Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН Николаевич Миротворцев (25.03.1881, дер. Шевырёвка (Елшанка) Саратовского у. и губ.- 18.03.1938, Ухтинско-Печорский ИТЛ), сщмч. (пам. 5 марта, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых), свящ. Из крестьянской семьи. Окончил Саратовскую ДС, был рукоположен во иерея. Служил в храме с. Вязьмина (Вязмина) Петровского у. Саратовской губ., затем в церкви с. Таволожка того же уезда и губернии. Пользовался авторитетом у прихожан. В 1928 г. был на месяц заключен в тюрьму за несдачу «излишков хлеба», в марте и апр. 1929 г. у него было частично изъято имущество за недоимки. В апр. прихожане в отсутствие И. оказали сопротивление изъятию (разграблению) его имущества представителями властей. 6 (по др. данным, 9) нояб. 1929 г. И. был арестован вместе с 3 крестьянами Аткарским райотделом ОГПУ по обвинению в «антисоветской агитации» и заключен в тюрьму Актарска. 24 янв. 1930 г. Особой тройкой при Полномочном представительстве ОГПУ по Нижневолжскому краю приговорен к 5 годам ИТЛ. В 1930-1933 гг. отбывал заключение в Беломоро-Балтийском ИТЛ. По окончании срока заключения служил в храме с. Приимкова Ярославской обл. по приглашению жителей села. В июле церковь была закрыта, И. лишился места службы. 6 авг. 1937 г. арестован и заключен в тюрьму в Ярославле. Обвинен в участии в «церковно-повстанческой контрреволюционной группировке» и в «антисоветской агитации». Виновным себя не признал. 27 сент. 1937 г. Особой тройкой при УНКВД по Ярославской обл. приговорен к 10 годам ИТЛ. В 1937-1938 гг. отбывал наказание в Ухтинско-Печорском ИТЛ. Умер в лагере от тягот заключения. Место захоронения неизвестно. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: ГАЯО. Ф. Р-3698. Оп. 2. Д. С-2848; УФСБ России по Саратовской обл. Д. ОФ-22823. Лит.: Новомученики и исповедники Ярославской епархии/Ред.: прот. Н. Лихоманов. Романов-Борисоглебск (Тутаев), 2000. Кн. 2. Ч. 3. С. 93; ЖНИР. Т. 3: Март. С. 52-55.

http://pravenc.ru/text/469137.html

Отец Павел показывал мне выписку из справочной книги Саратовской епархии за 1912 год. Церковь в Таволожке имела три престола: Всех святых, Покрова Пресвятой Богородицы и Казанской иконы Божией Матери. Приход составляли жители десятка близлежащих деревень, из этих деревень жива сегодня одна Таволожка. За алтарной стеной храма — захоронение: Александра Ивановна Карпова, урожденная Языкова, 1758–1834. До недавнего времени здесь стоял чугунный памятник. В эпоху охоты за металлоломом памятник украли. Сейчас стоит крест с восстановленной надписью. Ведь Александра Ивановна принадлежала к древнему роду Языковых — основателей села.      Таволожка дала России одного революционера-террориста… и одного святого. Главный химик «Народной воли», создатель подпольных динамитных мастерских, член террористической группы «Свобода или смерть» Степан Ширяев, умерший, а по некоторым сведениям, покончивший с собой в Алексеевском равелине Петропавловской крепости в 1881 году, родился именно в Таволожке, в семье управляющего имением упомянутых выше помещиков Языковых, бывшего их крепостного. А о священномученике Иоанне Миротворцеве, умершем в Ухтпечлаге (Коми) в 1938 году, сообщает новенькая мемориальная доска на двухвековой стене храма. Отец Иоанн служил здесь пятнадцать лет; он пользовался таким уважением среди крестьян, что власть, обвинившая его вместе с группой сельских прихожан в «антисоветской деятельности под видом религиозности», не решилась на открытый и показательный процесс: уполномоченный ГПУ решил, что такое слушание дела «не даст положительных результатов и должного эффекта, потому что проходящий по делу возглавляющий группировку священник МиротворцевИ.Н. имеет значительный авторитет и религиозное влияние среди всех прослоек села, и особенно бедноты». Две смерти в неволе — два конца разных, очень разных жизней… Однако отец Иоанн — не единственный в Таволожке пострадавший от гонителей. Список репрессированных православных — начиная со старосты прихода и псаломщика — в домовом храме на стене. Показывая мне этот список, отец Павел, который родом из Вольска, вспоминает о своем дедушке, Якове Васильевиче Корчагине:

http://pravoslavie.ru/133644.html

священника Иоанна Дунаева (1885-1938) священника Иоанна Миротворцева (1881-1938) священника Иоанна Плеханова (1879-1938) священника Иоанна Смирнова (1884-1937) священника Иоанна Талызина (1888-1937) священника Михаила Горбунова (1878-1938) священника Михаила Розова (1889-1941) священника Николая Дунаева (1878-1937) священника Николая Ершова (1888-1937) священника Николая Любомудрова (1862-1918) священника Николая Никольского (1882-1937) священника Николая Орлова (1881-1937) священника Николая Понгельского (1879-1942) священника Николая Розина (1879-1930) священника Николая Ушакова (1876-1937) священника Петра Богородского (1878-1938) священника Петра Григорьева (1895-1937) священника Петра Попова (1895-1937) священника Петра Токарева (1881-1937) священника Сергия Заварина (1885-1938) иеромонаха Алексия (Задворнова; 1882-1937) иеромонаха Геннадия (Летюка; 1874-1941) иеромонаха Григория (Воробьева; 1883-1937) иеромонаха Иерофея (Глазкова; 1889-1937) иеромонаха Мардария (Исаева; 1886-1938) диакона Алексия Введенского (1903-1937) диакона Петра Фаворитова (1867-1931) монахини Анны (Благовещенской; 1898-1937) монахини Марии (Кореповой; 1877 -?) Александра Уксусова (1874-1937) Анастасии Лебедевой (1899-?) Анны Шашкиной (1888-1939) Иоанна Короткова (1885-1941) Марии Даниловой (1884-1946) 3. Прославить как страстотерпцев в сонме новомучеников и исповедников Российских Царскую Семью: Императора Николая II, Императрицу Александру, царевича Алексия, великих княжен Ольгу, Татиану, Марию и Анастасию. В последнем православном Российском монархе и членах его Семьи мы видим людей, искренне стремившихся воплотить в своей жизни заповеди Евангелия. В страданиях, перенесенных Царской Семьей в заточении с кротостью, терпением и смирением, в их мученической кончине в Екатеринбурге в ночь на 4 (17) июля 1918 года, был явлен побеждающий зло свет Христовой веры, подобно тому, как он воссиял в жизни и смерти миллионов православных христиан, претерпевших гонение за Христа в ХХ веке. 4. Внести в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания имена ранее прославленных новомучеников и исповедников Российских в лике местночтимых святых:

http://sedmitza.ru/lib/text/429385/

архимандрита Матфея (Померанцева; † 1918) и Алексия Зверева († 1918); от Чимкентской епархии: священника Афанасия Милова (1877-1937), священника Михаила Макишева (1879-1937), священника Василия Бова (1877-1937), священника Иоанна Смирнова (1872-1937), монаха Михаила (Марченко; 1871-1938; от Ярославской епархии: священника Петра Попова (1895-1937), Александра Уксусова (1874-1937), священника Александра Поздеевского (1868-1940), священника Иоанна Миротворцева (1881-1938), священника Николая Розина (1879-1930?), священника Владимира Виноградова (1874-1919), священника Василия Преображенского (1876-1940), священника Михаила Розова (1889-1941), священника Александра Петропавловского (1884-1937), священника Николая Понгельского (1879-1942), диакона Петра Фаворитова (1867-1931), протоиерея Николая Розова (1879-1941), священника Димитрия Казанского (1884-?), монахини Марии (Кореповой; 1877-?), иеромонаха Алексия (Задворнова; 1882-1937), иеромонаха Геннадия (Летюка; 1874-1941). 3. Передать на решение очередного Архиерейского Собора вопрос об общецерковной канонизации в лике сщенномучеников митрополита Ростовского Арсения (Мацеевича; 1697-1772), в лике святителей Пензенского епископа Иннокентия (Смирнова; 1784-1819), в лике преподобных архимандрита Макария (Глухарева; 1792-1847). 4. Передать на решение очередного Архиерейского Собора вопрос об общецерковном прославлении следующих местночтимых святых: в лике преподобных - иеросхимонаха Иова († 1720) Анзерского, в схиме Иисуса, основателя Голгофо-Распятского Соловецкого скита (память его как местночтимого святого совершается в Соборе Соловецких святых, празднование которого установлено по благословению Святейшего Патриарха Алексия в 1993 году) и преподобных Оптинских старцев (причисление к лику местночтимых святых состоялось в 1996 году): иеросхимонаха Льва (Наголкина; 1768-1841), иеросхимонаха Макария (Иванова; 1788-1860), схиархимандрита Моисея (Путилова; 1782-1862), схиигумена Антония (Путилова; 1795-1865), иеросхимонаха Илариона (Пономарева; 1805-1873), иеросхимонаха Анатолия I (Зерцалова; 1824-1894), схиархимандрита Исаакия I (Антимонова; 1810-1894), иеросхимонаха Иосифа (Литовкина; 1837-1911), схиархимандрита Варсонофия (Плиханкова; 1845-1913), иеросхимонаха Анатолия II (Потапова; 1855-1922), иеросхимонаха Нектария (Тихонова; 1856-1928); иеромонаха Никона (Беляева; 1888-1931) - как преподобноисповедника; архимандрита Исаакия II (Бобрикова; 1865-1938) - как преподобномученика.

http://sedmitza.ru/lib/text/429466/

священника Иоанна (Миротворцева; 1881 †1938) священника Иоанна (Плеханова; 1879 †1938) священника Иоанна (Рудинского; 1867 †1930) священника Иоанна (Смирнова; 1884 †1937) священника Иоанна (Талызина; 1888 †1937) священника Михаила (Горбунова; 1878 †1938) священника Михаила (Розова; 1889 †1941) священника Николая (Дунаева; 1878 †1937) священника Николая (Ершова; 1888 †1937) священника Николая (Любомудрова; 1862 †1918) священника Николая (Никольского; 1882 †1937) священника Николая (Орлова; 1881 †1937) священника Николая (Писаревского; 1868 †1933) священника Николая (Понгельского; 1879 †1942) священника Николая (Розина; 1879 †1930) священника Николая (Розова; 1870 †1930) священника Николая (Ушакова; 1876 †1937) священника Петра (Богородского; 1878 †1938) священника Петра (Григорьева; 1895 †1937) священника Петра (Зефирова; 1879 †1918) священника Петра (Попова; 1895 †1937) священника Петра (Токарева; 1881 †1937) священника Сергия (Заварина; 1885 †1938) иеромонаха Алексия (Задворнова; 1882 †1937) иеромонаха Геннадия (Летюка; 1874 †1941) иеромонаха Григория (Воробьева; 1883 †1937) иеромонаха Иерофея (Глазкова; 1889 †1937) иеромонаха Мардария (Исаева; 1886 †1938) диакона Алексия (Введенского; 1903 †1937) диакона Петра (Фаворитова; 1867 †1931) монахини Анны (Благовещенской; 1898 †1937) монахини Марии (Кореповой; 1877 ††) Александра (Уксусова; 1874 †1937) Анастасии (Лебедевой; 1899 ††) Анны (Шашкиной; 1888 †1939) Георгия (Седова; 1883 †1960) Иоанна (Короткова; 1885 †1941) Марии (Даниловой; 1884 †1946) И святых новомучеников и исповедников Украинских: Анатолия, митрополита Одесскаго (Грисюка; 1880 † 1938) Онуфрия, архиепископа Курскаго и Обоянскаго (Гагалюка; 1885 †1938) Александра, архиепископа Харьковскаго (Петровского; 1851 †1940) Сергия, архиепископа Елецкаго (Зверева; 1872 † 1937) Прокопия, архиепископа Херсонскаго (Титова; 1877 † 1937) Василия, епископа Прилукскаго (Зеленцова; 1870 † 1930) Порфирия, епископа Симферопольскаго и Крымскаго (Гулевича; 1864 †1937) протоиерея Димитрия (Киранова; 1879 †1938)

http://pravoslavie.ru/2368.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Номинант первой Нобелевской Премии Мира Виктор Немеровский о Царе Николае II как миротворце, опередившем своё время 19.11.2022 617 Время на чтение 9 минут Источник: Православие.ру 20 октября (2 ноября по н.ст.) 1894 года в Ливадии скончался Государь Император Александр III Миротворец. На следующий день – 21 октября (3 ноября) – на Всероссийский престол взошел Император Николай II, а Царица Александра Федоровна присоединилась к Православию. 14 (27) ноября того же года состоялось их бракосочетание и Венчание. Каждую неделю жители Пскова, горячо почитающие семью последнего российского Императора, причисленную в 2000-м году к лику святых, молятся ей в Царской часовне. В акафисте Царю Николаю II есть слова: «Радуйся, в житии твоем миротворче». Хотя о Николае II как миротворце, е сожалению, знают далеко не все. Этой более чем актуальной теме посвящена книга «Миротворческая деятельность Императора Николая II (1894–1917 гг.)», написанная Виктором Немеровским, кандидатом педагогических наук, доцентом Псковского государственного университета, автором 16 учебных пособий, 8 монографий по педагогике, истории и спорту, 5 оздоровительно-образовательных технологий, награжденным знаком отличия «Ветеран» Министерства науки и высшего образования РФ. Портрет императора Николая II. 1896. Художник: Илья Репин – Виктор Михайлович, в своей проповеди на день 4/17 июля святитель Иоанн Шанхайский, Западно-Европейский и Сан-Францисский Чудотворец, сказал о том, что Государь Николай II воплотил в себе лучшие черты Царей Дома Романовых, что преступление против него тем страшнее и греховнее, что вместе с ним была убита вся его семья, ни в чем не повинные дети, что такие преступления не остаются безнаказанными. Они вопиют к Небу и низводят Божий гнев на землю. – Святитель Иоанн (Максимович) назвал причину того, что сейчас происходит с нами. Жаль, что не все осознают тот факт, что именно за убийство беззащитного Царя-мученика и его семьи страдает ныне весь русский народ, допустивший страшное злодеяние и безмолвствовавший, когда Царя подвергли унижению и лишению свободы. Владыка Иоанн говорил, что пред униженным, оклеветанным и умученным Царем должна склониться Русь, что Божья Правда требует от нас глубокого осознания греховности содеянного и покаяния перед памятью Царя, что величайшее преступление, совершенное в отношении Царя-мученика Николая II и его многострадального семейства, должно быть заглажено горячим почитанием его и прославлением его подвига.

http://ruskline.ru/opp/2022/11/19/nomina...

Объясняя слова пророка Исайи о Мессии как Миротворце: «И будет Он судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои – на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (Ис.2,4), — святитель Николай задает вопрос: «Исполнилось ли это пророчество о Христе как Миротворце?» Несмотря на то, что и до сего дня идут войны, Сербский Златоуст отвечает на этот вопрос утвердительно [liv] . По словам сербского святого, все люди, которых сотворил Бог, могут ужиться на земле. И пространства, и воздуха дал Бог вдоволь для всех. Но, чтобы жить в мире друг с другом, люди должны проявить добрую волю [lv] , чтобы стать достойными причастниками Божественной благодати. Возможность получить от Бога дар мира, который получили апостолы (ср.Ин.20,19) [lvi] , предотвратить войну, предотвратить новый Каинов грех [lvii] не достигается внешними средствами в сжатые сроки [lviii] . Сначала нужно внутренне преобразиться каждому человеку. Дело это нелегкое и непоспешное. Чтобы исчезли внешние войны между людьми и нациями, каждому человеку надлежит развязать войну против самого себя. Именно такую войну заповедует Евангелие [lix] . Из этих слов святителя видно, что Христос Спаситель Своей смертью сделал всё, чтобы примирить людей с Богом. Однако со стороны людей должно произойти преображение через войну самого человека со своими внутренними врагами – страстями [lx] . «Коль хочешь добиться свободы революцией, — читаем в книге «Мысли о добре и зле», — сначала подними революцию против самого себя и тогда увидишь, что все остальные революции излишни» [lxi] . Святой владыка с сожалением замечает, что главная причина войн — надменное превозношение человека над человеком и народа над народом. От кичащегося высокомерия омрачается ум, и люди не видят Бога. А как только они потеряют Бога из виду, тотчас утрачивают сознание того, что человек человеку брат [lxii] . «Внутреннее богоборчество свершается внешним человекоборчеством, — пишет святитель в своем труде «Символы и сигналы», — внутренняя брань – внешней войной» [lxiii] . По мысли святого, каждый воюет не столько из ненависти к другому, сколько из любви к самому себе. [lxiv] Поэтому в одной из своих молитв святитель просит Господа о том, чтобы Он «спас нас от нас самих» [lxv] , а правило «освободись от самого себя» называет главнейшим правилом нравственности [lxvi] .

http://bogoslov.ru/article/4498619

Размышления о царе-миротворце Император был верующим человеком не для проформы! 1 ноября, 2014 Император был верующим человеком не для проформы! Ровно 120 лет назад, если считать по новому стилю – 1 ноября 1894 года, в Ливадии скончался император Александр III. Так завершилась краткая эпоха царя-миротворца, которую многие считают эталонной для России. Его образ вызывает ностальгию по размеренному величию, по могущественной империи, которая – если смотреть под ракурсом восхищения – развивалась неотступно и почти без потрясений, под праздничный малиновый звон. Реальность была иной, не столь идиллической. Вот я и задал несколько вопросов тонкому знатоку эпохи Александра III, доктору исторических наук, профессору Александру Витальевичу Репникову. Арсений Замостьянов: Когда возникло прозвание «Миротворец»? И насколько точно оно выражает дух царствования.   Александр Репников : «Мирная передышка» в период правления Александра III, конечно, весьма относительна и выглядит таковой только при сравнении с теми войнами, которые вела Россия при Александре II и там более, при Николае II (тем паче на фоне мировой войны). Так, период Брежнева кажется относительно стабильным по сравнению с Карибским кризисом, и тем паче – с распадом СССР. Однако, зерна будущих военных конфликтов были посеяны именно при царе, которого консервативная пресса окрестила «Миротворцем». Внешняя политика России была сначала связана с укреплением «Союза трех императоров», но по мере нарастания недоверия в русско-германских отношениях, каждая из сторон стала искать нового союзника. Пересмотрев традиционную ориентацию на центрально-европейские государства, Россия начинает сближение с Францией. В июле 1891 года в Кронштадт прибывает французская эскадра. Самодержавный император, чествуя французских гостей, стоя выслушал «Марсельезу» и провозгласил тост за здоровье президента французской республики. Одновременно состоялись русско-французские переговоры и в 1891 – 1892 гг. между двумя государствами были подписаны первые документы о совместных действиях на тот случай, если одной из сторон будет угрожать военная опасность со стороны Германии или Австро-Венгрии. Ратификация военной конвенции произошла в 1893 г., закрепив антигерманский союз России и Франции.

http://pravmir.ru/razmyishleniya-o-tsare...

Родившийся в день памяти праведного Иова Многострадального, благочестивейший и многострадальный Царь Николай в дни тяжелейших испытаний проявил терпение, подобное терпению Иова. Задолго до прославления Николая II и его семьи владыка Иоанн призывал всех молиться им, как и великий старец Николай Гурьянов, который называл почитание Царственных мучеников русским народом «духовным щитом России». И сегодня, когда некоторые наши современники продолжают задавать вопрос: «Так кто он, Николай II – святой или Кровавый?», мы не должны сомневаться в его святости. Последний русский Император простил своих убийц и просил не мстить за него и его семью, а помнить, что, хотя зло в мире будет умножаться, не зло победит, а только любовь. В Евангелии говорится: «По плодам их узнаете их» (Мф. 7, 20). А Заповеди блаженства напоминают: «Блаженны миротворцы: яко тии сынами Божиими нарекутся» (Мф. 5, 9). К сожалению, о Николае II как миротворце знают далеко не все. – Виктор Михайлович, в вашей книге содержится много неизвестных фактов, а также пророчества о судьбе России и роли ее последнего Императора. Цитируете вы и святителя Иоанна Шанхайского. – По словам владыки Иоанна, Николай II более всего был похож на Царя Алексея Михайловича Тишайшего, но, безусловно, превосходил его кротостью. Реформы Николая II были реализованы более мудро и без резкости, свойственной преобразователю Петру Великому. Россия восхищается Александром I Благословенным, освободившим Европу от Наполеона, но в более трудных условиях Император Николай Александрович восстал против тирании Тройственного Союза, и не его вина, что Россия не дошла до победного конца. Вслед за Александром II Освободителем Царь Николай II освободил еще большее количество народов, причем не только славянских, но и более 10 других народностей. Идя по стопам своего отца – Александра III Миротворца, Государь Николай II инициировал и реализовал самый гуманный проект Мира, который будет актуален, пока живет человечество. Вся его жизнь была служением Богу и народу. С.Ю. Витте, П.А. Столыпин, В.Н. Коковцов и другие известные государственные деятели рубежа XIX–XX веков свидетельствовали о том, что Николай II одновременно инициировал, курировал и финансировал более 30 миротворческих проектов международного уровня. Он не только инициировал, но и воплотил в жизнь такие проекты века, как Транссиб, ООН, строительство метрополитена. Пользуясь их плодами, мы даже не задумываемся над тем, кого должны за них благодарить. А благодарить мы должны Николая II, который 22 года занимался проектами внутренней и внешней политики России, 18 лет – реформами образования и здравоохранения, 17 лет – Конференциями Мира, 16 лет – военной реформой. Успехи правления Императора Николая II не могут не восхищать даже скептиков.

http://ruskline.ru/opp/2022/11/19/nomina...

1880. Вып. 1-5. 1880-1883. 71.           Поездка в Румынию архимандрита Антонина Капустина (библиографическая заметка)//Новое время. 1880. 1482. 72.           Несколько страниц из хроники южнорусской епархиальной жизни в прошлом (XVIII веке)//РДСП. 1880. 30, 32—34, 37, 41. 73.           Несколько страниц из хроники Киевской епархии XVIII и нач. XIX вв.//КЕВ. 1880. 5, 6, 10, 11. 74.           Указатель Церковно-археологического музея при Киевской духовной академии. Киев, 1880. 75.           Значение Пушкина в украинской литературе (речь)//Киевлянин. 1880. 1. 76.           Миниатюры и заставки в греческом Евангелии XI—XII вв. и отношение их к мозаическим и фресковым изображениям в Киево-Софийском соборе//ТКДА. 1881. 5. 77.           Японская коллекция в Церковно-археологическом музее//КЕВ. 1881. 12. 78.           О степени самобытности украинской литературы XIX века//Киевлянин. 1881. 38, 39, 44, 52, 63, 64, 69, 89. 79.           Дополнение к " Святительским песням " Лескова//Исторический вестник. 1881. 6. 80.           Раскол и единоверие в царствование императора Николая I//РДСП. 1881. 30, 34, 36-38, 40, 42. 81.           Раскол и единоверие с царствования Екатерины II до царствования Николая I//ТКДА. 1881. 8, 9. 82.           V археологический съезд в Тифлисе//Московские ведомости. 1881. 259, 260, 262, 267, 271, 274, 276, 282. 83.           Рукописная " четья " 1397 года западнорусского происхождения//Русский филологический вестник. 1881. 3. 84.           Раскольничьи дела четверть века тому назад//Русский вестник. 1881. 12. 85.           Материалы для истории Южной и Западной России в епархиальных ведомостях за прошлый (1881) год//Юг. Одесса. 1882. 2. 86.           Поездка на V археологический съезд в Тифлис//ТКДА. 1882. 2. 87.           Преосвященный Филарет Рижский как первый председатель Церковно-археологического общества. Киев, 1882. 88.           Записка о состоянии Церковно-археологического общества при Киевской духовной академии за первое десятилетие его существования//ТКДА.

http://bogoslov.ru/person/401224

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010