Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГУСЕВ Дмитрий Васильевич (1845, Пензенская губ.- 19.10.1894, Казань), проф. КазДА, патролог. Род. в семье псаломщика. Окончил Пензенскую ДС, в 1870 г.- КазДА. Его однокурсниками в академии были М. И. Богословский , Ф. А. Курганов , Н. П. Остроумов , Н. Ф. Красносельцев и А. В. Вадковский (впосл. митр. С.-Петербургский Антоний ), вместе с ним отобранные для работы на доцентских должностях ректором архим. Никанором (Бровковичем ; впосл. архиепископ Херсонский). С 20 нояб. 1870 г. Г. исполнял должность доцента КазДА кафедры патрологии. В апр. 1871 г. удостоен степени магистра богословия за соч. «Ересь антитринитариев III в.». С июня 1878 по янв. 1882 г. был членом комиссии КазДА по объяснению неудобопонятных слов и выражений в пророческих книгах Свящ. Писания (в т. ч. в Книгах пророков Исаии, Иезекииля, Даниила, Малахии и Осии). С мая 1885 г. экстраординарный профессор. Г. считается основателем казанской школы патрологии. Оказал влияние на формирование научных взглядов и интересов Л. И. Писарева , П. П. Пономарёва , прот. Н. П. Виноградова , П. П. Мироносицкого , А. Н. Потехина, А. И. Дружинина, Н. В. Петрова и др. Был одним из первых, кто отметил талант и «выдающееся философско-богословское развитие» В. И. Несмелова , который считал себя его учеником. Значительная часть трудов Г. появилась в печати уже после его смерти. В 1895-1899 гг. под редакцией Потехина были изданы «Чтения по патрологии» - первый систематический курс (после соч. Черниговского архиеп. Филарета (Гумилевского) «Историческое учение об отцах Церкви»), к-рый имел широкое распространение и применялся во всех ДА. Н. Н. Глубоковский отмечал, что Г. видел в патрологии «двоякий интерес - исторический, как истории древней церковной литературы, параллельной со светской, и догматический, где она, наряду с теоретическим изложением в догматике, дает историческое раскрытие (формирование) христианской вероучительной системы, следя за этим у всех церковных авторов и отмечая у каждого из них по преимуществу характерное для него и отличное от других» ( Глубоковский. С. 42-43). Г. также является автором статей о жизни и творениях сщмч. Поликарпа, еп. Смирнского, сщмч. Игнатия Богоносца, еп. Антиохийского, мч. Иустина Философа, Тертуллиана, свт. Феофила, еп. Антиохийского, сщмч. Киприана, еп. Карфагенского.

http://pravenc.ru/text/168412.html

Харлампиевский Михаило-Архангельский храм (Иркутск) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Харлампиевская церковь (также Михаило-Архангельская Харлампиевская церковь, Морской храм) — православный храм в Иркутске, расположенный в историческом центре города на улице 5-й Армии. Один из старейших православных храмов Иркутска. Содержание История [ править править код ] Михаило-Архангельская Харлампиевская церковь, как и большинство иркутских храмов, первоначально была деревянной. Она была выстроена на средства посадского Емельяна Югова – мореплавателя и торговца – в 1738 году. Нижний ее придел во имя священномученика Харалампия был освящен святителем Иннокентием (Неруновичем) 24 января 1739 года. Верхний придел, как сообщает Летопись иркутского купца третьей гильдии Василия Кротова, строили казаки и 18 июня 1746 года наместником Вознесенского монастыря, архимандритом Нафанаилом. Он был освящен во имя архистратига Михаила. В этом же году прихожане начали подписной сбор средств для строительства каменного здания церкви. Почти через тридцать лет, в 1777 году, когда вкупе с капиталом купца Емельяна Югова, оставшимся от постройки деревянной церкви и пожертвованными купцом Василием Балакшиным 15 тысячами рублей, набралась необходимая сумма, иркутский архиепископ Михаил (Миткевич) заложил фундамент для строительства каменной церкви. За четверть века – с 1779 по 1806 год – Харлампиевская церковь стала двухэтажным пятипрестольным храмом. 6 сентября 1782 в новом каменном здании был освящен нижний престол во имя архистратига Михаила, поэтому вся церковь стала именоваться Архангельской. Через два года, 23 августа 1784 года, был освящен северный придел во имя свщмч. Харалампия. Эти два придела зимнее время отапливались, для чего закупали до 45 саженей дров. На втором этаже один за другим было освящено три летних придела – св. Жен Мироносиц – 22 августа 1787 года, Успения Божией Матери – 15 августа 1790 года и св. Иннокентия Иркутского в 1806 году. В 1878 году предел св. Иннокентия Иркутского был упразднен и объединен в один – Жено-Мироносицкий.

http://azbyka.ru/palomnik/Харлампиевский...

Эта солея должна быть ограждаема перилами, для того чтобы предстоящие не могли подходить близко к иконостасу и не препятствовали бы священнослужащим свободно проходить из алтаря в храм и из храма в алтарь. г) На середине церкви, перед самыми Царскими Вратами поставляется небольшое возвышение, называемое амвон, что по-русски значит «восхождение». «Он знаменует тот камень, с которого Ангел благовествовал женам-мироносицам воскресение Спасителя. Он устраивается среди церкви для того, чтобы возглашаемые на амвоне ектении и особенно читаемое на нем Евангелие были слышнее и внятнее для народа, так как и Сам Господь проповедовал большею частию среди народа и с возвышенных мест». (См. «Поучения», свящ. К Стратилатова). д) На солее по правую и левую сторону амвона, почти во всяком храме, вы увидите особые места для низших членов клира и певцов. Места эти называются клиросами 19 . Здесь же вы можете заметить и так называемые хоругви 20 ; это – прикрепленные к древку священные изображения, сделанные на полотне или на металле, в виде знамени, с крестом наверху. Хоругви представляют победные знамена Христовой Церкви над врагами спасения и назначаются собственно для употребления в крестных ходах. Употребление их введено с IV века. Известно, что первая хоругвь в храме была поставлена при равноапостольном царе Константине Великом . Вот как описывают эту хоругвь: «На длинном, покрытом золотом, копье был вверху поперечник, образовавший с копьем образ креста. На самой вершине копья неподвижно лежал венок из драгоценных камней и золота, а в венке – начальные буквы имени Христова. На поперечнике креста висел тонкий плат, царская ткань, покрытая драгоценными камнями... Плат этот был вышит золотом, имел одинаковую широту и долготу и, блистая лучами света, казался зрителям невыразимо красивым. Нижний конец копья был очень длинен. При самой верхней части ткани, под знаком креста, висело грудное изображение царя Константина и его детей. Это изображение сделано было из золота». («Душеполезное чтение», 1878 г., декабрь).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Калуга. Церковь Василия Блаженного. Добавить фотографии Фото конца 19 века с колокольни Благовещенского храма. В левом углу кадра церковь Жен-Мироновиц, в правом - церковь Василия Блаженного (источник - http://kompas-kaluga.ru/historyitem/289/) Иванов Дмитрий 1 января 1878 Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Церковь Василия Блаженного, она же Троицкая, в описи 1626 года значится «Церковь Василия Великого в остроге ж на посаде». В описи 1685 года она названа с четырьмя колоколами, деревянная. В 1742 году после пожара она выстроена приходскими людьми и вкладчиками каменной и находилась на площади около Никитской церкви с северной ее стороны, на месте, известном под именем Никитского кладбища. Отсюда в 1801 году по обветшалости и по расселении по новому плану города она была разобрана и перенесена на теперешнее место в северную часть города, в Солдатскую слободу. На этом месте в XVII веке было кладбище – в поле; и еще в половине XIX века за алтарем были находимы надгробные каменные памятники. Здесь стояла каменная часовня во имя Казанской Божией Матери, принадлежавшая Мироносицкой церкви. Главный престол в церкви во имя святой Троицы, правый придел во имя святого Василия блаженнаго, а левый во имя святого мученика Власия. Трапеза была распространена в 1830 году; второй придел построен в 1855 году. Колокольня построена в 1830 году. Благотворителем этой церкви был митрополит Иона, который был сыном причетника этой церкви и жил в детстве сиротой в церковной сторожке со слепой бабкой. Впоследствии, в благодарность за приют, он жертвовал более двадцати тысяч рублей серебром. На его средства построена колокольня, расписан храм, приобретены многие вещи из утвари. (Д.И. Малинин «Опыт исторического путеводителя по Калуге и главнейшим центрам губернии») Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=02631

По сведениям прав. Евфимия Такаишвили, в 1-й пол. XIX в., во время обновления храма, стены полностью расчистили, при этом были уничтожены ценные исторические надписи. В кон. 90-х гг. XX в. в церкви провели ремонтные и восстановительные работы, очищены и оштукатурены стены, обновлено покрытие кровли, двор выложен гранитными плитами. В 1998-2000 гг. Д. Хидашели и М. Чакветадзе осуществили роспись храма. В 2001 г. в юж. нефе был устроен придел во имя Жен-мироносиц. Колокольня И. была построена в 1656 г. по заказу Бежана Чхеидзе и настоятеля церкви о. Николая. Строение расположено в 20 м от церкви и представляет собой 3-ярусную, сужающуюся кверху башню (6,25×4,95 кв. м), сложенную из грубо тесанных квадров песчаника. В кон. XIX в. колокольня была отреставрирована, с юж. стороны была пристроена маленькая беседка. Ограда (40×25 кв. м, высота до 2 м) сооружена также в 1656 г. из квадр известняка; в нач. XIX в. вход на территорию мон-ря был перенесен на юго-вост. сторону, в юж. часть ограды встроена башня. Кельи и др. постройки примыкают к ограде. Ист.: Brosset M. F. Rapports sur un voyage archéologique dans la Géorgia et dans l " Arménie, exécuté en 1847-1878. St.-Pb., 1851. Vol. 3. Р. 106; Такаишвили Е. Три исторические хроники. Тифлис, 1890. С. 21 (на груз. яз.); Древности Грузии/Сост.: Е. Такаишвили. Тифлис, 1910. Т. 3. С. 126, 132-133 (на груз. яз.); Авалишвили Г. Путешествие из Тбилиси в Иерусалим/Исслед., словарь, указ.: Е. Метревели. Тбилиси, 1967. С. 13 (на груз. яз.); Вахушти Багратиони. История царства Грузинского//КЦ. 1973. Т. 4. С. 377. Лит.: Габашвили Ц. Порталы в груз. архитектуре. Тбилиси, 1955. С. 74; Беридзе В. Древнегрузинская архитектура. Тбилиси, 1974. С. 15-18 (на груз. яз.); Описание ист. и культурных пам-ков Грузии. Тбилиси, 1990. Т. 5. С. 434-436 (на груз. яз.); Рчеулишвили Л. Очерки истории искусства Грузии. Тбилиси, 1994. С. 434-436 (на груз. яз.); Качарава Э. Доротеоз III//Груз. католикосы-патриархи. Тбилиси, 2000. С. 101-102 (на груз. яз.); Гуниа И. Монастыри Грузии. Тбилиси, 2005. С. 127-128 (на груз. яз.); Лацибидзе Т. Итриа: Древнейшие селения Хашурского р-на и их история. Хашури, 2010 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/1237727.html

назначен архиепископом Варшавским и Привислинским. В 1915 г. покинул Варшаву и в том же году умер. См. о нем далее в воспоминаниях Н.А. Ильинского; Т.А. Богданова, А. Миронович. Архиепископ Николай (Зиоров)//Православная энциклопедия. Т.  С. 322-328. Н. И[льинск]ий. К полугодовому дню кончины высокопреосвященного архиепископа Николая//ВЕВ. 1916. 12. С. 233-239; 13. С. 248-252. Отзывы о вл. Николае есть в воспоминаниях митр. Арсения (Стадницкого), прот. Георгия (Шавельского), А.Н. Львова. Молитва перед учением: Преблагий Господи, ниспосли нам благодать Духа Твоего Святаго, дарствующаго смысл и укрепляющаго душевныя наши силы, дабы, внимая преподаваемому нам учению, возросли мы Тебе, нашему Создателю, во славу, родителем же нашим на утешение, Церкви и отечеству на пользу. Вероятно, имеется в виду кондак в неделю сыропустную: «Премудрости наставниче, смысла подателю, немудрых наказателю, и нищих защитителю, утверди, вразуми сердце мое Владыко. Ты даждь ми слово, Отчее Слово, се бо устне мои не возбраню, во еже звати Тебе: Милостиве, помилуй мя падшаго». Это молитву предписывал читать перед началом занятий свт. Тихона Задонский (см. Свт. Тихон Задонский. Инструкция учителям, «како им в должности звания своего поступать»//Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского. Т. 1. М., 1889. С. 243) Ирмос пятой песни воскресного канона четвертого гласа. По описанию реалий Вологодской семинарии начала 1890-х И.Г. Шадрина для самостоятельных занятий ученики пользовались свечами (см. И.Г. Шадрин. Бурса. Пг. 1917). Архиепископ Димитрий (Климент Иванович Муретов; 1811 - 1883). С 1851 епископ Тульский, с 1857 епископ, затем архиепископ Херсонский, с 1874 г. архиепископ Ярославский, с 1876 г. – Волынский, с 1882 г. возвращен на Херсонскую кафедру. Епископ Хрисанф (Владимир Николаевич Ретивцев; 1832 — 1883). С 1874 г. – епископ Астраханский и Енотаевский, с 1877 по 1879 г. – епископ Нижегородский и Арзамасский. Волоцкой Дмитрий Владимирович (1826–1892) отставной поручик, губернский предводитель дворянства (1878–1892).

http://bogoslov.ru/article/6174500

Поэтому-то многие художники, иконописцы и издатели священно-Библейских изображение вовсе воздерживается от изображения Воскресения Христова , представляя, вслед за погребением Христа, явления ангелов и Христа Спасителя ученицам и ученикам Господа Иисуса. Так, в роскошном и дорогом иллюстрированном издании 1878 года Библии в русском переводе, исполненном св. Синодом, с 230 рисунками европейского художника-библииста Доре, равно как иллюстрированном ученом издании 1870 года «Толкового Евангелия на славянском и русском наречии», известного епископа Михаила – нет вовсе изображения Воскресения Христова. Вслед за погребением Христа Спасителя в этих изданиях представляется прямо уже благовестительное «Явление ангела мироносицам» 4 . равным образом при издании сведений о Праздниках, по классическому труду прот. Дебольского, помещенных в известном ученом, роскошном и полнейшем сборнике «Житий Святых» Филарета, архиепископа Черниговского, изд. 1885 года, с изображениями святых и всех Праздников, специалиста по иконописанию, известного академика Ф. Г. Солнцева, и при таких же изображениях Праздников в книгах «Жития Святых», С. Дестунис, издания 1886 года, – нет вовсе изображения Воскресения Христова, при описании великого события Воскресения, изобразил «Изведение Праотцов из ада» 5 Воскресшим Христом. На эту широкую и общую тему в Евангельских повествованиях нет стеснения благочестивой и художнической фантазии, и это изображение у академика Солнцева прекрасно и полно библейских идей. Такое же изображение «Изведение Праотцов из ада» помещено в «Иллюстрированном Православном Церковном Календаре», при описании Воскресения Христова в день Св. Пасхи 6 . Также еще и в брошюре, издания Сытина и К текущего 1889 года, озаглавленной «Двунадесятые праздники и Воскресение Христово – нет изображения Воскресения Христова, а вместо него помещено фантастическое представление изведения праотцов из ада 7 . С другой стороны везде, где только встречаются не только художнические картины, а именно иконографические изображения с названием их «Воскресением Христовым», они представляют неверное, извращенное, изумительное, неприличное изображение не только главных идей таинственного Воскресения Христова, но даже обстоятельств исторических и предметов реальных, относящихся к этому великому событию и определенно описанных в Святых Евангелиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Evstafij_Voron...

18-го Апреля 1876 года в неделю св. жен Мироносиц было приступлено к сломке церкви, о чем прихожане были оповещены еще в предшествовавшее воскресенье — Фомино. За литургией, которая 18 Апреля совершалась в последний раз в старой церкви, собрались почти все прихожане. По окончании богослужения местным священником был объявлен указ Консистории о дозволении церковь сломать и из стен ее устроить богадельню и училище. Приступили к сломке. Прежде всего священнослужителями были сняты с престола и жертвенника их свв. принадлежности: кресты, Евангелие, священные сосуды и проч., далее — совлечены облачения, а за тем по частям разобраны и самый престол с жертвенником, и положены вместе с ветхим их облачением на особо устроенные носилки.  В то время, как в алтаре священнослужители разбирали престол с жертвенником, внутри храма прихожане поднимали св. хоругви и иконы, изготовляясь к предстоящему крестному ходу, который, как скоро было все готово, и направился на реку Ежать по уставному порядку: позади хоругвей и св. икон были несены престол с жертвенником и их облачением, далее шли священники в полном облачении и причт с пением по-порядку октоиха воскресных богородичных. На берегу реки Ежати крестный ход остановился вокруг заранее приготовленного и разведенного огня, на котором, при пении священных псалмов и были сожжены престол с жертвенником и их обветшалые одежды. Зола и угли, оставшиеся от сгоревших престола и жертвенника были повержены в текучую воду, причем многие из усердствующих кинулись собирать угольки как святыню, плывшие поверх речной воды. Покончив сожжение престола и жертвенника, крестный ход возвратился к старой церкви, где и остановился. В это время были сняты с нее кресты и на блоках спущены на землю. Затем был разобран по частям иконостас, после чего иконы. Части разобранного иконостаса и все церковные вещи в сопровождении настоящего крестного хода были перенесены в новую церковь. В том же 1876 году, в силу указа Консистории, из стен старой церкви была перестроена богадельня (к сожалению сгоравшая в пожаре 2 Октября 1885 года, от которого была в большой опасности и новая церковь) и выстроено сельское приходское училище, открытое с 1 Марта 1878 года и содержимое на счет земства, в котором обучается ежегодно до 30 мальчиков и по несколько девочек.

http://sobory.ru/article/?object=52668

На втором этаже один за другим было освящено три летних придела – св. Жен Мироносиц – 22 августа 1787 г., Успения Божией Матери – 15 августа 1790 г. и св. Иннокентия Иркутского в 1806 г. В 1878 г. предел св. Иннокентия Иркутского был упразднен и объединен в один – Жено-Мироносицкий. В одной связи с церковью была построена каменная колокольня. 24 декабря 1797 г. на нее был поднят большой колокол весом 263 пуда 20 фунтов, «особенное усердие к созиданию» которого имели иркутские купцы М. Сибиряков и староста церкви А. Апрелков. Храм имел богатую церковную утварь и ризницу. По свидетельству летописцев, иконы были украшены серебряными под золото ризами, общий вес которых составлял более 7 пудов. В народе Харлампиевский храм зачастую называли «морским». Величественная снаружи и благолепная внутри, Харлампиевская церковь ремонтировалась и украшалась за счет своих прихожан и жертвователей, среди которых были представители известных купеческих династий Хаминовых, Трапезниковых, Сибиряковых, Портновых, купеческие компании которых организовали ряд морских экспедиций на Камчатку, Алеутские, Курильские острова. Прихожанином церкви был и знаменитый мореплаватель Григорий Шелихов. Церковь была построена в «русском стиле морских открытий» и была связана с освоением русскими Америки и открытиями русских купцов-мореплавателей. Здесь благословляли моряков уходящих в морские экспедиции по дальнейшему освоению Сибири и русского Севера. Не случайно, 5 марта 1904 г., именно в Харлампиевском храме города Иркутска состоялось венчание потомственной дворянки Софьи Федоровны Омировой и 29-летнего лейтенанта флота Александра Васильевича Колчака, возвращавшегося из полярной экспедиции. Исследованиям ледовой обстановки в русской Арктике и сбору базы данных для будущей навигации по Северному морскому пути Колчак посвятил около пяти лет. Именем адмирала Колчака назовут остров в Карском море и мыс. Позднее советское правительство «отменит» имя первооткрывателя. Такие церкви, как Харалампиевская, надолго определили особенности церковного зодчества Сибири. Много раз храм страдал от разрушительных землетрясений, в страшном пожаре 1879 г. выгорели незадолго до этого отремонтированные верхние приделы, пострадала колокольня и ограда, и каждый раз прихожане возвращали храму его великолепие. Эффектность объемного построения, острота силуэта, изящные надоконные картуши трапезной и четверика, рельефные дуги и завитки и сейчас восхищают нас своей изысканностью.

http://sobory.ru/article/?object=14372

1957. 7. С. 56. 11 Книга хожений. Записки русских путешественников XI–XV вв. М., 1984. С. 29; Библиотека литературы Древней Руси. Т. 4: XII век. СПб., 1997. С. 30, 31; Малето Е. И. Антология хожений русских путешественников XII–XV века: исследование, тексты, комментарии. М., 2005. С. 165. 14 Антонова В. И.; Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XI — начала XVIII вв.: Опыт историко-художественной классификации: В 2-х т. Т. 1: XI —начало XVI века. М., 1963. С. 143. 92; С. 333. 277; Там же. Т. 2: XVI–XVIII. М., 1963. С. 19. 354; Николаева Т. В. Древнерусская живопись Загорского музея. М., 1977. С. 55. С. 94–95. 16 Там же. Т. 1. С. 152. Прим. 1; С. 155. 106; Силкин А. В. Строгановское лицевое шитьё. М., 2002. С. 268. 18 Там же. С. 138. 527; С. 357. 846; Николаева Т. В. Древнерусская живопись Загорского музея. С. 56. Смирнова Э. С.; Лаурина В. К.; Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода. XV век. М., 1982. С. 338–339. 75. 23 Makarij Archimandrim (Veremennikov). Die Kirche der apostelgleichen Maria Magdalena zu Weimar. Smudien zu ihrer Geschichme (OIKONOMIA, Bd. 38). Erlangen, 1999; Он же. Храм святой равноапостольной Марии Магдалины в Веймаре//Альфа и Омега. 2000. 1(23). С. 109–127. Об алтарном образе Марии Магдалины, написанном немецким художником в западном стиле, см. Игумен Макарий. Памяти протоиерея Стефана Сабинина//Журнал Московской Патриархии. 1984. 4. С. 17. На титульном листе книжечки Е. Н. Воронцова имеется надписание “В память священного коронования ея Императорского величества государыни императрицы Марии Феодоровны”, см. Воронцов Е. Н. Житие святой равноапостольной мироносицы Марии Магдалины. М., 1883. 24 Протоиерей Н. Раевский. Избранные слова и речи. СПб., 1861. С. 148–149; Архиепископ Павел. Слова и речи. Б. м., 1878. С. 478–487; Протоиерей А. Иванов. Проповеди, речи и беседы. Тула, 1887. С. 183–194; Епископ Екатеринославский и Таганрогский Августин. Сборник слов, поучений, бесед, речей и кратких благочестивых размышлений. Вильна, 1893. 27 Начиная с XIV века на Русь ехали из Византии старцы, которые просили материальную помощь и везли на Русь святые мощи.

http://pravmir.ru/svyataya-ravnoapostoln...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010