Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. Моисей повелел, чтобы, если кто возненавидит свою жену, развелся с нею, дабы не случилось худшего, ибо та, которую возненавидели, могла быть и убита, - и дал разведенной разводное письмо, которое называлось отпускным, так чтобы отпущенная никогда не возвращалась к нему и не произошло раздора, когда муж станет жить с другой. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует. Господь не нарушает Моисеева закона, но исправляет его, запрещая мужу по неразумным причинам ненавидеть свою жену. Если он отпустит ее по основательной причине, то есть как прелюбодействовавшую, то не подлежит осуждению, если же помимо прелюбодеяния, то подлежит суду: ибо принуждает ее прелюбодействовать. Но и тот, кто возьмет ее к себе, прелюбодей - ибо, если бы не взял ее, она, может быть, возвратилась бы и покорилась мужу. Христианину должно быть миротворцем и по отношению к другим, а тем более по отношению к своей жене. Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Богом клятвы твои. То есть, когда клянешься, будь правдив. А Я говорю вам: не клянись вовсе; ни небом, потому что оно престол Божий, ни землею, потому что оно подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великаго Царя. Так как иудеи слышали Бога, говорящего: небо престол Мой, земля же подножие ног Моих, то и клялись этими предметами. Но Господь, запрещая им это, не говорит: так как небо прекрасно и огромно, а земля полезна, поэтому не клянитесь, но не клянитесь этими предметам потому, что небо - трон Божий, земля же подножие, чтобы не дать повода к идолопоклонству. Ибо стихии со стороны клянущихся ими признавались за божества, что прежде и было. Ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Один только Бог клянется Самим Собою, как не зависящий ни от кого. А мы не имеем власти над собою, - как же мы можем клясться своею головою? Мы - достояние другого. Ибо если голова - твоя собственность, то измени, если можешь, один волос.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1867...

Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. Моисей повелел, чтобы, если кто возненавидит свою жену, развелся с нею, дабы не случилось худшего, ибо та, которую возненавидели, могла быть и убита, — и дал разведенной разводное письмо, которое называлось отпускным, так чтобы отпущенная никогда не возвращалась к нему и не произошло раздора, когда муж станет жить с другой. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует. Господь не нарушает Моисеева закона, но исправляет его, запрещая мужу по неразумным причинам ненавидеть свою жену. Если он отпустит ее по основательной причине, то есть как прелюбодействовавшую, то не подлежит осуждению, если же помимо прелюбодеяния, то подлежит суду: ибо принуждает ее прелюбодействовать. Но и тот, кто возьмет ее к себе, прелюбодей — ибо, если бы не взял ее, она, может быть, возвратилась бы и покорилась мужу. Христианину должно быть миротворцем и по отношению к другим, а тем более по отношению к своей жене. Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Богом клятвы твои. Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Богом клятвы твои. То есть, когда клянешься, будь правдив. А Я говорю вам: не клянись вовсе; ни небом, потому что оно престол Божий, ни землею, потому что оно подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великаго Царя. А Я говорю вам: не клянись вовсе; ни небом, потому что оно престол Божий, ни землею, потому что оно подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великаго Царя. Так как иудеи слышали Бога, говорящего: небо престол Мой, земля же подножие ног Моих, то и клялись этими предметами. Но Господь, запрещая им это, не говорит: так как небо прекрасно и огромно, а земля полезна, поэтому не клянитесь, но не клянитесь этими предметам потому, что небо — трон Божий, земля же подножие, чтобы не дать повода к идолопоклонству. Ибо стихии со стороны клянущихся ими признавались за божества, что прежде и было.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

Так, например, заповедь: «не убивай» не уничтожается заповедью: «не гневайся»; напротив, последняя служит дополнением и утверждением первой. То же самое должно сказать и о всех прочих. Бросая первые семена Своего нового учения, Христос не навлек на Себя никакого подозрения; но теперь, когда Он начал сравнивать ветхий закон с новым, тем более мог быть подозреваем в противоречии первому, почему предварительно и сказал: «Не нарушить пришел Я, но исполнить». Действительно, заповеди, предлагаемые теперь, уже основывались на прежде сказанном. Так, например, слова: «Блаженны нищие духом» означают то же, что и повеление не гневаться; «Блаженны чистые сердцем» – то же, что и запрещение взирать на жену с вожделением; заповедь – не скрывать себе сокровищ на земле соответствует словам: «Блаженны милостивые». Плакать, претерпевать гонения и поношения значит то же самое, что и входить узкими вратами; алкать и жаждать правды означает не что иное, как требование, выраженное в словах: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» ( Мф. 7:12 ). Когда Христос ублажает миротворца, то высказывает почти то же самое, что выражено в повелении оставить дар, и поспешить помириться с оскорбленным братом и согласиться с соперником. Различие лишь в том, что там Христос исполняющим заповеди обещает награды, а здесь преступающим их угрожает наказанием. Там говорит, что кроткие наследят землю; а здесь – что тот, кто назовет брата своего безумным, будет повинен геенне огненной. Там говорит, что чистые сердцем узрят Бога; а здесь – что воззревший на жену нечистым оком является уже настоящим прелюбодеем. Там миротворцев называет сынами Божиими; а здесь – немиролюбивых устрашает словами: «Чтобы соперник не отдал тебя судье» ( Мф. 5:25 ). Там плачущих и претерпевающих гонения называет блаженными; а здесь, подтверждая то же самое, угрожает гибелью тем, кто не идет этим путем, – так как, говорит, идущие широким путем погибают. Также и слова: «Не можете служить Богу и маммоне» ( Мф. 6:24 ), кажется мне, сходны с изречением: «Блаженны милостивые» и: «жаждущие правды».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Таким определением закона Иисус Христос показал, что муж с женою должны соединяться навсегда и никогда не разлучаться. Следовательно, «как рассекать плоть (тело) есть дело преступное, так и разлучаться с женою – дело беззаконное» 319 . Но такое единение двух в одно несомненно нарушается с появлением третьего лица, завладевающего телом одного из них, вследствие чего происходит раздвоение целого, распадение брачного союза; прелюбодеяние одного из супругов пременяет, пресекает любовь и единение, разрывает, расторгает брак 320 . Супруг-прелюбодей переменяет (слав.: прелюбы творит), променивает чистую супружескую любовь на любовь к третьему лицу, к любодею (любовь деющему), проявляющему, «деющему» к нему любовь нечистую, блудную, греховную. Господь наш Иисус Христос, как Законодатель Нового Завета, требует от Своих последователей высшей нравственности по сравнению с Ветхим Заветом, властно подтверждая святость первобытного закона о браке и его нерасторжимость. Он осуждает всякий развод, не вызванный прелюбодеянием. Расторгнутый не по вине любодеяния брак, как незаконно расторгнутый, считается как бы продолжающимся, и потому вступление разведенных таким образом супругов в новый брак с другими лицами должно считаться прелюбодеянием, нарушением единства плоти их по первому браку 321 . Нарушают это единство и вступающие в брак с такими разведенными и чрез это совместно с ними совершают прелюбодеяние. Вот почему Христос сказал: кто разводится с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует ( Мф.19:9 ), ибо они (оба разведенные супруга) законом Божиим и законом природы все еще соединены друг с другом, хотя и оформили развод на бумаге 322 . Апостол Павел, чтобы сохранить брачные узы христиан нерасторгаемыми, повторяет эту заповедь Господа в Послании Коринфянам и воспрещает новое вступление в брак разведенным, побуждая их таким способом помириться и возвратиться к прежнему браку 323 . Вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, – если же разведется, то должна оставаться безбрачною или примириться с мужем своим, – и мужу не оставлять жены своей ( 1Кор.7:10–11 ). Христианин должен быть миротворцем по отношению к другим (людям), а тем более по отношению к своей жене 324 .

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Там миротворцев называет сынами Божиими; а здесь — немиролюбивых устрашает словами: “Чтобы соперник не отдал тебя судье” (Мф. 5:25). Там плачущих и претерпевающих гонения называет блаженными; а здесь, подтверждая то же самое, угрожает гибелью тем, кто не идет этим путем, — так как, говорит, идущие широким путем погибают. Также и слова: “Не можете служить Богу и маммоне” (Мф. 6:24), кажется мне, сходны с изречением: “Блаженны милостивые” и: “жаждущие правды”. Но здесь, как я и выше заметил, Господь намеревается прежде сказанное изложить яснее, и не только яснее, но еще с дополнениями. Так, например, Он не только повелевает быть милостивым, но еще отдавать с себя и срачицу (сорочку); не только быть кротким, но хотящему ударить в ланиту подставить и другую. Потому-то, чтобы предотвратить мнимое противоречие, Он и говорит, что пришел не разрушить закон, и повторяет это, как и прежде я сказал, не однажды, но два раза, сказавши: “Не думайте, что Я пришел нарушить”, — присовокупляет: “Не нарушить пришел Я, но исполнить”. Далее говорит: “Истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все” (Мф. 5:18). Слова эти имеют такой смысл: невозможно, чтобы закон остался без исполнения, но и малейшая черта его должна быть выполнена, что и доказал Господь Своим примером, во всей точности исполнивши закон. Здесь также Он дает нам разуметь, что и весь мир должен принять иной вид. Не без причины Он сказал так, но с тою целью, чтобы возвысить дух слушателя и показать, что Он праведно поступает, учреждая новые правила жизни; если вся тварь должна принять новый вид, то и род человеческий должен быть призван к другому отечеству — к образу жизни высшей. “Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном” (ст. 19). Устранив от Себя всякое подозрение и заградив уста тех, кто вздумал бы противоречить, Господь начинает уже возбуждать страх и предлагать сильные угрозы для ограждения вводимого Им закона.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1904...

Тема усыновления Богу играет значительную роль у апостола Павла. По его словам, все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии благодаря Духу усыновления, которое приняли уверовавшие во Христа ( Рим. 8:15–16 ). В Послании к Галатам Павел пишет: все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса ( Гал. 3:26 ). В том же послании апостол говорит: ...Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от Жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!» Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа ( Гал. 4:4–7 ). В приведенных цитатах из апостола Павла речь идет об усыновлении людей Богу благодаря вере в Иисуса Христа и проистекающего из этой веры принятия дара Святого Духа. В седьмой заповеди Блаженства усыновление Богу мыслится как следствие нравственного подвига. Этот подвиг, как и в случае других заповедей Блаженств, состоит прежде всего в подражании Иисусу, Который был миротворцем. По словам Иоанна Златоуста , миротворцы исполняют дело Христа, так как «дело Единородного Сына Божия состояло в том, чтобы соединить разделенное и примирить враждующее» 152 . Изначальный смысл заповеди Иисуса о миротворчестве, учитывая общий контекст Блаженств и Нагорной проповеди в целом, относится к области личной, а не общественной нравственности. Тем не менее в расширительном смысле седьмая заповедь Блаженства может быть применена и к политической деятельности, и к роли Церкви как посредника между враждующими сторонами в военном, политическом и гражданском противостоянии. Исполняя эту заповедь, Церковь призвана «осуществлять миротворческое служение как в национальном, так и в международном масштабе, стараясь разрешить различные противоречия и привести к согласию народы, этнические группы, правительства, политические силы». В частности, она «противостоит пропаганде войны и насилия, равно как и различным проявлениям ненависти, способной спровоцировать братоубийственные столкновения » 153 . 8. О гонениях на христиан

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Увидев такое пренебрежительное отношение к деньгам и поняв, что Христос распознал его сребролюбивую душу, Иуда затаился и с этого момента начал искать « удобного случая предать Его ». Блаженный Иероним Стридонский пишет: «Несчастный Иуда! Он хочет ценой Учителя вознаградить тот ущерб, который, по его убеждению, он потерпел через пролитие драгоценной мази. И, однако, он не требует определенной платы (summam), чтобы предательство не показалось как-нибудь совершенным из-за большой прибыли, но продавая как бы дешевое имущество, он оставил на волю покупающих дать столько, сколько им будет угодно » 500 . Кажется, что в словах Иеронима некое противоречие: получается, что Иуда расстроился из-за того, что мимо его ящика прошли триста динариев, и теперь готов предать Христа за ту сумму, которую дадут, предложат сами «покупатели». Предложили тридцать сребреников – за тридцать аргуриа Иуда должен был предать Царя царей, то есть указать место, где Его легче будет арестовать. Аргурион – это сикль. Серебряный сикль был равен четырем динариям, причем дневная плата работника составляла один динарий. Но скорее всего здесь мы видим полное разочарование Иуды во Христе. Он понял, что создаваемая Им Церковь  – это не коммерческий проект, а Церковь нищих, а не богатых, плачущих, а не хохочущих, кротких, а не наглых, алчущих и жаждущих истины, а не с менторским тоном провозглашающим ее, милостивых, а не скряг, чистых в намерениях сердца, а не плетущих интриги, миротворцев, а не агрессоров, гонимых, а не гонителей (см. Мф.5:3–10 ). Пусть те, которые, смотрят на Церковь Христову глазами Иуды, жадными и ненасытными, – всякие «менеджеры от православия» и «коммерческие директора» на территорий храмов и монастырей, – опомнятся и или отойдут в сторону, или покаются. Иначе их конец будет более чем ужасен – веревка без мыла (ибо о мыле ничего не сказано, а о том, что удавился, сказано – см. Мф.27:5 ). Написано: «Проповедуя не красть, крадешь? говоря: “не прелюбодействуй”, прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь? Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога? Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников» ( Рим.2:22–24 ); и еще: «Дети мои! не будьте небрежны, ибо вас избрал Господь предстоять лицу Его, служить Ему и быть у Него служителями и возжигателями курений» ( 2Пар.29:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Уже это одно, не говоря даже о значении скорбей для самого него, неизмеримо ценно в пастырской деятельности: Сам искушен быв по всяческим, он, подобно Спасителю, может и искушаемым помощи ( Евр.11:18 ). «Священники Господни, – говорит о. Иоанн Кронштадтский , – сумейте утешением веры обратить ложе печали страдальца-христианина в ложе радости; сумейте сделать его из несчастнейшего, по его мнению, человека человеком счастливейшим в мире; уверьте его, что в мале быв наказан, он будет великим облагодетельствован ( Прем.3:5 ) по смерти: и вы будете друзьями человечества, ангелами-утешителями, органами Духа Утешителя, миротворцами» 267 . Таким ангелом-утешителем скорбящим и был сам о. Иоанн, таким миротворцем был и св. Иоанн Златоуст , неотразимо убеждавший своих слушателей быть равнодушными к благам мира, особенно к богатству, с легким духом, даже радостно переносить всякие скорби, особенно бедность, и бояться лишь одного – греха, для которого, впрочем, тоже есть неисчерпаемая лечебница – Церковь с покаянием и таинствами. Но главное – это то, что крестный путь – единственно верный путь к возрождению людей. Когда некоторые эллины хотели посмотреть на Иисуса, как на Человека знаменитого, прославившегося дивными чудесами, и обратились для этого к посредству апостолов, то Иисус сказал тем и другим в ответ: действительно, «пришел час прославиться Сыну Человеческому», но только эта слава имеет гораздо более глубокий источник, чем думают эллины и даже апостолы. Ибо Сын Человеческий прославится не за чудеса, ибо это непрочная слава, легковерная, а прославится за страдания; только Его Крест сделается глубоким источником жизни будущих последователей, приобрести которых для Отца и есть истинная слава Сына: Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. И хотя это «возмутило» душу Богочеловека, но, однако, он знал, что нет иного пути к спасению людей, кроме Креста, которым Он доселе прославлял Отца и который должен претерпеть до конца: Что мне сказать ? Отче! избавь Меня от часа сего ? Но на сей час Я и пришел.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Храни крепко упование на Господа, и Он сохранит тебя. Береги благодать от всего дурного в мыслях, словах и поступках, и благость Божия защитит тебя, где бы ты ни был. Богу нужны помощники, а не паникеры. Ключ ко спасению всегда находится в твоих руках. Этот ключ есть полное согласие во Христе ума и сердца. Когда ум обретает сердечное место, появляется прямая возможность стяжать полноту благодати. Смиренный ум и кроткое сердце - это врата твоего спасения. Они открываются всякому человеку в любом месте и в любых обстоятельствах, ибо через эти врата входят в жизнь вечную. Следующий всем сердцем заповедям святого Евангелия не умрет, но будет жить на земле, как соработник у Бога и друг Христов. Возвращение ума в сердце приводит к полному прекращению безнравственных мыслей, а спокойное молитвенное удержание в нем ума становится душевным и телесным здоровьем. Мысли рождаются в уме, а ум исходит из сознания, поэтому возвращение мыслей в сознание, или в сердце, где пребывает Христос, называется истинным сердечным просвещением. Сосредоточение внимания глубоко в сердце, без каких-либо отвлекающих мыслей, есть непосредственное стяжанию благодати. А сосредоточение чистого просвещенного сердца, оставившего все помышления, на Божественной благодати и соединение с ней есть совершенное спасение от грехов, болезней и смерти. Любая болезнь - это, в первую очередь, греховная устрашающая мысль о болезни, ослабляющая душу и тело. Погружение ума с молитвой глубоко в сердце, где нет никаких тревожных мыслей, представляет собой совершенное избавление в сокровенности сердечной от болезней и достижение полной победы с помощью Христовой благодати над всеми мыслями и всяким злом, терзающим человека. Это есть внутреннее Царство Небесное, в которое входят те, кто в неколебимой решимости отказался от своего эгоизма. Ибо там, в сокровенности сердца, пребывает блаженство нищеты духа, блаженство сладостного покаянного плача, блаженство кротости душевной, которая наследует землю, блаженство всепоглощающего алкания и жажды истины Божией, блаженство милосердия сердечного, блаженство святой чистоты внутренней сердечной обители, блаженство обуздания ума и достижения степени миротворцев и молитвенников Христовых, величайшее блаженство смиренного принятия гонения за праведность и за стремление к спасению во Христе и нескончаемое блаженство сердца, претерпевшего поношения, злострадание и злословие ради Возлюбленного Христа и получившего благодатную награду неотмирной любви Христовой и помощи Его, вводящих душу в нескончаемую и нерушимую жизнь вечную: «И победившие зверя и образ его, и начертание его и число имени его, ...поют песнь Моисея, раба Божия, и песнь Агнца, говоря: велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! Праведны и истинны пути Твои, Царь святых!»(Откр.16:8).

http://isihazm.ru/?id=384&sid=31&iid=312...

Человек, лишенный смиренномудрия, не может быть миротворцем. Его попытки «навести порядок» точно описаны знаменитым ответом «армянского радио»: – Скажите, будет ли война между НАТО и Советским Союзом? – Нет, войны не будет, но начнется такая борьба за мир, что камня на камне не останется. Цена добра В Послании апостола Павла к Римлянам есть интересные слова: «Ваша покорность вере всем известна; посему я радуюсь за вас, но желаю, чтобы вы были мудры на добро и просты на зло» ( Рим.16:19 ). О какой мудрости идет речь? Разве для осуществления добра нужно еще что-либо, кроме горячего желания его совершить? Возможно, апостол предостерегает нас от поддельного добра, которого в мире найдется гораздо больше, чем фальшивых денег. Так, например, существует практика благотворительности с целью добиться освобождения от налогов. В некоторых ресторанах имеется специальное предложение: съедая особый гамбургер, цена которого намеренно завышена, вы жертвуете некоторую сумму в фонд помощи детям. Можно ли с чистым сердцем говорить здесь о добре? Быть может, это оригинальная медицинская технология улучшения пищеварения? Ведь еще от профессора Преображенского из «Собачьего сердца» известно, что настроение, с которым человек принимает пищу, влияет на его обменные процессы. Мудрость, различающая подлинные и фальшивые вещи, должна бы нам подсказать, что совершить добро не то же самое, что сделать кому-то приятно. Иначе банщик или массажист окажется добродетельнейшим из смертных. Это не значит оказать кому-то услугу. В этом случае официант – праведник. И даже принести пользу – не то же самое, что сделать добро. Тогда разумные эгоисты, создающие рабочие места в беднейших регионах с целью сократить производственные издержки, должны почитаться наравне со святыми. Сделать добро не так просто, как помыслить его. В Евангелии от Матфея есть слова Христа, указывающие на то, что зло получает бытие очень легко – человеку достаточно его захотеть: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» ( Мф.5:27-28 ).

http://azbyka.ru/semya/muzhskaja-filosof...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010