Скачать epub pdf Христос воскресе! Апостол Иисус Христов Петр, посылая письмо свое ко всем пришельцем разсеяния избранным, испрашивает для них Божественную благодать и спасительный мир, с желанием не токмо чтоб сии небесные дары были с пришельцами, но чтоб и умножились в них. Пришельцы разсеяния, т. е. Иудеи, разсеянные из Палестины по лицу вселенные Римския, и потому во всякой стране учинившиеся пришлецами, в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии. Но сии пришлецы суть избранные: избранным пришельцем благодать и мир да умножится. Ктож сии чудные разсеянные, сии пришлецы, и притом избранные? – Верующие в Бога Отца, Сына Божия Иисуса Христа и Святого Духа. Се были Христиане, тогдашним Апостольским выражением названные избранными в царство благодатное, в царство вечного спасения, в царство Божие; избранными по прозрению Бога Отца, во святыни Духа, в послушание и кропление крове Иисус Христовы. Падший первосозданный выгнан из рая: и род человеческий стал разсеянным весь. Богопротивное столпотворение сего разсеяния бедственного довершило повсемственность. Вси уклонишася в стропотные пути своих мыслей, сердец, страстей, вожделений. Уклонишася от Бога, правды и святыни. Но глас милосердия Божия никогда не преставал и не престанет созывать сих бедных разсеянцов к единому Богопознанию, к единому закону, к единому спасению, к единому избранному собранию, т. е. к единой Церкви, ея же глава Иисус Христос , основавый и стяжавый ю пречистою кровию Своею. И глас сего милосердия Божия не тщетен был и есть. От юга и востока, запада и севера разные народы и языки притекли стопами веры ко кресту Христову, и водрузив оный в сердцах своих, составили Церковь , хотя в разсеянии, но избранную, едину, святую. О! сколь должно быть желательно послушание от веры в веру, дабы получить благодать возблагодать! Пожелаем сего в нынешнем собеседовании нашем. Нет людей без веры на земли. Тот, кто с одного дерева и возгнещает огнь для печения хлебов, и выдалбливает облик чтимого идола, не есть безверный. Поклонник солнца и луны, огня и воды, Левиафана и Бегемота, не есть безверный. Самый безверный вольнодумец верит мнимой истине своих нечестивых мыслей: убо и безверный несть без веры. Что? и бесы имеют веру! О Царю веков, небес, земли, кто Тебе не убоится? Твоя всеблагостнейшая премудрость кого не убеждает признать, познать, любить Тебе Бога, небесного Отца?

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Brat...

VIII. О благодати и пребывании Духа Святого в Церкви Христовой Для спасения человека грешника нужны с его стороны, кроме желания спастись, искренняя и правая вера в Бога, надежда на Его милосердие и добрые дела, как свидетельство его веры, а со стороны Бога нужно ниспослание на человека Его спасающей благодати. Что же такое благодать Божия? «Благодатью» называется дар Божий, или невидимая сила Божия, сохраняющая весь видимый мир и человека и направляющая их к конечной цели их бытия. Она имеет различные виды: есть, например, благодать «промыслительная», которая управляет жизнью и движением всего мира, сохраняя его от саморазрушения и уничтожения. Если бы Господь на одну минуту или секунду, на одно лишь мгновение отнял от мира Свою промыслительную благодать, весь мир во мгновение ока обратился бы в ничто, исчез без следа ( Пс.64:103:138 ): Бог «Сам даёт всему жизнь, дыхание и всё... ибо мы Им живём, и движемся, и существуем» ( Деян.17:24–28 ). Дух Святой в Церкви Христовой и проявляет Свою благодать на верующих в таинствах веры. Если бы кто просил нас показать от Слова Божия, откуда видно, что в Церкви Христовой всегда пребывает и действует Дух Святой, мы должны прочитать из Евангелия от Иоанна Ин.14:16–17 : «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во век, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает, и в вас будет». Из Деян.1:4–5 : «Собрав их, Он (Иисус) повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чём вы слышали от Меня; ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым» ( Деян.1:4–5 ). На вопрос: когда же это обетование исполнилось на апостолах? ответим: «При наступлении Пятидесятницы, все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них, и исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать» ( Деян.2:1–4 ). Из той же главы видно, что Дух Святой пребывает и в других членах Церкви, кроме апостолов:

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

«Будем любить Его (т. е. Бога), потому что Он возлюбил нас», поучает св. апостол Иоанн. В этом заключается вся сущность христианства. Любовь Божия к нам – вот главный предмет христианского вероучения; наша любовь к Богу – вот основа христианского нравоучения, корень всех добродетелей. – «Бог любы есть». Любовь является внутренним содержанием божественной жизни. Бог Отец любит Сына и предвечно рождает Его. Бог Сын любит Отца и творит волю Его. Плод Их любви – Святой Дух, Который предвечно исходит от Отца. Внешним отражением внутренней полноты божественной жизни является мир: мир и человек вызваны из небытия к бытию по действию божественной любви. Но особенно обильно излилась любовь Божия в тайне искупления, когда «Господь не пощадил Единородного Сына Своего, но за нас предал Его» на смерть крестную. – Если Бог есть любовь, если все Его действия в мире суть плод любви, то только любящий может познать Бога. «Иисус Христос средоточие нашей веры, – скажем словами великого святителя русской церкви, – по любви принес Себя в жертву за спасение людей: как же можно уразуметь тайну сея жертвы, не зная силы любви? Благодать Духа Святого приходит от любви Бога Отца и Сына и производит сыновнюю любовь к Богу Отцу и Сыну: можно ли быть причастником сея благодати без любви? Любовь по сему самому есть ключ ко всем таинствам веры.» 2 – Но любовь человека к Богу является делом необычайным, превышающим человеческое разумение. Любить можно лишь то, что видел и знаешь. Как же можно любить Бога, Которого никто не видел и видеть не может и Который бесконечно возвышается над человеком? Св. Евангелист Иоанн поучает нас, что мы должны любить Бога потому, что Он, «первее возлюбил есть нас». Он первый явил нам доказательство своей любви к нам. Любовь Бога особенно выразилась в том, что он послал в мир Единородного Сына Своего. Зная о всех делах бесконечного милосердия и неизреченной любви Бога Отца, видевши Его возлюбленного сына, мы чрез это видели и познали Отца и должны любить Его. Так, в Боге и для Бога мы должны любить все творение Божие, насколько в Нем открылась «присносущная сила Его и Божество». Мы должны прежде всего любить своих ближних, потому что в них «божество» открылось в большей степени, чем в других тварях. И нельзя поэтому любить Бога и в то же время ненавидеть брата своего. «Аще кто речет, яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, ложь есть.» Нельзя даже, любя Бога, не милосердовать о тварях Его. «Блажен, иже и скоты милует.» Недаром величайшие носители духа христианской любви считали исполнением долга (любви) попечение о зверях земных. Как известно, недавно прославленный русской церковью преподобный Серафим Саровский кормил медведей.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

В день памяти святого великомученика Димитрия, Солунского чудотворца Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня, дорогие братия и сестры, мы чествуем память святого великомученика Димитрия Солунского и просим его молитв за нас пред Престолом Божиим, права предстоять перед которым он удостоился за свои доблестные подвиги в исповедании Христовой веры. Этот дивный страстотерпец Христов подвизался в конце III века, когда против христиан было воздвигнуто страшное гонение. Он происходил от благородных и знатных родителей. Отец его, воевода города Солуни, был тайным христианином, имевшим в своей молельне образы Христа Спасителя и Божией Матери. Христианской вере научил он и своего единственного сына, святого Димитрия, который и сохранил эту веру до самого конца своей жизни и запечатлел ее мученической кончиной. После смерти его отца император Максимиан за благородные и мужественные качества души Димитрия поставил его самого воеводой Солуни, приказав ему при этом истреблять в своем городе христиан. Однако святой Димитрий по приезде в Солунь, напротив, дал христианам свободу и сам открыто исповедал себя христианином, о чем и было донесено царю. По возвращении с войны Максимиан заехал в Солунь и когда узнал, что святой Димитрий действительно христианин, то снял его с должности воеводы и приказал заточить в темницу. Здесь, в темнице, страстотерпец был заколот копьями. Так за исповедание веры Христовой он принял славную мученическую кончину и отошел ко Господу. Вот краткое повествование о жизни и подвиге его. Наше внимание, дорогие братия и сестры, привлекает читанное ныне в память славного великомученика Димитрия слово из Евангелия: Сие заповедаю вам, да любите друг друга, – говорит Господь Своим ученикам. – Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня ( Ин. 15:17–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/arhimandrit_Ki...

Разделы портала «Азбука веры» Алексий Уминский : Научить людей любить может только Христос Протоиерей Алексий Уминский " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" ( 35  голосов:  4.9 из  5) Протоиерей Алексий Уминский для «Азбуки супружества» Протоиерей Алексий Уминский – настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах в Москве, публицист, писатель, телеведущий для Азбуки веры. – В 80е годы в советской школе был предмет «Этика и психология семейной жизни». Стоит ли сегодня что-то подобное преподавать школьникам? – Непростой вопрос. Быстро меняются времена, меняется этика отношений. Конечно, в любом смысле был бы полезен предмет, как этика отношений людей или психология отношений людей. На самом деле, формулировать, что такое семья для современного человека, весьма сложно. Мы, как православные христиане, тяготеем к традиционным формулировкам семьи, и пытаемся настаивать, что семья – это только то, что понимаем и видим, но современный мир довольно далеко отошёл от понятия традиционной семьи. Мне кажется, если вводить в школах предмет о семейных отношениях, то он, так или иначе, упрётся в логику отношений сексуальных, прежде всего, нежели отношений традиционных. Вопрос в том, в каком состоянии находится современный мир, как видит и понимает семью. Современный мир даёт сложное определение такому понятию, как семья. Это совсем не то, что было в 19 веке. И не так семья образовывалась в традиционном обществе, когда понятие о семье было сословным. Люди, вступавшие в союз, практически жили в условиях, когда не принимали личностных решений о браке, а вопрос женитьбы и замужества решался, прежде всего, через родителей молодых людей, и, соответственно, сама семья становилась структурой серьёзной, определённой самой традиционной доминантой общества. Например, мы можем вспомнить, что не так давно в середине прошлого века в Западной Европе развод был делом сложным. Так, государственные законы Италии не позволяли так легко разводиться, как это можно делать сегодня. Поэтому и существуют такие фильмы, как «Развод по-итальянски». Хотя мы знаем, что в России до революции то же самое: развод был делом исключительно сложным, для того чтобы его получить надо было пройти довольно сложные процедуры, и вступить во второй брак было тоже совсем нелегко.

http://azbyka.ru/semya/protoierej-aleksi...

Разделы портала «Азбука веры» митр. Никодим (Ротов) Доклад митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова) «Наша совместная ответственность за лучший мир» В Избранное Никодим, митрополит Ленинградский и Новгородский, председатель Комитета продолжения работы ХМК Дорогие братья и сестры, дорогие гости, всё досточтимое собрание! Размышляя над основной темой настоящего IV Всехристианского Мирного Конгресса «Наша совместная ответственность за лучший мир», мы, как христиане, как последователи «нашего Господа и Спасителя мира, прежде всего, естественно, ставим перед собой вопрос о закономерности принятия на себя столь высокой ответственности и о доступных нам средствах для её успешного выполнения и в поисках ответа на него обращаемся к вечному слову Бога Живаго, как оно запечатлено на страницах Священного Писания и воплощено в мудрости Церкви, в опыте её верных сынов, в глубинах христианского сознания. В самом деле, не должны ли мы, казалось бы, избегать вовлеченности в житейские заботы, столь волнующие массы людей, но. на первый взгляд, далекие от тех «сокровищ на небе» ( Мф.6:20 ), которые Господь словами Своей нагорной проповеди заповедал нам собирать? Да и станет ли мир лучше, зададим себе вопрос, если будет расти его обеспеченность материальными благами, если распределение этих благ станет более справедливым и равномерным? Ведь, по слову евангелиста, «жизнь человека не зависит от изобилия его имения» ( Лк.12:15 ). Наконец, скажем себе, разве вверена нам нашим Господом какая-то ответственность за дела мира, и не стоит ли самая мысль о такой ответственности в противоречии со словами апостола «о горнем помышляйте, а не о земном» ( Кол.3:2 )? Только крайне узкий взгляд на вещи может подобного рода ссылками на отдельные отрывочные изречения слова Божия закрывать от человеческого взора сияющую истину духа Христова учения — Божественного учения о любви, милосердии и чуткости, о непреклонном стоянии за правду и заботе о людях перед лицом всех видов зла, о деятельном подвиге ради ближних.

http://azbyka.ru/osnovnoj-doklad-mitropo...

Разделы портала «Азбука веры» Пример с одним чтением и одним аллилуиарием Чтение Апостола в седмичный день. Прокимен, Апостол, аллилуиарий — дня. Д:   «Вонмем». Св:  «Мир всем». Чт:  «И духови твоему». Д:   «Премудрость». Чт:  Произносит «Прокимен глас 7: Возвеселится праведник о Господе и уповает на Него». Х:   Поет полностью прокимен на 7 глас: «Возвеселится праведник о Господе и уповает на Него». Чт:  Стих: «Услыши Боже глас мой, внегда молитися ми к Тебе». Х:   Поет полностью прокимен на 7 глас: «Возвеселится праведник о Господе и уповает на Него». Чт:  Произносит 1ую половину прокимна: «Возвеселится праведник о Господе». Х:   Поет 2ую половину прокимна: «И уповает на Него». Д:   «Премудрость». Чт:  «К Римляном послания святаго апостола Павла чтение» . Д:   «Вонмем». Чт:  Читает Апостол . Св:  «Мир ти». Чт:  «И духови твоему». Д:   «Премудрость». Чт:  «Аллилуиа, глас 1» . Х:   «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа» (во глас 1). Чт:  Стих: «Праведник яко финикс процветет, яко кедр, иже в Ливане, умножится». Х:   «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа» (во глас 1). Чт:  Стих: «Насаждени в дому Г осподни, во дворех Бога нашего процветут». Х:   «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа» (во глас 1). Пример с двумя чтениями и двумя аллилуиариями Чтение Апостола в воскресный день. Прокимен, Апостол, аллилуиарий — воскресный и праздника . Д:   «Вонмем». Св:  «Мир всем». Чт:  «И духови твоему». Д:   «Премудрость». Чт:  Произносит воскресный прокимен рядового гласа «Прокимен глас 2: Крепость моя и пение мое Господь, и бысть мне во спасение». Х:   Поет полностью воскресный прокимен на 2 глас: «Крепость моя и пение мое Господь, и бысть мне во спасение». Чт:  Стих: 1го прокимна «Наказуя наказа мя Господь, смерти же не предаде мя». Х:   Поет полностью воскресный прокимен на 2 глас: «Крепость моя и пение мое Господь, и бысть мне во спасение». Чт:  Произносит 2ой прокимен праздника: «Прокимен глас 3. Песнь Богородицы: Величит душа моя Господа, и возрадовася дух мой о Бозе Спасе моем». Х:   Поет 2ой прокимен праздника: «Величит душа моя Господа, и возрадовася дух мой о Бозе Спасе моем».

http://azbyka.ru/primer-chtenija-prokime...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Оглавление АУДИО Введение Тема, как вы понимаете, актуальна абсолютно для каждого, потому что, хочешь — не хочешь, умирать все равно придется. Со времен Адама и Евы, к сожалению, смерть стала участью всех людей, хотя и печальной, хотя и не нормальной, хотя и противоестественной, хотя и не соответствующей Божьему замыслу о человеке, но, тем не менее, это стало как бы некой нашей второй природой, которую Господь победил Своим Воскресением. Но Он не дал нам бессмертную жизнь сейчас, в тленном теле, что было бы жестокостью, а дал нам Воскресение в бессмертном теле. В этом самом, но бессмертном. Понятно, почему Господь нам бессмертную жизнь не дал сейчас: представьте себе, вот вы — бабушки, хотели бы вы не умирать никогда и все время болеть? — Нет. — Представляете вот, когда люди говорят, что всегда хотят жить, не думая о том, что жить-то всегда хорошо, но очень желательно бы жить еще без болезней. Согласитесь, так ведь? И, конечно, мы с вами, говоря о смерти, сначала должны уяснить устройство Вселенной, чтобы понять, что с нами в жизни происходит. История грехопадения и возникновение ада Мы должны понять, что устройство Вселенной постоянно менялось радикальным образом. Изначально Вселенной не было, а был только Господь Бог. Господь сотворил два мира — две вселенные, которые взаимосвязаны, — мир невидимый и мир видимый. Об этом мы каждый день слышим на вечернем Богослужении при чтении 103 псалма. И видимый и невидимый миры раскололись вследствие грехопадения: первый — Денницы и последовавших за ним ангелов, второй — через грехопадение первых людей Адама и Евы. Вместе с грехом в видимый мир пришли болезни, тление и смерть. Господь сказал Адаму: «… земля еси, и в землю отыдеши» ( Быт.3:19 ). Подразумевая этим не только то, что человек уйдет телом в землю, но и то, что человеческая душа уходит в подземные бездны ада. Так продолжалось до искупительного Воскресения Сына Божия. Библия нам достаточно четко и подробно описывает устройство ада. Ад, согласно слову Божьему, это некое огромное подземное место ( Ис.14:15 ), конечно же, не в прямом смысле этого слова. Хотя многие, заблуждаясь и понимая слова Библии буквально, искали его в недрах земли.

http://azbyka.ru/instrukciya-dlya-bessme...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Оглавление Глава 9. Причастник за Божественной литургией Когда подготовка к причастию завершена, мы можем приступить к таинству Святого Причащения. Это таинство совершается за литургией, главной службой суточного богослужебного круга. Чтобы правильно воспринимать всё происходящее за литургией, нам прежде всего надо узнать о великом значении этого богослужения. В чем оно заключается? О значении литургии праведный Иоанн Кронштадтский писал: «Польза литургии неизмерима не только для всей Церкви Православной, но и для всей вселенной, для всех людей всяких вер и исповеданий, ибо Жертва Бескровная и молитвы приносятся Господу о всей вселенной: из-за совершения литургии Господь долготерпит всему миру и милует весь мир, даря ему изобилие плодов земных, успехи гражданственные, успехи в науках, искусствах, в земледелии, в домашнем хозяйстве, милуя не только человеков, но и скотов, служащих человеку. О, литургия чудная, литургия всемирная, литургия Божественная и боготворящая! В совершении литургии я сподобляюсь бесчисленных милостей от Господа, и не я один, а все люди православные, весь мир — по милости и беспредельной силе Бескровной Жертвы, приносимой на святом престоле. Это рычаг всего мира, которым можно подвигнуть все народы, племена и языки к Богу, ибо Агнец объемлет весь мир» 25 . Священномученик митрополит Серафим (Чичагов ; † 1937) во время тяжелейших испытаний для России наставлял свою паству, что литургия и причастие Святых Тайн являются сильнейшими и вернейшими средствами против духовного зла и натиска неверия на любимую Родину. «Пока совершается Божественная литургия, пока люди приступают к Божественному Причащению, дотоле можно быть уверенным, что устоит и победит Православная Церковь , что не погибнут во зле греха, безбожия, злобы, материализма, гордости и нечистоты русские люди, что возродится и спасется Родина наша. Поэтому паче всего думайте о хранении, совершении и непрерывном служении (ежедневном, даже многократном, на разных престолах) литургии. Будет она — будет и Церковь, и Россия» 26 . Слова священномученика Серафима оказались пророческими. Несмотря на жестокие гонения, Русская Церковь никогда не прекращала совершения литургии. И теперь мы можем воочию убедиться в ее Божественной силе. Гонители исчезли как дым, а Православная Церковь и русский народ по милости Божией продолжают существовать среди этого мятущегося мира.

http://azbyka.ru/chudo-svyatogo-prichash...

Скачать epub pdf Выпуск 1 Георгий (Данилов), иг. Спасо-Вифанская семинария: К 200-летию основания. Исторический обзор//Богословский вестник 1998. Т. 2, вып. 1, с. с. 3–36. —3— Введение «В младенческой чистоте и непосредственности восприняли русские люди истину христианской веры, не искаженную ересями и лжеучениями. И по мере усвоения этой истины возрастала и крепла великая нация, избрав водительницей совести Церковь , устроительницу жизни земной и вечной» 1 . На протяжении десяти веков свет Христовой веры очищал души и сердца народа от скверны и порока, освящал и устремлял к единственной цели человеческой жизни – соединению с Богом. Но так ли было всегда? Всегда ли мир стремился к этой заветной цели? В последние времена мир устремился к светскому, неодухотворенному просвещению, в достижении которого видит решение всех своих проблем. «Внешнее благоустройство жизни, материальное могущество и преуспеяние, успехи техники и промышленности, научное образование, литература, искусство, печать – вот те средства и способы, которыми, по мнению мудрости века сего, только и может быть достигнута действительная польза человечества, обеспечивается общественное и личное благоденствие и счастье, так что все успехи современной культуры обязаны развитию именно этого рода просвещения. Не трудно, однако, понять, как жалки и обманчивы эти притязания современной образованности достигнуть процветания и высшего блага и пользы человечества одними лишь собственными средствами. «Кая бо польза человеку, аще и —4— мир весь приобрящет, душу же свою отщетит» ( Мф.16:26 ), – учит нас Евангелие, убедительно свидетельствуя, насколько бессильны успехи внешнего просвещения и одна только внешняя мирская культура воссоздать и преобразить нашу жизнь, удовлетворить высшим запросам человеческого духа и совести» 2 . Такая деятельность, не освященная христианским благочестием, пагубна и порочна. Именно благочестие, о котором говорит нам ап. Павел: «телесное бо обучение вмале есть полезно, а благочестие на все полезно есть, обетование имеющее живота нынешнего и грядущего» ( 1Тим. 4:8 ) есть необходимое и существенное условие внутреннего и внешнего благоустройства жизни народа.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010