Беседа XX. О первом члене символа веры. Промысл Божий о мире и человеке Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимыми же всем и невидимым. Мы знаем с вами, братие, что Бог сотворил мир в шесть дней. В седьмой день Он почил от дел Своих, т.е. перестал творить вновь. Но, сотворив мир, Бог не оставил его; Он продолжает заботиться, или, как принято говорить, промышляет о нем. Отец мой доселе делает, и Аз делаю, ( Ин.5:17 ) говорил Иисус Христос иудеям, указывая на промысл Божий о мире. Таким образом Бог не есть только Творец мира, но, как говорится в символе веры , и Вседержитель, потому что Он все содержит и в Своей силе и в Своей воле. Всемогущий, премудрый и благий Бог сохраняет созданный Им мир, управляет им, поддерживает жизнь тварей и все направляет к назначенной Им цели. Всякому добру Он вспомоществует, а зло пресекает, или исправляет и обращает к добрым последствиям. Что Бог действительно промышляет о мире, в этом мы убеждаемся и соображениями своего разума. Если для сохранения порядка в доме необходим хозяин, и для сохранения порядка и спокойствия в государстве необходимы власти, то и для сохранения порядка во вселенной необходим также промысл Божий. Бесчисленное множество тварей при помощи Божией живет, размножается, находит себе пищу и жилище. Вся к Тебе, обращаясь к Богу, говорит Давид, чают, дати пищу им во благо время ( Пс.103:27 ). Очи всех на Тя уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты руку Твою и исполняеши всякое животное благоволения ( Пс.144:15–16 ). Призывая людей к прославлению Бога, он восклицает: пойте Богови нашему в гуслех, одевающему небо облаки, уготовляющему земли дождь, прозябающему на горах траву и злак на службу человекам, дающему скотом пищу их и птенцем врановым, призывающим его ( Пс.146:7–9 ). Но особенно промышляет Бог о человеке, даруя ему все необходимое для жизни. Сам Иисус Христос, укрепляя в народе веру, говорил: воззрите на птицы небесныя, яко не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, и Отец ваш небесный питает их: не вы ли паче лучше их есте ( Мф.6:26 ); смотрите крин силъных, како растут: не труждаются, не прядут.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Разделы портала «Азбука веры» Православныя веры поборниче,/земли Российския печальниче,/пастырем правило и образе верным,/покаяния и жизни во Христе проповедниче,/Божественных Таин благоговейный служителю/и дерзновенный о людех молитвенниче,/отче праведный Иоанне ,/целителю и предивный чудотворче,/граду Кронштадту похвало/и Церкви нашея украшение,/моли всеблагаго Бога//умирити мир и спасти души наша. Перевод: Православной веры поборник, земли Российской попечитель, пастырям правило и пример верующим, покаяния и жизни во Христе проповедник, Божественных Тайн благоговейный служитель и дерзновенный молитвенник о людях, отче праведный Иоанн, целитель и удивительный чудотворец, городу Кронштадту слава и Церкви нашей украшение, моли всеблагого Бога мир умиротворить и спасти души наши. Кондак, глас 3 Днесь пастырь Кронштадтский/предстоит Престолу Божию/и усердно молит о верных/Христа Пастыреначальника,/обетование давшаго:/созижду Церковь Мою/и врата адова//не одолеют ей. Перевод: Сегодня пастырь Кронштадский предстоит Престолу Божию и усердно молит о верующих во Христа Пастыреначальника, давшего обещание: «Создам Церковь Мою и врата ада не одолеют ее» ( Мф.16:18 ). Молитва 1я О, великий чудотворче и предивный угодниче Божий, богоносне отче Иоанне! Призри на нас и внемли благосердно молению нашему, яко великих дарований сподоби тя Господь, да ходатай и присный молитвенник за нас будеши. Се бо, страстьми греховными обуреваеми и злобою снедаеми, заповеди Божия пренебрегохом, покаяния сердечнаго и слез воздыхания не принесохом, сего ради многим скорбем и печалем достойни явихомся. Ты же, отче праведне, велие дерзновение ко Господу и сострадание к ближним своим имея, умоли Всещедраго Владыку мира, да пробавит милость Свою на нас и потерпит неправдам нашим, не погубит нас грех ради наших, но время на покаяние милостивно нам дарует. О святче Божий, помози нам веру православную непорочно соблюсти и заповеди Божия благочестно сохранити, да не обладает нами всякое беззаконие, ниже посрамится правда Божия в неправдах наших, но да сподобимся достигнути кончины христианския, безболезненныя, непостыдныя, мирныя и Таин Божиих причастныя. Еще молим тя, отче праведне, о еже Церкви нашей Святей до скончания века утвержденней быти, Отечеству же нашему мир и пребывание в правде Божией испроси и от всех зол сохрани, да тако народи наши, Богом храними, в единомыслии веры и во всяком благочестии и чистоте, в лепоте духовнаго братства, трезвении и согласии свидетельствуют: яко с нами Бог! В Немже живем, и движемся, и есмы, и пребудем во веки. Аминь.

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitva-pra...

О заслугах святых Отцов, как вселенских учителей святой веры 323 Препрославлен еси Христе Боже наш, светила на земли отцы наши основавый, и теми ко истинней вере вся ны наставивый: Многоблагоутробне, слава Тебе!(тропарь отцов). Когда солнце, озарив сиянием своим весь видимый мир и совершив дневное течение свое, скрывается от наших взоров: тогда на тверди небесной появляется множество звезд, которые светом, заимствованным от того же светила, разгоняют мрак, окружающий нас. Подобно сему, когда Солнце правды, Христос, истинный Бог наш, исполнив всю вселенную пресветлым торжеством своего живоносного воскресения, – вознесся во славе на небеса, в виду учеников, и облак подъят Его от очию их ( Деян. 1:9 ), то на тверди церковной духовному взору верующих является ныне, для прославления, целый сонм святых отцов, которые, яко богосветлые светила, от запада, и севера, и моря, и востока стеклись некогда во град Никею, чтобы светом истинного Христова учения и веры апостольской разогнать тьму нечестия, распространявшуюся повсюду от лжеучителя Ария. Братья-христиане! Сии-то святые отцы, в числе 318-ти, составившие Никейский, 1-й Вселенский собор, в 825 году, по Рождеству Христову, по единодушному согласию, сложили из слов Божественного писания, тот символ веры , который мы повторяем ежедневно, – тот символ, доконченный на Константинопольском, 2-м Вселенском соборе, – который искони служил и всегда будет служить для всех православных христиан, всякого возраста и пола, истинным зерцалом веры и неизменным правилом ее. Но не в этом только отношении святые отцы суть наши наставники в истинной вере: от самых времен апостольских, с самаго начала христианства, и во времена тягчайших гонений, и среди полного торжества и благоустроения Церкви Христовой, и во все времена, они, яко истинные светила на земле, действительно являются вселенскими учителями: 1) как верные приемники и хранители апостольского учения, передававшие это Божественное учение из рода в род, и словом, и писанием, – всегда готовые запечатлеть истину его своей кровью; 2) как представители Церкви вселенской на святых вселенских соборах, своим единодушным согласием утверждавшие несомненную достоверность истин веры и святость правил церковных; и наконец, 3) как учредители и составители всего чина богослужения, которым истины веры, посредством песнопений и молитвословий общественных и домашних, делаются поистине достоянием народным всех и каждого.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

РЕЧЬ в день Святого Πρо ρока Илии 24 О значении молитвы в деле веры. В день празднования в честь святого пророка Илии, великого ревнителя о Господе Боге Вседержителе и святом законе Его ( 3Цар. 19, 10 ), прилично слово о вере; а по нуждам нашего времени нет дня, в который бы нам, служителям церкви не было благовременно говорить о вере в храмах, общественных собраниях и в частных беседах. Страшно смотреть, как ныне овладевает умами христиан дух неверия, как много возбуждено вопросов, сомнений, пререканий и ложных толкований по всем догматам веры и нравственным правилам христианской жизни. Говорят, что теперь образованные люди освобождаются от грубых материалистических учений, что заметен в лучших представителях просвещенного мира «поворот к вере». Но область веры беспредельна и таинственна. Ограниченному уму нашему проникнуть в нее так трудно, так много в ней для нас опасностей уклониться от прямого пути к истинному Богопознанию на распутия сомнений и заблуждений. Поэтому радоваться повороту к вере людей неверовавших мы можем только тогда, когда увидим в них готовность обратиться к вере, не по личным их воззрениям и понятиям о сущности веры, а под руководством Самого Творца богооткровенной религии Господа нашего Иисуса Христа, Который один есть свет, просвещающий всякого человека грядущего в мир ( Иоан. 1, 3 ). Трудно вообще проникать в душу человека и с точностью определять его образ мыслей и нравственное состояние; но относительно религиозных убеждений это всего труд нее; потому что в этом отношении люди наиболее склонны к скрытности, лицемерию, самоизвинению и самооправданию. Но есть один несомненный и решительный признак, по которому всегда можно узнать человека без веры, – это отчуждение от молитвы и пренебрежение к ней, не по обычной лености, а по убеждению в том, что она есть бесполезное упражнение. Так же легко и в неверовавшем, но начинающем молиться узнать человека обращающегося к вере. Люди образованные, не признающие необходимости молитвы, могут иметь познания в вере, но самой веры иметь не могут; так как иное дело иметь мысли и отвлеченные понятия о Боге, и иное дело познавать Самого Бога. Сущность же веры состоит в союзе с Богом, установляемом и укрепляемом с Его стороны призванием нас к Нему Его благодатью, а с нашей – обращением к Нему умом и сердцем, т. е. молитвою. Только в этом союзе Бог открывается человеку, дает Себя чувствовать и опытно познавать, что Он есть свет, жизнь и любовь. Не любяй не позна Бога, яко Бог любы есть ( Иоан. 4, 8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Содержание Введение в Символ веры   Что такое — вера? «Есть же вера уповаемых извещение, вещей обличение невидимых» (Апостол, ко Евреям, зач. 326). «Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1). Или: нелюбопытствующее признание; или: признание по доброй воле; или, как сказал великий Василий: «Вера является признанием не подвергающим суждению рассудка слышанных вещей, в полноте истины возвещенных Божией благодатью».    Символом именуется (Символ Веры) как знамение веры в душе. Поелику душа является вещью бестелесной, и сущие в ней догматы (веры) невидимы и безобличны, то поэтому для нее явилась нужда в сем исповедании (веры), дабы благодаря сему явила себя сущая внутри ее вера и не осталась она неявленной.         Верую: То есть, не подвергая любопытному исследованию, я приемлю догматы, имеющие быть возвещенными. Правда, древние отцы говорили: Веруем, употребляя множественное число. Впрочем и то, и другое сводится к одному и тому же. Потому что те сказали это во множественном числе, выражая и общее их суждение относительно предметов веры, а также и личное каждого из них в отдельности; мы же, напротив, в индивидуальном порядке исповеданием веры выражаем верование присущее всей христианской целокупности.     Верую во Единаго Бога Отца, Вседержителя: Здесь по разному ставят знак препинания: так, одни ставят запятую после слова Бога, как бы принимая сие наименование как реченное в отношении всех Трех Ипостасей, а другие связывают это слово с последующим текстом. Гиппон и преданный наслаждениям Эпикур совершенно не знали Бога, приписывая все случайности и этим вводя беспорядок. В то время, как один из них вздорил, говоря, что вода является началом всего, а другой — бесконечные атомы. Платон говорил, что Бог является «идеей» и материей, поелику, как он говорил, без наличия примера Бог не мог бы создать ни материю, ни мир, и таким образом нечто и совечно с Ним и собезначально. Валентин утверждал, что существует 30 богов, последователи Маркиона говорили о трех «началах», приверженцы Кердона учили о существовании двух богов, а Манихеи — о двух «началах».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2850...

Вторая весть предпасхального оглашения: древнее Григория Паламы (+Видео) 30 марта, 2013. Иеромонах Димитрий (Першин) На этой седмице, именуемой в честь Григория Паламы, сквозь многовековую историю Православия вновь проступает древнее предание Церкви, адресованное оглашенным — людям, которые в предпасхальную четыредесятницу проходили школу оглашения. Готовясь к таинству крещения, они изучали истины веры и укреплялись в молитвах и посте. Какое отношение имеет исцеление расслабленного к Великому Посту? Если никакого, то почему именно это чтение предлагает нам Церковь на второй седмице поста? А какое отношение имеет этот евангельский эпизод к святителю Григорию Паламе? Перед нами сочетание очень разных пластов церковной истории, в которой загадок больше чем ответов. Но тем интереснее их искать.  Итак, на этой седмице, именуемой в честь Григория Паламы, сквозь многовековую историю Православия вновь проступает древнее предание Церкви, адресованное оглашенным — людям, которые в предпасхальную четыредесятницу проходили школу оглашения. Готовясь к таинству крещения, они изучали истины веры и укреплялись в молитвах и посте. Именно к ним обращены те новозаветные чтения, что звучали в храмах задолго до четырнадцатого века, когда был прославлен святитель Григорий Палама. В это воскресение на литургии оглашенных мы услышим чтения из Послания к евреям и Евангелия от Марка. Развивая тему недоумения Нафанаила, поднятую в прошлое воскресение, эти тексты ставят перед нами отнюдь не аскетические, но именно богословские вопросы: а кто такой, собственно, Христос? В чем Его отличие от нас? Что дает Его ученикам, коими в меру своей любви призываны быть и мы, возможность видеть Небо отверстым? И в каких событиях это чудо о Небе было явлено им? Из Послания апостола Павла к евреям читается практически самое начало — о том, что Христос не просто посланник, пришедший в этот мир, не просто пророк, возвещающий некие истины, волю Божию нам открывающий, но — Сын Божий, Единосущный Отцу. По слову апостола Павла, мир сей, вся Вселенная закончат свой путь когда-то, изменят свой образ бытия, ко дню Суда небеса обветшают как ризы, совьются и погибнут, но Ты, Господи, Тот же, Ты не изменишься. Тот, кто призывает Нафанаила, когда-то сотворил этот мир, всех нас, само бытие. И поэтому Он вечен, а мир изменится. И поэтому, если перед нами не ангел, не вестник, а сам Сын Божий, тем важнее нам прийти к Нему, потому что именно Ему Бог Отец покорил вселенную. Именно к Нему устремлены надежды всего творения. Именно в Нем – наше спасение.

http://pravmir.ru/vtoraya-vest-predpasxa...

Господину моему, возлюбленному брату и сослужителю Иоанну, Кирилл желает всякого блага о Господе. Да возвеселятся небеса и радуется земля (Пс.95:11). Разрушено средостение (Еф.2:14), печаль прекратилась и всякие раздоры уничтожены, так как общий Спаситель наш Христос даровал мир Церквам своим, а благочестивейшие и возлюбленнейшие Богу императоры призывали к тому. Будучи лучшими ревнителями веры праотцев, они бодрствуют духом своим на страже твердости и непоколебимости правой веры, да еще и то особенное старание прилагают о святых Церквах, чтобы они постоянно находились в величайшей славе и способствовали цветущему состоянию их царства; и сам Христос, Господь вышних сил, щедрою рукою ниспосылает им блага, помогает одолевать врагов и дарует победу. И не обманывается говорящий: Живу Аз, глаголет Господь, и прославляющих Мя прославлю (1Цар.2:30). Итак, мне особенно было приятно прибытие в Александрию господина моего, благочестивейшего Павла, сослужителя и брата, и недаром в посредники избран такой муж и понес труды выше сил своих для того, чтобы упразднить ненависть диавола, соединить разделенное и увенчать миром и согласием наши и ваши Церкви, потерпевшие от беспорядков. От чего произошло меж ними несогласие, поминать излишне. Лучше, кажется, думать и говорить о том, что прилично времени мирному. Итак, мы обрадовались посещению помянутого благочестивейшего мужа, который, может быть, ожидал немалого спора, имея советовать нам, что должно позаботиться о соединении Церквей миром и согласием, об уничтожении послания людей разномыслящих и о притуплении острия диавольского нечестия. Однако он нашел нас готовыми к этому делу, так что ему не представилось в этом никакого труда. Ибо мы помним слова Спасителя нашего: Мир Мой даю вам, мир Мой оставляю вам (Ин.14:27). Да и в ежедневных молитвах научены мы говорить: Господи Боже наш, мир даждь нам, вся бо воздал еси нам (Ис.26:12). Почему каждый причастный миру, даруемому Богом, не будет иметь недостатка в каком-нибудь благе. А как возникло несогласие Церквей, совершенно лишнее и без всякой законной причины, это подробно узнали мы из письма, доставленного нам теперь господином нашим, благочестивейшим епископом Павлом, содержащего в себе безукоризненное исповедание веры; он доставил нам и исповедание, составленное как твоею святостью, так и прочими находящимися там епископами, которое мы заблагорассудили буквально поместить в нашем письме.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/652/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Иерей Валерий Буланников: «Единственное, что нас может соединить, - духовное преображение через молитву» Известный священник о молитвенных стояниях в защиту веры, поруганных святынь, Церкви и ее доброго имени 21.04.2012 1009 Время на чтение 4 минуты Как сообщалось ранее , 22 апреля во всех епархиях России будет совершено молебное пение в защиту веры, поруганных святынь, Церкви и ее доброго имени. Мы попросили сказать свое пастырское слово по поводу предстоящих молитвенных стояний известного священника, клирика храма Святителя Николая в Отрадном (г. Москва ) иерея Валерия Буланникова . Любой молебен в любое время дня и года всегда актуален. Для христианина это самый главный ответ на все действия. «Непрерывно молитесь», - заповедал Христос. Индивидуально, соборно - всячески. Например, так, как предлагается у Храма Христа Спасителя, куда съедутся не только москвичи, но представители из других регионов. Это есть самый главный действенный ответ на все провокации, попытки дискредитировать Церковь и Святейшего Патриарха. Если мы не молимся, то воля Божия попускает происходить чему-то нам во вразумление. Можно сказать, что Господь смотрит на нас и ждет от нас активного молитвенного участия, потому что через молитву устанавливается внешняя и внутренняя связь с Богом. Она дает нам ощущение, что мы действительно Церковь Христова, что мы едины в любви к Господу и молитве за мир. Мир наполнен безобразием, а молитва очищает и душу, и мир. Мир наполнен безнравственностью, грязью духовной и физической. Кто его очистит? Господь, действуя через нас, людей. Он дал нам разум и силу, чтобы мы противостояли грязи. Название этой «панк-группы» я не буду повторять, так как я хорошо знаю английский и не хочу осквернять свои уста произнесением той непристойности, которая служит им маркой. Я вообще удивляюсь, что православные люди произносят вслух название этой группировки - оно очень неприлично. Я думаю то, что произошло (и не только с теми запутавшимися женщинами, но и в других случаях провокаций - на Дальнем Востоке, на Кубани), - это, конечно же, ответ на то молитвенное стояние, которое было при путешествии Пояса Пресвятой Богородицы по все стране. Почему? Потому что силы бесовские поняли, что в молитве мы объединяемся.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/04/21/ie...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Суть нашей веры 12.10.2013 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Слово в неделю 20-ю по Пятидесятнице Сегодня проповедь Церкви — о любви к врагам. Любить врагов своих человек не может. Нельзя сказать: «Я люблю того, кого я ненавижу». Но мы должны любить наших врагов. Что значит — наших врагов? На самом деле, как говорят святые отцы, есть только один враг для христиан — враг Божий, противник, клеветник, сатана, диавол. Если мы враждуем с людьми, ненавидим их, мы находимся во власти диавола, и нам не вырваться из этого ада, пока не научимся любить друг друга. Однако ведь Христос употребляет все-таки слово «враги», имея в виду людей, с которыми мы вступаем в такие отношения. Христос не хочет восстановить нас друг против друга в ненависти, но Он пришел, чтобы опрокинуть столы торгующих в храме, нарушить мир злых и нечестивых — сатана должен быть сокрушен. Проповедь о любви к врагам не может означать согласия с их ложью, с их бесстыдством. В нашей христианской жизни нам не избежать конфликтов. Оттого что мы — христиане, мы в самом центре противостояния добра и зла, и мы должны быть готовы к любому отвержению, любому гонению и ненависти мира. «Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего» (Мф. 10, 24). Как часто мы склонны думать по-другому! Мы не ждем распятия за проповедь Христа, как раз напротив — мы надеемся на одобрение, восхищение, уважение, принятие нас миром. И не только тогда, когда малодушно, под предлогом любви, покрываем зло, вместо того чтобы обнажить его, но даже тогда, когда обличаем это зло бесстрашно и вдохновенно, не достигая тем не менее того, о чем говорит Христос. Победа Христовой любви совершается ценою Креста и Воскресения. «Сие сказал Я вам, — говорит Христос, — чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь — вам будут противостоять тысячи врагов, — но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16, 33). Назвать Себя победителем и пригласить нас вкусить в Нем победный мир, когда враг побеждает и готов до конца сокрушить Его, — вот тайна заповеди, о которой возвещается нам сегодня. Господь — Агнец посреди волков, которые растерзают Его и пожрут, — желает вдохнуть в нас мужество, чтобы мы ничего не боялись.

http://moral.ru/enemy/

Разделы портала «Азбука веры» Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят ( Мф. 5:8 ) Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил. ( Ин. 1:18 ) Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его. Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас. Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца? ( Ин. 14:7-9 ) Несмотря на Божие Вездеприсутствие, Бога невозможно видеть физическим зрением, поскольку Бог не имеет в себе того, из чего состоит видимый мир. Бог есть Дух ( Ин.4:24 ). Бог имеет особую природу, не имеющую аналогий в тварном мире. Духовный мир закрыт от абсолютного большинства людей в этой жизни. Но ждать осталось недолго, каждый человек, рано или поздно, увидит тот мир.  «У скончавшегося, как у новорожденного дитяти, открываются очи, когда он становится вне настоящей жизни, – очи души, говорю я, коими он зрит подлинную природу сущего; открывается слух… открываются уста… раскрывается вкус… дается сила осязания…» св. Григорий Нисский Наряду с физическим, существует духовное зрение. Духовным (внутренним) зрением Бога видят бесстрастные свидетели – святые . Преподобный Симеон Новый Богослов : Все те, которые видят только телесными очами и только этот чувственный свет, слепы суть; и им ни о чем другом не должно заботиться, как о том, чтоб отверзть умные очи души своей, и увидеть невечерний Божественный свет. Неспособность ощущать проявления чего-либо не значит, что незамеченное нашими чувствами отсутствует. Иначе мы будем наивно ограничивать реальность лишь своим личным, далёким от совершенства, чувственным восприятием. В частности, мы не видим телесными глазами не только Бога, но и вполне материальные вещи и явления, такие как субатомный мир, статическое напряжение. Также мы не видим свой собственный ум (в существовании которого едва ли кто сомневается) и т. д. Далеко не вся информация приходит через зрение, есть ещё разум, чувства (мы же не видим тепло, запахи, звуки, вкус).

http://azbyka.ru/kto-videl-boga

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010