заповедей Твоих, как Ты сказал: «Кто любит Меня, тот заповеди Мои сохранит». Чтобы молиться за всех людей, с которыми мы имеем общение и которые как будто бы рассеивают наш ум, надо делать так, как говорит наш блаженный старец Силуан. Рассказывая про святого Иоанна Кронштадтского , он пишет: «Когда был он в толпе, то как мог сохранить он память о Боге? – Молитвою за эту толпу: «Господи, излей мир Твой на людей Твоих. Господи, обрадуй достояние Твое пришествием света Твоего. Господи, посети всех страждущих и мучимых дурными мыслями или страстями. Господи, помяни всякое страдание всякого человека и прииди к нам на помощь». И тогда, говоря такую молитву, пребывая в толпе, вы сохраните мысль вашу всецело и в Боге, и в любви к ближнему 186 . Такого делания нашего духа не надо избегать никогда, как бы будничны ни были наши дни, исполненные видимыми трудами над материей, которая вечно сопротивляется духу. И тогда вы сохраните мир и дух ваш привыкнет жить в Боге. И после того, как перейдет душа после долголетнего опыта земли в иной мир, оставив свое физическое тело, тогда «нового» будет немного, потому что по существу мы уже приучили дух наш жить по духу заповедей Господних. Когда посещают нас плохие мысли о ком бы то ни было, боритесь с этой худой мыслью о брате вашем или сестре вашей! Тогда вы сохраните единство жизни, единство любви в Духе Бога нашего. Люди не знают того, что когда они помышляют что-либо недоброе, будучи у себя в углу, в своей «берлоге», то они разрушают великое тело всего человечества.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

Ектения Великая мирная ектения призывает каждого христианина к внутреннему очищению и духовному бодрствованию. «Миром Господу помолимся», то есть молитва наша будет тогда только угодна Богу, когда в нашем сердце имеется мир душевный, не возмущенный никакими страстями или нечистыми поже­ланиями. Мало того, во время молитвы наш ум должен быть свободным не только от страстей, но и от мирских забот. От христианина также требуется еще мир с ближними. Поэтому, приступая к молитве, необходимо всякое взаимное примирение со всеми. Это является первым и необходимым условием принятия нашей молитвы Богом. На это мы находим указание в Священном Писании , где говорится: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда прииди и принеси дар твой» ( Мф.5, 23–24 ). Далее, во втором прошении говорится «о свышнем мире и о спасении душ наших». Здесь идет речь о том мире, который подается Самим Богом христиа­нину за святость его жизни и который есть превыше всякого ума ( Флп.4,7 ). Этот мир обретают те лица, которые полностью покорились воле Божией и в чистоте своего сердца исполняют все то, что от них требует Закон Христов. Достигший такого мира человек уподобляется своим незлобием и простотой младенцам, о которых Христос сказал: «таковых есть Царство Небесное» ( Мф.19,14 ). Человек, получивший свыше этот Божественный мир, бывает готов на всевозможные подвиги и даже более того – на смерть за Христа. Как об этом говорит апостол Павел «для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение» ( Флп.1,21 ). Молитва о свышнем мире находится в самой тесной связи с молитвой о «спасении душ наших». Испрашивая у Бога и Творца мир души, мы также про­сим помощи Божией на пути ко спасению. Здесь следует отметить основное назначение человека, то, для чего он создан, – вечное блаженство, которое достигается путем сердечной веры в Иисуса Христа и жизнь, согласная с Его Заповедями. Другого пути ко спасению и блаженной жизни в вечности нет и не может быть.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

И враги человеку – домашние его 202 . Спаситель опять говорит: Не мир пришел Я принести, но меч. Мы ожидаем мира и спокойствия. Мы молимся Богу о том, чтобы все было благополучно в нашей стране, чтобы все было хорошо в нашей семье, чтобы у нас были добрые отношения с родственниками, сотрудниками, соседями. Мы хотим, чтобы обстоятельства общественной жизни тоже благоприятствовали нашему безмятежию. Нам не хочется ни внешней, ни внутренней борьбы – нет, мы мечтаем о том, чтобы и внутри нас также было полное спокойствие и чтобы нам не приходилось бороться с какими бы то ни было страстями: ни с блудом, ни с гневом, ни с гордостью, ни с унынием. Но об этом спокойствии можно сказать словами апостола Павла: Когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба 203 . Когда мы будет совершенно безмятежны, думая, что все вокруг спокойно, тогда в этом спокойствии и будет таиться самая страшная опасность. Святые отцы говорят: кто не в борении, тот в прелести. Истинный христианин всегда должен испытывать скорби. Конечно, можно понять естественное стремление человека к покою, однако ему следует помнить Евангелие. Мы живем не так, как хотим, а так, как приходится жить. Мы следуем либо законам окружающего нас падшего мира страстей, либо закону Евангелия. Если мы хотим приобрести мир, при котором можно безмятежно жить на земле, то должны идти на бесконечные компромиссы со своей совестью. Если же мы хотим приобрести душевный мир, то, наоборот, должны следовать своей совести и помнить, что утешительный, благодатный, хотя и неполный мир – ибо полного мира на земле не может быть – достигается терпением внешних скорбей и борьбой со своими страстями. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня 204 . Посмотрите, Господь говорит: Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня, то есть тот, кто отказывается от страдания, тот, кто не хочет идти, образно говоря, на свою Голгофу, недостоин Спасителя и не может быть Его учеником.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Итак, научись, мой брат, собирать себе сокровище на небе; ищи себе не земных благ, но Царствия Божия, которое есть, как говорит апостол, мир и радость во Святом Духе ( Рим.14:17 ). Ты хочешь знать, – как же этот мир Божий и радость спасения достигаются на земле? Слушай, что говорит истина, которая пребывает вовеки: велик мир у любящих закон Господень ( Пс.118:165 ). Еще сказано: блаженны слышащие слово Божие и хранящие его ( Лк.11:28 ). Кто имеет в сердце своем любовь к слову Божию – и потому часто, даже постоянно желает слушать его, – тот воистину делается доволен сим занятием, и более ничего не ищет, ибо обретает в этом мир и покой душе своей. Такой говорит неложно: я прилепился к откровениям Твоим, Господи; закон уст Твоих для меня лучше тысяч золота и серебра. Радуюсь я слову Твоему, как получивший добычу ( Пс.118:31, 72, 162 ). Кто может пред Господом сказать нельстиво, как и пророк Давид: как сладки гортани моей слова Твои! лучше меда устам моим. Как люблю я закон Твой! весь день размышляю о нем ( Пс.118:103, 97 ). Этот, так сказать, ученик и друг Христов, на самом деле исполнил волю Господа, призывающего к Себе всех нас: приидите ко Мне все, и Я вас упокою. Возьмите на себя иго Мое – возлюбите учение, – и обрящете покой душам вашим ( Мф.11:29 ). Не сему ли богоугодному занятию научая, писал апостол Павел Тимофею: вникай в учение; занимайся сим постоянно, ибо так поступая, и себя спасешь, и слушающих тебя ( 1Тим.4:16 )? И из нас кто хочет собирать себе сокровище, которое дороже золота и серебра, и веселить свою душу, как бы великою добычею, пусть старается всякий исполнить в самом деле то, что советует апостол всем христианам: не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве открывайте свои желания пред Богом; и мир Божий соблюдает сердца и помышления ваши во Христе Иисусе ( Фил.4:6, 7 ). Поистине благая эта часть, – слышание слова Божия и хранение его в сердце своем – часть, которая не отнимается от души во веки. Напротив же, тот не благую часть избрал, кто печется и заботится о многом – земном и суетном; и потому не блажен он, хотя бы и благоденствовал в мире сем, но душевно беден он и нищ, как сказано, и слеп, и наг, и окаянен ( Откр.3:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

На пути к Богу рождается много различных дум о соотношении Божественной и человеческой реальности, личности и общества, личности и государства. Слово Божие ясно освещает имеющиеся сомнения. Мир Божий, мир духовный, небесный, совершенно иной, и не подвластен физическим законам и философским умозаключениям. Но надо признать, что наша душа вынуждено сталкивается с проблемами, связанными с материей. Душа естественно признает тело, которое есть объективная реальность, имеющая свои функциональные обязанности. Однако зачастую душа подчиняет себя телу, превращаясь в рабу плоти, вместо того, чтобы властвовать над телесными инстинктами. Древние евреи окончательно подчинили себя материальной необходимости. Считая себя Богоизбранным народом, они в то же время сами подпали под власть кесаря. Своим Словом Господь окончательно разделил два царства: Божественное и кесарево. Начиная с этого момента человек поставлен перед выбором: с кесарем или Богом. « Природа христианства совсем невыразима в социальных категориях мира сего. Христианство вошло в мир, как благая весть о спасении и о Царстве Божием, которое не от мира сего. " Ищите ж прежде всего Царства Божьего и правды Его, и это все приложится вам " . " Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный " . " Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душу свою повредит " . " Не придет Царство Божие приметным образом, и не скажут: вот: оно здесь, или: вот, там. Ибо Царство Божие внутрь вас есть " . " Царство Мое не от мира сего " » (Николай Бердяев). В понимании же иудеев Бог есть земной царь, некое подобие римского цезаря, от которого, кстати, так хотели освободиться. Иудейский мир не мог понять свободу, если она была скована физическими узами. Трудно было понять, что рабы, социально находящиеся в рабстве, могут быть внутренне свободными. Иудей стремился к внешней свободе, не очень заботясь о внутренней, поэтому весь его душевный уклад настроен на революционную волну, на изменение общественного состояния. В своей работе «Царство Божие и царство кесаря» Николай Бердяев писал: «Христианство было величайшим духовным переворотом в истории человечества, самой большой внутренней революцией, пережитой человечеством.

http://ruskline.ru/analitika/2024/02/28/...

Но дух опрокинут в мир, исходит и нисходит в мир, символизирует себя в мире. Мир есть символ того, что происходит в духе, отображение совершающегося в духе отпадения от Бога. Жизнь в мире есть обреченность каждого разделять общую судьбу, связанность грехом, который живет в самом духовном человеке, невозможность выделить свою судьбу. Есть единство мирового процесса, единство судеб человечества. «Не любите мира, ни того, что в мире; кто любит мир, в том нет любви Отчей». Так говорит Апостол Иоанн. Но он же говорит: «Не любящий брата пребывает в смерти», «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» 31 . В этом есть мучительная антиномия христианства. Любовь к брату, а не только любовь к себе заставляет нас жить в мире и разделять в мире его судьбу. Любовь к брату может привести к порабощению миром, к подчинению духа миру. Христианский мир изживал эту трагическую антиномию, и нет гладкого, спокойного из нее выхода. Такова судьба человеческая, она обрекает на взаимодействие, притяжение и отталкивание духа и мира, духовного и природного человечества. Духовное, мистическое понимание христианства – более истинное и подлинно реальное, бытийственнее, чем понимание душевное, объективированно-предметное, символизированное в плане природно-историческом. Христианской мистике открывается сокровенная глубина христианства, мистерия духовной жизни. Эта глубина прикрыта для богословских систем, для рационализированного христианского сознания, в которых тайны божественной жизни выброшены вовне, поняты по образцу природной жизни. Христианство есть откровение мистерии духовной жизни, в нем все мистериозно, в нем раскрывается глубина бытия, как божественная мистерия, в нем все есть жизнь, жизненная трагедия. Тайна Искупления, тайна Голгофы есть внутренняя мистерия духа, она совершается в сокровенной глубине бытия. Голгофа есть внутренний момент духовной жизни, духовного пути, – прохождение всякой жизни через распятие, через жертву. В глубине духа рождается Христос, проходит свой жизненный путь, умирает на кресте за грехи мира и воскресает.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Berdya...

О законе, написанном в нашем сердце Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня мы слышали поучение святого апостола Павла из Послания к римлянам: «Слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом и Еллину! Ибо нет лицеприятия у Бога» (ст. 10–11). Слова эти в первую очередь относились собственно к иудеям и эллинам, современникам святого апостола Павла, или, как считают некоторые толкователи, к тем, кто жил до пришествия Христова. Почему апостол говорит: «Во-первых, Иудею, потом и Еллину»? Иудеи были просвещены Божественным Откровением, знали закон, и потому к ним предъявлялись строгие требования. К эллинам таких требований не предъявлялось, потому что они не имели Божественного Откровения, но для них откровением была их собственная совесть, нравственный закон, написанный в их сердцах, и сама сотворенная Богом природа, мир, учивший их о Творце. Однако поскольку обычно человеческая совесть бывает притуплена, а ум затуманен, то человек осознает то, что подается ему естественным путем, не так ясно по сравнению с тем, что дается ему через Божественное Откровение. Поэтому «слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею (то есть знающему закон. — Схиархим. А.),потом и Еллину», догадывающемуся, так сказать, об этом законе и находящему его в своем сердце. Закон этот, писанный или созерцаемый в окружающем мире и в самой человеческой природе, — один и тот же, как и добро одно и то же. Многие сейчас думают, что у христиан одно откровение, у магометан — другое, а у иудеев — третье. Но подлинное Откровение только одно, как один подлинный закон совести, который действует в душе человека, где бы он ни родился и как бы ни был воспитан. Апостол говорит: «Слава и честь и мир всякому, делающему доброе», то есть человек этот будет всячески прославлен, прежде всего перед Богом. Как бы ни относились к нему другие люди, может быть, даже презирали его, в Боге он получит славу, честь, приобретет душевный мир, который нельзя поколебать ничем внешним и человеческим, никакими скорбями.

http://azbyka.ru/propovedi/apostolskie-p...

Он этого достигал и не рассеивался, потому что любил народ и не переставал за него молиться Господу: «Господи, даруй мир Твой людям Твоим». «Господи, даруй рабам Твоим Духа Твоего Святого, чтобы Он согревал сердца их любовью Твоею и наставлял их на всякую истину и добро». «Господи, хочу чтобы мир Твой был во всем народе Твоем, который Ты возлюбил до конца, и дал Сына Своего Единородного, дабы спасти мир». «Господи, даруй им благодать Твою, чтобы они в мире и любви познали Тебя, и возлюбили бы, и сказали бы, подобно апостолам на Фаворе:»Добро нам, Господи, быть с Тобою». Так непрестанно молясь о народе, он сохранял мир душевный, мы же теряем его, потому что нет в нас любви к народу. Святые апостолы и все святые желали народу спасения и, пребывая среди людей, пламенно молились за них. Дух Святой давал им силу любить народ; и мы, если не будем любить брата, то не сможем иметь мира. Пусть каждый подумает об этом. Слава Господу, что Он не оставил нас сирых, но дал нам на землю Духа Святого. Дух Святой учит душу неизглаголанной любви к народу и жалости ко всем заблудшим. Господь пожелал заблудших и послал Сына Своего Единородного спасти их; и Дух Святой учит такой же жалости к заблудшим, которые идут во ад. А кто не стяжал Духа Святого, тот не хочет молиться за врагов. Преподобный Паисий Великий молился за своего ученика, который отрекся от Христа, и когда он молился, явился ему Господь и говорит: «Паисие, за кого ты молишься; ведь он же отрекся от Меня?» но преподобный продолжал жалеть своего ученика, и тогда Господь сказал ему: «Паисие, ты Мне уподобился любовью». Так стяжевается мир, и кроме сего другого пути нет. Если кто много молится и постится, но любви к врагам не имеет, то не может иметь он мира душевного. И я не мог бы говорить об этом, если бы Дух Святой не научил меня любви. Душа грешная, плененная страстями, не может иметь мира и радоваться о Господе, хотя бы владела всеми богатствами земли, хотя бы царствовала над всем миром. Если бы такому царю, весело пирующему со своими князьями и сидящему на престоле во всей своей славе, вдруг объявить: «Царь, ты сейчас умрешь», то душа его смутилась бы и затрепетала бы от страха, и он увидел бы свою немощь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010