[ Мф. 25,42–43 ] и прочее. Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный... [ Мф. 25,41 ]. Человек роскошный и бесчувственный (а у роскошных редко можно найти чувствительность: доказательством служит евангельский богач) увеличивает, и может быть ежедневно, число несчастных, изнемогающих от голода, жажды, недостатка одежды и жилища. Если бы не было роскошных, бесчувственных людей, тогда несравненно меньше было бы неравенства между людьми в материальных средствах жизни, несчастные бедняки уменьшились бы десятками тысяч. Сверх всего этого, бегать роскоши нужно потому, что в роскоши человек легко забывает Бога: когда насыщались, то превозносилось сердце их [слав.: вознесошася сердца их], говорит Господь чрез пророка, и потому они забывали Меня [ Ос. 13,6 ]. Видишь, почему мы забываем часто Бога: мы сыты чрез меру от даров Божиих и возносимся сердцами своими. Бегайте пьянства: оно расстраивает телесные силы и душевные способности. Бегайте обмана в торговле: приобретенное обманом – не прочно и всегда либо детям беспутным достанется, либо посторонним наследникам неблагодарным! Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит [ Мф. 16,26 ] ради незаконной прибыли? Видим и видели много богачей, которые, награбив обманами и обидами богатства, сами потом были не в состоянии ими пользоваться, будучи иногда полвека жизни своей в такой болезни, которая делала их безумными и неподвижными. Какой урок для жадных купцов! Собирает, и не весть кому соберет я. Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? [ Лк. 12,20–21 ]. Умер и богач, и похоронили его [ Лк. 16,22 ], и где же он оказался после смерти? – В аде, будучи в муках [ Лк. 16,23 ]. Вникните в эти слова. Они относятся не к евангельскому только богачу, но и ко всем, подобным упоминаемому в Евангелии: они также оказываются после смерти в муках, откуда видят они бывших у них в пренебрежении бедных Лазарей в Царстве Небесном – на лоне Авраамовлем. Бегайте игры в карты, за которыми убивается драгоценное для души время, которое во всяком случае нам нужно искупать в пользу души своей, и за которыми развивается и усиливается страсть корыстолюбия и гнева и страдает нередко благосостояние семейства. Бегайте курения табаку, особенно излишнего. Курение – прямо противоестественное дело. Уста даны вовсе не для того, чтобы есть ими дым. Дым не питателен, спросите хоть у кого угодно, и пищеварению не способствует. Дыхание существует у нас вовсе не для того, чтобы дышать дымом. Иное дело – обонять благоухание кадила или другие ароматические запахи. Табак, по признанию опытнейших и умнейших медиков, решительно вреден для здоровья, особенно для слабых природ, притупляет душевные способности и всего человека делает слабым и недеятельным, малоспособным, а больше и совсем неспособным к важнейшим, требующим времени и усилий предприятиям.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Некоторый намек дается в заключении к пространному рассуждению о воскресении мертвых в Первом послании к Коринфянам (15, 35-58): " Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? и в каком теле придут?.. сеется тело душевное, восстает тело духоное. Есть тело душевное, есть тело и духовное " . Соотнося создание и воссоздание человека, Апостол поясняет: " Первый человек Адам стал душою живущею; а последний Адам есть дух животворящий " . В воскресении " сбудется слово написанное: поглощена смерть победою. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? " И вот, наконец, то, что мы ищем: " Жало же смерти – грех; а сила греха – закон " . Здесь, несомненно, речь идет о Моисееве законе. Но как же может данный Богом закон составлять силу греха?! Кажется, это проясняется только из общего контекста отрывка, его связи со смертью и воскресением, его противопоставления первому Адаму, введшему в мир смерть, – Второго, умертвившего " жало смерти " , грех. Возможно, закон так назван именно потому, что он некоторым образом коренится в состоянии греха, дан людям по причине этого состояния и в точности соотнесен с ним – так, чтобы исправлять его. Если так посмотреть на Закон – данный по падении как " снисхождение " – то можно увидеть в нем второй, позитивный аспект закона греховного, этого плачевного состояния, до которого умален человек, имеющего явно негативную природу. " Что же скажем? Неужели от закона грех? Никак! Но я не иначе узнал грех, как посредством закона " (Рим. 7, 7). Закон, как " добавленная " Богом позитивная сторона закона греховного, являет его негативность – с тем, чтобы было возможно исправление Если бы он не коренился в самой глубине закона греховного, он не мог бы справедливо исправлять его. Без органичной связи с законом греха данный Богом закон был бы несправедливым; он действовал бы лишь внешне и принудительно, а Бог не бывает несправедлив. Отсюда понятно желание св. Павла – особенно заметное в Посланиях к Римлянам и к Галатам – показать одновременно оба эти аспекта.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=34&iid=107...

Неужели кто-нибудь из вас окажется любящим тьму? Неужели дела кого-нибудь из вас будут так темны, так богоненавистны, что надо будет скрывать их под покровом тьмы! Неужели все вы не возлюбите всем сердцем, всеми помыслами, всем дыханьем души своей Господа Иисуса, пролившего за нас Кровь Свою, Кровь, которою Господь примирил мир с Собою, не Себя примирил, а примирил нас с Собою, чтобы мы не погибли. Смирение Христово поистине безмерно, ибо читаем в Апокалипсисе Иоанна Богослова такие удивительные слова Христовы: «Се стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3, 20), — как нищий просит Он… Неужели же найдется среди вас кто-нибудь, кто не отворит? Стоит Христос у двери сердца каждого из вас и потихоньку, потихоньку стучит, и ждет — не отворится ли дверь, не впустят ли к себе. И стоит только отворить дверь, чтобы вошел Он и вечерю с вами сотворил. Да будет это с каждым из вас! Да сотворит Господь вечерю Свою с нами, окаянными, которых надо было Богу примирить с Собою! 1949 г. Неделя 16. Притча о талантах Очень важную притчу Христову слышали вы в нынешнем евангельском чтении. Постарайтесь вникнуть в нее и понять ее должным образом. Содержание этой притчи вы знаете, а я слово свое начну с окончания ее, с тех слов, которыми Спаситель наш закончил ее: «…всякому имущему дастся и приумножится, а у неимущего отнимется и то, что имеет…». Если слова эти услышит человек не духовный, а душевный, человек мира сего, он не только не поймет их, но будет возмущен: как так, у кого много, тому прибавится, а у кого ничего нет, еще отнимется последнее? Ибо не понимает он, что речь идет не о благах земных, о распределении которых судит по-мирски, и по-своему прав; не понимая, что речь идет о другом. Почему же он этого не понимает? На этот вопрос отвечает нам св. Павел: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием, и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может» (1 Кор 2, 14–15).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2238...

Откр.8:12 ), – то есть все будет скрыто, не видно будет ничего: «…так что затмилась третья часть их» . Вот слово «затмилось» уже конкретно нам показывает, что будет происходить: «и третья часть дня не светла была – так, как и ночи» ( Откр.8:12 . «Четвертый Ангел вострубил, и поражена была третья часть солнца и третья часть луны и третья часть звезд…». То есть днем не будет света, сумрачная занавесь на всей планете. И мы читаем последний стих 8 главы, это стих 13, здесь сказано: «И видел я и слышал одного Ангела, летящего посреди неба и говорящего громким голосом: горе, горе, горе живущим на земле от остальных трубных голосов трех Ангелов, которые будут трубить!» ( Откр.8:13 ). Как мы видим, это еще не конец. Будет еще великое горе, трижды сказано об этом, от Ангелов, которые будут трубить. Итак, у апостола Петра мы увидели удивительное наставление о том, что этот мир сгорит, но мы ожидаем новое небо и новую землю. И если мы ожидаем изменений благоприятных, мы должны стремиться к тому, чтобы пережить изменения благоприятные в своей душе. Уже в этой жизни. Если мы не переживем духовного религиозного возрождения, то мы погибнем. И даже когда нам будет возвращено тело наше, это будет нам в погибель, потому что это тело будет бессмертным, и когда оно будет опущено в огненное озеро, оно будет вечно страдать. Вот если наше тело опустить в огненное озеро, я думаю, даже боли не почувствуем, сразу помрем. Там же человек будет вечно мучаться. Причем это будет огонь, касающийся как его физического естества, его тела, так и его души, это будут муки и душевные, причем душевные муки будут преобладать над физическими. Об адском огне святые Отцы говорят, что этот огонь не будет давать света. Этот огонь будет погружать во мрак. Огонь адский, он будет усиливать мрак, он будет опалять душу, душа будет страшно мучаться в аду. Потому что она будет ощущать расторжение с любимым, то есть с Господом, ведь тогда даже все безбожники, все нечестивцы поймут, что Господь есть источник милости и милосердия. И это будет бичевание любви, как говорит преподобный Исаак Сирин . Все грешники поймут, что Бог дал всё, Бог дал уже людям и новое небо, и новую землю, новые тела, вечность. Бог доказал Свою любовь тем, что отдал Сына Своего в жертву за наши грехи, и они в аду будут сидеть и думать:

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Отсюда великое утешение и радость нам проистекает. Восстал Христос и тем показал нам, что Он над всеми нашими врагами, дьяволом , грехами, смертью и адом, как сильный в крепости, восторжествовал и даровал нам победу над ними. Теперь уже грехов, диавола, смерти и ада не боимся. Христос – наше оправдание, освящение и избавление, Он был предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего ( 1Кор. 1:30 ; Рим. 4:25 ). Если Бог за нас, кто против нас? ( Рим. 8:31 ). Это утешение и радость подает нам восстание Христово. Поэтому, по восстании Своем, женам мироносицам говорил: «Радуйтесь!» ( Мф. 28:9 ) и апостолам благовествовал: " Мир вам!» ( Ин. 20:26 ). Как бы сказал: не бойтесь. Я ваши грехи Своею Кровью очистил; Бога с вами и вас с Богом примирил; Отца Моего вашим Отцом соделал. Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему ( Ин. 20:17 ). Дьявола победил и посрамил и от его власти вас похитил; от смерти и ада вас избавил, и царствие Божие вам отворил. Об этом и всем концам земли проповедуйте. И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари ( Мк. 16:15 ). Этой радости и утешению все верные приобщаемся. «О, пасха велия и священнейшая, Христе! О, мудросте, и Слове Божий, и сило! Подавай нам истее Тебе причащатися в невечернем дни царствия Твоего». 2) Восстал Христос. Надо и нам со Христом восстать – да и на небо с Ним вознесемся. Восстание бывает двоякое: телесное и душевное. Телесное восстание будет в последний день, о нем говорим в Символе веры святой: «Чаю воскресения мертвых». Душевное восстание заключается в том, чтобы отстать от грехов, и от суеты мира отвратиться, и пребывать в истинном покаянии и вере, против всякого греха сражаться, – волю Небесного Отца творить, праведно для Него жить, и Христу Сыну Божию смирением, любовью, кротостью и терпением следовать. Это-то и есть новая тварь, о которой говорит апостол: Кто во Христе, тот новая тварь, новый человек, обновленный покаянием и верою, истинный христианин, живой член тела Христова и наследник царствия Божия ( 2Кор. 5:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

священноинок Дорофей Глава 21. Поучение о добродетелях, возводящих душу на небо Снова говорю, велики добродетели эти: пост, всяческое милосердие и милостыня. Поскольку до небес душу возносят. И снова говорю, велики добродетели эти: любовь, мир, братолюбие, душевная и телесная чистота, поскольку дерзновенно у Престола Божьего душу ставят. И снова говорю, велики добродетели эти: уединенное чтение и внимательное слушание священных книг Божественного Писания. И смирение, и смиренномудрие деятельное, поскольку ставят душу одесную Бога и делают Его милостивым. И в Царство Небесное приводят. Уединенное чтение и внимательное слушание священных книг Божественного Писания, любовь и милосердие, душевная и телесная чистота, смирение и смиренномудрие – превыше всех добродетелей, ибо дают людям жить вместе с ангелами, а святым – непобедимое оружие против дьявола и его воинства. Боятся их бесы больше всех добродетелей. Уединенное чтение, и внимательное слушание священных книг Божественного Писания делают человека сведущим в духовном учении и житиях святых. Учись, учись из божественных писаний и святоотеческих рассуждений, как победить страсти и обрести добродетели. Чтоб наполнился ум твой словами Духа Святого и забыл прежние мысли и речи, которые слышал, и вещи неподобающие, которые видел вне кельи. И тогда начнешь понимать и творить духовные добродетели. И великую помощь окажут тебе долгие молитвы и прилежное и внимательное чтение в безмолвии. А, кроме того, имей любовь и милосердие, чистоту и пост, смирение и смиренномудрие. Эти великие добродетели из бездны могут вывести человека и вознести до небес. За одну только гордыню многоклятую ангелы были низвергнуты с небес и сделались бесами. Гордыня, высокомерие, безжалостность, себялюбие и сребролюбие злее всех злых дел: навсегда отлучают от Бога. А смирение и смиренномудрие, любовь и милосердие, чистота и чтение книг, напротив, способны вознести человека от бездны до самых небес. Поскольку Сам Господь дает блаженство прежде всего соблюдающим заповеди Его и добродетели: любовь и милосердие, пост и чистоту, смирение и смиренномудрие, и чтение книг. И говорит так: «Если любите Меня… пребудьте в любви Моей» ( Ин. 14, 15; 15, 9 ). И еще говорит: «…будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд» ( Лк. 6, 36 ). И еще говорит: «Блаженны алчущие и жаждущие …, ибо они насытятся» ( Мф. 5, 6 ). И еще говорит: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» ( Мф. 5, 8 ). И еще говорит: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» ( Мф. 11, 28–29 ). И еще говорит: если даже доброе делаете, «…говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» ( Лк. 17, 10 ). И еще говорит: «Исследуйте Писания, и найдете в нем …жизнь вечную» ( Ин.5,39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Читайте также — Слово на Обрезание Господне Проповедь священника Михаила Немнонова Мы совершаем сегодня сразу два праздника, но оба они — о Едином. Обрезание Господне говорит нам об истинном человечестве Иисуса Христа, о Его человеческом теле и всей нашей природе, Им воспринятой. Святой Василий Великий , земная жизнь которого закончилась именно в этот святой день, напоминает нам о Божестве Христа — о том, что Христос всегда был и есть Один из Святой Троицы. Священник Михаил Немнонов В песнопениях, посвященных святому Василию, мы слышали вчера за всенощным бдением, что он богатством добродетели все плотское мудрование подчинил Духу, возненавидев плоть и мир и миродержца, что он душевные страсти, вкупе же и телесные отсек духовным мечем и желанием любомудрия обрезал покрывало своей души. Но хотя святитель Василий был великим подвижником и аскетом, главным делом его жизни была борьба за православное учение о Единой Божественной Природе в Трех Лицах, или Ипостасях Святой Троицы. Много было в то время людей неправомыслящих, сильны они были в этом мире, и святой Василий не только сам сумел избежать заблуждения, что удалось не всем, но и провел этим узким путем свою паству, и помог уже пошатнувшимся в вере снова встать на верный путь. Апостол Павел пишет к Ефесянам: Преклоняю колена мои пред Отцем Господа Иисуса Христа… да даст вам… верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта, и долгота, и глубина, и высота (Ефес. 3, 14-18). На святом Василии Великом эти слова исполнились в полной мере, потому что он умел быть чутким ко всему, что несет нам Божественное Откровение. Никто еще не обрезал душевные и телесные страсти без живой веры в Христа — Бога и Человека. Не имеет спасительной веры тот, кто признает во Христе только Человека и отрицает Его Божество. Но такой веры не имеет и тот, кто верит в Христа как в Бога и не видит в Нем Человека. Христос принимает обрезание именно как Человек. Евангельское повествование об этом событии немногословно: По прошествии восьми дней после Рождества, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве. Напомню, что Иисус в переводе с еврейского значит Бог спасает. И обрезание Он принял также нашего ради спасения. Прежде всего, чтобы исполнить данный Им же Закон и показать нам через это, что и мы должны исполнять все, что Он нам заповедал. И, во-вторых, Он снова показал нам, что Его плоть — это плоть человека, что Он — не призрак, не Дух бесплотный, не видение в образе человека, а Сам Человек.

http://pravmir.ru/obrezanie-gospodne/

Это христианам говорится, а не иудеям и язычникам, которые и устами отвергают Христа. Мало стадо истинно принимающих Христа. К ним говорит Христос: не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство ( Лк. 12, 32 ). К прочим говорит: что вы зовете Меня: Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю ( Лк. 6, 46 )? И в последний день ответит им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие ( Мф. 7, 23 ). Поэтому апостол всякому христианину говорит: да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа ( 2Тим. 2, 19 ). Принять Христа и не любить Христа есть противоречие, это то же самое, что и не принять. Пришел Он не ради Себя в мир, но ради нас. Рассуждай об этом, и увидишь, как высоко Он почтил нас. Ради нас пришел Господь наш. Мы рабы Его непотребные, но Он не презрел нас. Видишь, что Христос для нас: Господь и Спаситель. Потому требуется от нас к Нему любовь, чтобы возлюбить явление Его, и от любви принять Его, как Господа и Благодетеля великого, а от этого последует и послушание Ему. Старайся Богу угождать верой и послушанием, то есть делай то, чего Он хочет, и что Ему угодно, и не делай того, чего Он не хочет и что Ему неугодно. Без послушания, что ни делает человек, неугодно Богу. Пост После Крещения [Иисус Христос] изведен был духом в пустыню и сорок дней постился. Подражая Христу, святая Церковь содержит ежегодно пост Четыредесятницы, который всегда бывает перед праздником святой Пасхи. Как видим, есть пост телесный, есть пост и душевный. Телесный пост – когда чрево постится от пищи и питья. Душевный пост – когда душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Изрядный постник тот, кто удерживает себя от блуда, прелюбодеяния и всякой нечистоты. Изрядный постник тот, кто воздерживает себя от гнева, ярости, злобы и мщения. Изрядный постник тот, кто наложил на язык свой воздержание и удерживает его от празднословия, сквернословия, безумия, клеветы, осуждения, лести, лжи и всякого злоречия. Изрядный постник тот, кто руки свои удерживает от воровства, хищения, грабежа и сердце свое – от желания чужих вещей.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

363. Что такое воскресение мёртвых? Воскресение мёртвых , которого мы ожидаем – это действие всемогущества Божия, через которое тела умерших людей, соединившись опять с их душами, оживут и станут духовны и бессмертны. «Сеется тело душевное, возстает тело духовное» ( 1Кор. 15:44 ). «Тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в безсмертие» ( 1Кор. 15:53 ). 364. Может ли тело воскреснуть? Тело, истлевшее в земле и рассыпавшееся, воскреснет. Поскольку Бог в начале сотворил тело из земли, постольку Он в конце из земли восстановит рассыпавшееся. Апостол Павел объясняет это подобием посеянного зерна, которое истлевает в земле, но из которого произрастает растение. «То, что ты сеешь, не оживет, если не умрет» ( 1Кор. 15:36 ). 365. Все ли воскреснут? Все умершие воскреснут, а грубые тела тех, кто во время общего воскресения останется в живых, мгновенно изменятся и станут духовными и бессмертными. «Не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся» ( 1Кор. 15:51–52 ). 366. Когда будет воскресение мёртвых? Воскресение мёртвых совершится в конце этого видимого мира. 367. Чем кончится видимый мир? Этот мир, в котором царствует смерть, окончится тем, что преобразится в мир без смерти. «Сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» ( Рим. 8:21 ). «По обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» ( 2Пет 3:13 ). 368. Посредством чего мир должен преобразиться? Мир преобразится посредством огня. «Нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков» ( 2Пет 3:7 ). 369. В каком состоянии пребывают души умерших до всеобщего воскресения? Души умерших праведников до всеобщего воскресения пребывают во свете, покое и предначинании вечного блаженства, а души грешников – в противоположном тому состоянии. 370. В полном ли блаженстве пребывают души умерших праведников?

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

А мне тот же ангел подал руку и восставил меня, и вот я здоров " . Устрашенная всем этим, братия много оплакивала умершего злой смертью Евагрия, и похоронили его с открытыми глазами и устами, и расставленными руками. А сами стали внимательно оберегаться от вражды, прощая друг другу, если кто на кого имел жалобу (Кол. 3:13), и, вспоминая после наказания Евагрия слова Господа, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду (Мф. 6:22), и слова, сюда относящиеся, святого Ефрема: " Если кому случится умереть во вражде, он встретит неумолимый суд " , - и можно было сказать тогда о тех вразумленных братьях: " Велик мир у любящих закон Твой " (Пс. 118:165). Но особенно сам блаженный этот пресвитер Тит, видя, что за то, что он искал мира с братом, он нашел мир с Самим Богом, и Им сохранен был от смерти душевной и телесной, с тех пор никогда не предавался вражде, но всячески ее искоренял в себе, и приобрел никогда не ослабевающую любовь в Боге ко всей братии - любовь, которая есть совокупность совершенства (Кол. 3:14), как корень мира, любовь чистого сердца и доброй совести, и нелицемерной веры, любовь долготерпящую, милосердствующую, не завидующую и содержащую все прочие добродетели, в особенности же целомудрие, пост и постоянную молитву (1 Кор. 13:4). Ибо воспринял этот блаженный слова Писания: " Будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах, больше же всего имейте усердную любовь друг к другу, потому что любовь покрывает множество грехов " (1 Пет. 4:7-8). Итак, при своих пресвитерских жертвах совершал он память соответственного евангельского слова, что любить Бога и ближнего - больше всех всесожжений и жертв. (Мк. 12:33). Приобрел он и мир совершенный, и так, покрытый совершенством любви, не мог поскорбеть и сказать: " Нет мира в костях моих от грехов моих " (Пс. 37:4). Но совершенный мир этого преподобного подвижника был таков, что над ним исполнились неложные слова апостола: " Царство Божие не пища и питие, но праведность и мир... " (Рим. 14:17). Потому ради мира и на небе преподобный Тит удостоился того упокоения, в жажде которого он уснул в Господе после великих богоугодных трудов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1827...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010